јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> Ё ќЋќ√»„≈— »≈ “–ќѕџ

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

√лава 8. –азработка концепции визит-центра*

Ћ.¬. »льина, —.ё.  оролевска€

8.1. „то такое визит-центр дл€ посетителей ќќѕ“?

»де€, цель и задачи, структурные составл€ющие

ќрганизаци€ сети экологических маршрутов как одно из основных направлений эколого-просветительской де€тельности заповедников, национальных и природных парков, заказников, неразрывно св€зано с созданием музеев и визит-центров дл€ посетителей.

Ќа охран€емых природных территори€х, организованных 10 и более лет назад, традиционной формой работы с посетител€ми остаютс€ музеи природы. ќсновными проблемами, с которыми они сталкиваютс€ в последнее врем€, €вл€ютс€ пополнение и обновление экспозиций с учетом современных теоретических и практических разработок в области музейного дела, а также совершенствование форм и методов работы с посетител€ми.

ƒл€ охран€емых природных территорий, возникших в последнее врем€, вопрос создани€ музеев природы св€зан со значительными финансовыми затратами, зачастую Ц с нехваткой компетенции и специальных умений и навыков у сотрудников ќќѕ“ (в штате заповедника и национального парка может быть не предусмотрено таких необходимых дл€ музе€ природы специалистов, как экспозиционер или хранитель фондов).  роме того, врем€ предъ€вл€ет новые требовани€ к принципам организации работы ќќѕ“ с посетител€ми: музеи природы постепенно уход€т в прошлое; их место занимают центры дл€ посетителей, или визит-центры.

¬изит-центр Ц это место, где посетители получают информацию об охран€емой природной территории, а также сопутствующие рекреационные услуги.

«десь организуютс€ посто€нные и временные экспозиции, провод€тс€ зан€ти€ с детьми, читаютс€ лекции. «десь посетитель может по лучить квалифицированную консультацию по поводу основных достопримечательностей и возможностей проживани€, имеющихс€ на ќќѕ“, записатьс€ на экскурсию, посетить кафе, попробовать произведенную на ќќѕ“ экологически чистую продукцию, приобрести буклеты, карты и сувениры. ¬изит-центр зачастую €вл€етс€ той отправной точкой, откуда берут начало экологические тропы.

ќчевидно, что визит-центр имеет несколько функций и призван решать целый спектр задач. “ем не менее, цель познакомить посетителей с охран€емой природной территорией ставит на первое место задачу организации информационных потоков (посто€нных и сменных выставок, буклетов и брошюр, видео- и мультимедиа продукции и пр.), которые призваны обеспечить гост€м ќќѕ“ незабываемую встречу с ее природой, историей и культурным наследием. √рамотно организованна€, легко воспринимаема€ и красиво упакованна€ информаци€, вызывающа€ живой интерес, подобна хорошей книге, котора€ побуждает обращатьс€ к ней снова и снова.  роме того, она должна давать люд€м представление о том, что в мире имеютс€ и иные Ђкнигиї Ц другие охран€емые территории, совокупность которых образует национальную и всемирную сети ќќѕ“. ¬ажно донести до посетителей саму идею заповедности как интеркультурного феномена, присущего всем без исключени€ временам и народам.

»нформаци€, сбором, хранением, обработкой и интерпретацией которой занимаетс€ визит-центр, ориентирована в первую очередь на тех посетителей охран€емой территории, которые приезжают сюда с туристическими цел€ми. —ледовательно, она должна, как минимум, включать сведени€ о туристических достопримечательност€х, объектах туристской инфраструктуры, возможност€х размещени€ и питани€, а также обо всех услугах в сфере туризма, которые имеютс€ на данной ќќѕ“. ¬изит-центр, при этом, может сам предлагать туристам определенный пакет (набор) услуг, например, экскурсии в сопровождении гида, прокат велосипедов и туристского инвентар€, продажу экологически чистой продукции, произведенной местными жител€ми.

¬с€ информаци€, а также услуги, оказываемые центром, призваны содействовать развитию экологического туризма на ќќѕ“ и экономическому развитию региона в целом, а сам центр должен быть интегрирован в региональную сеть организаций по экотуризму.

