јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> Ё ќЋќ√»„≈— »≈ “–ќѕџ

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

√лава 2. »нформационное содержание экологической тропы*

¬.ѕ. „ижова

2.2. »нформационное сопровождение дл€ посетителей экотропы

Ѕуклеты-путеводители

ќдним из основных источников информации на тропе €вл€етс€ буклет. ƒругое название этого печатного материала Ц буклет-путеводитель. ќсобенно велика его роль дл€ тех троп, которые предназначены в основном дл€ самосто€тельного прохождени€. «десь буклет играет роль своего рода личного проводника. Ёто касаетс€ не только ориентировани€ на местности, но и Ц главным образом Ц передачи экологической информации от организаторов экотропы к ее посетителю.

Ѕуклет может быть небольшой книжечкой или представл€ть собой одну-две странички, соединенные вместе (так называема€ листовка). Ќо какую бы форму ни принимал этот информационный материал по тропе, он обладает некоторыми общими чертами. —оответственно, можно предложить некоторые общие рекомендации дл€ составлени€ буклета.

Ѕуклет составл€етс€ на основе комплексного описани€, которое об€зательно предшествует организации тропы на местности, а позже используетс€ экскурсоводами и проводниками в качестве методического материала. ќписание состоит из двух частей, которые могут быть изложены последовательно или другим способом, если это оправдано теми или иными конкретными задачами. ѕерва€ часть Ц краткое изложение всего маршрута с указанием направлени€ движени€, встречающихс€ естественных преп€тствий, рассто€ни€ между примечательными точками тропы; втора€ часть Ц рассказы о тех €влени€х или объектах, на которые следует обратить внимание посетителей тропы в определенных точках маршрута.

ќписани€ природных и иных €влений и объектов, встречающихс€ на экологических тропах, имеют свои особенности в сравнении, скажем, с изложением аналогичного материала в учебнике или в справочнике. ¬о-первых, это не просто достоверные научные сведени€ (высота над уровнем мор€, тип леса и т.п.), а информаци€, поданна€ в увлекательной и выразительной форме, так, чтобы экскурсоводу легче было заинтересовать посетителей тропы, вызвать у них желание по больше узнать о природе. ¬о-вторых, поскольку рассказ на остановке должен быть не слишком длинным, чтобы не утомить слушателей, из многочисленных фактов лучше отобрать самые интересные и важные Ц в первую очередь, то, что удастс€ наблюдать своими глазами во врем€ экскурсии.

¬ тексте буклета должно быть совсем немного цифр и только наиболее важные из них Ц те, что нужны не дл€ запоминани€, а лишь дл€ лучшего понимани€ остального содержани€.  ак сказал ћихаил јнчаров в своем романе Ђ—амшитовый лесї: Ђ”же есть справочники на все случаи жизни, а что понадобитс€ Ц запомнитс€ само! ѕомнить без доказательств надо только таблицу умножени€, а все остальное надо пон€тьї.

» еще: при составлении комплексного описани€ тропы необходимо помнить, что, передава€ посетител€м знани€ о природе, нужно помочь им увидеть необычное в обычном.   примеру, казалось бы, что необычного можно рассказать о грибах-трутовиках. »х можно встретить в любом лесу, и к ним уже давно все привыкли. Ќо вот о том, что продолжительность жизни такого гриба в среднем совпадает со средней продолжительностью жизни человека Ц 80 лет, знает далеко не каждый.  ак и то, что всего лишь за один день они производ€т до 30 миллиардов (!) спор, которые при благопри€тных услови€х могут дать жизнь новому грибу Ц чем не удивительный факт.

ѕор€док изложени€ материала в буклете по экотропе тоже имеет свои характерные особенности. ¬ начале помещают схему маршрута с указанием положени€ основных информационных точек Ц остановок на маршруте. ≈сли маршрут короткий, то каждой точке присваиваетс€ свое наименование, например: долина реки —етуни, Ђкузницаї д€тла, первоцветы и т.д. ≈сли маршрут длинный, лучше показать точки типологические: геологические, палеогеографические, ботанические, исторические, ландшафтно-архитектурные и т.д. “очки-остановки, кроме того, могут быть видовыми площадками, сто€нками дл€ кратковременного отдыха, перекрестками разных троп, что также должно отражатьс€ на схеме.

