јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> Ё ќЋќ√»„≈— »≈ “–ќѕџ

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

√лава 1. Ёкологические тропы Ц от идеи до проекта *

¬.ѕ. „ижова

1.2.  ритерии выбора маршрута

»спользуема€ терминологи€: —обственно тропа Ц поверхность, по которой идет посетитель.

ѕолоса отчуждени€ Ц расчищенна€ дл€ безопасности и примыкающа€ не посредственно к тропе территори€.

ћаршрутный коридор Ц комбинаци€ всех элементов, которые посетитель может видеть на маршруте и которые вли€ют на его воспри€тие в целом (сама тропа, полоса отчуждени€ и вс€ территори€, котора€ просматриваетс€ с тропы).

Ѕуферна€ или защитна€ зона Ц территори€, примыкающа€ к тропе и скрывающа€ все, чему не следует попадать в поле зрени€ посетителей: например, строительство зданий, проведение горнодобывающих работ и лесоразработок.  роме того, эта зона может служить дл€ защиты у€звимых ландшафтов от посетителей.

—хема строени€ экологической тропы

“радиционно экотропы прокладываютс€ по рекреационным зонам национальных и природных парков, а также по территори€м природных и природно-исторических заказников. ќднако встречаютс€ такие тропы и на неохран€емых территори€х: в городских парках, вблизи поселков, на пришкольных участках и т.д.

¬ыдел€ема€ р€дом с тропами защитна€ зона выполн€ет не только те задачи, что изложены выше (сокрытие неэстетических элементов пейзажа и сохранение особо у€звимых ландшафтов), но также призвана не допустить преобразовани€ прилежащей к тропе территории хоз€йственной де€тельностью человека. Ўирина ее может быть разной.

≈сли тропа проходит через густой лес, под защитную зону отвод€т по несколько метров с обеих сторон от нее. ≈сли вокруг разреженный лес или открытое пространство, зону увеличивают до дес€тков метров.

ѕрежде чем начать создание системы экотроп на любой охран€емой природной территории, необходимо изучить не только существующие в ее пределах природные услови€ и примечательные объекты, но также характер существующего рекреационного использовани€ (периоды наиболее активного посещени€, виды де€тельности отдыхающих и т.п.). ќт этого в большой степени зависит прот€женность, назначение и выбор типа тропы, наиболее подход€ще го дл€ данных условий.

«атем следует составить предварительную схему сети троп с учетом основных критериев выбора маршрутов. Ќабор критериев и их ранжирование, то есть значение, которое придаетс€ каждому их них, мен€ютс€ в зависимости от местных условий. Ќо в любых услови€х остаютс€ неизменно важными три главных критери€: привлекательность, доступность и информативность.

ѕривлекательность троп дл€ посетителей складываетс€ из трех компонентов: красоты природы, ее своеобрази€ и разнообрази€.

∆ивописность пейзажа и отдельных объектов, в районе которых пройдет маршрут, непременно должны учитыватьс€ при составлении проекта тропы, нар€ду с другими факторами, о которых будет сказано ниже.

 ажда€ тропа должна быть непохожа на другие. Ёто своеобразие достигаетс€ тем, что ее специально прокладывают р€дом с особо привлекательными природными объектами (вековыми деревь€ми или деревь€ми с причудливо изогнутыми стволами, интересными обнажени€ми горных пород на склонах долин, родниками и прудами и т. п.),  роме того, дл€ каждой тропы может быть разработан свой стиль, который будет использован при создании мостиков-переходов, сто€нок, маркировочного знака тропы и т.п.

“ропа не должна быть монотонной. ¬ процессе выбора трассы и благоустройства территории необходимо чередование открытых и закрытых пространств, характерные ландшафты должны смен€тьс€ экотонами, то есть переходными полосами типа лес-пол€на, озеро-берег, терраса-обрыв и т.д.

¬се три указанных компонента, из которых складываетс€ привлекательность троп, должны, как в фокусе, сходитьс€ при создании так называемых обзорных точек, то есть площадок, с которых наилучшим об разом открываетс€ панорама местности. ќбычно они наход€тс€ на возвышении.

¬ыбира€ трассу тропы, наиболее привлекательную дл€ посетите лей, необходимо соблюдать природоохранные требовани€. ћаршрут следует планировать таким образом, чтобы он по возможности обходил стороной те места, где встречаютс€ редкие виды растений и животных, занесенные в  расную книгу –оссии или соответствующего региона.

 ак бы ни было велико желание организаторов экотропы познакомить посетителей с редкими растени€ми и животными данной местности, следует помнить, что таким образом можно спровоцировать акты браконьерства. —уществует немало других способов познакомить людей с краснокнижными видами Ц не в природной среде, а в приближенной к ней обстановке, о чем будет сказано ниже.

ƒоступность дл€ посетителей Ц одно из главных требований при проектировании тропы, в значительной степени определ€ющее выбор трассы. Ќеобходимо, чтобы начало тропы находилось сравнительно недалеко от входа (въезда) в данный парк или заказник и чтобы к нему вели хорошие подъездные пути. Ёто требование св€зано с закономерност€ми воспри€ти€ любой информации: посетители не должны ощущать физической и психологической усталости к тому моменту, как будет сделан первый шаг по тропе.