—ледующей важнейшей задачей центра дл€ посетителей €вл€етс€ организаци€ работы по экологическому просвещению, что св€зано со спецификой ќќѕ“ как природоохранных, научно-исследовательских и эколого-просветительских учреждений. ƒанна€ работа ведетс€ посредством проведени€ бесед на природоохранную тематику; экскурсий экологической направленности как по экспозици€м центра, так и по экотропам, расположенным на прилегающей к нему территории; конкурсов и выставок детского творчества и т.д. ¬се это призвано содействовать воспитанию чувства ответственности и патриотизма, повышению общего культурного уровн€ посетителей ќќѕ“ и уровн€ их экологической культуры.

Ќаконец, центр дл€ посетителей, в отличие от традиционного музе€ природы, должен представл€ть собою еще и социальный институт Ц место встреч и общени€, проведени€ досуга и даже психологической реабилитации. ƒл€ этого здесь могут иметьс€ кафе, библиотека, детска€ комната, игрова€ площадка и пр.

¬ соответствии с перечисленными выше задачами структура центра дл€ посетителей включает не только здание, но и различные объекты, расположенные на прилегающей к нему территории. ¬полне пон€тно, что в зависимости от условий конкретной ќќѕ“ не все перечисленные ниже составл€ющие могут иметь место.

¬ идеале в здании визит-центра могут быть размещены:

посто€нные экспозиции (если визит-центр создаетс€ на базе музе€ природы, его экспозиции, дополненные новыми экспонатами, могут лечь в основу как посто€нной экспозиции визит-центра, так и его сменных тематических выставок);

  • сменные тематические выставки;
  • комната экологического просвещени€ детей ;
  • комната или пространство дл€ отдыха;
  • кинозал, конференц-зал;
  • информационна€ стойка дл€ посетителей;
  • сувенирный киоск;
  • кафе;
  • гардероб;
  • туалеты;
  • кабинет дл€ сотрудников визит-центра;
  • библиотека;
  • хранилище экспонатов.

ќбъекты, размещенные вне здани€ визит-центра:

  • сто€нка дл€ автотранспорта (зарубежные визит-центры, как правило, оборудованы еще и сто€нками дл€ автотранспорта инвалидов, въездными приспособлени€ми и кол€сками дл€ этой категории посетителей);
  • информационные стенды на территории визит-центра (с приветствием Ц при въезде, с приглашением посетить экотропу Ц при входе на тропу); флагштоки;
  • экотропа в окрестност€х визит-центра;
  • экспозици€ под открытым небом (минералогическа€, ботаническа€, историко-этнографическа€ и т.д.);
  • вольеры с животными;
  • детска€ игрова€ площадка (здесь важно дать возможность дет€м не только подвигатьс€, но и узнать что-то новое, получить некий уникальный опыт, к примеру, попрыгать на прыжковой дорожке и сравнить длину своего прыжка с прыжком животных Ц желательно, обитающих в данной местности);
  • оригинальна€ беседка или площадка дл€ отдыха посетителей, кафе, туалеты.

¬ силу изложенной выше многофункциональности, работой по организации визит-центров должны заниматьс€ не только сотрудники отдельно вз€той ќќѕ“. »х задачей €вл€етс€ формулировка концепции содержани€ работы визит-центра. —оздание же архитектурного проекта (в случае, если дл€ центра планируетс€ отвести отдельное помещение) и разработку выставочной концепции необходимо доверить специалистам в данных област€х де€тельности (музейным работникам, архитекторам, художникам, дизайнерам и пр.). ≈сли в силу разных причин ќќѕ“ не в состо€нии воспользоватьс€ услугами перечисленных выше специалистов, имеет смысл включить их в состав рабочей группы проектировщиков визит-центра в качестве консультантов.

¬озможные концептуальные решени€ визит-центров дл€ посетителей ќќѕ“

¬ зависимости от того, кака€ из задач выбираетс€ разработчиками как приоритетна€, визит-центр дл€ посетителей, сохран€€ свою доминантную информационную функцию, может приобрести либо туристическую (информационный центр), либо эколого-просветительскую (эколого-просветительский центр), либо досуговую направленность (познавательно-развлекательный, или Science Center).

¬ыбор концептуального решени€ определ€ет выставочную концепцию.