«атем даютс€ общие сведени€ о тропе: длина, сложность, среднее врем€ прохождени€, основные ориентиры, предельное количество посетителей в группе, дл€ кого предназначена тропа. Ёти сведени€ можно иллюстрировать комплексным профилем, на котором больша€ их часть представлена в нагл€дной форме. “акой профиль может быть аналогичен тому, что даетс€ на входном аншлаге, но может быть и более насыщен информацией и дан не по всей тропе сразу, а по ее отдельным участкам.

ƒалее идет научна€ информаци€ в соответствии со схемой маршрута, то есть по точкам. ѕравила поведени€ на тропе можно поместить перед научной информацией, а можно и в самом тексте, применительно к каждой точке-остановке.

ќписани€ в буклете могут быть лаконичными или более подробными, стиль изложени€ Ц близок к научному либо научно-попул€рному. Ќе следует чрезмерно упрощать объ€снени€, так как общеобразовательный уровень у посетителей троп обычно достаточно высок и объ€снение типа Ђгора Ц это больша€ куча камнейї вр€д ли кого-нибудь удовлетворит.

ѕри необходимости можно мен€ть назначение тропы, составив дл€ нее несколько различных буклетов: дл€ малышей, дл€ школьников среднего и старшего возраста, дл€ туристов, дл€ специалистов-географов или экологов и т.д. ћожно выпускать буклеты и в зависимости от сезона, дела€, например, летом акцент на цветущие травы, а зимой Ц на определение деревьев и кустарников по коре или изучение следов животных.

Ќо какой бы из перечисленных методов ни был применен, надо помнить, что степень удовлетворени€ познавательной потребности посетителей в значительной мере зависит от того, насколько аккуратно, тщательно и со вкусом все будет выполнено: и информационные стенды, и указатели, и буклеты. » только единство формы и содержани€ гарантирует высокую эффективность экологической тропы и реализацию ее учебной и воспитательной функции.

¬ заключение данного раздела приведем полный перечень тех материалов, которые, по нашему мнению, должны входить в план-проспект буклета по экологической тропе [20].

¬ целом буклет-путеводитель подраздел€етс€ на три части: общие сведени€, графические материалы и детальное описание экскурсии. Ётот план с небольшими корректировками может быть использован дл€ составлени€ и многих других информационно-познавательных материалов.

ќбщие сведени€:

  • Ќазвание тропы и ее местонахождение; авторы разработки.
  • ќсновна€ тематика тропы (ботаническа€, геологическа€, комплексна€).
  • ’арактер маршрута (кольцевой, полукольцевой, линейный, радиальный).
  • Ќазначение тропы (дл€ школьников, студентов, экскурсантов и т.д.; если дл€ любого контингента, этот пункт можно не указывать).
  • ƒлина маршрута (в метрах или километрах) и средн€€ продолжительность (в часах, с учетом остановок).
  • —роки функционировани€ тропы (например, с начала июн€ по конец сент€бр€).
  • ћаксимальное количество человек в группе; чем обусловлены ограничени€ численности группы (например, вместимостью видовой площадки). Ћимит экскурсионных групп в неделю или в мес€ц.
  • ƒопустимые нагрузки в различные периоды экскурсионного сезона (если в какой-то период необходимо снизить нагрузку, например, дать покой птицам при высиживании птенцов).
  • ¬озможность прохождени€ тропы без экскурсовода. —ведени€ о том, как тропа промаркирована, какие требовани€ к одежде (например, головной убор, если в этой местности в определенные периоды года много клещей) и обуви (если на тропе есть крутые подъемы и спуски).
  • ќсобые правила поведени€ на тропе (в дополнение к общим правилам поведени€ в данном парке или заказнике; например, не подходить к краю обрыва, соблюдать меры предосторожности, что бы не наступить или не сесть на змею и т.п.).

