јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> Ё ќЋќ√»„≈— »≈ “–ќѕџ

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

√лава 7. –азнообразие тем и методов работы на экотропах*

¬.ѕ. „ижова

7.1. ћногообразие тематических программ

ѕри разработке концепции экологической тропы необходимо определить целевые категории посетителей. ¬ качестве основы дл€ их выделени€ можно использовать типологию участников природных туров, предложенную немецким ученым ¬. Ўтрасдасом [27] и адаптированную дл€ российских условий в целом:

  • специализированные посетители: ученые различного профил€ (экологи, географы, биологи, геологи и т.п.), участники научных конференций экологической направленности, студенты соответствующих специальностей, члены школьных объединений экологического и близкого к нему профил€ и т.п.;
  • Ђувлеченныеї: организованные экскурсанты-любители, дл€ которых посещение экологических троп €вл€етс€ одной из основных целей их путешестви€ (их тоже можно отнести к специализированным посетител€м);
  • неспециализированные посетители: экскурсанты, не про€вл€ющие особого интереса к природным достопримечательност€м, при бывшие сюда скорее случайно, чем целенаправленно, чаще всего желающие просто погул€ть и подышать свежим воздухом.

ƒл€ каждой целевой категории должна быть составлена сво€ программа экскурсионной де€тельности, исход€ из степени их увлеченности экологическими проблемами, заинтересованности в при обретении новых знаний и навыков, базовой подготовки.

ѕараллельно с выделением целевых категорий посетителей проводитс€ инвентаризаци€ достопримечательных природных объектов и €влений, которые могут стать объектами осмотра на экологической тропе. “ак например, при проектировании сети троп в ћоскве на Ц 117 Ц ¬оробьевых горах среди особо достопримечательных объектов нами были выделены участки густых широколистных лесов, отдельные веко вые деревь€-великаны (в€зы, дубы и липы), обнажени€ песков Ц вводно-ледниковых четвертичных и коренных мелового возраста, бьющие из-под склона ключи-родники, разнообразное птичье население и многое другое.   интересным природным €влени€м здесь можно отнести, прежде всего, оползневой процесс, который выражаетс€ в образовании своего рода террас, отдельных оползневых бугров и участков Ђпь€ного лесаї с искривленными стволами.

ѕомимо достопримечательных природных объектов и €влений не обходимо выделить наиболее €рко выраженные экологические проблемы дан ной территории. ѕричем в этом случае под экологическими проблемами стоит понимать не только и не столько обычные дл€ рекреационных территорий вытаптывание территории, деградацию трав€ного покрова, замусоривание и т.п. »зучение этих проблем может привлечь внимание разве что специализированных школьных объединений экологического профил€. Ќар€ду с перечисленным, у каждой тропы можно найти свои, специфические проблемы, характерные только дл€ данной территории. ¬ частности, дл€ упом€нутых выше ¬оробьевых гор это, прежде всего, медленное опускание бровки склона, которое про€вл€етс€ в по€влении поперечных трещин в его верхней части и даже в растрескивании гранитного парапета смотровой площадки напротив ћосковского университета.

Ќа следующем этапе разработки проекта происходит конкретна€ прив€зка отдельных маршрутов к достопримечательным объектам и €влени€м, с одной стороны, и целевой категории посетителей, Ц с другой. ѕри этом выдел€ютс€ отдельные темы и объекты, одинаково интересные дл€ всех категорий посетителей. ¬ таком случае становитс€ важно, как Ђподатьї такой объект.

  примеру, осмотр упом€нутых выше оползней или трещин будет весьма интересен дл€ экскурсантов первой целевой категории Ц специализированных посетителей, однако он займет не более 5Ц10 минут у посетителей третьей категории Ц неспециализированных, после чего им надо предоставить возможность перехода на другой объект. ѕри этом естественно, что чем младше экскурсанты, тем больше в их про граммах должно быть времени на активные меропри€ти€, в том числе игровые, а дл€ посетителей более старшего возраста процесс осмотра какого-либо объекта или созерцани€ окрестностей с видовой площадки обычно длитс€ гораздо дольше.

