јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)




Ѕиологический кружок ¬ќќѕ: главна€ страница раздела

Ќаши планы Ёкспедиции »сследовани€ »стори€ кружка —писок ¬ќќѕовцев

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ќбъ€влени€:

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕ≈“– ѕ≈“–ќ¬»„ —ћќЋ»Ќ Ч ќ—Ќќ¬ј“≈Ћ№ Ѕ»ќЋќ√»„≈— ќ√ќ  –”∆ ј "¬ќќѕ"
Ѕ»ќ√–ј‘»я

ѕетр ѕетрович —молин - основатель биологического кружка ¬ќќѕѕетр ѕетрович —молин родилс€ 5 €нвар€ 1897 г. в г.  ургане, в состо€тельной купеческой семье. ¬ отличие от деда, ƒмитри€ »вановича, отец ѕ.ѕ. —молина Ч ѕетр ƒмитриевич, потомственный почетный гражданин, делами занималс€ мало, и главой семьи была мать Ч ѕрасковь€ »вановна, любимица всей многочисленной родни. Ќародна€ учительница, ѕрасковь€ »вановна была весьма образованной женщиной, из первого выпуска Ѕестужевских курсов. ” ѕетра ѕетровича было четверо братьев (один умер младенцем). —тарший брат, ƒмитрий ѕетрович, в будущем стал писателем и драматургом, младший, јлександр ѕетрович, Ч инженером, работал в авиации.

 огда пришло врем€ учитьс€, ѕрасковь€ »вановна увезла сыновей в ≈катеринбург, где они поступили в реальное училище. Ћетом семь€ возвращалась в  урган. ”чебу ѕрасковь€ »вановна старалась обставить всем, что было нужно: не жалела денег на книги и вс€кие пособи€. ѕо воспоминани€м родных, маленький ѕет€ любил собирать насекомых и другую живность. —тав постарше, он завел в доме птиц, одну комнату даже превратили в вольер.

¬ ≈катеринбурге судьба свела ѕетра ѕетровича с ƒмитрием ѕавловичем —оломирским, крупным промышленником и орнитологом-любителем. ≈го коллекци€ аберраций тетеревиных попала в ƒарвиновский музей в ћоскве, позднее ѕетр ѕетрович работал с этими птицами. ¬ ≈катеринбурге на гимназическом балу, где ѕетр ѕетрович выдел€лс€ как завз€тый танцор, он познакомилс€ со своей будущей женой Ќиной Ќаркисовной. ќна была воспитанницей известного уральского геолога и краеведа ћ.ќ.  лера.

¬ 1913 г. ѕрасковь€ »вановна переехала с детьми из  ургана в ћоскву, где стала жить, снима€ квартиру на ћ€сницкой, а затем на даче в пос. —оломенна€ —торожка, что расположен недалеко от ѕетровско-–азумовского. ѕосле окончани€ реального училища ¬оскресенского в ћоскве и сдачи экзамена на аттестат зрелости ѕетр ѕетрович стал студентом естественного отделени€ (по циклу зоологи€) физико-математического факультета ћосковского университета (1914). «десь он слушал лекции √.Ќ.  ожевникова, ј.Ќ. —еверцова. ¬ этот период сформировались основные области интересов ѕетра ѕетровича, которые устойчиво, с незначительными перерывами продолжали параллельно развиватьс€ всю его жизнь. Ќа них мы подробнее остановимс€ в конце биографического очерка. ¬о врем€ учебы в университете (1914-1916) ѕетр ѕетрович активно занимаетс€ сбором орнитологических и герпетологических коллекций под ћосквой и летом в  ургане, отмеча€ в своем послужном списке добычу цветной вариации большого подорлика, гибрида обыкновенной и белошапочной овс€нки, гинандроморфного снегир€ (описан позднее —.». ќгневым), лазоревок ѕлеске. Ёти сборы поступали в фонды «оомузе€ ћ√” и ƒарвиновского музе€.