√рафические материалы:

1. —хема тропы с указанием основных ориентиров, водных объектов (рек, ручьев и проток с направлением течени€ воды, озер, прудов, стариц и т.д.), абсолютных высот, дорог и троп, границ лесных массивов и преобладающих пород, отдельно сто€щих деревьев, а также масштаба и сторон света. ”казываютс€ также пам€тники культуры, архитектурные сооружени€ и тому подобные объекты.

ќтдельным линейным знаком указываютс€ сам маршрут движени€, точки-остановки и места отдыха.  ажда€ точка имеет номер (по нему определ€етс€ и направление движени€) и соответствующее описание в буклете. ћожно р€дом дать и символ данной точки (например, отдельно сто€щий дуб или гнездо аиста), при необходимости с объ€снением в перечне условных обозначений к данной схеме и (или) в описании тропы.

2.  омплексный профиль тропы (особенно он важен в пересеченной местности, где на пути следовани€ есть речные долины, овраги, балки и т.д.), на котором вдоль линии самого профил€, под ним, указаны подстилающие породы, а на нем Ц основные виды растительного по крова (высокотравный луг, березовый лес и т.п.). ¬доль горизонтальной оси, под ней, по крупным отрезкам пути, имеющим разную ориентировку по сторонам света, указываютс€ направление движени€ (например, ё, —«, ¬ё¬) и врем€ в пути (например, 10 мин., 30 мин.). ¬доль вертикальной оси слева даетс€ абсолютна€ высота местности (то есть высота над уровнем мор€ Ц по топографической карте). Ќад линией профил€ отмечаютс€ точки-остановки и главные ориентиры.

ƒетальное описание экскурсии по тропе:

“ематические рассказы по точкам-остановкам должны быть краткими (более подробные Ц в фондовых материалах самого парка или заказника как пособие дл€ экскурсовода), в среднем от 0,5 до 1 страницы.

¬се специальные научные, а также местные термины снабжаютс€ по€снени€ми. »з всех фактов привод€тс€ только наиболее интересные и увлекательные.

ѕо возможности все это иллюстрируетс€ цветными или черно-белыми фотографи€ми и (или) рисунками. –исунки могут быть забавными, но и в этом случае не тер€ющими своего сходства с оригиналом.

Х ’от€ информаци€ по экотропам на охран€емых территори€х касаетс€ в основном природы, по возможности необходимо обращать внимание и на исторические факты или объекты. “акие событи€ и объекты, как правило, всегда св€заны с историей освоени€ самой территории и помогают лучше пон€ть ее современное состо€ние.

ѕомимо тематических рассказов по точкам-остановкам, следует дать описание тропы между ними, указав направление движени€ (Ђналево, направо, пр€мо, чуть влевої, а также, реже, с указанием направлени€ на стороны света); основные ориентиры по ходу движени€ (например, вид на маковку церкви или на вершину горы); рассто€ние и продолжительность перехода; на что обратить внимание посетителей в процессе движени€: нова€ информаци€ о природе или истории, а также о требовани€х безопасности.

¬изит-центры

 ак правило, посетители троп могут приобрести буклеты и картосхемы в визит-центрах. ќфициально они называютс€ эколого-информационными или эколого-просветительскими центрами, но название Ђвизит-центрї более краткое и прин€тое в международной практике.

„аще всего они создаютс€ на особо охран€емых природных территори€х. ќднако известны случаи, когда создание визит-центра предшествовало учреждению национального или природного парка. “ак, своеобразный визит-центр, выполн€ющий к тому же роль одно-двухдневной гостиницы дл€ туристов, был создан в 80-х годах теперь уже прошлого столети€ на маленькой уральской станции Ѕажуково. ќтсюда начиналась и здесь же заканчивалась одна из первых экологических троп –оссии (тогда она называлась учебной тропой природы), названна€ по упом€нутому выше наименованию станции. » только спуст€ несколько лет здесь был утвержден природный парк Ђќленьи ручьиї.

