јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)




Ѕиологический кружок ¬ќќѕ: главна€ страница раздела

√остю кружка Ќаши планы Ёкспедиции »сследовани€ »стори€ кружка —писок ¬ќќѕовцев  онтакты

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ќ  –”∆ ≈ ¬ќќѕ
(стать€ ≈.—. ѕреображенской, руководител€ кружка)

1997

я расскажу немного о де€тельности биологического кружка ƒарвиновского музе€ после ѕетра ѕетровича.  онечно, заменить ѕетра ѕетровича невозможно. ” него были три главных качества, которые делали кружок тем выдающимс€ €влением которым он был. Ёто во первых энциклопедическа€ образованность ѕѕ—а, во-вторых - то, что он прекрасно знал и чувствовал живую природу, был насто€щим натуралистом и, в третьих, педагогические способности и желание заниматьс€ тем, что сейчас называют дурацким словосочетанием Удополнительное образованиеФ, то есть кружковой работой.  аждое из этих качеств само по себе редкость, а уж сочетание их в одном человеке - тем более. ћогу сказать с уверенностью, что подобных людей сейчас в –оссии нет, хот€ различных кружков, биологических и экологических объединений школьников много сотен, а может и за тыс€чу.

ѕоэтому € считаю, что очень важно сохранить от ѕѕ—овского ¬ќќѕа хот€ бы те его черты, которые мы сохранить в состо€нии. ѕосле смерти ѕѕ—а биологический кружок ƒарвиновского музе€ ведут его ученики и, в свою очередь, их ученики.  роме биологического кружка ƒарвиновского музе€ есть еще несколько кружков, которые ведут последователи ѕетра ѕетровича, в частности, кружок Ќики ’аритонова. ≈сть уже кружки, которые ведут люди, не учившиес€ непосредственно у ѕѕ—а, но старающиес€ придерживатьс€ тех же принципов кружковой работы.

’от€ мен€ иногда называют руководителем биологического кружка ƒарвиновского музе€, € на самом деле €вл€юсь только координатором действий группы кружковцев - выпускников, которые занимаютс€ этим делом. ‘актически ведут зан€ти€ и активно работает с кружковцами-школьниками в течение года обычно группа из 6-8 выпускников кружка - студентов-старшекурсников и окончивших вузы. „то же отличает кружки последователей ѕетра ѕетровича от других биологических кружков?

¬о-первых, это натуралистическое направление работы кружка в смысле старого бюновского лозунга УЅлиже к природеФ. ћы занимаемс€ изучением зоологии, ботаники и смежными полевыми дисциплинами. УЌеполевымФ област€м биологии удел€ем меньше внимани€. ќсновна€ форма нашей работы - это выезды в природу по воскресень€м и во врем€ каникул.

¬ насто€щее врем€ зан€ти€ проход€т в музее 3 раза в неделю. ¬ среду - зан€ти€ дл€ младших, сюда входит курс по птицам, по млекопитающим и по цветковым растени€м. —одержание зан€тий - это работа с различными коллекци€ми, с определител€ми. — открытием музе€ стало значительно легче, так как мы можем заниматьс€ на его экспозици€х.   сожалению, те коллекции, с которыми работал ¬ќќѕ в 60 годах, сейчас уже не существуют или недоступны. Ќо у нас есть сво€ небольша€ коллекци€ тушек птиц (около 150 экз), состо€ща€ из подарков и наших собственных сборов. ≈сть довольно приличный гербарий, есть коллекции слайдов растений и птиц. ѕо вторникам проводитс€ общее зан€тие. ¬ эти дни читаютс€ лекции с систематическим обзором типов животных и растений. » наконец в четверг - зан€ти€ Удл€ старшихФ по экологии, генетике и тому подобному. Ќа зан€ти€х бывает человек 10, максимум 15. ¬ общем же активно работают обычно около 30 человек. “ак что кружок сейчас сравнительно небольшой.

‘ормальна€ запись в кружок не проводитс€. ѕриходить на зан€ти€ могут все желающие, и все расписываютс€ в блокноте. “е, кто ходит в кружок, дел€тс€ на гостей, стажеров и основной состав, или действительных членов кружка. ќсновной кружок - это те, кто собрал материал, подготовил и защитил самосто€тельную работу.

