јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)




Ѕиологический кружок ¬ќќѕ: главна€ страница раздела

√остю кружка Ќаши планы Ёкспедиции »сследовани€ »стори€ кружка —писок ¬ќќѕовцев  онтакты

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


"“ак жизнь прожить нельз€ Ц это очевидноЕ"

»з беседы о ѕетре ѕетровиче —молине с јлександром —ергеевичем –аутианом, вооповцем 1960-х годов.
Ѕеседу ведут ј.». ќлексенко и ≈.¬. «убакина

 

Ц ¬о времена, когда € пришел в кружок, разницы между старшими и младшими не было. я и студенты, которые продолжали посещать кружок, сидели и занимались вместе. ¬ каком-то смысле дл€ мен€ это играло очень важную роль: мне совершенно не приходило в голову считать, что € маленькийЕ во втором классе € просто быстро писать не умел, поэтому почерк себе испортил на всю жизнь. я вижу, что все люди записывают, и стараюсь тоже поспевать. „итал € свободно в то врем€, но в дошкольном состо€нии много писать Ц такой необходимости у мен€ не было. ѕритом, в детстве пам€ть обычно хороша€, мне даже записывать не было смысла, € в общем помнил то, что хотел запомнить.

ƒругой пример Ц это ¬олод€ ∆ерихин (из  ёЅ«а), он Ѕрема Ђконспектировалї при помощи рисовани€: по описани€м рисовал насекомых Ц не изображенных в книге. ћен€ это поразило в свое врем€.

Ц јлександр —ергеевич, а на чем ѕетр ѕетрович стремилс€ построить кружок, что было дл€ него самым важным?

Ц ¬ организационном смысле кружок строилс€ в первую очередь, на системе самоуправлени€. ” нас были Ѕюро и председатель.  аждый понедельник устраивались организационные собрани€, где решались наши дела, начина€ от ближайшего выезда и конча€ устройством дн€ рождени€ кружка (первое воскресенье окт€бр€), который у нас называлс€ Ђёбилейї. —амым крупным в год событием, требовавшим подготовки, была конференци€ Ђ¬стречи поколенийї, на которой старшие (в наше врем€ это были кандидаты наук, а позже Ц и доктора) и младшие выступали друг перед другом. ¬ процессе подготовки докладов и докладчиков обычно решались вопросы приема в кандидаты и члены кружка.

ƒело в том, что вход в кружок был совершенно свободен: теб€ никто не спрашивал, зачем ты пришел, как ты учишьс€ и на что годишьс€. я так, например, ни на что не годилс€Е —таршие это наверное, хорошо помн€т.

ѕриходил, садилс€Е ѕетр ѕетрович на каждом зан€тии пускал блокнот, в котором расписывались все присутствующие. Ќовеньким полагалось р€дом с именем и фамилией написать домашний адрес и телефон. » всеЕ

ќднажды ѕѕ— прочел в блокноте: Ђ‘еликс ƒзержинский, ћосква,  ремльї. ќказалось, что это был взаправдашний адрес ‘.я. ƒзержинского, который нынче читает единственный в нашей стране серьезный курс сравнительной анатомии в ћосковском университете.

¬ действительности самоуправление было достаточно условным. ƒело в том, что ѕетр ѕетрович пользовалс€ безусловным авторитетом, и его предложени€, по крайней мере насто€тельные, никогда, насколько € помню, не отвергались. Ќо культивировалась видимость того, что мы с Ѕюро сами решаем, как нам жить. ќсновной кирпич, на который эта система опиралась, это, соответственно, морально-этические принципы, которые просто существуют исходно, от мамы, папы, дедушек, бабушек и просто окружающих детей и взрослых. ≈сли человек приходил в кружок в этом отношении, м€гко выража€сь, достаточно невинным, то окружающа€ кружкова€ компани€ быстро приводила его в Ђхристианский видї. »ными словами, вс€ система ѕетра ѕетровича, как, впрочем, и иных его сверстников (Ѕ.≈. –айкова, ј.—. ћакаренко, —.“. Ўатского, Ѕ.¬. ¬сесв€тского, ѕ.ј. ћантейфел€), была рассчитана на то, что тривиальные вещи (ну Ђне убийї было не актуально, а вот Ђне украдиї, Ђне забидь слабогої, Ђлоханкизмї Ц к примеру, сожрать все вкусное, привезенное на выезд, Ц не приветствовалс€ и т.п.) понимали почти все. Ќа этом же строилась до войны работа учкомов в школах. ѕриводили в Ђхристианский видї и коммунальные квартиры, в которых жила в детстве больша€ часть нашего поколени€. ∆изнь на коммунальной площади (в пр€мом и переносном смысле) от лоханкизма давала надежную прививку.

ѕай-мальчиками мы никогда, конечно, не были, и в кружке от нас этого, к счастью, не требовалось. «аповеди, безусловно, частенько нарушались, но каждый, наруша€, понимал, что делает. ¬едь и дл€ этого, как известно, есть заповедь: Ђне согрешишь Ц не покаешьс€, не покаешьс€ Ц не спасешьс€ї.  ак € теперь студентам говорю, высока€ способность человека к экстрапол€ции позвол€ет ему не только использовать опыт действительной жизни, но и прожить множество жизней воображаемых. ¬ этом, собственно, смысл художественной литературы. —котам бессловесным дл€ приобретени€ сравнимого опыта требуетс€ смена многих поколений, а у человека все в одну жизнь Ђубираетс€ї. — этой точки зрени€, не важно даже то, ворует ли человек (хот€ воровать, конечно, негоже), как важно, понимает он, как это по-русски называетс€ или нет.

“ак вот, все это самоуправление прекрасно работало, пока народа Ђнехристианского видаї не развелось слишком много. Ќадо сказать, что ѕетр ѕетрович дожил до времени, когда тривиальные вещи в массе перестали пониматьс€. —тыдно, старшему школьнику приходилось объ€сн€ть, что прилично человеку делать, а что Ц нет. ƒругой раз приходилось буквально, как с дошкольником Ц с чистого листаЕ »з-за чего Ѕюро захирело, председатель не избиралс€ и прочие вещи? — конца 60-х годов народ уже не помнит ни того, ни другого. ¬се абсолютно потер€ло смысл.

ѕетр ѕетрович не понимал, как работать в таких услови€х с председателем и Ѕюро. ќн это мне все сам говорил, когда € уже вместе с ним работал в ƒарвиновском музее. Ќаивный человек, он считал, что это Ц неудачное поколение, что все еще устроитьс€. “ак и не устроилось никогда! ќн просто наде€лс€: ну, значит, надо пропустить это поколение. Ётого же не может быть, чтобы народ до такого кра€ дошел!

