јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> Ё ќЋќ√»„≈— »≈ “–ќѕџ

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

√лава 1. Ёкологические тропы Ц от идеи до проекта*

¬.ѕ. „ижова

1.1. –азнообразие экотроп

Ёкологические тропы классифицируют по разным критери€м, прежде всего, по длине маршрута или его продолжительности. ќбщеприн€той классификации по этим критери€м не существует, т.к. они весьма относительны: тропа, имеюща€ длину 4-5 км , дл€ небольшого по площади национального парка типа ЂЋосиного островаї войдет в категорию длинных, а дл€ обширного национального парка Ђёгыд-¬аї будет считатьс€ короткой. ¬ городских услови€х средн€€ длина экотроп может колебатьс€ от нескольких сот метров до нескольких километров.

¬ дикой природе их длина может достигать дес€тков, а то и сотен километров. »звестна€ јппалачска€ тропа в —Ўј имеет длину 3300 км.

¬ нашей стране аналогичные тропы создаютс€ на Ѕайкале (Ѕольша€ Ѕайкальска€ тропа Ц ЅЅ“), начаты разработки проектов на  амчатке и ”рале.

 ак и туристские маршруты, экологические тропы могут быть линейными, полукольцевыми, кольцевыми и радиальными (в последнем случае, путь туда и обратно проходит по одной и той же тропе). — точки зрени€ воспри€ти€ ландшафта и получени€ информации первые три типа (линейный, полукольцевой и кольцевой) предпочтительнее четвертого.

“ропы также различают по трудности прохождени€ и по сложности предлагаемой информации.

ѕодраздел€ть экотропы по возрастным категори€м населени€ чаще всего не имеет большого смысла. ѕон€тно, что тропы дл€ младшей возрастной категории (дошкольников и учеников младших классов), а так же дл€ посетителей в возрасте более 60 лет должны быть короче и легче дл€ прохождени€, чем дл€ молодежи и людей среднего возраста.

ќднако сделать так, чтобы той или иной тропой пользовалась только определенна€ категори€ посетителей, практически нереально. ѕоэтому при создании экологических троп приходитс€ ориентироватьс€ на Ђусредненного посетител€ї, разрабатыва€ при этом варианты экскурсий дл€ разных возрастных и иных категорий.

≈сть еще р€д критериев дл€ классификации экотроп, например, способ прохождени€. Ѕольшинство городских троп предназначены только дл€ пешеходов, редко дл€ велосипедистов. ѕри наличии соответствующих природных условий можно создавать тропы также дл€ водных туристов, лыжников, велосипедистов, любителей верховой езды и т.д. –аз личные способы передвижени€ могут смен€ть друг друга на маршруте.

Ќа наш взгл€д, основным критерием классификации троп природы всЄ-таки €вл€етс€ их назначение: выдел€ют познавательно-прогулочные, познавательно-туристские и собственно учебные экологические.  аждый тип имеет свою специфику.

ѕознавательно-прогулочные тропы, или тропы Ђвыходного дн€ї, имеют прот€женность в среднем 4Ц8 км. ќдиночных посетителей по возможности объедин€ют в группы, и в сопровождении проводника или с путеводителем они прогулочным шагом проход€т весь маршрут, знаком€сь с природой, пам€тниками истории и культуры. Ќа таких маршрутах затрагиваютс€ вопросы взаимоотношений природной среды и человека, вли€ни€ хоз€йственной де€тельности на природу, посетите ли получают представление о том, какие меропри€ти€ осуществл€ютс€ дл€ ее защиты.

¬торой тип Ц познавательно-туристские тропы. »х прот€женность колеблетс€ в среднем от нескольких дес€тков до нескольких сотен километров. “ропы такого типа чаще прокладывают в охранных зонах заповедников или в зоне туризма национальных парков.

ƒлительность путешестви€ может составл€ть от 1Ц2 дней до целого отпуска.

 ак и тропы первого типа, познавательно туристские маршруты можно проходить с проводником и самосто€тельно. ¬о втором случае тропы тщательно размечают на местности, а группы туристов не только снабжаютс€ буклетами, но и проход€т специальный инструктаж перед выходом в маршрут. √лавные составл€ющие такого инструктажа Ц техника безопасности и правила поведени€ туристов на природе.  роме того, кажда€ группа туристов должна обладать простейшими знани€ми о том, как боротьс€ с нарушител€ми правил охраны природы, случайно встреченными на тропе.

