јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> Ё ќЋќ√»„≈— »≈ “–ќѕџ

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

√лава 8. –азработка концепции визит-центра*

Ћ.¬. »льина, —.ё.  оролевска€

8.2. „то необходимо учитывать при разработке концепции визит-центра?

јнализ ситуации, определение целевых групп посетителей

ѕриступа€ к проектированию визит-центра, разработчики должны изучить и проанализировать не только уникальность и значимость данной ќќѕ“, но и ее место в системе охран€емых территорий, а также в социально-экономической жизни региона.

“ак, при выполнении работ по созданию ÷ентра экологической ин формации дл€ посетителей литовского национального парка Ђ юршу Ќериаї проектировщиками была дана развернута€ характеристика региона юго-восточной ѕрибалтики, включающего комплекс из нескольких песчаных кос, расположенных на территории трех государств Ц –оссии, Ћитвы и ѕольши. Ётот обзор включал в себ€:

  • ’арактеристику кос как географических образований, их природные особенности и уникальность.
  • —уществующий природоохранный статус  уршской косы, св€занные с этим статусом ограничени€ хоз€йственной де€тельности и, наоборот, обусловленные им дополнительные возможности дл€ развити€ туризма и экологического просвещени€.
  • ’арактеристику существующих на косе туристических потоков, в том числе оказываемое туристами антропогенное воздействие и степень его вли€ни€ на сохранность природных комплексов и эстетику ландшафтов.
  • ’арактеристику имеющихс€ туристических предложений; наличие/отсутствие информационных бюро по туризму, представл€ющих собой самосто€тельную туристическую цель дл€ посетителей.
  • ’арактеристику сложившейс€ системы экологического воспитани€ и просвещени€ посетителей  уршской косы; наличие структур, провод€щих с посетител€ми данную работу на современном уровне и обладающих соответствующими помещени€ми.

ќсновыва€сь на данных, полученных в результате анализа исходной ситуации, проектировщики приступают к определению целевых групп посетителей будущего центра. »наче говор€, отвечают на вопрос: Ђ то будет нашим посетителем?ї, или Ђƒл€ кого мы создаем визит-центр?ї. ќсобенно важна дл€ этого информаци€ о туристических потоках, существующих в насто€щий момент на ќќѕ“ и на прилегающей территории.

»меющиес€ данные при этом полезно сравнить с соответствующими данными за предшествующий период.

≈сли у ќќѕ“ имеетс€ музей природы, данные по его посещаемости необходимо проанализировать отдельно, поскольку сложивша€с€ структура посетителей музе€ природы будет €вл€тьс€ наиболее точным индикатором при прогнозировании целевых групп посетителей будущего визит-центра.

Ќиже приведен перечень данных об охран€емой территории, важных дл€ определени€ целевых групп посетителей визит-центра:

  • дата основани€ ќќѕ“;
  • число посетителей за последние годы; динамика изменени€ численности;
  • –азработка концепции визит-центра;
  • количество и соотношение туристических и нетуристических посещений (транзит через территорию ќќѕ“, проезд к месту жительства или работы и пр.);
  • сезонность посещени€ (на какое врем€ года, на какие мес€цы приходитс€ основной туристический поток);.
  • средн€€ продолжительность пребывани€ туристов на ќќѕ“, процентное соотношение однодневных туристов и туристов, ночующих на охран€емой территории сутки и более;
  • количество и качество мест дл€ ночлега туристов, их расположение и характеристики (палаточные городки, турбазы, гостиницы, частный сектор);
  • структура посетителей ќќѕ“ (жители населенных пунктов, расположенных на ќќѕ“; жители близлежащих населенных пунктов; приезжие издалека, иностранцы; возраст посетителей);
  • образовательный уровень и уровень экологической культуры посетителей.
  • цели посещени€ ќќѕ“ (осмотр достопримечательностей, посещение музеев, посещение пл€жей, сбор €год и грибов, рыбалка и пр.);
  • привлекательные туристские объекты, расположенные на ќќѕ“ (музеи, визит-центры, пешеходные маршруты и смотровые площадки и пр.);
  • услуги, предоставл€емые ќќѕ“ (проживание, питание, организаци€ экскурсий, прокат туристского инвентар€ и пр.);
  • стоимость услуг, оказываемых ќќѕ“ (включа€ оплату экологического сбора).

