јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> Ё ќЋќ√»„≈— »≈ “–ќѕџ

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

√лава 7. –азнообразие тем и методов работы на экотропах*

7.5. Ђƒавайте наслаждатьс€ природой вместе с детьмиї

ƒжозеф  орнелл

ƒжозеф  орнелл Ц автор замечательных книг Ђƒавайте наслаждатьс€ природой вместе с детьмиї и Ђƒавайте испытывать радость от общени€ с природойї, которые стали источником вдохновени€ дл€ множества людей, озабоченных судьбой нашей ѕланеты и вер€щих в то, что ѕрироду важно понимать не только умом, но и сердцем. ¬ книгах есть и теори€, и методика, и детальные описани€ игр. Ќо самое главное заключаетс€ в том, что чтение книг ƒжозефа  орнелла удивительным образом вдохновл€ет. ћы надеемс€, что вам передастс€ состо€ние восторженного почитани€, удивлени€ и насто€щей радости общени€ с ѕриродой, Ц из предислови€ русско€зычного издани€ 1999 года.

Ќесколько советов, как стать хорошим учителем

ѕеред тем, как начать познавать природу с детьми, давайте задумаемс€ о нас как об учител€х.  аковы основные принципы, позвол€ющие организовать обучение так, чтобы оно стало веселым и полезным дл€ детей и дл€ нас самих? я хочу поделитьс€ с вами п€тью правилами обучени€ детей на природе, которые помогали мне использовать неисс€каемую энергию детей, переключать ее с проказ и озорства на более конструктивные и, в конечном счете, принос€щие большее удовлетворение дела. ¬ основе этих правил лежат два основных чувства Ц уважение к дет€м и благоговейное отношение к природе Ц и следование этим чувствам всегда дает прекрасный отклик.

1. ћ≈Ќ№Ў≈ ”„»“≈, ЅќЋ№Ў≈ ƒ≈Ћ»“≈—№

я не только сообщаю дет€м голые факты о природе (это дерево называетс€ сосна), но € люблю рассказывать им о том, что € чувствую, сто€ р€дом с этой сосной. я признаюсь им, что испытываю благоговейный трепет перед этими деревь€ми и уважаю их за то, что они могут выжить в очень суровых услови€х, когда зимние ветра изгибают, скручивают и губ€т их ветви. » € всегда говорю дет€м о том, что € поражаюсь, как корни сосен, растущих на скалах, могут вообще добыть какие-нибудь питательные вещества.

ƒети реагируют на мои высказывани€ гораздо эмоциональней, чем на сухие по€снени€ по учебнику. ¬озьмем, к примеру, ситуацию с сосной, котора€ росла р€дом с лагерем, где € работал. Ёто дерево росло между двух огромных валунов, поэтому ее корни спускались на 7,5 м вниз, что бы достать до скалистой почвы.   этому времени ей было, по крайней мере, двести лет, а высота ее была всего 2,4 м. ƒети часто делали крюк во врем€ своих прогулок только дл€ того, чтобы вылить воду из своих фл€г на ее корни. Ќекоторые дети приезжали в этот лагерь из года в год, чтобы понаблюдать, как дерево упр€мо боретс€ за выживание в суровых услови€х. —разу же после приезда реб€та тотчас бегут к своей сосне, что бы посмотреть, как она пережила сухую осень и холодную зиму. »х забота и любовь пробудили во мне еще большее уважение к дереву.

я уверен, что взрослым необходимо делитьс€ своими душевными переживани€ми с детьми. “олько раздел€€ с другими наши мысли и чувства, мы по-насто€щему общаемс€ и способны породить в других любовь и уважение к земле.  огда мы делимс€ с детьми своими иде€ми и чувства ми, мы побуждаем детей изучать их собственные чувства и ощущени€. ћежду взрослым и ребенком возникает прекрасное доверие и дружба.

2. Ѕ”ƒ№“≈ ќ“ –џ“џћ»   ¬ќ—ѕ–»я“»ё

Ёто означает умение слушать и осознавать. Ёто самое благодарное направление в работе с детьми. Ќаход€сь вместе с ними на природе, вы увидите, как в ребенке про€витс€ спонтанный энтузиазм, который вы сможете уверенно направить в русло познани€ природы.

