јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> Ё ќЋќ√»„≈— »≈ “–ќѕџ

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

√лава 7. –азнообразие тем и методов работы на экотропах*

7.4. Ђ√овор€щиеї обитатели леса
(ћетодика Ђзнакомстваї с обитател€ми тропы ЂЅольша€ Ўаманска€ї)

Ќ.‘. Ўтильмарк

¬ данном разделе рассказываетс€ о работе, в результате которой по €вилась на свет экологическа€ тропа ЂЅольша€ Ўаманска€ї и методические пособи€ по ней (тетрадка дл€ школьника, методичка дл€ учител€ и книга Ђ“айга глазами зверей и детейї. Ц ћ.: –.¬алент, 2005.). Ёта работа Ц опыт сотрудничества московской ѕ€тьдес€т седьмой школы и государственного заповедника Ђ’акасскийї. ѕод словом Ђзаповедникї понимаетс€ здесь не территори€, а учреждение, его сотрудники Ц ученые, инспекторы, водители.

Ќашей целью было не только проложить конкретную тропу, но и разработать методику, котора€ теперь предлагаетс€ адресатам Ц национальным и природным паркам, экологическим образовательным центрам и школам.

 ак это было

я работала учителем биологии в ѕ€тьдес€т седьмой школе ћосквы и, как все учител€ этой замечательной школы, много времени удел€ла полевым практикам. «а п€ть лет Ђсовместной жизниї с реб€тами мы где только ни побывали Ц от подмосковной «венигородской биостанции ћ√” до природного парка Ђ ондинские озераї в ’анты-ћансийском округе. ѕоездка в ёжную —ибирь, в ’акасию, была последней, самой дальней. ’отелось провести реб€т по цветущей кедровой тайге, показать им радугу в горах, разноцветные хакасские степи и познакомить с сибирским народом Ц охотниками, егер€ми и учеными. Ѕудущих биологов среди реб€т не было, и € задумалась, чем и как их зан€ть. ќрганизовать полноценную самосто€тельную работу €вно не хватало сил и знаний, а реб€та наши серьезные, сидеть сложа руки не привыкли и были бы рады помочь заповеднику. ¬ы€снилось, что у сотрудников была иде€ организации экологической тропы в окрестност€х кордона “арташ, как раз в том месте, куда мы собирались. » мы решили попробовать сделать тропу. ћаршрут должен был пройти через участок кедровой тайги и выйти в подгольцовье и гольцы. ¬ дальнейшем мы хотели предложить нашу работу местным школам Ц как основу дл€ проведени€ полевых практик.

—ловосочетание Ђэкологическа€ тропаї всегда вызывало у мен€ некоторое недоумение. Ѕедный русский €зык! Ёкологи€ Ц слово-обманка, слово с несчастной судьбой. ѕо какому виртуальному пространству, по лесу каких абстрактных пон€тий должна вести Ђэкологическа€ тропаї? я задумалась Ц как вернуть слову его родное, исконное значение? “о значение, которое существует по сей день в школьных учебниках биологии, но остаетс€ дл€ большинства детей непон€тным. √ородские реб€та часто, увы, сосну от ели не отличают, они не в силах пон€ть взаимосв€зи между живыми объектами и €влени€ми природы.  омплексный взгл€д, поиск взаимозависимостей, понимание леса, луга, степи, всей природы как сложных, хрупких и таинственных систем Ц можно ли передать это человеку в коротком путешествии по тропе? Ќе отпугнуть, не утомить, но научить видеть в живой природе нечто, где можно учитьс€, Ц музей, может быть. »ли, может быть, театр, чтобы человек хоть на пару часов забывал о самом себе, наблюда€ другую жизнь, станов€сь частью сообщества.

¬ мае € поехала в деревню. Ћес только-только распускалс€, цвели волчье лыко, медуница и хохлатка, и из-под прошлогодних листьев выгл€дывали огромные строчки. ћне показалось, что именно эти строчки подсказали простую идею Ц надо дать слово самому лесу, пусть на тропе говор€т его обитатели. ќни сами св€жут ЂвсЄ со всемї, найдут точки пересечени€ и пон€тными словами, без вс€ких терминов, объ€сн€т нам, как они нуждаютс€ друг в друге.

