јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> Ё ќЋќ√»„≈— »≈ “–ќѕџ

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

√лава 2. »нформационное содержание экологической тропы*

¬.ѕ. „ижова

2.3. ѕредупреждение об ошибках

 ак говорит русска€ пословица, Ђпересев хуже недосеваї. Ђѕересевї Ц одна из самых распространенных ошибок в оформлении экотропы маркировочными знаками и информационными стендами.  стати, это же от носитс€ и ко всем без исключени€ элементам благоустройства, о которых речь пойдет ниже.

ѕо нашему мнению, количество сооружений на тропе зависит не только и не столько от ее длины, а от множества других разнообразных факторов. —реди них - извилистость тропы, перепад высот, наличие водотоков и природных водоемов на пути следовани€, число достопримечательных объектов, лесистость окружающей территории, густота леса и многие другие. » потому точные нормативы количества стендов, информационных столбов или лавочек дл€ отдыха на единицу пути только затрудн€т проектирование экологической тропы и €в€тс€ косвенной причиной перегрузки тропы искусственными элементами или, наоборот, их нехватки.

ќсновные критерии, которыми следует руководствоватьс€ при оформлении маршрута экологической тропы, Ц здравый смысл, забота о посетителе и стремление сохранить естественность природной обстановки.

„то касаетс€ информации на стендах, то, как показывает опыт, здесь существуют свои Ђскользкие местаї. “ак, можно привести р€д важных рекомендаций дл€ тех случаев, когда содержание стендов раскрываетс€ Ђчерез призму поэзииї.

¬о-первых, под каждым стихотворным текстом об€зательно должен быть указан автор. Ёто, на первый взгл€д, естественное требование на деле оказываетс€ далеко не всегда выполнимым. ƒело в том, что если в печатных источниках прин€то точное цитирование с указанием автора, то в »нтернете, который, бывает, используетс€ в качестве источника информации при оформлении стендов на экологических тропах, это условие не считаетс€ об€зательным. Ќа »нтернет-сайтах нередко можно встретить знакомые и малознакомые широкому читателю стихотворные строчки без указани€ на автора.   тому же бывает, что стихи цитируютс€ неверно, например, представл€ют собой вольную трактовку уже имеющегос€ русского перевода. ¬се это важно учитывать.

¬торое, не менее важное замечание. ÷итировать стихи на стендах следует с величайшей пунктуальностью, сохран€€ все слова, все знаки препинани€ в полном соответствии с оригиналом.

” словацкого поэта ѕавола √вездослава есть замечательное маленькое стихотворение одно из наиболее часто встречающихс€ на отечественных тропах.

я сорвал цветок Ц и он ув€л.
я поймал мотылька Ц и он умер у мен€ на ладони.
» тогда € пон€л, что прикоснутьс€ к красоте
ћожно только сердцем.

¬ 1977 г. члены ћолодежного совета ћ√” по охране природы, среди которых была и автор насто€щих рекомендаций, увидели его на тропе ћалые ƒиеры в —ловакии. Ќаш проводник »ван ¬олощук устно перевел его на русский €зык, после чего оно неоднократно публиковалось нами: то в газете, то в журнале, а потом и в буклете. «атем мы стали встречать его и на стендах экотроп. ќт частого употреблени€ глубокий смысл стихотворени€ не потускнел, но на каком-то этапе возникла небольша€, но до обидного существенна€ ошибка: вместо слова Ђув€лї кое-где пишут Ђзав€лї. ѕо нашему убеждению, разница между ними столь же велика, как между Ђумерї и Ђзамерї. ѕожалуйста, перечитайте его еще раз и запомните таким, каким оно было начертано более 20 лет назад на словацкой тропе ћалые ƒиеры.

“реть€ рекомендаци€ относитс€ к области географии, а точнее ландшафтоведени€. ѕодбор стихотворных строк дл€ стендов желательно производить с учетом ландшафтных особенностей той территории, по которой проложена экотропа. ƒл€ экотроп в Ѕитцевском парке ћосквы, который расположен в пределах “еплостанской возвышенности, будут уместными стихи о тенистых лесах с могучими дубами и липами, которые с давних пор растут здесь в основном на моренных холмах. ƒл€ экотроп в “ушинском парке больше подойдет упоминание о густых еловых лесах на равнинах, а в »змайловском парке Ц о светлых сосновых борах на песках.

¬ообще, экотропы –оссии знают немало примеров удачного и менее удачного использовани€ поэтических строк при изготовлении ин формационных стендов. » часто дело тут вовсе не в мастерстве поэта, а в соответствии (или несоответствии) текста конкретной природной среде.   примеру, стихи —амеда ¬ургуна Ђя должен над цветами наклонитьс€...ї или ‘едора “ютчева ЂЌе то, что мните вы, природа...ї, более уместны на стенде в природном окружении, а не на фоне урбанистического пейзажа.

