јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)




Ѕиологический кружок ¬ќќѕ: главна€ страница раздела

√остю кружка Ќаши планы Ёкспедиции »сследовани€ »стори€ кружка —писок ¬ќќѕовцев  онтакты

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


»—“ќ–»я  –”∆ ј ¬ќќѕ

Ќќ¬≈…Ўјя »—“ќ–»я  –”∆ ј (’–ќЌ» ј)

1997-1998 ”„≈ЅЌџ… √ќƒ

¬ последнее воскресенье окт€бр€ в музее прошла отчетна€ конференци€ самосто€тельных работ кружковцев Ч школьников и студентов. Ќа ней было представлено 11 докладов Ч 5 ботанических и 7 зоологических. ћатериалы всех работ напечатаны в этом и в предыдущем номере "¬естник ¬ќќѕ".

Ќа конференцию пришли выпускники кружка и довольно много "гостей" Ч из кружка ё. Ќачаркина, из 43 школы, из газеты "ѕервое сент€бр€" (приложение "Ѕиологи€"). ¬ газете даже была потом стать€ про нашу конференцию с большим количеством фотографий участников.

ћожно отметить, что большинство наших кружковцев научилось без стеснени€ докладывать с трибуны и бойко отвечать на вопросы.   содержанию докладов тоже в основном претензий не было. ј вот к демонстрационному материалу тоже не было претензий, т.к. не было самого материала. Ќарисовать таблицы и рисунки на ватмане или сделать слайды большинству докладчиков оказалось лень. » вообще, на докладах по€вилс€ легкий, едва заметный налет пофигизма. ѕока еще почти никто этого не заметил. Ќо есть опасность, что на какой-нибудь (скорее всего, не кружковой) конференции кому-то из кружковцев за это хорошо намыл€т шею. Ќа эту тему всем юннатам предупреждение Ч халтура в научных исследовани€х (даже в докладах на кружковой конференции) Ч вещь недопустима€, за нее могут и убить.

Ѕольшинство работ, с которыми выступали кружковцы на конференции в музее, было затем представлено на ежегодной конференции полевых отр€дов ћосковской станции юных натуралистов. “ри доклада получили призовые места, но не первые (см. выше).

«ан€ти€ кружка проходили в этом году два раза в неделю Ч по вторникам и по средам. ѕо вторникам (общее зан€тие) ј.ј. ¬ахрушев прочитал курс лекций по общей биологии (уровни организации живого), ≈.—. ѕреображенска€ Ч по экологии. «атем была сери€ зан€тий по гидробиологии и по зоологии беспозвоночных (ƒ.Ќ. «асько). ѕо средам (зан€ти€ "дл€ младших") сотрудники музе€ провели дл€ нас серию экскурсий по основным залам экспозиции музе€. ѕосле этого начат курс орнитологии (ћ. √луховский, ≈. ѕреображенска€). Ќесколько внеплановых зан€тий провели ј. ѕанков (о пресмыкающихс€), —. ћошковский (о вирусах).

ќсновным местом воскресных выездов была биостанци€ ћалинки (большое спасибо —. „еренкову!). ¬ “арасовку попасть удавалось редко Ч в основном там теперь занимаютс€ другие люди. Ќо "ённатский новый год" в “арасовке (с 30.12 на 31.12.) все же состо€лс€. Ѕыло проведено также несколько выездов с ночевкой в лесу, в том числе зимн€€ проездка в окрестности ѕриокско-“еррасного заповедника дл€ учета птиц. –егул€рно велись учеты птиц в дендропарке Ѕирюлево-÷арицыно.  ак обычно, прошла и "«елена€ олимпиада" ¬ќќѕ в первое воскресенье окт€бр€, в  рюково. ¬ ней, кроме биологического кружка ƒарвиновского музе€, участвовали члены кружка под руководством ё. Ќачаркина и кружковцы из ќбнинска (кружок под руководством ј. ћогильнер).