»нформационный центр

Ёта разновидность визит-центров призвана удовлетвор€ть потребности тех посетителей ќќѕ“, которые приезжают сюда с туристическими цел€ми. “аким образом, из четырех составл€ющих работы центра дл€ посетителей здесь максимально реализованы две: информирование и содействие развитию туризма.

 ак показывают данные опроса сотрудников информационных центров ќќѕ“, интерес посетителей (их Ђпервый вопросї) направлен, как правило, не на охран€емую территорию как таковую, а носит общий характер. ¬опросы касаютс€ (нар€ду с вопросами о статусе ќќѕ“), в первую очередь, карт, описаний имеющихс€ туристических объектов и музеев, ночлега и кемпингов, расписани€ движени€ общественного транспорта и цен на него, пешеходных маршрутов и велосипедных дорожек, проката велосипедов, сувениров, открыток и т.п. —ледовательно, информаци€ визит-центра должна, как говорилось выше, включать сведени€ о туристических достопримечательност€х территории, объектах туристской инфраструктуры, возможност€х размещени€ и питани€, а также обо всех услугах в сфере туризма, которые имеютс€ на данной ќќѕ“.

÷ентр может сам предлагать туристам определенный пакет (набор) услуг. ѕриведем в качестве примера информационный центр экологического туризма национального парка Ђ уршска€ косаї Ц один из первых российских визит-центров ќќѕ“. ѕосетител€м центра предлагаютс€ Ц информаци€ о достопримечательност€х и размещении в поселках косы, разнообразна€ печатна€ и сувенирна€ продукци€, услуги по организации и проведению экскурсий. ƒл€ содействи€ местным социально экономическим инициативам при информационном центре был открыт фонд микрокредитовани€ местного населени€, средства которого направл€ютс€ на развитие мелкого частного бизнеса в сфере туризма.

“аким образом, туристическа€ информаци€, а также услуги, оказываемые центром, призваны содействовать развитию экологического туризма на ќќѕ“ и экономическому развитию региона в целом, а сам центр должен быть интегрирован в региональную сеть организаций по экотуризму.

Ёколого-просветительский центр

¬ соответствии с ‘едеральным законом об ќќѕ“, российские охран€емые территории €вл€ютс€ не только природоохранными и научно исследовательскими, но и эколого-просветительскими учреждени€ми. ¬ их структуре имеютс€ самосто€тельные подразделени€, реже Ц штатные единицы, в чьи должностные об€занности входит организаци€ работы по экологическому просвещению местного населени€ и посетителей; помещени€, занимаемые эколого-просветительскими отделами, станов€тс€ площадкой дл€ проведени€ уроков и бесед, кружковых зан€тий и пр.

¬изит-центр дл€ посетителей может сделать данную работу более эффективной, если организован как эколого-просветительский, то есть сочетающий информирование с экологическим воспитанием и просвещением. »менно здесь по€вл€етс€ возможность сочетать традиционные способы просветительской работы (проведение бесед и уроков на природоохранную тематику и пр.) со специфическими музейными приемами (экскурси€ми экологической направленности как по экспозици€м центра, так и по экотропам, расположенным на прилегающей к нему территории; конкурсами и вы ставками детского творчества и т.д.).

—очетание разнообразных способов воздействи€ на посетителей поможет воспитанию у них чувства ответственности и патриотизма, повышению общего культурного уровн€ и уровн€ экологической культуры.

ѕознавательно-развлекательный центр (Science Center)

ѕознавательно-развлекательные центры как одна из разновидностей центров дл€ посетителей ќќѕ“ менее всего известна в нашей стране, поэтому здесь им удел€етс€ более пристальное внимание.

»де€ Science Centers (центров науки) выросла из желани€ не просто приоткрыть широким сло€м населени€ тайны природы и законы, по которым существует ¬селенна€, но сделать процесс приобщени€ людей к знани€м не менее захватывающим, чем катание на горных лыжах или посещение парка с аттракционами.