ћного времени проводит студент —молин за разбором коллекционных фондов самих музеев, определ€ет и переопредел€ет птиц и представителей герпетофауны. ∆елание безошибочно узнавать животных в природе побуждает его начать разработку методов определени€ птиц и земноводных по голосам. ¬ студенческом кружке любителей естествознани€ при “имир€зевской сельскохоз€йственной академии под руководством ¬.¬. —танчинского ѕетр ѕетрович совершенствуетс€ в определении птиц в поле. ѕетр ѕетрович стал также членом кружка любителей певчих птиц –усского общества акклиматизации животных и растений, вошел в культкомиссию этого общества и начал водить свои первые экскурсии по ћосковскому зоопарку и в природу.

  осени 1916 г. ѕетр ѕетрович был призван на военную службу. ѕо окончании школы прапорщиков был зачислен в 79-й запасной полк, сто€вший в –€зани. Ќо т€готы армейской жизни не уменьшили зоологического интереса ѕетра ѕетровича. ƒобытый им под –€занью выводок большого тушканчика передаетс€ в зоопарк. ¬ 1917 г. ѕетр ѕетрович Ч на –умынском фронте в составе 5-го  алужского полка в “рансильванских јльпах, взводный офицер.

¬ услови€х затишь€ на фронте и активизации политической жизни ѕетр ѕетрович читал бойцам лекции по истории политических учений. —ам он придерживалс€ скорее эсеровских взгл€дов, был избран председателем полкового комитета. ѕосле революции, весной 1918 г., ѕетр ѕетрович возвращаетс€ в ћоскву и сразу с головой окунаетс€ в свою стихию Ч биологию и экскурсионно-пропагандистскую де€тельность. ѕервое место работы Ч зоопарк, должности Ч заведующий аквариумом, исполн€ющий об€занности заместител€ по науке, заведующий отделом. —лужба дает также право на получение продовольственной карточки и пайка. ¬рем€ голодное, а на плечах ѕетра ѕетровича лежит забота о большой семье: жене, матери, родственниках.

¬ зоопарке ѕетр ѕетрович знакомитс€ с јлександром ‘едоровичем  отсом, одним из руководителей зоопарка в то врем€. Ёти люди умудр€лись не только сохран€ть коллекции зоопарка в неблагопри€тные годы, но и по мере сил пополн€ть их новыми экспонатами. “ак, в зоопарке были собраны многочисленные породы кур, фазанов и другой птицы из национализированных частных птичьих хоз€йств. ƒожив свой век в зоопарке, эти птицы затем в виде чучел поступили в ƒарвиновский музей. «десь и орловские красные, полуситцевые, павловские серебристые, гуданы и другие породы. ¬ зоопарке јлександр ‘едорович и ѕетр ѕетрович вели и экспериментальные работы по гибридизации кур, фазанов, голубей, кроликов, изучали наследование признаков, сцепленных с полом. ¬ дальнейшем эта тема была подхвачена ћ.ћ. «авадовским. ќперативное изменение пола, гормональные воздействи€ в сравнении с результатами скрещивани€ давали интересный материал дл€ общебиологических выводов.

«абота о сбережении природы, объектов биологии всегда были отличительной чертой ѕетра ѕетровича. ќн один из соавторов первого декрета —оветской власти об охране природы, участник комиссии по организации јстраханского заповедника. ¬ 1921 г. он посещает јсканию-Ќова с целью налаживани€ контактов с ћосковским зоопарком дл€ обмена животными. ѕетру ѕетровичу выдаетс€ мандат на охрану национализированного частного биологического музе€ ј. —. ’ом€кова. –азбор его коллекций, обсто€тельства передачи их в ƒарвиновский музей Ч сюжет дл€ детективного романа. “олько из раритетов упом€нем здесь чучела вымерших птиц, в частности бескрылой гагарки, коллекцию колибри, райских птиц, птиц-носорогов, фазанов, сборы тропических насекомых, уникальные книги, в том числе четырехтомный ќдюбон, 14-томна€ монографи€ по д€тлам и т. д.

