јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> Ё ќЋќ√»„≈— »≈ “–ќѕџ

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

√лава 6. ѕравила поведени€ на экологической тропе*

¬.ѕ. „ижова

6.4. ¬андализм и меры по его предупреждению

¬андалами и варварами в ƒревнем –име называли воинственные дикие и полудикие племена германцев, вторгавшихс€ в пределы –имской империи с северных границ. ¬с€кий набег сопровождалс€ не только от ча€нным грабежом, но и совершенно бессмысленным и безудержным разрушением предметов материальной и духовной культуры римл€н.

¬ наши дни к про€влени€м вандализма относ€т широкий круг поведенческих актов разрушительного или хулиганского характера, направленных против общеприн€тых норм морали и унижающих пр€мо или косвенно человеческое достоинство. Ќа экологической тропе вандализм про€вл€етс€, прежде всего, в порче стендов и оборудовани€ мест отдыха и самой тропы, разорении кормушек дл€ птиц, по€влении мусорных свалок и битой стекл€нной тары, повреждении живых деревьев и кустарников, по€влении Ђавтографовї (порой непечатного характера) и т.п. ¬ результате снижаетс€ информационна€, рекреационна€ и эстетическа€ ценность экотропы, а это, в свою очередь, ведет к вынужденному освоению и последующей деградации новых участков охран€емой территории.

ѕр€мой материальный или экологический ущерб от актов вандализма на экологической тропе обычно не столь велик, за исключением браконьерской охоты и лесных пожаров, возникающих по вине посетителей. Ќо не менее важен, а в р€де случаев просто огромен ущерб моральный. ќт него страдают, в первую очередь, организаторы тропы, особенно когда в ее создании принимает участие молодежь школьного или студенческого возраста. ћорально травмирующей €вл€етс€, в частности, ситуаци€, когда экскурсоводы продолжают водить группы мимо загаженных участков или испорченных объектов, не вид€ дл€ себ€ возможности исправить ситуацию.

„тобы разработать систему мер по защите сооружений экотропы от вандализма, необходимо знать основные причины этого €влени€. —уммарный опыт организаторов экотроп позвол€ет считать главными из них следующие:

  • низкий уровень культуры и знаний (отсутствие представлени€ о ценности объекта разрушени€ или порчи, неправильна€ оценка социальных и экологических последствий своих поступков);
  • желание Ђсамовыразитьс€ї (оставить Ђавтографыї и надписи, кратко выражающие отношение к чему-нибудь, кому-нибудь или к жизни вообще);
  • стремление к самоутверждению путем "покорени€ дикой природы";
  • хулиганские побуждени€ (умышленное и демонстративное нарушение норм морали);
  • месть за уже сделанные замечани€ или за потенциально возможное Ђограничение свободыї, под которой в данном случае понимаетс€ вседозволенность в выборе маршрута и образа действий во врем€ посещени€ охран€емой территории;
  • мелкий эгоизм Ц например, использование дл€ костра сухой древесины информационного стенда или навеса над ним.

Ќа прогулочных маршрутах, организованных по типу экологической тропы, где информационное использование природных ресурсов имеет решающее значение, любые про€влени€ вандализма воспринимаютс€ особенно остро. «десь даже окурок или конфетна€ обертка, брошенные на тропе, могут вызвать ощущение резкого несоответстви€ тому возвышенному настроению группы, которое создаетс€ прекрасным пейзажем или вдохновенным и поэтическим рас сказом экскурсовода/проводника.

 аса€сь борьбы с вандализмом, следует отметить, что это одна из самых сложных проблем в природоохранной работе на экологических тропах. ѕричем сложность состоит зачастую не в больших затратах, а в том, что порой просто не видно реальных путей дл€ пресечени€ про€влений темных сторон человеческой психики. » на долю организаторов экотроп остаетс€ только планирование дополнительных средств и времени на ликвидацию или хот€ бы уменьшение по следствий вандализма.

ќпира€сь на некоторый опыт, накопленный студентами ƒружины охраны природы ”ральского госуниверситета под руководством ј.¬. ƒоброва в процессе строительства и эксплуатации экологической тропы, начинающейс€ от полустанка Ѕажуково (природный парк Ђќленьи ручьиї), можно предложить следующую систему общих мер по предотвращению вандализма:

