јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)




Ѕиологический кружок ¬ќќѕ: главна€ страница раздела

√остю кружка Ќаши планы Ёкспедиции »сследовани€ »стори€ кружка —писок ¬ќќѕовцев  онтакты

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

√лавы книги
Ђ‘лора окрестностей  остромской таежной научно-опытной станции »ѕЁЁ –јЌ
и ћантуровского участка заповедника Ђ ологривский лесї

—хема расположени€  остромской таежной научно-опытной станции

—хема расположени€  остромской таежной научно-опытной станции
»нститута проблем экологии и эволюции –јЌ
на карте  остромской области

 остромска€ биостанци€ как полевой учебный центр

≈.—. ѕреображенска€

ќдно из любимых мест кружковцев ¬ќќѕ Ц  остромска€ биостанци€. — конца 1970-х годов кружковцы проход€т здесь полевую практику, учатс€ вести исследовательскую работу.

Ѕиостанци€ расположена в ћантуровском районе  остромской области, на реке ”нже. Ќесмотр€ на название, от  остромы это довольно далеко: больше 200 км, полдороги на восток до ¬€тки. ѕолное название Ц  остромска€ таежна€ станци€ »нститута проблем экологии и эволюции им. ј.Ќ. —еверцова. «десь с 1977 г. ведутс€ исследовани€ поведени€ и экологии животных в природе и в вольерах, а также изучение динамики биоценозов.  ак и на многих других биологических станци€х, образовательна€ работа со школьниками ведетс€ на  остромской станции посто€нно, нар€ду с обучением студентов и научными исследовани€ми.

—лово Ђтаежна€ї в названии биостанции св€зано с ее расположением в зоне европейской южной тайги. «десь смешиваютс€ фауна и флора сибирских таежных и европейских хвойно-лиственных лесов.  ак и положено тайге, места вокруг биостанции малонаселенные. ƒеревни и сельскохоз€йственные земли т€нутс€ полосой 2-3 км в ширину вдоль правого, высокого склона долины р. ”нжи, текущей с северо-востока на юго-запад. Ќа водоразделах же, к северу и югу от реки, сплошные леса на дес€тки километров.  огда-то среди них располагались рабочие поселки лесорубов, но в последние дес€тилети€ практически все они прекратили свое существование.

¬ид на реку ”нжу в окрестност€х биостанции
¬ид на реку ”нжу в окрестност€х биостанции

ѕрирода в окрестност€х биостанции очень разнообразна. Ќа высоком моренном правобережье ”нжи еще в начале ’’ века была темнохвойна€ тайга, котора€ в насто€щее врем€ сменилась вторичными смешанными и осиново-березовыми лесами. Ћевый берег - водно-ледникова€ песчана€ равнина, покрыта€ сосновыми лесами и болотами. –ека ”нжа, в отличие от многих европейских рек, не зарегулирована плотинами. ѕойма ее в ширину составл€ет около 3 км, во врем€ весеннего разлива уровень воды может подниматьс€ на 4-5 м. ѕойменное левобережье зан€то смешанным лесом из липы, березы, осины, ели и пихты; по берегам многочисленных озер растут дубы, а в заболоченных низинах Ц ивн€ки и ольшаники. Ћевобережна€ пойма лугова€; на крутых склонах долины и оврагов растут ольхово-в€зовые леса. ќкрестности биостанции вход€т в состав ключевой орнитологической территории ЂЋевобережье р. ”нжиї; здесь расположен ћантуровский участок созданного в 2006 г. заповедника Ђ ологривский лесї.

ѕравый (высокий) берег реки ”нжи и приречные ивн€ки в окрестност€х биостанции
ѕравый (высокий) берег реки ”нжи и приречные ивн€ки в окрестност€х биостанции

–абота со школьниками на биостанции имеет два основных направлени€: 1) обучение заинтересованных реб€т Ц Ђюннатовї, выбравших биологию в качестве основной дисциплины и (в большинстве) собирающихс€ стать биологами, и 2) обучение Ђобычныхї школьников. –абота с этими двум€ группами учащихс€ проходит совершенно по-разному.  онечно, перва€ группа учащихс€ Ц будущие биологи - дл€ биостанции, как дл€ специализированного научного учреждени€, приоритетна. Ёто подготовка кадров. ≈ще 15 лет назад мы подсчитали, что в »нституте проблем экологии и эволюции им. ј.Ќ. —еверцова, исследовательским подразделением которого €вл€етс€ биостанци€, примерно каждый седьмой сотрудник в детстве участвовал в работе одного из традиционно полевых биологических кружков ћосквы. »з числа же нынешних сотрудников и аспирантов »нститута 10 человек в свои школьные годы входили в число кружковцев ¬ќќѕ и подолгу работали на биостанции. Ќа самом деле выросших здесь биологов гораздо больше: многие работают или учатс€ в других научных и учебных институтах, в заповедниках, преподают биологию в школе.

