јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> Ё ќЋќ√»„≈— »≈ “–ќѕџ

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

√лава 6. ѕравила поведени€ на экологической тропе*

¬.ѕ. „ижова

6.1. ќбщие подходы к разработке правил

ѕеред всеми без исключени€ парками, заказниками и другими охран€емыми природными территори€ми стоит задача информировани€ посетителей о том, что можно и что нельз€ делать в пределах их границ. —оответственно та же задача входит в круг об€занностей организаторов экологических троп. ѕри этом те правила поведени€, которые в основном представл€ли систему запретов, составленных в директивной форме, в большинстве случаев утратили свою эффективность.

–екомендации по оформлению и размещению правил поведени€

  • —тенды и таблички с правилами следует размещать в тех местах, где посетители наверн€ка обрат€т на них внимание. –азмещение их при входе, на доске объ€влений и особенно в туалетах дает посетител€м врем€ ознакомитьс€ с ними.
  • Ђѕровоцируйтеї внимание посетителей с помощью цвета, графики и живого, точного текста, иначе расположенные даже в самых удобных дл€ этого местах правила привлекут мало внимани€.
  • Ќе следует формулировать правила в виде запретов. Ќедружелюбный, категоричный тон вызывает у людей обиду и нежелание выполн€ть рекомендуемые предписани€. √рафическое оформление, выполненное в дружественной манере, может поддержать общий дружелюбный настрой текста.
  • —ледует не просто изложить правило, а объ€снить, чем оно вызвано.

ѕрежде чем приступить к изложению методических приемов разработки правил поведени€ посетителей на экологической тропе, следует иметь в виду очень важное замечание.  ратко его можно выразить изречением древнего пустынника: Ђ„еловек придумывает правила дл€ других и исключени€ дл€ самого себ€ї. ƒругими словами, дл€ того чтобы научить посетителей тем или иным правилам, необходимо, прежде всего, абсолютно исключить возможность нарушени€ этих правил самими организаторами экотроп и сотрудниками охран€емых территорий.   сожалению, как показывает практика, это, казалось бы, очевидное и бесспорное положение соблюдаетс€ далеко не всегда и не всеми.

ѕредлагаемый ниже текст по сути представл€ет собой не свод правил поведени€, а обращение к посетител€м тропы, в котором организаторы вежливо и тактично разъ€сн€ют им, чего не следует делать и почему. ”читыва€, что кажда€ охран€ема€ территори€ имеет свои природные и исторические услови€, отражающиес€ на правилах ее посещени€, это ќбращение подлежит адаптации применительно к услови€м каждого конкретного парка или заказника. ќно легко поддаетс€ корректировке. ќсновными принципами его разработки автору послужили доброжелательное отношение к посетител€м, ненав€зчивость сообщени€ информации, а также попытка объ€снить необходимость соблюдени€ тех или иных норм поведени€.

ѕриводимое ќбращение может быть использовано при составлении буклетов по охран€емой территории в целом или по отдельным экотропам, текстов дл€ информационных стендов или листовок, при разработке экологических игр, проведении эколагерей, встреч и бесед.

ѕри необходимости оно может быть дополнено и откорректировано в зависимости от условий местности, времени года, существующих правил техники безопасности и т.д.

ѕри составлении насто€щего ќбращени€ к посетител€м были использованы отечественные и зарубежные источники, а также собственные наблюдени€ автора, полученные при посещении более 80 заповедников и национальных и природных парков не только –оссии, но и других стран. ¬сем им большое спасибо за предоставленную возможность увидеть, полюбить и познать выдающиес€ образцы сохраненной природы.

ѕрежде чем изложить собственно ќбращение, отметим несколько методических рекомендаций [21], согласно которым оно было разработано.

1. —обственно запреты и ограничени€ должны предвар€тьс€ положительной информацией о том, где ¬ы находитесь и что ¬ы сможете увидеть на тропе.

2. —ами запреты должны быть выражены в вежливой форме и об€зательно содержать краткие по€снени€. “акой тандем (то есть органическое сочетание двух однородных частей, кажда€ из которых усиливает другую Ц в данном случае сочетание собственно запрета и объ€снени€ его необходимости) действует гораздо сильнее, нежели Ђголое нельз€ї.

3. Ќеоб€зательно все правила выражать в повествовательной форме. ћожно это сделать гораздо короче, при этом не наруша€ общего принципа упом€нутого выше Ђтандемаї.

4. ≈сли из правил есть исключени€, надо об€зательно их упом€нуть.

5. ќсобенно тщательно необходимо продумать текст, посв€щенный одному из главных требований дл€ всех охран€емых природных территорий Ц передвигатьс€ только по тропам.

6. — этим же правилом св€зано и другое, не менее важное дл€ охран€емых территорий всех категорий Ц не нарушать установленных границ участков абсолютной заповедности.

7. «аканчиватьс€ ќбращение должно так же, как и начинатьс€: добрыми словами по отношению к посетителю.

ѕример ќбращени€ к посетител€м природной территории

ƒорогие друзь€!

ƒоброе ”тро! ѕотому что в какое врем€ ¬ы ни пришли бы к нам, у нас всегда ”тро новой встречи с ¬ами. ј у ¬ас Ц ”тро новой встречи с прекрасной ѕриродой.

ћы приветствуем ¬ас и желаем новых открытий, больших и маленьких. ѕусть ¬аше общение с ѕриродой не омрачит настроени€ ни ¬ам, ни ≈й. » как сказал хороший поэт —амуил яковлевич ћаршак,

ѕусть добрым будет ум у вас,
ј сердце умным будет.

