јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ: главна€ страница раздела

Ќаши планы Ёкспедиции »сследовани€ »стори€ кружка —писок ¬ќќѕовцев

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

60 лет с природой

сени€ јвилова

–азновозрастна€ и разношерстна€ компани€, заполнивша€ в субботу 18 декабр€ 2010 года большой зал ƒарвиновского музе€ на улице ¬авилова, была в этот день особенно многочисленной. “о, что младшим чуть более дес€ти, а старшим Ч за семьдес€т, ничего не значит! Ётот коллектив, кружок юных натуралистов ¬ќќѕ, все 60 лет своего существовани€ жил по одним и тем же принципам, заложенным его основателем, педагогом и ученым, заслуженным де€телем культуры –—‘—– ѕетром ѕетровичем —молиным. √лавный принцип ЂЅлиже к природе!ї „ем бы ни занималс€ биолог, он должен помнить, что все живое неотделимо от естественной среды своего обитани€. ѕринцип Ђисследовательского подходаї призывает изучать жизнь как часть природы, а принцип Ђучета общественного моментаї Ч сохран€ть преемственность исследований, передава€ опыт от старших к младшим.

„етырнадцать презентаций, подготовленных участниками юбилейной Ђвстречи поколенийї, блест€ще продемонстрировали эти принципы.

