Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помощь сайту




Биологический кружок ВООП: главная страница раздела
Гостю кружка Наши планы Экспедиции Исследования История кружка Список ВООПовцев Контакты

Информация о конференции к 30-летию программы зимних учетов "Parus"

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Главы книги
«Флора окрестностей Костромской таежной научно-опытной станции ИПЭЭ РАН
и Мантуровского участка заповедника «Кологривский лес»

Схема расположения Костромской таежной научно-опытной станции

Схема расположения Костромской таежной научно-опытной станции
Института проблем экологии и эволюции РАН
на карте Костромской области

Костромская биостанция как полевой учебный центр

Е.С. Преображенская

Одно из любимых мест кружковцев ВООП – Костромская биостанция. С конца 1970-х годов кружковцы проходят здесь полевую практику, учатся вести исследовательскую работу.

Биостанция расположена в Мантуровском районе Костромской области, на реке Унже. Несмотря на название, от Костромы это довольно далеко: больше 200 км, полдороги на восток до Вятки. Полное название – Костромская таежная станция Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова. Здесь с 1977 г. ведутся исследования поведения и экологии животных в природе и в вольерах, а также изучение динамики биоценозов. Как и на многих других биологических станциях, образовательная работа со школьниками ведется на Костромской станции постоянно, наряду с обучением студентов и научными исследованиями.

Слово «таежная» в названии биостанции связано с ее расположением в зоне европейской южной тайги. Здесь смешиваются фауна и флора сибирских таежных и европейских хвойно-лиственных лесов. Как и положено тайге, места вокруг биостанции малонаселенные. Деревни и сельскохозяйственные земли тянутся полосой 2-3 км в ширину вдоль правого, высокого склона долины р. Унжи, текущей с северо-востока на юго-запад. На водоразделах же, к северу и югу от реки, сплошные леса на десятки километров. Когда-то среди них располагались рабочие поселки лесорубов, но в последние десятилетия практически все они прекратили свое существование.

Вид на реку Унжу в окрестностях биостанции
Вид на реку Унжу в окрестностях биостанции

Природа в окрестностях биостанции очень разнообразна. На высоком моренном правобережье Унжи еще в начале ХХ века была темнохвойная тайга, которая в настоящее время сменилась вторичными смешанными и осиново-березовыми лесами. Левый берег - водно-ледниковая песчаная равнина, покрытая сосновыми лесами и болотами. Река Унжа, в отличие от многих европейских рек, не зарегулирована плотинами. Пойма ее в ширину составляет около 3 км, во время весеннего разлива уровень воды может подниматься на 4-5 м. Пойменное левобережье занято смешанным лесом из липы, березы, осины, ели и пихты; по берегам многочисленных озер растут дубы, а в заболоченных низинах – ивняки и ольшаники. Левобережная пойма луговая; на крутых склонах долины и оврагов растут ольхово-вязовые леса. Окрестности биостанции входят в состав ключевой орнитологической территории «Левобережье р. Унжи»; здесь расположен Мантуровский участок созданного в 2006 г. заповедника «Кологривский лес».

Правый (высокий) берег реки Унжи и приречные ивняки в окрестностях биостанции
Правый (высокий) берег реки Унжи и приречные ивняки в окрестностях биостанции

Работа со школьниками на биостанции имеет два основных направления: 1) обучение заинтересованных ребят – «юннатов», выбравших биологию в качестве основной дисциплины и (в большинстве) собирающихся стать биологами, и 2) обучение «обычных» школьников. Работа с этими двумя группами учащихся проходит совершенно по-разному. Конечно, первая группа учащихся – будущие биологи - для биостанции, как для специализированного научного учреждения, приоритетна. Это подготовка кадров. Еще 15 лет назад мы подсчитали, что в Институте проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова, исследовательским подразделением которого является биостанция, примерно каждый седьмой сотрудник в детстве участвовал в работе одного из традиционно полевых биологических кружков Москвы. Из числа же нынешних сотрудников и аспирантов Института 10 человек в свои школьные годы входили в число кружковцев ВООП и подолгу работали на биостанции. На самом деле выросших здесь биологов гораздо больше: многие работают или учатся в других научных и учебных институтах, в заповедниках, преподают биологию в школе.

