јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ћ≈“ќƒ»„≈— »≈ ћј“≈–»јЋџ >>> ћ≈“ќƒ»„≈— »≈ ѕќ—ќЅ»я ѕќ ѕ–ќ≈ “Ќќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“»

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕособи€ ‘ильмы ќпределители:  арманные Ќагл€дные  омпьютерные ћобильные “аблицы Ёнциклопедии ѕрезентаци€

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

 омплексные геоботанические исследовани€ фитоценозов

© —оставитель ј.—. Ѕоголюбов, Ќ.—. Ћазарева
© ЂЁкосистемаї, 1996

 омплексные геоботанические исследовани€ фитоценозовјннотаци€. ƒанное пособие содержит методику проведени€ комплексного геоботанического исследовани€ фитоценоза, включа€ составление флоры, заложение пробных площадок и проведение геоботанических описаний. ќсобое внимание уделено тонкост€м выделени€ ассоциаций, вертикальной и горизонтальной структуры фитоценозов, а также методам учета обили€. ¬ заключительной части пособи€ привод€тс€ примерные варианты использовани€ данной методики при проведении самосто€тельных исследований школьников на полевом практикуме.

¬ведение

√еоботанические исследовани€, €вл€€сь основной формой работы полевых ботаников, включают в себ€ комплексное изучение как самих растений, так и среды их обитани€, которые оказывают взаимное вли€ние и, в определенной степени, "формируют друг друга".

—в€зано это, в первую очередь, с тем, что произрастание как отдельных видов растений, так и сформированных ими фитоценозов, напр€мую зависит от комплекса физико-географических факторов, в первую очередь - от особенностей рельефа, почв и почвообразующих пород данной территории. ќсобенно велика, при этом, роль рельефа, который, хот€ и косвенно, вли€ет на растительность и, €вл€€сь мощным трансформатором тепла и влаги, оказывает исключительно большое вли€ние на специфику фитоценозов и их распространение.

¬ свою очередь растени€ и сформированные ими фитоценозы измен€ют среду своего обитани€ - макро- и микроклимат, состав, структуру и влажность почвы, подземную и поверхностную гидросеть.

Ѕудучи функционально св€занными с комплексом физико-географических условий, растени€ и их сообщества могут быть использованы как индикаторы (особенно виды и фитоценозы с узкой экологической амплитудой) различных особенностей природных условий - аэрации и увлажнени€ почвы, ее засоленности, карбонатности и механического состава, глубины залегани€ почвенно-грунтовых вод и т.п. Ќаиболее надежными индикаторами €вл€ютс€ не отдельные виды, а группы видов или целиком растительные сообщества.

ќсновные пон€ти€ и термины

‘итоценоз и геоботанические исследовани€

ѕри геоботанических исследовани€х основным объектом изучени€ €вл€етс€ фитоценоз.

¬ отечественной геоботанической литературе наиболее широко используетс€ определение, данное ¬.Ќ.—укачевым: Уѕод фитоценозом (растительным сообществом) надлежит понимать вс€кую совокупность растений на данном участке территории, наход€щуюс€ в состо€нии взаимозависимости и характеризующуюс€ как определенным составом и строением, так и определенным взаимоотношением со средойЕФ.

“аким образом, фитоценоз - это не случайное собрание видов растений, а закономерна€ совокупность видов, приспособившихс€, в результате длительного подбора, к совместному существованию в определенных услови€ внешней среды.

„асто вместо термина УфитоценозФ употребл€етс€ термин Урастительное сообществоФ. ќднако, как считает ј.√. ¬оронов (1973), термин УфитоценозФ целесообразнее сохранить дл€ обозначени€ конкретных участков растительности, а Урастительное сообществоФ использовать как термин, не имеющий определЄнного объЄма, как безранговое пон€тие дл€ обозначени€ любого таксона в классификации растительного покрова.

»ногда в качестве синонима термина УфитоценозФ некоторые исследователи используют термин Уучасток ассоциацииФ.

 аждый фитоценоз характеризуетс€ определЄнным набором признаков, из которых наиболее важное значение дл€ разграничени€ одних фитоценозов от других имеют следующие:

1) видовой (флористический) состав;

2) количественные и качественные отношени€ между растени€ми, которые определ€ютс€ разной степенью участи€ (обилием) различных видов и неодинаковой их значимостью в фитоценозе;

3) структура - вертикальное и горизонтальное расчленение фитоценоза;

4) характер местообитани€ - среда обитани€ фитоценоза.

—овокупность всех фитоценозов определенной территории называют растительностью, или растительным покровом данной территории.

 лассификаци€ фитоценозов

ƒл€ того, чтобы разобратьс€ в многообразии фитоценозов, слагающих растительный покров определЄнного региона, их систематизируют, использу€ классификацию соподчиненных единиц. »з классификационных единиц приходитс€...


