Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:
Объявления:
АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>
Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>
Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>
Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>
Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>
Аннотация. В
данном пособии описаны методики отлова и учета
мелких млекопитающих в природных (естественных)
биотопах, а также способы подсчета относительной
или абсолютной численности животных.
Описываются признаки, по которым можно судить о
грядущем повышении или понижении численности
грызунов. Во второй части пособия даются
возможные варианты тем самостоятельной
исследовательской работы школьников с
использованием некоторых простейших методик,
изложенных в первой части.
Данное пособие является вспомогательным,
т.е. может быть использовано не столько при
проведении краткосрочных экологических
практикумов, сколько во время длительных
(многодневных) летних экологических лагерей и
экспедиций.
Введение
Интерес, проявляемый учащимися к исследованиям
мелких млекопитающих, связан с известным на
примере изучения птиц «охотничьим азартом» и
возможностью познакомиться поближе с живыми
объектами. В связи с этим, основное внимание при
прохождении данной темы следует уделить
правилам ловли и обращения с живыми животными.
Основные правила, общие для всех тем
данного раздела заключаются в следующем: 1)
исследовательские методики должны быть основаны
только на прижизненном изучении животных, 2)
обращение учащихся с животными должно быть
предельно бережным и гуманным и исключать
возможность травмирования или смерти животного,
3) при обращении с животными следует соблюдать
правила техники безопасности и
санитарно-гигиенические правила.
В связи с этим, все методики изучения мелких
млекопитающих основаны на использовании ловушек-«живоловок».
При их использовании, особенно в холодное время
года, следует создавать такие условия, при
которых учащиеся будут иметь возможность
проверять ловушки не реже одного раза в два-три
часа. Во всех ловушках для этого следует иметь
запас корма для поймавшихся животных,
достаточный для их существования в течение этого
времени. Для лабораторного исследования и
определения пойманных животных следует иметь
специальное лабораторное оборудование:
аквариумы для временного содержания животных с
укрытиями, поилки и кормушки, медицинские зажимы,
весы, мешочки и клеточки для переноса животных. В
целях санитарно-гигиенической безопасности все
контакты с животными должны производиться в
резиновых перчатках. Брать животных голыми
руками запрещается.
В связи с вышеизложенным, структура данного
пособия такова: вначале приводится раздел,
описывающий стандартные методы отлова и учета
мелких млекопитающих, применяемые
профессиональными учеными-зоологами, а также в
государственной системе учета и контроля
природных очаговых инфекций. Эти сведения могут
пригодится при проведении долгосрочных
(мониторинговых) исследований в
специализированных образовательных и научных
экологических центрах, а также для общего
ознакомления начинающих исследователей с
существующими методиками полевых исследований.
Во второй части пособия приводятся возможные
варианты тем и более конкретные методики
самостоятельной исследовательской работы
школьников на краткосрочных полевых
практикумах, а также во время летний
экологических лагерей и длительных экспедиций.
1. Методы учета численности грызунов и
насекомоядных в природных биотопах
1.1.Учет методом ловушек-линий
Данная методика применяется для учета
численности мышей (домовой, полевой, лесной,
желтогорлой и мыши-малютки), полевок (рыжей,
красносерой, красной и экономки) и серого хомячка
в природных (естественных) биотопах. Сущностью
методики является «сплошной» отлов грызунов
малыми давилками «Геро» (в простонародье –
мышеловками).
Мышеловки выставляются в пределах каждого
биотопа в одну, либо в 2-4 линии, в количестве не
менее 100 штук. Интервал между мышеловками 5
метров, а между линиями не менее 50 метров.
Мышеловки ставят во второй половине дня и
снимают...
Приведенный выше фрагмент (первая страница), входит в состав пособия,
полную версию которого можно приобрести
всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) в нашем некоммерческом Интернет-магазине
в составе одного из двух дисков:
Методические пособия и учебные фильмы по исследовательской работе школьников выпущены также
в виде приложения"Методики изучения природы" для смартфонов и планшетов iPhone и iPad от Apple
К категории методических пособий можно также отнести книги,
написанные и изданные нашими друзьями и коллегами, и продающиеся в нашем некоммерческом Интернет-магазине:
Организация
исследовательской и проектной деятельности в
школе (пособие для учителя) Организация
образовательного процесса в массовой школе на
основе проектной и исследовательской
деятельности, которая коренным образом
изменяет функцию учителя, наталкивается на неподготовленность
педагогических кадров к претворению
инновационной идеи. Снова учитель один на один
оставлен с серьёзными проблемами, возникающими
при освоении инноваций. Представляемое пособие
для учителя призвано объяснить введение в
школьный образовательный процесс таких
инновационных технологий как исследовательская
и проектная деятельность.
Основы гидроботанических исследований: методическое
пособие-определитель Учебно-методическое
пособие посвящено теоретическим и
практическим вопросам, связанным с организацией
гидроботанических исследований учащихся. Даны
рекомендации к организации (подготовке и
проведению) гидроботанических исследований и
конкретные методики, относящиеся к
определённым направлениям гидроботанических
исследований. Методики, разработанные ведущими
учёными в области гидроботаники, адаптированы
для восприятия и понимания и предполагают
свободное овладение ими самостоятельно или под
руководством педагогов. Приводятся ключи для
определения растений водной флоры в полевых
условиях, справочные материалы по некоторым
наиболее важным направлениям гидроботаники.
От наблюдения до выступления. Пособие для педагога
В пособии рассказывается, как вы
можете оказаться на природе, найти там
интересные для вас объекты исследования,
понаблюдать за ними, измерить, сравнить,
сфотографировать, оформить собранный материал в
виде доклада, исследовательской работы и
выступить на конференции.
Пособие может быть полезно юным
натуралистам, которым интересно знакомиться с
природой и раскрывать ее тайны, учителям,
работающим со школьниками по подготовке к
конференциям. Пособие поможет заинтересовать и
организовать ребят, сформировать у них множество
полезных и нужных УУД (универсальных учебных
действий) по ФГОС.
Идём в поход. Советы начинающему туристу
Данное пособие может пригодиться
руководителям детских туристских кружков, а
также будет интересно широкому кругу любителей
самодеятельного туризма, так как содержит
сведения по подготовке и проведению не очень
сложных путешествий (от походов выходного дня до
многодневных пеших или байдарочных).
В книге, кроме специальных туристских сведений,
описаны также способы приготовления
походной еды, первая помощь, игры в свободное
время и многое другое, что может пригодиться в
туристском походе.
В данном пособии содержится много полезных
советов, основанных на многолетнем опыте
автора, поэтому желательно его внимательно
изучить до похода и обязательно взять с собой.