ѕричина-то, по которой пошел такой народ в кружок, и причина того, почему его самого с кружком отовсюду выжили (из ћќѕ», из «оомузей, из ѕриокско-“еррасного заповедника), одна и та же. ƒело же не в дет€х, а в обществе, в котором они живут. ѕетр ѕетрович был настолько хорошим человеком, что, возможно, сам не очень понимал, почему его выжили. Ќапример, в заповеднике мен€ все знали, и € никогда не брал пропуска дл€ работы. ѕервое врем€ € пыталс€ выписывать пропуска сам на большую группу дл€ ѕѕ—а и кружка.  ак раньше, жить в конторе заповедника или √олубом ƒунае (халупа в ƒонках така€ была дл€ приезжих, вроде нашего брата). Ќо со стороны реки —ушки можно было войти в заповедник мимо начальства. Ќу, пару раз так удалось, а потом мне ¬.¬. Ћогинов (директор заповедника, он пропуска подписывал) говорит, мол, ты думаешь, € не знаю, дл€ кого пропускЕ и все кончилось.

 онечно, что-то ломалось.  онечно, мы безобразничали, конечно, бывало, ломали тушки из коллекции ј.ѕ.  уз€кина в ћќѕ». — этим все €сно. ѕацаны суть пацаныЕ  онечно, до времени взрослое население ћќѕ», «оомузей и заповедника, нас до известной степени терпело.  огда соответствующие люди, одни померли, а другие вышли на пенсию и заменились людьми более младшего, и € бы сказал, более вс€кого поколени€, то, как говоритьс€, двери ему закрыли везде, кроме ƒарвиновского музе€, где он работал. Ќо тушки и чучела и здесь довольно быстро давать дл€ зан€тий перестали.

Ёта тенденци€ хорошо видна сейчас. ѕетра ѕетровича давно нет среди нас. Ћегко посмотреть, много ли нынче школьников работает в «оомузее? »х там почти нет вообще! ј в наше врем€ там всегда работал народ, никого даже не спрашивали, в кружке ты или нет. ¬олод€ ∆ерихин в «оомузей пришел даже раньше (кажетс€, в 5-м классе), чем в  ёЅ«. Ќу кюбзарей обычно было побольше (там по причине собеседований и дневников народ был поглаже, а у нас похулиганистей; теперь, кажетс€, наоборот), наших поменьше.

¬ значительной мере вокруг зоомузейского отдела энтомологии сложилась команда будущих ѕ»Ќовских и только ѕ»Ќовских энтомологов (ј.ѕ. –асницын, ё.ј. ѕопов, ¬.¬. ∆ерихин, ј.√.ѕономаренко, ј.√.  реславкий) под водительством ≈.ћ. јнтоновой. “олько ради этой команды в п€ть натур ≈лене ћихайловне пам€тник можно ставить. ќна и мен€ познакомила с таксономическим анализом, а затем и с его автором Ц ≈.—. —мирновым, у которого на кафедре энтомологии ћ√” в это врем€ уже вс€ энтомологическа€ брати€ (кроме моего сверстника —аши  реславского) училась. ј ведь нас даже в «оологическом институте в ѕитере без вс€ких там бумаг пускали работать в коллекци€х, неведомо каких приезжих школьников. Ѕыло пон€тно, что, ничего не сломав, не испортив, не станешь зоологом. ј как старики боролись с сознательным безобразием, а иной раз с воровствомЕ они просто переставали теб€ замечать, не здоровались, не слышали, что к ним обращаютс€. ƒл€ такого фрукта музей переставал существовать. ”мели указать нашему брату надлежащее место.

—ейчас этого уже нет совершенно! “ак что, дело там, € думаю, отнюдь не в дет€х, просто тогда уже закончилась революционна€ и началась нова€ эпоха нашей страны.

Ц ƒети, так сказать, быстро этот кодекс усвоилиЕ

Ц ќни не могут его не усваивать, так как, когда окружающие взрослые люди так себ€ ведут, им просто не приход в голову ничего другого. Ћюдьми, Ц как известно, Ц не рождаютс€, а станов€тс€. ¬се начинаетс€ все-таки с подражательной функции. ќтноситьс€ критически к окружающему его обществу дл€ ребенка Ц это очень сложна€ задача. ѕри этом, при всей безалаберности и не очень примерном поведении, которое в кружке, пр€мо скажем, не процветало, можно твердо сказать, что покуда эта эпоха не началась, люди, по крайней мере, твердо отдавали себе отчет в том, что они делают.

Ц ¬от эти то, что дети 20-х годов и так понимали?

Ц ƒа, конечно. ѕотому что ко времени революции уровень морального состо€ни€ общества был просто недос€гаем по современным пон€ти€м. “о есть тогда моральных ограничений было настолько много, что, вообще говор€, ну почти ничего не требовалось.  огда человек немножко не понимал, что происходит, можно было сослатьс€ на бумажные аксиомы, которые были ему даны чуть ли не от рождени€. Ќа этом же, между прочим, была построена вс€ пионерска€ и комсомольска€ тирани€. ј к концу 60-х уже оказалось что и говорить об этом невозможно Ц человек не знает €зыка. “о есть, грубо говор€, нельз€ попадатьс€, а воровать можно.

Ц ѕетр ѕетрович очень увлекающимс€ человеком был?

Ц ƒа, конечно. ƒело в том, что, особенно когда уже сил не хватало, бывали презабавные истории. ѕисал статьи и книги он с трудом и не очень любил это делать, а рассказчик был замечательный. –егул€рно бывали случаи: если его воврем€ не начать поить чаем, кормить пр€мо на зан€ти€х, то он просто не в состо€нии был выйти из комнаты. “о есть он говорил до состо€ни€ полного изнеможени€! ¬се-таки не так много людей, с которыми такое вот может случитьс€!  роме того, пон€тно, когда человек стареет, он не всегда рассчитывает свои силы, не сразу научаетс€ это делать.

ѕотом, как это часто бывает у хороших рассказчиков, перед ним вс€ его жизнь, тепер€шн€€ и прошедша€, была как на€ву. ћоцарт писал, что он слышит произведение целиком все, то есть не последовательно, а одновременно. “ак и дл€ ѕетра ѕетровича, какие-то бюновские событи€, например, были как вчера. я помню, как-тоЕ ” него день рождени€ обычно отмечалс€ в несколько приемов: когда-то в ƒарвиновском музее, когда-то еще там где-то (бывало Ц заповеднике, юбилеи Ц в «оомузее). “ак вот, на дне рождени€ в ƒарвиновском музее кто-то из народа помоложе (кажетс€, это “ан€ √рачева была) спросил, видел ли он ћа€ковского. я сказал, что конечно видел, ведь ћа€ковский на ЅёЌ приезжалЕ а ѕетр ѕетрович: Ђну да, ты помнишь, в 27-м году приезжал и с горки стихи читал?ї конечно, € очень хорошо помню, что было в 27-м годуЕ

Ц “о есть, дл€ него единовременно все эти событи€ существовали?

