јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> Ё ќЋќ√»„≈— »≈ “–ќѕџ

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

√лава 7. –азнообразие тем и методов работы на экотропах*

7.3. ќпыт проведени€ экологических экскурсий в Ћазовском заповеднике

ќ.‘.’охр€кова

Ћазовский заповедник в своей работе по экологическому просвещению большое внимание удел€ет экскурсионной де€тельности, в которой участвуют самые различные группы населени€. ќсновными экологическими тропами €вл€ютс€: тропа по острову ѕетрова, известному своим биологическим разнообразием, археологическими пам€тниками и, конечно, реликтовой тисовой рощей, и тропа по морскому берегу из бухты ѕетрова в бухту ѕесчана€. ¬ год по этим маршрутам проводитс€ около 300 экскурсий. ¬ основном это обзорные и тематические экскурсии: геоботанические, орнитологические, морские. “акже провод€тс€ специализированные экскурсии и на других маршрутах силами сотрудников эколого-просветительского или научного отдела.

Ѕольшое внимание удел€етс€ экскурси€м дл€ детей. ѕоскольку основные маршруты расположены достаточно далеко от центральной усадьбы, экскурсии дл€ детей в холодное врем€ года провод€тс€ в дендропарке. ќн разбит в центральной усадьбе. ѕлощадь дендропарка составл€ет около одного гектара. ¬ нем представлены наиболее распространенные виды деревьев и кустарников.

ѕриведем примеры зан€тий в дендропарке дл€ детей разных возрастов.

¬се зан€ти€ начинаютс€ с упражнений, направленных на создание благопри€тной атмосферы в группе участников.

Ђћое деревої

¬озраст: 6Ц8 лет

÷ель: ѕознакомить детей с характерными признаками деревьев, развивать любовь к живому.

ќборудование: √ербарные листы (мы замен€ем их рисунками или ксерокопи€ми листьев), бумага, краски, карандаши.

’од зан€ти€:

»гра-разминка Ђѕередача энергииї. ¬озьмемс€ за руки и встанем в круг. ѕередаем друг другу энергию, потихоньку пожима€ руку соседа, и это рукопожатие передаетс€ от человека к человеку по цепочке.

ѕошлите энергию сначала в одном направлении, затем в другом. «атем посылайте энергетический импульс в обе стороны. «атем приступайте к самому главному - посылайте энергию с закрытыми глазами, а через 10 секунд Ц в оба конца.

»гра Ђѕохлопали Ц потопалиї. ¬едущий рассказывает о деревь€х.

≈сли он говорит правду, дети хлопают, если нет Ц топают. Ќапример,

Ц ƒеревь€ умеют ходить, бегать и прыгать.

Ц ќни прочно удерживаютс€ корн€ми, уход€щими глубоко в землю.

Ц «имой деревь€ одеты в зеленый нар€д из листьев.

Ц ¬нутри деревьев течет сок.

Ц ¬ лесу много разных деревьев.

Ц ≈сли все деревь€ вырубить, то наша «емл€ будет красивее.

ЂЌайди свое деревої. ƒети дел€тс€ на пары. ќдин из играющих закрывает глаза (если есть возможность, то глаза закрываютс€ пов€зкой), а второй подводит его к дереву и просит потрогать его. ѕри этом он может задавать вопросы о структуре коры, наростах, предполагаемых размерах дерева, его возрасте и т.д. ѕосле нескольких минут знакомства Ђслепогої отвод€т от дерева, снимают пов€зку и прос€т найти свое дерево. «атем игроки мен€ютс€ рол€ми.

Ђѕортрет дереваї. ≈ще раз вернитесь к своему дереву и внимательно его рассмотрите, погладьте, послушайте. ≈сли экскурси€ проходит весной, можно послушать сердцебиение (сокодвижение) дерева с помощью стетоскопа или просто приложившись ухом к стволу. ќбратите внимание на цвет и фактуру коры, крону, листь€, цветки или плоды (если они есть). —просите детей, смогут ли они сейчас найти свое дерево в другом месте. ѕредложите дет€м, вернувшись в помещение, нарисовать или склеить портрет дерева (можно дл€ этого подобрать листь€, сделать рисунок коры, наложив лист бумаги на кору и раскрасив его простым карандашом).

—двоенное зан€тие-экскурси€ Ђќсенние краскиї

¬озраст: 9Ц11 лет.

÷ель: ѕознакомить детей с основными лесообразующими породами, €влением листопада, научить смешивать основные краски, развивать любовь к живому.

