јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я >>> Ё ќЋќ√»„≈— »… —Ћќ¬ј–№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

¬ведение   ј  Ѕ  ¬    ƒ      «  »     Ћ  ћ  Ќ  ќ  ѕ            ÷    Ў  Ё

• –јЅќ“џ » ”—Ћ”√» ¬ ќЅЋј—“» ќ’–јЌџ ќ –”∆јёў≈… ѕ–»–ќƒЌќ… —–≈ƒџ - де€тельность по производству товаров, выполнению работ и оказанию услуг, осуществл€ема€ в цел€х сохранени€ окружающей природной среды и ее биологического разнообрази€, снижени€ вредного воздействи€ де€тельности хоз€йствующих и иных субъектов на окружающую природную среду, а также св€занна€ с оценкой состо€ни€ окружающей природной среды (проект федерального закона "ќ внесении изменений и дополнений в закон –—‘—– "ќб охране окружающей природной среды" от 11.10.2000).
  • –ј¬Ќќ¬≈—»≈ ЋјЌƒЎј‘“ј - некоторое квазистационарное состо€ние, формирующеес€ у природных ландшафтов под вли€нием взаимно скомпенсированных процессов, вызванных внешними (в т. ч. антропогенными) факторами, с одной стороны, и процессами самоорганизации и саморегулировани€, с другой.
  • –јƒ»јЋ№Ќџ≈ ѕ–ќ÷≈——џ [от лат radius - луч, спица в колесе] - процессы, идущие в биосфере в вертикальном или близком к вертикали по отношению к земной поверхности направлении.
  • –јƒ»ј÷»ќЌЌјя ј¬ј–»я - потер€ управлени€ источником ионизирующего излучени€, вызванна€ неисправностью оборудовани€, неправильными действи€ми работников (персонала), стихийными бедстви€ми или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загр€знению окружающей среды (закон "ќ радиационной безопасности населени€").
  • –јƒ»ј÷»ќЌЌјя Ѕ≈«ќѕј—Ќќ—“№ Ќј—≈Ћ≈Ќ»я - состо€ние защищенности насто€щего и будущего поколений людей от вредного дл€ их здоровь€ воздействи€ ионизирующего излучени€ (закон "ќ радиационной безопасности населени€").
  • –јƒ»ј÷»ќЌЌџ… ЅјЋјЌ— «≈ћЌќ… ѕќ¬≈–’Ќќ—“» - разность между суммарной солнечной радиацией, поглощенной земной поверхностью, и эффективным излучением «емли. –.б. - важнейший компонент теплового баланса земной поверхности.
  • –јƒ»ј÷»ќЌЌџ… »Ќƒ≈ — —”’ќ—“» - отношение годового радиационного баланса земной поверхности к сумме теплоты, необходимой дл€ испарени€ годовой суммы осадков анализируемой территории. –.и.с. служит основой дл€ дифференциации географических зон. ѕри –.и.с.<1 климат рассматриваетс€ как влажный, от 1 до 3 недостаточно влажный,> 3 - сухой. ѕоказатель предложил ћ.». Ѕудыко.
  • –јƒ»ј÷»я ќ“–ј∆≈ЌЌјя - часть суммарной солнечной радиации, тер€емой земной поверхностью в результате отражени€.
  • –јƒ»ќј “»¬Ќќ≈ «ј√–я«Ќ≈Ќ»≈ - тип физического загр€знени€, св€занный с превышением естественного фона излучени€ из-за дополнительного попадани€ в окружающую среду радиоактивных элементов. ќсновные источники радиоактивного загр€знени€ - €дерные испытани€ и установки (в т. ч. атомные электростанции).
  • –јƒ»ќј “»¬Ќќ—“№ ¬ќƒџ - показатель, характеризующий содержание в воде радиоактивных веществ (√ќ—“ 27065-86).
  • –јƒ»ќј “»¬Ќџ≈ ќ“’ќƒџ - €дерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматриваетс€ (закон "ќб использовании атомной энергии").
  • –јƒ»ќј “»¬Ќџ≈ ЁЋ≈ћ≈Ќ“џ - химические элементы, имеющие нестабильные атомные €дра, которые самопроизвольно распадаютс€, превраща€сь в атомные €дра других элементов и при этом испуска€ частицы (электроны, протоны, позитроны, нейтроны) и кванты электромагнитного излучени€ (рентгеновские и гамма-лучи).
