јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)




Ѕиологический кружок ¬ќќѕ: главна€ страница раздела

Ќаши планы Ёкспедиции »сследовани€ »стори€ кружка —писок ¬ќќѕовцев

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


»—“ќ–»я Ѕ»ќЋќ√»„≈— ќ√ќ  –”∆ ј ¬ќќѕ: —“ј“№», ¬ќ—ѕќћ»ЌјЌ»я  –”∆ ќ¬÷≈¬

Ёволюци€ "хвоста", или
"ѕонемногу обо всем и всЄ о немногом"

Ћ.Ѕ. ѕечатникова
(стать€ о кружке ¬ќќѕ опубликована в газете Ђѕервое сент€бр€ї в 2003 г.)

Ќаучным школам не выдают лицензий, их не аттестуют начальники. ќни просто возникают вокруг каких-то особенных людей, умных, образованных, а главное, увлекательных, €рких. ”чатс€ в такой школе не по расписанию, не по программе. —овместна€ работа, житейские мелочи, общение Ч все становитс€ уроком. » эту школу невозможно закончить. “ы просто переходишь из одной категории в другую, становишьс€ старше, уже читаешь лекции, руководишь исследовани€ми, и все равно остаешьс€ учеником своего ”чител€, своей Ўколы.

“ака€ школа сложилась 50 лет назад вокруг ”ченого, Ѕиолога, страстного любител€ природы, ѕетра ѕетровича —молина, ѕѕ—, как его называли. Ќе име€ диплома о высшем образовании, тем более никаких степеней и званий, он сумел создать особую систему подготовки ученых-биологов. –азношерстна€ полубеспризорна€ детвора 20-х, мальчишки из послевоенных московских дворов, подростки 60-дес€тники Ч многие поколени€ школьников прошли его школу путешествий, вечерних заседаний до полуночи и заполночь, дурацких песен, дальних экспедиций, увлекательных открытий из жизни животных и растений. ¬ дневниках учеников ѕѕ—а описани€ биотопов соседствуют с рисунками, шуточками. »з кружка, в сущности, без вс€кой официальной структуры, прописанных программ, списков посещаемости, словом, из неформального довольно разношерстного сообщества вышло огромное количество известных ученых, авторов интересных открытий, толковых учебников, просто хороших людей, умеющих пристально вгл€дыватьс€ в жизнь и находить ответы на поставленные вопросы.

»зучение почв ружок не стал "славным прошлым". ќн живет сейчас под именем ¬ќќѕ, под крышей ƒарвиновского музе€, под руководством ≈катерины ѕреображенской, ученицы ѕѕ—а, под покровительством многих выросших кружковцев, которые принимают группы юннатов в заповедниках, читают лекции, руковод€т детскими работами Ч естественно, бесплатно.

 ак же устроена така€ школа?  ак удаетс€ ей оставатьс€ привлекательной дл€ реб€т на прот€жении полувека?  ак здесь удаетс€ выращивать научную элиту страны?

Ёволюци€ "хвоста"

ћного лет назад ѕетр ѕетрович, человек разносторонний, заинтересовалс€ школой јнатоли€ Ѕакушинского, историка искусства, работавшего в “реть€ковской галерее. —уть его подхода заключалась в том, чтобы ничего не рассказыва€ посетител€м о картине заранее, заставить их как бы пережить картину, сформировать свое впечатление, затем еще одна картина, еще. Ќемного, не больше дес€ти за зан€тие, но каждый раз нова€ последовательность подачи материала приводила к новым открыти€м. ѕримерно также вел —молин свои зан€ти€ на природе. Ќечто подобное происходит в кружке и сегодн€.

«десь действует принцип, удачно сформулированный много лет назад  . “имир€зевым: "ѕонемногу обо всем и все о немногом". Ћекции по зоологии, ботанике, экологии, обсуждение бесчисленных полевых практик, экскурсии Ч формируетс€ широкий кругозор, складываетс€ объемна€ картина мира. Ќо есть свое любимое, скажем, кормовое поведение пеночки-трещотки или строение какого-нибудь болотного мха Ч это изучаетс€ досконально и так глубоко, что опытный профессор с интересом выслушает доклад школьника и откроет дл€ себ€ много новых подробностей.