Группа учащихся и педагогов 734 школы на зимней полевой практике
Группа учащихся и педагогов 734 школы на зимней полевой практике

Со второй половины 1980-х годов работа со школьниками на Костромской биостанции в основном сосредоточена на Халбужском стационаре. Стационар – это бывшая сельская больница, расположенная у д. Антропьево. Больница функционировала до середины 1980-х годов, а затем была закрыта – в связи с сокращением количества сельских жителей и открытием нового больничного городка в районном центре – г. Мантурово. Здания бывшей больницы были куплены Институтом. Вначале их было 4 - два лечебных корпуса, кухня-столовая и амбулатория. Все здания – деревянные, одноэтажные, «барачного» типа – с коридорами в середине и рядами комнат по бокам. Была еще кирпичная котельная и насосная станция – домик с печкой на ключе под горой, в овраге. Вначале руководство Института предполагало организовать здесь что-то вроде пансионата для сотрудников. Однако вскоре наступили перестроечные времена, и от этих планов пришлось отказаться. Сейчас на стационаре для использования в холодное время года пригодны два здания, в которых одновременно размещается до 30 человек. Отопление печное – от котельной из-за ее трудоемкости пришлось отказаться сразу. Конечно, особых бытовых удобств нет, но все самое необходимое в наличии: кухня, столовая, комнаты для проживания и работы, свет, тепло, баня, ключевая вода. А главное – обширные, очень разнообразные по своим условиям лесные пространства вокруг.

Особая история связана с названием стационара. Когда-то на краю деревни Антропьево, на территории бывшей больницы рядом с ее корпусами стоял барский дом (остатки фундамента до сих пор сохранились). На другом конце деревни был ветеринарный пункт, а в соседней деревне Никитино – школа. В начале своей работы на биостанции – с 1978 года – кружковцы базировались в пустующих деревенских, которые снимали у хозяев. Затем, в 1981 году, купили дом в деревне недалеко от больницы, которая тогда еще работала. От местных жителей мы узнали, что больница, ветпункт и школа – Халбужские. Откуда это название – никто сказать не мог. Связывали его с фамилией помещика, но было непонятно – от какой фамилии можно такое название образовать. Историческими изысканиями никто не занимался, а когда больница превратилась в место практики юннатов, за ним закрепилось самоназвание – Халбуж. Уже к концу 2000-х выяснилось, что прежде Халбуж – Халбужский погост – находился возле д. Угоры. Это был волостной центр, а волостное правление располагалось в усадьбе возле д. Никитино, здесь же была почтовая станция на Старо-вятском тракте. Усадьба и станция принадлежали кологривскому помещику С.М. Крепишу (Белоруков, 2000). Свое представление есть у кружковцев и по поводу самого слова «Халбуж». На одном из угро-финских языков – языке манси слово «халь» означает береза. Березово – город на Оби (куда был сослан Меньшиков – известная картина «Меньшиков в Березово) до конца конца 16 века назывался Халь-Уш (березовый город) (http://simvolika.info/b/bereza.html). Название Халбуж также, видимо, пришло из финно-угорского языка народа меря. Так что, вероятно, в переводе на русский – Халбуж - это просто Березовка.

Школьники активно работали на биостанции с момента ее образования в 1977-1978 годах, а в основе этой деятельности лежали еще более старые традиции московских юннатских кружков КЮБЗа и ВООПа. На биостанции проводилось обследование территории – учеты птиц, млекопитающих, земноводных, различных групп беспозвоночных. Во всех этих делах активно участвовали студенты и школьники. Такая деятельность была традиционной для московских юннатских кружков полевого направления, в том числе и для кружка «ВООП».

Группа учащихся и педагогов 734 школы на осенней полевой практике
Группа учащихся и педагогов 734 школы на осенней полевой практике

Благодаря преемственности между «поколениями» кружка в основе полевого биолого-экологического образования школьников – биологов («юннатов») на биостанции до настоящего времени лежит волонтерская исследовательская работа. В основном это орнитологические исследования – учеты численности птиц в различные сезоны, а также изучение растительности и почв. Основная задача работы – изучение динамики биоценозов, прослеживание многолетних изменений, происходящих с различными их компонентами, и поиск закономерностей и причин этих изменений. Конечно, закономерности и причины выясняются не в поле, а позже, когда данные уже собраны и обработаны, и задача эта очень сложна не только для школьников и студентов, но и для «взрослых» исследователей. Однако сбор полевого материала и его первичная обработка – дело вполне доступное и интересное.