Ќо как заставить заговорить живые организмы? я стала придумывать лесную газету Ч ее рубрики, объ€влени€, статьи. » вскоре в голове сложилс€ первый сценарий: дл€ таежной части тропы. ќн вырос из газетной рубрики Ђ»з зала судаї. Ќекое трав€нистое растение недовольно нехваткой света и подает в суд на основных затенителей. ѕо€вл€ютс€ адвокат, прокурор, и в суд в качестве свидетелей вызываютс€ лесные жители Ц все-все, от грибов и лишайников до копытных зверей и паразитов.

¬ центр нужно было поставить патриарха Ч символ —ибири, символ тайги.  едровые леса ёжной —ибири. —удить будем кедр. ѕусть попробует найтись тот, кто не имеет к нему отношени€ Ц он будет независимым судьей.

Ќо вернемс€ к реб€там. Ќе вполне пон€тно, как это все использовать на тропе, но зато если мои школьники напишут тексты каждый дл€ своего живого организмаЕ „то это будет дл€ них означать? Ќадо прочитать значительное количество зоологической и ботанической литературы. ќни не биологи, да и времени мало Ц но мы трое суток едем в поезде, да и в тайге будем 10 дней, успеем. ¬торое Ц чтобы написать текст от имени животного или растени€, нужно войти в образ, превратитьс€ в другое существо, нужно пройти по тайге его ногами (лапами), внюхатьс€, всмотретьс€, Ђврастиї. ѕрекрасно! “ретье Ц нужно найти дл€ каждого организма свой стиль изложени€, придумать образ, подобрать одно к другому и в итоге написать Ђсвидетельские показани€ї. Ќаши реб€та в большинстве своем гуманитарии, некоторые из них Ц поэты. ¬от и попробуем совместить биологию и литературу, да так, чтобы подарить тайге тропу и пьесу про тропу.

ќставалось придумать вторую пьесу Ц дл€ горной части тропы.

ѕосетител€м брос€тс€ в глаза прежде всего цветущие растени€. ¬от их и пригласим в герои Ц рассказывать, как они выживают в таком холоде и ветре (в учебнике это называлось бы Ђ–астение и средаї). ѕусть вторым сюжетом станет научное совещание Ч  руглый стол.

 огда вс€ зате€ уложилась в голове, € рискнула рассказать ее реб€там. Ѕыло страшновато. ƒобросовестный школьник сразу поймет, что нужно прочесть массу книг, нужно найти стиль, нужно думать и сочин€ть. ¬се это отнимет много сил, а в поездке хочетс€ отдохнуть хот€ бы от писани€ сочинений. Ќо когда, запина€сь и красне€, € объ€снила реб€там идею, они наперебой закричали: как интересно, просто замечательно, давайте писать!

Ќе могу не сказать о поиске и подборе литературы. ѕока собираешьс€ в дальний путь, не перестаешь думать о том, как мало изучена наша страна. ѕорой отча€ние берет не только потому, что сама ничего не знаешь, но и потому, что и узнать-то не у кого. ¬ремени нет, знаний не хватает, пам€ть подводит. ј тут берешь с полки книгу Ђ»з —ибириї этнографа XIX века ¬. ¬. –адлова, мимоходом открываешь послесловие. » вдруг узнаешь, что ¬асилий ¬асильевич –адлов никакой не ¬асилий, а вовсе ‘ридрих-¬ильгельм, что двадцатидвухлетним доктором философии он приехал из …ены на јлтай, где ЂЕему предоставили возможность зан€ть должность учител€ немецкого и латинского €зыков в Ѕарнаульском горном училищеї, что в его ежегодных странстви€х по ÷ентральной и ёжной —ибири сопровождала его юна€ жена (ЂЕпереход с волокушей моей жены оказалс€ крайне опасным, п€ть раз повозка переворачиваласьЕї).