√руппа учащихс€ и педагогов 734 школы на зимней полевой практике
√руппа учащихс€ и педагогов 734 школы на зимней полевой практике

—о второй половины 1980-х годов работа со школьниками на  остромской биостанции в основном сосредоточена на ’албужском стационаре. —тационар Ц это бывша€ сельска€ больница, расположенна€ у д. јнтропьево. Ѕольница функционировала до середины 1980-х годов, а затем была закрыта Ц в св€зи с сокращением количества сельских жителей и открытием нового больничного городка в районном центре Ц г. ћантурово. «дани€ бывшей больницы были куплены »нститутом. ¬начале их было 4 - два лечебных корпуса, кухн€-столова€ и амбулатори€. ¬се здани€ Ц дерев€нные, одноэтажные, Ђбарачногої типа Ц с коридорами в середине и р€дами комнат по бокам. Ѕыла еще кирпична€ котельна€ и насосна€ станци€ Ц домик с печкой на ключе под горой, в овраге. ¬начале руководство »нститута предполагало организовать здесь что-то вроде пансионата дл€ сотрудников. ќднако вскоре наступили перестроечные времена, и от этих планов пришлось отказатьс€. —ейчас на стационаре дл€ использовани€ в холодное врем€ года пригодны два здани€, в которых одновременно размещаетс€ до 30 человек. ќтопление печное Ц от котельной из-за ее трудоемкости пришлось отказатьс€ сразу.  онечно, особых бытовых удобств нет, но все самое необходимое в наличии: кухн€, столова€, комнаты дл€ проживани€ и работы, свет, тепло, бан€, ключева€ вода. ј главное Ц обширные, очень разнообразные по своим услови€м лесные пространства вокруг.

ќсоба€ истори€ св€зана с названием стационара.  огда-то на краю деревни јнтропьево, на территории бывшей больницы р€дом с ее корпусами сто€л барский дом (остатки фундамента до сих пор сохранились). Ќа другом конце деревни был ветеринарный пункт, а в соседней деревне Ќикитино Ц школа. ¬ начале своей работы на биостанции Ц с 1978 года Ц кружковцы базировались в пустующих деревенских, которые снимали у хоз€ев. «атем, в 1981 году, купили дом в деревне недалеко от больницы, котора€ тогда еще работала. ќт местных жителей мы узнали, что больница, ветпункт и школа Ц ’албужские. ќткуда это название Ц никто сказать не мог. —в€зывали его с фамилией помещика, но было непон€тно Ц от какой фамилии можно такое название образовать. »сторическими изыскани€ми никто не занималс€, а когда больница превратилась в место практики юннатов, за ним закрепилось самоназвание Ц ’албуж. ”же к концу 2000-х вы€снилось, что прежде ’албуж Ц ’албужский погост Ц находилс€ возле д. ”горы. Ёто был волостной центр, а волостное правление располагалось в усадьбе возле д. Ќикитино, здесь же была почтова€ станци€ на —таро-в€тском тракте. ”садьба и станци€ принадлежали кологривскому помещику —.ћ.  репишу (Ѕелоруков, 2000). —вое представление есть у кружковцев и по поводу самого слова Ђ’албужї. Ќа одном из угро-финских €зыков Ц €зыке манси слово Ђхальї означает береза. Ѕерезово Ц город на ќби (куда был сослан ћеньшиков Ц известна€ картина Ђћеньшиков в Ѕерезово) до конца конца 16 века называлс€ ’аль-”ш (березовый город) (http://simvolika.info/b/bereza.html). Ќазвание ’албуж также, видимо, пришло из финно-угорского €зыка народа мер€. “ак что, веро€тно, в переводе на русский Ц ’албуж - это просто Ѕерезовка.

Ўкольники активно работали на биостанции с момента ее образовани€ в 1977-1978 годах, а в основе этой де€тельности лежали еще более старые традиции московских юннатских кружков  ёЅ«а и ¬ќќѕа. Ќа биостанции проводилось обследование территории Ц учеты птиц, млекопитающих, земноводных, различных групп беспозвоночных. ¬о всех этих делах активно участвовали студенты и школьники. “ака€ де€тельность была традиционной дл€ московских юннатских кружков полевого направлени€, в том числе и дл€ кружка Ђ¬ќќѕї.

√руппа учащихс€ и педагогов 734 школы на осенней полевой практике
√руппа учащихс€ и педагогов 734 школы на осенней полевой практике

Ѕлагодар€ преемственности между Ђпоколени€миї кружка в основе полевого биолого-экологического образовани€ школьников Ц биологов (Ђюннатовї) на биостанции до насто€щего времени лежит волонтерска€ исследовательска€ работа. ¬ основном это орнитологические исследовани€ Ц учеты численности птиц в различные сезоны, а также изучение растительности и почв. ќсновна€ задача работы Ц изучение динамики биоценозов, прослеживание многолетних изменений, происход€щих с различными их компонентами, и поиск закономерностей и причин этих изменений.  онечно, закономерности и причины вы€сн€ютс€ не в поле, а позже, когда данные уже собраны и обработаны, и задача эта очень сложна не только дл€ школьников и студентов, но и дл€ Ђвзрослыхї исследователей. ќднако сбор полевого материала и его первична€ обработка Ц дело вполне доступное и интересное.

