јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ѕ–»–ќƒј –ќ——»» >>> √–»Ѕџ –ќ——»»

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }



Ќаши авторские методические материалы по грибам и лишайникам –оссии:
¬ нашем »нтернет-магазине по некоммерческим ценам (по себестоимости производства)
можно приобрести следующие методические материалы по грибам и лишайникам –оссии:

компьютерный цифровой (дл€ PC-Windows) определитель √рибы –оссии,
приложение-определитель дл€ смартфонов и планшетов √рибы –оссии (его можно купить в магазине Play Google или загрузить из AppStore) ,
карманный полевой определитель √рибы средней полосы,
цветные ламинированные определительные таблицы: √рибы. „асть 1, √рибы. „асть 2, Ћишайники,
определитель серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии" √рибы.



ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

»—“ќ–»я »«”„≈Ќ»я √–»Ѕќ¬

Ќаучное латинское название "микота", или "мицетес" грибы получили от греческого названи€ шампиньонов Ч "микос". »х знали еще древние греки. “огда были известны главным образом крупные съедобные грибы Ч шампиньоны, сморчки, трюфели. ќни упоминаютс€ в трудах “еофраста (III в. до нашей эры). ќт слова "микос" наука о грибах получила название микологи€, хот€ в специальной литературе встречаетс€ и другое латинское название грибов Ч "фунги", произошедшее от собственно латинского существительного "фунгус" Ч гриб.

¬ русском €зыке грибы назывались "губы". Ќазвание "грибы" по€вилось только в конце XV или начале XVI в. и относилось преимущественно к трубчатым грибам, имеющим выпуклые, горбатые шл€пки. —амо это слово, как предполагают лингвисты, произошло от древнерусского слова "гърб" (горб). ¬ течение XVI и XVII вв. на –уси существовали оба названи€, из которых губы было более широким, под которым подразумевались все грибы, а грибы Ч более узким, обозначающим только отдельные их виды. — начала XVIII в. все грибы были объединены под одним названием, которое и вошло в словари русского €зыка. ќднако в некоторых област€х –оссии ( ировской, јрхангельской), в некоторых районах —ибири и ”краины до сих пор можно встретить старинное слово губы по отношению к грибам, но здесь оно сохранилось как народное название трутовиков, живущих на древесине.

√рибы издавна употребл€лись в пищу, а кроме того, играли роль в духовной жизни людей. ¬ рукопис€х монахов, сопровождавших испанских завоевателей в XVI-XVII вв. в походах в јмерику и описывавших ныне исчезнувшую культуру древних ацтеков и май€, упоминаетс€ о ритуальных обр€дах, при которых поедались шл€почные грибы, вызывающие галлюцинации. »зображени€ этих грибов найдены на стенах храмов май€ и в виде ритуальных статуэток, относ€щихс€ к первому тыс€челетию нашей эры, а также в дошедших до нас" немногочисленных рукописных книгах май€, относ€щихс€ к первым векам нашей эры. ‘антастические изображени€ человекоподобных мухоморов найдены археологами среди наскальных изображений в „укотском «апол€рье. ѕо-видимому, этот образ был наве€н древнейшим североазиатским обычаем поедать мухоморы в качестве галлюциногенного средства, что обычно делали шаманы при религиозных обр€дах. —ходство этих изображений и обр€дов, их сопровождающих, Ч одно из доказательств св€зей народов јзии и јмерики и проникновени€ человека в ÷ентральную јмерику с јзиатского материка. ƒревние скандинавы, как свидетельствуют летописи, тоже знали об этих свойствах некоторых грибов: перед боем воины наедались мухоморов и, приход€ от этого в сильное возбуждение, без раздумий бросались в сражение.

ѕосле “еофраста упоминани€ о грибах встречаютс€ у р€да авторов классического –има Ч ƒиоскорида, ѕлини€ —таршего, живущих в I в. н.э., и других. Ёти ученые дали описание известных им крупных грибов и некоторых их свойств. ƒиоскорид нар€ду с описанием съедобных и €довитых грибов указывал на лечебные свойства лиственничного трутовика и, в частности, на его способность излечивать некоторые желудочно-кишечные заболевани€. “аким образом, современна€ медицинска€ микологи€ имеет глубокие корни, уход€щие в древность.