Так, например, для того, чтобы оценить численность птиц, на определенной территории выделяются основные типы их местообитаний – разные леса, сельхозземли, населенные пункты, водоемы. В каждом типе надо пройти с учетом определенное расстояние – в сумме около 20 км за учетный период (например, время гнездования – конец мая-июнь, или зимний период). Тот, кто ведет учет, проходит определенный маршрут и записывает всех птиц, которых он увидит и услышит. Что надо для этого уметь? Пройти по заранее выбранному маршруту и не заблудиться; различать типы биотопов (например, отличать сосновый лес от елового); знать птиц по виду и голосу (зимой – около 30 видов, летом – около 100). Еще – аккуратно вести записи (и не потерять полевой дневник), «держать внимание» - не «халтурить», не отвлекаться в течение всего маршрута – то есть относиться к делу серьезно. Маршруты же и условия бывают иногда непростые: зимой снег и холод, летом – комары, жара, крапива и прочие трудности лесной жизни. Способны ли на такое подростки? Многолетний опыт показывает, что способны. При одном условии – если команда, в которую они входят, в целом относится к деятельности серьезно и не допускает халтуры и некорректности. Часто можно слышать от взрослых наблюдателей мнение о том, что-де ребята отойдут в кусты, проваляют там дурака, напишут учеты из головы и принесут вам. Каковы гарантии, что такого не случится? Ну, в принципе, рассуждая так, логично предположить, что любой исследователь-эколог может это сделать. Но у ученых так не принято – известно, что это называется подтасовкой данных и недопустимо. Почему взрослые так себя не ведут? Наверное, совесть не позволяет… Подросткам она обычно тоже не позволяет – того же, что и взрослым. Кроме того, опытный исследователь легко отличит «придуманные» данные от реальных; чтобы придумать, например, данные учетов птиц так, чтобы они выглядели, «как настоящие», надо самому быть очень опытным исследователем.

Занятия по гидробиологииЗанятия по гидробиологии

Конечно, овладение всеми необходимыми навыками приходит не сразу. Обычно группа, выезжающая на практику, включает 8-15 учащихся. Работа ведется маршрутными группами по 2-4 человека, и каждый маршрут – это одновременно и учебная экскурсия. В группе всегда есть опытный учетчик, а есть менее подготовленные. Обязанности разделяются – кто-то ведет записи, кто-то диктует, кто-то ведет подсчет шагов для определения пройденного расстояния, и так далее. В ходе маршрута роли могут меняться. По возвращении на базу происходит обсуждение увиденного, уточняются «проблемные» виды и другие детали маршрутов. Данные вначале переписываются в специальные бланки, а затем набираются в компьютерную базу. Постепенно, после нескольких экспедиций, новички осваивают методы работы и сами становятся учетчиками.

Другой пример деятельности юннатов – геоботаническое обследование территории и мониторинг. На местности выбираются пробные площади, на которых надо описать растительность: древесный и кустарниковый ярус, травяной покров. В специальные бланки заносятся виды растений и их проективное покрытие – доля площади поверхности, которую занимает каждый вид. Обычно один диктует, а другой записывает. Эта работа сложнее, чем учеты птиц – большую часть описаний надо проверять «взрослому» исследователю, иначе неизбежны ошибки. Но зато, как выяснилось – участвовать в геоботаническом описании местности – один из лучших способов выучить растения.

Полевая практика школьников-биологов на Костромской биостанции обычно проводится 3-4 раза в год. Традиционных выездов три – ноябрьские школьные каникулы, зимние каникулы и вторая половина лета – июль-август. Иногда к ним добавляются еще выезды на майские праздники и в июне. Основные темы работы в ноябре и зимой – орнитологические; это учеты птиц, данные которых позволяют прослеживать многолетнюю динамику численности. Ноябрьский выезд в большей степени несет учебную нагрузку - как «школа зимнего учета». В зимнее же время основная задача – это уже сбор материала для многолетнего мониторинга. Параллельно с орнитологической практикой в осеннее и зимнее время кружковцы обучаются определению деревьев и кустарников и следов жизнедеятельности животных. В мае-июне также проводятся в основном орнитологические учеты и наблюдения, дополнением которым служит изучение растений и фенологические наблюдения. В конце июля-августе в течение 2-3 недель проходит геоботаническая практика, в которую входит знакомство с флорой, описание растительных сообществ и почв, основы геоботанического картирования.