¬ идеале, работа по идентификации групп посетителей должна включать сбор не только статистических данных, но и информацию о том, какие вопросы посетители ќќѕ“ чаще всего задают, что их больше всего волнует и интересует. ќтветы на эти вопросы помогут проектировщикам пон€ть, что именно ожидают гости территории от посещени€ визит-центра.

ƒл€ сбора перечисленной выше информации желательно использовать не только имеющиес€ в распор€жении ќќѕ“ материалы. „резвычайно полезно провести специальные социологические исследовани€, а также беседы и интервью с представител€ми местной власти, учител€ми школ, руководител€ми Ќѕќ, туристскими предпри€ти€ми, осуществл€ющими свою де€тельность на охран€емой территории, руководител€ми туристских баз и пр.

ќпределение масштаба проекта

÷ентр дл€ посетителей может быть спроектирован с большим или меньшим размахом. „аще всего Ђмаломуї решению предпочтение от даетс€ в том случае, когда ќќѕ“ формулирует дл€ проектировщиков центра цель не изменить, а улучшить ситуацию в сфере туризма и экологического просвещени€. ¬ этом случае речь идет не о строительстве нового отдельного здани€, предназначенного специально дл€ визит-центра, а о реконструкции уже имеющегос€ здани€ или помещени€, обычно музе€ природы. ќзначенна€ цель Ц повышение туристической привлекательности и оптимизаци€ качества экологического воспитани€ и просвещени€ Ц достигаетс€ проектировщиками в первую очередь за счет обновлени€ старых и создани€ новых экспозиций.

ѕеред выполнением этих работ необходимо провести оценку состо€ни€ имеющихс€ помещений и их технического оснащени€ (электропроводки, отоплени€, сантехники), оценить состо€ние действующих экспозиций музе€ природы, а также прилегающей к музею территории.

ѕоскольку Ђмалоеї решение вр€д ли способно изменить ситуацию на ќќѕ“, оно не €вл€етс€ стратегическим. ѕо нашему наблюдению, такое решение предпочитают далеко не только в силу ограниченности в средствах, но по причине того, что сама ситуаци€ на ќќѕ“ характеризуетс€ нестратегичностью. Ёто может быть св€зано, к примеру, с отсутствием или незначительным количеством посетителей.

ѕринимающа€ большое число посетителей ќќѕ“ также может быть не заинтересована в строительстве (создании) визит-центра. Ёто чаще всего €вл€етс€ следствием отсутстви€ иных туристических предложений в данном ареале, помимо тех, которые предлагает сама ќќѕ“.

ќтсутствие конкурентных отношений обусловливает нежелание вкладывать большие средства в развитие туристической инфраструктуры.

ƒл€ создани€ современного, высококачественного, многофункционального центра, отвечающего всем требовани€м современности и конкурентоспособного на фоне других местных туристических объектов, подходит Ђсреднееї решение.

≈го предпочитают в том случае, когда ќќѕ“ стремитс€ сформировать новую цель посещени€ охран€емой территории, продлить сложившийс€ туристический сезон, зан€ть свою нишу на рынке свободного времени, туристических или образовательных услуг, существующих на охран€емой территории и в ближайшем ее окружении.

¬ качестве примера можно привести три европейских информационных эколого-просветительских центра, которые благодар€ интересной программе развлечений и интенсивному маркетингу с большим или меньшим успехом в состо€нии конкурировать с другими объектами проведени€ досуга.

