јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> Ё ќЋќ√»„≈— »≈ “–ќѕџ

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

√лава 2. »нформационное содержание экологической тропы*

¬.ѕ. „ижова

2.1. »нформаци€ непосредственно на маршруте

 ак донести информацию о природе до посетителей экотроп? ¬ ходе организованных экскурсий по€снени€ дает экскурсовод, иначе называемый гидом или интерпретатором. ќн предлагает посетител€м необходимые сведени€ о природных и культурно-исторических достопримечательност€х, по€сн€ет им правила поведени€ на тропе и ее отдельных объектах и контролирует соблюдение этих правил.

ƒл€ одиночных посетителей роль гида играют информационные стенды.

”казатели и информационные стенды

”казатели, или маркировочные знаки, представл€ют собой простейший тип информационных объектов. „аще всего это дерев€нные столбы, установленные на каждой точке-остановке и на всех перекрестках. Ќа них нанос€т маркировочный знак тропы Ц полоску, квадрат, ромб и т.п. ” каждой тропы должен быть свой знак или особенный цвет знака, чтобы посетитель мог безошибочно определить с помощью буклета, где именно он находитс€.

ќбозначение троп на местности следует проводить так, чтобы оно гармонировало с окружающей природой. ћожно, например, использовать полоски жести, окольцовывающие стволы взрослых деревьев, не меша€ их росту. ћаркировочными знаками могут стать невысокие столбики из дерева или природного камн€. Ќа эти маркеры нанос€т эмблему или цветовой символ тропы (красно-белое сочетание Ц хорошо заметно в лесу). „тобы посетители не забирали с деревьев симпатичную маркировочную полоску на пам€ть, ее, во-первых, устанавливают на высоте не ниже 3Ц3,5 м, а во-вторых, в начальной точке тропы за символическую плату можно предложить специальные значки Ц копии маркировочного знака.

ћаркировочный знак может иметь вид какого-либо элемента природы Ц звер€, цветка и т.п., наиболее типичного или представительного дл€ данной тропы. ≈го изображают не только на маркировочном знаке, но и на информационных щитах и на обложке путеводител€ по данной тропе.

Ќа перекрестках, как правило, устанавливают указатели-стрелки.

ќни также могут иметь нетрадиционную форму: птичка с клювом, указывающим направление движени€; скачуща€ в нужном направлении л€гушка; веточка ели с выт€нутой в нужном направлении Ђлапкойї, Ц простор дл€ фантазии здесь большой. √лавное, чтобы при этом все они однозначно показывали направление движени€ и, вместе с тем, не были очень броскими ни по форме, ни по цвету, ни по размеру. “ам, где это необходимо, на указателе может быть дана информаци€, на каком рассто€нии в метрах-километрах или минутах-часах ходьбы в среднем темпе находитс€ тот или иной достопримечательный объект. Ќазвание самого объекта даетс€ либо словом, либо художественным символом Ц пиктограммой, изображающей развилку, брод, приют и т.д.

 ак правило, большинство природных троп посещают не только организованные, но и самоде€тельные группы или отдельные отдыхающие. „тобы удовлетворить их познавательные потребности, на самой тропе устанавливают указатели и особые сооружени€ в виде информационных стендов или, как их еще называют, аншлагов.

¬ начале каждой экотропы обычно устанавливают входной стенд Ц своеобразные Ђворота тропыї. »менно на входном аншлаге туристы должны получить общую информацию о форме и длине маршрута, об основных природных и культурных достопримечательност€х и правилах поведени€ на тропе. «десь же обычно помещают оперативную информацию Ц ЂЌовости тропыї, касающуюс€ именно данного сезона (или даже мес€ца), сведени€ о наличии особых сложностей в прохождении маршрута (например, сырые места или крутые склоны), предупреждени€ о пригодности или непригодности воды в роднике дл€ пить€, о том, есть ли в это врем€ года клещи, много ли комаров и других насекомых и т.д. ¬ход на тропу должен быть хорошо заметен от остановки транспорта или с ближайших подступов к началу тропы.

