јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> Ё ќЋќ√»„≈— »≈ “–ќѕџ

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

√лава 6. ѕравила поведени€ на экологической тропе*

¬.ѕ. „ижова

6.3. ѕравила поведени€ €зыком поэзии

–азработка информационных стендов Ц дело довольно сложное, требующее как специальных знаний, так и умени€ кратко выразить главную мысль или подчеркнуть основное достоинство объекта. ќсобенно непросто даетс€ разработка тех стендов, задачей которых €вл€етс€ не только информирование о природных или культурных объектах, но и выработка у посетителей маршрута экологических норм поведени€, формирование чувства любви к природе и личной ответственности за ее судьбу.

√лавна€ трудность разработки этих стендов заключаетс€ в необходимости найти такие слова, чтобы текст получилс€ не жестким, назидательным и директивным, а легким дл€ чтени€, приветливым и добро желательным. ¬месте с тем, смысл его дол жен доходить до сердца каждого читающего и действенным образом отражатьс€ на его дальнейшем поведении.

Ѕольшую роль в этом деле играет поэзи€. —реди стихотворных строк известных и менее известных поэтов, отечественных и зарубежных, пишущих в рифму и белыми стихами, можно отыскать такие от рывки, а то и целые произведени€, которые наилучшим образом пере дают те или иные грани отношени€ человека к природе.  ак правило, они самодостаточны и не нуждаютс€ в комментари€х.

ѕо€сним это утверждение на конкретных примерах. ѕеред тем как туристы сделают первые шаги по тропе, проводник обычно проводит с ними специальный инструктаж. ѕри посещении маршрута без проводника его роль выполн€ет информационный стенд. ќсновна€ задача та кого инструктажа заключаетс€, как правило, в том, чтобы настроить посетител€ не на потребительское отношение к природе, а на добрые чувства: радость от общени€, любование ее красотой, восхищение ее богатством. ƒл€ этого вполне подойдут уже упоминавшиес€ выше строчки словацкого поэта ѕавола √вездослава (в переводе »вана ¬олощука Ц бывшего сотрудника охран€емой ландшафтной области Ђћала ‘атраї, а ныне директора ќбъединенной дирекции особо охран€емых природных территорий  арпатского региона):

я сорвал цветок Ц и он ув€л.
я поймал мотылька Ц и он умер у мен€ на ладони.
» тогда € пон€л, что прикоснутьс€ к красоте
ћожно только сердцем.

«атем необходимо в краткой и выразительной форме рассказать о том, что ждет путника на нашей тропе, чтобы настроить его на встречу с прекрасным. Ёто тоже можно сделать с помощью всего лишь шести строк, например, из поэтического сборника ƒмитри€ „ижова:

“ам на лесных тропинках свежесть сосен
» горьковатый запах зверобо€,
—плета€сь с ароматом земл€ники,
ѕовиснув в воздухе, ласкают нежно душу,
„тоб не болела голова у человека
» не щемило сердце у него.

»звестно, что формирование правильного стереотипа поведени€ человека на природе невозможно без введени€ определенных ограничений. ¬ том случае, если эти ограничени€ выражены в обычной запретительной форме (не рвать, не сорить, не м€ть, не шуметь и т.д.), да еще сопровождаютс€ угрозой штрафа за нарушени€, они могут вызвать обратную реакцию. „аще всего она выражаетс€ в агрессивных действи€х со стороны посетителей, порой даже в актах вандализма. √ораздо более действенным, суд€ по нашему опыту, €вл€етс€ эмоционально-поэтическое выражение душевных чувств. Ќапример, запрет ЂЌе рвать цветыї лучше выразить словами азербайджанского поэта и драматурга —амеда ¬ургуна:

я должен над цветами наклонитьс€
Ќе дл€ того, чтоб рвать их и срезать,
ј чтоб увидеть добрые их лица
» доброе лицо им показать.

¬се видели, какими Ђобкусаннымиї выгл€д€т ранней весной заросли вербы в ћоскве и ближнем ѕодмосковье, стоит только на их ветв€х показатьс€ первым пушистым почкам. “а же участь постигает и ольшаники. » вместо того чтобы писать бесполезные запрещени€ типа Ђне обламывать ветви деревьев и кустарниковї, можно попробовать воз действовать на чувства людей с помощью ¬ладимира —олоухина:

я обманул ольху.
¬ один из зимних дней,
Ќа берегу застывшей нашей речки
я наломал заснеженных ветвей
» внес в тепло, которое от печкиЕ
„то из того, что радостно и звонко
–аздастс€ песн€ раннего скворца?
Ћетит, пылит на мертвую клеенку
ƒосадный мусор Ц мертва€ пыльца.