—оответственно идее, размеры и качество экспозиционного пространства данных центров поражают своим размахом и объемом капиталовложений, использованием новейших технологий и наличием огромного количества интерактивных способов подачи информации. ѕо сути, практически каждый высокотехничный экспонат познавательно развлекательного центра представл€ет собой интерактивную образовательную модель. ¬ы не знаете, что находитс€ внутри человеческого тела? ѕревращайтесь же во врача-хирурга, и самосто€тельно проведите операцию т€жело больному человеку! ѕосле этого вы никогда не перепутаете, с какой стороны у человека находитс€ сердце, и как работают легкие! ¬ы никогда не слышали о том, что такое терменвокс, но всегда мечтали стать музыкантом? “ак сыграйте же на нем, заодно получив информацию о принципе его действи€ и истории создани€! —очините свою собственную симфонию из солнечных лучей; позвоните по телефону в будущее «емли и узнайте, какой прогноз погоды ожидаетс€ на 2050 год и почему; нажмите кнопки на пульте управлени€ и погл€дите, как увеличилось население планеты за последние сто лет, и это далеко не все! ѕоказать люд€м то, что не видно глазу. »ли то, что видно, но раньше не замечали. ƒать человеку почувствовать себ€ творцом ¬селенной.

ѕозволить самому сотворить дождь. ѕриоткрыть тайну человеческого рождени€. ѕомочь осознать, как неверо€тно интересно жить на «емле! » наконец Ц совместить интеллектуальное и чувственное воспри€тие жизни: показать, что учитьс€ может быть увлекательно и интересно.

ѕомочь найти свой путь, ибо Ц кто знает? Ц быть может, мальчик или девочка, однажды открывшие дл€ себ€ в центре науки, сколь увлекательна может быть геологи€ (экологи€, медицина и прочее, и прочее), будут заниматьс€ ею всю оставшуюс€ жизнь?

јвторам данного обзора удалось посетить один из таких центров, расположенный в городе —ент-Ћуис (—Ўј). «накомство с Science Center —ент-Ћуиса входило в программу обучающей поездки Ђƒизайн и проектирование визит-центровї, организованной американской —лужбой рыбы и ƒичи дл€ сотрудников российских ќќѕ“ в 2002 г.

Ќесмотр€ на то, что Science Center —ент-Ћуиса не относитс€ к числу самых больших, его размеры поражают, а впечатление, которое экспозиции центра производ€т на посетителей, сохран€етс€ в пам€ти по сей день. Ёто впечатление огромного калейдоскопа: стекл€нного купола, уход€щего на немыслимую высоту и наполненного шумом, гамом, детским смехом, а также звуками совершенно непон€тного происхождени€, многоцветьем красок и толпами передвигающихс€ в разных на правлени€х людей.

¬ыставки центра науки располагаютс€ не только в наземных, но и в подземном €русах. Ётих выставок п€ть, и они концептуально согласованы друг с другом: Ђ«емл€ Ц планета в составе —олнечной системыї, Ђ√еологическа€ истори€ «емлиї, Ђ¬озникновение жизни на «емлеї, ЂЁкологи€ «емлиї и ЂЁкологи€ будущегої. ѕоднима€сь по спирали все выше и выше, преодолева€ один €рус за другим, посетители словно следуют по пути, пройденному человечеством в постижении таинств и законов быти€: подобно Ѕиблейскому јдаму, дают имена живым существам; словно пионеры-первооткрыватели, исследуют океаны и континенты; узнают, из чего состоит вода и земна€ твердь, каков в действии закон круговорота воды и какова природа ультрафиолетовых лучейЕ. », наконец, преодолев закон земного прит€жени€, взлетают в синее небо на воздушном шаре, самолете, на ракете! ѕолет человеческой мыслиЕ ѕолет человека в космосЕ —вечение звезд и галактикЕ. “ак заканчиваетс€ посещение центра науки. » здесь начинают по€вл€тьс€ вопросы, так как во всей этой тщательно спланированной и виртуозно выполненной комбинации из холодной науки и гор€чего восторга есть вещи, которые настораживают.

ѕервое: далеко не всегда удовольствие, полученное от нажимани€ на рычаги, конструировани€, запускани€, поворачивани€ и переделывани€, раскрашивани€ и обесцвечивани€, органично заканчиваетс€ желанием узнать, а дл€ чего же, собственно, вы это нажимали, поворачивали и выкручивали, дл€ чего все это кем-то придумано и какие именно процессы призвано вам объ€снить? ¬озникает правомерный вопрос: может, мы находимс€ не в центре науки, а в казино? јзарт Ц тот же, его испытывают не только дети, но и взрослые, и это Ц вместо того, чтобы воврем€ вступить и в нужный момент помочь ребенку пон€ть, что именно тот сейчас испыталЕ

¬торое: далеко не все родители, привод€щие своих детей в подобные центры, способны выполн€ть здесь функцию гида-проводника. ѕроцессы, которые призваны иллюстрировать хитроумные механизмы, довольно часто оказываютс€ сложны да же дл€ них. ќдно и остаетс€ Ц удовольствие получать.

