јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> ћ≈“ќƒ»„≈— »≈ ћј“≈–»јЋџ >>> ћ≈“ќƒ»„≈— »≈ ѕќ—ќЅ»я ѕќ ѕ–ќ≈ “Ќќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“»

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

ѕособи€ ‘ильмы ќпределители:  арманные Ќагл€дные  омпьютерные ћобильные “аблицы Ёнциклопедии ѕрезентаци€

ќѕ»—јЌ»≈ ƒ»— ј
"ќрганизаци€ полевых практикумов и экологических исследований школьников в природе"
(25 методических пособий дл€ учителей, педагогов дополнительного образовани€ и учащихс€, занимающихс€ исследовательской работой в природе)

ќбложка диска с 25 методическими пособи€ми ƒиск с 25 пособи€ми

Ќа диск записано 25 пособий: комплексные программы и исследовательские проекты, пособи€ по общим вопросам организации исследовательской де€тельности школьников в природе, а также методики полевых экологических исследований, не вошедшие в серию учебных видеофильмов (полный набор методик, включа€ все методики проведени€ полевых исследований можно приобрести в составе диска "65 методических пособий по полевой экологии").

ѕособи€ записаны на диск в виде файлов в формате электронной книги (*.pdf). ƒанный формат пригоден дл€ использовани€ как на –—, так и на ћас, тексты можно читать с монитора компьютера, а также распечатать на принтере. ѕри отсутствии на ¬ашем компьютере программы просмотра файлов данного типа можно воспользоватьс€  программой Acrobat Reader, дистрибутив которой записан на диск.

упить методические пособи€
 упить методические пособи€ по исследовательской работе на CD-диске в некоммерческом интернет-магазине Ёкосистема

—писок методических пособий, записанных на диск
(картинки и названи€ пособий €вл€ютс€ гиперссылками, кликнув на которые ¬ы попадете на страницу, посв€щенную данному пособию)

