јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

√–»Ѕџ  јћ„ј“ »*

–асширенные описани€ и изображени€ (фотографии и рисунки) многих приведенных на этой странице видов грибов,
а также справочник содержащий общую информацию о грибах (строение грибов, размножение грибов, научна€ классификаци€ грибов (систематика), истори€ изучени€ грибов, гипотезы происхождени€ грибов, распространение грибов, значение грибов в природе и жизни человека, классификаци€ грибов по пищевым свойствам, токсины грибов, грибы-двойники, экологические группы грибов) можно посмотреть в разделе "√рибы средней полосы –оссии" нашего сайта

¬ лесах, горах, тундре  амчатки встречаютс€ около 300 видов грибов, которые своими размерами, пищевыми качествами представл€ют интерес дл€ путешественника. Ѕольшинство составл€ют шл€почные грибы (јгариковые), традиционно распознаваемые человеком среди других обширных групп грибного царства.

ƒостаточно обычны в наших лесах трутовики (“рутовиковые), дождевики (ƒождевиковые), сморчки (√ельвеловые), о которых турист, как правило, имеет представление. ¬ этом коротком обзоре мы ограничимс€ рассмотрением лишь отдельных, наиболее распространенных представителей этих групп, а также некоторыми советами и рекомендаци€ми.

— точки зрени€ человека, грибы дел€тс€ на несколько категорий.

—ъедобные, на которые стандарты на разрешенную грибную продукцию охватывают 54 вида грибов согласно санитарным правилам по заготовке, переработке и продаже (1981 г.).

”словно съедобные Ч грибы, которые употребл€ютс€ в пищу только после обработки Ч отваривани€, вымачивани€, сушки, засолки.

Ќесъедобные Ч грибы, не содержащие токсинов, но имеющие грубую консистенцию, или не тер€ющие жгуче-едкий привкус, дурной запах при обработке.

”словно €довитые Ч обычно съедобные грибы, но с употреблением алкогол€ станов€щиес€ €довитыми, поскольку содержат токсин, не растворимый в воде, поэтому не всасывающийс€ в кишечнике, однако легко, растворимый в алкоголе. Ќавозники Ч лохматый, чернильный, мерцающий, Ч имеют такие вещества, но после термической обработки это очень вкусные съедобные грибы.

ядовитые Ч грибы, в плодовых телах которых содержатс€ токсины, вызывающие отравлени€ различной т€жести. Ќа  амчатке к ним можно отнести 8-10 видов из числа крупных, заметных грибов и несколько дес€тков из мелких, не вызывающих интереса у сборщиков ввиду малого размера плодовых тел. ядовитыми считаютс€ грибы, содержащие вещества местного раздражающего действи€, обычно вызывающие лишь расстройство пищеварени€. Ќедомогание начинаетс€ через 15-60 минут после приема их в пищу и длитс€ 2-4 дн€. “акими грибами €вл€ютс€ гигроцибе коническа€, ложный северный опенок, шампиньон плоскошл€пковый и др.

ќчень €довитые Ч грибы, токсины которых действуют преимущественно на нервную систему, а первые симптомы отравлени€ про€вл€ютс€ через 1-2 часа в виде приступов смеха, плача, галлюцинаций, потери сознани€, расстройства пищеварени€, сужени€ зрачков, замедлени€ пульса и дыхани€, снижени€ кров€ного давлени€, потливости, слезо- и потооотделени€. ¬озможен летальный исход. Ќейротропные вещества содержат мухоморы пантерный и красный, многие виды волоконниц.

—мертельно €довитые Ч грибы, токсины которых первые 24-48 часов после приема действуют скрыто и про€вл€ютс€ лишь тогда, когда в печени, почках и сердце человека уже происход€т необратимые изменени€. ѕервые признаки отравлени€: сильна€ рвота, жидкий стул, что приводит к быстрому обезвоживанию организма, по€влению жажды, падению кров€ного давлени€. ѕосле этого наступает временное улучшение, смен€ющеес€ резким ухудшением с возможным летальным исходом через 2-3 дн€.   таким грибам относитс€ бледна€ поганка и паутинник благородный. —имптомы отравлени€ токсином строчка обыкновенного, если его употребили без тепловой обработки, про€вл€ютс€ через б-10 часов и продолжаютс€ 1-2 дн€. Ёто чувство полноты в желудке, рвота, вод€ной стул, головна€ боль, усталость, боли в желудке, нарушение пульса, одышка, конвульсии, бред, возможна смерть от сердечной недостаточности.