“ак, например, дл€ того, чтобы оценить численность птиц, на определенной территории выдел€ютс€ основные типы их местообитаний Ц разные леса, сельхозземли, населенные пункты, водоемы. ¬ каждом типе надо пройти с учетом определенное рассто€ние Ц в сумме около 20 км за учетный период (например, врем€ гнездовани€ Ц конец ма€-июнь, или зимний период). “от, кто ведет учет, проходит определенный маршрут и записывает всех птиц, которых он увидит и услышит. „то надо дл€ этого уметь? ѕройти по заранее выбранному маршруту и не заблудитьс€; различать типы биотопов (например, отличать сосновый лес от елового); знать птиц по виду и голосу (зимой Ц около 30 видов, летом Ц около 100). ≈ще Ц аккуратно вести записи (и не потер€ть полевой дневник), Ђдержать вниманиеї - не Ђхалтуритьї, не отвлекатьс€ в течение всего маршрута Ц то есть относитьс€ к делу серьезно. ћаршруты же и услови€ бывают иногда непростые: зимой снег и холод, летом Ц комары, жара, крапива и прочие трудности лесной жизни. —пособны ли на такое подростки? ћноголетний опыт показывает, что способны. ѕри одном условии Ц если команда, в которую они вход€т, в целом относитс€ к де€тельности серьезно и не допускает халтуры и некорректности. „асто можно слышать от взрослых наблюдателей мнение о том, что-де реб€та отойдут в кусты, провал€ют там дурака, напишут учеты из головы и принесут вам.  аковы гарантии, что такого не случитс€? Ќу, в принципе, рассужда€ так, логично предположить, что любой исследователь-эколог может это сделать. Ќо у ученых так не прин€то Ц известно, что это называетс€ подтасовкой данных и недопустимо. ѕочему взрослые так себ€ не ведут? Ќаверное, совесть не позвол€етЕ ѕодросткам она обычно тоже не позвол€ет Ц того же, что и взрослым.  роме того, опытный исследователь легко отличит Ђпридуманныеї данные от реальных; чтобы придумать, например, данные учетов птиц так, чтобы они выгл€дели, Ђкак насто€щиеї, надо самому быть очень опытным исследователем.

«ан€ти€ по гидробиологии«ан€ти€ по гидробиологии

 онечно, овладение всеми необходимыми навыками приходит не сразу. ќбычно группа, выезжающа€ на практику, включает 8-15 учащихс€. –абота ведетс€ маршрутными группами по 2-4 человека, и каждый маршрут Ц это одновременно и учебна€ экскурси€. ¬ группе всегда есть опытный учетчик, а есть менее подготовленные. ќб€занности раздел€ютс€ Ц кто-то ведет записи, кто-то диктует, кто-то ведет подсчет шагов дл€ определени€ пройденного рассто€ни€, и так далее. ¬ ходе маршрута роли могут мен€тьс€. ѕо возвращении на базу происходит обсуждение увиденного, уточн€ютс€ Ђпроблемныеї виды и другие детали маршрутов. ƒанные вначале переписываютс€ в специальные бланки, а затем набираютс€ в компьютерную базу. ѕостепенно, после нескольких экспедиций, новички осваивают методы работы и сами станов€тс€ учетчиками.

ƒругой пример де€тельности юннатов Ц геоботаническое обследование территории и мониторинг. Ќа местности выбираютс€ пробные площади, на которых надо описать растительность: древесный и кустарниковый €рус, трав€ной покров. ¬ специальные бланки занос€тс€ виды растений и их проективное покрытие Ц дол€ площади поверхности, которую занимает каждый вид. ќбычно один диктует, а другой записывает. Ёта работа сложнее, чем учеты птиц Ц большую часть описаний надо провер€ть Ђвзросломуї исследователю, иначе неизбежны ошибки. Ќо зато, как вы€снилось Ц участвовать в геоботаническом описании местности Ц один из лучших способов выучить растени€.

ѕолева€ практика школьников-биологов на  остромской биостанции обычно проводитс€ 3-4 раза в год. “радиционных выездов три Ц но€брьские школьные каникулы, зимние каникулы и втора€ половина лета Ц июль-август. »ногда к ним добавл€ютс€ еще выезды на майские праздники и в июне. ќсновные темы работы в но€бре и зимой Ц орнитологические; это учеты птиц, данные которых позвол€ют прослеживать многолетнюю динамику численности. Ќо€брьский выезд в большей степени несет учебную нагрузку - как Ђшкола зимнего учетаї. ¬ зимнее же врем€ основна€ задача Ц это уже сбор материала дл€ многолетнего мониторинга. ѕараллельно с орнитологической практикой в осеннее и зимнее врем€ кружковцы обучаютс€ определению деревьев и кустарников и следов жизнеде€тельности животных. ¬ мае-июне также провод€тс€ в основном орнитологические учеты и наблюдени€, дополнением которым служит изучение растений и фенологические наблюдени€. ¬ конце июл€-августе в течение 2-3 недель проходит геоботаническа€ практика, в которую входит знакомство с флорой, описание растительных сообществ и почв, основы геоботанического картировани€.

