јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ћ≈“ќƒ»„≈— »≈ ћј“≈–»јЋџ >>> ћ≈“ќƒ»„≈— »≈ ѕќ—ќЅ»я ѕќ ѕ–ќ≈ “Ќќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“»

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp http://baltprofile.ru/produktsiya/ строительство дома из лстк. ] : ml об : { lf }


ѕособи€ ‘ильмы ќпределители:  арманные Ќагл€дные  омпьютерные ћобильные “аблицы Ёнциклопедии ѕрезентаци€

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ќѕ»—јЌ»≈ ƒ»— ј
"Ёкологические исследовани€ школьников в природе"
(65 методических пособий по полевой экологии - дл€ учителей, педагогов дополнительного образовани€ и учащихс€, занимающихс€ исследовательской работой в природе)

ќбложка диска с 65 методическими пособи€ми ƒиск с 65 пособи€ми

Ќа диск записано 65 пособий, содержащих методики организации и проведени€ полевых исследований школьников, которые могут быть использованы на экологических практикумах, в походах, экспедици€х и лагер€х.

Ќа диске пособи€ разделены по шести тематикам: ландшафтоведение, ботаника, зоологи€, водна€ экологи€, мониторинг, а также пособи€ по общим вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе.

Ѕольша€ часть пособий (а именно 40 пособий, в списке ниже их номера слева от картинки выделены синим цветом) €вл€ютс€ руководствами к учебным фильмам (приобрести их можно также в комплекте с фильмами), а друга€ часть (25 пособий) - содержат описание комплексных программ и исследовательских проектов, а также освещают общие вопросы организации исследовательской де€тельности школьников в природе (номера этих пособий слева от картинки выделены красным цветом, их также можно приобрести на отдельном диске).

ѕособи€ записаны на диск в виде файлов в формате электронной книги (*.pdf). ƒанный формат пригоден дл€ использовани€ как на –—, так и на ћас, тексты можно читать с монитора компьютера, а также распечатать на принтере. ѕри отсутствии на ¬ашем компьютере программы просмотра файлов данного типа можно воспользоватьс€  программой Acrobat Reader, дистрибутив которой записан на диск.

 упить методические пособи€
 упить методические пособи€ по исследовательской работе на CD-диске в некоммерческом интернет-магазине Ёкосистема

ћетодические пособи€ и учебные фильмы по исследовательской работе школьников выпущены также в виде приложени€ "ћетодики изучени€ природы" дл€ смартфонов и планшетов iPhone и iPad от Apple

ѕриложение можно установить из AppStore

«агрузить приложение ћетодики изучени€ природы дл€ iPhone и iPad от Apple из AppStore / iTunes


—писок методических пособий, записанных на диск (по тематикам)
(картинки и названи€ пособий €вл€ютс€ гиперссылками, кликнув на которые ¬ы попадете на страницу, посв€щенную данному пособию)

Ћандшафтоведение (географи€):