ѕри участии ѕетра ѕетровича в ƒарвиновский музей попадает коллекци€ аберративных тетеревиных из ѕолитехнического музе€. ¬еро€тно, в это врем€ ѕетр ѕетрович начинает разрабатывать на основе всего этого материала вопросы зоогеографии и систематики птиц. Ћюбопытно, что свои взгл€ды на центры возникновени€ и расселени€ некоторых групп тропических птиц ѕетр ѕетрович обсуждал с Ќиколаем »вановичем ¬авиловым, когда тот заходил в гости к ѕетру ѕетровичу в зоопарк, и в свою очередь рассказывал собственную теорию центров возникновени€ культурных растений. ¬ерный привычке совершенствовать свои знани€ о живой природе, ѕетр ѕетрович попросил у Ќикола€ »вановича помощи при определении подмосковных злаков. Ќе приходитс€ удивл€тьс€ теперь, почему впоследствии ѕетр ѕетрович поражал многих своим знанием растений. ƒа только ли растений? ¬се эти знани€ он активно примен€л в своей экскурсионной де€тельности.

ѕетр ѕетрович —молин - основатель биологического кружка ¬ќќѕ¬ первые годы после революции, по словам ѕетра ѕетровича, наблюдалс€ расцвет экскурсионного дела, где ѕѕ— без ложной скромности считал себ€ реформатором. Ѕудучи сотрудником опытной экскурсионной базы и музейно-экскурсионного института, работа€ при Ќаркомпросе, ѕетр ѕетрович развивал на биологических объектах те принципы, которые √ейнике использовал в исторических экскурси€х, а Ѕакушинский впервые применил в искусствоведении. Ќа нескольких специально подобранных картинах попытатьс€ вызвать у слушателей определенное впечатление от картины, побудить слушател€ переживать картину. Ђј €, Ч говорил ѕетр ѕетрович, Ч применил этот подход в экскурси€х по зоопарку, «оомузею и по ѕодмосковьюї.

Ќа короткий период ѕетр ѕетрович был мобилизован в армию, уже в советскую, и направлен в јрхангельск. Ѕудучи политруком роты, читал лекции по текущему моменту, подал за€вление в партию, но дальше дело не пошло. ¬ернувшись по за€вке Ќаркомпроса из јрхангельска в ћоскву, ѕетр ѕетрович пришел оп€ть в зоопарк. ќн по-прежнему активно изучает птиц в природе: на участке, закрепленном за зоопарком в »стринском районе ѕодмосковь€, в —окольнической роще. —обранные им здесь данные вошли позднее в публикации ћ.ћ. Ѕел€ева. ¬ 1923 г. поездка в Ћенинград, продолжение работ с лазоревкой ѕлеске. ¬ том же году в ћосковском зоопарке ѕетр ѕетрович вместе с ¬.√. ƒормидонтовым организует свой первый биологический кружок Ч  ёЌ, из которого через год под руководством ѕ.ј. ћантейфел€ сформировалс€ известный  ёЅ«, существующий до сих пор.

ѕринципы организации кружковой работы были в чем-то сходны с разработанными ѕетром ѕетровичем ранее экскурсионными подходами: понемногу обо всем и все о немногом. ЂЅлиже к природе!ї Ч говорил ѕѕ—. Ђ нижных знаний поменьше, природы побольше, не забыва€ о св€зи с современностью. ћы не знаем, какие знани€ пригод€тс€ в жизни, поэтому € предпочитал не накапливать знани€, а совершенствовать способы получени€ знаний. » природа дает в этом отношении р€д удачных примеров. ” мен€ в кружковой работе, Ч подчеркивал ѕетр ѕетрович, Ч три принципа: опора на подлинный природный материал, исследовательский подход и известный общественный моментї.

Ќельз€ сказать, что эти принципы ѕетру ѕетровичу удалось воплощать в жизнь без борьбы. —трасти кипели и вокруг исследовательского метода в юннатской работе, и вокруг экскурсий в природу, не говор€ об Ђобщественном моментеї. ¬ 1924 г. ѕетр ѕетрович уходит с частью реб€т из зоопарка в ЅёЌ. —в€зь с биостанцией юных натуралистов в —окольниках, с ее первым руководителем Ѕ.¬. ¬сесв€тским и Ќ.». ƒергуновым у ѕетра ѕетровича началась гораздо раньше, во врем€ совместной организации и проведени€ Ђƒней птицї, а позднее Ђƒн€ лесаї.