ѕоскольку на входном стенде, по сравнению с обычными стендами на точках-остановках, обычно даетс€ много информации, можно соорудить его в виде Ђраскрытой книгиї, то есть по сути сделать два стенда с одним общим столбиком посредине. ¬ некоторых случа€х входной стенд может иметь и более сложную конструкцию и представл€ть собой так называемую входную группу.

≈ще одна рекомендаци€, котора€ основана на опыте экспертной оценки р€да отечественных троп: информаци€ на входном (да и не только на входном) аншлаге об€зательно должна быть конкретной и достоверной. » если на нем написано что-либо на тему Ђкак прекрасен этот мирї, то справа и слева, впереди и даже сзади сто€щего перед стендом посетител€ мир должен и в самом деле соответствовать этим словам, то есть быть образцом красоты природы, а вовсе не вытоптанной да еще и замусоренной площадкой.

Ќа самой тропе, на каждой остановке, если есть необходимость и позвол€ет ситуаци€, устанавливаетс€ информационный стенд. –ассто€ние между такими остановками может быть разным: на коротких экотропах от 100Ц200 м (но не чаще), на длинных Ц до 500Ц800 м. «десь даетс€ лаконичный текст, можно с рисунками и фотографи€ми, о природных и исторических достопримечательност€х данного места.

ўит можно укрепить вертикально (в этом случае он держитс€ на одном или двух столбиках), а можно под наклоном (так удобнее читать). ¬ последнем случае он укрепл€етс€ на четырех столбиках.

 ак и на входном аншлаге, текст здесь должен быть лаконичным.

≈сли речь идет о редких растени€х, можно дать их латинские названи€.

  информации об особо охран€емых видах следует относитьс€ с предельной осторожностью, чтобы это не стало своего рода провокацией к их поиску и сбору.

—пособ подачи информации зависит в первую очередь от контингента посетителей. ≈сли тропа создаетс€ дл€ дошкольников и младших школьников, следует дать больше рисунков, можно Ц забавных. Ќа тропах дл€ взрослых текст, как правило, доминирует над рисунками, но зато большое внимание удел€етс€ его художественному оформлению, размеру букв, сочетанию шрифтов и т.п.

 стати, о сочетании шрифтов. ќно уместно, прежде всего, там, где таким образом подчеркиваетс€ характер сообщаемой информации: строгие пр€мые буквы Ц дл€ строчек документа, курсив Ц дл€ выделени€ названи€ вида растени€ или животного, легкие округлые буквы Ц информаци€ дл€ детей и т.д. Ќо в любом случае это должны быть именно определенные шрифты, а не произвольно, как заблагорассудитс€, написанные буквы.

Ќиже приводитс€ р€д рекомендаций по оформлению информационных стендов из книги Ђћаршрутные тропы, стенды и знакиї.

ќсновные принципы создани€ удачных маршрутных указателей, стендов и информационных панелей

«наки, указатели, стенды и панели €вл€ютс€ частью целого.
ќни призваны помочь посетител€м совершить экскурсию и получить представление и информацию о территории. — их помощью трудно дать подробную или глубокую информацию, но можно побудить посетителей узнать больше. «аинтересовавшиес€ посетители смогут найти более подробную ин формацию в разъ€снительных материалах, фильмах, слайд-шоу и книгах.
–уководитель объекта должен отобрать такие способы предоставлени€ информации, которые наилучшим образом удовлетвор€т потребности посетителей. Ќеобходимо иметь общий план предоставлени€ информации по объекту.

ѕо€снительна€ информаци€ должна раскрывать одну тему Ц объедин€ющую.
„ем интересен данный объект? ѕочему он был особо выделен? ’от€ у ¬ас может быть множество альтернативных вариантов, следует выбрать именно ту тему, котора€ раскроет значимость данного объекта. ¬се указатели и стенды должны соответствовать выбранной тематике.
Ћучше запоминаетс€ та информаци€, котора€ основываетс€ на практическом опыте и чувствах.
ћаршрутные указатели, стенды и панели представл€ют информацию о реальных событи€х, €влени€х или предметах. »х назначение Ц давать по€снени€ по поводу конкретных объектов и ощущений, св€занных с посещением объекта.

