јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ћ≈“ќƒ»„≈— »≈ ћј“≈–»јЋџ >>> ћ≈“ќƒ»„≈— »≈ ѕќ—ќЅ»я ѕќ ѕ–ќ≈ “Ќќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“»

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕособи€ ‘ильмы ќпределители:  арманные Ќагл€дные  омпьютерные ћобильные “аблицы Ёнциклопедии ѕрезентаци€

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ћетодика изучени€ перифитона и оценки сапробности водоемов

© —оставитель ј.—. Ѕоголюбов
© Ёкосистема, 1997

ћетодика изучени€ перифитона и оценки сапробности водоемовјннотаци€. ƒанное методическое пособие посв€щено описанию методики изучени€ обрастаний (перифитона), включа€ выбор мест отбора и технику отбора и обработки проб. ѕриводитс€ также методика расчета сапробности воды по индикаторным организмам обрастаний, в том числе - таблицы индикаторных видов с данными их сапробной валентности (таблицы —Ё¬).

¬ведение

"ѕерифитоном", или "обрастани€ми", называют животных и растени€, обитающие в толще воды на живых и мертвых субстратах, приподн€тых над дном вне зависимости от их происхождени€ и степени подвижности.

ѕерифитонным организмам часто отдаетс€ предпочтение при биологической индикации качества поверхностных вод. Ёто обусловлено большим количеством литературных данных о хорошей согласованности результатов биологического анализа перифитона с результатами, полученными другими методами, и, в то же врем€, относительной простотой сбора перифитона по сравнению со сбором других биоценотических групп гидробионтов.

ѕерифитон, благодар€ своей приуроченности к субстрату, играет первостепенную роль при оценке качества воды и позвол€ет судить о ее среднем загр€знении за определенный промежуток времени, предшествующий исследованию. ƒругими словами, анализ перифитона может указать на ранее имевшее место ухудшение качества воды, не отмеченное быть может по единовременным химическим или биологическим пробам. ѕерифитон незаменим при исследовани€х, св€занных с оценкой экологического состо€ни€ водных систем, на что неоднократно указывали ученые-гидробиологи, называ€ перифитон исключительно подход€щим объектом дл€ исследований в области экологии.

¬ состав обрастаний (перифитона) вход€т представители трех основных функциональных групп: автотрофные организмы-продуценты (водоросли); гетеротрофные организмы-консументы (простейшие, коловратки, черви и другие) и организмы-редуценты (зооглейные, нитчатые, палочковидные, кокковидные и другие бактерии и грибы). ѕричем основу пленок обрастаний составл€ют в основном формы микроскопические, дл€ которых характерны высокий уровень метаболизма, короткие жизненные циклы и способность быстро реагировать на изменение внешней среды.

ќсновные принципы организации сети наблюдений

¬ыбор места и времени отбора проб

ѕерифитон как составна€ часть водных экосистем претерпевает вместе с ними изменени€, обусловленные разными природными и антропогенными факторами, что выражаетс€ в пространственных и временных сукцесси€х перифитонных сообществ. Ѕиоценозы перифитона €вл€ют собой примеры очень динамичных биологических систем, изучение которых требует определенным образом организованной в пространстве и во времени системы отбора проб.

Ќаиболее целесообразно проводить изучение обрастаний в летний или переходный летне-осенний сезон, €вл€ющийс€ дл€ большинства регионов биологическим летом, т.е. периодом максимальной активизации гидробиологических процессов.

ћеста (точки, створы) дл€ сбора проб перифитона должны по-возможности совпадать с местами, намеченными дл€ стандартного гидробиологического и гидрохимического обследовани€ и охватывать различные по уровню загр€знени€ и общей антропогенной нагрузке участки водосборных бассейнов (приуроченные к разным типам ландшафта фоновые участки, загр€зненные участки, зоны самоочищени€, устьевые участки, зарегулированные и назарегулированные водотоки и др.). —еть пунктов и створов дл€ отбора проб перифитона, таким образом, должна характеризовать, с одной стороны, картину современного гидробиологического состо€ни€ основных водосборных бассейнов изучаемого региона, а с другой Ч служить достаточно обширным источником формировани€ базы данных дл€ экологических прогнозов.

Ќаибольшее показательное значение имеет перифитон, развивающийс€ на субстратах в проточных и открытых местах водных объектов, где невозможны какие-либо случайные застои гр€зной или чистой воды. ¬ реках, например, идеальным местом отбора перифитона €вл€ютс€ каменистые перекаты. ¬ то же врем€ при проведении специальных исследований, св€занных, например, с картированием отдельных участков водных объектов, могут...