–аспахните свои чувства: каждый вопрос, каждый комментарий, каждое радостное высказывание Ц это возможность общатьс€. „утко реагируйте на настроение и чувства ребенка; расшир€йте круг его интересов, обуча€ его по мере пробуждени€ его собственного любопытства.

≈сли вы будете уважать его мысли, вы увидите, как легко и счастливо будет вам в компании вашего ребенка.

Ѕудьте готовы замечать, что происходит в природе вокруг вас в каждый момент времени. ¬ природе всегда происходит что-нибудь волнующее и интересное. ≈сли вы будете настроены на воспри€тие природы, кажда€ минута вашего урока пройдет с пользой дл€ ребенка.

3. —–ј«” ∆≈ —ќ—–≈ƒќ“ќ„№“≈ ¬Ќ»ћјЌ»≈ –≈Ѕ≈Ќ ј

— самого начала задайте тон вашему путешествию в природу. «аймите внимание всех детей, задава€ вопросы и показыва€, что интересного можно увидеть и услышать. Ќекоторые дети не умеют внимательно наблюдать за природой, поэтому покажите им, что может представл€ть интерес, и постепенно воспитывайте в них наблюдательность. ƒайте им почувствовать, что их открыти€ интересны и вам.

4. —Ќј„јЋј ЌјЅЋёƒј…“≈, √ќ¬ќ–»“≈ ѕќ“ќћ

»ногда спектакль природы может захватить ребенка целиком: по€вивша€с€ откуда-то стрекоза, слегка покачивающа€ крыль€ми; одинокий олень, пасущийс€ на лужайке. Ќо даже если и не будет таких запоминающихс€ сцен, ребенок может познавать природу просто вблизи. ” детей есть замечательна€ способность погружатьс€ в то, на что они смотр€т. ¬аш ребенок лучше поймет то, что ¬Ќ≈ его, слива€сь с этим, чем слуша€ устный рассказ. ƒети редко забывают опыт пр€мого общени€ с природой.

Ќе расстраивайтесь, если не знаете названий каких-либо животных или растений. ¬ конце концов, это всего лишь искусственные €рлыки дл€ обозначени€ того, что в действительности они собой представл€ют.  ак вашу внутреннюю сущность не отражает ваше им€ или даже внешность и черты характера, так и в простом дубе есть нечто большее, чем просто набор сведений о нем. ¬ы лучше поймете, что такое дуб, если научитесь видеть, как он мен€етс€ в течение дн€ при изменении его освещенности. ѕонаблюдайте за деревом с различных точек. ѕочувствуйте на ощупь его кору и листь€, вдохните их запах. ѕосидите спокойно на его ветв€х или в его тени и попробуйте увидеть все формы жизни, которые можно найти р€дом с деревом или на нем.

Ќаблюдайте. «адавайте вопросы. ƒогадывайтесь. ¬еселитесь.  огда душа вашего ребенка зазвучит в унисон с ѕриродой, ваши отношени€ перестанут быть отношени€ми Ђученик-учительї, а станут отношени€ми товарищей по приключению.

5. ѕќ«ЌјЌ»≈ ѕ–»–ќƒџ ƒќЋ∆Ќќ Ѕџ“№ ѕ–ќЌ»«јЌќ –јƒќ—“№ё!

ѕознание природы должно быть пронизано радостью, как в форме открытого весель€, так и в форме спокойного внимани€. ƒети естественным образом т€нутс€ к познанию, если вам удаетс€ поддерживать атмосферу радости. ѕомните, ваш энтузиазм заразителен, и это, возможно, самое ценное, что вы имеете как учитель.