  • Ёкологический центр развлечений ЂBlumberger muhleї биосферного заповедника ЂSchorfheide-Chorinї (√ермани€). ‘инансирующа€ организаци€: ‘едеральный союз NABU.
      центру относ€тс€ новое здание с выставочной площадью в 500 м2 и пространство под открытым небом площадью в 14 га с много численными воспроизведенными биотопами, типичными дл€ данной местности. ÷ентр находитс€ в стороне от потоков посетителей и с трудом на считывает 40 тыс. посетителей в год (благодар€ интенсивному маркетингу), хот€ первоначально ожидалось 100 тыс. ¬ цену входного билета (4,50 евро) включена экскурси€ под открытым небом по территории, прилегающей к центру развлечений.
  • ÷ентр дл€ посетителей ЂNatureum Niederelbeї в птичьем заповеднике ЂNiederelbeї (√ермани€). ‘инансирующа€ организаци€: земельный округ.
    ÷ентр дл€ посетителей размещен в новом здании. ≈го выставка охватывает 500 м2, а также обширное пространство под открытым небом с детской игровой площадкой и радиальным пешеходным маршрутом длиной в 5 км с многочисленными композици€ми на различные темы. Ѕлагодар€ различным временным выставкам на интересные дл€ посетителей темы (например, про динозавров, китов, змей) центр насчитывает 100 тыс. посетителей в год.
  • ÷ентр дл€ посетителей ЂDe Hoepї в одноименном дюнном и водном резервате на —еверном море (√олланди€). ‘инансирующа€ организаци€: PWN (крупное предпри€тие по водоснабжению).
    Ётот крупный центр дл€ посетителей насчитывает около 120 тыс. посетителей в год. ќн расположен у одного из главных входов в излюбленную зону отдыха. ¬ыставка центра состоит из 15 отдельных познавательно-развлекательных станций, расположенных вокруг стереокинозала. Ѕлагодар€ тому, что развитие выставочной концепции контролировал отдел маркетинга фирмы PWN, выставка и развлекательно-познавательна€ программа полны креативных идей.

¬ том случае, если ќќѕ“ хочет кардинальным образом изменить ситуацию в сфере туризма и экологического просвещени€ на своей территории, создать объект посещени€, обладающий большой прит€гательной силой как дл€ местных, так и дл€ приезжих, в том числе иностранных туристов, выбираетс€ так называемое Ђбольшоеї решение.

ќправданным создание подобного центра €вл€етс€, когда ќќѕ“ сама по себе представл€ет чрезвычайно привлекательную туристическую цель; число посетителей данной охран€емой территории велико и имеет тенденцию к увеличению. „аще всего это справедливо дл€ национальных парков, особенно имеющих международный природоохранный статус, который €вл€етс€ дополнительным стимулом их посещени€.

«а счет создани€ центра дл€ посетителей международного уровн€ ќќѕ“ может изменить интенсивность, направление и структуру туристических потоков, стать структурой дополнительного экологического образовани€ и просвещени€ не только районного, но областного/республиканского масштаба, внести ощутимый вклад в развитие местных социально-экономических инициатив и реально содействовать росту благососто€ни€ местного населени€.

¬ качестве примеров нами выбран центр дл€ посетителей национального парка ЂSchleswig-Holsteiner Wattenmeerї, €вл€ющийс€ моделью и образцом дл€ подражани€ благодар€ своей беспрецедентной интерактивной познавательной программе, а также три так называемых Science Centers, которые претендуют на им€ Ђмир развлеченийї и на качество Ђтуристического магнитаї сильного прит€жени€. — одной стороны, эти центры близки по географическому расположению (наход€тс€ около Ѕремена, √ермани€) и работают в сходной ситуации. — другой стороны, они различаютс€ содержанием своих развлекательно-познавательных программ и степенью достигнутого успеха.