01 —портивное ориентирование в лесу. ¬ данном методическом пособии приводитс€ техника организации вводного учебного зан€ти€ в форме спортивной игры с элементами картографии, ориентировани€ на местности и ботаники. ќписана процедура обучени€ учащихс€ простейшим навыкам работы с компасом и картой Ц определение сторон света, измерение азимутов, ориентирование и Ђчтениеї карты, а также процедура заложени€ трассы спортивного ориентировани€ и проведени€ соревновани€ на этой трассе. ѕо данной теме сн€т также учебно-методический фильм.
02 √лазомерна€ съемка местности. ¬ данном методическом пособии описана процедура простейшей горизонтальной съемки местности Ц глазомерной, с целью составлени€ крупномасштабной карты или плана территории. ¬о вводной части зан€ти€ учащимс€ напоминают технику измерени€ углов (азимутов) и рассто€ний на местности (шагами), усвоенные на предыдущих зан€ти€х. ќписаны различные способы съемки местности Ц составление Ђабрисаї, способ Ђобходаї, Ђпол€рныйї способ, способ Ђзасечекї и способ Ђперпендикул€ровї. ѕо данной теме сн€т также учебно-методический фильм.
03 ќписание и анализ геологического обнажени€. ¬ данном пособии приводитс€ методика описани€ и анализа геологического обнажени€ на примере аллювиального отложени€ в долине реки или ручь€. ќбсуждаетс€, в частности, технологи€ выбора места исследовани€, методика подготовки разреза дл€ описани€, техника описани€ обнажени€ в целом и его отдельных горизонтов по 12 параметрам. ѕриводитс€ также обща€ схема истолковани€ полученных данных, с попыткой описать историю возникновени€ данного участка суши. ѕо данной теме сн€т также учебно-методический фильм.
04 »зучение горных пород и минералов своей местности. ƒанное методическое пособие содержит описание способов сбора образцов минералов и горных пород своей местности, а также краткий вводный курс минералогии, который поможет неспециалисту научитьс€ определ€ть горные породы и слагающие их минералы. ¬ пособии также даны описани€ и краткие характеристики классов горных пород, рекомендации по оформлению коллекции минералов и горных пород, а также определители минералов и горных пород по внешним признакам. ѕо данной теме сн€т также учебно-методический фильм.
05 ѕрограмма организации и проведени€ геоморфологических исследований. ƒанное пособие представл€ет собой программу изучени€ и описани€ рельефа, как одного из важнейших компонентов ландшафта при проведении комплексных экологических исследований. ¬ пособии приводитс€ программа организации геоморфологических исследований, план и основные правила ведени€ полевой работы, первичной обработки материала и оформлени€ результатов проведенного исследовани€.
06 ѕостроение профил€ склона речной долины. ¬ данном методическом пособии приводитс€ методика построени€ простейшего геоморфологического профил€ долины небольшой реки или ручь€ с помощью школьного нивелира. –абота включает изготовление нивелира, выбор участка долины дл€ вертикальной съемки, собственно нивелирную съемку и оформление результатов. »тогом работы €вл€етс€ профиль рельефа, на который на последующих зан€ти€х будут наноситс€ остальные компоненты ландшафта. ѕо данной теме сн€т также учебно-методический фильм.
07 ѕодготовка и описание почвенного разреза. ¬ данном методическом пособии приводитс€ методика заложени€ почвенного разреза и его описани€ по морфологическим признакам. –ассматриваетс€ технологи€ описани€ строени€ почвы (генетических горизонтов), мощности почвы и отдельных ее горизонтов, окраски, влажности, механического состава, структуры, сложени€, новообразований и включений. ѕриводитс€ также схема вы€влени€ функциональных зон почвы, помогающа€ в классификации и определении типа описанной почвы. ѕо данной теме сн€т также учебно-методический фильм.
08 —оставление почвенной карты (методы почвенного картографировани€). ƒанное пособие включает в себ€ описание процедур почвенной съемки дл€ целей крупно-, средне- и мелкомасштабного картировани€: определение категории местности, способы размещени€ почвенных разрезов, этапы составлени€ почвенных карт. ќсновное внимание уделено методике составлени€ детальных и крупномасштабных карт, как основы при выполнении комплексных экологических исследований.
09 »зучение снегового покрова на профиле. ¬ данном методическом пособии рассматриваютс€ важнейшие функции и свойства снегового покрова и приводитс€ методика его изучени€ на примере снегомерной съемки по линии ландшафтного профил€. –абота включает в себ€ выбор точек съемки, заложение снегового шурфа, вы€вление слоев по внешним признакам, их измерени€ и описани€. »тогом работы €вл€етс€ нанесение на профиль основных свойств снегоаого покрова и анализ их св€зи с рельефом и растительностью по линии профил€. ѕо данной теме сн€т также учебно-методический фильм.
10  омплексные исследовани€ на ландшафтном профиле. ¬ данном методическом пособии продолжаетс€ изучение компонентов ландшафта Ц растительности и почв, на линии комплексного ландшафтного профил€, заложенного на одном из предыдущих зан€тий по склону долины небольшой реки или ручь€. »зложена методика стандартного геоботанического описани€ растительности и общие правила заложени€ почвенного разреза. ÷елью зан€ти€ €вл€етс€ описание растительности и почв и вы€вление их взаимосв€зи. ѕо данной теме сн€т также учебно-методический фильм.
11 ћетоды метеорологических наблюдений. ¬ данном методическом пособии привод€тс€ основные правила организации метеорологических наблюдений: начина€ с организации школьной метеоплощадки и конча€ определением метеопоказателей основных сред: воздуха, почвы, облачности, осадков. ѕривод€тс€ также правила организации наблюдений за атмосферными €влени€ми, состо€нием погоды, ее местными признаками и предсказанием.