«а много лет про€вилась забавна€ закономерность: чем младше исследователь, тем крупнее объект его наблюдений. ћедведь, например. — возрастом повышаетс€ внимание к мелкой живности, насекомым, черв€м.

¬ кружке работают, а не проход€т кем-то уже пройденную программу. –абота начинаетс€ не в кабинете, не с книгой, а в лесу, в поле, в конце концов, в городском парке или даже на улице.  аждые выходные Ч в ѕодмосковье: учебные экскурсии, мониторинг, описани€ экосистем.  аждые каникулы Ч во все заповедники –оссии. ѕодсобными рабочими, лаборантами. √лавное Ч сначала увидеть своими глазами, удивитьс€, а только потом усаживатьс€ за стол.

”чебный год в обычной школе начинаетс€, как известно, первого сент€бр€. » очень мешает это обсто€тельство биологам. ¬ начале сент€бр€ в средней полосе еще остаетс€ более сотни цветущих растений, еще не улетели летние птицы. —амое врем€ идти в лес, слушать, смотреть, записывать, рисовать. Ќа всю жизнь ребенок запомнит то, чего нет ни в лишенном жизни гербарии, ни в роскошно иллюстрированной книге.

»дет по лесу небольша€ компани€, человека 3-4, не больше, если речь идет об учете. ¬о главе Ч кто-то опытный Ч учетчик. ≈му может быть 12 лет, а может 50. √лавное, чтобы узнавал голоса птиц, мог определить попавшиес€ на пути растени€, умел интересно рассказывать. "’восты", те, кто идут за ним, слушают, спрашивают, запоминают, наугад выкрикивают "з€блик!", когда старший товарищ в сотый раз за день безнадежно вопрошает: "ј это кто поет?" », в конце концов, действительно учатс€ отличать песенку з€блика от чирикань€ воробь€, а трель зар€нки от голоса синицы. «аодно и в синицах разберутс€. »х, оказываетс€, много.

Ќо "хвост" не зр€ плететс€ сзади. ќн выполн€ет посильную работу. «аписи ведет. ƒеревь€ тр€сет, если нужно насекомых собрать. «емлю копает. ’от€ бы шаги считает.  стати, не так просто, как кажетс€. » это уже его личный вклад в серьезное научное исследование. ¬едь современна€ наука Ч коллективный труд. ѕравда, подготовка ученого остаетс€ штучной работой.

¬ернувшись из леса, группа садитс€ обрабатывать данные, искать нужную информацию в определител€х, учебниках. ќтчет представл€етс€ и обсуждаетс€ на общекружковой конференции. ѕройдет несколько мес€цев или лет, и поумневший "хвост" поведет новичков в лес. ќн стал учетчиком. ¬ его голове сложилась картина мира, он научилс€ читать в природе, как в книге. ј что еще нужно?

ћетод исканий

 огда не знаешь, что встретишь, нужно уметь наблюдать, анализировать, делать выводы относительно причин происход€щего. »сследование Ч это интрига, детектив. Ќовое, неизвестное можно обнаружить всегда, если понимаешь, на что смотришь.

ѕочему пеночка-трещотка, котора€ везде питаетс€ насекомыми в лиственных лесах, в Ѕр€нской области вдруг поселилась в сосн€ке? «агадка! Ёту тайну удалось раскрыть после нескольких экспедиций, нескольких лет наблюдений, ложных догадок, разочарований. ѕоследнему из исследователей, получившему наконец ответ на вопрос Ц ќле  ривощаповой Ц 13 лет.

ќписание почвенного разреза  ажетс€, мелочь. —тоило ли трудитьс€? ј как же! ” ребенка была некотора€ картина мира: пеночка живет в лиственных лесах. Ёто уже достижение, уже уровень знани€. ѕотом он увидел несоответствие: птицу на сосне. «адал себе вопрос. Ќе было бы исходного знани€, не было бы и вопроса. „ем больше знаю, тем больше возможностей удивитьс€. ѕо€вилась исследовательска€ задача, с помощью старших удалось разработать методику. » вот Ч открытие. “ак ведь и делаетс€ больша€ наука.