¬ажнейша€ часть кружковой работы, как € уже говорила, выезды. ќни провод€тс€ во врем€ учебного года не менее 2 раз в мес€ц и об€зательно каждые каникулы. я могу с гордостью сказать, что с 1975 года не было ни одних школьных каникул, во врем€ которых не было бы экспедиции или полевой практики кружка. ћы об€зательно куда-то выезжаем, а летом практика ведетс€ не меньше 2 мес€цев, а то и все лето.  онечно, не все кружковцы всюду езд€т, но возможность така€ есть всегда, и кто-то об€зательно выезжает, а часто кружок даже делитс€ на 2 группы, которые едут в разные места. —ейчас, конечно, очень остро стоит проблема с деньгами на дорогу и тому подобное, но мы стараемс€ как-то выкручиватьс€, в основном то, что называетс€ экономить на еде.

ƒл€ выездов у нас есть несколько посто€нных баз. ¬ ѕодмосковье нас выручают старшие кружковцы, мы ездим в “арасовку к —аше Ѕоголюбову и в ћалинки к —ереже „еренкову. ¬ теплое врем€ - с ночевкой в лесу. »ногда- с утра, в подмосковные лесопарки.

ƒл€ длительных выездов у нас есть сво€ собственна€ база на  остромской биостанции »ѕЁ –јЌ, Ёто ѕриунженска€ низменность примерно посередине между  остромой и ¬€ткой. “ам мы в 1981 г. купили деревенский дом, а с 1988 г. используем еще принадлежащие »нституту здани€ бывшей сельской больницы. Ёто замечательные места, людей очень мало, кругом леса. ќдна беда в том, что база все врем€ хочет развалитьс€ и очень трудно ей в этом помешать.

Ќа  остромскую биостанцию мы обычно выезжаем 4 раза в год.  роме того стараемс€ съездить куда-то еще. “ак, в 1996 г. мы ездили на мартовские каникулы в  рым, с 1 по 10 ма€ в —амарскую область, в июне - на —оловки.

¬торой важный принцип - это исследовательска€ де€тельность кружка. ¬се сколько-нибудь серьезные кружковцы участвуют в какой-либо научной и одновременно учебной исследовательской де€тельности. Ќикогда не бывает выездов просто так - всегда ведетс€ либо учет птиц, либо описание растительности, поиск редких видов и тому подобное, либо обучение методикам какой-то работы. ѕостепенно накапливаетс€ материал, который используетс€ затем дл€ выполнени€ самосто€тельных учебно-исследовательских работ. “о есть, сбор материала ведетс€ чаще коллективно, а окончательна€ обработка и осмысливание достаетс€ кому-то одному. ќтсюда формулируетс€ третий принцип работы кружка - взаимодействие народа разного возраста, от 6-7 класса до аспирантов и научных сотрудников, которые ведут зан€ти€, на выездах вместе со школьниками ход€т в маршруты и затем руковод€т выполнением самосто€тельных юннатских работ. ѕреподаватели соглас€тс€ со мной, что така€ форма работы очень полезна не только дл€ младших, но и дл€ старших, по крайней мере дл€ студентов. »наче кружок практически и не мог бы существовать. “ак, например, на выездах мы никогда не ходим толпой, а всегда делаем радиальные маршруты небольшими группами - не более 5 человек. “ак работать в лесу гораздо эффективнее.

“радиционное меропри€тие работы кружка - встреча поколений, котора€ проводитс€ ежегодно, с середины 60-х годов в  рюково. “уда приезжают кружковцы разного возраста - от выпускников конца 50-х годов до нынешних школьников. ¬ечером все интенсивно общаютс€ и дел€тс€ воспоминани€ми, а с утра проводитс€ зелена€ олимпиада, на которой старшие кружковцы провер€ют школьников на предмет биологических знаний и полевых навыков.