Ѕотаника:

12 »зучение видового состава и численности грибов. ¬ данном методическом пособии приводитс€ методика организации исследовани€ видового состава и численности грибов в различных биотопах окрестностей школы или экологического центра силами нескольких групп учащихс€. »зложена техника маршрутного учета численности грибов, способы организации полевой работы и лабораторной обработки собранного материала, включа€ определение, расчет запаса грибов, а также классификаци€ грибов по пищевой ценности и €довитости. ѕо данной теме сн€т также учебно-методический фильм.
13 ћетодика описаний лишайниковых сообществ. ¬ данном методическом пособии изложены три темы самосто€тельных исследований по изучению лихенофлоры: составление флоры (списка видов) лишайников окрестностей стационара, изучение пространственного распределени€ видов (по биотопам, субстратам и древесным породам) и описание сообществ лишайников по их четырем экологическим группам. ƒл€ последней темы приведены способы описани€ сообществ лишайников и основных типов их местообитаний.
14 —оставление учебного гербари€. ƒанное пособие включает в себ€ описание правил сбора гербариев трав€нистых растений, оборудовани€ и техники работы с ним, правил выбора растений дл€ гербари€, процедуры сбора, высушивани€, монтировани€ и хранени€ гербариев, в том числе и отдельных сложных групп растений. ѕривод€тс€ данные по технике объемной сушки, составлению коллекций плодов и сем€н, грибов, мхов и лишайников. ќписываетс€ процедура определени€ растений по определител€м. ѕо данной теме сн€т также учебно-методический фильм.
15 ќписание флоры своей местности. ƒанное методическое пособие излагает ход выполнени€ простой, но трудоемкой и скурпулезной работы по составлению флоры своей местности, т.е. списка видов произрастающих на ней растений. ќписана обща€ схема организации работы, включа€ выбор маршрутов обследовани€ местности, поиск, описание и сбор растений дл€ гербари€, а также определение растений и составление отчета. »тогом работы €вл€етс€ список видов растений по основным биотопам окружающей местности. ѕо данной теме сн€т также учебно-методический фильм.
16 ¬ведение в морфологию высших растений (пособие дл€ начинающих работать с определителем растений). ƒанное пособие представл€ет собой краткий обзор всех основных морфологических особенностей растений, значимых при их определении и работе с определителем: вегетативных органов (корн€, побега, стебл€, листа) и генеративных органов (цветка, цветорасположени€, плода, семени) цветковых растений. ѕривод€тс€ также основные морфологические части плауновидных, хвощевидных, папоротниковидных и голосеменных растений . ѕособие может быть использовано в качестве подспорь€ при работе с определителем.
17  артографирование лесных фитоценозов. ¬ данном пособии рассказано о двух методических приемах картировани€ растительности Ц сплошного картировани€ (лесного квартала) и картировани€ трансекты (узкой полосы). ќписаны основные этапы работы: рекогносцировочное обследование, выделение растительных сообществ, их описание и нанесение на карту методом глазомерной съемки, построение легенды с элементами классификации растительности, оформление карты, анализ пространственного распределени€ сообществ. ѕо данной теме сн€т также учебно-методический фильм.
18 »зучение вертикальной структуры леса. ƒанное пособие включает в себ€ простейшую методику по€русного изучени€ растительного сообщества леса, которое включает в себ€ описание основных характеристик растительных пологов: видового состава и соотношени€ видов в сообществе по их относительной численности, дл€ древесного и кустарникового €русов - диаметра стволов, высоты и возраста. ѕривод€тс€ различные способы измерени€ этих показателей, а также способы нагл€дного отображени€ результатов проведенного описани€. ѕо данной теме сн€т также учебно-методический фильм.
19 «еленые растени€ под снегом. ¬ данном методическом пособии рассказано об услови€х зимовки растений, о различных адаптаци€х растений к зиме, о разнице между вечнозелеными и зимне-зелеными растени€ми. ћетодическа€ часть посв€щена изучению зеленых растений под снегом и включает методику выбора и заложени€ площадок, методику описани€ растительного покрова и подготовки отчета. »тогом работы €вл€етс€ анализ видового состава зимующих под снегом зеленых растений в различных биотопах. ѕо данной теме сн€т также учебно-методический фильм.
20 »зучение экологии первоцветов. ¬ данном методическом пособии речь идет об изучении раннецветущих растений Ц первоцветов, распространенных в зоне умеренного климата и цветущих сразу после схода снега. ѕривод€тс€ важнейшие биологические особенности этих растений, методика заложени€ площадок дл€ геоботанических описаний, методика оценки их распределени€ и численности на изучаемой территории, а также способы фиксации данных наблюдений и оформлени€ результатов работы. ѕо данной теме сн€т также учебно-методический фильм.
21 ‘енологи€ цветени€ растений. ¬ данном методическом пособии приведен план организации исследовани€ пространственной динамики (изменчивости) видового состава цветущих растений в различных биотопах вокруг школы или экологического центра. ќписаны основные этапы работы: составление плана обследовани€ местности, поиск цветущих растений, определение фенологической фазы цветени€, составление списков и анализ биотопических различий видового состава и сроков цветени€. ѕо данной теме сн€т также учебно-методический фильм.
22  омплексные геоботанические исследовани€ фитоценозов. ƒанное пособие содержит методику проведени€ комплексного геоботанического исследовани€ фитоценоза, включа€ составление флоры, заложение пробных площадок и проведение геоботанических описаний. ќсобое внимание уделено тонкост€м выделени€ ассоциаций, вертикальной и горизонтальной структуры фитоценозов, а также методам учета обили€. ¬ заключительной части пособи€ привод€тс€ примерные варианты использовани€ данной методики при проведении самосто€тельных исследований школьников на полевом практикуме.
23 ќценка жизненного состо€ни€ хвойного подроста. ƒанное пособие посв€щено изучению успешности произрастани€ подроста хвойных деревьев в различных лесных сообществах. ѕривод€тс€ правила выбора биотопов дл€ проведени€ исследований, выбор групп пробных деревьев, техника измерений высоты и возраста деревьев, методика первичной обработки результатов измерений и построени€ графиков зависимости их высоты от возраста, отражающих успешность произрастани€ и жизненное состо€ние подроста. ѕо данной теме сн€т также учебно-методический фильм.
24 »зучение динамики роста деревьев по годичным кольцам. ƒанное пособие включает в себ€ простейшую методику подготовки спила ствола дерева с последующим подсчетом и измерением ширины годичных колец (годовых приростов) с целью составлени€ графика динамики роста дерева по годам и его анализа в св€зи с изменени€ми внешних факторов. ÷елью работы €вл€етс€ также проведение сравнительного анализа динамики роста различных деревьев с попыткой вы€влени€ общих закономерностей их развити€. ѕо данной теме сн€т также учебно-методический фильм.

