јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)




Ѕиологический кружок ¬ќќѕ: главна€ страница раздела

√остю кружка Ќаши планы Ёкспедиции »сследовани€ »стори€ кружка —писок ¬ќќѕовцев  онтакты

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


»—“ќ–»я  –”∆ ј ¬ќќѕ

Ќќ¬≈…Ўјя »—“ќ–»я  –”∆ ј (’–ќЌ» ј)

февраль Ч август 1998 г.

ƒо конца учебного года, как обычно, в музее проходили зан€ти€ кружка Ч по вторникам и средам с 18.30 до 20 часов. ѕо вторникам (общее зан€тие) был закончен курс гидробиологии и зоологии беспозвоночных, начатый в конце 1997 г. (ƒ. «асько), проведены циклы зан€тий по энтомологии (ј. “итков) и высшим растени€м (—. ћошковский и ј. ѕанков). ѕо средам (зан€ти€ "дл€ младших") велась орнитологическа€ работа Ч общий обзор основных отр€дов птиц и работа с коллекцией тушек, принадлежащей кружку. «ан€ти€ вели ј. —авин, ћ. √луховский и ≈.—. ѕреображенска€.

¬ феврале-мае было проведено несколько воскресных выездов в ћалинки. Ќа 8 марта совершенно случайно (из-за того, что наши обычные базы оказались зан€ты) мы выбрались в новое дл€ нас место Ч деревню ћуриково ¬олоколамского района ѕодмосковь€, где удалось устроитьс€ ночевать в школе. ¬о врем€ выездов, как обычно, велась в основном орнитологическа€ работа. √руппа кружковцев (в основном ј. ѕаджев, Ќ. ћельниченко, Ќ. ћакулова) продолжала также проводить учеты птиц в московских парках Ч дендропарке Ѕирюлево-÷арицыно и в прилегающем к —окольникам участке Ћосиного острова (между яузой и московской кольцевой железной дорогой).

¬о врем€ школьных весенних каникул в кружке проходило два меропри€ти€ Ч поездка на конференцию в ќбнинск, и экспедици€ в заповедник " алужские засеки". Ќа конференции с докладами, более или менее успешно, выступали ¬олод€ и —аша ‘едосовы, јн€ ћиронова, Ћена ѕономаренко и Ћена ¬ахрушева. ¬ " алужских засеках" работали ј. —авин, ј. јндропов, Ќ. Ѕыков, ј. —оловьева, ћ. ƒорожкова, и четверо реб€т из обнинского клуба "—ледопыт", с ј.Ѕ. ѕанковым в качестве начальника. √руппа базировалась на кордоне "ягодное" (были стены и печка, но без плиты, так что готовить приходилось на костре; зато Ч широколиственные леса).   сожалению, из-за поздней весны программу наблюдений за кормовым поведением птиц, намеченную дл€ " алужских засек", осуществить не удалось. Ѕыли проведены только стандартные маршрутные учеты.

ћайские праздники, как и в прошлом году, были отмечены экспедицией в  ара-ƒагский заповедник ( октебель). ¬ состав экспедиции входили ј. и ¬. ‘едосовы, ј. ћакулова, ј. —авин, ћ. ƒорожкова, ћ. »люшина, Ќ. ћельниченко, ≈.  умскова, ј. ѕопова, ƒ. ƒь€чихин, ѕ. Ѕлинов, ј. Ѕелоусов, “. –овна€. ¬ качестве "начальства" присутствовали ј. ѕанков и ≈. ѕреображенска€. Ќаправление работы экспедиции было орнитологическим Ч проведены маршрутные учеты в тех же биотопах, что и в прошлом году (расширен только набор открытых местообитаний), повторена, с некоторыми дополнени€ми, программа наблюдений за кормовым поведением птиц. ¬есна 1998 г. в  рыму по сравнению с предыдущим годом была намного более ранней Ч если в прошлом году в момент нашего приезда листь€ на деревь€х только начинали распускатьс€, то в этом году не только везде уже была листва, но и большинство плодовых деревьев успело отцвести. “акие фенологические различи€ позволили провести интересные сравнени€ численности и кормового поведени€ птиц. ”слови€ жизни и работы, как и в прошлом году, были роскошными Ч солнце, горы, море, масса цветов. —ложно в такой обстановке не расслабитьс€ и не предатьс€ отдыхающим настроени€м, а особенно Ч встать рано утром на учет. ѕравда, и площади спального места на полу с трудом хватило в этом году на всех членов экспедиции (в св€зи с увеличением ее численности). Ћюбител€м ездить в "места красивой жизни" не надо об этом забывать. ј то, как в  рым ехать Ч так все хот€т, а как зимние учеты проводить в ћоскве, или ремонт на  остромской биостанции, так некоторые почему-то сразу не могут (некогда Ч учитьс€ надо, денег нет, мама не пускает).

