јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)




Ѕиологический кружок ¬ќќѕ: главна€ страница раздела

√остю кружка Ќаши планы Ёкспедиции »сследовани€ »стори€ кружка —писок ¬ќќѕовцев  онтакты

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


ѕ–≈ќЅ–ј∆≈Ќ— јя ≈ ј“≈–»Ќј —≈–√≈≈¬Ќј Ч

–” ќ¬ќƒ»“≈Ћ№  –”∆ ј "¬ќќѕ",  ќќ–ƒ»Ќј“ќ– ѕ–ќ√–јћћџ «»ћЌ»’ ”„≈“ќ¬ ѕ“»÷

(интервью ≈.—. ѕреображенской о работе кружка, о программе зимних учетов птиц)

ѕреображенска€ ≈катерина —ергеевна ≈катерина —ергеевна ѕреображенска€ руководит школьным биологическим кружком ¬ќќѕ при √осударственном ƒарвиновском музее с 1975 года, работает в »нституте проблем экологии и эволюции –оссийской јкадемии наук (»ѕЁЁ –јЌ) с 1974 г.

¬ 1975 г. закончила ¬сесоюзный сельскохоз€йственный институт заочного образовани€ в г. Ѕалашихе по специальности Ђбиолог-охотоведї. ¬ 1995 г. защитила кандидатскую диссертацию и опубликовала в 1998 г. по ее материалам монографию ЂЁкологи€ воробьиных птиц ѕриветлужь€ї. Ќаучные интересы ≈.—. ѕреображенской лежат в области исследований динамики сообществ; основной объект исследовани€ Ц население птиц, в первую очередь воробьиных. јвтор 96 печатных работ.

— 1986 г. ≈.—.ѕреображенска€ ведет работу по координации программ исследовани€ и мониторинга зимней численности птиц –оссии и сопредельных стран. ¬ рамках этих программ учеты птиц провод€тс€ ежегодно на 25-30 модельных территори€х, около половины из которых Ц в заповедниках и национальных парках, по большей части в лесной зоне ¬осточно-≈вропейской равнины и ”рала. ѕрограмма объедин€ет усили€ профессиональных орнитологов и любителей птиц. —бор материала в значительной степени осуществл€етс€ силами волонтеров; в программе участвует ежегодно около 200 человек, которые проход€т с учетными маршрутами 1,5-2 тыс. км. ѕрограмма поддерживает 14 многолетних р€дов динамики численности птиц длиной более 15 лет. Ќа долю координаторов приходитс€ работа по привлечению и обучению волонтеров, сбору и обработке полученных данных и по поддержке электронной базы данных о зимней численности птиц –оссии и сопредельных стран. ћатериалы учетов публикуютс€ в виде ежегодных сборников.  онечно, не обходитс€ и без полевой работы: московские группы волонтеров каждый год обследуют не менее 5-6 модельных территорий, часто Ц в таежной зоне. » со многими из этих групп приходитс€ выезжать Ђна местої. ¬ 2007 г. в »ѕЁЁ –јЌ прошло I ¬сероссийское совещание, посв€щенное динамике численности птиц в наземных ландшафтах и приуроченное к 20-летию программ зимних учетов птиц. ѕодготовлен и опубликован сборник трудов совещани€.

ќсновна€ исследовательска€ де€тельность ≈.—.ѕреображенской в последнее дес€тилетие направлена на обработку накопленных данных о численности зимующих птиц - вы€вление закономерностей ее географической изменчивости и многолетней динамики. –езультаты позвол€ют заключить, что численность птиц, зимующих на ¬осточно-европейской равнине испытывает значительные годовые колебани€, не только на локальных участках, но и по всей территории в целом. Ёти колебани€ св€заны в первую очередь с погодно-климатическими услови€ми. — сожалением можно отметить, что дл€ численности р€да массовых лесных видов за два последних дес€тилети€ характерны тенденции снижени€, в св€зи как с климатическими тенденци€ми, так и, по-видимому, из-за массовых вырубок таежных лесов, где проходит их сезон размножени€.