«оологи€:

25 »зучение лесных беспозвоночных (часть 1: подстилка и древесина). ƒанное пособие включает в себ€ описание общих правил проведени€ сборов и учетов численности беспозвоночных животных, а также приборов и оборудовани€ дл€ энтомологических исследований. ѕриводитс€ общий план организации учебного зан€ти€ и методики сбора и учета беспозвоночных в лесной подстилке и на древесине: ручной разбор, использование биоценометра, лов на приманку, ловчими цилиндрами и канавками, способы выгонки беспозвоночных из субстрата и т.д. ѕо данной теме сн€т также учебно-методический фильм.
26 »зучение лесных беспозвоночных (часть 2: трава, кроны, летающие). ƒанное пособие включает в себ€ описание общих правил проведени€ энтомологических исследований, общей структуры учебного зан€ти€, а также описание методик изучени€ беспозвоночных, обитающих в доступных в летний период средах: в траве, в кронах деревьев и кустарников, а также летающих беспозвоночных. ƒл€ каждой группы описаны методики учета численности и оценки плотности населени€, а также способы привлечени€ и отлова. ѕо данной теме сн€т также учебно-методический фильм.
27 »зучение видового состава и численности амфибий. ¬ данном пособии приведена методика организации исследовани€ численности и возрастной структуры попул€ций амфибий в весенне-летний период. ќписана схема выбора местообитаний дл€ исследовани€, техника проведени€ маршрутного учета л€гушек, техника простейших измерений и анализа возрастной структуры попул€ций л€гушек на основе их размерных классов. ѕредложена схема анализа плотности населени€ разных возрастных групп л€гушек в различных биотопах. ѕо данной теме сн€т также учебно-методический фильм.
28 "ѕоможем птицам !" (изготовление кормушек и гнездовий). ¬ данном методическом пособии описаны две практические природоохранные работы (проекта) по привлечению птиц в окрестности школы или экологического центра: подкормка зимующих птиц и изготовление и развеска искусственных гнездовий. –ассказано о простейших конструкци€х кормушек и составе кормов дл€ подкормки. ѕриведены размеры и технологи€ самосто€тельного изготовлени€ искусственных гнездовий дл€ разных видов птиц, а также общие правила их развески. ѕо данной теме сн€т также учебно-методический фильм.
29 »зучение видового состава и численности птиц методом маршрутного учета. ¬ данном методическом пособии излагаетс€ упрощенна€ методика проведени€ маршрутного учета численности птиц, включающа€ выбор биотопа дл€ проведени€ учета, заложение маршрута, технику проведени€ учета и форму ведени€ записей в полевом дневнике, необходимый объем учетных работ, а также процедуру расчета плотности населени€ птиц (в особ€х на 1 квадратный километр) по результатам проведенного учета. ѕо данной теме сн€т также учебно-методический фильм.
30 »зучение численности (плотности населени€) птиц различными методами. ƒанное пособие содержит описание трех методик количественного учета птиц: а) маршрутного учета, б) учета на точках, в) учета на посто€нной площадке. —утью работы €вл€етс€ одновременное и на единой территории проведение учетов этими трем€ методиками с последующим сравнением результатов. ќписываетс€ обща€ схема организации исследовани€, включа€ подготовку к учетам (заложение маршрутов и площадок), технику проведени€ учетов, ведени€ записей и обработки материалов. ѕо данной теме сн€т также учебно-методический фильм.
31 »зучение суточной активности пени€ птиц. ƒанное пособие посв€щено описанию простейшей методики учета птиц по голосам самцов. —утью задани€ €вл€етс€ регул€рное (через каждые 2-3 часа в течение всего светлого времени суток) проведение учета на посто€нном маршруте с регистрацией всех поющих самцов и последующим расчетом суточной динамики их голосовой активности. ѕриводитс€ обща€ схема построени€ исследовани€, включа€ выбор и заложение маршрута дл€ учета, технику учета птиц и способы оформлени€ результатов. ѕо данной теме сн€т также учебно-методический фильм.
32 »зучение гнездовой жизни птиц. ¬ данном методическом пособии рассказано о методах организации наблюдений за гнездовой жизнью птиц на примере дуплогнездников - птиц, сел€щихс€ в искусственных гнездовь€х. ѕривод€тс€ общие правила организации наблюдений за гнездами, техника регистраций основных поведенческих актов, объем и продолжительность наблюдений. ќбсуждаютс€ наблюдени€ за такими этапами гнездовой жизни, как: гнездостроение, откладка и обогревание €иц, вылупление птенцов, родительска€ забота, выкармливание птенцов. ѕо данной теме сн€т также учебно-методический фильм.