01 ѕрограмма организации и проведени€ геоморфологических исследований. ƒанное пособие представл€ет собой программу изучени€ и описани€ рельефа, как одного из важнейших компонентов ландшафта при проведении комплексных экологических исследований. ¬ пособии приводитс€ программа организации геоморфологических исследований, план и основные правила ведени€ полевой работы, первичной обработки материала и оформлени€ результатов проведенного исследовани€.
02 —оставление почвенной карты (методы почвенного картографировани€). ƒанное пособие включает в себ€ описание процедур почвенной съемки дл€ целей крупно-, средне- и мелкомасштабного картировани€: определение категории местности, способы размещени€ почвенных разрезов, этапы составлени€ почвенных карт. ќсновное внимание уделено методике составлени€ детальных и крупномасштабных карт, как основы при выполнении комплексных экологических исследований.
03 ћетоды метеорологических наблюдений. ¬ данном методическом пособии привод€тс€ основные правила организации метеорологических наблюдений: начина€ с организации школьной метеоплощадки и конча€ определением метеопоказателей основных сред: воздуха, почвы, облачности, осадков. ѕривод€тс€ также правила организации наблюдений за атмосферными €влени€ми, состо€нием погоды, ее местными признаками и предсказанием.
04 ћетодика описаний лишайниковых сообществ. ¬ данном методическом пособии изложены три темы самосто€тельных исследований по изучению лихенофлоры: составление флоры (списка видов) лишайников окрестностей стационара, изучение пространственного распределени€ видов (по биотопам, субстратам и древесным породам) и описание сообществ лишайников по их четырем экологическим группам. ƒл€ последней темы приведены способы описани€ сообществ лишайников и основных типов их местообитаний.
05 ¬ведение в морфологию высших растений (пособие дл€ начинающих работать с определителем растений). ƒанное пособие представл€ет собой краткий обзор всех основных морфологических особенностей растений, значимых при их определении и работе с определителем: вегетативных органов (корн€, побега, стебл€, листа) и генеративных органов (цветка, цветорасположени€, плода, семени) цветковых растений. ѕривод€тс€ также основные морфологические части плауновидных, хвощевидных, папоротниковидных и голосеменных растений . ѕособие может быть использовано в качестве подспорь€ при работе с определителем.
06  омплексные геоботанические исследовани€ фитоценозов. ƒанное пособие содержит методику проведени€ комплексного геоботанического исследовани€ фитоценоза, включа€ составление флоры, заложение пробных площадок и проведение геоботанических описаний. ќсобое внимание уделено тонкост€м выделени€ ассоциаций, вертикальной и горизонтальной структуры фитоценозов, а также методам учета обили€. ¬ заключительной части пособи€ привод€тс€ примерные варианты использовани€ данной методики при проведении самосто€тельных исследований школьников на полевом практикуме.
07 »зучение кормового поведени€ видов птиц смешанных синичьих стай. ¬ данном методическом пособии приведена методика наблюдений за кормовым поведением птиц в смешанных синичьих ста€х. «адачей исследовани€ €вл€етс€ определение и учет всех мест сбора корма птицами в лесу и определение пространственных Ђкормопоисковыхї (feeding) экологических ниш разных видов птиц.
08 ѕрограмма организации и проведени€ зимних учетов птиц –оссии. ƒанное пособие €вл€етс€ обращением к юным орнитологам и любител€м природы, желающим прин€ть участие в действующей на территории –оссии и стран —Ќ√ с 1985 года широкомасштабной научно-исследовательской программе зимних учетов птиц. ѕособие включает в себ€ описание истории создани€ программы, основ организации учетных работ, а также методику проведени€ количественных учетов птиц, обработки и оформлени€ результатов.
09 »сследовательский проект "‘енологи€ птиц". ƒанное пособие €вл€етс€ обращением к юным орнитологам и любител€м природы прин€ть участие в действующей на территории –оссии и стран —Ќ√ с 1992 года широкомасштабной научно-исследовательской программе фенологических наблюдений за птицами. ѕособие включает в себ€ описание программы организации наблюдений за птицами по нескольким направлени€м (разделам), пор€док сбора, первичной обработки и оформлени€ результатов наблюдений.
10 »зучение следов жизнеде€тельности позвоночных животных. ¬ данном пособии описаны четыре темы самосто€тельных исследовательских (проектных) работ, основанных на изучении следов жизнеде€тельности животных в природе:   составление списка видов животных по следам их жизнеде€тельности, количественный учет кузниц д€тлов и беличьих столовых, учет кротовин и составление коллекции птичьих гнезд .
11 ћетоды учета численности мелких млекопитающих. ¬ данном пособии описаны методики отлова и учета мелких млекопитающих в природных (естественных) биотопах, а также способы подсчета относительной или абсолютной численности животных. ќписываютс€ признаки, по которым можно судить о гр€дущем повышении или понижении численности грызунов. ¬о второй части пособи€ даютс€ возможные варианты тем самосто€тельной исследовательской работы школьников с использованием некоторых простейших методик, изложенных в первой части.
12 ћетоды этологических наблюдений за млекопитающими в неволе. ¬ данном пособии в сжатой форме изложены основные принципы и методы, которые позволили бы продумать, спланировать и осуществить наблюдени€ за поведением животных в неволе. ƒанное пособие написано на основании многолетнего опыта студенческих и юннатских работ по этологии и относитс€, в основном, к млекопитающим, однако основные принципы наблюдени€ могут быть использованы и при работе с другими группами животных.
13 ћетоды гидрологических исследований: проведение измерений и описание рек. ƒанное пособие включает в себ€ методики определени€ основных гидрографических характеристик реки, полевых гидрометрических исследований (определени€ ширины, промеров глубин, измерени€ скоростей течени€, температуры, прозрачности), полевых гидрографических работ (план русла, профиль реки, годограф скоростей), вычислени€ стандартных гидрологических показателей (водного сечени€, средней скорости течени€, расхода воды), изучени€ водного режима реки.