  • –ј«¬»“»≈ (эволюци€) ЋјЌƒЎј‘“ј - высшее звено в цепи пон€тий, характеризующих различные типы изменений ландшафтов: функционирование - динамика - развитие. –.л. сопровождаетс€ необратимыми поступательными изменени€ми, которые привод€т к смене структуры ландшафта, замене одного инварианта др. –.л. обусловлено как изменени€ми внешних факторов (активизаци€ тектонических движений, морские трансгрессии), так и внутренними причинами (саморазвитие ландшафта).
  • –ј«¬»“»≈ —“јЅ»Ћ№Ќќ≈ (поддерживаемое)- стратеги€ управлени€ отношени€ми человека (в целом) с окружающей средой, при котором действи€ направлены на снижение риска глобальных катастроф, но не затрагивают частных отношений; действи€, провоцирующие и поддерживающие самоорганизацию общества и окружающей среды.
  • –ј«Ћ»¬ Ќ≈‘“» - нефть, разлита€ на поверхности водного объекта (ќб утверждении »нструкции по идентификации источника загр€знени€ водного объекта нефтью. ѕриказ ћинприроды –оссии от 02.08.94 N 241).
  • –ј«ћ≈ў≈Ќ»≈ ќ“’ќƒќ¬ - хранение и захоронение отходов (закон "ќб отходах производства и потреблени€").
  • –ј«ЌќќЅ–ј«»≈ - в экологии показатель сложности системы, разнокачественности ее компонентов (экологических ниш в экосистеме). —м. –азнообразие биологическое.
  • –ј«ЌќќЅ–ј«»≈ Ѕ»ќЋќ√»„≈— ќ≈ - число различимых типов биологических объектов или €влений и частота их встречаемости на фиксированном интервале пространства и времени, в общем случае отражающие сложность живого вещества, способность его к саморегул€ции своих функций и возможность его разностороннего использовани€. –.б. включает в себ€ все виды животных, растений грибов и микроорганизмов, экосистем и протекающие в них процессы. ¬ыдел€ют три уровн€ –.б.: генетическое –. отражает генетическую информацию, содержащуюс€ в живом веществе «емли, конкретной территории; –. видовое отражает количество видов и встречаемость их особей на конкретной территории; –. экосистем (ландшафтов) отражает количество разных типов местообитаний, сообществ и экологических процессов. –.б. частный случай всеобщего феномена разнообрази€ природы.
  • –ј«ЌќќЅ–ј«»≈ ¬»ƒќ¬ќ≈ - число видов в данном сообществе или в данной области. –азличают альфа-разнообразие (число видов в рассматриваемом биотопе), бета-разнообразие (число видов во всех биотопах данной области) и гамма-разнообразие.
  • –ј«ЌќќЅ–ј«»≈ ¬Ќ”“–»ѕќѕ”Ћя÷»ќЌЌќ≈ - составна€ часть биологического разнообрази€, св€занна€ с оценкой разнокачественности (различи€) особей в попул€ции. ќсоби могут различатьс€ по генотипу (в т. ч. полу), фенотипу, возрасту, изменчивости, по про€влению модификационной, завис€щей от конкретных условий среды и т. д.
  • –ј«ЌќќЅ–ј«»≈ ѕ–»–ќƒџ - наблюдаемое человеком имманентное свойство природы, конкретное представление о котором тесно св€зано в сознании со способом отображени€ человеком окружающего мира.
  • –ј«ЌќќЅ–ј«»≈ —ќќЅў≈—“¬ - составна€ часть биологического разнообрази€ (в узком смысле, разнообрази€ экосистем). –.с. выражаетс€ числом различных типов сообществ на конкретной территории и их встречаемостью.
  • –ј…ќЌ „–≈«¬џ„ј…Ќќ√ќ ѕќЋќ∆≈Ќ»я - территориально-административное образование или отдельна€ местность, на которой введен правовой режим временного государственного управлени€, определ€емый федеральными законами –оссийской ‘едерации, нормативными указами ѕрезидента –оссийской ‘едерации либо законами и иными нормативными правовыми актами субъектов –оссийской ‘едерации в цел€х обеспечени€ безопасности населени€ при обсто€тельствах, вызванных чрезвычайной ситуацией или массовыми беспор€дками (√ќ—“ – 22.0.02-94).
  • –ј—ѕќ–яƒ»“≈Ћ№Ќјя Ћ»÷≈Ќ«»я - специальное разрешение на распор€жение в установленном пор€дке правами пользовани€ водными объектами (¬одный кодекс –оссийской ‘едерации).
  • –ј—ѕќ–яƒ»“≈Ћ№Ќјя Ћ»÷≈Ќ«»я - специальное разрешение, предоставл€ющее право определенным в нем лицам в установленном пор€дке распор€жатьс€ объектами животного мира (закон "ќ животном мире").