”казатели, стенды и панели должны вписыватьс€ в общий вид объекта.
ќни должны усиливать впечатление от посещени€ объекта, а не отвлекать от него. ¬ыбор материала, правильное его размещение и дизайн должны быть продуманными и обоснованными. Ќежелательно размещать на стендах и панел€х материалы, не имеющие непосредственного отношени€ к объекту.

ѕо€снени€ должны быть краткими и четкими.
»ногда бывает трудно отобрать необходимую информацию. ћногие материалы кажутс€ важными и хочетс€ разместить их все, но делать это нежелательно. ѕосетители приход€т, чтобы непосредственно ознакомитьс€ с объектом. ќни не станут читать длинные, сложные надписи. ѕоэтому, может быть, рисунок и короткий заголовок Ц это как раз то, что нужно.

“ам, где тропа подходит к концу и туристы, скорее всего, устали и физически, и эмоционально, их настроение можно подн€ть с помощью шутки экскурсовода или тех же стендов. ’ороший пример тому Ц тропа Ђћалые ƒиерыї в —ловакии. ѕеред самым окончанием тропы на €рко раскрашенной стене дома висит небольша€ веревка и написано, что это устройство €вл€етс€ универсальным барометром:

≈сли веревочка висит спокойно Ц погода хороша€,
если качаетс€ Ц ветер,
если мокра€ Ц шел или идет дождь,
если заледеневша€ Ц мороз, был или сейчас,
если ее не видно Ц значит, мгла или темно,
если упала Ц землетр€сение.

¬ целом же, информационные стенды, выполненные оригинально и со вкусом, привлекающие внимание посетителей своим внешним оформлением и содержанием, способствуют не только увеличению информационной и эколого-воспитательной роли тропы, но также повышают ее привлекательность, подчеркивают своеобразие.

“очки обзора

ќб€зательным элементом обустройства любых троп, особенно на пересеченной местности, €вл€ютс€ обзорные точки. ќни не только повышают информативность тропы, но и способствуют ее большей привлекательности. ќбзорные точки можно устраивать на естественных возвышени€х: вершинах холмов, бровках коренного берега долин рек, над склонами оврагов и балок, откуда открываетс€ более или менее широка€ панорама. ≈сли отдельные деревь€ закрывают вид в нужном направлении, но при этом не представл€ют особой информационной или научной ценности, их вырубают. ќднако делать это надо с предельной осторожностью и об€зательно после проведени€ специального обосновани€, которое учитывало бы мнени€ всех заинтересованных сторон.

“акие Ђокнаї неоднократно встречались нам на тропах национальных и природных парков ближнего и дальнего зарубежь€.

ѕоскольку в целом дл€ российских охран€емых природных территорий создание таких Ђоконї €вл€етс€ делом необычным и само предложение уже не раз встречало негативную реакцию, по€сним это на конкретном примере. Ќа уже упоминавшейс€ выше тропе ћалые ƒиеры в —ловакии с одной из сто€нок открываетс€ вид на вершину горы –озсутец Ц обнаженные острые скалы. ј по правую сторону от нее, примерно на таком же высотном уровне, видны спокойные округлые очертани€ вершин ѕолуднева √рунь и —тог, покрытых сплошным ковром высокогорных лугов. »нформационный стенд на сто€нке по€сн€ет это различие: –озсутец сложен твердыми горными породами Ц доломитами, а две другие горы Ц м€гкими мергел€ми. ј дл€ тех, кто интересуетс€ не только открывающимс€ видом, но и организацией экотроп, проводник добавл€ет, что без вырубки двух-трех молодых деревьев на склоне ниже данной сто€нки посетители не увидели бы того, что дает ключ к пониманию многих особенностей ландшафтной структуры всей охран€емой области Ђћала ‘атраї.