  • Ќельз€ оставл€ть надолго незаконченное строительство; это касаетс€ и мелких недоделок, которые провоцируют разрушение как части, так и всего сооружени€.
  • Ќеобходимо, чтобы посетители тропы чувствовали заботу о себе со стороны организаторов; она должна про€вл€тьс€ как в детал€х оборудовани€ остановок и мест отдыха, оформленных удобно и красиво, так и в информации Ц достоверной, своевременной и доброжелательной.
  • Ќа тропе должно посто€нно ощущатьс€ присутствие хоз€ев. Ётому способствуют регул€рное (раз в мес€ц, а то и в неделю) обновление оперативной информации на стендах; по возможности быстрый ремонт повреждений, а также ежедневна€ рейдова€ работа по борьбе с браконьерством и другими нарушени€ми природоохранных правил в зоне тропы. ќсновным методом воздействи€ при встрече с нарушител€ми должна быть разъ€снительна€ работа и устное предупреждение и только при злостном или повторном нарушении Ц штраф.
  • Ќельз€ допускать скоплени€ даже незначительного количества мусора на сто€нках и на самой тропе. „истота побуждает посетителей к поддержанию пор€дка, и наоборот: замусоривание всегда порождает еще большее замусоривание. Ёта цепна€ реакци€ характерна и дл€ вандализма в целом. ¬ том числе и дл€ Ђавтографовї, количество которых на достопримечательных природных и культурно-исторических объектах тропы растет лавинообразно, если воврем€ не ликвидировать первые надписи.

ѕомимо общей системы мер можно предложить еще р€д способов по профилактике различных типов нарушений. “ак, например, в случае исчезновени€ с тропы дерев€нного столба со стендом не следует устанавливать такой же точно столб повторно. ѕо-видимому, он был изъ€т дл€ хоз€йственных целей. ѕоэтому есть смысл следующий стенд установить на железном столбе. ≈сли и этот столб исчезнет, можно поста вить такой же железный столб с предварительно просверленными в нем дырками. » так далее.

ƒругой пример. ƒл€ предотвращени€ порчи стендов путем выдергивани€ столбиков из земли можно в основании прикручивать их накрепко болтами к металлическому столбику, окрашенному дл€ маскировки в зеленый цвет травы. ј чтобы все это сооружение не было расшатано ветром или выдернуто из земли варварской рукой, в земле следует закопать бетонное основание, в которое и вмонтировать этот столбик.

ƒл€ большей гарантии сохранности дерев€нных скульптур их не только закрепл€ют, как и в предыдущем примере, на металлическом столбике, заглубленном в бетонное основание под землей, но еще и пропускают сквозь них сверху донизу несколько толстых металлических штырей.

≈ще один способ сохранени€ искусно вырезанных дерев€нных стендов Ц покрытие их с изнанки каким-нибудь густым масл€нистым, практически не сохнущим составом типа солидола, после соприкосновени€ с которым руки надолго сохран€ют отвратительный запах. ќн был продемонстрирован јлександром јфониным, доцентом ћосковского педагогического государственного университета (ћѕ√”), руководителем студенческого эколого-культурного объединени€ Ђ ор€гаї, после завершени€ создани€ экологической тропы на острове ¬алаам. Ёффективность этого способа, к сожалению, нам не известна.

ѕроблема Ђавтографовї на экологических тропах €вл€етс€ интернациональной: практически в любой стране мира можно встретить оставленные таким способом следы пребывани€ человека в достопримечательных местах. »х пишут на скалах, вырезают на деревь€х и дерев€нных ограждени€х видовых площадок. »ми бывают исписаны информационные стенды. јвтор встретила такой автограф даже на плоской поверхности травертиновой терраски необыкновенной красоты при подъеме на Mammoth Hot Springs (огромную разноцветную пар€щую гору из травертина) в …еллоустонском национальном парке.

“рудно даже представить себе что-либо более дикое и несовместимое с окружающей хрупкой красотой, чем эти инициалы, выведенные, очевидно, палкой на крошащейс€ снежно-матовой поверхности.

ƒл€ борьбы с этим злом используют не только строгий контроль и штрафные санкции, но и специальные доски или тетради дл€ автографов. ¬ них организаторы тропы завер€ют посетителей, что эти документы будут вечно хранитьс€ в фондах охран€емой территории. ќднако, как правило, и это не останавливает процесс по€влени€ новых автографов на самих объектах природы.

Ћиквидировать уже существующие надписи, не испортив сам объект, очень трудно, а порой и невозможно. ƒело это требует не только сил и времени, но и знаний, каким именно способом можно ликвидировать те или иные надписи. ќдна из наиболее радикальных технологий сведени€ краски с любых поверхностей была разработана упоминавшимс€ выше эколого-культурным объединением Ђ ор€гаї. Ѕыли вы€влены отдельные виды низших растений, которые, будучи закрепленными на загр€зненной поверхности с помощью специального кле€щего вещества, используют краску в качестве... пищи. ѕри этом растени€ развиваютс€ естественным образом, и получаетс€ красивый живой слой, который имеет хорошую сцепл€емость даже с вертикальной поверхностью. ¬ разных климатических услови€х используютс€ разные растени€. Ќесмотр€ на то, что они сильно отличаютс€ друг от друга как по своим свойствам, так и по внешнему виду, все они успешно выполн€ют свою задачу Ц Ђчист€тї поверхность от масл€ной краски.

