јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> Ё ќЋќ√»„≈— »≈ “–ќѕџ

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

√лава 4. ¬олонтерска€ помощь на тропах*

4.1. ¬олонтеры на экотропах

Ќ.Ќ. Ѕуторина

¬олонтерами называют людей, добровольно вз€вших на себ€ некие об€зательства. Ќаши заповедники, национальные и природные парки, заказники практикуют сотрудничество с волонтерами чаще всего в проведении массовых акций по уборке мусора, посадке деревьев, рекультивации кострищ и т.п. –еже волонтерские группы вовлекают в проведение научных наблюдений или работ по благоустройству экологических троп, рекреационных участков. Ёто и пон€тно Ц многие виды де€тельности требуют определенной квалификации. ѕока дл€ –оссии остаетс€ уникальным опыт широкомасштабного и многолетнего волонтерского участи€ в проекте ЂЅольша€ Ѕайкальска€ “ропаї.

ƒанные по волонтерской помощи российским ќќѕ“, имеющиес€ в Ёко÷ентре Ђ«аповедникиї, подтверждают наличие большого числа реальных и потенциальных друзей природных территорий, их готовность оказывать посильную помощь Ђзаповедным островамї.

¬ последнее дес€тилетие активно развиваетс€ общественное движение Ђƒрузь€ заповедных острововї, которое объедин€ет непосредственно волонтерские группы, партнеров-спонсоров, почетных членов  лубов друзей заповедных островов, выполн€ющих личные миссии в поддержку охран€емых природных территорий –оссии. ќднако, дл€ де€тельности Ђзаповедных волонтеровї остаютс€ еще огромные просторы.

–ассмотрим подробнее возможные формы участи€ добровольных помощников в создании и работе экотроп на ќќѕ“.

Ќа начальных этапах разработки концепции и детального проекта экологического маршрута волонтеры могут играть роль катализа торов интересных, нестандартных идей, дополн€€ специалистов проектной организации. ¬ услови€х недостаточного финансировани€ часто сами специалисты по личной инициативе станов€тс€ своего рода волонтерами по разработке проекта экотропы. »звестны случаи, когда авторами оригинальных проектов экомаршрутов становились школьные и студенческие группы (возглавл€емые энтузиастами-руководител€ми). ¬ любом случае, волонтеры, участники процесса проектировани€ экотроп, получают бесценный эколого-просветительский опыт.

Ќа этапе благоустройства и оборудовани€ эко логических маршрутов (укрепление дорожного полотна, изготовление и установка малых архитектурных форм) работы в идеале должны выполн€тьс€ подр€дной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Ќо, как показывает практика, при грамотной организации и даже минимальном материальном обеспечении работ (строительные материалы, рабочий инвентарь и т.п.) волонтеры способны полностью благоустроить эко тропу. — точки зрени€ профессионализма и техники безопасности, принципиально важным €вл€етс€ четкое разделение возможных волонтерских работ на квалифицированные виды де€тельности (работы, требующие умелого владени€ инструментом, оформительские работы, резьба по дереву и др.) и неквалифицированные (они ведутс€ под руководством специалиста). ƒл€ многих волонтеров участие в подобных работах по оборудованию троп Ц способ проведени€ своего личного отпуска. “ак они сочетают активный отдых с общественно-полезным делом Ц своеобразна€ разновидность экологического туризма.

¬олонтеры также могут принимать участие в информационном обеспечении экотропы. —бор необходимых данных по объектам тропы, фото- и видео съемка, составление справочного и попул€рного текстов, дизайн стендов и буклетов, поиск или предоставление своих ресурсных возможностей (оргтехника, транспорт, деловые св€зи и т.п.) Ц далеко не полный список способов, посредством которых волонтеры могут внести свой вклад. «десь главное Ц чувство меры и профессиональный подход к выполнению задачи.

≈сть соблазн переложить на волонтерские плечи очень многое. Ќа наш взгл€д, этично вовлекать волонтеров в ту работу, на которую у вашей организации действительно не хватает собственных ресурсов.

»так, предположим, тропа благоустроена и оформлена, буклеты из даны Ц можно принимать посетителей. ¬олонтерам и здесь найдетс€ работа.

ѕройд€ школу внештатных экскурсоводов, добровольные помощники могут выступать гидами по экологической тропе. ќсобенно это бывает актуально в период пиковых нагрузок (каникулы, праздники), когда сотрудники ќќѕ“ не успевают обслуживать большой поток посетителей. ¬олонтеров с большим творческим потенциалом можно приглашать в рабочую группу по подготовке новых эколого-просветительских программ и тематических праздничных меропри€тий.

ѕрактически всегда актуальным остаетс€ под держание пор€дка на самой тропе. ќп€ть же в идеале, эта работа должна обеспечиватьс€ сот рудниками ќќѕ“. Ќо в жизни Ц волонтерские субботники по уборке мусора, обновление стендов, лавочек, ступеней и тому подобные дела с участием волонтеров Ц лишь краткий список периодически выполн€емых ими работ.

¬ какую еще де€тельность могут быть вовлечены волонтеры на действующей экотропе? Ќа наш взгл€д, и на этом этапе их потенциал огромен. Ќапример, это могут быть:

  • регул€рные наблюдени€ за природными объектами и состо€нием тропы (Ђлетописьї) Ц как основа долговременного комплексно го мониторинга вдоль экологического маршрута;
  • попул€ризаци€ достопримечательностей тропы через творчество Ц фото, видео, картиныЕ –езультат Ц выставки, издани€, фестивали и т.п.;
  • разработка новой экскурсионной тематики, прив€занной к линии маршрута экотропы (в т.ч. народные праздники, учебные и игровые программы);
  • изготовление игрового или экспозиционного реквизита дл€ специализированных программ;
  • и другие творческие дела, через которые волонтеры (они же посетители ќќѕ“) смогут посмотреть на знакомый маршрут новым взгл€дом, внести свой личный вклад в его содержание и развитие.

