јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)




Ѕиологический кружок ¬ќќѕ: главна€ страница раздела

√остю кружка Ќаши планы Ёкспедиции »сследовани€ »стори€ кружка —писок ¬ќќѕовцев  онтакты

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }


»—“ќ–»я  –”∆ ј ¬ќќѕ

Ќќ¬≈…Ўјя »—“ќ–»я  –”∆ ј (’–ќЌ» ј)

2002-2003 ”„≈ЅЌџ… √ќƒ
(март 2002 Ч август 2003 г.)

¬ этом лесу, чтобы оставатьс€ на месте,
надо все врем€ бежать вперед.

Ђјлиса в стране чудесї,
а может, вовсе даже и не јлиса.

ј слева и справа, в канаве и €ме
» деньги, и слава, и счастье горст€ми.

ј. ўербаков

ѕодвод€ итоги работы кружка, прежде всего отмечаешь, что она идет накатанным путем: мен€ютс€ люди, какие-то детали, но обща€ схема остаетс€ прежней. Ёкспедиции в основном в одни и те же места ( остромска€ биостанци€ Ч ’албужский стационар, Ѕр€нский лес, ѕинега, Ѕольша€  окшага, ћелитопольска€ орнитологическа€ станци€ и т.п.). ¬ыезды по воскресень€м Ч тоже в основном в одни и те же места ѕодмосковь€: в ћалинки, в Ћосиный остров на яузские болота, реже Ч в “арасовку и ѕриокский заповедник. ѕримерно одинаковые курсы зан€тий в ƒарвиновском музее по вторникам и средам. ќдни и те же направлени€ работ Ч зимой Ч многолетние учеты лесных птиц по программе ЂParusї, весной и в начале лета Ч учеты гнезд€щихс€ птиц и наблюдени€ за кормовым поведением, в августе Ч геоботанические исследовани€ на  остромской биостанции.

’орошо это или плохо? — одной стороны, хорошо, что удаетс€ Ђдержатьс€ на плавуї и сохран€ть ритм работы.  то понимает, тот понимает, сколько усилий отнюдь не малого количества людей требуетс€. ѕричем, чем дальше, тем сложнее становитс€ сохранить такую стабильность (хот€ не исключено, что последнее Ч во многом субъективные ощущени€). — другой стороны, хочетс€, конечно же, развити€. Ќо такого, чтобы и уровень работы не снизилс€, и традиции сохранилисьЕ

»так, краткий отчет Ч вначале о том, что делалось в кружке, затем Ч о тех, чьими силами это делалось.

ќ “ќћ, „“ќ ƒ≈ЋјЋќ—№

Ёкспедиции

ћарт 2002 (школьные каникулы)

  • ћелитопольскую орнитологическа€ станци€ (биостанци€ Ђ—тепановска€ косаї). 16 человек, Ђстаршиеї Ч ≈.—. ѕреображенска€, ј.—.“итков, Ќ.ё.Ќовикова, ј.—. —авин, Ќ.Ѕ. јулова. ÷ель экспедиции Ч наблюдени€ и учеты птиц на пролете. Ёкспедици€ рассматривалась в качестве Ђпремиальнойї дл€ активных участников программы зимних учетов.
  •  остромска€ биостанци€. “радиционный выезд дл€ проведени€ ежегодных учетов птиц (12 чел., Ђстаршийї ј.Ѕ. ѕанков). ћатериалы предназначены дл€ слежени€ за многолетней динамикой численности (зимние учеты на  остромской биостанции провод€тс€ в 3 периода Ч но€брь, €нварь, март).

ћай 2002 (с 1 по 10 число)

  • «аповедник ЂЅр€нский лесї. 10 чел. Ђстаршиеї Ч ≈.—. ѕреображенска€, Ќ.ё. Ќовикова, ј.√. ѕеревозов. ќрнитологическа€ экспедици€, основные темы Ч оценка точности учетов птиц на круговых площадках, экологи€ двух близких видов Ч мухоловок пеструшки и белошейки, сезонна€ изменчивость кормового поведени€ трещетки. ѕроведены учеты и наблюдени€.
  • Ѕогдо-Ѕаскунчакский заповедник. 8 чел., Ђстаршийї ј.—. “итков. Ќаправление работы орнитологическое Ч инвентаризационные учеты дл€ заповедника, а также наблюдени€ за кормовым поведением каменок Ч дл€ себ€, дл€ оценки его изменчивости путем сравнени€ с наблюдени€ми в других местах.

ѕерва€ половина лета 2002 г. (с 3 июн€ по 7 июл€)

ѕинежский заповедник (втора€ экспедици€, перва€ проводилась прошлым летом). ”частвовало 15 человек, Ђстаршиеї Ч ≈.—. ѕреображенска€, ј.—. “итков, ј.√. ѕеревозов. –абота орнитологическа€ Ч учеты и наблюдени€ за кормовым поведением, обследование всех основных местообитаний и массовых видов воробьиных с целью оценки структуры орнитоценозов и последующего сравнени€ с южными подзонами лесной зоны.

