јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)






√Ћј¬Ќјя >>> ћ≈“ќƒ»„≈— »≈ ћј“≈–»јЋџ >>> ћ≈“ќƒ»„≈— »≈ ѕќ—ќЅ»я ѕќ ѕ–ќ≈ “Ќќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“»

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

ћеждународные дни наблюдений за птицами!
—оюз охраны птиц –оссии приглашает российских любителей птиц прин€ть участие в акции и загрузить результаты своих наблюдений на www.biodat.ru ѕодробнее >>>

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕособи€ ‘ильмы ќпределители:  арманные Ќагл€дные  омпьютерные ћобильные “аблицы Ёнциклопедии ѕрезентаци€

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

»зучение динамики роста деревьев по годичным кольцам

Ќа тему данного пособи€ сн€т также учебно-методический фильм
(см. также краткое содержание зан€ти€ с иллюстраци€ми)

© ј.—. Ѕоголюбов, Ќ.—. Ћазарева
© ЂЁкосистемаї, 2005

»зучение динамики роста дерева по годичным кольцамјннотаци€. ƒанное пособие включает в себ€ простейшую методику подготовки спила ствола дерева с последующим подсчетом и измерением ширины годичных колец (годовых приростов) с целью составлени€ графика динамики роста дерева по годам и его анализа в св€зи с изменени€ми внешних факторов. ÷елью работы €вл€етс€ также проведение сравнительного анализа динамики роста различных деревьев с попыткой вы€влени€ общих закономерностей их развити€.

¬ведение

ƒанное учебное задание посв€щено определению возраста дерева по числу годичных колец и исследованию особенностей его роста в различные годы по ширине этих колец.

√одичные кольца, видимые на поперечном спиле ствола дерева, растущего в умеренной климатической зоне, по€вл€ютс€ в результате того, что в течение одного вегетационного сезона прирост дерева в толщину осуществл€етс€ неодинаково. ¬ начале лета рост ствола в толщину идет за счет крупных рыхлых клеток, которые в последующем имеют светлый оттенок. ¬ конце вегетационного сезона Ц осенью Ц образующиес€ клетки древесины мельче, а оболочки у них толще, чем весной и летом. ÷вет этих клеток темнее, чем тех, которые образовались в начале лета. “аким образом, годичное кольцо имеет светлую и темную составл€ющую, и в результате этого на спиле дерева мы можем видеть границы годичных колец.

“акие видимые годичные кольца образуютс€ только в тех зонах «емли, где есть чЄтка€ смена сезонов. ¬ районах без четкой смены сезонов, например на экваторе, годичные кольца на деревь€х также образуютс€, но они практически не видны - древесина имеет равномерную окраску.

ѕо количеству годичных колец на спиле ствола можно довольно точно определить возраст дерева.  роме того, ширина одного годичного кольца, то есть годового прироста дерева, колеблетс€ из год от года. ќна зависит от состо€ни€ дерева в данный вегетационный сезон, что, в свою очередь, зависит от климатических особенностей года, здоровь€ дерева и многих других факторов.

—редн€€ ширина колец у разных деревьев различна и, в основном, св€зана с видом дерева, с местом произрастани€ и индивидуальными особенност€ми дерева.

≈сть однако особенности, характерные дл€ всех видов деревьев, или дл€ большинства деревьев одного вида. Ќапример, ширина колец с освещЄнной стороны дерева больше, чем с теневой, поэтому по пн€м, оставшимс€ от одиноко сто€щих деревьев, можно определить, где север и юг. ” видов, начинающих расти под пологом леса (в наших лесах это, например, ель, дуб), как правило, можно наблюдать закономерное изменение ширины колец в первые годы их жизни: пока молодое деревце живЄт в тени, кольца узкие, когда света начинает доставатьс€ больше Ц они станов€тс€ шире.

≈стественное выпадение и вырубка соседних деревьев также вли€ют на ширину колец - при образовании Ђокнаї р€дом с растущим деревом, оно начинает активно расти, прибавл€€ в росте как в высоту, так и в толщину.