ќписанна€ технологи€ была запатентована как Ђ—остав дл€ окрашивани€ поверхности с трудно удал€емыми загр€знени€ми, имитирующий естественный природный фонї Ц за€вка 94-003369/05(003 586) от 09.02.1994.  стати, в …еллоустоунском национальном парке с большим интересом отнеслись к информации об этом изобретении.

» еще одно правило, способствующее предупреждению вандализма на тропе, о котором уже упоминалось выше. “екст на аншлагах должен подаватьс€ именно в информационной, а не директивной форме. Ќеоднократно доказано, что директивные аншлаги подсознательно оскорбл€ют читающего их человека. ѕроисходит это не только в св€зи с самим смыслом информации (угроза неминуемой кары), но также в результате подавлени€ возможности самому выбирать положительный стиль поведени€. ¬ результате провоцируютс€ нарушени€, причем агрессивные действи€ посетител€ направлены не против объекта охраны, а, прежде всего, против самого стенда, а уже заодно страдает и объект.

¬ заключение этой темы можно сказать, что вандализм искоренить непросто, но традиции создаютс€ не годами Ц дес€тилети€ми. Ќазначение экологических троп как раз и состоит в формировании высокой культуры поведени€ населени€ в природной обстановке.

Ёскиз Ђлетописногої аншлага, пам€тка туристу в Ѕайкальском заповеднике

Ёскиз Ђлетописногої аншлага (слева), пам€тка туристу в Ѕайкальском заповеднике (справа)


* ƒанна€ страница содержит информацию из сборника ["“ропа в гармонии с природой". —борник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. ћ.: "–.¬алент", 2007. - 176 с.], подготовленного нашими коллегами из экологического центра "«аповедники", любезно предоставившего нам возможность размещени€ этой чрезвычайно полезной дл€ всех педагогов-экологов информации на нашем сайте.
„итайте также статью педагогов из города —тарый оскол "Ёкологическа€ тропа как средство экологического образовани€ и просвещени€".


—одержание сборника:

¬ведение

√лава 1. Ёкологические тропы Ц от идеи до проекта
1.1. –азнообразие экотроп
1.2.  ритерии выбора маршрута
1.3. –азработка сети экологических маршрутов
1.4. ѕодготовка проекта экотропы

√лава 2. »нформационное содержание экологической тропы
2.1. »нформаци€ непосредственно на экотропе
2.2. »нформационное сопровождение дл€ посетителей экотропы
2.3. ѕредупреждение об ошибках

√лава 3. “ехнологи€ обустройства троп
3.1. ƒорожки, лестницы и площадки
3.2. —тенды и указатели
3.3. ќбустройство экотроп дл€ людей с ограниченными возможност€ми

√лава 4. ¬олонтерска€ помощь на тропах
4.1. ¬олонтеры на экотропах
4.2. ”частие волонтеров в проекте ЂЅольша€ Ѕайкальска€ тропаї

√лава 5. –егулирование допустимой нагрузки на тропу
5.1. ќсновные принципы нормировани€ нагрузок
5.2. ѕримеры определени€ допустимых нагрузок на тропу
5.3. –екреационный мониторинг

√лава 6. ѕравила поведени€ на экологической тропе
6.1. ќбщие подходы к разработке правил
6.2. —пецифические правила дл€ обеспечени€ безопасности
6.3. ѕравила поведени€ €зыком поэзии
6.4. ¬андализм и меры по его предупреждению

√лава 7. –азнообразие тем и методов работы на экотропах
7.1. ћногообразие тематических программ
7.2. “емы и методы работы на экскурсионных маршрутах
7.3. ќпыт проведени€ экологических экскурсий
7.4. Ђ√овор€щиеї обитатели леса
7.5. Ђƒавайте наслаждатьс€ природой вместе с детьмиї

√лава 8. –азработка концепции визит-центра
8.1. „то такое визит-центр дл€ посетителей ќќѕ“?
8.2. „то необходимо учитывать при разработке концепции визит-центра?
8.3. —оздание выставочной концепции визит-центра
8.4. ќпыт создани€ визит-центра в јксу-∆абаглинском заповеднике

Ћитература


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019