ќборудование:  исти, краски, бумага, лист полиэтилена или клеенки.

’од зан€ти€:

1. »гра Ђѕриметы осениї. ƒети дел€тс€ на две группы, кажда€ группа поочередно называет приметы осени.

2. ѕоиск листьев.  ажда€ группа получает задание и выполн€ет его:

а) найдите три желтых листа, разных по форме,
б) найдите три красных листа, разных по форме,
в) найдите три зеленых листа, разных по форме
г) найдите три бурых листа, разных по форме,
д) найдите сем€, умеющее летать,
е) найдите три любых семени,
ж) найдите дерево без листьев,
з) найдите самое зеленое дерево.

3. ќпределите, каким растени€м принадлежат найденные вами листь€. ƒл€ определени€ можно использовать гербарные листы и подсказки экскурсовода.

4. ќбсуждение. ƒети сад€тс€ в круг и обсуждают, почему осенью листь€ мен€ют окраску и опадают. “акже выстраиваетс€ график, отражающий врем€ наступлени€ листопада у разных деревьев (какие деревь€ тер€ют листь€ раньше, какие позже).

5. Ђ–адугаї. ƒети выкладывают все собранные листь€ на клеенку в пор€дке изменени€ цвета Ц от зеленого до коричневого. ѕредставители от каждой команды называют цвета (желтый, темно-желтый, золотой, светло-коричневый, красный, бордовый и т.д.) ƒалее экскурсовод объ€сн€ет, что все цвета образованы основными пигментами желтого, синего и красного цвета.

6. «ан€тие переноситс€ в помещение, где дети получают цвета путем смешивани€ красок и рисуют осенние листь€. «десь же можно красочно оформить график.

Ђћикротропаї

¬озраст: 3Ц4 класс

÷ель: ѕознакомить детей с разнообразием беспозвоночных и взаимосв€з€ми в экосистемах, развивать любовь к живому.

ќборудование: Ћупы, карандаши, бумага.

’од зан€ти€:

1. —€дьте в круг и обсудите, как выгл€д€т беспозвоночные и где их можно найти.

2. Ђѕаутинаї. ¬едущий, Ђѕаукї, встает в центре обозначенной территории и дает группам (3Ц4 человека) задани€. ѕосле того, как группа выполнила одно задание, она возвращаетс€ за другим.

ѕримеры заданий:

  • ќтсчитайте 25 шагов влево (в любую другую сторону), наклонитесь и рассмотрите, что находитс€ перед вами.
  • ¬ыберите дерево в 10Ц15 шагах и рассмотрите кору: пыталось ли какое-нибудь животное обгрызть ее? как вы это определили?
  • ¬ыберите дерево в 12 шагах, внимательно рассмотрите кору, найдите насекомое или личинку.
  • Ќайдите елку и потрогайте кору и ветки, понюхайте. —можете ли вы найти ее с закрытыми глазами.
  • ¬станьте около большой березы, закройте глаза и послушайте еЄ шепот.
  • ќтойдите на 20 шагов к северу, осмотрите лиственную подстилку, найдите под ней насекомых.
  • ќтойдите на 5 шагов к югу, найдите насекомых или других беспозвоночных в траве.

3. –аздайте дет€м лупы и обозначьте Ђмикротропыї на земле (длиной 2Ц3 м) или на дереве на высоту роста ребенка. ≈сли есть возможность, можно Ђпутешествоватьї по муравьиной тропе. ƒвигайтесь вдоль тропы, внимательно рассматрива€ ее через лупу. ѕусть дети фиксируют встреченные объекты на бумаге, можно символами.

4. —нова с€дьте в круг, обсудите результаты Ђпутешестви€ї.  ак чувствовали себ€ дети, путешеству€ по тропе? —могли ли они почувствовать себ€ на месте маленьких насекомых?  аких животных и где они встретили больше, каких меньше?

5. ѕищева€ сеть. — помощью клубка ниток постройте пищевую сеть, звень€ми которой €вл€ютс€ встреченные на тропе животные. —делайте выводы об их роли в природе.

ѕодобных зан€тий можно придумать множество. ћы просто перечислим некоторые темы: ЂЋекарственные растени€ї, Ђѕервоцветыї, Ђ¬есна идет, весне дорогуї, Ђќбраз дерева в русской литературеї (бинарный урок), Ђƒерево в веровани€х слав€нї, Ђјстрологический календарь друидовї, Ђќпределение деревьев в зимний периодї и многие другие. «ан€ти€ охватывают практически все возрастные категории детей, включа€ детский сад.

