јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> Ё ќЋќ√»„≈— »≈ “–ќѕџ

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

√лава 7. –азнообразие тем и методов работы на экотропах*

7.2. “емы и методы работы на экскурсионных маршрутах ƒальневосточного морского заповедника

ј.ј. √ульбина

ќсобенностью эколого-просветительской де€тельности заповедников вообще и ƒальневосточного морского биосферного заповедника в частности €вл€етс€ возможность проводить экскурсии в услови€х хорошо сохранившейс€ природной среды и демонстрировать редкие, а за частую и уникальные природные объекты. ќбучение на природе, просвещение в непосредственной близости к природе должно создавать особую образовательную и эмоциональную среду, ориентированную на импульс к сохранению этого удивительного мира, в котором нам посчастливилось жить. ƒл€ того чтобы охватить просветительской де€тельностью самые разные круги населени€, заповедник ведет интенсивный поиск новых форм и методов экологического просвещени€. ¬з€в за основу традиционные направлени€ музейной работы Ц создание экспозиций с диарамами и натурными экспонатами, аквариумов с обитател€ми мор€, организацию лекций с демонстрацией видео- и аудиоматериалов Ц мы расширили рамки статичной экспозиции музе€ Ђѕрироды мор€ и еЄ охраныї, разработав экскурсионные маршруты по прилегающей территории острова ѕопова.

—егодн€ морской заповедник предлагает как обзорные, так и тематические экскурсии по острову. Ѕольша€ часть экскурсий рассчитана на самый широкий круг посетителей, часть Ц на специалистов (например, орнитологов). “емы экскурсий раскрывают природный и историко-культурный потенциал острова. ¬от темы экскурсионных маршрутов, пользующихс€ особым вниманием: Ђќбзорна€ экскурси€ по экологи ческой тропеї, Ђ√еологический мир островаї, ЂЁкологи€ древнего человекаї, Ђќбитатели литоралиї, Ђ–астени€ вокруг насї, Ђ¬итаминна€ кладова€ї, Ђ‘ортификационные сооружени€ї, Ђ÷арство пернатыхї. Ёти экскурсии стали основой комплексной программы, котора€ помогает на примере острова показать различные аспекты и исторические этапы взаимодействи€ человека и природы и построить свое отношение к острову как к уникальной природной системе, хрупкой и требующей к себе большого внимани€.

Ёкскурсионные маршруты дают возможность увидеть тесную св€зь природы и человека на прот€жении тыс€челетий. Ёкскурс в геологическое прошлое возвращает нас в период неогена (12 Ц 8 млн. лет), к грандиозным природным событи€м, которые привели к формированию впадины японского мор€ и, в частности, залива ѕетра ¬еликого и его островов. ћатериалы экскурсии позвол€ют проследить изменени€ при родных условий в течение длительного времени: похолодани€ и потеплени€ климата, колебани€ уровн€ мор€ и изменени€ береговой линии.

¬от как выгл€дит программа маршрута Ђ√еологический мир островаї.

1. «накомство в музее с историей геологического прошлого японского мор€ и залива ѕетра ¬еликого, осмотр образцов пород, слагающих острова.

2. ѕостроение Ђ√еологической шкалы времениї (на улице, вдоль здани€ музе€ расчерчена дорожка) с момента образовани€ нашей планеты в —олнечной системе до наших дней. √еологическую шкалу выстраивают экскурсанты, которым раздаютс€ карточки с на звани€ми основных этапов развити€ нашей планеты. ќсобое внимание удел€етс€ времени по€влени€ человека на планете «емл€, соотношению продолжительности жизни человека и продолжительности существовани€ нашей планеты, вли€нию человека на жизнь «емли.

3. ѕешеходна€ экскурси€ вдоль берега мор€. «накомство с горными породами и процессами их образовани€. »зменение ландшафта человеком.

4. –абота с геологической коллекцией в учебном кабинете. ќпределение собранных образцов пород.