»сследовательска€ де€тельность ≈.—. ѕреображенской тесно св€зана с эколого-просветительской работой и работой по подготовке научных кадров. — 1975 г. она осуществл€ет руководство (функции координатора) биологического кружка Ђ¬ќќѕї при ƒарвиновском музее.  ружок Ђ¬ќќѕї был создан в 1950 году известным натуралистом-биологом ѕ.ѕ. —молиным и в 2010 г. отмечает свой 60-летний юбилей. ƒес€тки его выпускников работают в научных и высших учебных заведени€х биологического профил€, в природоохранных учреждени€х. ¬ том числе, и многие нынешние сотрудники и аспиранты »ѕЁЁ –јЌ побывали в свои школьные годы Ђна ¬ќќѕеї. ѕри активном участии и координации кружка Ђ¬ќќѕї в ƒарвиновском музее с 2004 г. проходит ежегодна€ юношеска€ исследовательска€ конференци€ Ђ—молинские чтени€ї, посв€щенна€ пам€ти ѕ.ѕ. —молина. «начительна€ часть работы кружка проходит Ђв полеї - во врем€ полевых практик и экспедиций кружковцы учатс€ вести исследовательскую работу и участвуют в сборе научных данных. Ёта работа, как и программа зимних учетов, проходит в тесном сотрудничестве с заповедниками и национальными парками. Ќаиболее тесное многолетнее сотрудничество установлено с ѕриокско-террасным заповедником, заповедником ЂЅр€нский лесї, Ђѕинежскийї, Ђ÷ентрально-леснойї, ЂЅольша€  окшагаї, Ђ остомукшскийї, национальным парком Ђ—мольныйї, а в посление годы Ц с заповедником Ђ ологривский лесї.

«начительна€ часть де€тельности ≈.—. ѕреображенской св€зана с  остромской таежной научно-опытной станцией »ѕЁЁ им. ј.Ќ. —еверцова –јЌ. ’албужский стационар биостанции служит базой дл€ одного из трех наиболее длительных многолетних р€дов динамики численности зимующих птиц в –оссии.

 роме того, на стационаре проход€т эколого-биологические практики кружковцев ¬ќќѕ и Ђпростыхї школьников, приезжающих их ћосквы. «десь осуществл€ютс€ также многолетние геоботанические, териологические и орнитологические исследовани€ и Ђподготовка кадровї дл€ программ зимних учетов.

***

»нтервью руководител€ кружка ≈.—. ѕреображенской

–ассказывать и писать про кружок ¬ќќѕ, какой он есть в насто€щее врем€, € совершенно не люблю. ѕочему? ƒа потому, что в его де€тельности нет ничего особенного, чтобы можно было с кем-то делитьс€ какими-то специальными методами обучени€, организации работы и т.п.. ƒва раза в неделю Ч по вторникам и средам Ч зан€ти€, на которых рассказывают что-то биологическое. ¬ыезды в природу, в ѕодмосковье Ч два раза в мес€ц, иногда три. ¬ каникулы Ч об€зательно экспедиции, в заповедники, на  остромскую биостанцию или еще куда-нибудь. „асто поездки много лет в одни и те же места.

–уководитель кружка ≈.—.ѕреображенска€Ќа выездах и в экспедици€х кружковцы в основном зан€ты учетами птиц, реже Ч геоботаникой или чем-то еще. ¬о врем€ экспедиций собирают материал дл€ своих учебно-исследовательских работ или дл€ каких-то других целей, передают кому-то исследовательский материал. ѕотом пишут работы, выступают с ними на конференци€х; врем€ от времени выпускаетс€ сборник с этими работами Ч "¬естник ¬ќќѕ". „асто в этом сборнике бывают работы не только кружковцев, но и кого-то еще, кто захочет. ≈сли собранные в экспедици€х данные не используютс€ дл€ самосто€тельных работ в ближайшее врем€, то обычно они имеют характер многолетних мониторинговых исследований и накапливаютс€.

Ќароду школьного возраста в кружке одновременно не так уж много, человек около 20, если всех собрать. Ќо все вместе собираютс€ редко, на р€довых зан€ти€х-выездах больше 10 обычно не бывает. Ќа первом зан€тии Ч в первый вторник или среду сент€бр€, как выпадет, обычно все собираютс€; приход€т выпускники, все рассказывают, кто куда летом ездил, что видел. »ногда устраивают "арбузник". ¬ первое воскресенье окт€бр€ Ч "юбилей", старший народ Ч выпускники кружка Ч собираетс€ с субботы в лесу, на посто€нном месте возле  рюково и вс€ко празднует и общаетс€.