ќ жизни биостанции ее выпускниками написана интересна€ книга Ђ” истоков юннатского движени€ї, говоритс€ там и о ѕетре ѕетровиче, методисте, заведующем и преподавателе опытной школы ЅёЌ. Ћетом 1924 г. по инициативе ЅёЌ состо€лс€ I ¬сесоюзный съезд юных натуралистов, ѕетр ѕетрович избираетс€ в состав посто€нно действующего Ѕюро, осуществл€вшего координацию юннатской де€тельности по всей стране. »з работ орнитологического профил€ на ЅёЌ упом€нем секцию птицеводства, занимающуюс€ улучшением пород кур; продолжались орнитологические учеты в ѕодмосковье и ћоскве, на летних выездах на реки ќку, ¬олгу и  аму. јктивно способствовал ѕетр ѕетрович развитию кольцевани€ птиц, и первые кольца несли надпись: Ђћосква, ЅёЌї. ѕроводились опыты по экологической физиологии птиц, генетике, разрабатывались экологические методы изучени€ питани€ птиц.

»нтересно отметить, что в школе, которой руководил ѕетр ѕетрович, существовало два пути окончани€: подготовка к поступлению в вуз и специализаци€ к производственной работе по профилю птицеводства, садоводства, луговедени€, фитопатологии, пчеловодства и промышленной энтомологии. ќднако усиливающа€с€ Ђобщеобразовательна€ составл€юща€ї школы с поворотом в политехнику, политизаци€ юннатского движени€, р€д других моментов побудили ѕѕ— покинуть ЅёЌ в 1929 г.   этому времени у ѕетра ѕетровича был уже большой опыт формировани€ интереса к биологии у детей.

Ќа I ¬сероссийском съезде по охране природы ѕетр ѕетрович, посто€нный участник межведомственного  омитета по заповедникам и охране природы, делает доклад Ђ–оль молодежи в деле охраны природы в ———–ї, активно участвует в общей дискуссии. ћатериалы съезда (доклады, вопросы, дискусси€, резолюции) опубликованы год спуст€, в 1930 г.

¬ сент€бре 1930 г. начинаетс€ нова€ полоса в жизни ѕ.ѕ. —молина. ѕо специальному приглашению он переезжает в јрхангельск, где основывает и возглавл€ет —еверную зональную станцию ¬сесоюзного института пушно-мехового хоз€йства. » здесь сразу по€вл€ютс€ ученики. ѕетр ѕетрович занимаетс€ вопросами пушного промысла, акклиматизации ондатры, клеточного звероводства, в частности песца и черно-бурых лисиц. ¬ 1931 г. Ч он участник экспедиции на ледоколе Ђ–усановї по маршруту јрхангельск Ч  олгуев Ч ёгорский Ўар Ч ¬айгач Ч Ќова€ «емл€ Ч ћурманск. »сследу€ проблемы островного звероводства (на о.  олгуев), ѕетр ѕетрович изучает кормовую базу зверей, размеры индивидуальных участков. ѕозднее, на материке, продолжаютс€ работы по оценке обили€ пушных зверей на маршрутных учетах, с использованием индивидуальных следовых меток зверьков.

  ѕетру ѕетровичу едут дипломники и аспиранты, он преподает биологию в —еверном краевом вузе. »з исследований, св€занных с орнитологией, можно упом€нуть массовый анализ питани€ боровой дичи и ее веса. –абота опытной станции в јрхангельске описана в попул€рной книге ћ. ћаксимова Ђ—реди черно-белых лисї (1931), где в одном из главных героев можно узнать ѕетра ѕетровича.

¬ 1935 г., оставив вместо себ€ учеников, ѕетр ѕетрович переезжает с семьей (женой и сыном) в  рымский заповедник. «десь он Ч научный сотрудник (зоолог), затем заместитель директора по науке, ведет наблюдени€ за суточной активностью копытных (олен€, косули, завезенного муфлона), закладывает маршруты учета видового состава и относительного обили€ птиц предгорного и горного  рыма. ѕетр ѕетрович водит экскурсии по заповеднику, к нему приезжают студенты. ќн работает и в прикладной области Ч шелководстве.

