Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:
Объявления:
АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>
Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>
Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>
Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>
Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>
Аннотация. В данном
методическом пособии излагается упрощенная
методика проведения маршрутного учета
численности птиц, включающая выбор биотопа для
проведения учета, заложение маршрута, технику
проведения учета и форму ведения записей в
полевом дневнике, необходимый объем учетных
работ, а также процедуру расчета плотности
населения птиц (в особях на 1 квадратный километр)
по результатам проведенного учета.
Введение
Данное учебное задание посвящено изучению
видового состава и численности птиц своей
местности силами учащихся школы под
руководством преподавателя.
Сущностью данной исследовательской работы
является проведение школьниками маршрутных
учетов птиц с последующим расчетом данных о
плотности населения каждого вида на единицу
площади (квадратный километр) выбранного
местообитания. В осенний период данное
исследование не представляет особенного труда
(за исключением методических трудностей), так как
видовое богатство птиц и их численность в этот
сезон года, как правило, невелики (по крайней мере
в лесной зоне).
Перед началом работ следует выбрать местообитание,
в котором будут проводиться учеты. Для начала
следует выбрать биотоп попроще, например
светлый, незахламленный средневозрастный
сосновый или смешанный лес. Начинающим учетчикам
в таком лесу будет легче ходить, видеть и слышать
птиц. Следует, однако, иметь в виду, что размер
участка такого леса, в котором будет проводиться
учет, должен быть не менее 1 км2.
В качестве основной методики исследования
выбран маршрутный учет.
В настоящее время в зоогеографических и
орнитологических исследованиях применяется несколько
десятков методик учета птиц, различных по
сложности и точности определения реальной
плотности. Подразделяются они на три большие
группы: площадочные, точечные и маршрутные.
Способы регистраций птиц также различны - либо
места обнаружения встреченных птиц наносят на
карты и схемы, либо птиц просто подсчитывают и
производят расчет плотности по формулам.
Площадочные и точечные методы учетов
применяются, в основном, в гнездовой период, а
маршрутные - для рекогносцировочного
обследования больших территорий и во
внегнездовое время.
При проведении учетов с
научно-исследовательскими целями от учетчика
требуется умение определять птиц по внешнему
виду и голосу, оценивать число встреченных
особей (в том числе на значительном расстоянии и
по голосам ), определять ширину учетной полосы и
расстояние, пройденное с учетом.
Простейшие количественные исследования
населения птиц позволяют сравнивать между
собой географически удаленные участки
территории, оценивать степень антропогенного
воздействия на птиц, выявить особенности
временной динамики населения. Овладение
простейшей методикой таких учетов позволит в
будущем решать более сложные исследовательские
задачи, спектр которых зависит прежде всего от
специфики региона и конкретного
экспериментального участка.
Для проведения данного исследования потребуется
минимум оборудования: полевой дневник, бинокль и
определители птиц.
Методика проведения учета
Общие положения
Сущность предлагаемой методики проста:
учетчик (или учетчики) двигаются по маршруту и
отмечают все встречи с птицами с определением их
вида, числа особей и приблизительного расстояния
от учетчика до регистрируемых птиц. Кроме этого
оценивается пройденное расстояние - по карте или
путем подсчета расстояний на местности (шагами).
Самое сложное в проведении учетов - определение
видов, поэтому приступать к практическому
обучению учетной работе следует после или
одновременно с обучением определению птиц по
виду и голосу. Научиться этому может каждый,
используя, в первую очередь, помощь
преподавателя, определители, записи голосов
птиц. Некоторое время также потребуется для
приобретения навыков проведения учета.
Значительно облегчают задачу наличие
музыкального слуха у обучающегося и его
способность хорошо ориентироваться в
пространстве.
Заложение учетных маршрутов
Описываемая ниже методика маршрутного учета
рассчитана, в первую очередь, на внегнездовой
(осенне-зимний) сезон, когда птицы кочуют и не
«привязаны» жестко к постоянной территории, а
также на обследование малоизвестных
исследователю и больших по площади территорий -
площадью не менее 1 квадратного километра.
При обследовании такого участка учетный
маршрут следует проложить по-возможности по
прямой (пользуясь, например, лесоустроительными
просеками) или слегка извилистой линии (например,
по лесной дороге). Можно, при этом, закладывать...
Приведенный выше фрагмент (первая страница), входит в состав пособия,
полную версию которого можно приобрести
всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) в нашем некоммерческом Интернет-магазине
в составе одного из двух дисков:
Приобрести некоторые из этих пособий можно также в формате приложений для Андроид-смартфонов и планшетов на
Google Play.
К категории методических пособий можно также отнести книги,
написанные и изданные нашими друзьями и коллегами, и продающиеся в нашем некоммерческом Интернет-магазине:
Организация
исследовательской и проектной деятельности в
школе (пособие для учителя) Организация
образовательного процесса в массовой школе на
основе проектной и исследовательской
деятельности, которая коренным образом
изменяет функцию учителя, наталкивается на неподготовленность
педагогических кадров к претворению
инновационной идеи. Снова учитель один на один
оставлен с серьёзными проблемами, возникающими
при освоении инноваций. Представляемое пособие
для учителя призвано объяснить введение в
школьный образовательный процесс таких
инновационных технологий как исследовательская
и проектная деятельность.
Школа
гидроботаники: методическое
пособие-определитель Учебно-методическое
пособие посвящено теоретическим и
практическим вопросам, связанным с организацией
гидроботанических исследований учащихся. Даны
рекомендации к организации (подготовке и
проведению) гидроботанических исследований и
конкретные методики, относящиеся к
определённым направлениям гидроботанических
исследований. Методики, разработанные ведущими
учёными в области гидроботаники, адаптированы
для восприятия и понимания и предполагают
свободное овладение ими самостоятельно или под
руководством педагогов. Приводятся ключи для
определения растений водной флоры в полевых
условиях, справочные материалы по некоторым
наиболее важным направлениям гидроботаники.
От наблюдения до выступления. Пособие для педагога
В пособии рассказывается, как вы
можете оказаться на природе, найти там
интересные для вас объекты исследования,
понаблюдать за ними, измерить, сравнить,
сфотографировать, оформить собранный материал в
виде доклада, исследовательской работы и
выступить на конференции.
Пособие может быть полезно юным
натуралистам, которым интересно знакомиться с
природой и раскрывать ее тайны, учителям,
работающим со школьниками по подготовке к
конференциям. Пособие поможет заинтересовать и
организовать ребят, сформировать у них множество
полезных и нужных УУД (универсальных учебных
действий) по ФГОС.
Идём в поход. Советы начинающему туристу
Данное пособие может пригодиться
руководителям детских туристских кружков, а
также будет интересно широкому кругу любителей
самодеятельного туризма, так как содержит
сведения по подготовке и проведению не очень
сложных путешествий (от походов выходного дня до
многодневных пеших или байдарочных).
В книге, кроме специальных туристских сведений,
описаны также способы приготовления
походной еды, первая помощь, игры в свободное
время и многое другое, что может пригодиться в
туристском походе.
В данном пособии содержится много полезных
советов, основанных на многолетнем опыте
автора, поэтому желательно его внимательно
изучить до похода и обязательно взять с собой.
Составим на заказ
программу школьного экологического мониторинга Вашей природной
территории или объекта (ООПТ, парка, леса, водоема, пришкольной территории и т.п.)
Другие методические материалы по
организации проектной деятельности и исследовательской работы школьников в природе