–абота кружковцев помогает выполнению на биостанции нескольких исследовательских тем. ќсновные из них Ц это изучение многолетней динамики численности птиц в гнездовой и зимний период; анализ флоры окрестностей биостанции; изучение сукцессий растительных сообществ. “ак, на биостанции поддерживаетс€ один из трех многолетних р€дов слежени€ за многолетней динамикой численности птиц, насчитывающий более 20 лет.  роме территории биостанции, такие р€ды есть только дл€ ѕодмосковь€ и окрестностей  азани. ”четы гнезд€щихс€ птиц, провод€щиес€ с участием реб€т, позволили вы€снить, как изменилось гнездовое население птиц  остромского «аволжь€ за 30 лет Ц с конца 1970-х по конец нулевых, и как повли€ло на птиц резкое снижение сельскохоз€йственного использовани€ территории и сокращение человеческого присутстви€ на ней. ѕосле создани€ в 2006 году заповедника Ђ ологривский лесї одной из основных тем, в которых участвуют кружковцы, стала инвентаризаци€ его флоры и фауны.

”частие школьников, как и любых волонтеров-непрофессионалов в профессиональной исследовательской работе может иметь две основные формы. ѕерва€ Ц индивидуальна€, по схеме Ђмастер-подмастерьеї, когда соотношение количества непрофессиональных и профессиональных исследователей примерно одинаково или, во вс€ком случае, сопоставимо. –абота идет в смешанных разновозрастных коллективах, а обучение основано преимущественно на личных контактах. ¬торой случай Ц когда непрофессионалов намного больше. ѕеред профессионалами при этом стоит задача разработки методов, координации де€тельности и обработки полученных данных. “ака€ схема широко используетс€, например, орнитологами «ападной ≈вропы, где количество любителей птиц, готовых участвовать в исследовательских программах, исчисл€етс€ тыс€чами. ƒанные, которые они собирают, позвол€ют составл€ть атласы географического распространени€ и численности птиц, следить за изменени€ми их количества и использовать птиц как индикатор общего состо€ни€ природы. «алогом успешности работы при этом станов€тс€ четко отработанные, простые и доступные методики исследований. ¬ –оссии любительска€ орнитологи€ пока не получила такого широкого распространени€, как на «ападе ив —Ўј. ѕоэтому большим успехом можно считать создание на основе методов работы со школьниками, разработанных на  остромской биостанции и ѕодмосковье, массовой орнитологической программы Ђ≈вроазиатский –ождественский ”четї.

—обрать данные, провести полевые исследовани€ Ц это, пон€тно, только половина дела. ¬тора€ половина, обычно гораздо менее привлекательна€ дл€ молодежи и волонтеров-любителей Ц эти данные обработать и опубликовать. ќбучить этому юннатов Ц будущих исследователей Ц чрезвычайно важно. ѕоэтому в кружке ¬ќќѕ обычно практикуетс€ коллективный сбор данных, а затем их обработка и обобщение уже в индивидуальном пор€дке. Ќапример, команда проводит учеты птиц, а затем один-два человека эти материалы обрабатывают, сравнивают с данными других периодов учетов (обычно предыдущих лет) или других регионов, и пишут работу. ѕоскольку полевых экспедиций Ц не одна, и направлени€ работ в них Ц разные, то материалов с избытком хватает на всех. ¬ последнее врем€ в кружке готовитс€ 5-6, а бывало и до 10 исследовательских работ за год; функцию руководителей выполн€ют в основном старшие кружковцы- выпускники. –аботы кружковцев до 2008 года публиковались в журнале кружка Ђ¬естник ¬ќќѕї, который сейчас вывешен на интернет-сайте ассоциации ЂЁкосистемаї, где у кружка есть сво€ страница. Ѕолее поздние работы мы стали сразу помещать в »нтернет Ц бережем бумагуЕ   сожалению, в последнее врем€ уровень исследовательских работ стал ниже, чем, например, в 1980-1990-е годы. “огда работ выполн€лось меньше, зато реб€та выступали со стендовыми докладами на Ђвзрослыхї конференци€х, на конференции молодых ученых »ѕЁЁ –јЌ и т.п. — распространением массового экологического образовани€ по€вилось множество различных конференций специально дл€ школьников, а в последнее врем€ проектна€ система обучени€ широко распространилась в школьном образовании. «а учебно-исследовательские работы школьников поощр€ют дипломами и грамотами, учител€ получают за участие реб€т в конференци€х дополнительное финансирование, и так далее. „асто на таких конференци€х создаетс€ совершенно школ€рска€ атмосфера, когда выступление имеет своей целью не обмен информацией и общение с коллегами, а получение оценки, грамоты, зарабатывание места или что-то подобное. Ќасто€щим научным исследовани€м подобна€ атмосфера €вно противопоказана. «а счет этого дискредитируетс€ сама иде€ исследовательской де€тельности: юннатам неинтересно писать работы, выступать, отвечать на вопросы, которые задаютс€ не с целью разобратьс€ в содержании, а с целью Ђпойматьї докладчика и оценить уровень его знаний. ¬с€ эта бад€га им уже в школе надоелаЕ