ѕроведение экологической практики учащихс€ 734 школы на  остромской биостанции продолжало оставатьс€ одной из важных форм работы кружка. √руппы по 15 -20 человек реб€т в сопровождении учителей приезжали к нам в марте (разновозрастна€ группа Ч 6-10 классы), в апреле (7-е классы) и в конце ма€ Ч начале июн€ (в основном семиклассники с добавлением старшеклассников, окончивших 10 класс, из кружка и школы). –абота велась по принципу "Ўколы дикой природы" Ч группы из 2-3 реб€т выбирали себе учебно-исследовательскую тему, собирали по ней материал и обрабатывали его под руководством инструктора, а в конце практики выступали с докладом о своей работе. ¬ марте и апреле природа была еще практически зимней, и объектами исследований были следы жизнеде€тельности, птицы, ветки деревьев и кустарников, эпифитные лишайники. ¬ конце ма€ основные работы проводились по птицам (наблюдени€ за гнездованием ласточек-береговушек и мухоловок-пеструшек в дупл€нках, учет птиц на реке и в открытых трав€нистых биотопах), и цветущим растени€м. ‘ункции инструкторов выполн€ли ј. “итков,  . Ѕеловежец, Ќ. јулова, ќ. „ередниченко, Ќ. ћельниченко, ≈. ѕономаренко, Ќ. јнтоневич. ¬ организации и проведении практик посто€нно участвовали ≈. ѕреображенска€ и ј. ѕанков.

¬о врем€ летних школьных каникул кружок работал в " алужских засеках" и на  остромской биостанции. Ёкспедици€ в " алужские засеки" с 17 июн€ по 5 июл€ была орнитологической Ч в ее задачу входило проведение наблюдений за кормовым поведением массовых видов воробьиных и оценка их биотопического распределени€. ¬се это делалось дл€ того, чтобы сравнить результаты с данными, полученными раньше в более северных районах (в  остромской области и на Ѕелом море) и вы€вить географические различи€. ¬ состав экспедиции входили ј. и ¬. ‘едосовы, ƒ. ƒь€чихин, Ќ. ћельниченко, ”. ўукина, я. √ерасименко, ј. “ерентьев, ј. ѕанков, ≈. ѕреображенска€ (последние двое или трое Ч в качестве руководителей). ѕозже к нам присоединились ј. —авин и ћ. ƒорожкова. ¬ основном мы базировались на кордоне "“руд" Ч в заброшенном поселке из нескольких полуразрушенных домов, сплошь заросшем двухметровым бурь€нным разнотравьем. ƒом, в котором мы жили, также подвергс€ вандализму со стороны кого-то из местного населени€ Ч одно окно в нем было выбито вместе с рамой, железные части из всех печей выломаны, в крыше Ч дыра на улицу. √отовить приходилось на улице Ч на костре, использу€ на дрова соседний разрушенный дом. ќбстановка очень гармонировала с содержанием "ќбитаемого острова" —тругацких, который мы читали на ночь при свечке. ќднако, все эти непри€тности с лихвой компенсировались близостью массива роскошного спелого широколиственного леса, начинавшегос€ в 100-300 м от базы, и практически полным отсутствием людей.

Ћетн€€ работа на  остромской биостанции состо€ла из двух различных элементов Ч ремонтной кампании, проходившей с 14 по 24 июл€, и геоботанической школы-лагер€ с 25 июл€ по 25 августа. –емонтна€ кампани€ заключалась в том, что группа из 20 "добровольцев", в основном школьников и студентов, пыталась отремонтировать на ’албужском стационаре все, что можно. ј именно: помен€ть полы в комнате и коридоре спального корпуса и окончить ремонт полов в "амбулатории", начатый в прошлом году; заделать максимально возможное число дыр в крышах; разобрать и ликвидировать теплотрассу; помен€ть, где надо, проводку; покрасить потолки, стены и полы в спальном корпусе и кухне; вставить стекла, замазать и покрасить оконные рамы. ¬ данный список вошло только то, что удалось сделать хот€ бы частично. “о что еще осталось не отремонтированным, слишком долго было бы перечисл€ть...   сожалению, состо€ние стационара таково, что стоит только за что-то схватитьс€, как начинает разваливатьс€ все окружающее. “ак, стоило разобрать пол, как вы€снилось, что надо мен€ть балки, чинить кирпичный фундамент, а перегородка между комнатами тоже вот-вот упадет. “ем не менее, слава геро€м, отпахавшим на ремонте с утра до ночи 10 дней! Ёто: ћ. —олодовников, ј. и “. ѕаджевы, ¬. ƒружин, ј. и ¬. ‘едосовы, Ќ. и ј. ћельниченко, ј. и ќ. ћакуловы, ћ. »люшина, —. √ор€чев, ј. “итков, ј. Ѕелоусов, ƒ. ƒь€чихин, ”. ўукина, ƒ. Ѕлаговидов, я. √ерасименко, и начальство Ч ≈. ѕреображенска€ и ј. ѕанков.