—ъедобные грибы

Ќа  амчатке два больших семейства грибов представлены исключительно не€довитыми видами: болетусовые и сыроежковые.

Ѕолетусовые Ч грибы, на шл€пке которых с нижней стороны находитс€ трубчатый гименофор: моховики, масл€та, белые, обабки, подосиновики, подберезовики. Ќа  амчатке их 23 вида, из которых перечный гриб, имеющий жгучий привкус, используетс€ только дл€ приправ и желчный гриб со жгуче-едкой м€котью не годитс€ в пищу, остальные все съедобны. ¬стречаютс€ в лесах, горных тундрах, редколесь€х со второй половины лета до заморозков.

—ыроежковые Ч некоторые шл€почные грибы с пластинчатым гименофором. ќт других пластинчатых грибов отличаютс€ либо сильно выраженной ломкостью, хрупкостью пластинок, либо наличием млечного сока во всем плодовом теле, выступающем на изломах. —реди этих грибов нет €довитых, они представлены 75 видами, многие из которых широко известны: сыроежка, грузди, подгрузди, млечники, рыжики, бел€нки. –астут в хвойных и смешанных лесах летом и осенью.

»з других групп грибов отметим лишь некоторые, наиболее известные съедобные виды.

¬ешенки. Ќа  амчатке можно встретить два вида.

¬ешенка обыкновенна€ имеет боковую или эксцентрическую шл€пку 4-7 см в диаметре гр€зно-белого или буроватого цвета. ѕластинки широкие гр€зно-белые. Ќожка длиной 1 см, толщиной 0,5-1 см. –астет обычно сросшимис€ группами на сухостое, валежнике или пн€х лиственных пород деревьев в июне-окт€бре.

¬ешенка поздн€€ (ольховик) о боковой, м€систой шл€пкой 6-12 см в диаметре, край которой подворачиваетс€ вниз, бледно-охристого или охристо-оливкового цвета. ѕластинки до 1 см шириной, кремовые, бледно-охристые. Ќожка бокова€, длиной 1 см, опушенна€. –астет группами на сухостойных, валежных стволах ольхи, реже Ч на других лиственных деревь€х с сент€бр€ до заморозков.

ќпенок насто€щий, или осенний. Ўл€пка 3-10 см диаметром, выпукла€, позднее распростерта€, желтовата€ до бледно-бурой с темными чешуйками. ѕластинки от белого до буроватого цвета. Ќожка длиной 6-10 см, утолщенна€ внизу, сверху бледна€, внизу бура€ с белым кольцом. –астет группами на корн€х и стволах живых деревьев, на сухостойных, валежных стволах и пн€х лиственных и хвойных деревьев в сент€бре-окт€бре. ќт €довитого ложного опенка отличаетс€ белым пленчатым кольцом на ножке и белым споровым порошком, высыпающимс€ на нижесто€щие шл€пки в виде белого налета.

«имний гриб. Ўл€пка 1,5-2 см в диаметре, выпукла€ до распростертой, клейка€, кремова€, бледно-желта€, не ломающа€с€ при высыхании. ѕластинки белые до бурых. Ќожка длиной 5-8 см, бархатиста€, бура€, бледна€, внизу почта черна€, трубчата€. –астет обычно пучками на основани€х живых стволов, пн€х и валеже ив, чозении, реже других лиственных породах, в долинных лесах весной и осенью.

„ешуйчатка золотиста€, или ивн€к. Ўл€пка 6-11 см в диаметре, полушаровидна€, выпукла€ до распростертой, охриста€ до бурой с широкими прижатыми чешуйками. ” молодых грибов пластинки снизу закрыты белым пленчатым покрывалом, которое затем остаетс€ в виде кольца на ножке. ѕластинки желтоватые до бурых. Ќожка длиной 6-7 см, гр€зно-бура€, изогнута€, с кольцом. –астет на живых стволах ив, тополей и других лиственных деревьев в конце весны Ч начале лета и осенью.

Ўампиньоны. Ќа  амчатке встречаютс€ 4 съедобных вида.