ѕриемы, позвол€ющие сделать ваш рассказ захватывающим:

  • ¬ыучите начало и конец вашего рассказа. Ёто поможет вам уверенно начать и закончить его на эмоциональном подъеме. –аспределите самые интересные моменты равномерно по всей программе, чтобы интерес слушателей не угасал.
  • “щательно продумайте детали своего по€влени€ Ђна сценеї. ѕоказывайте и рассказывайте. “ратьте меньше времени на словесные описани€. √лубоко прочувствуйте настроение или особенности той истории, которую вы хотите рассказать. ќпределите основную идею каждого рассказа и старайтесь донести ее до слушателей. –асскажите несколько историй с разными иде€ми.
  • ќпределите кульминационный момент каждой истории и так спланируйте свой рассказ, чтобы интерес слушателей достиг своей наивысшей точки именно в этот момент.
  • Ќе пытайтесь рассказать все, что вы знаете по той или иной теме. ƒелайте ваши истории простыми. Ќе включайте в вашу программу эпизоды, которые не помогают раскрытию ее основной идеи. —делайте наиболее впечатл€ющими и интересными те рассказы, которые действительно могут оказать вли€ние на людей.
  • —мотрите в глаза своим слушател€м. »сключени€ составл€ют только те случаи, когда вы изображаете диалог между двум€ геро€ми или когда разыгрываете какую-нибудь сцену и вовлекаете аудиторию в спектакль.
  • ¬живайтесь в образ. —лушатели повер€т вам в такой же степени, в какой вы верите самому себе и в какой степени вам удалось вжитьс€ в образ своего геро€. ƒл€ того, чтобы передать различные свойства характера своего геро€, мен€йте выражение глаз и лица.
  • –уки помогут вам Ђтворитьї пространство, показать его прот€женность. –уками вы будете рисовать. ќживите свою роль жестами, которые позвол€т вам подчеркнуть особо важные моменты. ∆есты должны быть широкими, не бойтесь оторвать руки от своего тела; тогда люди, сид€щие в задних р€дах, смогут увидеть все, что вы хотите им показать.
  • „аще мен€йте свою манеру разговора, ритм и настроение. «а счет чередовани€ ритма вы сможете добитьс€ того, что ваше Ђпредставлениеї будет смотретьс€ с неослабевающим интересом. ¬рем€ от времени замедл€йте скорость речи, чтобы слушатели смогли немного отдохнуть.
  • ≈сли вы хотите подчеркнуть что-нибудь важное или передать ощущение неизвестности, таинственности, сделайте паузу. ≈сли вы сумеете контролировать свои эмоции и не станете волноватьс€, что забудете что-нибудь, вы сможете придать каждому слову наибольшую выразительность.
  • Ќе впадайте в панику, если что-нибудь забудете. ѕросто сделайте паузу, подумайте и не отводите глаза от слушателей. „ем более раскованно вы будете себ€ вести, тем легче вы сможете выпутатьс€ из сложной ситуации.
  • Ќасыщайте свое представление юмором: он помогает слушател€м расслабитьс€ и делает их более восприимчивыми к тем иде€м, которые вы хотите до них донести. Ћучше всего излагать самые важные и серьезные идеи сразу же после какой-нибудь смешной истории.
  • ¬аше представление должно строитьс€ с учетом возрастных особенностей слушателей. ћышление детей очень конкретно, им нужно нагл€дно все представить; взрослым интереснее словесное выражение ваших идей. ƒети медленнее успокаиваютс€ после смешных историй.
  • Ћучше, если вы будете делитьс€ своими чувствами и настроени€ми с аудиторией, а не просто изображать кого-то перед ними. –азделите со слушател€ми свой восторг и радость, которые вызывает у вас истори€ жизни вашего геро€.

≈стественные стадии воспри€ти€ природы

»гра€ с детьми на природе в течение многих лет, € постепенно пон€л, что существует определенна€ последовательность использовани€ различных игр и зан€тий, котора€ Ђработаетї лучше всего, независимо от возраста детей, их настроени€ или физического состо€ни€. я убедилс€, что эта последовательность оказалась такой эффективной потому, что она находитс€ в гармонии с определенными аспектами человеческой природы.

—о временем € распределил все игры на природе, которые придумал сам или которым научилс€ у кого-нибудь, в соответствии с этим естественным путем познани€. я использую свою систему уже почти дес€ть лет с огромным успехом, в совершенно непохожих ситуаци€х и с группами учеников различной национальности, возраста и социального положени€.