” дерева, сваленного бобрами” дерева, сваленного бобрами

Ѕиологическа€ практика Ђобычныхї школьников Ц не биологов Ц проходит на биостанции в учебное врем€. Ђ—овременные городские дети в своей массе практически лишены общени€ с естественной дикой природой. ќбучение биологии, экологии, географии, оперирующее только книжной теорией, не может справитьс€ с одной из основных своих задач: научить пониманию закономерностей существовани€ природы и своего места в ней. Ѕез живого общени€ добитьс€ такого понимани€ практически невозможно. ¬ св€зи с этим в сознании вырабатываетс€, во-первых, комплекс страха перед естественной средой как перед чем-то неизвестным и потенциально опасным (на бытовом уровне - это место, где что-то может случитьс€ - ты заблудишьс€, простудишьс€, там дикие звери и т.п.). ¬о-вторых - потребительское отношение к природе: это место, откуда ты что-то получаешь и которое дл€ своего же блага надо иногда подметать и ремонтировать. Ќо есть более важные дела. ѕри доминировании такого сознани€ очень сложно говорить о решении экологических проблем и сохранении средыЕї. — этого абзаца начиналась программа обучени€ естественным наукам Ђметодом погружени€ в природуї, составленной в середине 1990-х годов дл€ школьников московской школы є 734, Ђшколы самоопределени€ї. —воей основной задачей эта школа ставит вы€вление и развитие индивидуальных способностей и личностных особенностей, Ђсильных сторонї каждого ученика, на которые он смог бы опиратьс€ в обучении, а затем и в жизни. Ђ”чебное погружениеї предполагает, что в течение какого-то времени учащиес€ сосредоточиваютс€ на изучении только одного предмета, например, целую неделю занимаютс€ только математикой (погружение в математику), затем Ц только историей (погружение в нее) и так далее. ѕогружение же в природу Ц это, фактически, комплексна€ полева€ практика по биологии, географии и экологии. ƒиректор школы јлександр Ќаумович “убельский, человек увлеченный и полный энтузиазма, вначале предлагал перенести все обучение школьников естественным наукам о земле в природу. “акого, конечно, не получилось. Ќо, тем не менее, в течении 15 лет школьники Ђсреднего звенаї (5-9 класс) по нескольку раз в разные сезоны (осенью, зимой, весной) выезжали на естественно-научную практику, продолжавшуюс€ по 4-6 дней. ќсновной базой дл€ практики был выбран ’албужский стационар  остромской таежной станции »ѕЁЁ –јЌ. ¬ыбор был не случайным, и объ€сн€лс€ не наличием помещений дл€ практики школьников и природы вокруг (база конечно была, но с точки зрени€ бытовых удобств нетрудно было найти и лучше). √лавное, здесь была команда людей, подготовленна€ к такому образовательному эксперименту и заинтересованна€ в его проведении.

¬ыезды на  остромскую биостанцию провод€тс€ обычно осенью Ц в сент€бре-окт€бре, и в конце зимы Ц в феврале-марте (весной народ ездит куда-то поближе). Ќа практику приезжают в основном школьники п€тых-восьмых классов; как правило, в учебной группе бывает 15-25 человек из одного класса и параллели, с ними Ц двое-трое взрослых. Ќа биостанции с реб€тами работают, помимо их школьных преподавателей, еще инструктора-биологи, из расчета один инструктор на 5-7 школьников. ¬ основном это старшие кружковцы и выпускники: студенты и аспиранты, старшеклассники, прошедшие в кружке 2-3-годичный курс обучени€, сотрудники заповедника. –абота с Ђобычнымиї школьниками строитс€ совсем не так, как с юннатами. ќсновных причин различий две Ц очень низкий уровень знаний природы у средних московских школьников и недостаток мотивации, желани€ что-то учить: в кружок ведь народ приходит добровольно, в школьном же образовании принцип добровольности в основном не присутствует.

ƒл€ того, чтобы показать Ђсреднийї уровень знани€ московскими реб€тами природы, можно воспользоватьс€ следующими примерами, вз€тыми из реальной жизни. ѕервое, что мы обычно начинаем учить, прид€ в лес Ц чем отличаетс€ ель от сосны. Ёто некоторые знают, но не все. ¬се знают, как выгл€дит береза, большинство узнает листь€ дуба и клена. ќсину, а тем более ольху, не знает практически никто. »з птиц реб€та обычно хорошо отличают только ворону. Ќа Ђзеленой олимпиадеї ћосковской городской станции юннатов, котора€ проводитс€ в ѕодмосковье в мае, € однажды предложила одной из команд определить скворца, который сидел у скворечника. ѕосле некоторых раздумий ответ был: ЂЁто, наверное, д€телЕї.