ѕриведенный выше фрагмент (перва€ страница), входит в состав пособи€, полную версию которого можно приобрести всего за 3 (три) рубл€ ! (это не шутка) в нашем некоммерческом »нтернет-магазине в составе одного из двух дисков:

 упить методические пособи€
 упить методические пособи€ по исследовательской работе на CD-диске в некоммерческом интернет-магазине Ёкосистема

ћетодические пособи€ и учебные фильмы по исследовательской работе школьников выпущены также в виде приложени€ "ћетодики изучени€ природы" дл€ смартфонов и планшетов iPhone и iPad от Apple

ѕриложение можно установить из AppStore

«агрузить приложение ћетодики изучени€ природы дл€ iPhone и iPad от Apple из AppStore / iTunes


 


  категории методических пособий можно также отнести книги, написанные и изданные нашими друзь€ми и коллегами, и продающиес€ в нашем некоммерческом »нтернет-магазине:

ќрганизаци€ исследовательской и проектной де€тельности в школе ќрганизаци€ исследовательской и проектной де€тельности в школе (пособие дл€ учител€)
ќрганизаци€ образовательного процесса в массовой школе на основе проектной и исследовательской де€тельности, котора€ коренным образом измен€ет функцию учител€, наталкиваетс€ на неподготовленность педагогических кадров к претворению инновационной идеи. —нова учитель один на один оставлен с серьЄзными проблемами, возникающими при освоении инноваций. ѕредставл€емое пособие дл€ учител€ призвано объ€снить введение в школьный образовательный процесс таких инновационных технологий как исследовательска€ и проектна€ де€тельность.
ќсновы гидроботанических исследований: методическое пособие-определитель ќсновы гидроботанических исследований: методическое пособие-определитель
”чебно-методическое пособие посв€щено теоретическим и практическим вопросам, св€занным с организацией гидроботанических исследований учащихс€. ƒаны рекомендации к организации (подготовке и проведению) гидроботанических исследований и конкретные методики, относ€щиес€ к определЄнным направлени€м гидроботанических исследований. ћетодики, разработанные ведущими учЄными в области гидроботаники, адаптированы дл€ воспри€ти€ и понимани€ и предполагают свободное овладение ими самосто€тельно или под руководством педагогов. ѕривод€тс€ ключи дл€ определени€ растений водной флоры в полевых услови€х, справочные материалы по некоторым наиболее важным направлени€м гидроботаники.
ќт наблюдени€ до выступлени€. ѕособие дл€ педагога по организации исследовательской де€тельности школьников в природе ќт наблюдени€ до выступлени€. ѕособие дл€ педагога
¬ пособии рассказываетс€, как вы можете оказатьс€ на природе, найти там интересные дл€ вас объекты исследовани€, понаблюдать за ними, измерить, сравнить, сфотографировать, оформить собранный материал в виде доклада, исследовательской работы и выступить на конференции. ѕособие может быть полезно юным натуралистам, которым интересно знакомитьс€ с природой и раскрывать ее тайны, учител€м, работающим со школьниками по подготовке к конференци€м. ѕособие поможет заинтересовать и организовать реб€т, сформировать у них множество полезных и нужных ””ƒ (универсальных учебных действий) по ‘√ќ—.
»дЄм в поход. —оветы начинающему туристу »дЄм в поход. —оветы начинающему туристу
ƒанное пособие может пригодитьс€ руководител€м детских туристских кружков, а также будет интересно широкому кругу любителей самоде€тельного туризма, так как содержит сведени€ по подготовке и проведению не очень сложных путешествий (от походов выходного дн€ до многодневных пеших или байдарочных). ¬ книге, кроме специальных туристских сведений, описаны также способы приготовлени€ походной еды, перва€ помощь, игры в свободное врем€ и многое другое, что может пригодитьс€ в туристском походе. ¬ данном пособии содержитс€ много полезных советов, основанных на многолетнем опыте автора, поэтому желательно его внимательно изучить до похода и об€зательно вз€ть с собой.

 упить методические пособи€
 упить методические пособи€ по исследовательской работе на CD-диске в некоммерческом интернет-магазине Ёкосистема



ƒругие методические материалы по организации проектной де€тельности
и исследовательской работы школьников в природе

ћетодические пособи€ по тематикам:
Ћандшафтоведение (географи€)
Ѕотаника и геоботаника
«оологи€
¬одна€ экологи€ и гидробиологи€
ћониторинг и биоиндикаци€
ѕрограммы, проекты и общие вопросы организации исследований

ѕособие дл€ учител€ " ак организовать полевой экологический практикум"

”чебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной де€тельности:

ќсенний сезон
«имний сезон
¬есенний сезон
Ћетний сезон

 омпьютерные атласы-определители объектов природы:
√рибы
¬одоросли
Ћишайники
ћохообразные
ƒеревь€ и кустарники зимой
ƒеревь€ и кустарники летом
ƒикорастущие цветы
Ѕабочки
Ќасекомые-вредители
¬одные беспозвоночные
–ыбы
јмфибии (земноводные)
–ептилии (пресмыкающиес€)
ѕтицы и птичьи гнезда
ћлекопитающие (звери)

ѕечатные цветные определители растений:
ќпределитель деревьев в осенне-зимний период
ќпределитель кустарников в осенне-зимний период
ќпределитель деревьев в весенне-летний период
ќпределитель кустарников в весенне-летний период
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: первоцветы
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лесов
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ лугов и полей
ќпределитель трав€нистых растений по цветкам: растени€ водоемов и болот

 арманные определители животных средней полосы –оссии:
√рибы
ќбитатели водоемов
ѕтицы
«вери и их следы

÷ветные ламинированные таблицы "√рибы, растени€ и животные":
√рибы: часть 1
√рибы: часть 2
Ћишайники
¬одоросли
ћхи
ѕервоцветы
÷веты лесов
÷веты лугов
÷веты водоемов
ƒеревь€ зимой
 устарники зимой
ƒеревь€ летом
 устарники летом
¬одные беспозвоночные
ƒневные бабочки
–ыбы
јмфибии и рептилии
«имующие птицы
ѕерелетные птицы
ћлекопитающие


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019