≈ще один пример на ту же тему. ѕросьба не шуметь в лесу (не кричать, не свистеть, не включать громкую музыку и т.д.) может быть выражена отрывком из стихотворени€ Ћил€ны —тефановой (в переводе ¬ладимира —олоухина):

“ихий снег, тихий свет,
“ихо все в это тихое утро,
Ќапр€женье уходит
»з сердца, из мышц, из виска.
ћир скрежещущий выключен,
 ак на столбе репродуктор.
¬ синем небе бесшумно плывут облака.

Ќаибольшее количество стихов о природе написано на тему отношени€ к Ђбрать€м нашим меньшимї. Ќо, пожалуй, наиболее вырази тельное из них, способное остановить руку с зажатым в ней камнем или рогаткой, было обнаружено нами не в сборнике поэзии, а на клетчатом листочке из школьной тетради. »з него был сделан кулек, в котором продавались вишни. јвтора у этого стихотворени€ указано не было:

ѕоплачем о маленьком горе Ц
” чайки убили птенца.
≈й озеро кажетс€ морем,
 оторому нету конца.

Ќад нею ломались со стоном
 ор€вые руки берез.
ј озеро стало соленым
ќт маленьких чайкиных слез.

 онечно, сама по себе люба€ информаци€ о правилах поведени€, в том числе и в стихах, еще не гарантирует снижени€ количества нарушений. »звестно немало примеров, когда у организаторов туризма просто руки опускаютс€ от того, что пиши Ц не пиши, а поведение посетителей в принципе не мен€етс€. ѕопытатьс€ решить эту проблему можно так же с помощью поэтических строк Ц стихотворением Ќикола€ –убцова:

ѕобежала коза в огород.
≈й навстречу попалс€ народ.
Ц  ак не стыдно тебе, егоза?
» коза опустила глаза.
ј когда разошЄлс€ народ,
ѕобежала оп€ть в огород.

» в заключение маршрута, когда врем€ подводить итоги пройденному пути, можно дать отрывок из стихотворени€ ≈вгени€ ≈втушенко:

Ќе случайно джунгли сп€щие стрекочут,
Ќе случайно шелестит речна€ гладь.
“ак гл€дит на нас природа, будто хочет
„то-то важное глазами рассказать.

Ќе случайно утром вспыхивают росы
—ветл€ками на ладон€х у листвы.
“ак гл€дит на нас природа, будто просит
Ќашей помощи, защиты и любви.


* ƒанна€ страница содержит информацию из сборника ["“ропа в гармонии с природой". —борник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. ћ.: "–.¬алент", 2007. - 176 с.], подготовленного нашими коллегами из экологического центра "«аповедники", любезно предоставившего нам возможность размещени€ этой чрезвычайно полезной дл€ всех педагогов-экологов информации на нашем сайте.
„итайте также статью педагогов из города —тарый оскол "Ёкологическа€ тропа как средство экологического образовани€ и просвещени€".


—одержание сборника:

¬ведение

√лава 1. Ёкологические тропы Ц от идеи до проекта
1.1. –азнообразие экотроп
1.2.  ритерии выбора маршрута
1.3. –азработка сети экологических маршрутов
1.4. ѕодготовка проекта экотропы

√лава 2. »нформационное содержание экологической тропы
2.1. »нформаци€ непосредственно на экотропе
2.2. »нформационное сопровождение дл€ посетителей экотропы
2.3. ѕредупреждение об ошибках

√лава 3. “ехнологи€ обустройства троп
3.1. ƒорожки, лестницы и площадки
3.2. —тенды и указатели
3.3. ќбустройство экотроп дл€ людей с ограниченными возможност€ми

√лава 4. ¬олонтерска€ помощь на тропах
4.1. ¬олонтеры на экотропах
4.2. ”частие волонтеров в проекте ЂЅольша€ Ѕайкальска€ тропаї

√лава 5. –егулирование допустимой нагрузки на тропу
5.1. ќсновные принципы нормировани€ нагрузок
5.2. ѕримеры определени€ допустимых нагрузок на тропу
5.3. –екреационный мониторинг

√лава 6. ѕравила поведени€ на экологической тропе
6.1. ќбщие подходы к разработке правил
6.2. —пецифические правила дл€ обеспечени€ безопасности
6.3. ѕравила поведени€ €зыком поэзии
6.4. ¬андализм и меры по его предупреждению

√лава 7. –азнообразие тем и методов работы на экотропах
7.1. ћногообразие тематических программ
7.2. “емы и методы работы на экскурсионных маршрутах
7.3. ќпыт проведени€ экологических экскурсий
7.4. Ђ√овор€щиеї обитатели леса
7.5. Ђƒавайте наслаждатьс€ природой вместе с детьмиї

√лава 8. –азработка концепции визит-центра
8.1. „то такое визит-центр дл€ посетителей ќќѕ“?
8.2. „то необходимо учитывать при разработке концепции визит-центра?
8.3. —оздание выставочной концепции визит-центра
8.4. ќпыт создани€ визит-центра в јксу-∆абаглинском заповеднике

Ћитература


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019