¬торое Ц вопрос о мотивации. ќ том, зачем нужно школьникам знать Ђродную природуї, можно рассуждать много Ц эта проблема могла бы стать темой дл€ отдельной статьи, и здесь € не буду подробно на ней останавливатьс€. ћожно привести много разных причин: дл€ рационального использовани€ ресурсов (около половины территории –оссии Ц леса, должен же народ знать свое хоз€йство); дл€ безопасной жизнеде€тельности (чтобы выжить в случае чего); дл€ здоровь€ и физического развити€ (очень полезно находитьс€ в природе и ходить в походы), с патриотической точки зрени€ (это тво€ –одина), дл€ общего культурного развити€ и так далее. ќбычно, когда приходитс€ обсуждать этот вопрос с реб€тами, € напоминаю им о физкультуре или математике: зачем ты делаешь упражнени€? ѕон€тно, дл€ тренировки. ƒл€ тренировки чего? ¬о врем€ физкультуры Ц пон€тно, тела, мышц и прочего; во врем€ математики Ц логики, пам€ти и некоторых других мыслительных способностей. ¬ целом же одна из основных задач современной школы Ђнаучить учитьс€ї, добывать практические и теоретические знани€ самосто€тельно. Ѕиологическа€ практика в природе вырабатывает целый р€д универсальных умений, которые невозможно или очень трудно приобрести в школьном помещении. —реди многого прочего, учит наблюдению Ц видеть самому, получать информацию из живого источника, а не от других людей, и отличать то, что тебе сказали, от того что есть на самом деле. ¬ наше врем€ изобили€ не всегда достоверной печатной, виртуальной, рекламной и тому подобной информации ценность такого умени€ трудно переоценить. — точки же зрени€ эколога в полевой практике, помимо знаний, очень важно формирование положительного отношени€ к природе и активной жизненной позиции в области экологии. »звестно, что Ђмы любим то, что знаемїЕ »сследовани€, специально проведенные в учебном центре ЂЁкосистемаї, показали, что даже непродолжительна€ полева€ практика существенно мен€ет отношение реб€т к природе и экологическим проблемам (√лушенков, 2008). ѕо мнению ¬.–. ƒольника, период запечатлени€ вмещающей среды у человека приходитс€ на возраст 10-12 лет: те места, в которых он находитс€ и которые эмоционально насыщены дл€ него в это врем€, и будут затем в течение всей жизни родной и любимой природой. ƒл€ кочевника это степи, дл€ жител€ деревни Ц пол€, леса и речка вокруг, дл€ горца Ц родные горы и ущель€. ƒл€ городского же ребенка это окрестности дачи, места, куда он ходил в походы с родител€ми. Ёто может быть и биостанци€, где он с друзь€ми проходил практику. ≈сли же ребенком и подростком человек не выезжал из города, то он не будет любить никакой природы.

¬ св€зи с общим невысоким уровнем знаний о природе полевую практику Ђобычныхї школьников на  остромской биостанции приходитс€ начинать с экскурсий. ќни стро€тс€ по ландшафтному принципу, так, чтобы реб€та могли познакомитьс€ со всеми основными типами природных сообществ: экскурси€ к реке через склон долины и пойму, экскурси€ по водораздельным лесам и вырубкам моренного ландшафта, экскурси€ в сосновые леса и болота водно-ледникого ландшафта и т.д. ѕосле экскурсий, во второй половине дн€, собранные материалы обрабатываютс€ и обычно оформл€ютс€ в виде стендов, а вечером проводитс€ обсуждение увиденного на Ђобщем сбореї. ѕри более длительной практике новичков возможно выделение групп по объектам. Ќапример, одни реб€та 2-3 дн€ изучают в основном деревь€ и кустарники, другие Ц травы, третьи Ц мхи, лишайники и грибы, четвертые Ц минералы и почву, п€тые Ц птиц и животных. «атем группы перемешиваютс€ так, чтобы в каждой был один Ђспециалистї по каждому типу объектов, и новые группы описывают и сравнивают разные природные экосистемы.

—о старшими реб€тами, приезжающими не в первый раз, работа ведетс€ с использованием учебно-исследовательского подхода. ѕри этом все ученики участвуют в выполнении творческих учебно-исследовательских работ по различным разделам биологии, экологии, географии. ¬от примерный набор направлений обучени€ в разные сезоны.