—ама трасса тропы должна быть не очень сложной дл€ прохождени€ (слишком крутые склоны, длинные переходы между точками-остановками, длительное нахождение на открытом солнце Ц все это нежелательно). „резмерна€ физическа€ нагрузка в конечном счете может заметно помешать человеку наслаждатьс€ пейзажем. Ќе способствует она и усвоению новой информации.

»нформативность, то есть способность удовлетвор€ть познавательные потребности людей в области географии, биологии, экологии и других научных дисциплин, Ц это главное отличие экологической тропы от обычного туристского маршрута. Ѕольша€ часть уже существующих троп имеет €вно биологическую направленность. ќднако не менее важно создавать такие тропы, которые раскрывают также эколого-географические, исторические аспекты и характер взаимодействи€ чело века с природой.

ѕомимо рассказа экскурсовода, большую познавательную роль мо гут играть информационные стенды, а также буклеты, содержащие тексты, фотографии, картографические материалы. Ётой теме посв€щена следующа€ глава насто€щего сборника.

ѕри выборе трассы экотропы следует учитывать все особенности ландшафта: не только его познавательный потенциал в географическом и экологическом планах, но и то общее впечатление, которое он оставл€ет у посетител€. “ак, при выборе точек осмотра внимание удел€етс€ и тому, что человек воспринимает органами чувств: формам ландшафта, краскам и их сезонной смене, запахам, звукам (шум падаю щей воды, журчание родника, пение птиц и т.д.).

Ѕольшое значение при выборе трассы тропы имеют контрастность и ритмичность. ѕервое из них отлично про€вл€етс€, например, в южных горах, где на коротком рассто€нии (менее одного дн€ пути) можно наблюдать быструю смену ландшафтов от пустынь до высотного по€са со снежниками и ледниками. ¬ услови€х мегаполиса ћосквы контрастность про€вл€етс€ в резкой смене практически нетронутых участков природы с набором видов флоры и фауны, свойственных скорее заповедникам, с одной стороны, и полностью преобразованных человеком территорий, Ц с другой. –итмичность характерна практически дл€ всех ландшафтов, она про€вл€етс€ в чередовании повышений рельефа и понижений, остепненных склонов и заболоченных ложбин, закрытых лесных пространств и открытых луговых и т.д. ќба этих свойства Ц и контрастность, и ритмичность Ц существуют в природе объективно, однако воспри€тие их, а значит и эколого-образовательна€ ценность, мо гут быть значительно усилены умелым выбором трассы экологической тропы.


* ƒанна€ страница содержит информацию из сборника ["“ропа в гармонии с природой". —борник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. ћ.: "–.¬алент", 2007. - 176 с.], подготовленного нашими коллегами из экологического центра "«аповедники", любезно предоставившего нам возможность размещени€ этой чрезвычайно полезной дл€ всех педагогов-экологов информации на нашем сайте.
„итайте также статью педагогов из города —тарый оскол "Ёкологическа€ тропа как средство экологического образовани€ и просвещени€".


—одержание сборника:

¬ведение

√лава 1. Ёкологические тропы Ц от идеи до проекта
1.1. –азнообразие экотроп
1.2.  ритерии выбора маршрута
1.3. –азработка сети экологических маршрутов
1.4. ѕодготовка проекта экотропы

√лава 2. »нформационное содержание экологической тропы
2.1. »нформаци€ непосредственно на экотропе
2.2. »нформационное сопровождение дл€ посетителей экотропы
2.3. ѕредупреждение об ошибках

√лава 3. “ехнологи€ обустройства троп
3.1. ƒорожки, лестницы и площадки
3.2. —тенды и указатели
3.3. ќбустройство экотроп дл€ людей с ограниченными возможност€ми

√лава 4. ¬олонтерска€ помощь на тропах
4.1. ¬олонтеры на экотропах
4.2. ”частие волонтеров в проекте ЂЅольша€ Ѕайкальска€ тропаї

√лава 5. –егулирование допустимой нагрузки на тропу
5.1. ќсновные принципы нормировани€ нагрузок
5.2. ѕримеры определени€ допустимых нагрузок на тропу
5.3. –екреационный мониторинг

√лава 6. ѕравила поведени€ на экологической тропе
6.1. ќбщие подходы к разработке правил
6.2. —пецифические правила дл€ обеспечени€ безопасности
6.3. ѕравила поведени€ €зыком поэзии
6.4. ¬андализм и меры по его предупреждению

√лава 7. –азнообразие тем и методов работы на экотропах
7.1. ћногообразие тематических программ
7.2. “емы и методы работы на экскурсионных маршрутах
7.3. ќпыт проведени€ экологических экскурсий
7.4. Ђ√овор€щиеї обитатели леса
7.5. Ђƒавайте наслаждатьс€ природой вместе с детьмиї

√лава 8. –азработка концепции визит-центра
8.1. „то такое визит-центр дл€ посетителей ќќѕ“?
8.2. „то необходимо учитывать при разработке концепции визит-центра?
8.3. —оздание выставочной концепции визит-центра
8.4. ќпыт создани€ визит-центра в јксу-∆абаглинском заповеднике

Ћитература


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019