ѕлиний —тарший в "≈стественной истории" сделал попытку первой классификации грибов, разделив их на две группы: съедобные и несъедобные. “акой чисто гастрономический подход к классификации грибов объ€сн€етс€, по видимому, тем, что в ƒревнем –име грибы уже широко употребл€лись в пищу и особенно высоко ценились съедобные качества цезарского гриба из рода мухомора. ≈го называли "болети" и среди других съедобных грибов считали первым ("фунгорум принцепс"). ќб этом грибе неоднократно упоминал ёвенал в своих "—атирах", относ€щихс€ к I в. н.э., в частности, он писал: "Ѕедным друзь€м попадают другие грибы, неважного сорта, болети Ч хоз€ину".
¬еро€тно, римл€не знали и о свойствах €довитых грибов. —уществует, например, предположение, что римский император  лавдий (I в. н.э.) был отравлен грибами своей женой јгриппиной. ѕо-видимому, јгриппине не представл€ло большого труда заменить мужу цезарский гриб "болети" смертельно €довитой бледной поганкой, относ€щейс€ к тому же роду мухоморов.

ќт средневековь€ о грибах до нас дошло мало сведений. ¬ то врем€ грибы св€зывали с "нечистой силой". ѕо€вление плодовых тел шл€почных грибов, расположенных по кругу, на лугах и лесных пол€нах, называли "ведьмиными кольцами" и объ€сн€ли тем, что в этих местах ведьмы водили хороводы или устраивали круговые пл€ски. ѕроделкам ведьм приписывали и то, что внутри таких колец трава часто бывает чахлой, при этом утверждали, что скот, поевший этой травы, может погибнуть.

¬ эпоху ¬озрождени€ вместе с общим подъемом в развитии культуры и науки началось и интенсивное изучение растений. ѕо€вились многочисленные "“равники", содержащие подробные описани€ и изображени€ различных растений с указани€ми их свойств, по€вились и описани€ грибов, в основном, оп€ть-таки крупных шл€почных и трутовиков. ¬ыдающийс€ австрийский ботаник конца XVI Ч начала XVII в.  лузиус описал более 100 видов грибов. ќн снабдил их хорошими дл€ того времени рисунками, составившими " одекс  лузиуса". ¬ нем можно увидеть одни из первых в научной литературе изображени€ грибов. » все же природа грибов оставалась загадочной не только дл€ ученых эпохи ¬озрождени€, но и вплоть до начала XIX в.
¬ 1729 г. италь€нский ученый ћикели сделал важнейшее открытие: обнаружил у шл€почных грибов споры и правильно истолковал их как "семена", служащие дл€ размножени€. Ќе менее важное открытие принадлежит французскому ботанику ƒютроше, который доказал, что шл€почные и другие грибы Ч это только плоды, образованные нитевидными разветвлени€ми, скрытыми под землей, т. е. тем, что мы сейчас называем грибницей, или мицелием. ƒо открыти€ ƒютроше ботаники называли грибницу "биссус" и считали одним из самосто€тельных родов грибов.
ƒо начала XIX в. изучение грибов фактически велось ботаниками попутно с изучением цветковых растений. » это естественно, поскольку прежде всего они обращали внимание на цветковые растени€, хорошо знакомые по повседневной жизни. √рибы же описывались ими только крупные, легко заметные невооруженным глазом. ¬ "“равнике" немецкого ботаника X. Ѕока (1595 г., объем около 500 страниц) грибам посв€щаетс€ только одна глава, в которой даетс€ краткое описание дес€тка шл€почных грибов и трутовиков. ”ченый пишет о распространении грибов и времени их по€влени€, некоторых биологических, пищевых свойствах, вкусовых качествах и даже способах приготовлени€. «десь же можно увидеть изображени€ этих грибов.
ƒл€ более детального изучени€ грибов необходим был микроскоп, который по€вилс€ только в начале XVII в. и еще более 100 лет был несовершенен, в силу чего неохотно использовалс€ ботаниками. Ќекоторые ученые все же пытались изучать грибы микроскопически и делали при этом верные наблюдени€, однако, руководству€сь при этом сложившимис€ представлени€ми о цветковых растени€х, толковали свои наблюдени€ ошибочно. Ќапример, ћикели, обнаруживший у грибов споры, назвал их семенами и даже описал у грибов цветки, на которых эти семена (споры) €кобы образуютс€. Ќазвание же споры было предложено немецким ботаником √едвигом в 1778 г.
ћикели был выдающимс€ ученым, который намного глубже своих современников проник в природу грибов. ќн наблюдал не только споры, но и их отделение от плодовых тел грибов и прорастание. Ќо микроскопические исследовани€ прорастани€ спор и развити€ грибницы были продолжены лишь спуст€ столетие после его работ.