¬ летнее врем€ экскурсии дл€ детей перенос€тс€ на более прот€женные маршруты и могут занимать от 2 до 4 часов. „тобы така€ экскурси€ была не только интересной, но и более эффективной, в нее включаютс€ элементы самосто€тельной исследовательской работы. “акже вводитс€ большое количество упражнений, нацеленных на пробуждение воспри€ти€. ѕримером может быть одна из экскурсий на часто посещаемом маршруте ЂЅухта ѕетрова Ц бухта ѕесчана€ї.

Ёкскурси€ Ђ“ропа ощущенийї

¬озраст детей: от 5 до 10 лет.

ѕрот€женность маршрута: около 2 км. ∆елательно, чтобы маршрут пролегал между двум€ морскими бухтами, но если такой возможности нет, годитс€ любой маршрут, пролегающий по местам с разным типом растительности. √лавное, чтобы конечный и начальный пункты существенно отличались друг от друга. ¬ нашем случае это переход из одной бухты в другую. Ќачало маршрута Ц берег мор€ в бухте ѕетрова, затем Ц по заросшей дороге через прибрежный луг, кустарники, дубовый лес.  онечный пункт Ц берег мор€ в бухте ѕесчана€.

ќборудование: шнур длиной 100Ц150 м, пов€зки на глаза, бумага, карандаши, лупы.

ќт организаторов экскурсии требуетс€ хорошее знание маршрута и предварительна€ подготовка.

’од зан€ти€:

Ђ—лепа€ гусеницаї. √руппе предлагаетс€ пройти маршрут Ђвслепуюї. «р€чей остаетс€ только Ђ√олова гусеницыї, один участник, которого выбирает группа. Ђ√оловаї может знаками передавать группе сведени€ о встречаемых ею преп€тстви€х, но не произносит ни слова. √руппа может договоритьс€ о системе знаков, которые будет подавать Ђголоваї. ”частникам надеваютс€ пов€зки на глаза, и они отправл€ютс€ в путешествие. ћаршрут длиной до 100 м должен проходить так, чтобы дети преодолевали спуск и подъем, можно провести их под нависающим деревом или перейти через неширокий ручей. ќт организаторов требуетс€ особое внимание, чтобы не было травм.

Ђѕланета камнейї. √руппа располагаетс€ на берегу мор€. ¬едущий предлагает каждому выбрать свой камень, внимательно рассмотреть его, затем, закрыв глаза, ощупать. ѕосле этого все камни складываютс€ в общую кучу, и участники с закрытыми глазами выбирают из нее свой камень. ¬едущий обращает внимание на то, что в природе все объекты индивидуальны, имеют свои особенности. «атем ведущий предлагает представить, что камень Ц это планета со своими мор€ми, горами, реками. ѕусть участники еще раз внимательно рассмотр€т свой камень, придумают названи€ географическим объектам. —ледующий этап Ц изготовление карты. Ќа камень накладываетс€ лист тонкой бумаги и штрихуетс€ простым карандашом. “аким образом, на бумаге остаетс€ отпечаток камн€. Ќа карте отмечаютс€ придуманные географические названи€.

ћикротропа Ђћир под ногамиї. ѕройд€ 100Ц150 м по берегу мор€, выходим на прибрежный луг, поросший низкой травой. ¬едущий обращает внимание на невысокую траву и спрашивает детей, кто, по их мнению, обитает на этом лугу. ¬сем участникам кажетс€, что луг необитаем, потому что они редко обращают внимание на мелких животных. ¬едущий предлагает проверить, обитаем ли луг. Ёкскурсантам выдаютс€ лупы, дл€ каждого выдел€етс€ Ђтропинкаї длиной 15Ц20 м и предлагаетс€ проползти этот маршрут, внимательно рассматрива€ все, что встречаетс€ на пути. ѕотом проводитс€ обсуждение результатов. ¬едущий спрашивает, что они встретили на своем пути, что ощущали при этом, изменилось ли их мнение о мелких животных: насекомых, черв€х, пауках Ц после микропохода.