¬о врем€ ремонта (—. √ор€чев, ј. ѕанков)

¬о врем€ ремонта (—. √ор€чев, ј. ѕанков)

¬ геоботанической школе в этом году, кроме кружковцев ƒарвиновского музе€, участвовали школьники из биологического кружка ё.ј. Ќачаркина, школьники и преподаватели из школы є 734. ¬сего было около 40 человек. –абота на школе велась по принципу проведени€ самосто€тельных исследований группами по 2-3 человека. Ѕыли продолжены исследовани€ по темам, начатым в прошлые годы: изучение зарастани€ лесных дорог, динамики растительности болот, распределение беспозвоночных в св€зи с сукцесси€ми растительности, изучение флоры сосудистых растений и мхов биостанции.

ƒоклады на геоботанической школе

ƒоклад на геоботанической школе

 роме того, было начато изучение видового разнообрази€ древоразрушающих грибов, взаимодействи€ почв и растительности в сфагново-черничных ельниках, проведены исследовани€ распределени€ лишайников. Ѕыли также предприн€ты попытки изучени€ почв в разных типах осинников и взаимоотношени€ двух видов берез между собой. –езультаты большинства этих исследований привод€тс€ в насто€щем сборнике.

ќдин из научных руководителей на геоботанической школе - —.ћошковский

ќдин из научных руководителей на геоботанической школе - —.ј. ћошковский

»тоги работы весны и лета 1998 г. вы€вили несколько противоречий, сложившихс€ в кружке и окружающей его среде. ѕервое Ч противоречие между "эколого-образовательной" и "научной" тенденци€ми работы. Ќарод, подверженный "эколого-образовательной" тенденции, стремитс€ (на деле, на словах может быть другое) набрать толпу как можно больше и устроить образование по типу "всех мы учили понемногу, чему-нибудь и как-нибудь". Ќарод с научной тенденцией стараетс€ отобрать самых умных, талантливых и работ€щих и вести с ними нормальную работу, а всех остальных балбесов, чтоб не мешали работать и не портили структуру пространства, прогнать куда-нибудь на фиг. ѕервые склонны забывать о цел€х обучени€: их потихоньку подмен€ют зачеты, места на олимпиадах, конференци€х и прочие п€терки, от которых, в сущности, нет никому никакой пользы, кроме утешени€ собственного самолюби€. ¬торые часто не помн€т, что умные и талантливые не берутс€ из воздуха, их еще надо выучить, да и выбрать из кого-то, и что вообще на них везде большой спрос. "Ќесостыковка" этих двух тенденций особенно €рко про€вилась на геоботанической школе. ѕри этом пострадала от недостатка внимани€ и заботы "научна€" часть де€тельности Ч исследовани€ оказались в основном плохо спланированными, а значительна€ часть работы (за исключением сбора полевого материала) была отложена до ћосквы. ¬ последний момент, когда надо было сдавать работы в сборник, большинство авторов вдруг постиг творческий кризис. ¬се это вызвало, в конечном счете, разозление до белого калени€ и полное озверение руководителей работ и составителей данного сборника, которым пришлось потратить кучу времени и сил, чтобы добитьс€ доведени€ работ до приличного состо€ни€.

¬торое противоречие Ч между материальным обеспечением работы и жизни и всеми остальными ее аспектами. Ёто Ч продукт последних лет. –аньше (с начала существовани€ кружка в 1950 г. и до начала 90-х) оно не было актуально, т.к. все, в основном, жили фигово. —ейчас некоторые живут в бытовом материальном смысле хорошо, а многие другие почему-то считают, что к этому необходимо об€зательно и всеми силами стремитьс€. “акое стремление противоречит некоторым основным традици€м кружка. ќчень хочетс€ тут вспомнить два куплета из "√имна охотоведа":

Ќам не нужны пуховые перины,
Ќад кроватью Ўишкина картины,
Ћишь была бы телогрейка, сапоги да тюбетейка,
ј в кармане спички да махорка.

Ќам не нужны высокие хоромы,
¬анна, электричество и газ,
ћы в лесу живем не хуже, умываемс€ из лужи,
ѕолотенцем нам порт€нка служит.