¬ы пришли в мир природы. —читайте, что она пригласила ¬ас к себе в гости. ѕостарайтесь выразить ей свою любовь и уважение своим примерным поведением. ј дл€ этого, пожалуйста, примите к сведению некоторые правила поведени€, соблюдение которых поможет природе оставатьс€ такой же красивой, а ¬ам Ц здоровыми и счастливыми.

¬о врем€ вашего пребывани€ на экотропе ¬ы сможете увидеть тихую речку и журчащий родник, молчаливое озеро и заросший пруд, удивительные растени€ и множество различных птиц. „тобы сохранить все это богатство в первозданном виде, всего-то и надо, что соблюдать самим и не дать возможности нарушать другим р€д столь необходимых природе и совсем несложных дл€ ¬ас ѕравил.

ѕожалуйста:

  • Ќе засор€йте маршруты. ѕостарайтесь весь мусор (свой и чужой) вынести с тропы. «а это природа скажет ¬ам спасибо.
  • Ќичего не сливайте и не бросайте в природные водоемы.
  • “ам тоже есть сво€ жизнь, и дайте ей возможность развиватьс€ в чистой среде.
  • Ќе рубите деревь€ и кустарники, даже если они вам кажутс€ отжившими свой век. »х ствол и корни €вл€ютс€ важным звеном в цепи всех компонентов экосистемы.
  • Ќе разводите костры. ƒаже если кто-то сделал это здесь до ¬ас. Ётим вы можете нанести рану земле, и ее обитател€м станет больно.
  • Ќе делайте надписей на камн€х и деревь€х, пам€тниках истории и культуры, стендах и указател€х. Ќе надо оставл€ть после себ€ такую пам€ть на долгие времена.
  • — уважением относитесь ко всем животным. Ќе стоит пугать их громкими криками и тем более преследовать или ловить. ѕомните, что это не ¬аша, а их заповедна€ территори€.
  • ѕо этой же причине не берите с собой на экотропу домашних животных. ƒикие и домашние животные вр€д ли поймут друг друга.
  • ≈сли на маршруте ¬ам встретитс€ дикий зверь, не подходите близко к нему Ц это опасно дл€ ¬ас. » не делайте попыток кормить диких животных Ц это опасно дл€ них.
  • »д€ по тропе или наход€сь на остановке, не создавайте лишнего шума, зр€ не кричите. Ѕудете вести себ€ тихо Ц увидите больше и услышите больше.
  • ѕо возможности не сходите с тропы: ¬ы можете неча€нно спугнуть птицу с гнезда или наступить на какого-нибудь жука Ц и тем самым нарушить естественное равновесие в природной экосистеме. ≈динственное исключение Ц чрезвычайные обсто€тельства.
  • Ќе заготавливайте Ђдары природыї, не собирайте лекарственные растени€, не рвите цветы. ƒаже самые невзрачные. ƒаже дл€ гербари€. ѕусть они растут и радуют не толь ко ¬ас, но и тех, кто придет после.
  • Ѕерите на пам€ть о природе тех мест, что ¬ы посетили, только фотографии и ¬аши воспоминани€. Ёто самое ценное, что природа может ¬ам подарить.

* ƒанна€ страница содержит информацию из сборника ["“ропа в гармонии с природой". —борник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. ћ.: "–.¬алент", 2007. - 176 с.], подготовленного нашими коллегами из экологического центра "«аповедники", любезно предоставившего нам возможность размещени€ этой чрезвычайно полезной дл€ всех педагогов-экологов информации на нашем сайте.
„итайте также статью педагогов из города —тарый оскол "Ёкологическа€ тропа как средство экологического образовани€ и просвещени€".


—одержание сборника:

¬ведение

√лава 1. Ёкологические тропы Ц от идеи до проекта
1.1. –азнообразие экотроп
1.2.  ритерии выбора маршрута
1.3. –азработка сети экологических маршрутов
1.4. ѕодготовка проекта экотропы

√лава 2. »нформационное содержание экологической тропы
2.1. »нформаци€ непосредственно на экотропе
2.2. »нформационное сопровождение дл€ посетителей экотропы
2.3. ѕредупреждение об ошибках

√лава 3. “ехнологи€ обустройства троп
3.1. ƒорожки, лестницы и площадки
3.2. —тенды и указатели
3.3. ќбустройство экотроп дл€ людей с ограниченными возможност€ми

√лава 4. ¬олонтерска€ помощь на тропах
4.1. ¬олонтеры на экотропах
4.2. ”частие волонтеров в проекте ЂЅольша€ Ѕайкальска€ тропаї

√лава 5. –егулирование допустимой нагрузки на тропу
5.1. ќсновные принципы нормировани€ нагрузок
5.2. ѕримеры определени€ допустимых нагрузок на тропу
5.3. –екреационный мониторинг

√лава 6. ѕравила поведени€ на экологической тропе
6.1. ќбщие подходы к разработке правил
6.2. —пецифические правила дл€ обеспечени€ безопасности
6.3. ѕравила поведени€ €зыком поэзии
6.4. ¬андализм и меры по его предупреждению

√лава 7. –азнообразие тем и методов работы на экотропах
7.1. ћногообразие тематических программ
7.2. “емы и методы работы на экскурсионных маршрутах
7.3. ќпыт проведени€ экологических экскурсий
7.4. Ђ√овор€щиеї обитатели леса
7.5. Ђƒавайте наслаждатьс€ природой вместе с детьмиї

√лава 8. –азработка концепции визит-центра
8.1. „то такое визит-центр дл€ посетителей ќќѕ“?
8.2. „то необходимо учитывать при разработке концепции визит-центра?
8.3. —оздание выставочной концепции визит-центра
8.4. ќпыт создани€ визит-центра в јксу-∆абаглинском заповеднике

Ћитература


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020