» бежит врем€, а ты, вместо того чтобы читать экологию растений, сидишь над этим послесловием, обо всем забыв. » как не рассказать дет€м! ј потом открываешь дневники Ќ.‘. –еймерса, Ђ∆ивописную –оссиюї, прекрасную монографию “имофеева и Ќадеева о соболе, и где уж тут успеть охватить современную литературу, котора€, вдобавок, о нашей ’акасии ничего и не говорит.

 ниги о тайге мы читали в поезде. “ам же реб€та впервые разделили всю работу, сами подбирали себе объекты Ц кто-то по интересам, а кто-то по особенност€м характера.

¬ јбакане нас встречали хакасские коллеги: взрослые и дети. ¬сей большой компанией, через степи и леса, мы добрались до кордона “арташ и, оказавшись в тайге, о которой так много прочитали, растер€лись. ¬се не так. √де птицы, где звери, которые должны нам все о себе рассказать? ћы ходили, ходили, насобирали массу клещей, и первый объект начал работу. –еб€та оживились, стали задавать вопросы, исходили весь будущий маршрут вверх и вниз, зачитали до дыр вз€тые с собой книги.

ѕостепенно перед нами действительно началс€ суд. “айга заговорила детскими голосами. ѕри этом московские и хакасские реб€та так подружились, что поиски взаимосв€зей были совсем не сложны. — нами на кордоне находились инспекторы заповедника, которые очень заинтересовались нашей де€тельностью и вс€чески нам помогали, в основном консультиру€ тех реб€т, кто писал о звер€х.   концу нашего пребывани€ основные тексты были написаны. –абота на кордоне была нелегкой, и, надо признатьс€, что такой коллективный литературно-изыскательский труд возможен только в хорошей команде.

¬ ћоскву мы вернулись воодушевленные. ќднако тропа осталась недоделанной, не хватило времени: тексты написаны, но нет методических материалов, да и сам маршрут не оформлен. ќсенью мы стали перечитывать детские тексты, и нам стало жаль бросать начатую работу. »де€, котора€ вначале была чисто методической, принесла иные плоды. ¬ текстах было то, что всегда привлекает в любом творении Ц любовь, с которой это творение сделано.

„ерез год перед нами забрезжила надежда издать наши странные труды. Ѕольшинство реб€т к тому времени учились в 11 классе и проходили экологию. ћы подумали Ч не попробовать ли дополнить детские пьесы серьезным комментарием учител€ экологии?

≈ще работа€ в другой школе, € пыталась вести отдельный курс экологии (по учебнику Ќ.„ерновой). ”чебник был хороший, реб€та Ц умницы, но вот беда Ц ничего не получалось, все кивают, а в глазах Ц непонимание.

«агадку объ€снила отличница —вета: Ђ¬от вопрос, Ц сказала она, Ц сравните видовой состав птиц в хвойном лесу и в дубраве. я не глупа€, € понимаю смысл вопроса, но € не знаю, что такое дубрава, Ц € никогда ее не видела, € не могу об этом думать. ƒавайте поедем в дубраву, там и рассказывайте!ї.

¬ 1995Ц1998 годах в √ермании проводилось исследование, целью которого было вы€снить, что такое Ђлесї в сознании современного немца.

ќдним из основных результатов стало подтверждение факта, известно го любому учителю биологии, Ц только Ђпрожитыйї (виденный, пережитый) образ леса сохран€етс€ в человеческой пам€ти и душе. √ородской человек, не вид€щий живого леса, никогда его ценность не поймет, и ни кака€ социальна€ реклама не заставит его любить живую природу.

 ак может сибирский учитель объ€сн€ть реб€там законы экологии на примерах из учебника Ц тропический лес, океан, европейские смешанные леса, дубравы? ѕопробуем помочь ему, хоть мы и знаем о тайге куда меньше, чем он. ¬ ћоскве проще найти литературу, проще найти деньги на издание Ц что уж греха таитьЕѕопробуем использовать московские возможности на благо сибирскому учителю и сибирскому лесу.