 ружковцы последние 40 лет участвуют в важнейшем международном исследовании Ч учете численности и путей миграции птиц. “ы уже не просто в лесу учишь птичьи свисты, не просто ворон считаешь с биноклем в руках. “вои данные станут частью всемирной системы, всечеловеческого знани€ о мире. ћера ответственности. ћера значимости. ≈сли, конечно, ты удерживаешь эту цель, пока считаешь ворон или осматриваешь дупл€нки.

Ѕыли времена, когда работа, выполненна€ на кружке, служила пропуском в университет, конечно, при условии хорошо сданных экзаменов. ј к экзаменам кружок готовил прекрасно. “еперь при поступлении на биофак никто не спрашивает у абитуриента про его собственные исследовани€. ѕроходной балл Ч только он имеет значение.  ружковцы все равно поступают. ј все-таки жаль, что ни одному вузу не интересно, над какой темой работает их будущий студент.

ѕравила жизни

»стори€ свидетельствует, что много лет назад свобода кружковцев была совершенно безграничной. Ќикаких вступительных испытаний. ’очешь Ч ходи каждый день, не хочешь Ч не ходи или приходи раз в год. ¬се равно тебе будут рады. ’очешь Ч слушай, учись, не хочешь Ч так болтайс€. Ќикаких об€зательных работ, вообще ничего об€зательного. Ќекотора€ иерархи€, конечно, складывалась по заслугам. Ќо все было в руках юнната.

«ато если ты бралс€ за учебу, то не программу осваивал, а насто€щие знани€. ’очешь разбиратьс€ в птицах? ѕожалуйста, в –оссии около трехсот видов живет. –азбирайс€. –астени€ интересуют? ¬от флора ѕодмосковь€, больше тыс€чи видов.

≈сли ты бралс€ за дело, то не дл€ игры, не дл€ видимости Ч дл€ дела. “ема работы всегда была (и остаетс€) по-насто€щему неисследованной. «начит, и работа получаетс€ не учебной с заранее известным ответом, а вполне научной. — открытием в конце. — возможностью использовать полученные данные в дальнейших изыскани€х. — гарантией качества и точности.

„ем больше ты делал, тем большего от теб€ ожидали. ј если ничего не делал, то и не ждали ничего. Ќо не упрекали, не унижали, не ограничивали в правах.

—егодн€ требовани€ стали ниже, народ во многом уже Ђне т€нетї. » строгости, четкости в организации побольше. ј рвени€ меньше. ’от€ все равно есть те, на ком держитс€ кружок. » продержитс€ еще.

¬ќќѕ Ч это самоуправл€ющийс€ разновозрастный коллектив, живущий по простым человеческим законам, естественным образом передаваемым от старшим к младшим. Ќе ленись, старайс€ знать как можно больше, не жадничай, думай не только о себе и т.п. Ёто в идеале. Ќа деле кружку с трудом удаетс€ поддерживать такие несложные принципы под натиском времени.

 ружковец должен уметь жить Ч в частности, на природе. Ќе оставл€€ после себ€ следов разрухи, но и не отказыва€сь от элементарных удобств. ј значит, каждый учитс€ разжигать огонь и готовить, ставить палатку и строить шалаш, ходить на лыжах и ориентироватьс€ по карте, по солнцу, учитс€ одеватьс€ по погоде, избегать слишком тесных контактов с большими кабанами и маленькими змейками, учитс€ мастерить снар€жение, ходить по пересеченной местности, не промокать в болотеЕ Ч учитс€ жить.

”читель

¬ообще вс€ работа, самосто€тельные зан€ти€ ведутс€ не только ради каких-то практических целей, а потому что это и есть содержание нормальной человеческой жизни. Ёто все ради себ€, любимого. » желание передать другим то, что узнал, Ч это тоже нормально. ¬с€кий более опытный по ходу дела учит менее сведущих. “ак его самого когда-то учили, он знает, что передать знани€ Ч очень важно. Ћишь бы нашелс€ желающий вз€ть.  то-то из малышей ув€жетс€ за спокойной ласковой студенткой, кто-то за веселым гитаристом, кому-то интересно слушать специалиста по лишайникам.  аждый найдет своего учител€, а учитель Ч своего ученика. ѕо опыту прошлых поколений, такое наставничество может длитьс€ всю жизнь.