я называю эту систему Ђпоток познани€ї, потому что у нее есть стадии, которые перетекают одна в другую естественно и плавно:

—тади€ 1 Ц пробуждение энтузиазма.
—тади€ 2 Ц сосредоточение внимани€.
—тади€ 3 Ц приобретение пр€мого опыта.
—тади€ 4 Ц передача своего вдохновени€ (или впечатлени€) другим.

“еперь давайте рассмотрим поподробнее каждую стадию.

1. Ѕез энтузиазма вы никогда не приобретете значимого опыта общени€ с природой. ѕод энтузиазмом € понимаю отнюдь не возбуждение, сопровождающеес€ громкими вопл€ми и прыжками от радости, а спокойный напр€женный личный интерес и повышенную готовность воспринимать новое. Ѕез такого энтузиазма мы познаем очень мало.

2. ѕознание зависит от умени€ сосредоточить свое внимание. ќдного энтузиазма совершенно недостаточно. ≈сли наши мысли блуждают где-то, мы не можем динамично воспринимать окружающее Ц ни природу, ни что-нибудь еще. ѕоэтому мы должны сосредоточить наш энтузиазм на предмете познани€.

3. ѕо мере того, как мы постепенно концентрируем наше внимание, мы лучше начинаем воспринимать то, что видим, слышим, к чему прикасаемс€, запах чего ощущаем, или то, что мы получаем интуитивно. — помощью спокойного внимани€ мы можем лучше вписатьс€ в ритм и жизнь природы, окружающей нас. —осредоточенное внимание создает внутренний покой и открытость, которые позвол€ют нам непосредственным образом познавать природу, преодолев господство усто€вшихс€ стереотипов, созданных разумом. ѕоэтому во врем€ третьей стадии мы приобретаем пр€мой опыт.

4. ќпыт способствует возникновению более глубокого воспри€ти€. „то € хочу этим сказать? ¬ книге Ђƒавайте наслаждатьс€ природой вместе с детьмиї € описал игру под названием ЂЌеподвижна€ охотаї, во врем€ которой Ђохотникї стараетс€ сидеть не шевел€сь, а природа вокруг живет своей обычной жизнью. ƒавайте представим, что вы играете в ЂЌеподвижную охотуї и пр€мо над вашей головой на дерево сад€тс€ птички. ќстава€сь неподвижным, вы начинаете проникатьс€ потр€сающим чувством единства с жизнью, окружающей вас, словно вы совсем слились с пейзажем и ощущаете жизнь через птичье пение, шелест травы или движение веток деревьев. ѕребыва€ неподвижным, вы иногда можете ощутить огромную, охватывающую всего вас радость, или глубокое полное счастье, или всепоглощающее чувство красоты, или огромную творческую силу. ѕрирода ¬—≈√ƒј вдохновл€ет нас, и только наш суетливый ум не позвол€ет нам слишком часто с радостью осознавать это.

”читель может способствовать усилению в своих учениках чувства вдохновени€, рассказыва€ истории о природе, которые возвышают и вдохновл€ют душу, или истории из жизни великих натуралистов и борцов за сохранение природы.

я называю четвертую стадию Ђпередачей своего вдохновени€ї потому, что когда мы передаем что-нибудь, мы усиливаем и про€сн€ем дл€ себ€ наш собственный личностный опыт.

ѕознание с помощью естественного потока

Ђѕоток познани€ї позвол€ет вам создать бесконечное количество приемов познани€ природы, каждый из которых идеально соответствует существующим обсто€тельствам, при этом у вас не будет двух совершенно одинаковых приемов. ќснованна€ на нескольких очень простых принципах, эта система не €вл€етс€ жесткой. ¬ы можете примен€ть Ђпоток познани€ї дл€ игр и зан€тий, описанных как в моих книгах, так и в других известных вам источниках.

я с успехом использовал Ђпоток познани€ї дл€ проведени€ зан€тий, которые продолжались от получаса до целого дн€. я примен€л его в помещении, когда за окнами лил дождь, и на улице, когда светило солнце.

Ёта система очень гибка€, поскольку она дает вам возможность реагировать на потребности момента.