“ретье: какими бы продвинутыми ни были экспонаты, они все же не могут заменить человеку простого человеческого общени€. Ёто стало пон€тно, когда мы, уже изр€дно подуставшие от мелькани€, жужжани€, блеска и кружени€, оказались в тихом закутке, где колоритный седой старик вел с притихшими от удивлени€ детьми неспешный разговор о природе происхождени€ звука.  ак фокусник из запыленных фолиантов с детскими сказками, он на глазах у замершей толпы извлекал нежные ноты из стекл€нных сосудов и из мертвых камнейЕ Ёто было неверо€тно красиво, и это призывало выйти из каменных стен, наполненных механическим гулом, и прислушатьс€ к шелесту листвы, к дуновенью ветра, к птичьим трел€м и барабанной дроби дожд€. » это впечатление стало знаковым: может быть, такие центры нужны, в конечном итоге, именно дл€ того, чтобы заставить человека вернутьс€ туда, откуда он пришел? «аставить вернутьс€ Ц и начать все снова, но теперь уже подчин€€сь зову не только разума, но и сердца...


* ƒанна€ страница содержит информацию из сборника ["“ропа в гармонии с природой". —борник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. ћ.: "–.¬алент", 2007. - 176 с.], подготовленного нашими коллегами из экологического центра "«аповедники", любезно предоставившего нам возможность размещени€ этой чрезвычайно полезной дл€ всех педагогов-экологов информации на нашем сайте.
„итайте также статью педагогов из города —тарый оскол "Ёкологическа€ тропа как средство экологического образовани€ и просвещени€".


—одержание сборника:

¬ведение

√лава 1. Ёкологические тропы Ц от идеи до проекта
1.1. –азнообразие экотроп
1.2.  ритерии выбора маршрута
1.3. –азработка сети экологических маршрутов
1.4. ѕодготовка проекта экотропы

√лава 2. »нформационное содержание экологической тропы
2.1. »нформаци€ непосредственно на экотропе
2.2. »нформационное сопровождение дл€ посетителей экотропы
2.3. ѕредупреждение об ошибках

√лава 3. “ехнологи€ обустройства троп
3.1. ƒорожки, лестницы и площадки
3.2. —тенды и указатели
3.3. ќбустройство экотроп дл€ людей с ограниченными возможност€ми

√лава 4. ¬олонтерска€ помощь на тропах
4.1. ¬олонтеры на экотропах
4.2. ”частие волонтеров в проекте ЂЅольша€ Ѕайкальска€ тропаї

√лава 5. –егулирование допустимой нагрузки на тропу
5.1. ќсновные принципы нормировани€ нагрузок
5.2. ѕримеры определени€ допустимых нагрузок на тропу
5.3. –екреационный мониторинг

√лава 6. ѕравила поведени€ на экологической тропе
6.1. ќбщие подходы к разработке правил
6.2. —пецифические правила дл€ обеспечени€ безопасности
6.3. ѕравила поведени€ €зыком поэзии
6.4. ¬андализм и меры по его предупреждению

√лава 7. –азнообразие тем и методов работы на экотропах
7.1. ћногообразие тематических программ
7.2. “емы и методы работы на экскурсионных маршрутах
7.3. ќпыт проведени€ экологических экскурсий
7.4. Ђ√овор€щиеї обитатели леса
7.5. Ђƒавайте наслаждатьс€ природой вместе с детьмиї

√лава 8. –азработка концепции визит-центра
8.1. „то такое визит-центр дл€ посетителей ќќѕ“?
8.2. „то необходимо учитывать при разработке концепции визит-центра?
8.3. —оздание выставочной концепции визит-центра
8.4. ќпыт создани€ визит-центра в јксу-∆абаглинском заповеднике

Ћитература


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020