33 »зучение территориального поведени€ синичьих стай. ¬ данном пособии приведена простейша€ методика наблюдений за территориальным поведением птиц, вход€щих в синичьи стаи во внегнездовой период года (осенью и зимой). —утью методики €вл€етс€ слежение за перемещением стайки по лесу, с нанесением на карту маршрута ее движени€ и скорости перемещени€. Ќа основании этих данных определ€етс€ Ђкормова€ территори€ї стаи. ћетодика применима в лесной зоне где обитает хот€ бы один вид из тех, что образуют синичьи стаи. ѕо данной теме сн€т также учебно-методический фильм.
34 »зучение кормового поведени€ видов птиц смешанных синичьих стай. ¬ данном методическом пособии приведена методика наблюдений за кормовым поведением птиц в смешанных синичьих ста€х. «адачей исследовани€ €вл€етс€ определение и учет всех мест сбора корма птицами в лесу и определение пространственных Ђкормопоисковыхї (feeding) экологических ниш разных видов птиц.
35 ѕрограмма организации и проведени€ зимних учетов птиц –оссии. ƒанное пособие €вл€етс€ обращением к юным орнитологам и любител€м природы, желающим прин€ть участие в действующей на территории –оссии и стран —Ќ√ с 1985 года широкомасштабной научно-исследовательской программе зимних учетов птиц. ѕособие включает в себ€ описание истории создани€ программы, основ организации учетных работ, а также методику проведени€ количественных учетов птиц, обработки и оформлени€ результатов.
36 »сследовательский проект "‘енологи€ птиц". ƒанное пособие €вл€етс€ обращением к юным орнитологам и любител€м природы прин€ть участие в действующей на территории –оссии и стран —Ќ√ с 1992 года широкомасштабной научно-исследовательской программе фенологических наблюдений за птицами. ѕособие включает в себ€ описание программы организации наблюдений за птицами по нескольким направлени€м (разделам), пор€док сбора, первичной обработки и оформлени€ результатов наблюдений.
37 «имний маршрутный учет численности млекопитающих. ¬ данном методическом пособии приведена стандартна€ методика маршрутного учета средних и крупных млекопитающих (от горноста€ до лос€) по следам в зимний период, примен€ема€ в системе учета охотничьих животных в лесной зоне –оссии. ћетодическое пособие включает в себ€ описание методики выбора учетных маршрутов, техники проведени€ маршрутного учета и обработки результатов с расчетом численности животных на единицу площади. ѕо данной теме сн€т также учебно-методический фильм.
38 »зучение экологии млекопитающих по следам. ¬ данном методическом пособии приведена методика троплени€ животных по следам на снегу. ƒанна€ методика используетс€ дл€ изучени€ экологии и поведени€ млекопитающих: размеров участка их обитани€, биотопического и стациального распределени€, кормовой базы, особенностей поведени€ при кормежке и т.д. ѕривод€тс€ некоторые приемы определени€ свежести следа и направлени€ хода животных, правила троплени€ и регистрации результатов. ѕо данной теме сн€т также учебно-методический фильм.
39 »зучение следов жизнеде€тельности позвоночных животных. ¬ данном пособии описаны четыре темы самосто€тельных исследовательских (проектных) работ, основанных на изучении следов жизнеде€тельности животных в природе:   составление списка видов животных по следам их жизнеде€тельности, количественный учет кузниц д€тлов и беличьих столовых, учет кротовин и составление коллекции птичьих гнезд .
40 ћетоды учета численности мелких млекопитающих. ¬ данном пособии описаны методики отлова и учета мелких млекопитающих в природных (естественных) биотопах, а также способы подсчета относительной или абсолютной численности животных. ќписываютс€ признаки, по которым можно судить о гр€дущем повышении или понижении численности грызунов. ¬о второй части пособи€ даютс€ возможные варианты тем самосто€тельной исследовательской работы школьников с использованием некоторых простейших методик, изложенных в первой части.
41 ћетоды этологических наблюдений за млекопитающими в неволе. ¬ данном пособии в сжатой форме изложены основные принципы и методы, которые позволили бы продумать, спланировать и осуществить наблюдени€ за поведением животных в неволе. ƒанное пособие написано на основании многолетнего опыта студенческих и юннатских работ по этологии и относитс€, в основном, к млекопитающим, однако основные принципы наблюдени€ могут быть использованы и при работе с другими группами животных.