¬ 2004 году мы оказались в ’акасии в августе, многие реб€та уже сдали вступительные экзамены и стали студентами. — нами был јндрей јндреевич ѕрокудин Ц замечательный учитель и автор нескольких книг, захваченный нашим водоворотом несколько врасплох, но довольный и заинтересованный. Ћюбой его урок всегда Ђпропитанї экологией, системным подходом, и недаром он проводит с реб€тами больше времени в живой природе, чем в школьном кабинете.

¬ тайге созрел орех. Ѕурундуки бегали под ногами, кедровки ругались, полевки сновали туда-сюда, и все уже знали, что будет книжка: мы были дома! ¬се хотели участвовать. ¬с€ “айга шумела и собирала материалы Ц на упавших стволах обнаружились тексты пищух, туда же положил свое Ђрезюмеї соболь, на вырубке мы нашли черновик Ђвеликой кл€твы юных зайцевї, а вредные советы и рекомендации клеща ждали нас на кордоне и успели немного запылитьс€ Ч наверное, клещи ждали нас в июне, как в прошлом году. јндрей јндреевич читал лекции, а звериные, птичьи, грибные тексты прибывали и прибывали. Ёто Ђдети-звериї, засыпа€ вопросами сотрудников заповедника, писали новые стихи, письма, гимны, жалобы, дневники Ц все, что потом вошло в книгу.

ћы делали одновременно три работы Ц прокладывали маршрут, писали тексты (основа дл€ книги и учебной практики) и методички (описывали тропу). ¬ремени на все было 10 дней. Ќас было 20 человек. я составл€ла расписание дл€ каждого человека на каждый день. ќсновным жилищем был кордон заповедника. Ќаверху, чуть выше границы леса, мы поставили временный палаточный лагерь, там работали те, кто занималс€ описанием верхней части тропы. –асписание было составлено так, чтобы каждый школьник хот€ бы в течение суток поработал наверху и переночевал в горах.  аждый день небольшие группы поднимались наверх или спускались вниз. “аким образом, мы пробили и оформили насто€щую тропу (конечно, в первую очередь там прошли инспекторы заповедника с бензопилами). ћы измерили прот€женность маршрута, описали его, снабдили указател€ми рассто€ни€ и объектов, измерили врем€ прохождени€ и оборудовали сто€нки. ѕо нашему Ђполуготовомуї описанию Ђпрошлисьї сотрудники отдела экопросвещени€ заповедника.

ѕостепенно по€вились черновики методических материалов Ц рабочей тетради дл€ школьника и пособи€ дл€ учител€/экскурсовода.

¬последствии они были изданы, и именно в них описана наша методика работы со школьниками Ц будущими посетител€ми тропы. «десь скажу об этом лишь вкратце.

ѕо нашему замыслу, группа реб€т с учител€ми приезжает на место проведени€ практики, где их ждут тексты, Ђнаписанные лесными обитател€миї. Ёти тексты, набранные крупным шрифтом или написанные от руки и сопровожденные рисунками, развешиваютс€ по стенам дома (или на столбах, или на стволах деревьев). –еб€та попадают в царство, где живые организмы говор€т человеческим €зыком, но рассказывают при этом о себе чистую правду (все тексты должны быть тщательно выверены биологами!!!). ѕосетителю даетс€ не готовый буклет, а рабоча€ тетрадка, в которой он выполн€ет задани€ и в которую вносит свои наблюдени€.  огда он днем позже идет по маршруту, вопросы в тетрадке снова обращают его внимание на то, кто, где и как живет в лесу, в горах, и прочитанные им тексты Ђоживаютї, он лично знакомитс€ с теми, чьи письма он уже прочел. ѕроверок при этом учитель не проводит, но в последний день практики организуетс€ конкурс, и именно конкурсные вопросы заставл€ют задуматьс€ о взаимосв€з€х между обитател€ми тайги. Ќеважно, дают ли реб€та правильные ответы, важно, чтобы вопросы вновь и вновь напоминали о том, что в лесу все и вс€ св€зано друг с другом. ѕеред отъездом посетители получают в подарок книги, в которых напечатаны тексты, прочитанные ими за врем€ практики, и текст Ђтаежного судаї, объ€сн€ющий многие секреты взаимоотношений таежных жителей. ƒетские тексты прокомментированы учителем экологии.