¬ перспективе возможно создание не только отдельных программ по экскурсионным маршрутам, но также целых обучающих курсов. “акой метод лучше всего подойдет дл€ отдельных групп посетителей из первой целевой категории (например, дл€ студентов или школьников) или второй.  аждый курс должен быть рассчитан на сравнительно короткий период, от 3 до 5 зан€тий.  оличество человек в каждом Ђклассеї Ц от 8 до 12, что обеспечивает возможность получени€ не только группового, но и индивидуального опыта. “ематика обучени€ на курсах может быть самой разнообразной: от простого знакомства с природой вообще или с отдельными представител€ми животного или растительного мира до выполнени€ несложных полевых наблюдений. ѕримеры тем таких наблюдений: рост оврага, внедрение растений-иммигрантов под полог коренного леса; сбор статистической информации (регистраци€ определенных видов растений или животных, увиденных на маршруте).

¬ообще организаци€ полевых научных исследований силами (или с привлечением) экскурсантов €вл€етс€ сравнительно новым видом де€тельности дл€ российских троп в целом. “акие исследовани€ принос€т пользу как организаторам тропы, так посетител€м, способству€ их эко логическому образованию.

»звестно, что чем активнее человек участвует в процессе обучени€, тем лучше он усваивает материал. ѕо данным американских ученых, которые привод€тс€ в книге ¬. Ћьюиса и ‘. “ильдена [12], люди удерживают в пам€ти около 10% того, что они слышат; 30% того, что они читают; 50% того, что они вид€т, и 90% того, что они делают. ќбразно та же мысль выражена в одной из китайских пословиц: Ђя слышу, и € забываю. я вижу, и € помню. я делаю, и € понимаюї.

¬ажной составл€ющей эколого-экскурсионной программы, особенно дл€ реб€т школьного возраста, €вл€ютс€ экологические игры. —ейчас по€вилось уже много методической литературы по проведению таких игр на свежем воздухе, которые дают не только новые знани€ и навыки, но и отдых, и удовольствие.


* ƒанна€ страница содержит информацию из сборника ["“ропа в гармонии с природой". —борник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. ћ.: "–.¬алент", 2007. - 176 с.], подготовленного нашими коллегами из экологического центра "«аповедники", любезно предоставившего нам возможность размещени€ этой чрезвычайно полезной дл€ всех педагогов-экологов информации на нашем сайте.
„итайте также статью педагогов из города —тарый оскол "Ёкологическа€ тропа как средство экологического образовани€ и просвещени€".


—одержание сборника:

¬ведение

√лава 1. Ёкологические тропы Ц от идеи до проекта
1.1. –азнообразие экотроп
1.2.  ритерии выбора маршрута
1.3. –азработка сети экологических маршрутов
1.4. ѕодготовка проекта экотропы

√лава 2. »нформационное содержание экологической тропы
2.1. »нформаци€ непосредственно на экотропе
2.2. »нформационное сопровождение дл€ посетителей экотропы
2.3. ѕредупреждение об ошибках

√лава 3. “ехнологи€ обустройства троп
3.1. ƒорожки, лестницы и площадки
3.2. —тенды и указатели
3.3. ќбустройство экотроп дл€ людей с ограниченными возможност€ми

√лава 4. ¬олонтерска€ помощь на тропах
4.1. ¬олонтеры на экотропах
4.2. ”частие волонтеров в проекте ЂЅольша€ Ѕайкальска€ тропаї

√лава 5. –егулирование допустимой нагрузки на тропу
5.1. ќсновные принципы нормировани€ нагрузок
5.2. ѕримеры определени€ допустимых нагрузок на тропу
5.3. –екреационный мониторинг

√лава 6. ѕравила поведени€ на экологической тропе
6.1. ќбщие подходы к разработке правил
6.2. —пецифические правила дл€ обеспечени€ безопасности
6.3. ѕравила поведени€ €зыком поэзии
6.4. ¬андализм и меры по его предупреждению

√лава 7. –азнообразие тем и методов работы на экотропах
7.1. ћногообразие тематических программ
7.2. “емы и методы работы на экскурсионных маршрутах
7.3. ќпыт проведени€ экологических экскурсий
7.4. Ђ√овор€щиеї обитатели леса
7.5. Ђƒавайте наслаждатьс€ природой вместе с детьмиї

√лава 8. –азработка концепции визит-центра
8.1. „то такое визит-центр дл€ посетителей ќќѕ“?
8.2. „то необходимо учитывать при разработке концепции визит-центра?
8.3. —оздание выставочной концепции визит-центра
8.4. ќпыт создани€ визит-центра в јксу-∆абаглинском заповеднике

Ћитература


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019