Ќа экскурси€х, знаком€щих с многообразием животного и растительного мира, используютс€ определители. “ем самым экскурсантам даетс€ возможность самим узнать то или иное животное или растение. Ќа всех экскурсионных маршрутах широко используютс€ имитационные игры; таким образом, посетители станов€тс€ не только слушател€ми, но и действующими лицами. ¬ процессе общени€ создаетс€ образовательна€ среда, способствующа€ лучшему усвоению материала, пониманию природы, восхищению ей, желанию ее сберечь. Ѕольшое внимание удел€етс€ от ношению человека к природе на разных этапах его развити€.

„асть игр построена на моделировании поведени€ древнего человека в природе. Ёкскурси€ по экологической тропе включает посещение кургана из камней, который по преданию был местом древнего жертвенника. ѕодтверждением частой посещаемости этого места служит ведуща€ к нему широка€ тропа, кра€ которой вымощены валунами.

ѕознакомившись с основными породами широколиственного леса, экскурсанты по подземному ходу спускаютс€ к морю, где им предлагаетс€ выбрать любой из пригл€нувшихс€ небольших камней и вернутьс€ с ним на тропу. ѕосле этого экскурсовод рассказывает об отношении к природе древних людей, зависимости от нее, почитании ее сил и предлагает пройти по тропе к жертвеннику тем путем, каким шли люди в древности.

Ёта тропа была построена не совсем обычно: она двухполосна€, террасированна€ вдоль своей оси. ќт€гощенные заботами люди шли к жертвеннику по нижней террасе тропы. ѕровед€ обр€д жертвоприношени€ и очищени€ и попросив у ѕрироды щедрого урожа€, удачной охоты, пополнени€ рода, люди освобождались от груза забот и со светлыми надеждами возвращались домой по верхней террасе тропы. Ёкскурсовод предлагает посетител€м выстроитьс€ в цепочку и подниматьс€ к жертвеннику по нижней террасе, мысленно закладыва€ каждый в свой камень информацию о тех качествах, от которых они хотели бы избавитьс€: озлобленность, зависть, вредные привычки и т.д. ¬став вкруг у кургана, каждый кладет на него свой камень и этим как бы облегчает свою душу. «авершающим аккордом €вл€етс€ беседа о том, что поддержание жизни на нашей планете зависит, прежде всего, от —олнца.

¬о врем€ экскурсии группы наблюдают великолепную панораму островов залива ѕетра ¬еликого, посещают величественные скалы мыса ѕроходного Ц ове€нного легендами ”щель€ дракона, но, тем не менее, запоминаетс€ она посетител€м именно этим посещением кургана.

ѕоэтому и назвали люди эту тропу тропой желаний, и ход€т на нее вновь и вновь.

¬ажнейшим рубежом в истории природы и человека €вилось глобальное потепление, наступившее после окончани€ ледниковой эпохи около 13Ц10 тыс€ч лет назад. »менно с этого времени началось активное заселение древними людьми территории ѕриморь€. ¬ период неолита человек освоил континентальные и прибрежные районы, а в раннем железном веке Ц и островную зону. Ќаибольшее число археологических пам€тников на островах залива ѕетра ¬еликого относитс€ к янковской археологической культуре I тыс€челети€ до нашей эры. ќстатки около 10 поселений этого времени обнаружены на острове ѕопова. ќ жизни насел€вших их людей рассказывает экскурси€ ЂЁкологи€ древнего человекаї. ѕрограмма экскурсии включает знакомство с экспозицией музе€, посещение места первобытного поселени€, знакомство с бытом, оруди€ми труда и промысла людей янковской культуры, моделирование поведени€ древнего человека, урок изготовлени€ глин€ной посуды методами древних гончаров.

Ёкскурси€ начинаетс€ в музее со знакомства с экспозицией Ђ„еловек и природа в древностиї, котора€ расположена в специально оборудованном зале. Ёкспозици€, использу€ научные факты и художественные образы, представл€ет жизнь обитателей острова около 3 тыс€челетий назад, рассказывает о взаимоотношени€х наших далеких предков и окружающего мира. ѕри планировании экспозиции были выбраны три аспекта, в которых могут быть показаны взаимоотношени€ „еловека и ѕрироды в древности. Ёто хоз€йственно-промыслова€ де€тельность, ритуально-культова€ и искусство.