ƒл€ школьников с утра в воскресенье устраиваетс€ "зелена€ олимпиада", где вначале проводитс€ соревнование команд Ч маршрут по лесу, а затем индивидуальный тур Ч старшие (выпускники) спрашивают "младших" (школьников) по зоологии, ботанике и общей биологии, а также полевым навыкам Ч развести костер, разрубить бревно топором и залезть на дерево. Ќа "зеленку" приезжают обычно школьники не только вооповские, но и из других кружков, кто захочет.

≈ще бывает конференци€ "—молинские чтени€" в ƒарвиновском музее, где все вооповские кружковцы обычно выступают со своими работами; это не вооповска€ конференци€, в ней также участвуют все желающие. ¬сегда бывают кюбзовцы и юиповцы (из кружка «венигородской биостанции ћ√”), другие разные гости по€вл€ютс€ Ч врем€ от времени. ¬ыпускники кружка на эту конференцию приход€т Ч слушать, задавать умные вопросы и давать советы, как и что дальше делать.

¬от собственно и все. ѕроисходит более или менее одно и то же много лет Ч кружок существует с 1950 года, а без ѕетра ѕетровича Ч с 1975-го. ћногое конечно изменилось, но сложивша€с€ основна€ канва событий поддерживаетс€. » в этой канве в сущности нет ничего выдающегос€, такого, чего не было бы в других образовательных объединени€х или где-то еще.

 роме формального хода де€тельности есть еще, конечно, атмосфера, традиции в поведении, общении, де€тельности, как в любой сложившейс€ и длительно существующей группе людей. Ќедекларируемое внутреннее содержание. ≈го "изнутри" группы оценить трудно, так же как например, особенности быта своей семьи, своего народа. Ќу, живем и живем, обычно, как, прин€то. Ёто путешественник приезжает из другой страны и начинает описывать Ч вот в јфрике, там одеваютс€ так-то, ед€т то-то, ход€т туда-тоЕ ѕоэтому анализировать такие вещи должен кто-то со стороны, или отодвинувшись во времени.

’орошо бы конечно специально проводить сравнительный анализ разных кружков, разных форм работы. Ёто важно и нужно, но это отдельна€ больша€ работа, не мо€. я могу попробовать только, следу€ настойчивым просьбам составителей насто€щего сборника, выделить какие-то моменты, кажущиес€ мне важными в его работе.

Ќу, во-первых, конечно, разновозрастность. Ќа зан€ти€х присутствует народ из разных классов, может быть от 5-го и даже 3-4-го и до старшеклассников и выпускников. Ќа выездах Ч тем более, без старших никак, если вдруг из старших никто не собираетс€ ехать Ч катастрофа. —таршие Ч это с одной стороны школьники и студенты, отходившие в кружок 3 года и больше. Ќу а с другой стороны, тем же словом могут называтьс€ выпускники, которые в кружок ходили в 1990-х, 1970-х, 1960-х... ќни, пон€тно, взрослые люди, среди них есть ученые, преподаватели и много кто еще. «начительную часть зан€тий именно старшие Ч выпускники и студенты и провод€т (на безвозмездной основе, как говорили раньше Ч на общественных началах). ѕон€тно, что провести зан€тие так, чтобы было интересно и пон€тно и п€тикласснику и дес€тикласснику Ч это большое искусство, требующее и знаний и опыта. ѕетр ѕетрович им владел, владеют и многие выпускники кружка; молодому же народу удаетс€ далеко не всегда. Ќо € склон€юсь к тому, что это хоть и очень нужно и важно, чтобы все всЄ пон€ли, но иногда можно без этого и обойтись.  аждый из зан€ти€ возьмет, поймет и узнает что-то свое. √лавное, чтобы кружковцы имели представление о предмете (и такое вот бывает) и чтобы чувствовали значимость, важность предмета.