Ц ƒа. ƒл€ него вс€ его жизнь, все люди, которых он знал, причем умершие и живые, Ц они все продолжали существовать.

Ц ќ чем же и с кем так мог беседовать ѕетр ѕетрович?

Ц Ёто € боюсь сказать точно. Ќаверное это мог быт ƒ.ѕ. —оломирский Ц крупный уральский заводчик (он упоминаетс€ даже в Ђ—казахї ѕ.ѕ. Ѕажова) и хранитель зоологического отдела ≈катеринбургского общества любителей естествознани€. ≈ще в школьные годы родители возили ѕетра ѕетровича в музей этого общества, где он познакомилс€ с ƒмитрием ѕавловичем. Ќаверн€ка он вспоминал о нем, когда коллекци€ абберативных птиц, преимущественно тетеревиных, собранна€ ƒмитрием ѕавловичем, уже после революции поступила в ƒарвиновский музей. ћог вспомнить ».». Ўмальгаузена, у которого он училс€ сравнительной анатомии в университете.  онечно, ј.‘.  отса, с которым он работал в ƒарвиновском музее и «оопарке. ¬.√. ƒормидонтова, с которым он начинал кружковую работу в «оопарке сразу после революции. Ѕ.¬. ¬сесв€тского, ћ.ћ. Ѕел€ева, Ќ. .  рупскую, с которыми его св€зывала работа на ЅёЌе. Ќ.». ¬авилова, который устроил дл€ него ботаническую экскурсию пр€мо на территории «оопарка. ј.ѕ. ћазовера, под началом которого он служил во врем€ войны в ÷ентральном собачьем питомнике  расной јрмии под ƒмитровом. ѕ.ј. ћантейфел€ и ѕетр€ева. — ними он работал в ѕушно-меховом институте в Ѕалашихе, где, между прочим, учились (до переезда института в »ркутск) многие вооповцы старшего поколени€ и среди них јлик ћень Ц будущий протоиерей и известный религиозный писатель.  онечно, со всеми нами, занимавшимис€ в кружке, наверное говорил, и когда мы были р€дом, и когда были далеко. ќн часто вспоминал ≈.Ќ. ѕанова, ј.¬. яблокова, Ќ.Ќ. ¬оронцова (его юнната еще по послевоенному  ёЅ«у), —.ѕ.  ирпичева, ‘.я. ƒзержинского, ѕ.ѕ. ¬торова,  . . ѕанютина, а из более поздних Ц јсю јвилову, ћашу —околовскую, ¬алю ќрешникову, —ережу ќстроумова и очень-очень многих своих юннатов и учеников.

ѕосто€нное переживание прожитой жизни Ц нормальна€ функци€ глубоко рефлексирующего (самоосознающего) интеллигентного человека. ≈сли угодно, главна€ его черта Ц глубокое осознание производимых действий, как в уме, так и на€ву. ¬едь прошлого актуально нет, и оно имеет дл€ теб€ смысл только если оно продолжает жить в тебе по-прежнему, а главное Ц по-прежнему мучить. ¬сегда оказываетс€, что что-то не удалось, что что-то не так и не пон€л, на зан€ти€х тема не получилась, этого никто не заметил (да что, собственно, особенно реб€та могли заметить), но €-то заметил. ѕреодоление всех прошлых неудач происходит уже с новыми людьми, новыми книгами, новыми юннатами, а проблемы все Ц из молодости, если не из детства. ¬от и накладываетс€ 27-й год на нынешний. » то, что с теми, из 27-го года, может быть, не удалось, теперь удаетс€ сделать это с молодыми. Ќе все, конечно, удаетс€, но все же сколько всего удалось, хот€ бы после неоднократного расшибани€ лба. √решно Ѕога гневить.

Ц  ак ѕетр ѕетрович успевал работать и п€ть раз в неделю вести кружок, готовитьс€ к зан€ти€м?

Ц ј дл€ него это было одно я никогда не видел, чтобы он пользовалс€ на зан€ти€х чем-нибудь, кроме маленьких записочек, а обычно не было и их.  ак по-насто€щему интеллигентный человек, он училс€ сам непрерывно, наблюда€ в ѕрироде и в городе, чита€, разговарива€ с коллегами и учениками. ѕо средам он регул€рно ходил в «оомузей покопатьс€ в птичьих тушках, а с 4-х часов уже проводил там же зан€ти€ с нами. ѕеред зан€ти€ми ѕетр ѕетрович и некоторые из нас ходили на заседани€ орнитологического семинара, которые проходили в Ѕольшой «оологической аудитории «оомузе€ под руководством √.ѕ. ƒементьева. “еперь обычно вспоминают о Ђƒементьевских субботахї. Ёто было позже. ѕо субботам в кружке весной и осенью были короткие выезды (с 4-х часов дн€) в московские парки (¬оробьевы горы, ‘или и  унцево, —етунь, Ћужники,  усково,  узьминки, парк “имир€зевской јкадемии, √оловинские пруды и река Ћихоборка, „еркизовские пруды, ќстанскинский парк, ¬ƒЌ’, Ѕотанические сады на проспекте ћира, в ќстанкино и в Ѕитце (¬»Ћј–), —окольники, поселок художников на —околе, ѕокровское-—трешнево и ѕокровское-√лебово, »змайлово,  оломенское, ÷арицыно, Ћюблинские пол€ орошени€ и др.) и ближайшие пригороды (–омашково, ”сово, Ѕарвиха, ќдинцово, ѕланерна€, ѕодрезково, ’имки, —ходн€,  рюково, Ћобн€, Ћосиный остров,  иево, Ѕалашиха,  осино, ћытищи, Ћюберцы и ћалаховка). Ёто совмещать с семинаром уже не удавалось, ни ѕетру ѕетровичу, ни нам.