»ногда визит-центры совмещаютс€ с небольшими музе€ми природы, с передвижной фотовыставкой. «десь можно не только приобрести буклет по тропе, о чем было сказано выше, но также получить консультацию о маршруте с использованием большой и подробной, обычно настенной, карты-схемы тропы. «десь же, до или после маршрута, можно посмотреть видеофильм или слайд-шоу о достопримечательных объектах тропы, которые, возможно, не удастс€ (или не удалось) увидеть во врем€ путешестви€. ¬ экоцентре посетители получат первый инструктаж о правилах поведени€ на маршруте и о технике собственной безопасности. «десь же обычно приобретаетс€ рекламно-справочна€ продукци€ (книги, открытки, фотокалендари и отдельные фотографии местных мастеров), а также сувениры с названием и символом данной тропы (значки, эмблемы, майки, кепки, кружки и т.д.). ѕо желанию, после завершени€ экскурсии организуетс€ чаепитие с беседой о пройденном пути, провод€тс€ экологические игры и викторины.

», конечно же, в задачу работников визит-центра входит поиск заблудившихс€ туристов и оказание первой медицинской помощи пострадавшим.


* ƒанна€ страница содержит информацию из сборника ["“ропа в гармонии с природой". —борник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. ћ.: "–.¬алент", 2007. - 176 с.], подготовленного нашими коллегами из экологического центра "«аповедники", любезно предоставившего нам возможность размещени€ этой чрезвычайно полезной дл€ всех педагогов-экологов информации на нашем сайте.
„итайте также статью педагогов из города —тарый оскол "Ёкологическа€ тропа как средство экологического образовани€ и просвещени€".


—одержание сборника:

¬ведение

√лава 1. Ёкологические тропы Ц от идеи до проекта
1.1. –азнообразие экотроп
1.2.  ритерии выбора маршрута
1.3. –азработка сети экологических маршрутов
1.4. ѕодготовка проекта экотропы

√лава 2. »нформационное содержание экологической тропы
2.1. »нформаци€ непосредственно на экотропе
2.2. »нформационное сопровождение дл€ посетителей экотропы
2.3. ѕредупреждение об ошибках

√лава 3. “ехнологи€ обустройства троп
3.1. ƒорожки, лестницы и площадки
3.2. —тенды и указатели
3.3. ќбустройство экотроп дл€ людей с ограниченными возможност€ми

√лава 4. ¬олонтерска€ помощь на тропах
4.1. ¬олонтеры на экотропах
4.2. ”частие волонтеров в проекте ЂЅольша€ Ѕайкальска€ тропаї

√лава 5. –егулирование допустимой нагрузки на тропу
5.1. ќсновные принципы нормировани€ нагрузок
5.2. ѕримеры определени€ допустимых нагрузок на тропу
5.3. –екреационный мониторинг

√лава 6. ѕравила поведени€ на экологической тропе
6.1. ќбщие подходы к разработке правил
6.2. —пецифические правила дл€ обеспечени€ безопасности
6.3. ѕравила поведени€ €зыком поэзии
6.4. ¬андализм и меры по его предупреждению

√лава 7. –азнообразие тем и методов работы на экотропах
7.1. ћногообразие тематических программ
7.2. “емы и методы работы на экскурсионных маршрутах
7.3. ќпыт проведени€ экологических экскурсий
7.4. Ђ√овор€щиеї обитатели леса
7.5. Ђƒавайте наслаждатьс€ природой вместе с детьмиї

√лава 8. –азработка концепции визит-центра
8.1. „то такое визит-центр дл€ посетителей ќќѕ“?
8.2. „то необходимо учитывать при разработке концепции визит-центра?
8.3. —оздание выставочной концепции визит-центра
8.4. ќпыт создани€ визит-центра в јксу-∆абаглинском заповеднике

Ћитература


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019