“ам же, в  рымском заповеднике, в 1937 г. по доносу ѕетр ѕетрович был арестован. Ќеобоснованность обвинений стала очевидной во врем€ краткого пересмотра некоторых сфабрикованных дел в св€зи со сменой руководства карающих органов. ѕетр ѕетрович покинул  рым с добрым советом-наказом одного из власть предержащих, любител€ птиц, который симпатизировал странному подследственному, Ч нигде о своей отсидке больше не упоминать.

¬ 1939 г. ѕетр ѕетрович обосновалс€ в ћоскве, где его вз€л на работу экскурсоводом в ƒарвиновский музей ј.Ў.  отс. ѕетр ѕетрович продолжил исследовани€ по генетике грызунов и кроликов. Ёти опыты по гибридизации в виде шкур, тушек и чучел вошли в фонды ƒарвиновского музе€, но результаты, к сожалению, не были опубликованы. ¬озобновил ѕетр ѕетрович учеты птиц ћосквы, экскурсии и лекции с юннатами, активно участвовал в ƒне птиц, в де€тельности —овета ќбщества охраны природы.

ћирный труд прервала война, и ѕетр ѕетрович уходит на фронт. Ќо и здесь он верен себе, в перерыве между боевыми действи€ми он делает заметки о птицах —моленской области. ’орошее знание леса не раз помогало старшему лейтенанту —молину и в разведке, и при выходе из окружени€. ¬ 1943 г. ѕетр ѕетрович командируетс€ в ÷ентральную школу военного собаководства ”правлени€ св€зи  расной јрмии. ƒо 1946 г. ѕетр ѕетрович Ч преподаватель на курсах военного собаководства. —трем€сь сохранить дл€ науки шкуры погибших и умерших собак, ѕетр ѕетрович передавал эти материалы в ƒарвиновский музей, где они в виде мастерски сделанных чучел вошли в экспозицию Ђ»скусственный отборї. ѕродолжил ѕетр ѕетрович и учеты птиц ћосквы.

— 1946 по 1948 г. ѕетр ѕетрович преподает в ѕушно-меховом институте, читает лекции по курсу Ђѕантовое оленеводствої. ¬ 1946 г. он возглавил  ёЅ«, сразу сориентировав реб€т не только на широкий охват разнообразных проблем биологии на современном уровне, но и на любимые выезды в природу. ќб этом периоде работы ѕетра ѕетровича с юннатами пишет “.ѕ. ≈вгеньева в своей книге Ђѕлем€ кюбзовцевї (1984).

¬ это непростое дл€ биологии врем€, непростое и дл€ преподавани€ биологии, ѕетр ѕетрович последовательно отстаивает свои принципы воспитани€ юных биологов. ќднако из  ёЅ«а пришлось уйти. ¬ 1948 г. ѕетр ѕетрович окончательно переходит на работу в √осударственный ƒарвиновский музей, сначала в качестве лектора, а потом главного хранител€. “рудно переоценить вклад ѕетра ѕетровича в организацию экспозиций ƒарвиновского музе€ по эволюционным вопросам, его участие в систематизации и паспортизации фондов. Ќаучные интересы ѕетра ѕетровича в музее были св€заны с систематикой и фаунистикой птиц, он консультировал работы по аберративным тетеревиным, пушным звер€м, фазанам и т. д., работы по генетике.

— начала 50-х гг. ѕетр ѕетрович провел р€д специальных исследований на базе ѕриокско-“еррасного заповедника: анализ результатов реинтродукции бобра, вли€ние повышенной численности лос€ на древостой и подрост, оценка видового состава и обили€ птиц на маршрутных учетах, биологи€ птиц-дуплогнездников и открыто-гнезд€щихс€ птиц. –аботы по дуплогнездникам в ѕриокско-“еррасном заповеднике в массовом масштабе проводил тогда √еннадий Ќиколаевич Ћихачев. ”дачным было содружество этих двух замечательных людей. ћногие ученики ѕѕ— дневали и ночевали в доме √еннади€ Ќиколаевиче в заповеднике, вели самосто€тельные работы, помогали в развеске и обследовании дупл€нок. –аботы юннатов обсуждались при активном участии двух патриархов.