Работа кружковцев помогает выполнению на биостанции нескольких исследовательских тем. Основные из них – это изучение многолетней динамики численности птиц в гнездовой и зимний период; анализ флоры окрестностей биостанции; изучение сукцессий растительных сообществ. Так, на биостанции поддерживается один из трех многолетних рядов слежения за многолетней динамикой численности птиц, насчитывающий более 20 лет. Кроме территории биостанции, такие ряды есть только для Подмосковья и окрестностей Казани. Учеты гнездящихся птиц, проводящиеся с участием ребят, позволили выяснить, как изменилось гнездовое население птиц Костромского Заволжья за 30 лет – с конца 1970-х по конец нулевых, и как повлияло на птиц резкое снижение сельскохозяйственного использования территории и сокращение человеческого присутствия на ней. После создания в 2006 году заповедника «Кологривский лес» одной из основных тем, в которых участвуют кружковцы, стала инвентаризация его флоры и фауны.

Участие школьников, как и любых волонтеров-непрофессионалов в профессиональной исследовательской работе может иметь две основные формы. Первая – индивидуальная, по схеме «мастер-подмастерье», когда соотношение количества непрофессиональных и профессиональных исследователей примерно одинаково или, во всяком случае, сопоставимо. Работа идет в смешанных разновозрастных коллективах, а обучение основано преимущественно на личных контактах. Второй случай – когда непрофессионалов намного больше. Перед профессионалами при этом стоит задача разработки методов, координации деятельности и обработки полученных данных. Такая схема широко используется, например, орнитологами Западной Европы, где количество любителей птиц, готовых участвовать в исследовательских программах, исчисляется тысячами. Данные, которые они собирают, позволяют составлять атласы географического распространения и численности птиц, следить за изменениями их количества и использовать птиц как индикатор общего состояния природы. Залогом успешности работы при этом становятся четко отработанные, простые и доступные методики исследований. В России любительская орнитология пока не получила такого широкого распространения, как на Западе ив США. Поэтому большим успехом можно считать создание на основе методов работы со школьниками, разработанных на Костромской биостанции и Подмосковье, массовой орнитологической программы «Евроазиатский Рождественский Учет».

Собрать данные, провести полевые исследования – это, понятно, только половина дела. Вторая половина, обычно гораздо менее привлекательная для молодежи и волонтеров-любителей – эти данные обработать и опубликовать. Обучить этому юннатов – будущих исследователей – чрезвычайно важно. Поэтому в кружке ВООП обычно практикуется коллективный сбор данных, а затем их обработка и обобщение уже в индивидуальном порядке. Например, команда проводит учеты птиц, а затем один-два человека эти материалы обрабатывают, сравнивают с данными других периодов учетов (обычно предыдущих лет) или других регионов, и пишут работу. Поскольку полевых экспедиций – не одна, и направления работ в них – разные, то материалов с избытком хватает на всех. В последнее время в кружке готовится 5-6, а бывало и до 10 исследовательских работ за год; функцию руководителей выполняют в основном старшие кружковцы- выпускники. Работы кружковцев до 2008 года публиковались в журнале кружка «Вестник ВООП», который сейчас вывешен на интернет-сайте ассоциации «Экосистема», где у кружка есть своя страница. Более поздние работы мы стали сразу помещать в Интернет – бережем бумагу… К сожалению, в последнее время уровень исследовательских работ стал ниже, чем, например, в 1980-1990-е годы. Тогда работ выполнялось меньше, зато ребята выступали со стендовыми докладами на «взрослых» конференциях, на конференции молодых ученых ИПЭЭ РАН и т.п. С распространением массового экологического образования появилось множество различных конференций специально для школьников, а в последнее время проектная система обучения широко распространилась в школьном образовании. За учебно-исследовательские работы школьников поощряют дипломами и грамотами, учителя получают за участие ребят в конференциях дополнительное финансирование, и так далее. Часто на таких конференциях создается совершенно школярская атмосфера, когда выступление имеет своей целью не обмен информацией и общение с коллегами, а получение оценки, грамоты, зарабатывание места или что-то подобное. Настоящим научным исследованиям подобная атмосфера явно противопоказана. За счет этого дискредитируется сама идея исследовательской деятельности: юннатам неинтересно писать работы, выступать, отвечать на вопросы, которые задаются не с целью разобраться в содержании, а с целью «поймать» докладчика и оценить уровень его знаний. Вся эта бадяга им уже в школе надоела…