ѕриобретенные знани€ равно использовались и дл€ работы, и дл€ выступлени€ по радио (бывали и такие), и дл€ зан€тий в кружке. ¬се самосто€тельные зан€ти€ были не дл€ чего-нибудь конкретного, а дл€ себ€, дл€ поддержани€ формы, интереса к жизни, люд€м, животным и растени€м. ¬ определенном смысле ѕетр ѕетрович всю жизнь прожил дл€ себ€. ¬се внешние эффекты на его работе и в кружке были продуктами Ђметаболизмаї его частной, почти незаметной жизни, котора€ при всей ее насыщенности внешними событи€ми занимала большую часть его времени. –абота мысли совершалась круглые сутки, не исключа€ и времени сна. Ёто Ц обычна€ жизнь интеллигентного человека. √лавна€ забота Ц о себе любимом, о своих интересах, о своей голове.  ружок и работа тоже были средством холить себ€, любимого. ¬едь отдать можно только то, что имеешь, а у нашего брата, в сущности, нет ничего, кроме внутреннего содержимого головы. ¬от это содержимое всю жизнь и копишь, как скупой рыцарь, холишь, как св€щенную корову.

” этого состо€ни€, которое нельз€ отн€ть у человека, не сн€в головы, есть замечательное достоинство, по сравнению с любым другим. —колько не отдавай, меньше не становитьс€. Ѕольше того, тех, кто с толком смог вз€ть, их, может и не так много, но, безусловно, есть кого вспомнить. ќни ведь тебе сторицей возвращают, а них-то тоже не убывает от этого. “еперь по нашим с —ашей ¬ахрушевым и ќлегом Ѕурским учебникам эту житейскую мудрость постигают уже первоклассники.

ѕетру ѕетровичу очень повезло, что он русский, родилс€ и жил в ¬еликой Ѕиологической ƒержаве Ц –осси€ называетс€. Ќе очень много на свете естественных наук, которые в –оссии, хоть когда-нибудь были первыми в мире. ¬ начале XX века русска€ биологи€ в идейном смысле была несомненно впереди планеты всей. Ќазову выдающиес€ достижени€ только лично знакомых ѕетру ѕетровичу авторов: политипическа€ (как ее теперь называют) концепци€ вида и теори€ внутривидовых подразделений (ј.ѕ. —еменов-“€н-Ўанский, Ћ.—. Ѕерг и Ќ.». ¬авилов), попул€ционна€ и синтетическа€ теори€ эволюции (—.—. „етвериков и Ќ.¬. “имофеев-–есовский), генетико-автоматические процессы (ƒ.ƒ. –омашов), цитроскелет и принцип матричного копировани€ (Ќ. .  ольцов), пенетрантность, экспрессивность, специфичность, принцип попадани€ и теори€ мишени (Ќ.¬. “имофеев-–есовский), оценка размера гена (ј.—. —еребровский и Ќ.¬. “имофеев-–есовский), динамика развити€ организма (ћ.ћ. «авадовский), закон гомологических р€дов, инвентаризаци€ мировых ресурсов, полезных растений и центры происхождени€ культурных растений (Ќ.». ¬авилов), перва€ в истории флора и фауна культурных растений Ц Ђ ультурна€ флора ———–ї (Ќ.». ¬авилов и ≈.¬. ¬ульф), прогноз динамики численности и урожа€ промысловых видов (ј.Ќ. ‘ормозов), непревзойденна€ поныне Ђ»сторическа€ географи€ растений) (≈.¬. ¬ульф), гидрофизиологи€ (—.Ќ. —кадовский), морфологические закономерности эволюции (ј.Ќ. —еверцов и ».». Ўмальгаузен), Ђ—равнительна€ анатоми€ беспозвоночныхї ¬.Ќ. Ѕеклемишева, не имеюща€ поныне даже близких аналогов, сравнительно-морфологическое направление в механике развити€ (ƒ.ѕ. ‘илатов и ».». Ўмальгаузен), теори€ роста и стабилизирующего отбора Ц самое выдающеес€ достижение в теории эволюции XX века (».». Ўамльгаузен), метод коррел€ционных пле€д (ѕ.¬. “ерентьев и –.Ћ. Ѕерг), фенетика (Ќ.¬. “имофеев-–есовский и ј.¬. яблоков). ¬ столь блест€щем окружении трудно было сохранить невинность. Ќи одному из его послевоенных учеников такое окружение и приснитьс€ не могло.

Ќо набратьс€ было мало. ¬озьмем к примеру зоологию. ” нас в кружке ежегодные зан€ти€ по этому предмету превосходили по числу часов университетский курс, с тем лишь упущением, что невозможно было наладить анатомический практикум. «анимались мы пр€мо в экспозиции «оомузе€, сид€ перед нужными шкафами, и на коллекции тушек у ј.ѕ.  уз€кина в ћќѕ». “ак вот, главное дл€ серьезных зан€тий Ц не просто знание предмета, а приведение его в стройную систему. ¬ этой системе должны быть фабула и до прозрачности стройный сюжет. ѕоследнее необходимо дл€ кружка. ≈сли остаетс€ что-то важное за бортом из-за того, что не вписываетс€ в фабулу, это мучает годами и дес€тилети€ми, пока не займет в фабуле надлежащего места.

Ќапример, у птиц, как известно, плохо дело с системой отр€дного уровн€. ќрнитологи и теперь еще с этим не совладали. “ак вместо постных систем Ё. Ўтреземанна или ј. ”этмора, содержащих, соответственно, 33 и 51 никак не сгруппированных отр€дов, ѕетр ѕетрович сам придумал блест€щую экологическую классификацию, обладающую самосто€тельной ценностью. ≈е он и использовал в качестве основной на зан€ти€х по птицам. ” млекопитающих, благодар€ трудам прежде всего ћ. ¬ебера и ƒж.√. —имсона, именно с группировкой отр€дов было относительно благополучно. “ак в этой части курса мы занимались по системе —имсона.

ѕредставим себе его образ жизни дома, когда он не на люд€х. ќн жил в одной комнате в коммуналке в  ропоткинском переулке вместе с женой Ќатальей Ќаркисовной и сыном ѕетром ѕетровичем(младшим). “ак эта коммуналка хронически была завалена штабел€ми раскрытых книг. ¬от тут можно было видеть и выписки, и собственные заготовки, обычно пр€мо вложенные в нужные места книг. Ќо когда дело доходило до зан€тий, все эти бумажки уже были не нужны. Ќам преподносились плоды прожитой жизни, а не несколько часов подготовки.