Ўампиньон луговой, или печерица. Ўл€пка диаметром 3-12 см, кругла€ с глубоко загнутым краем до выпукло распростертой, бела€, розовата€ до бурой с шелковистой, реже чешуйчато-растрескивающейс€ поверхностью. ѕластинки беловатые, розоватые, позднее серовато-фиолетовые до почти черных. Ќожка длиной 2-8 см, бела€, с простым перепончатым широким кольцом посередине. –астет на пол€нах, опушках лесов, в долинных лесах с примесью хвойных в июле-окт€бре.

Ўампиньон лесной имеет шл€пку диаметром 5-11 см, €йцевидно-колокольчатую, позднее плоско распростертую, с бугорком, красновато-коричневого (в центре темнее) цвета, покрытую темнеющими волокнистыми чешуйками с белыми просветами между ними. ѕластинки серовато-коричневые с красноватым оттенком. Ќожка длиной 6-16 см, с клубневидным утолщением у основани€, гр€зно-бела€, внизу с охристым оттенком, краснеюща€ при прикосновении, с хлопьевидным налетом и с верхушечным простым гладким кольцом. –астет в хвойных и смешанных лесах на почве в июле-окт€бре.

Ўампиньон перелесковый. Ўл€пка 5-9 см в диаметре, полукругла€ до выпукло распростертой, без бугорка, бела€, при прикосновении желтеюща€, гола€, шелковиста€. ѕластинки светлые, красноватые до темно-коричневых. Ќожка длиной 7-8 см, бела€, с красноватым оттенком вверху, гола€, с верхушечным простым, широким, позже отстающим и свисающим кольцом. –аспространен в хвойных и смешанных лесах, в лиственничниках на почве в июле-окт€бре.

Ўампиньон выдел€ющийс€. Ўл€пка диаметром 1 -5 см, полукругла€ до выпукло распростертой, с бугорком, шелковиста€, беловата€ с красновато-розовой верхушкой и с радиальными пурпурными или охристыми волосками. ѕластинки сероватые с розовым оттенком до темно-коричневых. Ќожка до 6 см длиной, расшир€юща€с€ к основанию, бела€, желтеюща€ при прикосновении, гола€, с верхушечным простым узким, позднее отстающим и свисающим кольцом. ¬кус острый. –астет в хвойных и смешанных лесах на почве в июле Ч окт€бре.

Ќавозники. Ќа  амчатке 3 съедобных вида.

Ќавозник лохматый. Ўл€пка в диаметре 3-4 см и высотой 10-14 см, почти цилиндрическа€, чешуйчата€, бела€ с бледно-бурой верхушкой и разрывающимс€ краем. ѕластинки белые, розоватые, чернеющие. Ќожка длиной 10-20 см, бела€, с кольцом. –астет в населенных пунктах, на улицах, у заборов, в подвалах в теплое врем€ года.

Ќавозник чернильный имеет шл€пку высотой 4-5 см, €йцевидную, колокольчатую, диаметром 5-6 см, толстую, сероватую, ребристо-складчатую с мелкими буроватыми чешуйками общего покрывала. ѕластинки белые, сероватые, чернеющие. Ќожка длиной 10-15 см, бела€, пола€, с небольшой приросшей вольвой в основании. –астет группами в изреженных долинных лесах, парках, у оснований стволов ив, реже Ч других деревьев с июл€ по окт€брь.

Ќавозник мерцающий. Ўл€пка высотой 2-4 см, 7-8 см в диаметре, колокольчата€, с белыми, легко стирающимис€ хлопь€ми покрывала, мерцающа€ при подсыхании, бледно-бура€, охристо-бура€, ребристо-полосата€. ѕластинки очень частые, белые, буреющие до черных. Ќожка длиной 5-10 см, бела€, блест€ща€, с хлопь€ми покрывала, трубчата€. –астет группами на основани€х стволов, корн€х живых деревьев, на пн€х ив, тополей и других лиственных деревьев, близ опушек и в населенных пунктах с весны до осени.

Ћисичка насто€ща€. Ўл€пка диаметром 3-6 см, выпукла€, с загнутым краем, позднее Ч вдавленна€ в середине с лопастным краем, желта€. ¬место пластинок на нижней стороне вильчато-разветвленные складки гименофора, низбегающие на ножку. Ќожка длиной 2-5 см. –астет группами в августе-сент€бре в долинных, хвойных, лиственных лесах и под лабазником.