У дерева, сваленного бобрамиУ дерева, сваленного бобрами

Биологическая практика «обычных» школьников – не биологов – проходит на биостанции в учебное время. «Современные городские дети в своей массе практически лишены общения с естественной дикой природой. Обучение биологии, экологии, географии, оперирующее только книжной теорией, не может справиться с одной из основных своих задач: научить пониманию закономерностей существования природы и своего места в ней. Без живого общения добиться такого понимания практически невозможно. В связи с этим в сознании вырабатывается, во-первых, комплекс страха перед естественной средой как перед чем-то неизвестным и потенциально опасным (на бытовом уровне - это место, где что-то может случиться - ты заблудишься, простудишься, там дикие звери и т.п.). Во-вторых - потребительское отношение к природе: это место, откуда ты что-то получаешь и которое для своего же блага надо иногда подметать и ремонтировать. Но есть более важные дела. При доминировании такого сознания очень сложно говорить о решении экологических проблем и сохранении среды…». С этого абзаца начиналась программа обучения естественным наукам «методом погружения в природу», составленной в середине 1990-х годов для школьников московской школы № 734, «школы самоопределения». Своей основной задачей эта школа ставит выявление и развитие индивидуальных способностей и личностных особенностей, «сильных сторон» каждого ученика, на которые он смог бы опираться в обучении, а затем и в жизни. «Учебное погружение» предполагает, что в течение какого-то времени учащиеся сосредоточиваются на изучении только одного предмета, например, целую неделю занимаются только математикой (погружение в математику), затем – только историей (погружение в нее) и так далее. Погружение же в природу – это, фактически, комплексная полевая практика по биологии, географии и экологии. Директор школы Александр Наумович Тубельский, человек увлеченный и полный энтузиазма, вначале предлагал перенести все обучение школьников естественным наукам о земле в природу. Такого, конечно, не получилось. Но, тем не менее, в течении 15 лет школьники «среднего звена» (5-9 класс) по нескольку раз в разные сезоны (осенью, зимой, весной) выезжали на естественно-научную практику, продолжавшуюся по 4-6 дней. Основной базой для практики был выбран Халбужский стационар Костромской таежной станции ИПЭЭ РАН. Выбор был не случайным, и объяснялся не наличием помещений для практики школьников и природы вокруг (база конечно была, но с точки зрения бытовых удобств нетрудно было найти и лучше). Главное, здесь была команда людей, подготовленная к такому образовательному эксперименту и заинтересованная в его проведении.

Выезды на Костромскую биостанцию проводятся обычно осенью – в сентябре-октябре, и в конце зимы – в феврале-марте (весной народ ездит куда-то поближе). На практику приезжают в основном школьники пятых-восьмых классов; как правило, в учебной группе бывает 15-25 человек из одного класса и параллели, с ними – двое-трое взрослых. На биостанции с ребятами работают, помимо их школьных преподавателей, еще инструктора-биологи, из расчета один инструктор на 5-7 школьников. В основном это старшие кружковцы и выпускники: студенты и аспиранты, старшеклассники, прошедшие в кружке 2-3-годичный курс обучения, сотрудники заповедника. Работа с «обычными» школьниками строится совсем не так, как с юннатами. Основных причин различий две – очень низкий уровень знаний природы у средних московских школьников и недостаток мотивации, желания что-то учить: в кружок ведь народ приходит добровольно, в школьном же образовании принцип добровольности в основном не присутствует.