¬тора€ половина лета 2002 г. (с 20 июл€ по 25 августа)

 остромска€ биостанци€. √еоботаническа€ экспедици€. ¬сего, включа€ студентов и народ, окончивший школу в этом году, в течение разных сроков принимало участие 25 человек. –абота по теме Ђ–астительность пойм малых рекї, а также работа на посто€нных пробных площад€х, предназначенных дл€ оценки динамики растительности.

Ќо€брьские школьные каникулы 2002 г.

 остромска€ биостанци€. ѕодготовка народа к зимним учетам по программе ЂParusї, а также проведение ежегодных учетов птиц с целью оценки динамики численности, и попытка мечени€ (цветного и кольцевани€) с последующим троплением стай на посто€нной пробной площади. »з-за низкой численности мечение провести не удалось Ч практически никого не поймали. ”частвовало около 20 человек, Ђстаршиеї Ч ≈.—. ѕреображенска€, Ќ.ё. Ќовикова, ј.√. ѕеревозов, Ђв гост€хї Ч  .‘.  ривощапов (Ѕанан).

«имние каникулы 2002-2003 г. - проведение учетов по программе ЂParusї.

Ѕыло две школьные группы (с конца декабр€-начала €нвар€ по 10 €нвар€).

  • ЂЅольша€  окшагаї (ћарийска€ республика) с 27 декабр€ по 3 €нвар€, и ЂЌургушї ( ировска€ область) с 4 по 9 €нвар€ Ч перва€ группа. 8 чел., Ђстаршийї ј.√. ѕеревозов.
  • ЂЅр€нский лесї со 2 по 11 €нвар€. ¬тора€ группа (10 чел., Ђстраршиеї Ч ≈.—. ѕреображенска€, ≈.ј. “идеман, ј.—. —авин).

¬о врем€ студенческих каникул (конец €нвар€ Ч начало феврал€) по программе ЂParusї было проведено 5 поездок (ѕрисурский заповедник („уваши€),  остомукшский заповедник ( арели€), ћордовский заповедник, ÷ентрально-лесной заповедник, нац. парк Ђ–усский северї (¬ологодска€ обл.). ¬ студенческие группы, кроме студентов-вооповцев, входили выпускники кружка и их друзь€ и коллеги.

¬сего за зиму, включа€ ѕодмосковье, с учетом пройдено около 1000 км.

ћарт 2003 (школьные каникулы)

  • јзово-черноморска€ орнитологическа€ станци€. ѕобережье јзовского мор€, —тепановска€ коса, как и в прошлом году. 16 чел., Ђстаршиеї Ч ≈.—. ѕреображенска€, ј.—. ѕеревозов, ј.ј.  алинина. ”четы птиц на пролете, а также учебна€ орнитологическа€ программа.
  • Ќа  остромской биостанции (на ’албужском стационаре) в марте работала группа кружковцев (15 чел.) из школы 707, образовательного центра Ђ уркиної и из кружка ƒё÷ Ђ¬иктори€ї (Ђстаршиеї Ч ≈.ј. “идеман,  .». Ѕеловежец и ј.Ѕ. ѕанков). ѕроводились учеты птиц и учебна€ программа.

ћай 2003 (с 28 апрел€ по 5 ма€)

Ѕр€нский лесї. 9 чел., Ђстаршиеї Ч ≈.—. ѕреображенска€, ј.√. ѕеревозов. ”четы гнезд€щихс€ птиц (попытка оценить гнездовую численность зимних птиц, повторив зимнюю программу учетов), учебна€ программа.

ѕерва€ половина лета 2003 (с 5 июн€ по 5 июл€)

ѕинежский заповедник. 15 человек, Ђстаршиеї Ч ≈.“идеман, ј.ѕеревозов, Ќ.Ќовикова, ≈.—топалова. ѕродолжение учетов и наблюдений за кормовым поведением гнезд€щихс€ воробьиных птиц.

¬тора€ половина лета 2003 г. (с 25 июл€ по 27 августа)

 остромска€ биостанци€. ¬ этом году, кроме геоботанических исследований, была предприн€та попытка кольцевани€ мигрирующих воробьиных птиц (окольцовано всего 150 птиц, но, надо наде€тьс€, лиха беда Ч началоЕ). ¬елась также энтомологическа€ работа. ¬сего, включа€ Ђстаршийї народ, в ’албуже работало за этот период 23 чел.