  • “уристический центр Ђћultimar Wattforumї национального парка ЂSchleswig-Holsteiner Wattenmeerї (√ермани€). ‘инансирующа€ организаци€: федеральна€ земл€ и земельный округ.
    Ќа площади, равной 1300 м2, развернута экспозици€ с многочисленными интерактивными познавательными и развлекательными станци€ми на тему Ђћир —еверного мор€ї. ќсобенной попул€рностью пользуютс€ большие аквариумы и модель кита в натуральную величину. Ѕлагодар€ регул€рному обновлению экспозиции (раз в 2Ц3 года) и непрерывной работе с общественностью, а также благопри€тному месторасположению в туристической зоне на побережье —еверного мор€, центр может рассчитывать приблизительно на 200 тыс. посетителей в год.
  • Universum Science Center (√ермани€). ‘инансирующа€ организаци€: федеральна€ земл€, инвесторы.
    ¬ данном центре (объем инвестированных средств Ц 35 миллионов евро) с помощью интерактивных экспонатов, размещенных в художественно оформленных помещени€х, Ђоживаютї чудеса на уки. ѕлощадь экспозиции Ц 4.000 м2. ƒо открыти€ центра в 2000 г.количество посетителей прогнозировалось около 300 тыс.чел. в год. ¬ насто€щее врем€ центр посещают 500 тыс.человек в год. ÷ена входного билета составл€ет 9 евро.
  • Space Center (√ермани€). ‘инансирующа€ организаци€: федеральна€ земл€, инвесторы.
    ÷ентр был открыт через три года после Universum Science Center, при этом объем инвестиций многократно превосходил затраты на Universum.  ак следствие, стоимость входных билетов оказалась высокой Ц 22 евро. ќсновной идеей было привлечение посетителей на мультимедийное шоу о космосе. ќжидалось, что Space Center будут посещать ежегодно 600 тыс. человек; дополнительную прибыль (в качестве арендной платы) должен был приносить интегрированный торговый пассаж. ќсенью 2004 г. центр объ€вил о банкротстве и закрылс€ навсегда.
  • Botanica (√ермани€). ‘инансирующа€ организаци€: федеральна€ земл€.
    Ќачина€ с лета 2003 года, рододендроновый парк ЂBotanicaї г. Ѕремена приглашает посетителей на необычное шоу, рассказывающее о жизни растений с помощью фильмов, интерактивных экспериментов и мультисенсорных инсценировок. —верхсовременна€ экспозици€ развернута на территории в 800 м2. ¬ оранжерее парка достоверно воспроизведены растительные биотопы √ималаев, японии, Ѕорнео. ÷ена входного билета составл€ет 9 евро. ќжидалось, что познавательно-развлекательный центр будут посещать 200 тыс. человек в год, в действительности же он насчитывает 70 тыс. посетителей в год. —удьба центра ЂBotanicaї Ц под угрозой.

ћы замечаем, что, когда речь идет о Ђбольшомї решении, воплощаетс€ оно почти всегда в формате познавательно-развлекательного центра, или Science Center. ƒл€ создани€ туристических визит-центров, равно как и центров эколого-просветительских, подход€т как Ђсреднееї, так и Ђмалоеї решени€.  роме того, из приведенных примеров видно, что дл€ воплощени€ Ђсреднегої и Ђбольшогої концептуальных решений под центр дл€ посетителей выдел€етс€ целое здание или же возводитс€ новое.

¬ идеале проектировщики сами выбирают место дл€ строительства, дл€ чего ими учитываетс€ следующее:

  • ƒоступность места дл€ посетителей (близость к границе ќќѕ“, расположение вблизи автомагистралей и населенных пунктов, наличие подъездных путей, возможность добратьс€ до места на общественном транспорте и пр.).
  • ѕривлекательность (красота и своеобразие вмещающего ландшафта, наличие в близлежащих окрестност€х других туристических достопримечательностей и пр.).
  • ѕосещаемость места на сегодн€шний день (важнейшее условие, определ€ющее дл€ визит-центра перспективу на самосто€тельное экономическое существование).