Ќаша методика Ц учебна€, что и неудивительно, ведь ее делали школьные учител€. Ќо элементы ее, € уверена, можно использовать на любой тропе Ц главное, чтобы посетител€ встречали сами живые организмы и чтобы говорили они о своей насто€щей жизни, но простыми, пон€тными словами. Ќе бойтесь антропоморфизма в €зыке, ведь наша цель не в том, чтобы научить кого-то биологической терминологии.

ѕростыми словами, хорошо подобранными образами можно рассказать о сложном.

≈ще немного методики

ѕодсказанна€ весенними грибами иде€ оказалась хорошей. ќсновной метод Ц Ђвживаниеї в образ своего геро€: Ђ€ смотрю его глазами, и мне пон€тнее сложности, с которыми оно сталкиваетс€ї; Ђмне страшної, или Ђмне холодноїЕ –еб€та сами выбирают свои персонажи, но самосто€тельна€ работа должна быть четко дозирована.

Ќужно тщательно продумать и написать сценарий. ћы радовались, когда реб€та что-то изобретали сами, но не требовали от них этого. –амки задает учитель. –еб€та и так делают очень сложное дело, совмеща€ два совсем разных подхода Ц биологический и литературный.

ѕолучаетс€ строга€ схема написани€ текста отдельного персонажа, включающа€:

1. ѕодбор и изучение литературы по теме.

2. ќтбор необходимых данных (какую информацию нужно разместить в предполагаемом тексте). Ќапример, дл€ животных это Ц внешний вид, местообитани€, враги, особенности поведени€ и т.д.

3. Ќаписание короткого биологического текста-реферата.

4. ¬ыбор формы подачи материала Ц письмо, дневник, план работы, резюме и т.д.

5. ‘ормирование образа персонажа, подбор дл€ него €зыка и литературного стил€.

6. Ђѕереводї первоначального текста-реферата в окончательный, стилистически окрашенный текст.

ѕри этом важно не забывать, что вы в лесу. ѕрочитал про биотоп Ц пройди (проползи, пробеги) по тропе, пощупай, понюхай.

Ќа первый план выход€т наиболее пон€тные персонажи Ц крупные животные, охотничьи виды. ќднако за ними важно не потер€ть менее заметных участников экосистемы.

¬озникает много практических сложностей.

¬с€ литература должна быть при себе, посто€нно возникают неожиданные вопросы. ќчень хороши контакты с местными специалистами, и даже не столько с биологами, сколько с инспекторами, посто€нно живущими в этих местах. ¬ нашем случае инспекторы были замечательные Ц наблюдательные, внимательные, терпеливые, прекрасно знающие животных (ведь в тех местах почти каждый человек Ц охотник). ќни с удовольствием делились своим опытом с реб€тами, тем более что им редко задают подобные вопросы.

ћы решили, что наиболее Ђлитературна€ї часть должна принадлежать растени€м Ц ведь ботаника дл€ большинства будущих читателей непон€тна и не очень интересна. ѕоэтому растени€-персонажи должны бы ли особенно строго выдерживать заданный функциональный стиль.

Ћучше всего было бы использовать учебник стилистики русского €зыка или иметь консультанта Ц преподавател€ русского €зыка и литературы. Ќо у нас не оказалось ни того, ни другого. «ато у реб€т с собой были ƒостоевский и “олстой,  арамзин. ќни очень помогли девочкам-ботаникам в поиске характеров их растений-героев. ЂЌародныйї €зык „ерники подсказан ѕлатоном  аратаевым, а странно перевернутые, длинные фразы Ћиннеи —еверной Ц это  еллер, третьестепенный персонаж из Ђ»диотаї.

¬ажно следить за тем, чтоб €зык соответствовал образу. ѕусть марал говорит стихами Ц это так ему идет. ј можно, наоборот, создать парадоксальный образ Ц и крохотный клещ заговорит высоким стилем.