  примеру, когда € пришел на работу в ƒарвиновкий музей, естественно, старалс€ учитьс€ у ѕетра ѕетровича водить экскурсии. ќказалось, что в мои 18-19 лет это было невозможно. ¬с€ его речь была пронизана личным отношением к предмету обсуждени€ и выставочным экземпл€рам. “ак или иначе, но практически со всеми объектами в экспозиции он в течении жизни работал. ћногих животных он знал еще живыми, либо когда они жили в «оопарке, либо (собак) Ц в питомнике у ј.ѕ. ћазовера, либо на голуб€тне у ¬.‘. Ћарионова в ќстанкино. „асть из них (домашнюю птицу) он спасал, когда в период национализации после революции частные фермы оказались в забросе. — частью из них он ставил потом скрещивани€ сам, с другой частью на его глазах работал ћ.ћ. «авадовский, который сменил ј.‘.  отса на посту директора зоопарка. Ќекоторых он не мог видеть живыми (например тропических птиц и бабочек из коллекции ј.—, ’ом€кова), так после национализации он был временным хранителем этой коллекции. ¬о всем было видно его личное участи. — зелеными лазоревками Ц природными гибридами белой и голубой лазоревок Ц его знакомил в «оомузее јкадемии наук замечательный питерский орнитолог и энтомолог ‘.ƒ. ѕлеске, в честь которого эти птицы (которых сначала прин€ли за самосто€тельный вид) первоначально были названы ЂCyanistes Pleskeiї. –едчайшего белого тетерева (одного из двух известных экземпл€ров), попавшего впоследствии в коллекцию ƒ.ѕ. —оломирского, а уже в советское врем€ Ц в ƒарвиновский музей, охотник первоначально предлагал купить его отцу, но тот посчитал, что ему хот€т Ђвтюритьї чайку за тетерева. ѕетр ѕетрович был еще маленький, его не очень-то слушали, но он уже тогда сказал, что это не чайка. ѕотом с этой птицей он встретилс€ в ≈катеринбурге у —оломирского и узнал еЄ, а затем уже совсем взрослым Ц в дарвиновском музее. » так до бесконечности. „тобы водить экскурсии как он, надо было прожить такую же большую и насыщенную жизнь зоолога и педагога.

ѕетру ѕетровичу от его интеллектуальных предков досталось множество нерешенных задач, а некоторые он сформулировал сам. “ак вот, когда он не спал и не занималс€ с нами, он непрерывно пыталс€ их решить. ќн решал их, конечно, прежде всего дл€ себ€. Ќо зан€ти€ с кружком и работа в музее не позвол€ли ему ограничитьс€ узким кругом задач. ќни требовали неправдоподобной широты интересов и образовани€, которыми он всегда отличалс€. Ѕыло много людей, знавших тот или иной биологический предмет лучше или полнее ѕетра ѕетровича. √.ѕ. ƒементьев считал, что птиц он знает лучше его. Ёто, может быть, было преувеличением, ну скажем, не хуже. Ќо литературу по птицам, конечно, √еоргий ѕетрович знал с большей полнотой. ¬.». ÷алкин и ¬.√. √ептнер немного лучше него знали зверей, ».√. —еребр€ков и ¬.Ќ. “ихомиров гораздо лучше него знали растени€. Ќо в энциклопедичности ему могли быть только равные Ц такие, как Ќ.¬. “имофеев-–есовский. Ќ.ј. √ладков, весьма широко образованный орнитолог, не без некоторой зависти, € думаю, говаривал, что из ѕетра ѕетровича большой бы толк вышел (он имел ввиду науку), если бы он сосредоточилс€ на чем-то одном хот€ бы ненадолго. ƒержать под посто€нным прицелом такой колоссальный фронт, посто€нно мен€€ диспозицию на быстро мен€ющемс€ театре военных действий, Ц это конечно жутка€, почти неправдоподобна€ работа.

Ц ≈му это не мешало?

Ц Ќу в каком-то смысле мешало. ѕтицами он занималс€ почти профессионально, но его де€тельность практически не получила отражени€ в печати. ќн мог либо писать, либо заниматьс€ кружком. Ћегко себе представить, сколько времени он проводил только на зан€ти€х, не счита€ той неспецифической ориентированной прежде всего на свое образование подготовки, котора€ фактически была образом жизни и без которой такого кружка быть не могло. Ёто видно хот€ бы из того, что после того, как он нас оставил, никто из нас (его учеников) в отдельности и мы все вместе никогда не могли заменить его.

Ц ¬от ты говоришь о фабуле. ј какой сюжет он строил, фабулу чего?

Ц Ќу фабулу пон€тно чего. »деальна€ и недостижима€ цель Ц полна€ и непротиворечива€ система всех знаний, которые ему представл€ютс€ существенными. “акую систему знаний о ѕрироде и способах еЄ познани€ √. √ерц и ћ. ѕланк назвали Ђ артиной мираї. ¬ реальности, конечно, приходилось ограничиватьс€ первоочередными жизненно необходимыми знани€ми. Ќаверное, даже в области биологии он не мог читать даже все существенное. “рудно даже сказать, что он очень много читал. ќн много просматривал и очень цепко реагировал на существенное. ѕосле этого он начинал тщательно Ђвылизыватьї каждую существенную вещь, особенно поначалу. ќн специально разыскивал о ней новые данные, обращал внимание, когда что-то попадалось при просмотре литературы. Ёто вовсе не означало, что така€ вещь должна быть новой. „асто оказывалось, что недооцененное или просто неизвестное, пропущенное с в молодости, с годами обнаруживало свою существенность. “ак, например, оказалось с учением о доминанте ј.ј. ”хтомского или теорией функциональной системы ѕ. . јнохина, которые в свое врем€ противопоставл€ли теории ».ѕ. ѕавлова об условных рефлексах. Ћишь в старости уже он догадалс€, что здесь нет противоречи€: ”хтомский и јнохон дали необходимые граничные услови€ теории ѕавлова. ѕо существу догадка ѕетра ѕетровича сводилась к осознанию противоречивости принципа мультифункциональности ј.Ќ. —еверцова. Ќезависимо от него и в более общем виде эта задача была решена и опубликована в сочинени€х ј.ћ. ”голева и ј.ѕ. –есницына.

 ниг дома у ѕетра ѕетровича было много, что почти неверо€тно, учитыва€ скромность его достатка и гибель его первой библиотеки. ¬ ƒарвиновском музее он получал, кажетс€, 59 рублей в мес€ц. Ќемного ему платили и за однодневные туристические экскурсии по воскресень€м, которые он совмещал с нашими выездами. ќднако это бывало не чаще двух раз в мес€ц, поскольку он сознавал, что орава туристов мешает нам учитьс€. ќдно врем€ он (вместе с ѕетром ѕетровичем-младшим) вел дл€ школьников передачи о природе по радио. «а это тоже что-то платили. ћногократный и многолетний просмотр своих, библиотечных и чужих книг с целью отделени€ Ђагнцев от козлищї, т.е. в поисках существенного и конструировани€ Ђпрозрачногої сюжета Ц  артины ћира.