ƒругой пример, из Ћатвии. Ќад обрывом нависает настил из бревен, опирающийс€ на мощные столбы, которые укреплены в нижней части склона долины реки √ау€. — кра€ площадки открываетс€ необыкновенно красивый вид на древнюю долину √ауи, поразительно широкую Ц около 400 м. ћы так и не увидели бы эту долину, если бы не искусственно прорубленное Ђокної в густой лесной чаще склона.

ƒл€ наблюдени€ за животными выбирают видовые площадки с хорошим обзором мест их частого по€влени€ (свежие норы, многочисленные следы на мокром песке, гнезда и т.д.) и вместе с тем расположенные так, чтобы не нарушать покой зверей и птиц. ѕосетител€м можно предложить бинокли или подзорные трубы. Ќа самих площадках сооружаютс€ специальные укрыти€ (смотровые вышки или скрадки), чтобы присутствие людей не тревожило животных.

≈сли на местности естественных обзорных точек нет, сооружаютс€ искусственные. ќсобенно они нужны на выровненной или слабопересеченной местности. Ёто могут быть специальные вышки с винтовой лестницей внутри или снаружи сооружени€ (по типу триангул€ционного пункта). ¬ качестве обзорной точки могут использоватьс€ обычные мосты через речки или так называемые горбатые мостики через ручьи.

ѕримером искусственного сооружени€ дл€ лучшего обзора местности могут служить еще два объекта из национального парка Ђ√ау€ї. ѕервый из них Ц дерев€нна€ смотрова€ вышка. Ёкскурсанты поднимаютс€ по ступенькам на вершину холма, потом по лесенке забираютс€ на вышку. ќбзор с нее Ц на 360 градусов. Ќа открытой верхней площадке с прочными перилами укреплена специальна€ тумба со стрелочками-указател€ми: на деревню Ћигатне, на город —игулду, на вольер с благородными олен€ми и т.д.

¬торой пример Ц винтова€ лестница вокруг старой липы, недалеко от развалин  римулдского замка. —твол липы закован в железные обручи, но это не мешает ей, поскольку расти ни вверх, ни вширь она по возрасту уже не может. ¬есь смысл ее жизни теперь заключаетс€ в том, чтобы каждый год по весне распускать молодые листочки, а потом осенью рон€ть их желтыми на землю. ƒа еще радовать посетителей парка открывающейс€ с ее вершины чудесной панорамой.

√еоботанические площадки и зоологические вольеры

ƒл€ того чтобы посетитель смог встретитьс€ на экотропе с возможно большим числом видов растений и животных, в отдельных случа€х в пределах видимости с тропы высаживают типичные дл€ данного леса виды растений и привлекают птиц кормушками и домиками. ¬ тех местах, где маршрут тропы обходит стороной местообитани€ редких и исчезающих растений, занесенных в  расные книги или охран€емых специальными постановлени€ми, дл€ удовлетворени€ познавательной потребности посетителей и от влечени€ их от мест естественного произрастани€ этих видов р€дом с тропой организуют специальные геоботанические площадки.  роме чисто познавательных целей, такие площадки выполн€ют и естественнонаучную роль, €вл€€сь своего рода генетическими банками. ѕомимо редких растений, здесь должна быть представлена типична€ дл€ данных мест флора (декоративные, лекарственные, пищевые, кормовые, €довитые, а также водные растени€). ќднако дл€ обеспечени€ сохранности таких площадок их целесообразно создавать преимущественно вблизи входа в парк или заказник, в окрестност€х информационного центра и т.п.

ѕодбор видов и группировка растений должны проводитьс€ с учетом экологических требований и композиционных правил ландшафтного дизайна. »нформационные таблички желательны, но не об€зательно все растени€ комментировать этикетками, как в ботаническом саду, Ц необходимые по€снени€ даст экскурсовод или посетители смогут найти их в буклетах. ÷ветные иллюстрации в буклете помогут посетител€м в определении растений. ѕодобного рода Ђоткрыти€ї заметно оживл€ют ход экскурсии по экологической тропе.