≈жовик бурый. Ўл€пка выпукла€ или вдавленна€, часто с лопастным краем, неправильна€, буровато-охриста€ или бела€. — нижней стороны гименофор в виде шипиков-сосулек одного цвета со шл€пкой. Ќожка длиной 3,5-5 см, изогнута€. –астет на почве в лиственных и смешанных лесах в августе-сент€бре.

ƒождевики. »з нескольких камчатских видов наиболее крупные и интересные 3 вида.

√оловач мешковидный. ѕлодовое тело грушевидное с ложной ножкой в основании 5-12 см в поперечнике и 12-16 см высотой, сверху приплюснутое. ¬стречаетс€ в хвойных, лиственных, смешанных лесах, на пашне, суходольных, альпийских и субальпийских лугах в теплое врем€ года.

ƒождевик грушевидный. ѕлодовое тело €йцевидное, почти шаро- или волчковидное, высотой 3-4,5 см, в поперечнике 1-3,5 см, сид€чее, с ложной ножкой. —ердцевина бела€, при созревании Ч оливкова€. –астет в хвойных, лиственных и смешанных лесах, на лугах. –астет не только на почве, но и на замшелых основани€х стволов и пн€х с июл€ по но€брь.

ƒождевик жемчужный. ѕлодовое тело головчатое, сверху приплюснутое с бугорком, на длинной ложной ножке, высотой 3,5-5 см, диаметром 1-5 см, с шиповатой бородавчатой поверхностью. —ердцевина бела€, при созревании -оливкова€. –астет в лесах, на пастбищах, лугах, гнилушках и пн€х в теплое врем€ года.

√рибна€ капуста. ѕлодовое тело диаметром 15-25 см, округлое, состо€щее из множества листовидных, срастающихс€ плоских веточек с зубчатым краем, буровато-кремового или желтоватого цвета. Ќожка клубневидна€, коротка€, толста€. –астет на основани€х живых хвойных деревьев в августе.

—морчки. Ќа  амчатке их 2 вица.

—морчок насто€щий. Ўл€пка высотой 3-6 см, шириной 2-4 см, внутри пуста€, снаружи €чеиста€, €йцевидной формы, бледно-бура€, приросша€ нижним краем к ножке. Ќожка высотой 2-5 см, цилиндрическа€, пола€, бела€. –астет на почве в смешанных лесах в мае Ч начале июн€.

—морчок конический. Ўл€пка высотой 3-6 см, толщиной 2-3 см, удлиненно-коническа€, буро-сера€, с ребристой поверхностью, резко отграниченна€ от белой ножки. Ќожка высотой 2-4 см. ¬стречаетс€ на почве в смешанных лесах в мае Ч начале июн€.

“рутовики. »з большого разнообрази€ трутовых грибов  амчатки интерес представл€ют 3 вида.

“рутовик серно-желтый. Ўл€пка бокова€, вееровидна€, сид€ча€, 10-30 см в поперечнике, до 4 см толщиной, с оранжевой, неровной верхней поверхностью, с серно-желтой трубчатой поверхностью гименофора снизу. ћ€коть у молодых грибов м€гка€, бледно-желта€. –астет на живых стволах и пн€х лиственных и хвойных деревьев в июле-августе. ”потребл€етс€ в молодом возрасте.

“рутовик чешуйчатый, или пестрец. Ўл€пка шириной 15-20 см, толщиной 2-5 см, почковидна€ или вееровидна€. ÷вет кремовый, буреющий, с темными прижатыми чешуйками, концентрически расположенными на поверхности. ћ€коть бела€. ѕоверхность гименофора (нижн€€) Ч бледна€. –астет на комл€х живых лиственных деревьев с июн€ по август. ”потребл€етс€ в молодом возрасте.

„ерный березовый гриб, или чага. Ѕесплодное грибное образование до 50 см в поперечнике, с черной углистой поверхностью и ржаво-бурой м€котью. –астет на нижней части стволов живых берез круглый год. »спользуетс€ дл€ приготовлени€ гор€чего напитка и в лекарственных цел€х.