Для того, чтобы показать «средний» уровень знания московскими ребятами природы, можно воспользоваться следующими примерами, взятыми из реальной жизни. Первое, что мы обычно начинаем учить, придя в лес – чем отличается ель от сосны. Это некоторые знают, но не все. Все знают, как выглядит береза, большинство узнает листья дуба и клена. Осину, а тем более ольху, не знает практически никто. Из птиц ребята обычно хорошо отличают только ворону. На «зеленой олимпиаде» Московской городской станции юннатов, которая проводится в Подмосковье в мае, я однажды предложила одной из команд определить скворца, который сидел у скворечника. После некоторых раздумий ответ был: «Это, наверное, дятел…».

Второе – вопрос о мотивации. О том, зачем нужно школьникам знать «родную природу», можно рассуждать много – эта проблема могла бы стать темой для отдельной статьи, и здесь я не буду подробно на ней останавливаться. Можно привести много разных причин: для рационального использования ресурсов (около половины территории России – леса, должен же народ знать свое хозяйство); для безопасной жизнедеятельности (чтобы выжить в случае чего); для здоровья и физического развития (очень полезно находиться в природе и ходить в походы), с патриотической точки зрения (это твоя Родина), для общего культурного развития и так далее. Обычно, когда приходится обсуждать этот вопрос с ребятами, я напоминаю им о физкультуре или математике: зачем ты делаешь упражнения? Понятно, для тренировки. Для тренировки чего? Во время физкультуры – понятно, тела, мышц и прочего; во время математики – логики, памяти и некоторых других мыслительных способностей. В целом же одна из основных задач современной школы «научить учиться», добывать практические и теоретические знания самостоятельно. Биологическая практика в природе вырабатывает целый ряд универсальных умений, которые невозможно или очень трудно приобрести в школьном помещении. Среди многого прочего, учит наблюдению – видеть самому, получать информацию из живого источника, а не от других людей, и отличать то, что тебе сказали, от того что есть на самом деле. В наше время изобилия не всегда достоверной печатной, виртуальной, рекламной и тому подобной информации ценность такого умения трудно переоценить. С точки же зрения эколога в полевой практике, помимо знаний, очень важно формирование положительного отношения к природе и активной жизненной позиции в области экологии. Известно, что «мы любим то, что знаем»… Исследования, специально проведенные в учебном центре «Экосистема», показали, что даже непродолжительная полевая практика существенно меняет отношение ребят к природе и экологическим проблемам (Глушенков, 2008). По мнению В.Р. Дольника, период запечатления вмещающей среды у человека приходится на возраст 10-12 лет: те места, в которых он находится и которые эмоционально насыщены для него в это время, и будут затем в течение всей жизни родной и любимой природой. Для кочевника это степи, для жителя деревни – поля, леса и речка вокруг, для горца – родные горы и ущелья. Для городского же ребенка это окрестности дачи, места, куда он ходил в походы с родителями. Это может быть и биостанция, где он с друзьями проходил практику. Если же ребенком и подростком человек не выезжал из города, то он не будет любить никакой природы.

В связи с общим невысоким уровнем знаний о природе полевую практику «обычных» школьников на Костромской биостанции приходится начинать с экскурсий. Они строятся по ландшафтному принципу, так, чтобы ребята могли познакомиться со всеми основными типами природных сообществ: экскурсия к реке через склон долины и пойму, экскурсия по водораздельным лесам и вырубкам моренного ландшафта, экскурсия в сосновые леса и болота водно-ледникого ландшафта и т.д. После экскурсий, во второй половине дня, собранные материалы обрабатываются и обычно оформляются в виде стендов, а вечером проводится обсуждение увиденного на «общем сборе». При более длительной практике новичков возможно выделение групп по объектам. Например, одни ребята 2-3 дня изучают в основном деревья и кустарники, другие – травы, третьи – мхи, лишайники и грибы, четвертые – минералы и почву, пятые – птиц и животных. Затем группы перемешиваются так, чтобы в каждой был один «специалист» по каждому типу объектов, и новые группы описывают и сравнивают разные природные экосистемы.

Со старшими ребятами, приезжающими не в первый раз, работа ведется с использованием учебно-исследовательского подхода. При этом все ученики участвуют в выполнении творческих учебно-исследовательских работ по различным разделам биологии, экологии, географии. Вот примерный набор направлений обучения в разные сезоны.