14 ћетоды гидрологических исследований: проведение измерений и описание озер. ƒанное пособие включает в себ€ описание методических приемов по сбору морфометрических и морфологических данных об озерах, данных об их уровенном, термиче-ском и ледовом режимах, которые могут быть использованы в качестве основы при составлении комплексной экологической характеристики и паспорта водоема. ќсновной акцент сделан на использование "географического подхода" в описании водоема.
15 —равнительное изучение макрозообентоса окрестных водоемов. ¬ данном пособии речь идет об изучении беспозвоночных, обитающих на дне водоемов Ц макрозообентоса. ѕриводитс€ общий план организации исследовани€, включа€ выбор точек дл€ обследовани€, технику отбора проб, сопутствующие описани€ водоемов, сортировку и определение проб.
16 ћетодика изучени€ перифитона и оценки сапробности водоемов. ƒанное методическое пособие посв€щено описанию методики изучени€ обрастаний (перифитона), включа€ выбор мест отбора и технику отбора и обработки проб. ѕриводитс€ также методика расчета сапробности воды по индикаторным организмам обрастаний, в том числе - таблицы индикаторных видов с данными их сапробной валентности (таблицы —Ё¬).
17 ѕрограмма комплексного исследовани€ загр€знений наземных экосистем (введение в проблему мониторинга природной среды). ƒанное пособие €вл€етс€ первым в серии, посв€щенной проблеме изучени€ загр€знений природной среды и представл€ет собой попытку изложить принципиальные подходы к проблеме организации мониторинга окружающей среды на местом уровне. ќно включает в себ€ описание основных принципов организации системы мониторинга загр€знений - интегральности, многосредности, системности, многокомпонентности. ѕособие можно рассматривать только как введение в обширную и одну из наиболее сложных в экологии проблем мониторинга окружающей среды.
18 ѕрограмма проведени€ комплексного экологического обследовани€ территории. ƒанное пособие включает в себ€ краткий перечень работ и оборудовани€ дл€ проведени€ комплексного рекогносцировочного обследовани€ территории по направлени€м: топографи€ и картографи€, геологи€, почвоведение, флористика, геоботаника, лесоведение, зоологи€, гидробиологи€ и охрана природы. ѕрограмма может быть использована при проведении учебно-исследовательских меропри€тий с детьми - слетов, экологических лагерей, полевых практикумов.
19 ѕрограмма организации и ведени€ фенологических наблюдений. ƒанное пособие содержит программу по организации работ и проведению комплексных фенологических наблюдений, включающих регистрацию гидрометеорологических €влений и сезонных €влений в жизни наиболее обычных видов растений и животных.  аждый из разделов программы состоит из нескольких таблиц, в которые следует заносить основные хронологические этапы сезонного развити€ природы и по€снени€ по ведению наблюдений за отдельными объектами. Ѕланки всех таблиц приведены в конце пособи€.
20 ‘отографическа€ съемка биологических объектов. ƒанное пособие не содержит методик проведени€ научных исследований, а посв€щено описанию основных правил фотографировани€ живой природы. ѕоскольку фотографирование €вл€етс€ одним из основных способов Ђиллюстрировани€ї научных исследований по биологии, географии и экологии, данное пособие €вл€етс€ Ђвспомогательнымї при проведении школьниками самосто€тельных исследовательских работ в природе. ѕособие содержит описани€ правил выбора фотоаппарата, объективов, вспышек, фотопленок, раскрывает некоторые Ђсекретыї макрофотосъемки, пользовани€ светофильтрами, освещени€ объектов съемки.
21 ¬едение записей в природе (“етрадь полевого практикума). ¬ данном пособии привод€тс€ общепризнанные правила ведени€ полевого дневника и ведени€ записей в природе в целом.  роме того, изложен опыт создани€ и ведени€ "“етради полевого практикума" на примере Ёкологического ÷ентра "Ёкосистема", провод€щего с 1996 года полевые практикумы дл€ школьников.
22 ѕростейшие методы статистической обработки результатов экологических исследований. ¬ данном пособии привод€тс€ простейшие методы статистической и математической обработки наиболее распространенных типов данных экологических (биологических) исследований: методы статобработки р€дов данных, оценки коррел€ции двух совокупностей, методы оценки разнообрази€ сообществ и ширины экологических ниш. ¬се расчеты не требуют сложного счетного оборудовани€ и могут быть произведены вручную на калькул€торе.
23 ѕравила оформлени€ результатов исследовательской работы по экологии. ƒанное пособие содержит краткое описание основных стандартов при оформлении результатов проведенного научного исследовани€ в письменном виде. ¬ключает в себ€ рекомендации по формированию структуры изложени€ результатов, оформлени€ текстовой части, иллюстративного материала, ссылок на литературу, библиографические правила составлени€ списка литературы, рекомендации по подготовке доклада и тезисов дл€ представлени€ в сборники и на конференции.
24 ѕравила поведени€ в природе. ¬ данном пособии привод€тс€ на первый взгл€д общеизвестные правила поведени€ людей в природной обстановке - в походе, в экспедиции и на полевом экологическом практикуме - в частности. –ечь идет об отношении к диким растени€м и животным, о правилах заложени€ и ликвидации полевого палаточного лагер€, об отношении к водоЄмам.
25 ќрганизаци€ быта и досуга детей на полевом экологическом практикуме. ¬ данном пособии описываетс€ опыт организации быта и досуга детей во врем€ проведени€ полевых экологических практикумов в Ёкологическом ÷ентре "Ёкосистема" - организаци€ ночных прогулок в лес (игра в "»вана —усанина"), "спокойных" игр перед сном, спортивных развлечений, верховой езды, ночных костров в лесу и в помещени€х.

упить методические пособи€