ƒл€ получени€ положительного результата необходимо, чтобы сотрудники ќќѕ“ удел€ли волонтерским группам достаточно много внимани€ как особо мотивированной целевой аудитории, на которой пересекаютс€ интересы экологического просвещени€ и привлечени€ ресурсов реальной партнерской помощи ќќѕ“.  онечно же, это требует существенных временных затрат на согласование взаимодействи€, подготовку благодарностей, анализ результатов.

ќпыт вовлечени€ волонтеров в эколого-просветительскую де€тельность в национальном парке ЂЋосиный островї позволил нам выделить несколько типовых этапов сотрудничества:

1. ѕредварительные переговоры о предмете волонтерского сотрудничества. ∆елательно заключение ƒоговора (в устной или письменной форме).

2. ќбеспечение фронта работ Ц самый ответственный этап. ƒаже от небольших мелочей зависит успех общего дела. ѕодготовка исходных материалов, необходимых инструментов, согласование времени и объема работ Ц вот неброские, но очень важные слагаемые успеха.

3. —обственно волонтерска€ помощь. ∆елательно Ц в присутствии сотрудника ќќѕ“, координирующего волонтерский энтузиазм и потребности территории.

4. Ѕлагодарность волонтерам должна быть выражена об€зательно. ∆елательно сразу по окончании работ или же на специальных меропри€ти€х. ‘ормы благодарностей волонтерам от ќќѕ“ могут быть разнообразны: от дипломов, сувениров и дружеского чаепити€ до присвоени€ почетных званий.

5. јнализ работ и обсуждение дальнейших планов. Ёто крайне не обходимый этап, позвол€ющий совершенствовать и повышать эффективность взаимодействи€.

¬озможно, кому-то сотрудничество с волонтерами покажетс€ слишком хлопотным делом. Ќо Ђигра стоит свечї: работа с волонтерами, в частности по экотропам, способствует, прежде всего, экопросвещению самих волонтеров и €вл€етс€ позитивным примером социальной природоохранной активности дл€ других людей. ѕри этом экологическа€ тропа становитс€:

  • объектом общественной заботы;
  • местом диалога между посетител€ми и сотрудниками ќќѕ“;
  • ресурсом дл€ многих других экопросветительских меропри€тий (например, школьный мониторинг, тематические акции, выставки, праздничные программы и т.п.).

* ƒанна€ страница содержит информацию из сборника ["“ропа в гармонии с природой". —борник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. ћ.: "–.¬алент", 2007. - 176 с.], подготовленного нашими коллегами из экологического центра "«аповедники", любезно предоставившего нам возможность размещени€ этой чрезвычайно полезной дл€ всех педагогов-экологов информации на нашем сайте.
„итайте также статью педагогов из города —тарый оскол "Ёкологическа€ тропа как средство экологического образовани€ и просвещени€".


—одержание сборника:

¬ведение

√лава 1. Ёкологические тропы Ц от идеи до проекта
1.1. –азнообразие экотроп
1.2.  ритерии выбора маршрута
1.3. –азработка сети экологических маршрутов
1.4. ѕодготовка проекта экотропы

√лава 2. »нформационное содержание экологической тропы
2.1. »нформаци€ непосредственно на экотропе
2.2. »нформационное сопровождение дл€ посетителей экотропы
2.3. ѕредупреждение об ошибках

√лава 3. “ехнологи€ обустройства троп
3.1. ƒорожки, лестницы и площадки
3.2. —тенды и указатели
3.3. ќбустройство экотроп дл€ людей с ограниченными возможност€ми

√лава 4. ¬олонтерска€ помощь на тропах
4.1. ¬олонтеры на экотропах
4.2. ”частие волонтеров в проекте ЂЅольша€ Ѕайкальска€ тропаї

√лава 5. –егулирование допустимой нагрузки на тропу
5.1. ќсновные принципы нормировани€ нагрузок
5.2. ѕримеры определени€ допустимых нагрузок на тропу
5.3. –екреационный мониторинг

√лава 6. ѕравила поведени€ на экологической тропе
6.1. ќбщие подходы к разработке правил
6.2. —пецифические правила дл€ обеспечени€ безопасности
6.3. ѕравила поведени€ €зыком поэзии
6.4. ¬андализм и меры по его предупреждению

√лава 7. –азнообразие тем и методов работы на экотропах
7.1. ћногообразие тематических программ
7.2. “емы и методы работы на экскурсионных маршрутах
7.3. ќпыт проведени€ экологических экскурсий
7.4. Ђ√овор€щиеї обитатели леса
7.5. Ђƒавайте наслаждатьс€ природой вместе с детьмиї

√лава 8. –азработка концепции визит-центра
8.1. „то такое визит-центр дл€ посетителей ќќѕ“?
8.2. „то необходимо учитывать при разработке концепции визит-центра?
8.3. —оздание выставочной концепции визит-центра
8.4. ќпыт создани€ визит-центра в јксу-∆абаглинском заповеднике

Ћитература


ѕрактикумы —еминары ¬ебинары »сследовательска€ работа Ёкспедиции и лагер€ Ёкотропы Ёкологические игры ѕубликации


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019