Ёкскурсию по экспозиции продолжает маршрут к поселению древних людей, занимавшихс€ активным морским промыслом, охотой и собирательством. ¬о врем€ экскурсии мы пытаемс€ воссоздать обстановку и настроение древних промысловых ритуалов и праздников.

Ёкскурсантам раздаютс€ открытки с изображени€ми коренных народов ƒальнего ¬остока Ц потомков тунгусо-€зычного населени€, проживавшего в древности на островах. ќни выбирают себе понравившуюс€ народность и станов€тс€ племенами Ц удэге, орочей и т.д. »митируют обр€ды древнего племени Ц выбирают невесту, шамана, создают писаницы мелом на каменных глыбах Ц все эти действи€ превращают экскурсию в событие, позвол€ющее погрузитьс€ в мир прошлого, лучше пон€ть €зыческое почитание сил ѕрироды.

Ќам хочетс€ наде€тьс€, что на примере острова ѕопова обращение к истории взаимоотношений „еловека и ѕрироды, особенно к ее ранним этапам, в какой-то мере поможет сделать наших современников мудрее и внимательнее к окружающему их живому миру. Ћюди не должны забывать, что они составл€ют с природой неразрывное целое и, по сути, сегодн€ завис€т от нее так же, как и тыс€челети€ назад. ∆ить в гармонии с природой Ц одновременно и сложно, и просто, и этому нужно учитьс€ и учить.


* ƒанна€ страница содержит информацию из сборника ["“ропа в гармонии с природой". —борник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. ћ.: "–.¬алент", 2007. - 176 с.], подготовленного нашими коллегами из экологического центра "«аповедники", любезно предоставившего нам возможность размещени€ этой чрезвычайно полезной дл€ всех педагогов-экологов информации на нашем сайте.
„итайте также статью педагогов из города —тарый оскол "Ёкологическа€ тропа как средство экологического образовани€ и просвещени€".


—одержание сборника:

¬ведение

√лава 1. Ёкологические тропы Ц от идеи до проекта
1.1. –азнообразие экотроп
1.2.  ритерии выбора маршрута
1.3. –азработка сети экологических маршрутов
1.4. ѕодготовка проекта экотропы

√лава 2. »нформационное содержание экологической тропы
2.1. »нформаци€ непосредственно на экотропе
2.2. »нформационное сопровождение дл€ посетителей экотропы
2.3. ѕредупреждение об ошибках

√лава 3. “ехнологи€ обустройства троп
3.1. ƒорожки, лестницы и площадки
3.2. —тенды и указатели
3.3. ќбустройство экотроп дл€ людей с ограниченными возможност€ми

√лава 4. ¬олонтерска€ помощь на тропах
4.1. ¬олонтеры на экотропах
4.2. ”частие волонтеров в проекте ЂЅольша€ Ѕайкальска€ тропаї

√лава 5. –егулирование допустимой нагрузки на тропу
5.1. ќсновные принципы нормировани€ нагрузок
5.2. ѕримеры определени€ допустимых нагрузок на тропу
5.3. –екреационный мониторинг

√лава 6. ѕравила поведени€ на экологической тропе
6.1. ќбщие подходы к разработке правил
6.2. —пецифические правила дл€ обеспечени€ безопасности
6.3. ѕравила поведени€ €зыком поэзии
6.4. ¬андализм и меры по его предупреждению

√лава 7. –азнообразие тем и методов работы на экотропах
7.1. ћногообразие тематических программ
7.2. “емы и методы работы на экскурсионных маршрутах
7.3. ќпыт проведени€ экологических экскурсий
7.4. Ђ√овор€щиеї обитатели леса
7.5. Ђƒавайте наслаждатьс€ природой вместе с детьмиї

√лава 8. –азработка концепции визит-центра
8.1. „то такое визит-центр дл€ посетителей ќќѕ“?
8.2. „то необходимо учитывать при разработке концепции визит-центра?
8.3. —оздание выставочной концепции визит-центра
8.4. ќпыт создани€ визит-центра в јксу-∆абаглинском заповеднике

Ћитература


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020