јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> Ё ќЋќ√»„≈— »≈ “–ќѕџ

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

√лава 1. Ёкологические тропы Ц от идеи до проекта *

я.». ќрестов, Ќ.Ќ. Ѕуторина

1.4. ѕодготовка проекта экотропы

ќт красивой идеи до регул€рной эффективной работы экологической тропы необходимо: 1) разработать комплексный проект экологической тропы; 2) оборудовать маршрут экотропы на местности (укрепление дорожного полотна, установка информационных стендов и т.д.) на основании проектных разработок; 3) обеспечить ресурсы дл€ обслуживани€ экотропы (развитие экскурсионных программ, издание путеводителей, своевременный ремонт и обновление маршрутных элементов).

–ассмотрим подробнее стадию проектной подготовки маршрута.

»нициаторы создани€ тропы сталкиваютс€ в жизни с разными исходными ситуаци€ми.

Ќапример, выбор трассы экотропы совпадает с давно используемым маршрутом и не требует капитального благоустройства. «амечательно, но дл€ информационного насыщени€ тропы об€зательно потребуютс€ проектные материалы, предлагающие оптимальное решение дл€ организации экологического просвещени€ на данной экотропе. Ёто Ц обоснование необходимости информационных аншлагов, разработка их содержани€, дизайна, рабочие чертежи дл€ изготовлени€. Ёто Ц подробные справочные материалы дл€ экскурсоводов, собирающихс€ работать с посетител€ми на этой тропе (так называемый Ђконтрольныйї текст и дополнительные справочные сведени€). ¬ проект желательно включить макет буклета-путеводител€. ѕроект также должен содержать механизм обслуживани€ данной тропы (как о ней узнают посетители, где смогут получить путеводители и т.п.).

–ассмотрим другой случай, когда маршрут тропы выбран, утвержден, но его состо€ние требует значительного благоустройства дорожного полотна тропы. ѕроектные материалы должны содержать детальные схемы и чертежи предлагаемого обустройства маршрута дл€ обеспечени€ его безопасного прохождени€. Ѕлок информационного содержани€ тропы также готовитс€ в проекте в полном объеме.

Ѕывают ситуации, когда выбран природный участок с сетью существующих тропинок и стоит задача разработки экологической тропы Ђпод ключї. ¬ таком случае, в проекте обосновываютс€ и лини€ маршрута, и его необходимое благоустройство, и организаци€ его использовани€ с соответствующими информационными материалами.

¬се эти варианты можно объединить в общий ѕлан комплексного проекта экотропы:

1.  онцепци€ экотропы (краткое описание линии маршрута, цели, за дачи, целевые группы посетителей, основные темы информационного насыщени€, прот€женность, способ передвижени€, средн€€ продолжительность посещени€, сезонность, правила посещени€).

2. ќценка современного состо€ни€ маршрута.

3. –абочий проект обустройства трассы маршрута:

  • “опографический план местности (ћ 1:2000 и мельче), включающий трассу тропы.
  • √енеральный план тропы (ћ 1:1000 или 1: 500) Ц с указанием размещени€ площадок отдыха, видовых точек, информационных стендов, со схемами строени€ дорожного полотна, планом санитарно-оздоровительных меропри€тий. „асть информации может быть вынесена на отдельные чертежи.
  • ‘рагменты отдельных участков тропы в более крупных масштабах (1:200, 1:100), показывающие план точного размещени€ малых архитектурных форм (ћј‘), детальной планировки лестниц, видовых площадок и т.п.
  • ѕеречень информационных стендов и ћј‘.
  • Ёскизы информационной части стендов.
  • „ертежи конструкций стендов и ћј‘.

4. »нформационные материалы дл€ организации экологического просвещени€ на маршруте экотропы.

5. —мета затрат на обустройство маршрута (включающа€ стоимость малых архитектурных форм и расчет затрат на линейное благоустройство маршрута) и издание необходимых информационных материалов.

ќсновные блоки данного ѕлана могут включатьс€ в проектные разработки конкретного маршрута в различной степени подробности, в зависимости от технического задани€ проектировщиков.

Ѕольшой доказательной силой обладают фотоматериалы по маршруту, включенные в ѕо€снительную записку ѕроекта. ќни позвол€ют нагл€дно проиллюстрировать обоснованность прин€ти€ тех или иных проектных решений, помогают согласовать проект в различных инстанци€х.

√рамотно составленный проект может быть впоследствии передан непосредственным исполнител€м работ и требует минимального количества по€снений.

ѕроектно-изыскательские работы при устройстве экологических троп

÷елью проведени€ проектно-изыскательских работ при устройстве троп €вл€етс€ создание плановой основы дл€ разработки генплана экотропы, определение состава и объема строительных, лесохоз€йственных и других видов работ.