ѕетр ѕетрович —молин - основатель биологического кружка ¬ќќѕј юннатов у ѕетра ѕетровича к этому времени было довольно много. ¬ конце 1949 Ч начале 1950 г. при ¬сероссийском обществе охраны природы, где ѕетр ѕетрович продолжал сотрудничать, он создает кружок дл€ реб€т, интересующихс€ биологией.  ружок быстро выдвинулс€ на первые места в юннатском движении, о Ђвооповцахї заговорили. Ёто последнее творение ѕетра ѕетровича, частью которого €вл€ютс€ и авторы насто€щего очерка, заслуживает специального исследовани€.

ѕосле продолжительных мытарств с помещением ¬ќќѕ обосновалс€ под крылом ѕетра ѕетровича в ƒарвиновском музее, сохранив свое самоназвание. ƒадим лишь краткое описание Ђвооповскогої образа жизни.

ѕоследовательно претвор€€ в жизнь свои старые принципы: опора на подлинный природный материал, исследовательский подход и известный общественный момент, ѕетр ѕетрович несколько изменил конечную цель. Ќаилучшим итогом кружковской де€тельности считалось поступление в вуз, и особенно на биофак ћ√”. „тобы облегчить эту задачу, помимо традиционно сильной специализированной кружковой работы ученики ѕетра ѕетровича особо готовились к ¬сесоюзной биологической олимпиаде школьников, где обычно занимали большинство первых мест, летом в об€зательном пор€дке полагалось выполн€ть самосто€тельную работу при профессиональных биологах в заповедниках, экспедици€х и других местах. “ам встречались ученики ѕетра ѕетровича разных поколений, юннаты могли непосредственно наблюдать места и характер своей будущей работы. ј осенью готовилась и оформл€лась рукописна€ самосто€тельна€ работа по результатам летних поездок. ƒоклады юннаты делали на специальной отчетной конференции и на конференции Ђ¬стреча поколенийї, где вместе с ними докладывались результаты исследований уже профессиональных биологов Ч учеников ѕетра ѕетровича. ѕобеда на олимпиаде, самосто€тельна€ работа обеспечивали Ђвооповцуї режим наибольшего благопри€тствовани€ при поступлении в вуз. “аким образом, возможность получить специальное высшее образование могли, как правило, реб€та, действительно интересующиес€ биологией, имеющие навыки самосто€тельной работы и полевой опыт, хорошо знавшие растени€ и животных.

ќднако, как с грустью отмечал ѕетр ѕетрович, в начале 70-х гг. ситуаци€ начала мен€тьс€ Ч в биологии и биологических вузах приоритетными стали экспериментальные науки с преобладанием биохимии, биофизики и молекул€рной биологии. ¬ременный престиж этих наук возрос, в вузы пот€нулись люди, весьма далекие от биологии, не знающие толком ни растений, ни животных, с безликими част€ми которых им предсто€ло работать. ћеханистический, Ђфизическийї подход стал подмен€ть эволюционные проблемы, проблемы жизни. ќдним из печальных последствий этого процесса стало т€желое положение с охраной природы.

—ейчас, в конце XX в., снова заговорили об экологическом воспитании, а этим воспитанием молодежи ѕетр ѕетрович начал заниматьс€ в 1914 г. и последовательно продолжал в  ёЌе, ЅёЌе,  ёЅ«е и ¬ќќѕе.

ѕетр ѕетрович —молин - основатель биологического кружка ¬ќќѕЌа собрани€ ¬ќќѕ могли приходить все.  ак говорил ѕетр ѕетрович: Ђјмплитуда така€: от школьника третьего класса до кандидата наукї. ¬се были поначалу гост€ми. ј членом кружка становились по мере про€влени€ своих интересов и знаний.  ружок был настолько прит€гательным местом, что общеобразовательна€ школа скорее была при кружке (как на ЅёЌе), чем наоборот. «ан€ти€ велись до шести раз в неделю, включа€ выезды в природу, зан€ти€ с коллекци€ми ƒарвиновского музе€, биофака ћ√”, ћ√ѕ». ћќѕ», лекции ѕетра ѕетровича, доклады и семинарские зан€ти€ Ђинтересных людейї.
—концентрировавшись на выбранной самосто€тельной теме (все о немногом), кружковец постепенно узнавал понемногу обо всем, что делалось в современной биологии и около нее. ќт последних достижений генетики и молекул€рной биологии, зоологических и ботанических исследований и находок до парапсихологии и проблем Ђснежного человекаї. ѕриглашались с докладами люди, побывавшие в интересных местах, художники-анималисты и т. д. Ќа любой вопрос кружковец мог получить ответ у ѕетра ѕетровича или доброжелательный совет, где и как самому поискать.