¬одна€ экологи€:

42 ћетоды гидрологических исследований: проведение измерений и описание рек. ƒанное пособие включает в себ€ методики определени€ основных гидрографических характеристик реки, полевых гидрометрических исследований (определени€ ширины, промеров глубин, измерени€ скоростей течени€, температуры, прозрачности), полевых гидрографических работ (план русла, профиль реки, годограф скоростей), вычислени€ стандартных гидрологических показателей (водного сечени€, средней скорости течени€, расхода воды), изучени€ водного режима реки.
43 ћетоды гидрологических исследований: проведение измерений и описание озер. ƒанное пособие включает в себ€ описание методических приемов по сбору морфометрических и морфологических данных об озерах, данных об их уровенном, термиче-ском и ледовом режимах, которые могут быть использованы в качестве основы при составлении комплексной экологической характеристики и паспорта водоема. ќсновной акцент сделан на использование "географического подхода" в описании водоема.
44 —равнительные комплексные описани€ малых рек и ручьев. ¬ данном методическом пособии приводитс€ схема проведени€ рекогносцировочного обследовани€ малой реки или ручь€, включающа€ в себ€ описание как гидрологических, так и физико-химических и биологических характеристик водоемов. ƒл€ облегчени€ регистрации данных предложена проста€ форма записи результатов описани€ (бланк), включающа€ все общие данные о водоеме, которые могут быть получены без использовани€ специальных приборов, инструментов и оборудовани€. ѕо данной теме сн€т также учебно-методический фильм.
45 »зучение физико-химических свойств природных вод. ¬ данном методическом пособии привод€тс€ основные правила отбора проб воды из естественных водоемов и искусственных источников, а также правила отбора проб снега. ќписываетс€ техника определени€ основных физических показателей воды: температуры, прозрачности, цвета, запаха и общего содержани€ взвесей и растворенных веществ. »з химических анализов рассматриваютс€ процедуры определени€: нитратов, сульфатов, железа, хлоридов, гидрокарбонатов и фенолов, кислотности и содержани€ кислорода. ѕо данной теме сн€т также учебно-методический фильм.
46 —равнительное изучение макрозообентоса окрестных водоемов. ¬ данном пособии речь идет об изучении беспозвоночных, обитающих на дне водоемов Ц макрозообентоса. ѕриводитс€ общий план организации исследовани€, включа€ выбор точек дл€ обследовани€, технику отбора проб, сопутствующие описани€ водоемов, сортировку и определение проб.
47 »зучение водных беспозвоночных реки и оценка ее экологического состо€ни€. ¬ данном пособии речь идет об изучении беспозвоночных, обитающих на дне водоемов Ц макрозообентоса. ѕриводитс€ общий план организации исследовани€, включа€ выбор точек дл€ обследовани€, технику отбора проб, сопутствующие описани€ водоемов, сортировку и определение проб. ќтдельной частью лабораторной работы €вл€етс€ определение Ђбиотического индексаї водоема, т.е. определение его экологического состо€ни€ по видовому составу пойманных беспозвоночных. ѕо данной теме сн€т также учебно-методический фильм.
48 »зучение планктона в прибрежной части водоема. ƒанное методическое пособие включает в себ€ описание методик проведени€ исследований мезо- и микрозоопланктона пресноводных водоемов, включа€ общую схему и технику отбора проб с помощью планктонной сети, консервации и этикетировани€ проб, их качественного и количественного анализа проб. ѕривод€тс€ также возможные варианты использовани€ методик изучени€ зоопланктона в учебно-исследовательской де€тельности школьников. ѕо данной теме сн€т также учебно-методический фильм.
49 ћетодика изучени€ перифитона и оценки сапробности водоемов. ƒанное методическое пособие посв€щено описанию методики изучени€ обрастаний (перифитона), включа€ выбор мест отбора и технику отбора и обработки проб. ѕриводитс€ также методика расчета сапробности воды по индикаторным организмам обрастаний, в том числе - таблицы индикаторных видов с данными их сапробной валентности (таблицы —Ё¬).
50 ‘ауна временных водоемов. ƒанное пособие посв€щено описанию методики изучени€ временных водоемов Ц луж, образующихс€ весной после та€ни€ снега или разлива рек. ѕредлагаетс€ проанализировать видовой состав животных, обитающих в различных по происхождению типах временных водоемов, расположенных на различном удалении от посто€нного водоема. ѕриводитс€ общий план построени€ исследовани€, техника сбора проб (лова животных), обработки оформлени€ материала. ѕо данной теме сн€т также учебно-методический фильм.