ќстановимс€ подробнее на случае разработки проекта экотропы на площад€х лесного фонда. ѕри выборе трассы маршрута большую помощь может оказать предварительное изучение лесоустроительных материалов. ѕри составлении плановой основы по материалам маршрутных изысканий и проекта подготовительных работ и санитарно-оздоровительных меропри€тий можно использовать приведенные ниже рекомендации.

1. ѕредварительное изучение и анализ лесоустроительных материалов

Ћесоустройство Ц наиболее подробный метод изучени€ и описани€ лесного фонда. ѕри необходимости анализа больших лесных территорий с целью выбора маршрута лесоустроительные материалы могут оказать существенную помощь.

—огласно ЂЋесному кодексуї, лесоустройство должно проводитьс€ раз в 10 лет или раз в 5 лет в зависимости от группы и ценности лесов.

Ћесоустройство бывает 1-го, 2 и 3-го разр€дов. ”стройство 2-го и 3-го разр€дов проводитс€ менее дробно и с меньшим количеством показателей, чем 1-го разр€да. ”стройство по первому разр€ду проводитс€, как правило, дл€ городских, особо ценных лесов, лесов рекреационного назначени€, в лесопарковом по€се. ќчевидно, что как раз в таких лесах может понадобитс€ сеть экологических маршрутов.

ѕри проведении лесоустройства в полевой период таксатор проходит и описывает по специальной форме все лесные однородные участки леса (выдела) и открытых площадей (если они вход€т в лесной фонд).  ак правило, если лесоустройство проводитс€ регул€рно, то сравнением материалов разных периодов можно вы€вить динамику в развитии древостоев. ¬ об€занности лесоустроител€ входит описание не только породно-возрастного состава насаждени€ (Ђнасаждениемї в лесоустройстве называетс€ любой лес независимо от его происхождени€), но и почвенных условий, напочвенного покрова, подроста и подлеска, проходимости и просматриваемости (крайне важные дл€ экотроп показатели!), а также, при ландшафтной таксации, типа пространственной структуры. Ћесоустроитель определ€ет санитарно гигиеническую оценку, рекреационную оценку, оценку степени рекреационной деградации лесной среды, типа и состо€ни€ существующей дорожно-планировочной сети. ѕри добросовестной работе таксатора такой материал бесценен дл€ проектировани€ маршрутов.

Ў јЋј –≈ –≈ј÷»ќЌЌќ… ƒ≈√–јƒј÷»» Ћ≈—Ќќ… —–≈ƒџ

—тади€ деградации ’арактеристика
1 ѕризнаков нарушени€ лесной среды нет, рост и развитие деревьев и кустарников нормальные, механические их повреждени€ отсутствуют, подрост -(разновозрастный) и подлесок жизнеспособные, моховой и трав€ной покров характерные дл€ данного типа леса видов, подстилка (пружин€ща€) не нарушена.–егулирование рекреации не требуетс€.
2 Ќезначительное изменение лесной среды и ухудшение роста и развити€ деревьев и кустарников, единичные их механические повреждени€, подрост (разновозрастный) и подлесок жизнеспособные, средней густоты; имеют до 20% поврежденных и усохших экземпл€ров. ѕроективное покрытие мхов до 20%. трав€ного покрова Ц до 50% (из них 1/10-луговой), нарушение подстилки незначительное, почва и подстилка слегка уплотнены, слегка нарушены, отдельные корни деревьев обнажены, вытоптано до минеральной части почвы до 5% площади. “ребуетс€ незначительное регулирование рекреации.
3 «начительное изменение лесной среды, рост и развитие деревьев ослабленные, до 10% стволов с механическими повреждени€ми, подрост (одновозрастный) и подлесок угнетены, средней густоты или редкий, 21Ц50% поврежденных и усохших экземпл€ров. ћхи встречаютс€ только у стволов деревьев, проективное их покрытие 5Ц10%, трав€ного покрова 60Ц70% (из них до 2/10 луговой), по€вл€ютс€ сорн€ки, под стилка и почва значительно уплотнены, довольно много обнаженных корней деревьев, вытоптано до минеральной части почвы 6Ц40% площади. “ребуетс€ значительное регулирование рекреации.
4 Ћесна€ среда сильно нарушена, древостой куртинно-лугового типа, деревь€ значительно угнетены, 11Ц20% стволов с механическими повреждени€ми, подрост и подлесок нежизнеспособный (сохранилс€ преимущественно в куртинах), редкий или отсутствует, поврежденных и усохших экземпл€ров более 50%. ћхи отсутствуют, проективное покрытие трав€ного покрова 40% (из них 1/2 луговой и сорн€ки). ћного обнаженных корней деревьев, подстилка на открытых местах отсутствует, вытоптано до минеральной части почвы 41Ц60% площади. “ребуетс€ строгий режим посещени€.
5 Ћесна€ среда деградирована, древостой изрежен, куртинно-лугового типа, деревь€ сильно ослаблены или усыхают, более 20% с механическими повреждени€ми, подрост, подлесок, мхи, подстилка отсутствуют, проективное покрытие трав€ного покрова до 10% (3/4 луговой и сорн€ки), корни большинства деревьев обнажены и повреждены, вытоптано до минеральной части почвы более, 60% площади. –екреаци€ не допускаетс€.