ядовитые грибы

Ѕледна€ поганка. Ўл€пка диаметром 5-7 см, зелена€, оливково-серовата€, одноцветна€, иногда Ч буровата€ в центре, выпукла€, позднее Ч распростерта€, радиально-волокниста€, высохша€ Ч шелковисто-блест€ща€.  рай шл€пки гладкий. ѕластинки белые. Ќожка длиной 6-7 см, внизу Ч утолщенна€, выше кольца бела€, ниже Ч с гр€зно-зелеными зигзагообразными полосами.  ольцо на ножке сверху белое, снизу зеленоватое. ¬ольва мешковата€, свободна€, с лопастным краем. –астет в смешанных лесах.

ћухомор пантерный. Ўл€пка 7-10 см в диаметре, бура€, выпукла€, позже распростерта€ с широким бугорком и ребристо-полосатым краем, с остатками общего покрывала в виде белых бородавочек, концентрически расположенных сверху. ѕластинки свободные, белые. Ќожка длиной 9-13 см, с клубневидно-утолщенным основанием.  ольцо на ножке белого или кремово-белого цвета, гладкое. ¬ольва приросша€, иногда со свободным краем и приросшими над ней кольцами общего покрывала. –астет на почве в смешанных и хвойных лесах в июле-сент€бре.

ћухомор красный. Ўл€пка 8-12 см в диаметре, красна€, оранжева€, с белыми бородавочками. ћолодое плодовое тело одето пленчатым белым общим покрывалом в виде €йца, которое разрываетс€ поперек на верхнюю и нижнюю части. ѕластинки свободные, не доход€щие до ножки. Ќожка длиной 12-15 см, бела€ или кремова€ с белым кольцом. ќснование клубневидно-утолщенное, с 3-4 приросшими по€сками вольвы. ¬стречаетс€ на почве в хвойных, смешанных и березовых лесах в теплое врем€ года.

√игроцибе коническа€. Ўл€пка 1,5-6 см в диаметре от остроконической до ширококонической формы. ѕоверхность гладка€, радиально-волокниста€, с волнистым краем. ÷вет шл€пки может быть оранжевым, желтым, местами красноватым. ѕластинки свободные или прикрепленные, желтоватого цвета. Ќожка длиной 5-10 см, пола€, продольно-волокниста€, в основании Ч беловата€, чернеюща€ при прикосновении. –астет с весны до поздней осени среди травы на пол€нах, лугах, реже Ч в лесах.

Ўампиньон плоскошл€пый. Ўл€пка 8-10 см в диаметре, €йцевидна€, выпукло- или плоскораспростерта€, темно-бура€, почти черна€ в центре, чешуйчата€. „ешуйки волокнистые, радиальные. ѕластинки беловатые, розоватые, позже Ч желтовато-коричневые. Ќожка до 17 см длиной, клубневидна€, гладка€, с верхушечным широким простым кольцом, утолщенным по краю. ÷вет ножки белый, при прикосновении Ч красно-буреющий. –астет в августе-окт€бре в смешанных и хвойных лесах.

ѕаутинник благородный. Ўл€пка 1,5-3 см в диаметре, колокольчата€, позже Ч выпукла€ с бугорком, шелковиста€, желтовата€ или охриста€. ѕластинки приросшие, редкие, от охристого до темно-коричневого цвета. Ќожка длиной 5-10 см, пола€, волокниста€, одного цвета со шл€пкой, с несколькими желтыми по€сками. ћ€коть желта€. –астет в хвойных, березовых и смешанных лесах в августе-сент€бре.

Ћожный серый опенок. Ўл€пка 2-3 см в диаметре, выпукла€, полушаровидна€, позже Ч распростерта€, серно-желтого цвета. ѕластинки приросшие; молодые Ч желто-зеленые, позже Ч лилово-бурые, темные. Ќожка длиной 5-10 см, с остатками паутинистого покрывала, желта€. –астет пучками на пн€х и валежных стволах лиственных деревьев и пихты в теплое врем€ года.

—трочок обыкновенный, или весенний. Ўл€пка 3-6 см в диаметре, пола€, волниста€, с мозговидно-извилистой поверхностью, темно-бурого цвета.  рай шл€пки частично срастаетс€ с ножкой. Ќожка длиной 3-5 см, гр€зно-бела€. –астет на почве в хвойных лесах в мае Ч июне.

ѕерва€ помощь при грибных отравлени€х

ѕротив грибных токсинов не существует специальных противо€дий, поэтому при отравлении грибами первую помощь оказывают по общим правилам, как и при других отравлени€х. √лавна€ задача Ч выведение €да из организма. Ќадо срочно промыть желудок и дать солевое слабительное. ѕеред промыванием или после него в желудок ввод€т активированный уголь (2-3 столовые ложки на 1 стакан воды) на 5-10 минут с последующим полным его выведением.