„ем старше кружковец, тем дальше он уходит от кружка: дальние экспедиции, институты, диссертации. «акономерное движение. Ќо врем€ от времени он отправл€етс€ на выезд с малышами, приходит рассказать о своей работе на вечернее заседание, помогает кому-то из начинающих описать результаты первых исследований.

„тобы пон€тно объ€снить, приходитс€ пон€ть самому. ќб€зательно на пор€док глубже, чем поймет тот, кто теб€ спросил. ѕоэтому работают с юннатами крупные ученые, энциклопедически образованные люди, причем работают без скидок на юный возраст слушателей, сотрудников. ѕравда, рассказать нужно так интересно и качественно, чтобы слушала, не по об€занности, от души, аудитори€ в возрасте от 12 лет и до бесконечности.

Ќаучный руководитель, учитель должен поймать момент удивлени€ ребенка, помочь сформулировать вопрос, подобрать умную книжку, методику работы. » еще терпеливо дождатьс€, пока эта работа родитс€ у ребенка. ƒосрочные роды Ч не к добру.

»ногда так хочетс€ все самой продиктовать. —лава богу, за плечами опыт, знани€. Ќо тогда уже не узнаешь, что мог бы написать твой ученик. —ам.

 онечно, его самосто€тельна€ работа складываетс€ из разговоров с учителем, бесконечных обсуждений, совместного решени€ крупных и крошечных проблем. ¬ сущности, это совместна€ работа. „тобы она была действительно сто€щей, учитель должен потратить массу сил и времени. ¬озможно, ребенок никогда не заметит его вклад. «ато как потр€сающе интересно наблюдать рождение идеи!

ќ времена, о нравы!

—егодн€ престижные лицеи, гимназии нагружают детей под зав€зку, держат за книгами без выходных и праздников.  онечно, ученики получают глубокое, систематическое образование, но они не узнают в лесу те растени€, чьи латинские имена выучили назубок. Ќачитавшись учебников, они не умеют "читать книгу природы".

» потом даже в очень хорошей, серьезной или что-то подобное гимназии они все равно Ч в классе, в потоке. ќбщие учител€, учебники, программы, задани€. ј в кружке каждый сам по себе. —во€ тема, свои книги, свои планы, свои учител€. —вой маршрут в лесу, который проходишь один, наедине с природой. Ўтучна€ работа.

ѕравда, выросшие в классе лучше понимают законы конкуренции. ј юннат только сам с собой конкурирует. — тем идеальным результатом, которого мог бы достичь, если бы напр€г все силы. ѕечально, не все хот€т напр€гатьс€, сегодн€ считаетс€, что надо жить легко, комфортно. —нижаетс€ планка. ¬зрослые люди, а следом и дети, начинают щадить себ€. ѕозвол€ют не знать, не уметь.

ƒети остаютс€ детьми. ƒаже очень умные, очень увлеченные, они все равно будут озорничать, шуметь, неизбежно что-нибудь сломают, испорт€т. ¬зрослые должны быть готовы к этому, потому что если ничего руками не трогать, то ничему не научишьс€.   сожалению, сегодн€ многим работникам музеев, заповедников дети мешают. »х не люб€т пускать, без них тихо, спокойно, можно заниматьс€ своими важными делами, и никто не будет путатьс€ под ногами, задава€ дурацкие вопросы. ј лет через 10-20 уже никто не придет в музей, в заповедник, в научную лабораторию. ƒа и закроют их просто-напросто выросшие у закрытых дверей дети. »ли с землей сравн€ют за ненадобностью.

„тобы этого не произошло, кружковцы приход€т в обычные школы, воз€т желающих на экскурсии, целые классы и маленькие группы, едут инструкторами в учебные экспедиции. ѕусть люди знают, как живет природа, как удивительно устроен мир. “ак работает научна€ школа ѕѕ— Ч ¬ќќѕ. » другие близкие по духу кружки, во главе которых часто сто€т выпускники-вооповцы.

 

’роника кружка "¬естники ¬ќќѕ" ѕрограмма "Parus" —писок ¬ќќѕовцев

 

«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020