ѕриведенный выше фрагмент (перва€ страница), входит в состав пособи€, полную версию которого можно приобрести всего за 3 (три) рубл€ ! (это не шутка) в нашем некоммерческом »нтернет-магазине в составе одного из двух дисков:

 упить методические пособи€
 упить методические пособи€ по исследовательской работе на CD-диске в некоммерческом интернет-магазине Ёкосистема

ћетодические пособи€ и учебные фильмы по исследовательской работе школьников выпущены также в виде приложени€ "ћетодики изучени€ природы" дл€ смартфонов и планшетов iPhone и iPad от Apple

ѕриложение можно установить из AppStore

«агрузить приложение ћетодики изучени€ природы дл€ iPhone и iPad от Apple из AppStore / iTunes


 


  категории методических пособий можно также отнести книги, написанные и изданные нашими друзь€ми и коллегами, и продающиес€ в нашем некоммерческом »нтернет-магазине:

ќрганизаци€ исследовательской и проектной де€тельности в школе ќрганизаци€ исследовательской и проектной де€тельности в школе (пособие дл€ учител€)
ќрганизаци€ образовательного процесса в массовой школе на основе проектной и исследовательской де€тельности, котора€ коренным образом измен€ет функцию учител€, наталкиваетс€ на неподготовленность педагогических кадров к претворению инновационной идеи. —нова учитель один на один оставлен с серьЄзными проблемами, возникающими при освоении инноваций. ѕредставл€емое пособие дл€ учител€ призвано объ€снить введение в школьный образовательный процесс таких инновационных технологий как исследовательска€ и проектна€ де€тельность.
ќсновы гидроботанических исследований: методическое пособие-определитель ќсновы гидроботанических исследований: методическое пособие-определитель
”чебно-методическое пособие посв€щено теоретическим и практическим вопросам, св€занным с организацией гидроботанических исследований учащихс€. ƒаны рекомендации к организации (подготовке и проведению) гидроботанических исследований и конкретные методики, относ€щиес€ к определЄнным направлени€м гидроботанических исследований. ћетодики, разработанные ведущими учЄными в области гидроботаники, адаптированы дл€ воспри€ти€ и понимани€ и предполагают свободное овладение ими самосто€тельно или под руководством педагогов. ѕривод€тс€ ключи дл€ определени€ растений водной флоры в полевых услови€х, справочные материалы по некоторым наиболее важным направлени€м гидроботаники.
ќт наблюдени€ до выступлени€. ѕособие дл€ педагога по организации исследовательской де€тельности школьников в природе ќт наблюдени€ до выступлени€. ѕособие дл€ педагога
¬ пособии рассказываетс€, как вы можете оказатьс€ на природе, найти там интересные дл€ вас объекты исследовани€, понаблюдать за ними, измерить, сравнить, сфотографировать, оформить собранный материал в виде доклада, исследовательской работы и выступить на конференции. ѕособие может быть полезно юным натуралистам, которым интересно знакомитьс€ с природой и раскрывать ее тайны, учител€м, работающим со школьниками по подготовке к конференци€м. ѕособие поможет заинтересовать и организовать реб€т, сформировать у них множество полезных и нужных ””ƒ (универсальных учебных действий) по ‘√ќ—.
»дЄм в поход. —оветы начинающему туристу »дЄм в поход. —оветы начинающему туристу
ƒанное пособие может пригодитьс€ руководител€м детских туристских кружков, а также будет интересно широкому кругу любителей самоде€тельного туризма, так как содержит сведени€ по подготовке и проведению не очень сложных путешествий (от походов выходного дн€ до многодневных пеших или байдарочных). ¬ книге, кроме специальных туристских сведений, описаны также способы приготовлени€ походной еды, перва€ помощь, игры в свободное врем€ и многое другое, что может пригодитьс€ в туристском походе. ¬ данном пособии содержитс€ много полезных советов, основанных на многолетнем опыте автора, поэтому желательно его внимательно изучить до похода и об€зательно вз€ть с собой.

 упить методические пособи€
 упить методические пособи€ по исследовательской работе на CD-диске в некоммерческом интернет-магазине Ёкосистема



ƒругие методические материалы по организации проектной де€тельности
и исследовательской работы школьников в природе

ћетодические пособи€ по тематикам:
Ћандшафтоведение (географи€)
Ѕотаника и геоботаника
«оологи€
¬одна€ экологи€ и гидробиологи€
ћониторинг и биоиндикаци€
ѕрограммы, проекты и общие вопросы организации исследований

ѕособие дл€ учител€ " ак организовать полевой экологический практикум"

”чебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной де€тельности:

ќсенний сезон
«имний сезон
¬есенний сезон
Ћетний сезон

 омпьютерные атласы-определители объектов природы:
√рибы
¬одоросли
Ћишайники
ћохообразные
ƒеревь€ и кустарники зимой
ƒеревь€ и кустарники летом
ƒикорастущие цветы
Ѕабочки
Ќасекомые-вредители
¬одные беспозвоночные
–ыбы
јмфибии (земноводные)
–ептилии (пресмыкающиес€)
ѕтицы и птичьи гнезда
ћлекопитающие (звери)

ѕечатные цветные определители растений:
ќпределитель деревьев в осенне-зимний период
ќпределитель кустарников в осенне-зимний период
ќпределитель деревьев в весенне-летний период
ќпределитель кустарников в весенне-летний период
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: первоцветы
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лесов
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лугов и полей
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ водоемов и болот

 арманные определители животных средней полосы –оссии:
√рибы
ќбитатели водоемов
ѕтицы
«вери и их следы

÷ветные ламинированные таблицы "√рибы, растени€ и животные":
√рибы: часть 1
√рибы: часть 2
Ћишайники
¬одоросли
ћхи
ѕервоцветы
÷веты лесов
÷веты лугов
÷веты водоемов
ƒеревь€ зимой
 устарники зимой
ƒеревь€ летом
 устарники летом
¬одные беспозвоночные
ƒневные бабочки
–ыбы
јмфибии и рептилии
«имующие птицы
ѕерелетные птицы
ћлекопитающие


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019