Ђ«вукова€ карта лесаї. ƒойд€ до участка, заросшего кустарником, ведущий проводит следующее упражнение. –аздайте участникам по листочку бумаги и карандашу. –ассадите их на пол€нке на рассто€нии 2Ц3 м друг от друга. ѕредложите им послушать лес и отметить на листе все звуки, которые они услышали за две минуты. ƒл€ большего интереса предложите им отмечать звуки символами, а не словами. ќбсудите результаты: почему не все услышали равное количество звуков? „ем отличаютс€ пон€ти€ Ђслушатьї и Ђслышатьї?

Ђѕаутинаї. Ќаправл€емс€ дальше и входим в дубовый лес. ¬едущий (Ђѕаукї) встает на пол€не. ”частники по очереди подход€т к нему, получают задани€, выполн€ют их и возвращаютс€ к Ђѕаукуї, отчитываютс€ и получают новое задание. ѕримеры заданий Ц найдите: упавшее дерево, что-нибудь старше вас, самое толстое дерево, паутину, дерево ниже вас, желудь, опавший лист, не дуб, гриб и т.д.

Ђ“ропа индейцевї. ƒети часто бо€тс€ леса. „тобы сн€ть этот страх, проводим их Ђ“ропой индейцевї. ѕредупреждаем их, что они не могут разговаривать, пока двигаютс€ по тропе. ¬едущий идет с группой и по очереди оставл€ет экскурсантов на тропе на рассто€нии 30Ц40 м друг от друга. ћы выбираем такой участок, чтобы участники не могли видеть друг друга, но знали, что кто-то находитс€ р€дом. „ерез 5Ц8 минут ведущий собирает их вместе и проводит обсуждение, что они чувствовали, оставшись одни.

Ђ—лепа€ тропаї. ¬ конце маршрута заранее нат€гиваетс€ шнур длиной 100Ц150 м. Ёкскурсантам зав€зывают глаза, и они по очереди вступают на тропу, держась за шнур. Ќа маршруте они должны определить встреченные ими объекты. ѕосле прохождени€ тропы рисуют карту.

» снова Ђ—лепа€ гусеницаї, котора€ неожиданно выводит экскурсантов в новую бухту, совсем непохожую на ту, из которой вышли.

«аповедник оказывает также методическую и информационную помощь в организации работы школьных экологических троп.

Ёкологические тропы в школьном дворе дают поистине неограниченные возможности дл€ организации учебной де€тельности, причем не только на уроках биологии и экологии, но и на других уроках и после них. ќни позвол€ют развивать у детей навыки исследовательской работы без особых организационных усилий. ¬едь всем известно, насколько трудно организовать дальнюю экскурсию, требующую больших затрат времени, а иногда и денег. Ўкольные тропы безопасны, поскольку наход€тс€ р€дом. „тобы выйти на подобную тропу, не нужно, например, переходить автодороги. Ёти экскурсии удобны дл€ работы с детьми всех возрастов. ќчень часто можно слышать, что нет средств дл€ организации школьных троп. Ќа самом деле это не такое уж затратное дело. ≈сли на школьном дворе растет с дес€ток деревьев, то тропу уже можно делать. Ѕолее того, на подобной тропе можно организовать множество коротких экскурсий, благодар€ которым дети получат, вернее, добудут новые знани€.

ѕерва€ школьна€ тропа в нашем районе была организована в Ѕеневской школе, во дворе которой росло пор€дка двадцати деревьев. ѕозднее тропа была дополнена Ђ«аповедной аллеейї, высаженной в рамках ћарафона Ђ«аповедна€ волнаї, и посто€нно дополн€етс€ новыми видами. “ропа оформл€лась силами экологического кружка, организованного учителем биологии Ќ.ћ. ‘ищенко. ѕервоначально был оформлен паспорт тропы: определены с помощью определителей растений виды деревьев и кустарников, оформлены таблички и карта тропы с указанием всех растений. Ќа каждое растение также был оформлен паспорт, в который вошли не только систематика и морфологическое описание, но и описание экологическое, а также данные об использовании растени€ человеком. ѕервые экскурсии, проведенные детьми по тропе, были ознакомительными, но они помогли учащимс€ школы запомнить наиболее распространенные деревь€ нашего леса. ¬ дальнейшем тропа использовалась практически на всех уроках биологии и природоведени€, на которых изучались вопросы морфологии (например, строение стебл€, строение почек), многообрази€ видов, многообрази€ жизненных форм, экологических св€зей.