(по материалам ѕарколесоустроительной экспедиции ‘едеральной службы лесного хоз€йства –оссии, ћосква, 1994 г.)

ћатериалы, собранные в полевой период, обрабатываютс€ и на их основе выполн€ютс€ планшеты в масштабе 1:2000 Ц 1:10 000, с нанесением дорожно-тропиночной сети, границ кварталов, выделов и описание территории насаждений по специальный форме. Ёти документы €вл€ютс€ частью Ђѕроекта лесоустройстваї данного лесного хоз€йства и хран€тс€ в соответствующем подразделении. Ќа рисунке 1.1 приведен фрагмент лесоустроительного планшета.

Ћесоустроительный планшет

–ис. 1.1. Ћесоустроительный планшет

≈сли лесоустроительные материалы доступны, то следует прежде всего обратить внимание на Ђѕо€снительную запискуї, к которой, как правило, прикладываютс€ схемы территории с информацией по различным показател€м Ц санитарно-гигиеническому состо€нию, рекреационному использованию и т.д. —опоставл€€ эти схемы и анализиру€ их, можно определить наиболее перспективные направлени€ маршрутных трасс и даже вычислить предварительную рекреационную емкость. ѕри выборе трассы маршрута следует отдавать предпочтение средне- и низкополнотным (разреженным) участкам насаждени€м с хорошей проходимостью и просматриваемостью, избегать высокополнотных участков ели и выделов с высокой густотой подроста и подлеска.  онечно, это общие придержки, работающие в тех услови€х, когда есть альтернатива намеченной трассе.

ќсобое внимание следует обращать на гидрологические услови€. »збыточное увлажнение также отмечаетс€ в таксационных ведомост€х и может быть вы€влено, даже если соответствующие районы не отмечены на планшете как заболоченные.

2. —оставление плановой основы по материалам маршрутных изысканий

ѕлановую картографическую основу составл€ют, как правило, с помощью маршрутной съемки.

Ќа плане фиксируютс€ основные поворотные точки маршрута и ситуационные элементы по обе стороны от тропы (пересечени€ с другими дорожками, пол€ны, единичные примечательные деревь€, ручьи, мостики и т.д.). Ўирина полосы съемки вдоль маршрута зависит от конкретной ситуации, но, как правило, в лесу она составл€ет примерно 30Ц50 м в каждую сторону и приблизительно равна глубине просматриваемости.

ѕоворотные точки целесообразно закрепл€ть колышками, а дл€ съемки использовать угломерные инструменты (теодолит, буссоль) или GPS-приемники.

Ќаиболее точной €вл€етс€ теодолитна€ угломерна€ съемка. ќна требует определенных навыков и последующей камеральной обработки. Ѕуссольна€ съемка менее точна, но дл€ лесных условий точность, как правило, достаточна. GPS-приемники могут давать среднеквадратичную ошибку до 15 м, но их невысока€ точность в услови€х прот€женных маршрутов компенсируетс€ удобством применени€ и скоростью выполнени€ работ, а также независимостью измерений от наземных опорных точек. “ехнологи€ производства съемочных работ выходит за рамки данного пособи€. »з наиболее распространенных угломерных инструментов дл€ лесных съемок следует рекомендовать теодолит “-30 (очень легкий и устойчивый в полевых услови€х) и буссоль –√-1 и последующие их модификации.

3. —оставление проекта подготовительных работ и санитарно-оздоровительных меропри€тий

¬ состав подготовительных и санитарно-оздоровительных меропри€тий по устройству тропы входит расчистка трассы, выполаживание бугров, засыпка €м, уборка сухостойных и усыхающих деревьев, деревьев-Ђугрозї, уход за подростом и подлеском вдоль трассы.

ѕри небольшой прот€женности тропы дл€ выполнени€ этих работ специальный проект не об€зателен, но если длина будущего маршрута составл€ет дес€тки километров, то следует определить объемы захламленности, бурелома, антропогенного мусора и определить пор€док их вывозки или ликвидации на месте (места сжигани€ хвороста и других порубочных остатков, места складировани€ разделанной древесины).