“ретий тип Ц учебные экологические тропы. Ёто специализированные маршруты дл€ экологического образовани€. »х прот€жЄнность редко превышает два километра, поскольку считаетс€, что учебна€ экскурси€ не должна занимать более трех часов. “акие тропы рассчитаны в первую очередь на учащихс€ школ, лицеев, студентов различных вузов, в том числе педагогических. ¬месте с тем они должны быть доступны (интересны и пон€тны) дл€ любого посетител€.  ак правило, группа идет по маршруту под руководством проводника-экскурсовода.

»м может быть не только сотрудник особо охран€емой природной территории, но и учитель. ≈сли в создании тропы принимали участие сами школьники или студенты, то весьма желательно, чтобы кто-то из них и проводил, хот€ бы изредка, обучающие экскурсии по тропе. ƒл€ самосто€тельных посетителей тропа оборудуетс€ указательными знаками, информационными стендами. ѕодготавливаютс€ информационные буклеты.

—пециализированные экотропы разрабатываютс€ дл€ людей с ограниченными возможност€ми передвижени€ (инвалиды-кол€сочники) или воспри€ти€ окружающего мира (слабовид€щие, незр€чие, глухие).

Ётот вид экотроп в насто€щее врем€ получает все большее распространение во многих странах мира.

”личные тротуары, входы в метро, другие городские планировочные элементы, дверные проемы в городском транспорте постепенно приспосабливают дл€ того, чтобы ими могли пользоватьс€ люди с физическими недостатками (устраивают пандусы параллельно лестницам, увеличивают ширину входа в здание, чтобы могла проехать инвалидна€ кол€ска). “очно так же при проектировании экотроп всегда рассматриваетс€ вопрос о том, сможет ли она целиком или кака€-то ее часть быть доступной дл€ людей с ограниченными физическими возможност€ми.


* ƒанна€ страница содержит информацию из сборника ["“ропа в гармонии с природой". —борник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. ћ.: "–.¬алент", 2007. - 176 с.], подготовленного нашими коллегами из экологического центра "«аповедники", любезно предоставившего нам возможность размещени€ этой чрезвычайно полезной дл€ всех педагогов-экологов информации на нашем сайте.
„итайте также статью педагогов из города —тарый оскол "Ёкологическа€ тропа как средство экологического образовани€ и просвещени€".


—одержание сборника:

¬ведение

√лава 1. Ёкологические тропы Ц от идеи до проекта
1.1. –азнообразие экотроп
1.2.  ритерии выбора маршрута
1.3. –азработка сети экологических маршрутов
1.4. ѕодготовка проекта экотропы

√лава 2. »нформационное содержание экологической тропы
2.1. »нформаци€ непосредственно на экотропе
2.2. »нформационное сопровождение дл€ посетителей экотропы
2.3. ѕредупреждение об ошибках

√лава 3. “ехнологи€ обустройства троп
3.1. ƒорожки, лестницы и площадки
3.2. —тенды и указатели
3.3. ќбустройство экотроп дл€ людей с ограниченными возможност€ми

√лава 4. ¬олонтерска€ помощь на тропах
4.1. ¬олонтеры на экотропах
4.2. ”частие волонтеров в проекте ЂЅольша€ Ѕайкальска€ тропаї

√лава 5. –егулирование допустимой нагрузки на тропу
5.1. ќсновные принципы нормировани€ нагрузок
5.2. ѕримеры определени€ допустимых нагрузок на тропу
5.3. –екреационный мониторинг

√лава 6. ѕравила поведени€ на экологической тропе
6.1. ќбщие подходы к разработке правил
6.2. —пецифические правила дл€ обеспечени€ безопасности
6.3. ѕравила поведени€ €зыком поэзии
6.4. ¬андализм и меры по его предупреждению

√лава 7. –азнообразие тем и методов работы на экотропах
7.1. ћногообразие тематических программ
7.2. “емы и методы работы на экскурсионных маршрутах
7.3. ќпыт проведени€ экологических экскурсий
7.4. Ђ√овор€щиеї обитатели леса
7.5. Ђƒавайте наслаждатьс€ природой вместе с детьмиї

√лава 8. –азработка концепции визит-центра
8.1. „то такое визит-центр дл€ посетителей ќќѕ“?
8.2. „то необходимо учитывать при разработке концепции визит-центра?
8.3. —оздание выставочной концепции визит-центра
8.4. ќпыт создани€ визит-центра в јксу-∆абаглинском заповеднике

Ћитература


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019