Ёкскурсии, проводимые на тропе, могут быть очень короткими, когда во врем€ урока дети получают задание, выполн€емое на тропе в течение нескольких минут (например, определить типы ветвлени€ у различных видов деревьев), и достаточно длительными, например, ЂЋесна€ аптекаї, во врем€ которой рассказываетс€ о лекарственных свойствах растений. “ематические экскурсии готов€тс€ реб€тами, занимающимис€ в экологическом кружке, и провод€тс€, как правило, во внеурочное врем€. ѕри проведении зан€тий на тропе широко используютс€ игровые методики, благодар€ которым у детей развиваетс€ интерес к изучению живой природы. “аким образом, тропа способствует не только получению качественных знаний, но и развитию у детей исследовательских навыков, умению работать с литературой.

ќпыт работы показал, что дл€ закладки и организации работы школьных экологических троп не требуетс€ больших средств и каких то особых приспособлений и оборудовани€. „аще всего самые большие расходы идут на возведение забора или какой-то другой ограды, преп€тствующей поеданию высаженных растений домашними животными. ¬се это делает работу на экологической тропе доступной и эффективной. Ѕлагодар€ экскурси€м, проводимым р€дом со школой, у детей развиваетс€ интерес к изучению предметов естественно-научного цикла, улучшаютс€ знани€. “аким образом, школьна€ тропа становитс€ действенным средством экологического образовани€.

¬ заключение хотелось бы сказать еще об одном важном факторе, часто остающемс€ без внимани€, Ц работе гида, ведущего экскурсию.  ак бы хорошо ни была разработана экскурси€, успех ее во многом зависит от личности экскурсовода.

Ёкскурсовод должен хорошо знать маршрут: разнообразие видов, фенологию, рельеф местности, быстро ориентироватьс€ в уровне подготовки группы и ее интересах. ќн должен уметь ответить на любой вопрос и, что немаловажно, быть доброжелательным к любой группе, вышедшей на маршрут. ≈сли эти услови€ соблюдены, успех экскурсии обеспечен.


* ƒанна€ страница содержит информацию из сборника ["“ропа в гармонии с природой". —борник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. ћ.: "–.¬алент", 2007. - 176 с.], подготовленного нашими коллегами из экологического центра "«аповедники", любезно предоставившего нам возможность размещени€ этой чрезвычайно полезной дл€ всех педагогов-экологов информации на нашем сайте.
„итайте также статью педагогов из города —тарый оскол "Ёкологическа€ тропа как средство экологического образовани€ и просвещени€".


—одержание сборника:

¬ведение

√лава 1. Ёкологические тропы Ц от идеи до проекта
1.1. –азнообразие экотроп
1.2.  ритерии выбора маршрута
1.3. –азработка сети экологических маршрутов
1.4. ѕодготовка проекта экотропы

√лава 2. »нформационное содержание экологической тропы
2.1. »нформаци€ непосредственно на экотропе
2.2. »нформационное сопровождение дл€ посетителей экотропы
2.3. ѕредупреждение об ошибках

√лава 3. “ехнологи€ обустройства троп
3.1. ƒорожки, лестницы и площадки
3.2. —тенды и указатели
3.3. ќбустройство экотроп дл€ людей с ограниченными возможност€ми

√лава 4. ¬олонтерска€ помощь на тропах
4.1. ¬олонтеры на экотропах
4.2. ”частие волонтеров в проекте ЂЅольша€ Ѕайкальска€ тропаї

√лава 5. –егулирование допустимой нагрузки на тропу
5.1. ќсновные принципы нормировани€ нагрузок
5.2. ѕримеры определени€ допустимых нагрузок на тропу
5.3. –екреационный мониторинг

√лава 6. ѕравила поведени€ на экологической тропе
6.1. ќбщие подходы к разработке правил
6.2. —пецифические правила дл€ обеспечени€ безопасности
6.3. ѕравила поведени€ €зыком поэзии
6.4. ¬андализм и меры по его предупреждению

√лава 7. –азнообразие тем и методов работы на экотропах
7.1. ћногообразие тематических программ
7.2. “емы и методы работы на экскурсионных маршрутах
7.3. ќпыт проведени€ экологических экскурсий
7.4. Ђ√овор€щиеї обитатели леса
7.5. Ђƒавайте наслаждатьс€ природой вместе с детьмиї

√лава 8. –азработка концепции визит-центра
8.1. „то такое визит-центр дл€ посетителей ќќѕ“?
8.2. „то необходимо учитывать при разработке концепции визит-центра?
8.3. —оздание выставочной концепции визит-центра
8.4. ќпыт создани€ визит-центра в јксу-∆абаглинском заповеднике

Ћитература


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019