Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:
Объявления:
АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>
Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>
Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>
Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>
Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>
Аннотация. Данное
пособие содержит программу по организации работ
и проведению комплексных фенологических
наблюдений, включающих регистрацию
гидрометеорологических явлений и сезонных
явлений в жизни наиболее обычных видов растений
и животных. Каждый из разделов программы состоит
из нескольких таблиц, в которые следует заносить
основные хронологические этапы сезонного
развития природы и пояснения по ведению
наблюдений за отдельными объектами. Бланки всех
таблиц приведены в конце пособия.
Общие указания
Наблюдения за сроками наступления сезонных
явлений природы по предлагаемой программе
доступны каждому, кто знаком с самыми
обычными растениями и животными местной природы.
Вести фенологические наблюдения можно везде.
Поэтому каждый, кто любит природу и интересуется
законами её сезонного развития, независимо от
его места жительства и рода занятий, может стать
фенологом и своими наблюдениями участвовать в
большом и важном деле изучения природы родного
края.
Организацию фенологических наблюдений следует
начинать с ознакомления с окружающей
местностью и выбора удобного для частого
посещения участка или маршрута наблюдений. На
таком участке (маршруте) должны быть
представлены по возможности полнорастительные
объекты.
По своему положению, рельефу и составу
растительности участок (маршрут) должен быть типичным
для данной местности.
Выбранный в качестве постоянного, участок
(маршрут) фенологических наблюдений считается
долгодействующим фенологическим пунктом и
включается в общую сеть пунктов фенологических
наблюдений. Основным документом,
характеризующим такой пункт, своего рода его
паспортом должно быть подробное его описание.
Необходимо иметь в виду, что без точных сведений
о пункте наблюдений сами по себе наблюдения во
многом утрачивают свою ценность, так как их
бывает трудно привязать к конкретной местности.
Кто уже следил за сезонным развитием природы,
легко мог убедиться, что на разных, даже близко
расположенных участках одни и те же сезонные
явления могут наступать в различные сроки.
Главное, что требуется от фенологических
наблюдений, состоит в точном определении
даты (дня) наступления того или иного явления.
Точность этого во многом зависит от того, как
часто проводится наблюдение.
Весной, когда оживление природы идет быстро и
когда сезонные явления сменяют друг друга в
очень сжатые сроки, рекомендуется проводить
наблюдения ежедневно, чтобы не ошибиться в
дате их наступления. Летом и осенью, с их более
медленными темпами развития, можно выходить на
наблюдения раз в 2-3 дня.
Но не все и не всегда могут проводить
наблюдения с такой частотой. Это не должно
служить препятствием для ведения фенонаблюдений
или причиной их прекращения. Если нет
возможности наблюдать каждый день, точность
определения даты наступления явлений может быть
повышена, если отмечается день последнего выхода
на наблюдения, когда данное явление еще не было
обнаружено. Специально для этого в дневнике
наблюдения должна быть предусмотрена графа
“Последняя дата, когда явление ещё не
наблюдалось”.
Значение этой графы станет понятным из
следующего примера: допустим, при выходе на
наблюдение 24 марта сокодвижения у березы не
отмечалось, а в следующий выход - 30 марта - оно
наблюдалось. Считать, что сокодвижение началось
24 марта нельзя, так как оно могло начаться в любой
день между 24 и 30 марта, когда наблюдения не
проводились. В данном случае наименьшая ошибка
будет допущена, если за более вероятную дату
начала сокодвижения примем промежуточную дату
между 24 и 30 марта, т.е. 27. Разумеется, чем меньше
будет перерыв между посещениями участка
наблюдений, тем точнее можно установить дату
наступления явления.
В дневник наблюдений следует заносить не
только наблюдения за явлениями, предусмотренные
программой, но и наблюдения за другими
явлениями в живой и неживой природе,
привлекающими внимание: сильные и
поздневесенние снегопады, резкие похолодания
весной, летние заморозки и повреждения растений
морозом, необычайно обильные дожди, бури, град,
наводнения и др.
Записи в дневнике должны быть чёткими и
достаточно полными, чтобы не только в текущем
году, но и много лет спустя их можно было легко
прочесть и однозначно понять. Важно это потому,
что фенологу, изучающему...
Приведенный выше фрагмент (первая страница), входит в состав пособия,
полную версию которого можно приобрести
всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) в нашем некоммерческом Интернет-магазине
в составе одного из двух дисков:
Приобрести некоторые из этих пособий можно также в формате приложений для Андроид-смартфонов и планшетов на
Google Play.
К категории методических пособий можно также отнести книги,
написанные и изданные нашими друзьями и коллегами, и продающиеся в нашем некоммерческом Интернет-магазине:
Организация
исследовательской и проектной деятельности в
школе (пособие для учителя) Организация
образовательного процесса в массовой школе на
основе проектной и исследовательской
деятельности, которая коренным образом
изменяет функцию учителя, наталкивается на неподготовленность
педагогических кадров к претворению
инновационной идеи. Снова учитель один на один
оставлен с серьёзными проблемами, возникающими
при освоении инноваций. Представляемое пособие
для учителя призвано объяснить введение в
школьный образовательный процесс таких
инновационных технологий как исследовательская
и проектная деятельность.
Школа
гидроботаники: методическое
пособие-определитель Учебно-методическое
пособие посвящено теоретическим и
практическим вопросам, связанным с организацией
гидроботанических исследований учащихся. Даны
рекомендации к организации (подготовке и
проведению) гидроботанических исследований и
конкретные методики, относящиеся к
определённым направлениям гидроботанических
исследований. Методики, разработанные ведущими
учёными в области гидроботаники, адаптированы
для восприятия и понимания и предполагают
свободное овладение ими самостоятельно или под
руководством педагогов. Приводятся ключи для
определения растений водной флоры в полевых
условиях, справочные материалы по некоторым
наиболее важным направлениям гидроботаники.
От наблюдения до выступления. Пособие для педагога
В пособии рассказывается, как вы
можете оказаться на природе, найти там
интересные для вас объекты исследования,
понаблюдать за ними, измерить, сравнить,
сфотографировать, оформить собранный материал в
виде доклада, исследовательской работы и
выступить на конференции.
Пособие может быть полезно юным
натуралистам, которым интересно знакомиться с
природой и раскрывать ее тайны, учителям,
работающим со школьниками по подготовке к
конференциям. Пособие поможет заинтересовать и
организовать ребят, сформировать у них множество
полезных и нужных УУД (универсальных учебных
действий) по ФГОС.
Идём в поход. Советы начинающему туристу
Данное пособие может пригодиться
руководителям детских туристских кружков, а
также будет интересно широкому кругу любителей
самодеятельного туризма, так как содержит
сведения по подготовке и проведению не очень
сложных путешествий (от походов выходного дня до
многодневных пеших или байдарочных).
В книге, кроме специальных туристских сведений,
описаны также способы приготовления
походной еды, первая помощь, игры в свободное
время и многое другое, что может пригодиться в
туристском походе.
В данном пособии содержится много полезных
советов, основанных на многолетнем опыте
автора, поэтому желательно его внимательно
изучить до похода и обязательно взять с собой.
Составим на заказ
программу школьного экологического мониторинга Вашей природной
территории или объекта (ООПТ, парка, леса, водоема, пришкольной территории и т.п.)
Другие методические материалы по
организации проектной деятельности и исследовательской работы школьников в природе