  • –ј÷»ќЌјЋ№Ќќ≈ »—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»≈ «≈ћ≈Ћ№ - обеспечение всеми землепользовател€ми в процессе производства максимального эффекта в осуществлении целей землепользовани€ с учетом охраны земель и оптимального взаимодействи€ с природными факторами (√ќ—“ 26640-85).
  • –≈¬ќЋё÷»я Ё ќЋќ√»„≈— јя - ответна€ реакци€ человечества на кризисное состо€ние системы "человек - биосфера".
  • –≈√»ќЌјЋ№Ќџ… - относ€щийс€ к какой-либо значительной территории, но не охватывающий всю планету.
  • –≈√Ћјћ≈Ќ“ Ё ќЋќ√»„≈— »… - значение параметра состо€ни€ экосистемы, которое характеризует качественное изменение ее реакции на антропогенные воздействи€.
  • –≈√”Ћ»–ќ¬јЌ»≈ ¬ќ«ƒ≈…—“¬»я Ќј ќ –”∆јёў”ё —–≈ƒ” [от лат. regulo - направл€ть, упор€дочивать] - изменение характеристик источников воздействи€ на окружающую среду и отходов в заданном направлении с использованием совокупности организационных, технологических, технических методов и средств.
  • –≈√”Ћ»–ќ¬јЌ»≈ ЋјЌƒЎј‘“ј - один из элементов управлени€ ландшафтами; меропри€ти€ по поддерживанию функционировани€ ландшафта в заданном человеком или природном режимах.
  • –≈√”Ћ»–ќ¬јЌ»≈ —“ќ ј - перераспределение во времени объема (жидкого) стока в соответствии с требовани€ми водопользовани€, а также в цел€х борьбы с наводнени€ми (—“ —Ё¬ 2261-80).
  • –едуцент (деструктор) - организм, в ходе своей жизнеде€тельности превращающий органические остатки в неорганические вещества, пригодные дл€ использовани€ продуцентами. явл€ютс€ гетеротрофами. ѕреимущественно это бактерии и грибы.
  • –≈∆»ћ √»ƒ–ќЋќ√»„≈— »… [фр. regime] - совокупность закономерно повтор€ющихс€ изменений состо€ни€ водного объекта, присущих ему и отличающих его от других водных объектов. –.г обусловлен гл.обр. климатическими особенност€ми бассейна и про€вл€етс€ в виде многолетних, сезонных и суточных колебаний уровн€ и расходов воды (режим водный), ледовых €влений, температуры воды, количества и состава твердого и ионного стока и т.д. –.г существенно измен€етс€ под воздействием хоз€йственной де€тельности человека.
  • –≈∆»ћ ¬ќƒЌџ… - изменение во времени уровней, расходов и объемов воды в водных объектах и почвах.
  • –≈«≈–¬ј“ - охран€ема€ природна€ территори€ с заповедным или заказным режимом; термин широко примен€етс€ в зарубежных странах, но по своему значению и режиму такие территории близки к заказникам или в некоторых странах - к пон€тию "заповедник".
  • –≈«»—“≈Ќ“Ќјя ”—“ќ…„»¬ќ—“№ - способность экосистемы оставатьс€ в устойчивом состо€нии под нагрузкой, ее невосприимчивость к внешнему воздействию.
  • –≈«»—“≈Ќ“Ќќ—“№ [от лат. resistere - сопротивл€тьс€] - невосприимчивость организма к воздействию неблагопри€тных факторов внешней среды (напр., к загр€знению окружающей среды).
  • –≈ –≈ј÷»ќЌЌјя ≈ћ ќ—“№ - количественно выраженна€ способность территории или акватории обеспечивать некоторому числу людей психофизиологический комфорт дл€ отдыха и оздоровлени€ без деградации природной среды или антропогенных элементов в ландшафте (с.-х., лесохоз€йственных, исторических и т. п.).
  • –≈ –≈ј÷»ќЌЌјя «ќЌј - традиционно используема€ природна€ или специально организованна€ территори€, где жители населенного пункта провод€т часы досуга (парки, скверы, национальные парки и др.).
  • –≈ –≈ј÷»я - восстановление здоровь€ и трудоспособности человека путем отдыха на лоне природы или во врем€ туристической поездки, св€занной с посещением национальных парков, архитектурных и исторических пам€тников.
  • –≈ ”Ћ№“»¬ј÷»я - искусственное восстановление плодороди€ почвы и растительного покрова после техногенного нарушени€ природы (например, открытые горные выработки). ѕри рекультивации земель различают два этапа: рекультивацию техническую и рекультивацию биологическую.