 онечно, тематика исследовательской работы кружка зависит от интересов старшего состава руководителей. Ќаши основные направлени€ работ - орнитологическое и ботаническое. ќни распределены по времени года: зимой мы занимаемс€ в основном учетами птиц, в первой половине лета - также в основном различными работами по экологии и численности воробьиных птиц, а во второй половине лета - ботаническими исследовани€ми. ќсенью в кружке проводитс€ конференци€ по летним исследовательским работам. ¬ последнее врем€, чтобы все эти работы не тер€лись и были доступны, мы стали публиковать их в виде сборника. —ейчас к этой конференции мы сделали второй выпуск этого сборника.

ќдно из важнейших зан€тий кружковцев - зимние учеты птиц. ¬ 70 -х и начале 80-х годов кружковцы активно занимались учетами зимующих птиц ѕодмосковь€, пространственной и временной изменчивостью их численности. «атем возникла иде€ распространить эту де€тельность на европейскую часть тогда еще ———–. “ак была образована программа УParusФ (от латинского названи€ рода синиц). —уть ее в том, что примерно в 30-40 пунктах ≈вропейской –оссии каждую зиму провод€тс€ маршрутные учеты зимующих птиц по стандартной методике. ¬ этой программе участвуют орнитологи заповедников и различные орнитологи на местах, в том числе и любители.  ружковцы каждую зиму, во врем€ зимних каникул выезжают в заповедники и на другие какие-нибудь базы группами около 6 человек, и провод€т такие учеты. ќбычно за зиму выезжает 5-6 групп школьников и студентов.

≈сть и еще несколько любимых исследовательских направлений. Ёто из орнитологии - учеты птиц в ћоскве, наблюдени€ за кормовым поведением воробьиных птиц, работа с мухоловками-пеструшками в дупл€нках. »з ботаники - изучение мхов, в первую очередь сфагнумов, динамика растительных сообществ, взаимосв€зь почв и растительности.

Ћетние исследовани€ ведутс€ в основном на  остромской биостанции.  роме исследовательской работы мы в последнее врем€ стали еще довольно активно заниматьс€ образовательной де€тельностью. ј именно - мы устраиваем то, что теперь называетс€ Уэкологический лагерьФ или Ушкола-лагерьФ не только дл€ своих кружковцев, но и дл€ приглашенных школьников. —таршие школьники и выпускники ¬ќќѕа на таких меропри€ти€х выполн€ют функции инструкторов - провод€т зан€ти€ и маршруты. “ак, с 1993 г. в конце июл€-начале августа на нашей базе проводитс€ геоботаническа€ школа-лагерь дл€ школьников из разных мест –оссии и их руководителей. ¬ этом году мы стали приглашать группы из московских школ, так, к нам приезжали на осенние и зимние каникулы группы, которые просто учились различать птиц, растени€, следы, проводить учеты птиц и т.п. ћеста у нас много, так что эту де€тельность мы собираемс€ поддерживать и готовы сотрудничать с биологическими школами и УначинающимиФ кружками. Ќаши студенты в прошлые годы проводили также УЎколы-лагер€ зимнего учета птицФ в разных регионах - в Ѕашкирии совместно с объединением У“енгриФ, в ”дмуртии со станцией юннатов. ќднако сейчас вс€ эта де€тельность, к сожалению, в€нет, поскольку ни у кого нет денег на дорогу - ни у нас, ни у тех, кто приезжал к нам. “ак, в этом году пришлось отменить зимнюю школу-лагерь в Ѕашкирии, котора€ до этого проводилась два года.

“ак чему же, по идее, должен человек научитьс€ в нашем кружке? ¬о-первых, он должен хорошо знать природу: птиц, животных, растени€, основные закономерности их жизни. ќн должен чувствовать себ€ в лесу дома, нормально ориентироватьс€, спокойно относитьс€ ко вс€ким непри€тност€м быта в полевых услови€х.

 

Ќќ¬≈…Ўјя »—“ќ–»я (’–ќЌ» ј)  –”∆ ј ¬ќќѕ:

 

’роника кружка "¬естники ¬ќќѕ" ѕрограмма "Parus" —писок ¬ќќѕовцев

 

«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019