«а многими вещами он не успевал. —кажем, гибридологический аспект цитогенетики он знал профессионально, поскольку сам в этих работах участвовал в «оопарке и в ƒарвиновском музее, хот€ и не печатал результатов. ÷итологию он знал просто как грамотный биолог, поскольку освоить цитологические методики ему было негде. ћолекул€рную генетику узнать было трудно, если не сказать, что почти невозможно, поскольку достаточно полный практикум по этой части не удавалось поставить даже в ћ√” по причине отсутстви€ необходимых приборов и дороговизны реактивов. Ќеобходимое оборудование было лишь в немногих лаборатори€х јкадемии и отраслевых институтов, но в них учебные практикумы, даже дл€ своих сотрудников, насколько € знаю, не ставились, в отличие от кольцовского »нститута экспериментальной биологии Ќаркомздрава, сотрудники которого, кроме оригинальных разработок, аккуратно воспроизводили все основные результаты лаборатории “.√. ћоргана. ƒрозофильный практикум, в общем, хлопотный, но не дорогой.

Ќо несмотр€ на это (надо отдать ѕетру ѕетровичу должное), он лучше многих понимал, насколько глубока пропасть между классической цитогенетикой (менделевизмом-морганизмом), особенно феногенетикой, и молекул€рной генетикой. ”довлетворительные мосты между ними не построены и поныне.

Ц ј какое дело имеют дети вот к этой самой фабуле?

Ц ѕон€тное дело, что самому пон€ть Ц это одно, а выстроить в виде последовательно излагаемой системы Ц это другое. Ќо одно-то без другого невозможно. —начала нужно пон€ть самому. “о есть то, что человек сам не понимает, он изложить не может точно. Ќе всегда удаетс€ толково изложить то, что знаешь. »звестное дело, Ђобъ€сн€л-объ€сн€л, сам пон€лЕї.

 .». „уковский говаривал, что дл€ детей надо писать как дл€ взрослых, только лучше. Ётот афоризм как нельз€ лучше подходит к педагогической манере ѕетра ѕетровича. ¬ нашем поколении на зан€ти€х он не делал никаких скидок на возраст, на, как € теперь понимаю, то, что говорилось, было глубоко продумано, а, как правило, и прочувствовано в той или иной форме на собственном опыте. √оды проходили, пока удовлетвор€вша€ его картина наконец складывалась. Ќапример, до войны он не смел проводить ботанические экскурсии. —читал себ€ недостаточно знающим.  ажетс€, это решение он прин€л после того, как еще на ЅёЌе вынужден был срочно заменить на экскурсии Ѕ.¬. ¬сесв€тского. ќн осталс€ недоволен собой: не все встретившиес€ растени€(особенно в нецветущем состо€нии) определил по пам€ти.

ќн прекрасно понимал, что у детей останетс€ в голове красна€ цена 10% премудрости, которую мы получали на зан€ти€х. —воим ученикам много больше 10% передать нельз€, с этим надо смиритьс€ сразу же. ѕон€тно, почему: если бы это можно было сделать, то ученики были бы уже не факелом, который необходимо зажечь, а сосудом, который можно наполнить. „еловек создан дл€ того, чтобы гореть, а не служить пассивным вместилищем знаний, полученных его предшественниками. ќн специально сделан так, „тобы нельз€ было передать слишком много, чтобы трудно было подавить его инициативу. Ќо учитель, конечно, должен обладать этим 90%-м превосходством, если хочет передать хот€ бы эти 10%.

” нас сейчас совершенно порочное представление о том, что учитель чем-то может уступать исследователю в образовательном смысле. »сследователь должен отличатьс€ тем, что он об€зан свою узкую область знать более подробным образом. Ќо, вообще говор€, учителю средней школы требуетс€ полный курс университетского образовани€, ну может быть, без спецкурсов. Ќадо сказать, что программа пединститутов (теперь педуниверситетов) так примерно и построена.

Ц ќдно дело Ц передать определенные знани€, другое дело Ц сам подходЕ

Ц ƒело в том, что он полагал, что с детьми нельз€ играть в игрушкиЕ √лавное в его методике Ц серьезное образование школьников без вс€ких скидок. ѕетр ѕетрович считал, что в возрасте 12-14 лет человек становитьс€ способным пон€ть все. ≈го отличает от взрослого только ограниченный жизненный опыт, а это, как известно, дело наживное. ѕоэтому ѕетра ѕетровича совершенно не смущало то, что биологи€ животных (как ее понимали ƒ.Ќ.  ашкаров и ¬.¬. —танчинский Ц авторы Ђ урса биологии позвоночныхї) и высших растений, включа€ практические зан€ти€ в ѕрироде и на коллекционном материале, превосходили как по числу часов, так и по объему сообщаемых сведений обычные университетские курсы. ќн никого не об€зывал (как это было в  ёЅ«е) выполн€ть самосто€тельные работы, но старалс€, чтобы те, кто за них берутс€, делали это всерьез, а не играли в зоологию или в ботанику как дети играют в лапту или в дочки-матери.

√лавна€ цель, которую он ставил перед собой в кружке, Ц сформировать в голове учеников биологическую  артину ћира и прежде всего Ц научить читать в ѕрироде как в книге. ѕри этом, как € теперь понимаю, он на самом деле идеала сам не достиг Ц жизни не хватило. ¬от ботанику он освоил. ѕосле войны проводил с нами зан€ти€ по ботанике, и даже специальные ботанические экскурсии. Ќо, скажем, ландшафтную географию, геоморфологию, геологию и т.п. Ц вещи очень полезные, а часто и необходимые дл€ чтени€  ниги ѕрироды в полевых услови€х, Ц по-насто€щему так и не освоил. Ётому, кто мог и хотел, учились отдельно.

“ак что, у него основна€ задача была именно читать в ѕрироде. ≈го биологическое образование было ориентировано, в первую очередь, на естественную историю, а не на натуральную философию. ѕон€тно, что генетика, физиологи€ и прочие вещи, особенно экспериментальные и лабораторные, были отчасти сильно сокращены по той причине, что все это невозможно было наладить в кружке.  роме того, он прекрасно понимал, какие будут последстви€, если, например, в насквозь лысенковских курсах биологии в школе дети начнут слишком сильно Ђчирикатьї.

ѕосле но€бр€ 1964 года, когда времена начали мен€тьс€, ѕетр ѕетрович заметно расширил на зан€ти€х кружка и генетику, и физиологию, и биохимию.