ѕомимо ботанических площадок, создают также зоологические площадки, или вольеры. »х создание не только помогает удовлетворить познавательно-рекреационные потребности посетителей, но и способствует выполнению законов и постановлений об охране диких животных.

ќтжившие деревь€

—воеобразными объектами местной флоры могут быть не только живые растени€, но и отжившие свой век деревь€ и даже пни. ѕри этом желательно, чтобы дл€ показа был выбран пень не только большого диаметра, но и значительной высоты спила. —пил делаетс€ под наклоном к тропе: так удобнее осматривать его поверхность. ѕреимущества такого подхода очевидны: пень сохран€ет мощный облик, никто не топчет его поверхность, жела€ сфотографироватьс€, не превращает его в стол (или стул), не кидает в его отжившую сердцевину вс€кий мусор и т.д.

ƒругой пример Ц тонкий спил старого дерева, на котором при помощи концентрических кругов масл€ной краской отмечены отдельные дес€тилети€ или даже столети€. “аблички рассказывают о событи€х, произошедших в то или иное врем€. “акие спилы можно встретить не только на экотропах, но и в визит-центрах некоторых российских национальных парков и заповедников.


* ƒанна€ страница содержит информацию из сборника ["“ропа в гармонии с природой". —борник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. ћ.: "–.¬алент", 2007. - 176 с.], подготовленного нашими коллегами из экологического центра "«аповедники", любезно предоставившего нам возможность размещени€ этой чрезвычайно полезной дл€ всех педагогов-экологов информации на нашем сайте.
„итайте также статью педагогов из города —тарый оскол "Ёкологическа€ тропа как средство экологического образовани€ и просвещени€".


—одержание сборника:

¬ведение

√лава 1. Ёкологические тропы Ц от идеи до проекта
1.1. –азнообразие экотроп
1.2.  ритерии выбора маршрута
1.3. –азработка сети экологических маршрутов
1.4. ѕодготовка проекта экотропы

√лава 2. »нформационное содержание экологической тропы
2.1. »нформаци€ непосредственно на экотропе
2.2. »нформационное сопровождение дл€ посетителей экотропы
2.3. ѕредупреждение об ошибках

√лава 3. “ехнологи€ обустройства троп
3.1. ƒорожки, лестницы и площадки
3.2. —тенды и указатели
3.3. ќбустройство экотроп дл€ людей с ограниченными возможност€ми

√лава 4. ¬олонтерска€ помощь на тропах
4.1. ¬олонтеры на экотропах
4.2. ”частие волонтеров в проекте ЂЅольша€ Ѕайкальска€ тропаї

√лава 5. –егулирование допустимой нагрузки на тропу
5.1. ќсновные принципы нормировани€ нагрузок
5.2. ѕримеры определени€ допустимых нагрузок на тропу
5.3. –екреационный мониторинг

√лава 6. ѕравила поведени€ на экологической тропе
6.1. ќбщие подходы к разработке правил
6.2. —пецифические правила дл€ обеспечени€ безопасности
6.3. ѕравила поведени€ €зыком поэзии
6.4. ¬андализм и меры по его предупреждению

√лава 7. –азнообразие тем и методов работы на экотропах
7.1. ћногообразие тематических программ
7.2. “емы и методы работы на экскурсионных маршрутах
7.3. ќпыт проведени€ экологических экскурсий
7.4. Ђ√овор€щиеї обитатели леса
7.5. Ђƒавайте наслаждатьс€ природой вместе с детьмиї

√лава 8. –азработка концепции визит-центра
8.1. „то такое визит-центр дл€ посетителей ќќѕ“?
8.2. „то необходимо учитывать при разработке концепции визит-центра?
8.3. —оздание выставочной концепции визит-центра
8.4. ќпыт создани€ визит-центра в јксу-∆абаглинском заповеднике

Ћитература


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019