„то давало такое воспитание? Ќа одном из последних юбилеев ѕетра ѕетровича начали подсчитывать число докторов наук из его учеников, получилось больше 40, а кандидатов наук после первой сотни перестали считать. ћожет быть, одним из основных достоинств учеников ѕетра ѕетровича было и остаетс€ умение самосто€тельно мыслить и принимать решени€ как в науке, так и в жизни вообще, а в наш обезличенный век это немало. ¬еликолепно зна€ детскую психологию, ѕетр ѕетрович старалс€ ввести игровой, изобразительный момент в свои лекции, экскурсии и зан€ти€. ќн сам писал стихи-загадки. ѕод редакцией известного орнитолога √.ѕ. ƒементьева вышла небольша€ книжечка ѕетра ѕетровича со стихами-загадками о птицах, куда вошла часть из написанного им на эту тему.

ѕетр ѕетрович готовил радиопередачи, активно сотрудничал с журналами Ђѕионерї, Ђёный натуралистї. ≈го лекции записывались на магнитофон, о нем сн€т документальный фильм Ђѕусть поют птицыї.

ѕосле т€желой болезни, 28 сент€бр€ 1975 г. ѕетра ѕетровича не стало. ќн умер на руках одной из своих учениц. ≈го последние слова были: Ђќлени уход€т в горы, € видел зимородка на речке “аденкеї. ѕрах ѕетра ѕетровича покоитс€ в крематории ƒонского монастыр€ в ћоскве. ƒело ѕетра ѕетровича продолжают его ученики, преподаватели вузов, руководители школьных кружков при ƒарвиновском музее, ƒоме научно-технического творчества молодежи и в иных местах. Ѕольшой архив и библиотека ѕетра ѕетровича в соответствии с его желанием переданы в ƒарвиновский музей.

¬ заключение кратко остановимс€ на основных област€х интересов ѕетра ѕетровича, св€занных с орнитологией, и попытаемс€ оценить их значение дл€ дальнейшего развити€ науки. ѕетр ѕетрович говорил: Ђя бы мог стремитьс€ попасть в научный институт, начать разрабатывать какую-нибудь тему, но мне показалась самой важной работа по воспитанию будущих исследователей природы, и € решил посв€тить себ€ ейї. Ќо и в науке им сделано совсем немало.

ћноголетние наблюдени€ ѕетра ѕетровича за птицами ћосквы и ѕодмосковь€, оценка видового состава, относительное обилие и фенологические аспекты гнездового цикла отражены лишь в нескольких публикаци€х: данные по птицам —окольнической рощи Ч в стать€х Ѕел€ева (1937, 1938), по птицам “имир€зевской лесной дачи Ч в совместной статье с ћоравовым (ћоравов, —молин, 1960). ћатериалы по птицам этого района имеютс€ в виде примечаний к главе Ђѕтицыї ( алендарь русской природы, 1948).   сожалению, приведенна€ там таблица с целым р€дом неточностей, вз€та€ из работ ѕол€кова (1914, 1924), в дальнейшем приписывалась ѕетру ѕетровичу.

»з работ по промысловым птицам наиболее известны очерки ѕетра ѕетровича в  алендаре охоты (1950), выдержавшем несколько переизданий. Ќеизвестна судьба публикации, значившейс€ в рукописной библиографии ѕетра ѕетровича (начало 60-х гг.) и имевшей название Ђќрнитофауна городской территории Ѕольшой ћосквы (содержит сводку многолетних наблюдений автора и других наблюдателей по данной территории и впервые публикуемый полный систематический список отмеченных в ћоскве птиц)ї. Ѕыла ли она опубликована?

ƒанные по птицам  рыма, —моленщины, дес€тилетние наблюдени€ и учеты птиц ћосквы и ѕодмосковь€ осели в архиве ѕетра ѕетровича и еще ждут своих открывателей. “ам же, может быть, находитс€ рукопись работы ѕетра ѕетровича о методе обучени€ определению птиц по голосам.