÷ель Ђпотока познани€ї Ц дать каждому действительно возвышающий душу опыт общени€ с природой.

ѕосле каждого зан€ти€, на котором успешно применена система Ђпоток познани€ї, каждый участник очень тонко и радостно ощущает в себе новое чувство единства с природой и сопереживани€ всему живущему. ¬ы также обнаружите, что ваши ученики с большим интересом начнут слушать научное объ€снение природных событий и €влений, если сначала вы поможете им создать у себ€ настроение активного воспри€ти€ и вдохновени€.

Ђѕоток познани€ї и переключение внимани€

Ќа улице очень много помех, из-за которых внимание ваших слушателей может рассеиватьс€. Ёто машины, различные механизмы и даже человеческие голоса.  роме того, дет€м может быть холодно, они могут думать о своих проблемах. ѕреимущество Ђпотока познани€ї заключаетс€ в том, что он помогает слушател€м освободить свое внимание так, чтобы они смогли расслабитьс€, испытать наслаждение от общени€ с природой.

ћощное течение увлекает за собой медленные водовороты, образующиес€ у речных берегов. јналогичным образом, когда вы предлагаете люд€м поиграть на природе в игры, наполн€ющие энергией тело и ум, это сильное энергетическое поле, создающеес€ в игре, смывает все личные проблемы и улучшает настроение. ќсвободившись от забот, люди с энтузиазмом получают новый, ни с чем не сравнимый опыт.


* ƒанна€ страница содержит информацию из сборника ["“ропа в гармонии с природой". —борник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. ћ.: "–.¬алент", 2007. - 176 с.], подготовленного нашими коллегами из экологического центра "«аповедники", любезно предоставившего нам возможность размещени€ этой чрезвычайно полезной дл€ всех педагогов-экологов информации на нашем сайте.
„итайте также статью педагогов из города —тарый оскол "Ёкологическа€ тропа как средство экологического образовани€ и просвещени€".


—одержание сборника:

¬ведение

√лава 1. Ёкологические тропы Ц от идеи до проекта
1.1. –азнообразие экотроп
1.2.  ритерии выбора маршрута
1.3. –азработка сети экологических маршрутов
1.4. ѕодготовка проекта экотропы

√лава 2. »нформационное содержание экологической тропы
2.1. »нформаци€ непосредственно на экотропе
2.2. »нформационное сопровождение дл€ посетителей экотропы
2.3. ѕредупреждение об ошибках

√лава 3. “ехнологи€ обустройства троп
3.1. ƒорожки, лестницы и площадки
3.2. —тенды и указатели
3.3. ќбустройство экотроп дл€ людей с ограниченными возможност€ми

√лава 4. ¬олонтерска€ помощь на тропах
4.1. ¬олонтеры на экотропах
4.2. ”частие волонтеров в проекте ЂЅольша€ Ѕайкальска€ тропаї

√лава 5. –егулирование допустимой нагрузки на тропу
5.1. ќсновные принципы нормировани€ нагрузок
5.2. ѕримеры определени€ допустимых нагрузок на тропу
5.3. –екреационный мониторинг

√лава 6. ѕравила поведени€ на экологической тропе
6.1. ќбщие подходы к разработке правил
6.2. —пецифические правила дл€ обеспечени€ безопасности
6.3. ѕравила поведени€ €зыком поэзии
6.4. ¬андализм и меры по его предупреждению

√лава 7. –азнообразие тем и методов работы на экотропах
7.1. ћногообразие тематических программ
7.2. “емы и методы работы на экскурсионных маршрутах
7.3. ќпыт проведени€ экологических экскурсий
7.4. Ђ√овор€щиеї обитатели леса
7.5. Ђƒавайте наслаждатьс€ природой вместе с детьмиї

√лава 8. –азработка концепции визит-центра
8.1. „то такое визит-центр дл€ посетителей ќќѕ“?
8.2. „то необходимо учитывать при разработке концепции визит-центра?
8.3. —оздание выставочной концепции визит-центра
8.4. ќпыт создани€ визит-центра в јксу-∆абаглинском заповеднике

Ћитература


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020