Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:
Объявления:
АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>
Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>
Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>
Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>
Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>
Аннотация. В
данном методическом пособии приводится методика
заложения почвенного разреза и его описания по
морфологическим признакам. Рассматривается
технология описания строения почвы
(генетических горизонтов), мощности почвы и
отдельных ее горизонтов, окраски, влажности,
механического состава, структуры, сложения,
новообразований и включений. Приводится также
схема выявления функциональных зон почвы,
помогающая в классификации и определении типа
описанной почвы.
Введение
Почвенные исследования, проводимые со
школьниками в окрестностях своей школы,
экологического центра или в местности, где
проходит экспедиция, являются неотъемлемой
частью комплексного изучения природы.
Представления о строении местных почв, их
разновидностях и распространении в своей
местности являются необходимой основой для
углубленного изучения остальных компонентов
ландшафта – рельефа, растительности и животного
мира. Правильно организованные почвенные
исследования помогут разобраться в
происхождении и истории развития экосистем той
или иной территории, и даже оценить перспективы
развития ее растительности, водного режима,
фауны.
В полевых условиях почвы описывают и определяют,
т.е. дают им названия по внешним, так называемым
морфологическим признакам. Считается, что по
морфологическим (внешним) признакам можно
определить почву подобно тому, как мы определяем
минерал, растение или животное. Поэтому, в
полевых условиях особенно важно уметь правильно
описать почву, отметив все ее морфологические
признаки.
По морфологическим признакам можно
приблизительно судить о направлении и степени
выраженности почвообразовательного процесса,
а также, что очень важно, - классифицировать
почвы. Однако, из-за большой сложности
классификации почв и, главное, существенных
различий в системах классификации почв в разных
странах, в данном учебном задании мы не
рассматриваем тему идентификации (определения)
почв.
Целью данного учебного задания является
первичное ознакомление учащихся с почвами своей
местности путем проведения ее описания по
морфологическим признакам. Важной
содержательной (интеллектуальной) частью
данного задания должно быть не просто описание
различных почвенных горизонтов своей почвы, а
попытка выявить в описываемой почве
функциональные части (зоны).
В данном методическом пособии мы приводим
общую схему разделения почвы на функциональные
зоны и соответствующую этим зонам типологию
почвенных горизонтов, принятую в России. В
случаях совпадения российской и международной
систем типологии почвенных горизонтов напротив
русского названия горизонта мы указываем его
название по международной типологии.
На основании описаний, произведенных по единой,
предлагаемой в данном пособии методике, мы
сможем определить, классифицировать и сравнить
почвы, описанные в любой точке Земного шара.
Методика заложения разреза
Для описания почв, изучения их морфологических
признаков, установления границ между различными
почвами и отбора образцов для анализов в
почвоведении принято копать специальные ямы,
которые называются почвенными разрезами.
Однако, любое почвенное исследование, до начала
копки разреза начинается с выбора места для его
заложения.
Выбор места для почвенного разреза
Для правильного выбора места прежде всего
необходимо самым тщательным образом осмотреть
местность, определить характер рельефа и
растительности.
При плоском рельефе яму копают в его
центральной, наиболее типичной части. На склоне -
в его верхней, средней и нижней частях. При
изучении речной долины - в пойме, на террасе
(террасах) и на водоразделах.
При проведении комплексного экологического
обследования местности почвенные разрезы
желательно закладывать по одному в каждом
основном типе растительных сообществ.
Для целей данного учебного задания почвенный
разрез следует заложить в одном, наиболее
типичном растительном сообществе своей
местности.
Разрез необходимо закладывать в наиболее
характерном месте обследуемой территории.
Разрезы не должны закладываться вблизи дорог,
рядом с канавами, на нетипичных для данной
территории элементах...
Приведенный выше фрагмент (первая страница), входит в состав пособия,
полную версию которого можно приобрести
всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) в нашем некоммерческом Интернет-магазине
в составе одного из двух дисков:
Методические пособия и учебные фильмы по исследовательской работе школьников выпущены также
в виде приложения"Методики изучения природы" для смартфонов и планшетов iPhone и iPad от Apple
К категории методических пособий можно также отнести книги,
написанные и изданные нашими друзьями и коллегами, и продающиеся в нашем некоммерческом Интернет-магазине:
Организация
исследовательской и проектной деятельности в
школе (пособие для учителя) Организация
образовательного процесса в массовой школе на
основе проектной и исследовательской
деятельности, которая коренным образом
изменяет функцию учителя, наталкивается на неподготовленность
педагогических кадров к претворению
инновационной идеи. Снова учитель один на один
оставлен с серьёзными проблемами, возникающими
при освоении инноваций. Представляемое пособие
для учителя призвано объяснить введение в
школьный образовательный процесс таких
инновационных технологий как исследовательская
и проектная деятельность.
Основы гидроботанических исследований: методическое
пособие-определитель Учебно-методическое
пособие посвящено теоретическим и
практическим вопросам, связанным с организацией
гидроботанических исследований учащихся. Даны
рекомендации к организации (подготовке и
проведению) гидроботанических исследований и
конкретные методики, относящиеся к
определённым направлениям гидроботанических
исследований. Методики, разработанные ведущими
учёными в области гидроботаники, адаптированы
для восприятия и понимания и предполагают
свободное овладение ими самостоятельно или под
руководством педагогов. Приводятся ключи для
определения растений водной флоры в полевых
условиях, справочные материалы по некоторым
наиболее важным направлениям гидроботаники.
От наблюдения до выступления. Пособие для педагога
В пособии рассказывается, как вы
можете оказаться на природе, найти там
интересные для вас объекты исследования,
понаблюдать за ними, измерить, сравнить,
сфотографировать, оформить собранный материал в
виде доклада, исследовательской работы и
выступить на конференции.
Пособие может быть полезно юным
натуралистам, которым интересно знакомиться с
природой и раскрывать ее тайны, учителям,
работающим со школьниками по подготовке к
конференциям. Пособие поможет заинтересовать и
организовать ребят, сформировать у них множество
полезных и нужных УУД (универсальных учебных
действий) по ФГОС.
Идём в поход. Советы начинающему туристу
Данное пособие может пригодиться
руководителям детских туристских кружков, а
также будет интересно широкому кругу любителей
самодеятельного туризма, так как содержит
сведения по подготовке и проведению не очень
сложных путешествий (от походов выходного дня до
многодневных пеших или байдарочных).
В книге, кроме специальных туристских сведений,
описаны также способы приготовления
походной еды, первая помощь, игры в свободное
время и многое другое, что может пригодиться в
туристском походе.
В данном пособии содержится много полезных
советов, основанных на многолетнем опыте
автора, поэтому желательно его внимательно
изучить до похода и обязательно взять с собой.