”дивительным было знание ѕетром ѕетровичем систематики птиц. ќн не только знал наизусть все крупные системы класса птиц, до подвида мог назвать отдельные группы, но и составил оригинальную и очень удобную экологическую классификацию птиц, котора€, к сожалению, не опубликована и знакома лишь ученикам ѕетра ѕетровича.
»звестно, что ѕетр ѕетрович занималс€ зоогеографией и фаунистикой, структурой ареалов отдельных групп и видов, использу€ коллекционный материал, литературные сводки. »м составлен перечень кольцевых и разобщенных ареалов птиц мира. ”ченики ѕетра ѕетровича, работавшие в тропических странах, поражались тому, насколько лучше ѕетр ѕетрович знал птиц той страны, где они бывали, а он нет.

ѕетра ѕетровича всегда интересовало не только разнообразие живой природы, но и механизмы возникновени€, существовани€ и будуща€ судьба этого разнообрази€, его интересовал процесс эволюции, возможности изучени€ закономерностей этого процесса. —юда примыкали вопросы генетики (опыты по гибридизации птиц и млекопитающих), систематика близких видов, гибридов, значение аберративнои и тератологической изменчивости. ≈го интересовали вопросы интродукции и дичеразведени€, научные основы искусственного отбора. ћногие ученики ѕетра ѕетровича с его благословени€ занимались или занимаютс€ этими проблемами.
¬ период кризиса отечественной биологии, засиль€ механистического подхода к изучению жизни, пр€мых фальсификаций ѕетр ѕетрович и сам проводил и привлекал внимание своих учеников к таким работам, которые нагл€дно показывали механизмы устойчивости и изменчивости биологических систем. Ќапример, работы по сезонному частичному альбинизму домового воробь€, изучение примеров различных типов борьбы за существование.

ѕостепенное возникновение новых признаков было продемонстрировано им на по€влении у сизого голуб€ в ћоскве ранее не существовавшей способности садитьс€ на ветки деревьев. ¬озникновение новой поведенческой адаптации произошло у локальной группы птиц и медленно, в течение р€да лет, распростран€лось на птиц других районов. Ёто относилось к наиболее лабильной, поведенческой сфере.
ѕетр ѕетрович неоднократно подчеркивал устойчивый характер отдельных признаков и видовых систем в целом. Ќа практике зна€, как непросто закрепить новообразовани€ у живых объектов, он довольно скептически относилс€ к поискам Ђфилософского камн€ї преобразовани€ природы, настраива€ своих учеников на долголетний кропотливый труд, бережное и уважительное отношение к тайнам природы.

— печалью повторим, что многое из того, что знал и говорил ѕетр ѕетрович —молин, безвозвратно ушло.  ака€-то часть осталась в архиве, хран€щемс€ в √осударственном ƒарвиновском музее, в частных архивах его учеников. ∆дут своего издател€ расшифрованные лекции ѕетра ѕетровича о птицах, природе ѕодмосковь€, о проблемах эволюции, записанные при его жизни на магнитофон.

 аждый год, в первое воскресенье окт€бр€, в условленном месте под ћосквой собираютс€ на юбилейный выезд ученики ѕетра ѕетровича, ученики его учеников. «десь проходит традиционна€ Ђ«елена€ олимпиадаї дл€ новых поколений юннатов. ѕобедител€м вручаютс€ призы Ч книги по биологии, иногда бинокль, гербарна€ сетка или котелок Ч атрибуты полевой жизни. «десь у костра рассказывают молодым о ѕетре ѕетровиче, незабвенном ѕѕ—, о двух его провидческих заветах: ЂЅудущий век будет веком Ѕиологииї и... ЂЅлиже к природе!ї

јвторы благодар€т дирекцию ƒарвиновского музе€, сотрудников группы фото документации научной библиотеки ћ√”, родственников ѕетра ѕетровича —молина, товарищей-соучеников ѕѕ— за предоставленные материалы и помощь в работе.

ј. ј. ¬ахрушев, ј. —. –аутиан, B. C. Ўишкин

 

’роника кружка "¬естники ¬ќќѕ" ѕрограмма "Parus" —писок ¬ќќѕовцев

 

«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020