 роме организованных экспедиций кружка, старшие кружковцы Ч школьники принимали участие в экспедиционной работе индивидуально. “ак, летом 2002 г. » 2003 г. кружковцы работали на ≈нисейской биостанции »ѕЁЁ –јЌ (у ќ.¬. Ѕурского), на “ебердинском стационаре (с сотрудниками кафедры геоботаники биофака ћ√”) и в –дейском заповеднике.

¬ыезды

¬ыезды кружка проводились в течение учебного года 1-3 раза в мес€ц, по воскресень€м, в основном с ночевкой (с субботы на воскресенье). ќсновное место учебных выездов Ч биостанци€ Ђћалинкиї; дл€ проведени€ зимних учетов ездили также в ѕриокско-террасный заповедник.

–еже выезды проводились с утра, в основном в Ћосиный остров и ¬иноградовскую пойму.

Ђ—таршимиї на выездах были в основном ≈.—. ѕреображенска€ Ќ.ё. Ќовикова, ≈.ј. “идеман и ј.√. ѕеревозов. —одержание выездов было преимущественно орнитологическим, в первую очередь Ч проведение учетов или обучение в этом направлении. —юда входил не только сам учет, но и выделение местообитаний и описание их растительности, а также ориентирование на местности. ќбычно работа велась методом радиальных маршрутов (группа делитс€ на мелкие части Ч по 2-3 человека, и расходитс€ в разные стороны).

¬ зимний период, кроме общих выездов, проведены также зимние учеты птиц в московских лесопарках и в городских районах. Ёта работа ведетс€ группами по 2-3 чел. или индивидуально. ¬ этом году кружковцы принимали участие также в учете птиц на московских водоемах по многолетней программе  .¬. јвиловой (учет зимующих птиц и летний учет выводков), а в мае Ч в учетах птиц на сохранившихс€ участках речных пойм на территории ћосквы.

«ан€ти€

«ан€ти€ кружка проход€т 2 раза в неделю Ч по вторникам и средам с 17.30 до 19.30-20.00, чаще всего в помещении ƒарвиновского музе€, но, бывает, и в других местах. ¬се приход€щие на зан€ти€ расписываютс€ в специальной тетради. Ќа зан€тии обычно бывает от 5 до 20-25 человек, в среднем 10-15 человек.

¬ течение учебного года 2002-2003 г. проведены следующие циклы зан€тий.

ѕо вторникам:

  • »стори€ жизни на «емле Ч  .ё. ≈ськов (4 зан€ти€)
  • Ѕеспозвоночные (систематический обзор) Ч ƒ.Ќ. «асько (5)
  • Ќасекомые Ч систематический обзор Ч ј.—. “итков (4)
  • “еори€ эволюции Ч ј.≈. —едов (4)
  • —троение клетки Ч —.ј. ћошковский (1)
  • Ѕотаника (обзор царства растений) Ч Ќ.—. Ћазарева, —.ј. ћошковский, ћ.¬.  равченко (7)
  • Ёкологи€ Ч ≈.—. ѕреображенска€ (3)

ѕо средам:

Ёкскурсии по ботаническому саду ћ√” на проспекте ћира - Ќ.—. Ћазарева.
..........................

ќ “≈’,  “ќ ѕќƒƒ≈–∆»¬јЋ –јЅќ“”  –”∆ ј ƒ–”√»ћ» —ѕќ—ќЅјћ»

ќсенью 2002 г. мы обратились к старшим кружковцам с просьбой помочь в финансировании работы кружка Ч экспедиций и издани€ журнала. ƒело в том, что мы стараемс€ находить деньги на проезд кружковцев в экспедиции; все остальное Ч питание и прочие расходы кружковцы оплачивают сами. ѕредложение исходно выгл€дело примерно так: пусть тот народ, который хочет и может, вносит некоторую сумму, какую посчитает нужным (ориентировочно Ч 50$ в год). » пусть будет несколько компетентных людей из старших поколений, которые будут в курсе работы кружка, чтобы знать, что деньги используютс€ на дело, а не на вал€ние дурака и различные глупости и, в случае чего, смогут это проконтролировать. ¬ такую Ђпопечительскуюї группу согласились войти ј.ј. ¬ахрушев, ј.Ѕ. —авинецкий,  .¬. јвилова, ≈.—. –авкин и Ќ.—. Ћазарева.