»зучение почв под руководством ≈.—.ѕреображенскойя давно уже усвоила дл€ себ€, что если человек сам не хочет что-то новое узнавать, учитьс€, то заставить его практически невозможно. Ќу а как быть? ћожно действовать пр€ником (сдашь экзамен, получишь п€терку, победишь в олимпиаде Ч будет тебе счастье, подарки, почет и уважение); можно кнутом (не сдашь, не ответишь и т.п. Ч огребешь непри€тностей). Ѕывают люди, которым интересно что-то будто бы от природы Ч приходит человек, увлеченный, например, насекомыми. Ќу чаще всего же народ просто делает то, что прин€то в том кругу, в который он входит. —идит малышн€ и видит Ч у доски человек серьезный, с бородой и авториетом, рисует строение беспозвоночных и о них рассказывает, а школьники постарше их внимательно все это в свои тетрадки зарисовывают и записывают. » в то же врем€ все свои, и ты, маленький, вроде среди них свой, должен соответствовать. “о есть пон€тно, что беспозвоночных изучать, или там учитывать птиц или виды мхов собирать Ч дело важное и нужное, интересное. » вот это ощущение Ч главное, что должно остатьс€.

ѕо такому же принципу формируютс€ и многие другие особенности поведени€. –азумеетс€, что дл€ такого отношени€ нужно, чтобы соблюдались пропорции Ч нового народа, младшего не должно быть слишком много, иначе ничего не получитс€.

≈ще важный момент Ч свобода входа и выхода. ѕо общему правилу, на зан€ти€х кружка могут присутствовать все, кто хочет. ” ѕетра ѕетровича была цела€ система: народ ход€щий в кружок, делилс€ на гостей, посетителей, кандидатов в кружок и действительных членов; сейчас эта схема несколько "смазана", но тем не менее тоже присутствует. ¬се приход€щие расписывались (и сейчас расписываютс€) в специальной тетрадке. “о есть, любой человек может спокойно прийти и участвовать в работе, и спокойно уйти, если ему что-то не нравитс€. «аставить его никто не может. ¬ этом очень важное отличие кружка от школы, где ученик приписан к определенному месту, определенным преподавател€м, и деватьс€ ему от них особо некуда, как и преподавателю от них. ≈сли вдруг приходит кто-то и начинает делать что-то не то, то ему можно объ€снить всегда, что бывают разные места: балетный кружок, футбол, рок-клуб, еще чего-то. “ам вот можно делать разные другие вещи, а у нас кружок биологический, экспедиционный, у нас Ч то-то и то-то. Ќо и об€зательств пр€мых нет Ч если пон€тно, что, скажем, не стоит брать данного человека в экспедицию, ну не умеет он себ€ вести Ч то никто ему и не об€зан. “акое, впрочем, редко случаетс€.

Ќет в кружке противопоставлени€ взрослых, преподавателей, и учащихс€. ѕетр ѕетрович никогда не употребл€л слов Ч дети, реб€та, и мне применительно к кружковцами эти слова режут слух, и € ими не пользуюсь. –ебенок Ч это тот, кто сам не принимает решени€ и не несет за них ответственность; если человек так сам себ€ ощущает и позиционирует, то ему в кружок еще рано.  ружковцу же полагаетс€ понимать, к чему приведут его действи€, и отвечать за них и за действи€ своей команды. Ќынешнему народу научитьс€ этому непросто.

  сожалению, обща€ тенденци€ такова, что молодой народ становитс€ все менее самосто€тельным и все более инфантильным и эгоистичным. Ёто утверждение Ч не обычное ворчание пожилых, а вполне объективный факт. ƒл€ подтверждени€ можно привести хот€ бы следующий пример. “ак, кружковцы Ч старшеклассники 1960-1980-х годов вполне самосто€тельно ездили в биологические экспедиции и в заповедники, их оформл€ли на работу Ч лаборантами. Ќа выезды в ѕодмосковье также самосто€тельно ездили, в ѕриокско-“еррасный заповедник в том числе. —ейчас в такие самосто€тельные поездки народ начинает ездить уже в студенческом возрасте, курса со второго-третьего. Ќовый же народ, приход€щий в кружок и начинающий ездить на выезды и в экспедиции, приходитс€ долго отучать задавать не по делу вопросы: а где, а можно.., а почему €?

 

’роника кружка "¬естники ¬ќќѕ" ѕрограмма "Parus" —писок ¬ќќѕовцев

 

«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019