„тобы €д не всасывалс€ надо дать обволакивающие средства: овс€ной отвар, белковую жидкость (1-2 €ичных белка на 1 литр воды). ƒл€ промывани€ можно использовать крепкий чай, после чего, в качестве солевого слабительного, необходимо дать сульфат магни€ (горька€ соль) или сульфат натри€.

ѕострадавшего надо уложить в постель, положив грелки к ногам и на живот.

атегорически запрещены любые спиртные напитки и настойки, так как алкоголь способствует всасыванию в организм €довитых веществ.

¬ случае т€желого отравлени€ смертельно €довитыми грибами обеспечить срочную доставку больного к врачу. ƒо осмотра врачом больной не должен принимать пищу, но может пить подсоленную холодную воду, кофе, чай, молоко. ќстатки употребленных грибов надо сохранить дл€ предъ€влени€ врачу Ч это поможет установить причину отравлени€.

ак избежать отравлени€ грибами:

1. Ќе употребл€йте в пищу незнакомые грибы.

2. ѕользу€сь справочниками дл€ определени€ грибов, помните, что отличить съедобные и €довитые грибы-двойники можно только по совокупности признаков.

3. Ќе пользуйтесь народными Ђэкспресс-методамиї определени€ не€довитости грибов, как то: не потемнение луковицы или серебр€ной ложки, червивость, повреждени€ слизн€ми, при€тный запах или вкус. ќни ошибочны!

4. »спользуйте в пищу только молодые грибы.

5. —обира€ незнакомые грибы дл€ определени€, не срезайте гриб, берите целиком с основанием ножки так, чтобы не потер€ть кольцо или вольву. ≈сли они есть Ч это один из главных признаков мухоморовых.

6. ѕомните, что подверга€ грибы обработке (термической, вымачиванию, солению, сушке и т. д.), вы существенно уменьшаете риск отравлени€ ими.

7. Ќе увлекайтесь мелкими грибами (диаметр шл€пки менее 3-4 см) Ч среди них очень много €довитых (особенно в семействе ѕаутинниковых) и не изученных в биохимическом отношении.

Ќа страницах раздела –ефераты ¬ы также можете ознакомитьс€ с описани€ми истории, культуры и природы  амчатки:
1.  раткий географический очерк  амчатки, 2. –еки и озера  амчатки, 3.  лимат  амчатки, 4. »стори€ освоени€  амчатки, 5. Ќаселение  амчатки, 6. ћифологи€ народов  амчатки, 7. ¬улканы и вулканизм на  амчатке, 8. —рединный вулканический по€с, 9. ¬осточный вулканический по€с, 10.  лючевска€ группа вулканов, 11. јвачинско- ор€кска€ группа вулканов, 12. ћутновско-√ореловска€ группа вулканов, 13.  раткий словарь терминов по вулканизму, 14. “ермальные источники  амчатки, 15. √рибы  амчатки, 16. –астительный мир  амчатки, 17. Ѕеспозвоночные  амчатки, 18. –ыбы  амчатки, 19. ѕтицы  амчатки, 20. ћлекопитающие гор, лесов и тундры  амчатки, 21. ћорские млекопитающие  амчатки, 22. ќсобо охран€емые природные территории  амчатки.

Ќа страницах раздела ѕриродные ландшафты мира можно посмотреть фотографии природы  амчатки, сгруппированные по следующим категори€м:

_____________________

* —оставлено на основе "—правочника туриста" (ред. ¬.». ириллов, ћ» , ѕетропавловск- амчатский, 1994), с изменени€ми и дополнени€ми.

Ќаши авторские методические материалы по грибам и лишайникам –оссии:
можно приобрести следующие методические материалы по грибам и лишайникам –оссии:

компьютерный цифровой (дл€ PC-Windows) определитель √рибы –оссии,
приложение-определитель дл€ смартфонов и планшетов √рибы –оссии (его можно купить в магазине Play Google или загрузить из AppStore) ,
карманный полевой определитель √рибы средней полосы,
цветные ламинированные определительные таблицы: √рибы. „асть 1, √рибы. „асть 2, Ћишайники,
определитель серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии" √рибы.