јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ: главна€ страница раздела

Ќаши планы Ёкспедиции »сследовани€ »стори€ кружка —писок ¬ќќѕовцев

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

ѕримечани€: 1) нижеследующа€ исследовательска€ работа выполнена авторами на основе полевых исследований и размещена на сайте в оригинальном виде (подготовка иллюстраций, верстка - ј.—. Ѕоголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на сайт www.ecosystema.ru

ƒанна€ стать€ была опубликована в журнале биологического кружка ƒарвиновского музе€ "¬≈—“Ќ»  ¬ќќѕ"

»——Ћ≈ƒќ¬јЌ»я „»—Ћ≈ЌЌќ—“» » Ё ќЋќ√»» «»ћ”ёў»’ ѕ“»÷
Ќј ѕќ—“ќяЌЌџ’ ѕ–ќЅЌџ’ ѕЋќўјƒя’

≈.—. ѕреображенска€

1999

ѕробные площади очень широко используютс€ в орнитологических исследовани€х. ¬ большинстве случаев на них провод€т учеты воробьиных в гнездовой период, когда у большинства птиц есть посто€нные территории обитани€. ѕри этом примен€етс€ метод картировани€ гнездовых участков по поющим самцам, путем неоднократных прохождений площадки в течение сезона гнездовани€.

ћежду тем, у многих птиц посто€нные участки обитани€ есть и зимой. “ак, на посто€нных территори€х держатс€ зимние синичьи стаи и д€тлы. Ёто навело нас на мысль использовать учеты путем картировани€ на площадках дл€ оценки зимнего населени€ птиц.

Ќаиболее простой метод учета на пробной площади значительного размера выгл€дит следующим образом. ”четчики станов€тс€ в р€д на таком рассто€нии друг от друга, чтобы не пропустить между двум€ людьми свой объект учета, и идут цепочкой поперек площадки. Ётим методом пользуютс€, например, при учете гнезд водоплавающих птиц на песчаных и каменистых побережь€х, или дл€ учета зверей "прогоном". ћетод учета зимующих птиц, который мы примен€ем, представл€ет собой что-то среднее между этим методом и стандартным орнитологическим учетом на площадке путем картировани€ встреч.

ƒл€ учета используютс€ достаточно большие пробные площади (не менее 0,5 км2) с размеченными на местности более ли менее параллельными учетными ходами (визирами, тропами и т.п.). ”четные ходы размечаютс€ пикетами на 50-метровые отрезки (обычно краской на деревь€х пишутс€ номера по принципу шахматной доски Ч по одной оси буквы, по другой Ч цифры). –ассто€ние между визирами, как правило, не превышает 150 м. ”четчики начинают учет одновременно с разных точек площадки, и идут по ней "челноком" параллельно друг другу. ѕри этом каждый учетчик наносит на план площадки встречи птиц с указанием времени встречи. ѕри обработке встречи каждого вида нанос€тс€ на один отдельный план, оп€ть же с указанием времени. «атем определ€етс€ примерный маршрут передвижени€ стай, и обвод€тс€ участки, на которых они держались.

”четы зимующих птиц на площадках начали проводитьс€ кружковцами биологического кружка ƒарвиновского музе€ в середине 80-х годов. „аще всего их проводили на посто€нной пробной площадке в ћытищинском районе ћосковской области (на биостанции "Ёкосистема"). Ѕыли заложены площадки и в других районах ѕодмосковь€ Ч в окрестност€х поселков „ерноголовка и ѕавловска€ —лобода, а также в  остромской области, на  остромской таЄжной научно-опытной станции »ѕЁЁ –јЌ.

сожалению, применение описанного метода учета не дает возможности с полной уверенностью утверждать, что обводимые участки в действительности €вл€ютс€ участками обитани€ одних и тех же особей, а не местами, где разные птицы чаще всего держатс€. Ќе помогает про€снить картину и тропление стай, т.к. разные стаи часто встречаютс€ друг с другом, и после встречи чаще всего не€сно, кого дальше тропит наблюдатель Ч тех же самых особей, или особей того же вида из другой стаи. ¬ы€снить все это можно только путем индивидуального мечени€ достаточно большого числа особей, которое провести нам пока не удалось. Ёто несколько охладило наш интерес к зимним учетам на площадках, и к началу дев€ностых годов мы практически перестали использовать их с исследовательскими цел€ми. “ем не менее, учеты на площадках продолжали проводитьс€ Ч они оказались очень удобны дл€ контрол€ квалификации начинающих учетчиков, путем сравнени€ их данных с данными "профессионалов".

¬ насто€щей подборке помещены работы, выполненные на зимних площадках в “арасовке и на  остромской биостанции. ƒве из них были выполнены в конце восьмидес€тых годов, две Ч обобщают данные, собранные за почти 15-летний период, прошедший с начала учетов. –езультаты, полученные в этих работах, представл€ют, на мой взгл€д, определенный интерес, хот€ выводы, учитыва€ отсутствие мечени€, нос€т в каком-то смысле характер допущений.

ƒругие исследовательские работы, сделанные в биологическом кружке ¬ќќѕ, можно посмотреть в разделе »сследовательска€ работа. ƒругие детские исследовательские работы (исследовательские проекты), размещенные на нашем сайте, можно посмотреть тут.

’роника кружка "¬естники ¬ќќѕ" ѕрограмма "Parus" —писок ¬ќќѕовцев

Ќаши авторские методические материалы по орнитологии и птицам –оссии:
можно приобрести следующие методические материалы по орнитологии и птицам –оссии:

компьютерный цифровой (дл€ PC-Windows) ќпределитель птиц –оссии, содержащий описани€ и изображени€ 206 видов птиц средней полосы (рисунки птиц, силуэты, гнезда, €йца и голоса), а также компьютерную программу определени€ встреченных в природе птиц.
приложени€ дл€ смартфонов и планшетов Android: Ёко√ид: ѕтицы –оссии, ћанок на птиц ≈вропы, √олоса птиц ≈вропы, ѕтицы ≈вропы, √олоса птиц –оссии и ѕтицы –оссии (их можно скачать в магазине Play Google),
приложени€ дл€ iPhone и iPad: ѕтицы –оссии, ќпределитель птиц ≈вропы (Birds of Europe), √олоса птиц –оссии, ћанок на птиц ≈вропы, ћанок на птиц —еверной јмерики (Birds of North America: Decoys), ѕолевой автоматический определитель голосов птиц (все их можно скачать из AppStore),
карманные полевые определители ѕтицы средней полосы (160 видов), ѕтицы –оссии (278 видов),
цветные определительные таблицы ѕерелетные птицы, «имующие птицы,
книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии": ѕтицы, ƒомашние животные,
MP3-диски с голосами птиц (песни, крики, позывки): √олоса птиц средней полосы –оссии (343 вида) и √олоса птиц –оссии, часть 1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь (фонотека Ѕ.Ќ. ¬епринцева, 450 видов).