Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:
Объявления:
АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>
Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>
Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>
Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>
Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>
Аннотация. В
данном методическом пособии рассказано об
условиях зимовки растений, о различных
адаптациях растений к зиме, о разнице между
вечнозелеными и зимне-зелеными растениями.
Методическая часть посвящена изучению зеленых
растений под снегом и включает методику выбора и
заложения площадок, методику описания
растительного покрова и подготовки отчета.
Итогом работы является анализ видового состава
зимующих под снегом зеленых растений в различных
биотопах.
Введение
Целью данной работы является изучение
растений, зимующих под снегом в зеленом
состоянии.
Для исследования желательно выбрать
несколько сильно различающихся биотопов,
например темный хвойный (еловый) лес, светлый
хвойный (сосновый) лес, лиственный лес и луг. В
каждом из этих биотопов следует заложить
площадки, на которых раскопать снег и подсчитать
и определить все зеленые растения.
Результатом работы будут списки видов и
численность зеленых растений в различных
биотопах.
Для проведения работы понадобятся рулетки,
лопаты и определители растений (желательно
иллюстрированные).
Перед началом занятия в качестве введения в
тему исследования, а также для последующего
правильного осмысления его результатов следует
обсудить со школьниками проблему условий
существования растений в зимних условиях,
адаптации растений к этим условиям и
классификацию растений, зимующих зелеными.
Адаптации растений к зимним условиям
Всем известно, что зима – трудное, неблагоприятное
для растений время года.
Основная опасность, которая подстерегает
растения зимой – высыхание. Именно это
главная угроза, так как вода в почве замерзает.
Если в зимнее время начнет подсыхать
какая-нибудь часть растения, она неминуемо
погибнет. Ведь во время холодов передвижения
воды по растению нет и восполнить потери влаги
невозможно. А испаряется вода зимой довольно
хорошо (вспомните, как быстро сохнет белье на
морозе).
Поэтому все адаптации растений к зиме
направлены на снижение потерь влаги. Для
деревьев и кустарников главный способ борьбы с
зимним высыханием – сбрасывание листвы. Такие
растения называются листопадными, то есть их
листья опадают все вместе осенью, а живут один
сезон. Необходимое количество света и воды
растения получают в течение весны и лета, их
крупные листья работают достаточно эффективно,
чтобы обеспечить растение питательными
веществами на начало следующего сезона. На зиму
такие растения как бы впадают в спячку,
практически не расходуя воды и не
фотосинтезируя.
Хвойные растения пошли другим путем – в их
листьях очень мало собственно воды, а
преобладают незамерзающие эфирные масла,
алкалоиды и сахара. Все физиологические процессы
в хвойных растениях, в том числе и фотосинтез,
идут очень медленно, но зато они могут идти при
низких температурах, даже зимой. Для еще меньших
потерь влаги листья хвойных растений игловидные,
жёсткие, защищены слоем воска. Каждый лист
(хвоинка) живёт 2-5 лет, а опадают листья не все
вместе, а по очереди в течение года.
Дополнительные средства защиты стволов и ветвей
– кора (пробковый слой), а почек - почечные чешуи-
снижают зимние потери влаги еще больше и
обеспечивают длительную зимовку этих растений.
Другое дело – нежные травянистые растения. Их
основной способ переживания зимы – полное отмирание
надземной части (у большинства), или всего
растения (у однолетников), либо специальные
«хитрые» адаптации (у вечнозеленых и
зимне-зеленых). Именно о них и пойдет речь в
данной работе.
Вечнозеленые и зимне-зеленые растения под
снегом
Основное условие существования травянистых
зеленых растений в умеренном климате – наличие
достаточного снегового покрова.
Основная его функция в данном случае –
предохранительная, или теплоизоляционная.
Известно, что снежный покров имеет рыхлое
строение из-за формы снежинок. В пустотах между
снежинками находится воздух, который отличается
плохой теплопроводностью, и именно ему мы
обязаны за столь замечательное свойство снега.
Он, как мы нередко (но неправильно) говорим,
«хорошо греет».
Благодаря слабой теплопроводности снега
суточные колебания температур проникают в его...
Приведенный выше фрагмент (первая страница), входит в состав пособия,
полную версию которого можно приобрести
всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) в нашем некоммерческом Интернет-магазине
в составе одного из двух дисков:
Приобрести некоторые из этих пособий можно также в формате приложений для Андроид-смартфонов и планшетов на
Google Play.
К категории методических пособий можно также отнести книги,
написанные и изданные нашими друзьями и коллегами, и продающиеся в нашем некоммерческом Интернет-магазине:
Организация
исследовательской и проектной деятельности в
школе (пособие для учителя) Организация
образовательного процесса в массовой школе на
основе проектной и исследовательской
деятельности, которая коренным образом
изменяет функцию учителя, наталкивается на неподготовленность
педагогических кадров к претворению
инновационной идеи. Снова учитель один на один
оставлен с серьёзными проблемами, возникающими
при освоении инноваций. Представляемое пособие
для учителя призвано объяснить введение в
школьный образовательный процесс таких
инновационных технологий как исследовательская
и проектная деятельность.
Школа
гидроботаники: методическое
пособие-определитель Учебно-методическое
пособие посвящено теоретическим и
практическим вопросам, связанным с организацией
гидроботанических исследований учащихся. Даны
рекомендации к организации (подготовке и
проведению) гидроботанических исследований и
конкретные методики, относящиеся к
определённым направлениям гидроботанических
исследований. Методики, разработанные ведущими
учёными в области гидроботаники, адаптированы
для восприятия и понимания и предполагают
свободное овладение ими самостоятельно или под
руководством педагогов. Приводятся ключи для
определения растений водной флоры в полевых
условиях, справочные материалы по некоторым
наиболее важным направлениям гидроботаники.
От наблюдения до выступления. Пособие для педагога
В пособии рассказывается, как вы
можете оказаться на природе, найти там
интересные для вас объекты исследования,
понаблюдать за ними, измерить, сравнить,
сфотографировать, оформить собранный материал в
виде доклада, исследовательской работы и
выступить на конференции.
Пособие может быть полезно юным
натуралистам, которым интересно знакомиться с
природой и раскрывать ее тайны, учителям,
работающим со школьниками по подготовке к
конференциям. Пособие поможет заинтересовать и
организовать ребят, сформировать у них множество
полезных и нужных УУД (универсальных учебных
действий) по ФГОС.
Идём в поход. Советы начинающему туристу
Данное пособие может пригодиться
руководителям детских туристских кружков, а
также будет интересно широкому кругу любителей
самодеятельного туризма, так как содержит
сведения по подготовке и проведению не очень
сложных путешествий (от походов выходного дня до
многодневных пеших или байдарочных).
В книге, кроме специальных туристских сведений,
описаны также способы приготовления
походной еды, первая помощь, игры в свободное
время и многое другое, что может пригодиться в
туристском походе.
В данном пособии содержится много полезных
советов, основанных на многолетнем опыте
автора, поэтому желательно его внимательно
изучить до похода и обязательно взять с собой.
Составим на заказ
программу школьного экологического мониторинга Вашей природной
территории или объекта (ООПТ, парка, леса, водоема, пришкольной территории и т.п.)
Другие методические материалы по
организации проектной деятельности и исследовательской работы школьников в природе