  • ќсень
    • –азличные группы растений - деревь€, травы, мхи, лишайники, грибы. ќписание растительности.
    • Ѕеспозвоночные трав€нистого и почвенного €руса. ¬одные беспозвоночные.
    • ќсенние птицы.
    • ћелкие млекопитающие.
    • ќсновные представлени€ о рельефе и св€занных с ним типах природных комплексов (пойма - долина - водораздел, русла рек и ручьев и их формирование, овраги).
    • ѕочва, ее строение и основные свойства. –азные варианты почв.
    • ѕлан местности. —оставление плана маршрута, картирование растительности.
    • √еологическа€ истори€ местности. јнализ окаменелостей.
  • «има
    • ћлекопитающие - изучение образа жизни по следам жизнеде€тельности
    • ƒеревь€ и кустарники в безлистном состо€нии
    • Ёпифитные мхи и лишайники, древоразрушающие грибы
    • Ѕеспозвоночные, зимующие под корой
    • «имующие птицы
    • —нег, его строение и свойства; снегомерна€ съемка
    • »зучение процессов та€ни€ и замерзани€ воды
  • ¬есенне-летний период
    • √незд€щиес€ птицы - фауна и особенности жизни
    • ¬есенне-летн€€ растительность (основна€ работа с определением)
    • Ѕеспозвоночные в траве и на деревь€х
    • ¬одные беспозвоночные
  • ƒл€ всех сезонов
    • –абота с определител€ми.
    • јнализ основных экологических пон€тий:
    • ќрганизм и среда, основные факторы среды.
    • „то такое экосистемы, основные особенности их устройства
    • ¬заимоотношени€ между организмами (симбиоз, конкуренци€ и т.д.)
    • –абота с картой и компасом.
    • Ќаблюдени€ за погодой.
    • ѕринципы ведени€ исследовательской работы.
    • ѕравила записи наблюдений и оформлени€ текста творческих работ.
    •  омпьютерна€ обработка данных и текстов.
    • ‘изическа€ подготовка (в зависимости от сезона - пешие или лыжные маршруты)
    • Ќавыки жизни и самообслуживани€ в полевых услови€х (включа€ приготовление пищи во врем€ дежурства)
    • «накомство с устройством деревенского жиль€ и особенност€ми быта (как устроены дома, печи, бани; знакомство с домашними животными; основные полевые работы)

ќсновна€ ключева€ иде€, проход€ща€ через всю серию погружений - взаимозависимость различных предметов и €влений природы между собой и св€зь человеческого общества с ними. ¬ св€зи с этим проблемы изучени€ зависимостей в первую очередь станов€тс€ темами творческих работ. ¬от некоторые примеры учебно-исследовательских работ школьников на биостанции во врем€ зимнего погружени€ (в осеннее врем€, пон€тно, набор тем будет другим).

  • 1. «имой в окрестност€х ’албужа встречаетс€ около 20 видов птиц. ќдни виды предпочитают лес, другие - поселки. ¬ы€снить, какие виды в каких местах встречаютс€, и попытатьс€ пон€ть, почему.
  • 2. ќ том, где какие птицы встречаютс€, можно судить и по следам их де€тельности. ’орошо заметны следы работы д€тлов. ћожно попытатьс€ вы€снить, в каких лесах д€тлы чаще всего встречаютс€ и какие деревь€ долб€т.
  • 3. ћногие лесные птицы зимой объедин€ютс€ в стайки - так называемые синичьи стаи (кроме синиц, в них вход€т поползни, пищухи, корольки, ополовники). «ачем им это нужно? ћежду видами в этих ста€х существует Ђразделение трудаї - они охот€тс€ на разных деревь€х и на разных их част€х. ѕутем наблюдений можно вы€снить, кто где охотитс€.
  • 4. ќчень много интересного можно узнать по следам на снегу. ¬ы€сните, какие животные встречаютс€ в разных типах леса, где их следов мало, где много.
  • 5. ѕо следам животных можно вы€снить, как они живут: чем занимаютс€, где и что ед€т, где отдыхают, когда и чего пугаютс€. ѕопробуйте Ђпрочитатьї следы кого-нибудь из массовых видов зверей - зайца, лисицы, и узнать о их жизни.
  • 6. ¬округ ’албужа можно найти около 30 видов деревьев и кустарников. ѕопробуйте найти их и составить определитель по веткам, стволам, форме кроны.
  • 7. –азные деревь€ и кустарники выбирают разные места обитани€. ѕопробуйте вы€снить, где растут шиповник, верба, сера€ ольха, в€з, козь€ ива, черемуха, крушина, береза, сосна, ель. ќдни из них часто встречаютс€ вместе друг с другом, другие - нет; есть такие, которые растут только там, где не растет никто другой. ѕочему?
  • 8. ¬ лесу деревь€ активно взаимодействуют друг с другом: одни мешают и вред€т друг другу, другие помогают. ѕопробуйте вы€снить, кто из деревьев кому мешает, кто - помогает, и как это получаетс€.
  • 9. ќдно и то же дерево в разных услови€х жизни может расти быстро или медленно и иметь разную форму. Ќапример, в густом лесу двухметровой елочке может быть 40 лет, а на открытой пол€не -10 лет. ћожно выбрать один вид дерева - сосну, ель, березу - и посмотреть, как оно выгл€дит в разных услови€х жизни, и почему.  ак отличить по форме дерева, в каких услови€х оно растет и как себ€ чувствует - хорошо или плохо? »нтересно также узнать, сколько лет живет хво€ на разных деревь€х.
  • 10. Ќа деревь€х в лесу встречаетс€ много других растений - мхов, лишайников, грибов. Ќа разных деревь€х они разные.  то на ком растет? ѕочему на одних деревь€х растут грибы, а на других - нет? “о же самое - дл€ лишайников.