¬ результате мы получили за этот год (с окт€бр€ 2002 г.) Ђспонсорскойї помощи на сумму 900$. ƒеньги были потрачены на экспедиции, на оплату дороги: на ћелитопольскую орнитологическую станцию в марте 2003 г., в Ѕр€нский лес в мае 2003 г. и в ѕинежский заповедник в июне-июле 2003 г. Ќа зимние же экспедиции школьников и на поездку во второй половине лета кружок получил государственные деньги через центр внешкольной работы Ђ–аменкиї. ‘инансовую помощь кружку оказали:

  • ».ё. √убенко Ч сотрудник информационного агентства Ђѕриродные ресурсыї, кружковец ¬ќќѕ с середины 1970-х г. (50$);
  • ј.ј. ¬ахрушев Ч заместитель директора издательства ЂЅалассї, вице-президент образовательной системы ЂЎкола 2100ї, кружковец ¬ќќѕ с середины 1960-х (100$);
  • ё.ј. Ѕуйволов Ч сотрудник ÷ентра охраны дикой природы, кружковец ¬ќќѕ с середины 1970-х (20$);
  • ј.—. Ѕоголюбов Ч президент ассоциации ЂЁкосистемаї, кружковец ¬ќќѕ с середины 1970-х (50$);
  • —.ј. √ридчин Ч бизнесмен, кружковец ¬ќќѕ с середины 1970-х (300$);
  • Ќ.ј. –ум€нцев Ч бизнесмен, кружковец ¬ќќѕ с середины 1980-х (150$);
  • ќ.¬. ¬ершин Ч бизнесмен, кружковец ¬ќќѕ с середины 1970-х (150$);
  • Ќ.—. Ћазарева Ч научный сотрудник ботанического сада ћ√”, кружковец ¬ќќѕ с конца 1970-х (50$);
  • ј.¬. ≈сенин Ч научный сотрудник »нститута культурного наследи€ (30$).

ќчень большое значение дл€ работы кружка имеют полевые базы. ¬ св€зи с этим хочетс€ поблагодарить тех, кто нам в этом смысле помогал Ч научных сотрудников »ѕЁЁ –јЌ —.≈. „еренкова и ».ё. ѕопова за базу в ћалинках, ј.—. Ѕоголюбова и ќ.¬. ¬асюкову Ч за возможность пользоватьс€ стационаром ассоциации ЂЁкосистемаї в “арасовке.

Ќаконец, надо, наверное, отметить, что большую поддержку кружку оказали различные организации: »нститут проблем экологии и эволюции –јЌ, предоставивший возможность работы на ’албужском стационаре  остромской биостанции; центр внешкольной работы Ђ–аменкиї, выделивший средства на проведение экспедиций зимой и во второй половине лета. » еще Ч заповедники и биостанции, которые предоставл€ли школьным экспедици€м, выполн€вшим научную программу, возможность работать на своей территории, жилье и помощь автотранспортом: ЂЅр€нский лесї, ѕинежский, ЂЅольша€  окшагаї, ЂЌургушї, јзово-черноморска€ орнитологическа€ станци€.

», конечно, основна€ организаци€, поддерживающа€ существование кружка Ч ƒарвиновский музей.

¬сем Ч большое спасибо!

≈.—. ѕреображенска€

—ведени€ об авторах работ и о тех, кто работал над 9 выпуском журнала "¬естник ¬ќќѕ" (2003 год)

  • ќ. .  ривощапова Ч ученица 6 кл. школы є. ¬ кружке ¬ќќѕ с 2000 г.
  • ».—. ѕопов Ч ученик 8 кл. школы є 734.
  • Ќ.Ё. —апунков Ч ученик 8 кл. школы є 898. ¬ кружке ¬ќќѕ с 2001 г.
  • “.ƒ. ќрлова Ч ученица 10 кл. школы є 720. ¬ кружке ¬ќќѕ с 2002 г.
  • ј.ћ. —ергеева Ч ученица 10 кл. школы є 1543. ¬ кружке ¬ќќѕ с 2001 г.
  • ¬.ќ. Ѕурска€ Ч ученица 10 кл. школы є 175. –аботает в  лубе юных биологов зоопарка ( ёЅ«).
  • ≈.¬. ƒед€кина Ч ученица 10 кл. школы є 101. ¬ кружке ¬ќќѕ с 2000 г.
  • ј.ј. ¬асильева Ч ученица 11 кл. школы є 38. ¬ кружке ¬ќќѕ с 2001 г.
  • ≈.ј. √имадиева Ч ученица 11 кл. школы є 11. ¬ кружке ¬ќќѕ с 2001 г.
  • ≈.ё. ƒемидова Ч ученица 11 кл. школы є 734. ¬ кружке ¬ќќѕ с 1999 г.
  • ≈.ј. “идеман Ч студентка 2 курса ћосковского государственного геологоразведочного университета. ¬ кружке ¬ќќѕ с 1998 г.
  • ≈.—. ѕреображенска€ Ч научный сотрудник »нститута проблем экологии и эволюции –јЌ, кандидат биологических наук. ¬ кружке ¬ќќѕ с 1966 г.

***

Ќќ¬≈…Ўјя »—“ќ–»я (’–ќЌ» ј)  –”∆ ј ¬ќќѕ:

„итайте также журналы "¬естник ¬ќќѕ по годам

 

’роника кружка "¬естники ¬ќќѕ" ѕрограмма "Parus" —писок ¬ќќѕовцев

 

«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019