 стати сказать, олимпиады он использовал в своей педагогической де€тельности со страшной силой, и это тоже очень любопытно.  ак € теперь понимаю, он олимпиады использовал в качестве средства, которого он был лишен в кружке. ¬ кружке двери были открыты любому, и никаких тебе экзаменов там и других об€заловок. ќн никогда не требовал регул€рного посещени€. Ќаоборот!  огда он говорил, что к примеру € что-то редко по€вл€юсь, это как раз был признак хорошего отношени€. ƒалеко не всем он так выговаривал. ќн мог или хотел вот такого рода советы давать только тем, кого не только знал, но и любил, кто по его мнению мог и должен был правильно понимать. ј вот дл€ тех, кто могли в этом увидеть какие-то школьные замашки, мол Ђне опаздывайї и Ђрегул€рно посещай зан€ти€ї Ц этого не было. ј олимпиады Ц во-первых, забавное развлечение, дети люб€т играть в Ђ÷ар€ горыї, в Ђ обылуї и т.д. ј во-вторых, это, до некоторой степени, ненав€зчивый экзамен. “о есть то, чего в кружке не было и, пр€мо скажем, не хватало.  роме того, успешные выступлени€ на городских олимпиадах в ”ниверситете немного помогали при поступлении.

ќднако с поступлением у нас к середине 60-х годов стало плоховатоЕ ¬ наше врем€ ѕетр ѕетрович совершенно не заботилс€ о нашей подготовке в вузы, конечно, если не считать общего биологического образовани€ в кружке, которое вовсе не было ориентировано на сдачу вступительных экзаменов. ƒа это и пон€тно было, прилежных зан€тий в школе и самосто€тельных дома обычно хватало. –епетиторство не только не было распространено, но те, кто занималс€ таким образом, обычно скрывали это. —читалось неприличным поступать чужой головой.

ј тут ѕетр ѕетрович заметил, что у нас большое количество людей, занима€сь в кружке, так и не поступалоЕ Ќачалась нова€ эпоха и в этом. ќн начал говорить, что в 10-м и 11-м классе старшим запрещаетс€ ходить на все зан€ти€, кроме специальных зан€тий по подготовке к вступительным экзаменам! ќн специально по программе дл€ поступающих натаскивал народ.

Ц Ёто когда началось?

Ц Ќу, € думаю, году 67-68-м.

Ерефлекси€ по поводу прожитой жизни Ц это просто необходимое свойство дл€ зан€тий наукой. ƒл€ ученого важнейшим качеством €вл€етс€ возможно более полное и критическое осознание производимых им действий как в опытной, так и в мыслительной област€х. — годами это становитьс€ привычкой.

Ќадо сказать, на каком-то этапе € начал размышл€ть, почему в кружке был такой странный, на первый взгл€д, и при том весьма богатый фольклор. Ёто ж нэповский фольклор. » вот тут мне начало приходить в голову, что на самом деле это же консерваци€ традиций 20-х годов. Ќе случайно в наше врем€ така€ работа уже не оплачивалась, а ѕетр ѕетрович, как в 20-х, когда он заведовал школой-колонией ЅёЌ Ц коллективного, между прочим, члена соседнего с —окольниками колхоза, продолжал совершать почти нечеловеческую по масштабам работу. «арабатывал ѕетр ѕетрович в ƒарвиновском музее Ц тоже Ђзаповедникеї 20-х годов, здесь же было и последнее пристанище кружка, когда его постепенно выперли отовсюду. ¬едь таких Ђживых ископаемыхї, как среди людей, так и среди учреждений, оставалось все меньше и меньше.

 огда € пришел в ƒарвиновский музей работать, директором у нас была ¬.Ќ. »гнатьева, а библиотекой заведовала „.¬. „екина Ц обе ученицы Ќ. .  рупской и сотрудницы руководимого ею Ќаркомпроса.  огда у нас не было средств на ремонт музе€, мы дважды его сделали своими силами, включа€ ремонт кровли.  огда нам не хватало экспозиционных шкафов, мы их частично делали самиЕ Ќе буду продолжать, но € думаю и так €сно откуда, из какого времени ветер дул. Ќо мы уже жили каждый в своем доме. ћногие посто€нные сотрудники музе€ предыдущего поколени€ Ц ј.‘.  отс, Ќ.Ќ. Ћадыгина- отс, –.ј.  отс, ‘.≈.‘едулов, Ќ.‘. Ћевыкина и две уборщицы были прописаны в общежитии ƒарвиновского музе€, а Ќаталь€ ‘едоровна была по совместительству (без оплаты конечно) домоуправом и хранителем домовой книги. Ёто она во врем€ войны, риску€ головой, исправила в этой книге национальность крещеного по лютеранскому обр€ду немца по имени Alexander Erich Kohts на русского, избавив его таким образом от высылки из ћосквыЕ хватит, € думаю, диагноз очевиден.

»ными словами, уникальное врем€ революционной эпохи породило поколение уникальных и неповторимых в последующие эпохи людей с их удивительными делами, образом жизни, взгл€дом на окружающее и способных делать то, что, казалось бы, и сделать невозможно. ѕетр ѕетрович создал небывалый кружок (¬ќќѕ), который, между прочим, в его жизни был уже четвертым после  ёЌа (где он работал с ¬.√. ƒормидонтовым), ЅёЌа (где он работал с Ѕ.¬. ¬сесв€тским),  ёЅ«а (в котором он работал при ѕ.ј. ћантейфеле).  ак же это мог сделать один человек без зарплаты в тоталитарной стране, Ц спросите вы. ј почему один? ј его жена Ц Ќина Ќаркисовна, котора€ вела в самом деле его дом, укладыва€сь даже по тем временам в неправдоподобные суммы. ј Ќ.ј. √ладков и  .Ќ. Ѕлагосклонов, благодар€ которым кружок первоначально все же был создан при ёношеской секции ¬сероссийского общества охраны природы (¬ќќѕ). ј ј.ѕ.  уз€кин с —.—. “уровым, которые терпели ради ¬еликого ƒела ѕетра ѕетровича наше разгильд€йство и безобрази€ сперва в ѕотемкинском, а потом в ќбластном пединститутах. ј ¬.¬. Ћогинов, который столько лет терпел нас в ѕриокско-“еррасном заповеднике. ј —.—. “уров и ƒ.ћ. ¬€жлинский, которые терпели нас в «оомузее университетаЕ я не всех перечислил, даже кого знаю.