Ќесколько слов о получившейс€ книге Ђ“айга глазами зверей и детейї

¬ернувшись в ћоскву, мы сели писать книгу, и чувство успеха сразу прошло. ƒетские тексты ускользали от редактировани€. ћы смогли только немного их сократить. —о взрослыми текстами было еще сложнее. ƒл€ системного изложени€ материала надо было мен€ть темы, отходить от написанного детьми. ј Ђзвериныеї тексты сто€ли на страже, организмы оставались живыми, сопротивл€лись терминологии и научному стилю, заставл€ли бросать мысль на полдороге, дела€ взрослые тексты по-детски хаотичными.

 ак найти тот уровень упрощени€, который объединит доступность, Ђинтересностьї и научную корректность? ѕолучилось что-то вроде урока в реальной природе, где на смену термину приходит образ, наруша€ при этом осторожные научные фразы.

„итателю судить, насколько €сно подаетс€ в книге материал. ¬се тексты от имени живых организмов написаны школьниками, чьи портреты помещены в начале разделов. ѕод табличкой Ђ“аежные ведомостиї даютс€ рассказы из жизни таежных животных и растений, а под табличкой Ђ“ише! »дет судебное заседание!ї Ц выдержки из протокола судебного заседани€.


* ƒанна€ страница содержит информацию из сборника ["“ропа в гармонии с природой". —борник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. ћ.: "–.¬алент", 2007. - 176 с.], подготовленного нашими коллегами из экологического центра "«аповедники", любезно предоставившего нам возможность размещени€ этой чрезвычайно полезной дл€ всех педагогов-экологов информации на нашем сайте.
„итайте также статью педагогов из города —тарый оскол "Ёкологическа€ тропа как средство экологического образовани€ и просвещени€".


—одержание сборника:

¬ведение

√лава 1. Ёкологические тропы Ц от идеи до проекта
1.1. –азнообразие экотроп
1.2.  ритерии выбора маршрута
1.3. –азработка сети экологических маршрутов
1.4. ѕодготовка проекта экотропы

√лава 2. »нформационное содержание экологической тропы
2.1. »нформаци€ непосредственно на экотропе
2.2. »нформационное сопровождение дл€ посетителей экотропы
2.3. ѕредупреждение об ошибках

√лава 3. “ехнологи€ обустройства троп
3.1. ƒорожки, лестницы и площадки
3.2. —тенды и указатели
3.3. ќбустройство экотроп дл€ людей с ограниченными возможност€ми

√лава 4. ¬олонтерска€ помощь на тропах
4.1. ¬олонтеры на экотропах
4.2. ”частие волонтеров в проекте ЂЅольша€ Ѕайкальска€ тропаї

√лава 5. –егулирование допустимой нагрузки на тропу
5.1. ќсновные принципы нормировани€ нагрузок
5.2. ѕримеры определени€ допустимых нагрузок на тропу
5.3. –екреационный мониторинг

√лава 6. ѕравила поведени€ на экологической тропе
6.1. ќбщие подходы к разработке правил
6.2. —пецифические правила дл€ обеспечени€ безопасности
6.3. ѕравила поведени€ €зыком поэзии
6.4. ¬андализм и меры по его предупреждению

√лава 7. –азнообразие тем и методов работы на экотропах
7.1. ћногообразие тематических программ
7.2. “емы и методы работы на экскурсионных маршрутах
7.3. ќпыт проведени€ экологических экскурсий
7.4. Ђ√овор€щиеї обитатели леса
7.5. Ђƒавайте наслаждатьс€ природой вместе с детьмиї

√лава 8. –азработка концепции визит-центра
8.1. „то такое визит-центр дл€ посетителей ќќѕ“?
8.2. „то необходимо учитывать при разработке концепции визит-центра?
8.3. —оздание выставочной концепции визит-центра
8.4. ќпыт создани€ визит-центра в јксу-∆абаглинском заповеднике

Ћитература


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl –еальные анкеты реальных девушек , знакомьс€ с ними на этом сайте. ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020