• ¬ экспедиции кружка на орнитологический стационар Ђћа€чиної в юго-восточном ѕриладожье кружковцы изучали биологию муравьев и осваивали методы прижизненной обработки и кольцевани€ птиц в период, предшествовавший осенней миграции.
  • ¬  остромской области члены кружка описывали и картировали растительность поймы реки ”нжи на ћантуровском участке недавно созданного заповедника Ђ ологривский лесї. јлексей и ≈лена “ерентьевы стали сотрудниками этого заповедника и ведут на его территории мониторинг и учет млекопитающих и птиц, провод€т практику студентов.
  • јспирантка »ѕЁЁ –јЌ Ќ.—апункова поведала о разнообразных подробност€х строени€ птичьего пера, позвол€ющих определить вид птицы по его мельчайшим частицам, сохранившимс€ после столкновени€ с самолетом.
  • ƒоктор биологических наук ќ.Ѕурский и аспиранта ≈.ƒемидова, в разное врем€ прошедшие через кружок, раскрыли перед слушател€ми тайну различий жизненных стратегий нескольких биологически сходных видов на первых взгл€д дроздов.
  • ѕримечательно сложилась научна€ судьба двух кружковцев братьев ‘едосовых. ¬ладимир стал бриологом Ч специалистом по разнообразию мхов, в ходе их изучени€ избороздил весь “аймыр и даже описал 8 новых видов. јлександр зан€лс€ таксономией брюхоногих моллюсков. ќн участвовал в р€де рейсов в тропической »ндо-ѕацифике, побывал на ‘илиппинах, ћадагаскаре, во ¬ьетнаме.
  • —ергей ћошковский, уже опытный исследователь, в »нституте биомедицинской химии –јћЌ ведет тему по протеому человека. ≈сли геном человека состоит из 20 тыс€ч генов, то белков у него до 2 миллионов. Ёта крайне изменчива€ совокупность и называетс€ протеомом. –асшифровка геномов живых организмов Ч только первый шаг, вслед за ним предстоит второй Ч изучение протеомов. ¬ыпускники кружка в лице его лучших представителей уже вступили на этот путь.
  • –уководители подмосковной биостанции ЂЁкосистемаї, работающей с 1994 года, јлександр Ѕоголюбов и ќльга ¬асюкова тоже прошли через ¬ќќѕ. Ќа их полевом стационаре до 2000 года побывало 10 тыс€ч человек, а с 2000 г. приезжает 3 тыс€чи школьников в год. ќни проход€т Ђэкспресс курсї полевой практики по зоологии, ботанике, геологии, гидрологии, ландшафтоведению в соответствии все с теми же принципами: знаком€тс€ с жизнью природы и выполн€ют самосто€тельные исследовательские работы.
  • јркадий —авинецкий когда-то был самым маленьким вооповцем. ј теперь он Ч доктор биологических наук, руководитель отдела исторической экологии »ѕЁЁ –јЌ и вместе с членом кружка Ѕулатом ’асановым исследует археологические пам€тники, донные отложени€ эфиопских пещер и илы озера √лубокого в ѕодмосковье. ¬се это Ч бесценные источники сведений об услови€х обитани€ в минувшие эпохи и об их глобальных изменени€х.
  • ¬се, кто хоть раз съездил зимой в лес с кружком, знает о многолетней программе по учетам зимующих птиц ЂParusї. ќна была организована в 1986 году членом кружка ј.—. Ѕоголюбовым и продолжена после 1995 года ≈.—. ѕреображенской. ¬месте со школьниками эта программа охватывает ежегодно более 200 человек: сотрудников заповедников, любителей природы, жителей разных регионов –оссии. «а зиму они проход€т ежегодно около 2500 км маршрутов по лесам ¬осточно-европейской равнины и ”рала. «а эти годы вы€вились впечатл€ющие закономерности динамики численности лесных птиц, пр€мо и косвенно св€занные с климатическими флуктуаци€ми.
  • ѕ.ѕ.—молин всегда советовал не запоминать факты, а Ђучитьс€ учитьс€ї, думать над причинами и следстви€ми €влений. “ак же считали кружковцы јлександр ¬ахрушев, јлександр –аутиан и ќлег Ѕурский, когда задумали и воплотили в жизнь серию школьных учебников по биологии ЂЎкола 2100ї или Ђ¬ооповский учебникї. —егодн€ вышло уже несколько дес€тков книг, авторы которых в большой степени сами тоже прошли через кружок.
  • Ѕолее 10 лет комплексна€ экспедици€, в составе которой кружковцы разных поколений, исследуют огромную территорию (700 тыс€ч кв км) ямало-Ќенецкого автономного округа от пол€рных тундр до средней тайги, разрабатыва€ кадастр животного и растительного мира по заказу администрации этого региона. ќб этом рассказали ≈.—.–авкин и ¬иктор —лодкевич.
  • Ќаконец ј.¬.яблоков, член кружка с 1950 года и его первый председатель, рассказал о своих юннатских работах по грызунам и кольцеванию цапель и пеликанов в јстраханском заповеднике, увлечении морскими млекопитающими, исследовани€х по микроэволюции и фенетике. ј позднее Ч о сотрудничестве с ћќ»ѕ под руководством академика ј.Ћ.яншина по проблемам переброски северных рек, по предотвращению заводских выбросов при производстве белково-витаминных концентратов и решению других природоохранных проблем. ѕоследней тревогой ј.¬.яблокова стало положение самой маленькой в мире (не более 140 особей) охотско-корейской попул€ции серых китов. Ќ ќ Ёкологическа€ ¬ахта —ахалина сумела добитьс€ прокладки нефтепровода в обход единственного места размножени€ китов этой попул€ции, что обошлось компании в 50 миллионов долларов. —воими учител€ми кроме ѕѕ—а ј.¬.яблоков считает Ѕ.—.ћатвеева,  .Ќ.Ѕлагосклонова и особенно Ч Ќ.¬.“имофеева-–есовского.

— круглой датой кружок поздравили: ƒарвиновский музей, приютивший ¬ќќѕ еще в давние и трудные времена, »нститут проблем экологии и эволюции –јЌ, где много сотрудников, прошедших через кружок, ћинистерство природных ресурсов и экологии –‘, кружок юных биологов зоопарка, о котором когда-то сочинили песню Ђ ёЅ«-то наш отец родной!ї ј потом с экрана на собравшихс€ взгл€нул как живой сам ѕѕ— в фильме Ђѕусть поют птицыї...