¬ сент€бре Ч начале декабр€ на ’албужском стационаре ( остромска€ биостанци€ »нститута проблем экологии и эволюции –јЌ) силами старших кружковцев и руководителей проводилась экологическа€ практика школьников из московской школы є 734. √руппы по 15-25 человек реб€т приезжали в сопровождении своих учителей на 5 дней на стационар. ѕока не было снега, практика включала изучение высших растений, мхов и лишайников, почв, птиц, составление абриса маршрута. ¬ но€бре-декабре темы немного изменились: остались птицы, деревь€ и кустарники, лишайники и древоразрушающие грибы, по€вилось изучение следов жизнеде€тельности на снегу (учет и тропление). ‘ормы работы с разными группами были различны. ќдна группа проводила комплексное описание маршрутов, в других работа велась по отдельным темам, которые кажда€ группа реб€т выбрала дл€ себ€. — самыми маленькими просто проводились экскурсии. ¬сего к нам приезжало 5 групп Ч две группы шестиклассников, семиклассники, п€тиклассники и одна "сборна€" группа, включавша€ реб€т с 6 по 10-й класс (она и оказалась самой работоспособной). –абота в каждом заезде велась маршрутными группами по 4-6 человек. ¬ качестве инструкторов в работе участвовали старшие кружковцы Ч ј. “ерентьев ("одолевший" аж 2 поездки), ј. —авин, ј. Ћебедева, Ќ. —еркова, ј. «ахаров, ћ. ћордкович, —. ѕопов. ѕосто€нно работали с группами ≈. ѕреображенска€ и ј. ѕанков. “ем не менее, особенно в последних по времени группах посто€нно чувствовалось, что инструкторов не хватает. ¬ св€зи с этим обращение ко всем кружковцам основного кружка Ч школьникам и студентам: найдите силы и врем€, поработайте инструкторами! Ёкологическое образование Ч нужна€ вещь, никуда не денешьс€! ≈сли не вы им будете заниматьс€, то кто же тогда? Ўкольные учител€, как правило, вести экологическую работу в лесу не умеют!

— начала сент€бр€ по середину €нвар€ кружковцы прин€ли участие в трех экспедици€х.

Ќа осенних каникулах (начало но€бр€), как обычно, проводилась практика на ’албужском стационаре. »з кружковцев ƒарвиновского музе€ в ней участвовали ј. и ¬. ‘едосовы, ƒ. ƒь€чихин, Ќ. ћельниченко, ≈. ¬ахрушева, ћ. ƒорожкова, ј. ѕопова, ƒ. Ѕыков, ≈.  умскова,  . “арасов, ј. —оловьева. –уководител€ми были ј. —авин, ј. ѕанков, ≈. ѕреображенска€. ѕринимали участие в практике и "гости" кружка Ч реб€та из ќбнинска, из кружка под руководством ј.ј. ћогильнер (5 человек) и шестиклассники из школы є 734 (4 человека). Ѕыли проведены, как обычно, маршрутные учеты птиц в 5 основных биотопах (около 100 км). ¬ этом году специально обратили внимание на распределение редких видов птиц (серый сорокопут, седой д€тел, пуночка, зимн€к); были предприн€ты специальные разведочные маршруты дл€ их поиска. »сследовали также различи€ в населении птиц больших и малых деревень и г. ћантурово. Ѕыли собраны материалы по кормовому поведению некоторых видов птиц, вход€щих в синичьи стаи. Ќаконец, начали собирать коллекцию древоразрушающих грибов окрестностей ’албужа (за определение Ч спасибо ≈. ƒунаеву).

¬о врем€ зимних школьных каникул Ч с 1 по 12 €нвар€ Ч были предприн€ты поездки в заповедники "÷ентрально-лесной" и "Ѕр€нский лес" дл€ проведени€ зимних учетов птиц в рамках программы "Parus". ¬ ÷Ћ√« ездили ј. ‘едосов, Ќ. ћельниченко, ƒ. ƒь€чихин, Ќ.  омиссарова, ј. јнтоневич, ≈. ѕономаренко с ј. ѕанковым во главе.