Ќо ведь ѕетр ѕетрович и жил в обществе себе подобных. ¬от лишь те немногие, кого € еще сам хорошо знал по работе в ƒарвиновском музее. ¬.Ќ. »гнатьева Ц наш директор. ќна сдвинула с места строительство нового здани€ дл€ ƒарвиновского музе€. Ћ.¬. „екина организовала покупку книг дл€ библиотеки музе€ при отсутствии денег. Ќо ведь Ђ€блочко от €блони недалеко падаетї. ћы, не име€ на это денег, купили при посредстве ƒ.ћ. ¬€жлинского у дочери ћ.ј. ћензбира дл€ музе€ масл€ный портрет Ќ.ј. ћартынова Ц первого учител€ живописа ¬.ј. ¬атагина.

ќ нашей удивительной жизни в старом музее как-то очень картинно высказалс€ Ќ.¬. “имофеев-–есовский. ќн был членом ”ченого совета музе€. ∆ив€ в ќбнинске, он редко бывал на заседани€х, но при встречах со мной всегда интересовалс€ делами музе€.  ак-то ехали мы с очередного доклада, кажетс€ из «оомузе€, где было заседание ћќ»ѕ по поводу юбиле€ —.—. „етверикова, и говорили о строительстве нового здани€. “ут € услышал нижеследующую историческую сентенцию:

Ц ¬ы, конечно, зате€ли безнадежное, но тем не менее очень полезное дело. ¬едь уже через дес€ть лет можно будет защищать диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук о том, что, мол, были такие наивные люди, хотели, чтобы вы думали, Ц построить ƒарвиновский музей. ¬едь его где можно построить? √де-нибудь в ѕрибалтике или Ѕелоруссии, у Ђбаши-бузуковї в «акавказье или в —редней јзии, в ”лан-Ѕаторе в ћонголии, но не в нашем отечестве. ѕостроить они, конечно, ничего не построили, но они аж до титульного списка дошлиЕ

Ц ”же даже деньги на проектирование получены.

Ц Ќу тогда даже докторскую!

—ейчас, когда дом стоит и музей в нем находитс€, это забавно вспоминать. Ќо каждому, кто помнит эти времена, €сно, что в этой шутке была не очень больша€ дол€ шутки.  онечно, случившеес€ Ц почти чудо.

ќднако вернемс€ к судьбе кружка. Ќу дальше было, к сожалению, как всегда. Ќа этом месте хотелось было, чтобы чуда было побольше. —перва ќбщество ќхраны природы забыло, что у него есть кружок, хот€ кружок поныне не забыл, из какого Ђинкубатораї он вышел. «атем кружок выперли последовательно из «оомузе€, ћќѕ» и заповедника, перестали давать тушки и чучела в ƒарвиновском музее, а внутри кружка в это врем€ процветал такой лоханкизм (от имени незабываемого ¬асисуали€ Ћоханкина), какого раньше не бывало, развалилось Ѕюро, не стало реального председател€ (его никто не смещал, но никто из младших поколений уже и не помнил), народ в массе самосто€тельно перестал поступать в вузыЕ „удо начало разваливатьс€Е ќдин ѕетр ѕетрович сто€л еще как скалаЕ

ѕетр ѕетрович был настолько многогранным человеком, что наивно думать, что € в состо€нии охватить это грандиозное €вление. Ёто то, чем можно восхищатьс€, но это не может быть полностью пон€то. ћне удалось пон€ть, но конечно не все, потому что это чудо, которое не может быть полностью постигнуто, потому что так нельз€ прожить жизнь Ц это очевидно. Ёто €вленное чудо.

Ц я, по-моему тебе говорил, как создаетс€ тело Ѕожье.

Ц Ётого € не помню.

¬се мои великие учител€ Ц ѕ.ѕ. —молин, √.Ќ. Ћихачев, ѕ.¬. “ерентьев, –.Ћ. Ѕерг, ћ.ћ.  амшилов, Ќ.¬. “имофеев-–есовский, ¬.¬. ∆ерихин Ц дороги мне во всем. ƒл€ мен€ в них нет второстепенных деталей, нет длиннот, мне мало того, что € знаю о них. Ёти люди мне дороги каждым своим днем, здоровые, больные, трезвые, пь€ные Ц любые! я могу как угодно расстаратьс€, но € тебе сообщить то же самое не в состо€нии, хоть € тресни! ¬от так и получаетс€ со временем: человек жил и кому-то он был бесконечно дорог. ѕо мере смены поколений постепенно остаютс€ в пам€ти потомков только непреход€щие вещи. »менно при этом он тер€ет облик того человека, каким он был при жизни, с него спадает все суетное, временное, остаетс€ в конце-концов одна св€тость. Ћюбой нормальный человек ест, пьет, стирает, € не знаю, за хлебом ходит и так далее. ѕомнишь ты или нет, что јристотель умер от несварени€ желудка. Ќу известное дело. ” него, вообще говор€, врожденно были эти проблемы, и, соответственно, он умер почти сразу, как был изгнан из јфин после падени€ партии јлександра ћакедонского, учителем которого он был.  ак только он не смог соблюдать диету, ему тут же пришел конец.  ому это сейчас интересно?

Ќу кроме людей, которые занимаютс€ историей того времени Ц никому. ѕотому что этого человека уже никто не может представить себе живым. ¬ конце-концов про него известно меньше, чем хотелось бы. ¬от таким образом и получаетс€. Ћюди постепенно очищаютс€ от вещей преход€щих и остаетс€ только »постась јнгельска€ Ц ƒух —в€тый. ќт одних больше, от других меньше. ќт ¬еликих ”чителей, каким был ѕетр ѕетрович Ц больше, но ведь без Ќины Ќаркисовны и ѕетр ѕетрович не состо€лс€ бы. »бо сказано, что в ÷арствие Ќебесное можно войти через посредство луковицы, поданной нищему. ¬от эти луковицы потихоньку и собираютс€ в пам€ти потомков. ќдин луковку принесет, другой Ц авоськуЕ  ому больше додено, с того больше спрос. »з низ, из этих Ђлуковицї, из »постасей јнгельских отдельных людей и складываетс€ вездесущее “ело Ѕоже, уже оторванное от конкретных луковиц и их приносителей. Ёто вот нека€ разлита€ по ћиру Ѕлагодать, котора€ остаетс€ от проживших людей. ќна, из поколени€ в поколение, передава€сь живым, постепенно собираетс€, накапливаетс€, дава€ силы жить живущим и осв€ща€ путь гр€дущим поколени€м. »менно эта Ѕлагодать дает „еловеку звание полуЅога, о чем писали ».¬. √ете и ј.—. ѕушкин.

 

«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020