Ќеобходимо, однако, предостеречь проектировщиков от того, чтобы прин€ть выгодное, на их взгл€д, местоположение центра как непременное условие его экономического успеха и попул€рности у посетителей.

Ќесмотр€ на уже сложившийс€ в том или ином месте большой поток туристов, высока€ посещаемость будущего центра сама по себе не гарантирована, за нее нужно боротьс€, поскольку:

  • ѕосетители чаще всего направл€ютс€ к четким цел€м, обладающим большой туристической привлекательностью (музеи, пл€жи, пещеры, горные вершины и пр.); привлечь их внимание к новому туристическому объекту можно, только предложив что-то более интересное.
  • Ќаиболее посещаемое место обычно сопровождают суматоха и хаос; дл€ того, чтобы создать в подобных услови€х атмосферу, располагающую к экологическому воспитанию и воспри€тию информации о культуре и окружающей среде, архитектурное решение центра должно быть сопр€жено с тщательно выверенной организацией прилегающего пространства. ¬ то же врем€, данна€ ситуаци€ дает многочисленные импульсы дл€ создани€ выставок на тему Ђ„еловек и ѕриродаї.

* ƒанна€ страница содержит информацию из сборника ["“ропа в гармонии с природой". —борник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. ћ.: "–.¬алент", 2007. - 176 с.], подготовленного нашими коллегами из экологического центра "«аповедники", любезно предоставившего нам возможность размещени€ этой чрезвычайно полезной дл€ всех педагогов-экологов информации на нашем сайте.
„итайте также статью педагогов из города —тарый оскол "Ёкологическа€ тропа как средство экологического образовани€ и просвещени€".


—одержание сборника:

¬ведение

√лава 1. Ёкологические тропы Ц от идеи до проекта
1.1. –азнообразие экотроп
1.2.  ритерии выбора маршрута
1.3. –азработка сети экологических маршрутов
1.4. ѕодготовка проекта экотропы

√лава 2. »нформационное содержание экологической тропы
2.1. »нформаци€ непосредственно на экотропе
2.2. »нформационное сопровождение дл€ посетителей экотропы
2.3. ѕредупреждение об ошибках

√лава 3. “ехнологи€ обустройства троп
3.1. ƒорожки, лестницы и площадки
3.2. —тенды и указатели
3.3. ќбустройство экотроп дл€ людей с ограниченными возможност€ми

√лава 4. ¬олонтерска€ помощь на тропах
4.1. ¬олонтеры на экотропах
4.2. ”частие волонтеров в проекте ЂЅольша€ Ѕайкальска€ тропаї

√лава 5. –егулирование допустимой нагрузки на тропу
5.1. ќсновные принципы нормировани€ нагрузок
5.2. ѕримеры определени€ допустимых нагрузок на тропу
5.3. –екреационный мониторинг

√лава 6. ѕравила поведени€ на экологической тропе
6.1. ќбщие подходы к разработке правил
6.2. —пецифические правила дл€ обеспечени€ безопасности
6.3. ѕравила поведени€ €зыком поэзии
6.4. ¬андализм и меры по его предупреждению

√лава 7. –азнообразие тем и методов работы на экотропах
7.1. ћногообразие тематических программ
7.2. “емы и методы работы на экскурсионных маршрутах
7.3. ќпыт проведени€ экологических экскурсий
7.4. Ђ√овор€щиеї обитатели леса
7.5. Ђƒавайте наслаждатьс€ природой вместе с детьмиї

√лава 8. –азработка концепции визит-центра
8.1. „то такое визит-центр дл€ посетителей ќќѕ“?
8.2. „то необходимо учитывать при разработке концепции визит-центра?
8.3. —оздание выставочной концепции визит-центра
8.4. ќпыт создани€ визит-центра в јксу-∆абаглинском заповеднике

Ћитература


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019