¬ конце полевой практики необходимо какое-то подведение итогов. ≈сли практику проходила группа начинающих, то проводитс€ что-то вроде Ђзеленой олимпиадыї. ÷ентральным меропри€тием служит обычно Ђэкологический маршрутї - сочетание ориентировани€ на местности с выполнением различных заданий. —ама€ просто€ форма Ц когда на маршруте длиной 1,5-2 км развешиваютс€ номера, обозначающие различные объекты: виды растений, грибов, следы жизнеде€тельности животных и птиц и т.п. √руппа школьников должна пройти маршрут и определить, что зашифровано под номерами. Ѕолее сложный вариант Ц когда между контрольными пунктами надо выполнить одно или несколько заданий, например определить, сколько лесу лет и что было на его месте раньше (поле, вырубка, другой лес); собрать и определить заданное количество каких-то объектов и т.п. ≈сли реб€та выполн€ли учебно-исследовательские работы, то в конце практики проводитс€ итогова€ конференци€.

¬ последнее дес€тилетие полева€ экологическа€ практика на ’албужском стационаре  остромской биостанции ежегодно включает 3-4 выезда школьников Ц биологов и 2-4 выезда Ђобычныхї школьников. ¬сего на стационаре проходит практику ежегодно около 60 человек в течение примерно 3 мес€цев, треть из которых приходитс€ на период учебного года, остальное Ц на летние каникулы. Ёто конечно немного, но биостанци€ все же Ц научное учреждение. ≈сли бы стационар был специализированным учебным центром, объем практики можно было бы увеличить. Ќо дл€ этого потребовалась бы значительна€ работа Ц как по благоустройству, так и по дополнительному привлечению учащихс€ и преподавателей.

«начимость работы биостанции дл€ экологического образовани€ московских школьников и дл€ подготовки кадров специалистов Ц биологов и экологов Ц очевидна. Ќо закономерен еще один вопрос Ц а что дает работа стационара той территории, на которой он находитс€ и ее жител€м? ѕон€тно, что биостанци€ в целом предоставл€ет определенное количество рабочих мест дл€ местных жителей. √руппы, приезжающие на практику, используют ресурсы территории Ц закупают продукты, заказывают автотранспорт, дрова, пользуютс€ услугами местного населени€ дл€ ремонта и оборудовани€ зданий. ќднако главное, на наш взгл€д, не это, а тот положительный образ ближнего российского —евера, ”нженского полесь€, который формируетс€ в сознании нынешних школьников. ¬ыраста€, многие из них хот€т сюда вернутьс€ Ц отдохнуть во врем€ отпуска или каникул, купить дом дл€ временного проживани€, поработать в заповеднике или на биостанции. ƒобрые чувства, полученные в детстве, помогают земле не остатьс€ безлюдной.

Ћитература

  • Ѕелоруков ƒ.‘. ƒеревни, села и города костромского кра€: материалы дл€ истории.  острома, 2000. 358 с.
  • Ѕоголюбов ј.—. ѕолева€ экологи€: ее место и роль в экологическом образовании школьников (в –оссии и за рубежом). 2002. ќпубликовано на сайте ассоциации ЂЁкосистемаї http://www.ecosystema.ru/01welcome/art_pol-eco.htm .
  • Ѕоголюбов ј.—., ‘едорова ƒ.ј. ƒополнительное образование: лицом к общеобразовательной школе. 2008. ќпубликовано на сайте ассоциации ЂЁкосистемаї http://www.ecosystema.ru/01welcome/articles/dop_obraz.htm .
  • √лушенков ќ.¬. ‘ормирование современной картины мира средствами биологии. ¬естник “амбовского университета. —ер. √уманитарные науки. Ч “амбов, 2008. Ч ¬ып. 11(67).
  • ƒольник ¬.–. Ќепослушное дит€ биосферы. —пб, 2004. 352 с.
  • Ќумеров ј.ƒ., ј.—.  лимов, ≈.». “руфанова. ѕолевые исследовани€ наземных позвоночных. »зд-во ¬√”, 2010. 300 с.
  • ” истоков юннатского движени€. –ед. ’олостов ¬.√. ћ.: ѕросвещение, 1972. 253 с.

 

√лавы книги
Ђ‘лора окрестностей  остромской таежной научно-опытной станции »ѕЁЁ –јЌ
и ћантуровского участка заповедника Ђ ологривский лесї

 

’роника кружка "¬естники ¬ќќѕ" ѕрограмма "Parus" —писок ¬ќќѕовцев

 

«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019