Ёто, между прочим, написал в 50-х годах кружковец и студент-охотовед ј. ¬асилевский, он же впоследствии Ч протоиерей јлександр ћень.  ороче, не стоит забывать, что насто€щий биолог чувствует себ€ вполне комфортно как в услови€х комфорта, так и при полном отсутствии такового. ј кому невмоготу без электричества, водопровода и теплого туалета Ч тому можно только посочувствовать, но уж потакать таким страдани€м €вно не стоит. ѕо€вл€ющиес€ в последнее врем€ тенденции устраивать экологическое образование с гостиницами, красивыми визит-центрами и автобусными экскурси€ми Ч это не про нас, реб€та. —лишком много сил и времени надо, чтобы все это добыть и устроить, и слишком мало их в результате остаетс€ на все остальное.

Ётим летом окончили школу и поступили в ¬”«ы ћ. ћордкович и ј. ћиронова; поступила на биофак ћ√” и Ќ. —еркова. ѕоздравл€ем!

≈.—. ѕреображенска€

ќб авторах и руководител€х работ, а также тех, кто работал над 5 выпуском журнала "¬естник ¬ќќѕ" (1999 год)

ј.Ћ. ћельниченко Ч ученик 7 класса школы є1026. ¬ биологическом кружке ƒарвиновского музе€ (¬ќќѕ) с 1998 г.

”.ё. ўукина Ч ученица 8 класса школы є120. ¬ биологическом кружке ƒарвиновского музе€ (¬ќќѕ) с 1997 г.

Ќ.¬. “русова Ч ученица 9 класса школы є 734; работу по лишайникам выполн€ла на ’албужском стационаре во врем€ √еоботанической школы-лагер€.

¬.Ё. ‘едосов Ч ученик 10 класса лице€ "¬тора€ школа". ¬ биологическом кружке ƒарвиновского музе€ (¬ќќѕ) с 1995 г.

ј.Ё. ‘едосов Ч ученик 10 класса лице€ "¬тора€ школа". ¬ биологическом кружке ƒарвиновского музе€ (¬ќќѕ) с 1995 г.

“.ё. ѕолтева Ч ученица 11 класса школы є79; работа выполнена на геоботанической школе, в которой автор участвовал в составе группы от кружка "Ёкологи€" ÷“ƒић "јминьево" (руководитель ё.ј. Ќачаркин).

ј.Ѕ. Ўмыков Ч ученик 11 класса школы є79; работа выполнена на геоботанической школе, в которой автор участвовал в составе группы от кружка "Ёкологи€" ÷“ƒић "јминьево" (руководитель ё.ј. Ќачаркин).

≈.ј. ѕономаренко Ч ученица 11 класса школы є 1543. ¬ биологическом кружке ƒарвиновского музе€ (¬ќќѕ) с 1997 г.

Ќ.Ћ. ћельниченко Ч ученица 11 класса школы є1927. ¬ биологическом кружке ƒарвиновского музе€ (¬ќќѕ) с 1996 г.

ј.ћ. ѕаджев Ч студент –оссийского государственного медицинского университета ¬ биологическом кружке ƒарвиновского музе€ (¬ќќѕ) с 1994 г.

ќ.». ћакулова Ч студентка –оссийского государственного медицинского университета ¬ биологическом кружке ƒарвиновского музе€ (¬ќќѕ) с 1996 г.

ћ.¬.  равченко Ч студент “имир€зевской сельскохоз€йственной академии; ¬ биологическом кружке ƒарвиновского музе€ (¬ќќѕ) с 1988 г.

—.ј. ћошковский Ч аспирант »нститута биолого-медицинской химии, окончил –оссийский государственный медицинский университет; свободное от учебы врем€ с 1989 г. посв€щает ботаническим и, в частности, бриологическим исследовани€м. ¬ биологическом кружке ƒарвиновского музе€ (¬ќќѕ) с 1988 г.

Ќ.—. Ћазарева Ч сотрудник ботанического сада ћ√”, инструктор-преподаватель полевой базы ассоциации "Ёкосистема"; окончила биофак ћ√”. ¬ биологическом кружке ƒарвиновского музе€ (¬ќќѕ) с 1979 г.

—.ё. ѕопов Ч научный сотрудник  ерженского государственного заповедника и сотрудник приложени€ "Ѕиологи€" газеты "ѕервое сент€бр€"; окончил ћосковский лесотехнический институт. ¬ биологическом кружке ƒарвиновского музе€ (¬ќќѕ) с 1980 г.

≈.—. ѕреображенска€ Ч научный сотрудник »ѕЁиЁ им. ј.Ќ. —еверцова –јЌ, кандидат биологических наук; окончила ¬сесоюзный сельскохоз€йственный институт заочного образовани€. ¬ биологическом кружке ƒарвиновского музе€ (¬ќќѕ) с 1966 г.

***

Ќќ¬≈…Ўјя »—“ќ–»я (’–ќЌ» ј)  –”∆ ј ¬ќќѕ:

„итайте также журналы "¬естник ¬ќќѕ по годам

 

’роника кружка "¬естники ¬ќќѕ" ѕрограмма "Parus" —писок ¬ќќѕовцев

 

«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019