—ведени€ и представлени€ естествоиспытателей о микроскопических грибах, заметных невооруженным глазом только в виде различных налетов и плесеней, были еще более туманны. ¬ первую очередь привлекли к себе внимание паразитные грибы на растени€х. “акие болезни, как головн€ и ржавчина хлебных злаков, так называема€ мучниста€ роса на листь€х винограда, были известны еще древним грекам и упоминались “еофрастом. ¬ св€зи с развитием земледели€ в ƒревнем –име ученые стали удел€ть внимание и даже довольно подробно описывать эти болезни, которые часто вызывали массовые заболевани€ (эпифитотии) сельскохоз€йственных культур. ќднако, с грибами их, конечно, не св€зывали, а рассматривали как выделени€ самих растений под вли€нием влажности или других причин.

¬ XVII в. микроскописты –. √ук и ћ. ћальпиги наблюдали под микроскопом ржавчинные грибы и изображали их так точно, что по их рисункам и сейчас можно без особого труда определить описанные ими виды. ќднако объ€сн€ли они по€вление ржавчинных грибов какими-то видоизменени€ми самого листа. ¬ 1833 г. в книге ‘ранца ”нгера "—ыпи у растений" развивалась подобна€ теори€ о паразитных микроскопических грибах. ”нгер писал: "Ѕолезненное состо€ние соков Ч причина болезней, грибные организмы Ч следствие". » только шведский ботаник Ё. ‘риз (1794-1878) впервые причислил микроскопических возбудителей болезней растений к грибам, сделав при этом оговорку, что возникают они все-таки из клеток растений, на которых по€вл€ютс€.

 арл Ћинней в "—истеме природы" в 1735 г. описал 95 видов грибов, однако, не сумев их классифицировать, определил выделенную им группу как хаос, в котором €кобы невозможно найти никакой системы. "ѕор€док грибов хаос есть..." Ч писал о них  арл Ћинней.

¬ первой половине XIX в. начались более широкие исследовани€ грибов, чему способствовало не только усовершенствование микроскопа, но и то, что грибы оказались причиной болезней многих сельскохоз€йственных растений. ”чеными было описано множество макро- и микроскопических грибов, но, чтобы разобратьс€ в их исключительном многообразии, необходимо было их классифицировать, как это сделал с цветковыми растени€ми  арл Ћинней.

Ёту важнейшую в микологии работу сделали двое ученых Ч голландский врач ’.√. ѕерсоон и шведский ботаник Ё. ‘риз. ƒвухтомный список грибов ’.√. ѕерсоона, в котором он приводит кроме описаний видов вполне разработанную классификацию грибов, почти 30 лет был единственной полной сводкой, по которой можно было определить тот или иной вид или найти место среди близких видов дл€ вновь открываемых. ќписани€ ’.√. ѕерсоона настолько точны, что названи€ многих видов грибов, установленные им, сохранены до насто€щего времени. ѕримером таких описаний могут служить гриб-баран и плоский трутовик, растущие у оснований стволов и на пн€х лиственных пород деревьев, ложнодождевик обыкновенный, обычный на почве в лиственных лесах, многие виды сыроежек, валуй и др.

Ё. ‘риз написал фундаментальную книгу "—истема микологии", котора€ выходила с 1821 по 1832 г. ¬ ней было описано несколько тыс€ч видов грибов, в том числе микроскопических, распределенных по отдельным группам. –аботы Ё. ‘риза создали фундамент дл€ последующего развити€ самосто€тельной науки о грибах Ч микологии.


Ќа нашем сайте ¬ы также можете познакомитьс€ с общей информацией о грибах –оссии: строение грибов, размножение грибов, научна€ классификаци€ грибов (систематика), истори€ изучени€ грибов, гипотезы происхождени€ грибов, распространение грибов, значение грибов в природе и жизни человека, классификаци€ грибов по пищевым свойствам, токсины грибов, грибы-двойники, экологические группы грибов.



Ќаши авторские методические материалы по грибам и лишайникам –оссии:
¬ нашем »нтернет-магазине по некоммерческим ценам (по себестоимости производства)
можно приобрести следующие методические материалы по грибам и лишайникам –оссии:

компьютерный цифровой (дл€ PC-Windows) определитель √рибы –оссии,
приложение-определитель дл€ смартфонов и планшетов √рибы –оссии (его можно купить в магазине Play Google или загрузить из AppStore) ,
карманный полевой определитель √рибы средней полосы,
цветные ламинированные определительные таблицы: √рибы. „асть 1, √рибы. „асть 2, Ћишайники,
определитель серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии" √рибы.



ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.

«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019