«имние каникулы, ÷Ћ√«. Ќаташа  омиссарова

«имние каникулы, ÷Ћ√«. Ќаташа  омиссарова

¬ "Ѕр€нский лес" Ч ¬. ‘едосов, ћ. ƒорожкова, ≈. ¬ахрушева, ј. ѕопова, Ќ. ‘илатова с ј. —авиным и ≈. ѕреображенской в качестве руководителей. ¬ обоих заповедниках были проведены маршрутные учеты птиц по стандартной программе Ч около 20 км в каждом типе местообитаний (5 биотопов Ч в ÷Ћ√«, 7 Ч в Ѕр€нском лесу). ¬ Ѕр€нском лесу, кроме учетов, проводились наблюдени€ за кормовым поведением видов, вход€щих в синичьи стаи.

¬о врем€ студенческих каникул (конец €нвар€-начало феврал€) также проведено две экспедиции в рамках программы "Parus". √руппа в составе ј. “иткова, ј. “ерентьева, ≈. ѕреображенской, ј. ћироновой, ј. »люшиной, ≈. ћасловой и “. –овной (из 734 школы) проводила учеты в ћещерском национальном парке (–€занска€ обл.,  лепиковский р-н). ќсвоение этого нового дл€ нас и, вроде бы, достаточно цивилизованного места проходило в суровой борьбе с холодом, который доставал нас не столько во врем€ учетов, сколько на базе. »з чего был сделан вывод, что избыток цивилизации ¬ќќѕу €вно вреден. ќднако, несмотр€ на все бытовые проблемы, учеты все же были проведены в 6 основных типах биотопов (около 120 км). ”дивительным оказалс€ тот факт, что в лесах на севере и юге парка (рассто€ние около 40 км) численность птиц существенно различалась.

¬тора€ группа кружковцев в составе ј. ѕанкова, Ќ. јуловой, ј. Ќоздран€, ћ. ћордковича, ј. Ћебедевой, Ќ. —ерковой, Ќ. ћакуловой, ќ. Ѕатовой (из  ёЅ«а) выезжала в  ерженский заповедник. Ѕыли проведены учеты в 7 основных типах местообитаний (пройдено около 210 км). ќтмечено два необычных факта: 1) в заповеднике на речке „ерной в этом году зимуют кр€квы; 2) корольки этой зимой часто корм€тс€ на березах.

 ерженский заповедник. ј.Ѕ. ѕанков

 ерженский заповедник. ј.Ѕ. ѕанков

ѕосле конференции кружка в его составе оказалось 14 школьников-членов основного состава (тех, кто сделал и защитил самосто€тельную научную работу): ј. ‘едосов, ¬. ‘едосов, ≈. ¬ахрушева, Ќ. ћельниченко, ћ. ƒорожкова, ƒ. ƒь€чихин, ћ. ћордкович, ћ. »люшина, ј. Ћебедева, Ќ.  омиссарова, ћ. —инетова, Ќ. јнтоневич, ј. ћиронова, ≈. ѕономаренко. ќколо 15 человек Ч студентов и народа студенческого возраста посто€нно принимают участие к кружковых меропри€ти€х.  оличество гостей на зан€ти€х кружка и посто€нных посетителей составл€ло несколько дес€тков и поддаетс€ учету с трудом. ј вот со стажерским составом Ч проблемы: почему-то народ предпочитает ходить в посетител€х.

» наконец Ч большое спасибо всем "старшим", кто работал в кружке или оказал ему помощь:

  • тем, кто вел зан€ти€;
  • тем, кто предоставил нам базы дл€ воскресных выездов (—. „еренкову, ј. Ѕоголюбову и ќ. ¬асюковой);
  • всем сотрудникам музе€, проводившим дл€ нас экскурсии;
  • всем, кто пришел на конференцию кружка.

—пасибо ј. Ѕорисову и ј. ћорозу за помощь ’албужскому стационару (доставку оборудовани€), и ». √убенко за то, что он подарил кружку свой бинокль.

***

Ќќ¬≈…Ўјя »—“ќ–»я (’–ќЌ» ј)  –”∆ ј ¬ќќѕ:

„итайте также журналы "¬естник ¬ќќѕ по годам

 

’роника кружка "¬естники ¬ќќѕ" ѕрограмма "Parus" —писок ¬ќќѕовцев

 

«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019