  • –≈ ”Ћ№“»¬ј÷»я Ѕ»ќЋќ√»„≈— јя - восстановление плодороди€ почвы, включающее комплекс агротехнических и фитомелиоративных меропри€тий (нанесение на отвальные грунты сло€ гумуса и засевание его определенными растени€ми), направленных на возобновление биоты.
  • –≈ ”Ћ№“»¬ј÷»я “≈’Ќ»„≈— јя - подготовка земель дл€ последующего использовани€ в хоз€йстве: формирование откосов, сн€тие, транспортировка и нанесение почв и плодородных пород на рекультивируемые земли, строительство дорог, гидротехнических и мелиоративных сооружений.
  • –≈ ”ѕ≈–ј÷»я - возвращение веществ и энергии, участвовавших в технологическом процессе в их исходном виде, дл€ повторного использовани€ в производственном цикле.
  • –≈Ћ№≈‘ [фр. relief от лат. relevo - поднимаю] - совокупность форм земной поверхности, различных по очертани€м, размерам, происхождению, возрасту и истории развити€. —лагаетс€ из положительных (выгнутых) и отрицательных (вогнутых) форм. ѕо масштабу различают: макрорельеф, мезорельеф, нанорельеф.
  • –≈—”–—ќ—Ѕ≈–≈√јёў»≈ “≈’ЌќЋќ√»» - технологии, обеспечивающие производство продукции с минимально возможным потреблением топлива и других источников энергии, а также сырь€, материалов, воздуха, воды и прочих ресурсов дл€ технологических целей.
        –есурсосберегающие технологии включают в себ€ использование вторичных ресурсов, утилизацию отходов, а также рекуперацию энергии, замкнутую систему водообеспечени€ и т. п. ѕозвол€ют экономить природные ресурсы и избегать загр€знени€ окружающей среды.
  • –≈—”–—џ ѕ–»–ќƒЌџ≈ - природные объекты и €влени€, используемые дл€ пр€мого и непр€мого потреблени€.
  • –≈”“»Ћ»«ј÷»я - получение новой продукции того же или близкого типа путем переработки уже использованной готовой продукции (например, получение бумаги из макулатуры, металла из металлолома), а также использование производственно-бытовых отходов в качестве исходного продукта дл€ другого производства.
  • –≈÷» Ћ»«ј÷»я - повторное использование какого-либо ресурса после его обработки, делающей его пригодным дл€ такого использовани€.
  • –≈÷» Ћ»Ќ√ - возвращение отходов в круговорот "производство - потребление".
  • –»—  ¬ќ«Ќ» Ќќ¬≈Ќ»я „–≈«¬џ„ј…Ќќ… —»“”ј÷»» (риск „—) - веро€тность или частота возникновени€ источника чрезвычайной ситуации, определ€ема€ соответствующими показател€ми риска (√ќ—“ – 22.0.02-94).
  • –»—  Ё ќЋќ√»„≈— »… - веро€тность деградации окружающей среды или перехода ее в неустойчивое состо€ние.
  • –џЅќ’ќ«я…—“¬≈ЌЌџ≈ Ќќ–ћј“»¬џ  ј„≈—“¬ј ¬ќƒџ - установленные значени€ показателей состава и свойств воды рыбохоз€йственных водных объектов (ѕор€док организации разработки и утверждени€ ѕƒ  и ќЅ”¬ загр€зн€ющих веществ в воде рыбохоз€йственных водных объектов (ћинюст N 987 06.12.1995). ѕриказ √оскомрыболовства –оссии от 14.08.95 N 12-04-11/454).
  • –џЅќ’ќ«я…—“¬≈ЌЌџ…  –»“≈–»…  ј„≈—“¬ј ¬ќƒџ - критерий качества воды, учитывающий пригодность ее дл€ обитани€ и развити€ промысловых рыб и промысловых водных организмов (√ќ—“ 27065-86).

Ёкологический словарь:   ј  Ѕ  ¬    ƒ      «  »     Ћ  ћ  Ќ  ќ  ѕ            ÷    Ў  Ё

—мотрите также √еографический словарь: ј - Ѕ - ¬ - - ƒ - - - « - » -   - Ћ - ћ - Ќ - ќ - ѕ - - - - - - - ÷ - - Ў - ў - Ё - я
ѕо темам: Ћитосфера, –ельеф, јтмосфера и климат, √идросфера, Ѕиосфера, ѕриродна€ зональность, „еловек и природа

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.