—ухостойные и усыхающие деревь€ убираютс€ после проведени€ лесопатологического обследовани€. ќтдельные сухостойные деревь€ могут быть оставлены по экологическим показани€м, например, как места гнездовани€ птиц, но при этом надо учитывать их биологические особенности. “ак, например, перестойные березн€ки могут быть очень опасны в период сильных ветров Ц они легко ломаютс€ в част€х стволов, поврежденных гнил€ми. ≈ль Ц ветровальна€ порода, а вывалы ели могут представл€ть собой серьезную опасность в случа€х, когда упавший ствол и ком вывороченной земли наход€тс€ в неустойчивом Ђшаткомї состо€нии. Ќадежнее других сухостойных деревьев дуб и сосна.

»х стержневые корни позвол€ют деревь€м этих пород долгое врем€ сохран€ть устойчивость. —тарые липы также, как правило, достаточно устойчивы: даже если гниль выедает середину ствола, механическа€ устойчивость обеспечиваетс€ периферийной частью.

ƒеревь€ми Ц Ђугрозамиї называютс€ деревь€, имеющие сильный наклон к дороге. Ќадежной методики определени€ степени критичности угла наклона Ц нет. ѕри необходимости можно определить наличие гнили приростным буравом, но и это дает сведени€ только о состо€нии ствола в нижней части дерева. ”читыва€, что даже в услови€х развитого коммунального хоз€йства и мониторинга насаждений, в ћоскве ежегодно фиксируютс€ несчастные случаи из-за внезапного падени€ деревьев. ¬ сомнительных случа€х лучше удал€ть ненадежные деревь€, нависшие над трассой маршрута.

¬доль трассы также целесообразно проводить уход за подростом и подлеском Ц вырубку сухостойных кустарников, обрубку веток, нависших над тропой (опытные туристы всегда придерживают ветки, которые могут хлестнуть по лицу идущего сзади человека, но дети не всегда это умеют).

ќсобый вид работ Ц вырубка подроста и подлеска с целью увеличени€ просматриваемости и раскрыти€ видов с обзорных точек и площадок. —плошна€ стена елового подроста вдоль трассы способна превратить участок маршрута в мрачный, темный тоннель. ќчевидно, что вырубка подроста ценных пород должна производитьс€ по согласованию с органами лесного хоз€йства.

Ќа рисунке ниже приведен пример оформлени€ маршрутной съемки:

ѕример оформлени€ маршрутной съемки


* ƒанна€ страница содержит информацию из сборника ["“ропа в гармонии с природой". —борник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. ћ.: "–.¬алент", 2007. - 176 с.], подготовленного нашими коллегами из экологического центра "«аповедники", любезно предоставившего нам возможность размещени€ этой чрезвычайно полезной дл€ всех педагогов-экологов информации на нашем сайте.
„итайте также статью педагогов из города —тарый оскол "Ёкологическа€ тропа как средство экологического образовани€ и просвещени€".


—одержание сборника:

¬ведение

√лава 1. Ёкологические тропы Ц от идеи до проекта
1.1. –азнообразие экотроп
1.2.  ритерии выбора маршрута
1.3. –азработка сети экологических маршрутов
1.4. ѕодготовка проекта экотропы

√лава 2. »нформационное содержание экологической тропы
2.1. »нформаци€ непосредственно на экотропе
2.2. »нформационное сопровождение дл€ посетителей экотропы
2.3. ѕредупреждение об ошибках

√лава 3. “ехнологи€ обустройства троп
3.1. ƒорожки, лестницы и площадки
3.2. —тенды и указатели
3.3. ќбустройство экотроп дл€ людей с ограниченными возможност€ми

√лава 4. ¬олонтерска€ помощь на тропах
4.1. ¬олонтеры на экотропах
4.2. ”частие волонтеров в проекте ЂЅольша€ Ѕайкальска€ тропаї

√лава 5. –егулирование допустимой нагрузки на тропу
5.1. ќсновные принципы нормировани€ нагрузок
5.2. ѕримеры определени€ допустимых нагрузок на тропу
5.3. –екреационный мониторинг

√лава 6. ѕравила поведени€ на экологической тропе
6.1. ќбщие подходы к разработке правил
6.2. —пецифические правила дл€ обеспечени€ безопасности
6.3. ѕравила поведени€ €зыком поэзии
6.4. ¬андализм и меры по его предупреждению

√лава 7. –азнообразие тем и методов работы на экотропах
7.1. ћногообразие тематических программ
7.2. “емы и методы работы на экскурсионных маршрутах
7.3. ќпыт проведени€ экологических экскурсий
7.4. Ђ√овор€щиеї обитатели леса
7.5. Ђƒавайте наслаждатьс€ природой вместе с детьмиї

√лава 8. –азработка концепции визит-центра
8.1. „то такое визит-центр дл€ посетителей ќќѕ“?
8.2. „то необходимо учитывать при разработке концепции визит-центра?
8.3. —оздание выставочной концепции визит-центра
8.4. ќпыт создани€ визит-центра в јксу-∆абаглинском заповеднике

Ћитература


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019