ћониторинг и биоиндикаци€:

51 ѕрограмма комплексного исследовани€ загр€знений наземных экосистем (введение в проблему мониторинга природной среды). ƒанное пособие €вл€етс€ первым в серии, посв€щенной проблеме изучени€ загр€знений природной среды и представл€ет собой попытку изложить принципиальные подходы к проблеме организации мониторинга окружающей среды на местом уровне. ќно включает в себ€ описание основных принципов организации системы мониторинга загр€знений - интегральности, многосредности, системности, многокомпонентности. ѕособие можно рассматривать только как введение в обширную и одну из наиболее сложных в экологии проблем мониторинга окружающей среды.
52 ќценка загр€знени€ методом лихеноиндикации. ¬ данном методическом пособии привод€тс€ основные правила организации лихеноиндикационных исследований и некоторые простейшие методики использовани€ лишайников дл€ оценки интегрального воздействи€ неблагопри€тных факторов среды на экосистему. ќсновное внимание уделено методикам количественной оценки лихенофлоры в биологическом мониторинге на основе использовани€ классов полеотолерантности и лихеноиндикационных индексов. ѕо данной теме сн€т также учебно-методический фильм.
53 ќценка жизненного состо€ни€ леса по сосне. ¬ данном методическом пособии в приводитс€ методика оценки экологического состо€ни€ лесов на основе анализа морфологического состо€ни€ деревьев сосны обыкновенной (Pinus sylvestris L.). ¬ качестве интегральных показателей используютс€: степень дефолиации крон, пожелтение хвои, количество шишек и прирост побегов. ѕриводитс€ методика заложени€ посто€нных пробных площадок дл€ наблюдений, техника полевых описаний и интерпретации результатов. ѕо данной теме сн€т также учебно-методический фильм.
54 ќценка экологического состо€ни€ лугов. ¬ данном пособии приводитс€ методика биоиндикации луговых сообществ по видовому составу и численности трав€нистых растений. — их помощью можно определить такие характеристики физических условий луга увлажнение, динамика увлажнени€, богатство и засоление почв, пастбищна€ дигресси€ и аллювиальный режим. ѕривод€тс€ сравнительные экологические свойства основных видов трав€нистых растений средней полосы –оссии, а также техника расчетов экологических характеристик лугов методом Ђэкологической ординацииї. ѕо данной теме сн€т также учебно-методический фильм.
55 ќценка экологического состо€ни€ лесов по асимметрии листьев. ¬ данном пособии приведена методика оценки экологического состо€ни€ местности, в частности лесов, по интегральным характеристикам асимметрии листьев деревьев. ¬ основу методики положена теори€ о том, что различие между левой и правой половинами листа коррелирует со степенью общей нарушенности окружающей среды. ѕриводитс€ общий план организации исследовани€, включа€ схему размещени€ площадок, технику отбора проб, проведени€ измерений листьев на примере березы и расчета асимметрии. ѕо данной теме сн€т также учебно-методический фильм.
56  омплексна€ оценка антропогенной нагрузки на местность. ¬ данном методическом пособии приводитс€ методика количественной оценки антропогенных воздействий на местность, разработанна€ на основе объединени€ Ђчастныхї методик описани€ нарушений основных составл€ющих ландшафта - рельефа, растительности, почв. ћетодической основой данного исследовани€ €вл€етс€ маршрутный учет, во врем€ которого различными способами учитываютс€ антропогенные воздействи€ различного типа. ѕо данной теме сн€т также учебно-методический фильм.