  • Осень
    • Различные группы растений - деревья, травы, мхи, лишайники, грибы. Описание растительности.
    • Беспозвоночные травянистого и почвенного яруса. Водные беспозвоночные.
    • Осенние птицы.
    • Мелкие млекопитающие.
    • Основные представления о рельефе и связанных с ним типах природных комплексов (пойма - долина - водораздел, русла рек и ручьев и их формирование, овраги).
    • Почва, ее строение и основные свойства. Разные варианты почв.
    • План местности. Составление плана маршрута, картирование растительности.
    • Геологическая история местности. Анализ окаменелостей.
  • Зима
    • Млекопитающие - изучение образа жизни по следам жизнедеятельности
    • Деревья и кустарники в безлистном состоянии
    • Эпифитные мхи и лишайники, древоразрушающие грибы
    • Беспозвоночные, зимующие под корой
    • Зимующие птицы
    • Снег, его строение и свойства; снегомерная съемка
    • Изучение процессов таяния и замерзания воды
  • Весенне-летний период
    • Гнездящиеся птицы - фауна и особенности жизни
    • Весенне-летняя растительность (основная работа с определением)
    • Беспозвоночные в траве и на деревьях
    • Водные беспозвоночные
  • Для всех сезонов
    • Работа с определителями.
    • Анализ основных экологических понятий:
    • Организм и среда, основные факторы среды.
    • Что такое экосистемы, основные особенности их устройства
    • Взаимоотношения между организмами (симбиоз, конкуренция и т.д.)
    • Работа с картой и компасом.
    • Наблюдения за погодой.
    • Принципы ведения исследовательской работы.
    • Правила записи наблюдений и оформления текста творческих работ.
    • Компьютерная обработка данных и текстов.
    • Физическая подготовка (в зависимости от сезона - пешие или лыжные маршруты)
    • Навыки жизни и самообслуживания в полевых условиях (включая приготовление пищи во время дежурства)
    • Знакомство с устройством деревенского жилья и особенностями быта (как устроены дома, печи, бани; знакомство с домашними животными; основные полевые работы)

Основная ключевая идея, проходящая через всю серию погружений - взаимозависимость различных предметов и явлений природы между собой и связь человеческого общества с ними. В связи с этим проблемы изучения зависимостей в первую очередь становятся темами творческих работ. Вот некоторые примеры учебно-исследовательских работ школьников на биостанции во время зимнего погружения (в осеннее время, понятно, набор тем будет другим).

  • 1. Зимой в окрестностях Халбужа встречается около 20 видов птиц. Одни виды предпочитают лес, другие - поселки. Выяснить, какие виды в каких местах встречаются, и попытаться понять, почему.
  • 2. О том, где какие птицы встречаются, можно судить и по следам их деятельности. Хорошо заметны следы работы дятлов. Можно попытаться выяснить, в каких лесах дятлы чаще всего встречаются и какие деревья долбят.
  • 3. Многие лесные птицы зимой объединяются в стайки - так называемые синичьи стаи (кроме синиц, в них входят поползни, пищухи, корольки, ополовники). Зачем им это нужно? Между видами в этих стаях существует «разделение труда» - они охотятся на разных деревьях и на разных их частях. Путем наблюдений можно выяснить, кто где охотится.
  • 4. Очень много интересного можно узнать по следам на снегу. Выясните, какие животные встречаются в разных типах леса, где их следов мало, где много.
  • 5. По следам животных можно выяснить, как они живут: чем занимаются, где и что едят, где отдыхают, когда и чего пугаются. Попробуйте «прочитать» следы кого-нибудь из массовых видов зверей - зайца, лисицы, и узнать о их жизни.
  • 6. Вокруг Халбужа можно найти около 30 видов деревьев и кустарников. Попробуйте найти их и составить определитель по веткам, стволам, форме кроны.
  • 7. Разные деревья и кустарники выбирают разные места обитания. Попробуйте выяснить, где растут шиповник, верба, серая ольха, вяз, козья ива, черемуха, крушина, береза, сосна, ель. Одни из них часто встречаются вместе друг с другом, другие - нет; есть такие, которые растут только там, где не растет никто другой. Почему?
  • 8. В лесу деревья активно взаимодействуют друг с другом: одни мешают и вредят друг другу, другие помогают. Попробуйте выяснить, кто из деревьев кому мешает, кто - помогает, и как это получается.
  • 9. Одно и то же дерево в разных условиях жизни может расти быстро или медленно и иметь разную форму. Например, в густом лесу двухметровой елочке может быть 40 лет, а на открытой поляне -10 лет. Можно выбрать один вид дерева - сосну, ель, березу - и посмотреть, как оно выглядит в разных условиях жизни, и почему. Как отличить по форме дерева, в каких условиях оно растет и как себя чувствует - хорошо или плохо? Интересно также узнать, сколько лет живет хвоя на разных деревьях.
  • 10. На деревьях в лесу встречается много других растений - мхов, лишайников, грибов. На разных деревьях они разные. Кто на ком растет? Почему на одних деревьях растут грибы, а на других - нет? То же самое - для лишайников.