Ќа некоторых охран€емых территори€х можно увидеть прекрасно оформленные стенды, рассказывающие о краснокнижных видах растений. Ќи в коем случае не следует сопровождать такую информацию рассказом о полезных свойствах этих растений или о местах их распространени€. Ќа стенде в одном из парков, например, говорилось что одно из редких растений подарит нашедшему молодость и силу.

ѕравда, иногда оговариваетс€ особое условие Ц Ђсердце у человека должно быть добрымї. ѕо нашему мнению, в данном случае доброе сердце должно подсказать человеку, что это растение надо оставить на месте и Ц более того Ц никому не рассказывать об ареале его распространени€, чтобы не спровоцировать изъ€тие из естественной среды обитани€.

» еще одно частное замечание, касающеес€ соответстви€ места и информации. —тенды предупреждающего характера, о правилах поведени€ на тропах, о недопустимости оставлени€ мусора в природе и т.п., уместно ставить в местах отдыха на тропе, во входной группе, но никак не на открытой вершине холма, откуда открываетс€ прекрасный вид на ближние и дальние окрестности и душа просит чего-то более возвышенного, чем информаци€ о мусоре.

ѕриведенные ниже рекомендации составлены на основе многолетней работы наших американских коллег.

—емь способов эффективно донести информацию

  • ѕередавайте информацию с помощью визуальных средств. ¬ этом ¬ам помогут фотографии и рисунки.
  • √рафические средства должны не просто изображать то, что можно увидеть в реальности. ќни существуют дл€ того, чтобы с их помощью раскрывать идеи.
  • —ледуйте правилу Ђинформационной пирамидыї, известному также как Ђѕравило 3 сек. Ц 30 сек. Ц 3 мин.ї, согласно которому на прочтение наиболее важной информации требуетс€ наименьший отрезок времени и далее в обратной пропорции.
  • —ообщение должно быть кратким! »спользуйте короткие предложени€ и абзацы.
  • »збегайте использовани€ существительных, обозначающих абстрактные пон€ти€; постарайтесь использовать глагольные конструкции действительного залога.
  • —ледует учитывать опыт и образовательный уровень аудитории, которой предназначена информаци€. ѕрибегайте к использованию в тексте личных местоимений, то есть €зыка, который затронет посетителей Ђза живоеї, и знакомой терминологии.
  • ƒл€ того, чтобы информаци€ была интересной дл€ воспри€ти€, используйте метафоры, сравнени€, цитаты и примеры из реальной жизни.

* ƒанна€ страница содержит информацию из сборника ["“ропа в гармонии с природой". —борник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. ћ.: "–.¬алент", 2007. - 176 с.], подготовленного нашими коллегами из экологического центра "«аповедники", любезно предоставившего нам возможность размещени€ этой чрезвычайно полезной дл€ всех педагогов-экологов информации на нашем сайте.
„итайте также статью педагогов из города —тарый оскол "Ёкологическа€ тропа как средство экологического образовани€ и просвещени€".


—одержание сборника:

¬ведение

√лава 1. Ёкологические тропы Ц от идеи до проекта
1.1. –азнообразие экотроп
1.2.  ритерии выбора маршрута
1.3. –азработка сети экологических маршрутов
1.4. ѕодготовка проекта экотропы

√лава 2. »нформационное содержание экологической тропы
2.1. »нформаци€ непосредственно на экотропе
2.2. »нформационное сопровождение дл€ посетителей экотропы
2.3. ѕредупреждение об ошибках

√лава 3. “ехнологи€ обустройства троп
3.1. ƒорожки, лестницы и площадки
3.2. —тенды и указатели
3.3. ќбустройство экотроп дл€ людей с ограниченными возможност€ми

√лава 4. ¬олонтерска€ помощь на тропах
4.1. ¬олонтеры на экотропах
4.2. ”частие волонтеров в проекте ЂЅольша€ Ѕайкальска€ тропаї

√лава 5. –егулирование допустимой нагрузки на тропу
5.1. ќсновные принципы нормировани€ нагрузок
5.2. ѕримеры определени€ допустимых нагрузок на тропу
5.3. –екреационный мониторинг

√лава 6. ѕравила поведени€ на экологической тропе
6.1. ќбщие подходы к разработке правил
6.2. —пецифические правила дл€ обеспечени€ безопасности
6.3. ѕравила поведени€ €зыком поэзии
6.4. ¬андализм и меры по его предупреждению

√лава 7. –азнообразие тем и методов работы на экотропах
7.1. ћногообразие тематических программ
7.2. “емы и методы работы на экскурсионных маршрутах
7.3. ќпыт проведени€ экологических экскурсий
7.4. Ђ√овор€щиеї обитатели леса
7.5. Ђƒавайте наслаждатьс€ природой вместе с детьмиї

√лава 8. –азработка концепции визит-центра
8.1. „то такое визит-центр дл€ посетителей ќќѕ“?
8.2. „то необходимо учитывать при разработке концепции визит-центра?
8.3. —оздание выставочной концепции визит-центра
8.4. ќпыт создани€ визит-центра в јксу-∆абаглинском заповеднике

Ћитература


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019