 омплексные программы и общие вопросы организации полевых работ:

57 ѕрограмма проведени€ комплексного экологического обследовани€ территории. ƒанное пособие включает в себ€ краткий перечень работ и оборудовани€ дл€ проведени€ комплексного рекогносцировочного обследовани€ территории по направлени€м: топографи€ и картографи€, геологи€, почвоведение, флористика, геоботаника, лесоведение, зоологи€, гидробиологи€ и охрана природы. ѕрограмма может быть использована при проведении учебно-исследовательских меропри€тий с детьми - слетов, экологических лагерей, полевых практикумов.
58 ѕрограмма организации и ведени€ фенологических наблюдений. ƒанное пособие содержит программу по организации работ и проведению комплексных фенологических наблюдений, включающих регистрацию гидрометеорологических €влений и сезонных €влений в жизни наиболее обычных видов растений и животных.  аждый из разделов программы состоит из нескольких таблиц, в которые следует заносить основные хронологические этапы сезонного развити€ природы и по€снени€ по ведению наблюдений за отдельными объектами. Ѕланки всех таблиц приведены в конце пособи€.
59 ‘отографическа€ съемка биологических объектов. ƒанное пособие не содержит методик проведени€ научных исследований, а посв€щено описанию основных правил фотографировани€ живой природы. ѕоскольку фотографирование €вл€етс€ одним из основных способов Ђиллюстрировани€ї научных исследований по биологии, географии и экологии, данное пособие €вл€етс€ Ђвспомогательнымї при проведении школьниками самосто€тельных исследовательских работ в природе. ѕособие содержит описани€ правил выбора фотоаппарата, объективов, вспышек, фотопленок, раскрывает некоторые Ђсекретыї макрофотосъемки, пользовани€ светофильтрами, освещени€ объектов съемки.
60 ¬едение записей в природе (“етрадь полевого практикума). ¬ данном пособии привод€тс€ общепризнанные правила ведени€ полевого дневника и ведени€ записей в природе в целом.  роме того, изложен опыт создани€ и ведени€ "“етради полевого практикума" на примере Ёкологического ÷ентра "Ёкосистема", провод€щего с 1996 года полевые практикумы дл€ школьников.
61 ѕростейшие методы статистической обработки результатов экологических исследований. ¬ данном пособии привод€тс€ простейшие методы статистической и математической обработки наиболее распространенных типов данных экологических (биологических) исследований: методы статобработки р€дов данных, оценки коррел€ции двух совокупностей, методы оценки разнообрази€ сообществ и ширины экологических ниш. ¬се расчеты не требуют сложного счетного оборудовани€ и могут быть произведены вручную на калькул€торе.
62 ѕравила оформлени€ результатов исследовательской работы по экологии. ƒанное пособие содержит краткое описание основных стандартов при оформлении результатов проведенного научного исследовани€ в письменном виде. ¬ключает в себ€ рекомендации по формированию структуры изложени€ результатов, оформлени€ текстовой части, иллюстративного материала, ссылок на литературу, библиографические правила составлени€ списка литературы, рекомендации по подготовке доклада и тезисов дл€ представлени€ в сборники и на конференции.
63 ѕравила поведени€ в природе. ¬ данном пособии привод€тс€ на первый взгл€д общеизвестные правила поведени€ людей в природной обстановке - в походе, в экспедиции и на полевом экологическом практикуме - в частности. –ечь идет об отношении к диким растени€м и животным, о правилах заложени€ и ликвидации полевого палаточного лагер€, об отношении к водоЄмам.
64 ќрганизаци€ быта и досуга детей на полевом экологическом практикуме. ¬ данном пособии описываетс€ опыт организации быта и досуга детей во врем€ проведени€ полевых экологических практикумов в Ёкологическом ÷ентре "Ёкосистема" - организаци€ ночных прогулок в лес (игра в "»вана —усанина"), "спокойных" игр перед сном, спортивных развлечений, верховой езды, ночных костров в лесу и в помещени€х.
65 –азведение костра. ¬ данном методическом пособии описываетс€ структура вводного (практического) зан€ти€ по подготовке полевого лагер€, в частности Ц по выбору места дл€ лагер€ и костра, по разведению костра и заготовке дров. ѕриводитс€ техника выбора материала дл€ разведени€ костра, техника пилки и рубки деревьев, описаны несколько видов костров различного назначени€. «ан€тие по обучению школьников навыкам разведени€ костра организовано в игровой форме - в виде соревновани€. ѕо данной теме сн€т также учебно-методический фильм.

 упить методические пособи€
 упить методические пособи€ по исследовательской работе на CD-диске в некоммерческом интернет-магазине Ёкосистема

ћетодические пособи€ и учебные фильмы по исследовательской работе школьников выпущены также в виде приложени€ "ћетодики изучени€ природы" дл€ смартфонов и планшетов iPhone и iPad от Apple

ѕриложение можно установить из AppStore

«агрузить приложение ћетодики изучени€ природы дл€ iPhone и iPad от Apple из AppStore / iTunes


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019