÷елью данного учебного зан€ти€ €вл€етс€ подготовка спила ствола дерева и составление графика динамики роста дерева по годам. Ѕолее интересные выводы можно получить, если сделать несколько спилов разных деревьев, растущих в одной местности (одного вида в разных услови€х произрастани€, или разных видов деревьев в одном и том же биотопе) и сравнить графики их роста.

ƒанное зан€тие рекомендуетс€ проводить зимой, в холодную погоду, когда другие работы в полевых услови€х проводить не очень комфортно.

ƒл€ работы понадобитс€ двуручна€ пила и линейка (желательно металлическа€); дл€ приготовлени€ учебного пособи€ из свежего спила понадобитс€ металлическа€ полоса и гвозди.

ѕодготовка спила

¬ лесу надо найти поваленное или сто€щее сухое дерево, у которого можно определить год отмирани€. ≈сли на дереве сохранилась хво€, то оно погибло недавно и годом его гибели можно считать текущий год. ≈сли хвои нет, но сохранились самые мелкие веточки, то оно погибло в прошлом году. ≈сли мелких веточек и хвои нет, но кора хорошо сохранилась, то около 2 лет назад. Ѕолее старые деревь€ лучше не использовать, так как точно определить год гибели дерева невозможно и все дальнейшие старани€ будут сведены на нет отсутствием "точки отсчета" хронологической шкалы.

»деальным вариантом дл€ приготовлени€ спила можно считать свежеупавшие ветровальные деревь€. ќни погибают "не своей смертью", т.е. не от болезней и вредителей, а под вли€нием внешних сил и анализ таких деревьев дает хорошие результаты по динамике роста деревьев в последние годы.

—пил ствола делают как можно ближе к основанию дерева, так как желательно как можно точнее знать год рождени€ дерева. ќднако, в любом случае при последующем расчете года рождени€ дерева к возрасту ствола на уровне среза прибавл€ют несколько лет - пока...


ѕриведенный выше фрагмент (перва€ страница), входит в состав пособи€, полную версию которого можно приобрести всего за 3 (три) рубл€ ! (это не шутка) в нашем некоммерческом »нтернет-магазине в составе одного из двух дисков:

 упить методические пособи€
 упить методические пособи€ по исследовательской работе на CD-диске в некоммерческом интернет-магазине Ёкосистема


«агрузить приложение ћетодики изучени€ природы: исследовани€ с детьми из магазина Google Play / Play Market —качать приложение »зучение природы - методики из AppStore / iTunes

ћетодические пособи€ и учебные фильмы по исследовательской работе школьников в природе выпущены также в виде приложений
ћетодики изучени€ природы: исследовани€ с детьми
ќписание приложени€ ћетодики изучени€ природы: исследовани€ с детьми

дл€ смартфонов и планшетов Android и
iPhone и iPad от Apple

—качать приложение ћетодики изучени€ природы: исследовани€ с детьми из магазина Google Play / Play Market «агрузить приложение »зучение природы - методики из AppStore / iTunes


 


  категории методических пособий можно также отнести книги, написанные и изданные нашими друзь€ми и коллегами, и продающиес€ в нашем некоммерческом »нтернет-магазине:

ќрганизаци€ исследовательской и проектной де€тельности в школе ќрганизаци€ исследовательской и проектной де€тельности в школе (пособие дл€ учител€)
ќрганизаци€ образовательного процесса в массовой школе на основе проектной и исследовательской де€тельности, котора€ коренным образом измен€ет функцию учител€, наталкиваетс€ на неподготовленность педагогических кадров к претворению инновационной идеи. —нова учитель один на один оставлен с серьЄзными проблемами, возникающими при освоении инноваций. ѕредставл€емое пособие дл€ учител€ призвано объ€снить введение в школьный образовательный процесс таких инновационных технологий как исследовательска€ и проектна€ де€тельность.
ќсновы гидроботанических исследований: методическое пособие-определитель ќсновы гидроботанических исследований: методическое пособие-определитель
”чебно-методическое пособие посв€щено теоретическим и практическим вопросам, св€занным с организацией гидроботанических исследований учащихс€. ƒаны рекомендации к организации (подготовке и проведению) гидроботанических исследований и конкретные методики, относ€щиес€ к определЄнным направлени€м гидроботанических исследований. ћетодики, разработанные ведущими учЄными в области гидроботаники, адаптированы дл€ воспри€ти€ и понимани€ и предполагают свободное овладение ими самосто€тельно или под руководством педагогов. ѕривод€тс€ ключи дл€ определени€ растений водной флоры в полевых услови€х, справочные материалы по некоторым наиболее важным направлени€м гидроботаники.
ќт наблюдени€ до выступлени€. ѕособие дл€ педагога по организации исследовательской де€тельности школьников в природе ќт наблюдени€ до выступлени€. ѕособие дл€ педагога
¬ пособии рассказываетс€, как вы можете оказатьс€ на природе, найти там интересные дл€ вас объекты исследовани€, понаблюдать за ними, измерить, сравнить, сфотографировать, оформить собранный материал в виде доклада, исследовательской работы и выступить на конференции. ѕособие может быть полезно юным натуралистам, которым интересно знакомитьс€ с природой и раскрывать ее тайны, учител€м, работающим со школьниками по подготовке к конференци€м. ѕособие поможет заинтересовать и организовать реб€т, сформировать у них множество полезных и нужных ””ƒ (универсальных учебных действий) по ‘√ќ—.
»дЄм в поход. —оветы начинающему туристу »дЄм в поход. —оветы начинающему туристу
ƒанное пособие может пригодитьс€ руководител€м детских туристских кружков, а также будет интересно широкому кругу любителей самоде€тельного туризма, так как содержит сведени€ по подготовке и проведению не очень сложных путешествий (от походов выходного дн€ до многодневных пеших или байдарочных). ¬ книге, кроме специальных туристских сведений, описаны также способы приготовлени€ походной еды, перва€ помощь, игры в свободное врем€ и многое другое, что может пригодитьс€ в туристском походе. ¬ данном пособии содержитс€ много полезных советов, основанных на многолетнем опыте автора, поэтому желательно его внимательно изучить до похода и об€зательно вз€ть с собой.

 упить методические пособи€
 упить методические пособи€ по исследовательской работе на CD-диске в некоммерческом интернет-магазине Ёкосистема



ƒругие методические материалы по организации проектной де€тельности
и исследовательской работы школьников в природе

ћетодические пособи€ по тематикам:
Ћандшафтоведение (географи€)
Ѕотаника и геоботаника
«оологи€
¬одна€ экологи€ и гидробиологи€
ћониторинг и биоиндикаци€
ѕрограммы, проекты и общие вопросы организации исследований

ѕособие дл€ учител€ " ак организовать полевой экологический практикум"

”чебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной де€тельности:

ќсенний сезон
«имний сезон
¬есенний сезон
Ћетний сезон

 омпьютерные атласы-определители объектов природы:
√рибы
¬одоросли
Ћишайники
ћохообразные
ƒеревь€ и кустарники зимой
ƒеревь€ и кустарники летом
ƒикорастущие цветы
Ѕабочки
Ќасекомые-вредители
¬одные беспозвоночные
–ыбы
јмфибии (земноводные)
–ептилии (пресмыкающиес€)
ѕтицы и птичьи гнезда
ћлекопитающие (звери)

ѕечатные цветные определители растений:
ќпределитель деревьев в осенне-зимний период
ќпределитель кустарников в осенне-зимний период
ќпределитель деревьев в весенне-летний период
ќпределитель кустарников в весенне-летний период
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: первоцветы
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лесов
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лугов и полей
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ водоемов и болот

 арманные определители животных средней полосы –оссии:
√рибы
ќбитатели водоемов
ѕтицы
«вери и их следы

÷ветные ламинированные таблицы "√рибы, растени€ и животные":
√рибы: часть 1
√рибы: часть 2
Ћишайники
¬одоросли
ћхи
ѕервоцветы
÷веты лесов
÷веты лугов
÷веты водоемов
ƒеревь€ зимой
 устарники зимой
ƒеревь€ летом
 устарники летом
¬одные беспозвоночные
ƒневные бабочки
–ыбы
јмфибии и рептилии
«имующие птицы
ѕерелетные птицы
ћлекопитающие


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020