Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:
Объявления:
АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>
Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>
---
Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>
Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>
Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>
Аннотация. Данное
пособие посвящено описанию методики изучения
временных водоемов – луж, образующихся весной
после таяния снега или разлива рек. Предлагается
проанализировать видовой состав животных,
обитающих в различных по происхождению типах
временных водоемов, расположенных на различном
удалении от постоянного водоема. Приводится
общий план построения исследования, техника
сбора проб (лова животных), обработки оформления
материала.
Введение
Объектом изучения данной
исследовательской работы являются так
называемые временные водоемы, т.е. водоемы,
наполняемые водой на непродолжительное время и
быстро пересыхающие. Срок существования
временных водоемов различен – от нескольких
дней до нескольких месяцев. Различно также и
происхождение временных водоемов.
В умеренной климатической зоне временные
водоемы чаще всего образуются весной – в
период таяния снегового покрова и весеннего
разлива рек (половодья). В средней полосе России
этот период обычно приходится на конец апреля –
начало мая. Временные водоемы могут возникать
также и в другие периоды года, например, после
обильных дождей летом и следующих за этим
разливов рек (паводки). Однако с связи с
зарегулированностью стока большинства
равнинных рек (наличие плотин и водохранилищ),
летние паводки и, соответственно, временные
водоемы, стали редким явлением.
В других климатических зонах Земли временные
водоемы также весьма обычны, и не только весной.
Они образуются в период всем известных сезонов
дождей в Африке, Азии, Южной Америке – в
тропических широтах, где господствуют муссоны и
пассаты.
К обитанию во временных водоемах приспособились
многие животные – как позвоночные, так и
беспозвоночные. Среди позвоночных это прежде
всего амфибии. Активные при наличии воды, эти
животные при высыхании водоема мигрируют в
близлежащие постоянные водоемы (например,
лягушки), или впадают в анабиоз до следующего
наполнения водоема (например, тритоны).
Однако, большую часть населения временных
водоемов составляют беспозвоночные
животные. Именно с ними придется иметь дело при
выполнении данной исследовательской работы.
Большая часть беспозвоночных, находящих убежище
во временных водоемах – это членистоногие (в
основном, ракообразные и насекомые) и моллюски.
Часть из них мигрирует при наступлении
неблагоприятных условий существования (летающие
насекомые), часть – переживает засуху,
закапываясь в ил (ракообразные и моллюски).
Узнать о том, кто населяет временные водоемы,
какие существуют адаптации для переживания
неблагоприятного периода и как они реализуются поможет
данная исследовательская работа.
Для выполнения работы понадобится
следующее стандартное для гидробиологических
исследований оборудование: скребки, сита, сачки,
т.е. орудия лова беспозвоночных, белые кюветы
(тазики) - для разбора пойманных животных в
полевых условиях, банки с крышками для
транспортировки проб, полевые дневники,
определители и бинокуляры.
Общий план организации исследования
Целью данной исследовательской работы
является изучение населения животных различных
типов временных водоемов свой местности.
Исходя из этого, задачами работы являются:
1) Поиск временных водоемов, существующих в
данный период года в окрестностях школы или
экологического центра,
2) Классификация имеющихся временных водоемов
по типу происхождения (питания) и удаленности от
основного постоянного водоема;
3) Отбор проб (т.е. отлов) беспозвоночных животных
в каждом из типов существующих временных
водоемов;
4) Определение пойманных животных;
5) Составление списков видов животных по типам
временных водоемов;
6) Анализ зависимости видового состав животных
от типа временного водоема.
Выбор объектов исследования
Объектами исследования данной работы являются временные
водоемы. Как было сказано во введении, это
водоемы, которые существуют непродолжительное
время и образуются в результате таяния снега или
разлива рек. В соответствии с этим, для условий
средней полосы, наиболее типичные существующие
временные водоемы можно разделить на две или три
группы.
Во-первых, это лужи (запруды, озерца),
образованные в пойме реки (ручья) или рядом с
озером, прудом, в результате весеннего разлива
основного водоема. Размер и глубина таких
водоемов принципиального значения для
проведения исследования не имеют – главное,
чтобы этот водоем был временным и был...
Приведенный выше фрагмент (первая страница), входит в состав пособия,
полную версию которого можно приобрести
всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) в нашем некоммерческом Интернет-магазине
в составе одного из двух дисков:
Методические пособия и учебные фильмы по исследовательской работе школьников выпущены также
в виде приложения"Методики изучения природы" для смартфонов и планшетов iPhone и iPad от Apple
К категории методических пособий можно также отнести книги,
написанные и изданные нашими друзьями и коллегами, и продающиеся в нашем некоммерческом Интернет-магазине:
Организация
исследовательской и проектной деятельности в
школе (пособие для учителя) Организация
образовательного процесса в массовой школе на
основе проектной и исследовательской
деятельности, которая коренным образом
изменяет функцию учителя, наталкивается на неподготовленность
педагогических кадров к претворению
инновационной идеи. Снова учитель один на один
оставлен с серьёзными проблемами, возникающими
при освоении инноваций. Представляемое пособие
для учителя призвано объяснить введение в
школьный образовательный процесс таких
инновационных технологий как исследовательская
и проектная деятельность.
Основы гидроботанических исследований: методическое
пособие-определитель Учебно-методическое
пособие посвящено теоретическим и
практическим вопросам, связанным с организацией
гидроботанических исследований учащихся. Даны
рекомендации к организации (подготовке и
проведению) гидроботанических исследований и
конкретные методики, относящиеся к
определённым направлениям гидроботанических
исследований. Методики, разработанные ведущими
учёными в области гидроботаники, адаптированы
для восприятия и понимания и предполагают
свободное овладение ими самостоятельно или под
руководством педагогов. Приводятся ключи для
определения растений водной флоры в полевых
условиях, справочные материалы по некоторым
наиболее важным направлениям гидроботаники.
От наблюдения до выступления. Пособие для педагога
В пособии рассказывается, как вы
можете оказаться на природе, найти там
интересные для вас объекты исследования,
понаблюдать за ними, измерить, сравнить,
сфотографировать, оформить собранный материал в
виде доклада, исследовательской работы и
выступить на конференции.
Пособие может быть полезно юным
натуралистам, которым интересно знакомиться с
природой и раскрывать ее тайны, учителям,
работающим со школьниками по подготовке к
конференциям. Пособие поможет заинтересовать и
организовать ребят, сформировать у них множество
полезных и нужных УУД (универсальных учебных
действий) по ФГОС.
Идём в поход. Советы начинающему туристу
Данное пособие может пригодиться
руководителям детских туристских кружков, а
также будет интересно широкому кругу любителей
самодеятельного туризма, так как содержит
сведения по подготовке и проведению не очень
сложных путешествий (от походов выходного дня до
многодневных пеших или байдарочных).
В книге, кроме специальных туристских сведений,
описаны также способы приготовления
походной еды, первая помощь, игры в свободное
время и многое другое, что может пригодиться в
туристском походе.
В данном пособии содержится много полезных
советов, основанных на многолетнем опыте
автора, поэтому желательно его внимательно
изучить до похода и обязательно взять с собой.