В конце полевой практики необходимо какое-то подведение итогов. Если практику проходила группа начинающих, то проводится что-то вроде «зеленой олимпиады». Центральным мероприятием служит обычно «экологический маршрут» - сочетание ориентирования на местности с выполнением различных заданий. Самая простоя форма – когда на маршруте длиной 1,5-2 км развешиваются номера, обозначающие различные объекты: виды растений, грибов, следы жизнедеятельности животных и птиц и т.п. Группа школьников должна пройти маршрут и определить, что зашифровано под номерами. Более сложный вариант – когда между контрольными пунктами надо выполнить одно или несколько заданий, например определить, сколько лесу лет и что было на его месте раньше (поле, вырубка, другой лес); собрать и определить заданное количество каких-то объектов и т.п. Если ребята выполняли учебно-исследовательские работы, то в конце практики проводится итоговая конференция.

В последнее десятилетие полевая экологическая практика на Халбужском стационаре Костромской биостанции ежегодно включает 3-4 выезда школьников – биологов и 2-4 выезда «обычных» школьников. Всего на стационаре проходит практику ежегодно около 60 человек в течение примерно 3 месяцев, треть из которых приходится на период учебного года, остальное – на летние каникулы. Это конечно немного, но биостанция все же – научное учреждение. Если бы стационар был специализированным учебным центром, объем практики можно было бы увеличить. Но для этого потребовалась бы значительная работа – как по благоустройству, так и по дополнительному привлечению учащихся и преподавателей.

Значимость работы биостанции для экологического образования московских школьников и для подготовки кадров специалистов – биологов и экологов – очевидна. Но закономерен еще один вопрос – а что дает работа стационара той территории, на которой он находится и ее жителям? Понятно, что биостанция в целом предоставляет определенное количество рабочих мест для местных жителей. Группы, приезжающие на практику, используют ресурсы территории – закупают продукты, заказывают автотранспорт, дрова, пользуются услугами местного населения для ремонта и оборудования зданий. Однако главное, на наш взгляд, не это, а тот положительный образ ближнего российского Севера, Унженского полесья, который формируется в сознании нынешних школьников. Вырастая, многие из них хотят сюда вернуться – отдохнуть во время отпуска или каникул, купить дом для временного проживания, поработать в заповеднике или на биостанции. Добрые чувства, полученные в детстве, помогают земле не остаться безлюдной.

Литература

  • Белоруков Д.Ф. Деревни, села и города костромского края: материалы для истории. Кострома, 2000. 358 с.
  • Боголюбов А.С. Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в России и за рубежом). 2002. Опубликовано на сайте ассоциации «Экосистема» http://www.ecosystema.ru/01welcome/art_pol-eco.htm .
  • Боголюбов А.С., Федорова Д.А. Дополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. 2008. Опубликовано на сайте ассоциации «Экосистема» http://www.ecosystema.ru/01welcome/articles/dop_obraz.htm .
  • Глушенков О.В. Формирование современной картины мира средствами биологии. Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. — Тамбов, 2008. — Вып. 11(67).
  • Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Спб, 2004. 352 с.
  • Нумеров А.Д., А.С. Климов, Е.И. Труфанова. Полевые исследования наземных позвоночных. Изд-во ВГУ, 2010. 300 с.
  • У истоков юннатского движения. Ред. Холостов В.Г. М.: Просвещение, 1972. 253 с.

 

Главы книги
«Флора окрестностей Костромской таежной научно-опытной станции ИПЭЭ РАН
и Мантуровского участка заповедника «Кологривский лес»

 

Хроника кружка "Вестники ВООП" Программа "Parus" Список ВООПовцев

 


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016