јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я >>> Ё ќЋќ√»„≈— »… —Ћќ¬ј–№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>

¬ведение   ј  Ѕ  ¬    ƒ      «  »     Ћ  ћ  Ќ  ќ  ѕ            ÷    Ў  Ё

• «ј√–я«Ќ≈Ќ»≈ - привнесение в природную среду, а также возникновение и нарастание в ней исходно ей не присущих химических, физических, информационных и биологических агентов. «агр€знение - все то, что выводит природные системы из состо€ни€ равновеси€ и отличаетс€ от наблюдаемой нормы.”ровень загр€знени€ контролируетс€ различными нормативами: ѕƒ , ѕƒ—, ѕƒ¬ и т. д.
  • «ј√–я«Ќ≈Ќ»≈ ј“ћќ—‘≈–Ќќ√ќ ¬ќ«ƒ”’ј - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загр€зн€ющих) веществ в концентраци€х, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха (закон "ќб охране атмосферного воздуха").
  • «ј√–я«Ќ≈Ќ»≈ ¬ќƒ - поступление в водный объект загр€зн€ющих веществ, микроорганизмов или тепла (√ќ—“ 27065-86).
  • «ј√–я«Ќ≈Ќ»≈ ¬ќƒЌџ’ ќЅЏ≈ “ќ¬ - сброс или поступление иным способом в поверхностные и подземные водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают (исключают) их использование либо негативно вли€ют на состо€ние дна и берегов водных объектов (¬одный кодекс –оссийской ‘едерации).
  • «ј√–я«Ќ≈Ќ»≈ ¬“ќ–»„Ќќ≈ - образование загр€знителей в ходе физико-химических процессов, идущих непосредственно в окружающей среде.
  • «ј√–я«Ќ≈Ќ»≈  ќ—ћќ—ј - вывод в околоземное и ближайшее космическое пространство объектов со случайными орбитами и общее засорение этого пространства космическими объектами, вызывающими трудности в функционировании наземных устройств (радиотехнических, астрономических и др.).
  • «ј√–я«Ќ≈Ќ»≈ ЋјЌƒЎј‘“ј - увеличение концентрации тех или иных веществ или энергии выше естественных (фоновых или допустимых пределов норм), а также внесение чуждых ландшафту веществ, организмов и источников энергии под вли€нием как антропогенных, так и природных (вулканизм, естественна€ миграци€ веществ) факторов. ¬следствие взаимодействи€ компонентов ландшафта загр€знение одного из них (напр., воздуха) вызывает загр€знение и других компонентов (растительности, почвы - табл.4 - и т.д.), охватыва€ весь ландшафт.
      Ќе менее 10% городов –оссии имеют высокий уровень загр€знени€ основных компонентов ландшафта - почв, воздуха, воды. ѕрактически во всех городах страны с населением более 1 млн. человек (включа€ ћоскву и —.-ѕетербург) экологическое неблагополучие оцениваетс€ как "наиболее высокое" и "очень высокое".
  • «ј√–я«Ќ≈Ќ»≈ ћ≈’јЌ»„≈— ќ≈ - привнесение в экосистему различных чуждых ей предметов, отходов, наносов абиотических, нарушающих ее естественное функционирование. —м. также «ахламление земель.
  • «ј√–я«Ќ≈Ќ»≈ ќ –”∆јёў≈… ѕ–»–ќƒЌќ… —–≈ƒџ - поступление в окружающую природную среду и(или) образование в ней вредных (загр€зн€ющих) веществ в концентраци€х, превышающих установленные нормативы качества окружающей природной среды (проект федерального закона "ќ внесении изменений и дополнений в закон –—‘—– "ќб охране окружающей природной среды" от 11.10.2000 г.)
  • «ј√–я«Ќ≈Ќ»≈ ѕќƒ«≈ћЌџ’ ¬ќƒ - обусловленное антропогенной де€тельностью ухудшение качества подземных вод (по физическим, химическим или биологическим показател€м) по сравнению с их естественным состо€нием, что приводит или может привести к невозможности их использовани€ в заданных цел€х (ћетодические указани€ по разработке нормативов предельно допустимых вредных воздействий на подземные водные объекты и предельно допустимых сбросов вредных веществ в подземные водные объекты. ”тверждены ћинистерством природных ресурсов –‘ 29 декабр€ 1998 г.)
  • «ј√–я«Ќ≈Ќ»≈ ѕќ„¬ - содержание в почвах химических соединений, радиоактивных элементов, патогенных организмов в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую природную среду, плодородие сельскохоз€йственного назначени€ (закон "ќ государственном регулировании обеспечени€ плодороди€ земель сельскохоз€йственного назначени€").
  • «ј√–я«Ќ≈Ќ»≈ –јƒ»ќј “»¬Ќќ≈ - присутствие радиоактивных веществ техногенного происхождени€ на поверхности или внутри материала или тела человека, в воздухе или в другом месте, которое может привести к облучению в индивидуальной дозе более 10 мк«в/год или коллективной дозе 1 чел.-«в/год (Ќормы радиационной безопасности Ќ–Ѕ-96).
  • «ј√–я«Ќ≈Ќ»≈ ‘»«»„≈— ќ≈ - привнесение в экосистему источников энергии (тепла, света, шума, вибрации, гравитации, электромагнитного, радиоактивного излучений и т.п.), про€вл€ющеес€ в отклонении от нормы ее физических свойств. –азличают радиационное, световое, тепловое, шумовое, электромагнитное и др. виды «.ф.
  • «ј√–я«Ќ≈Ќ»≈ ’»ћ»„≈— ќ≈ - привнесение в экосистему загр€зн€ющих веществ, чуждых ей или в концентраци€х, превышающих фоновые.
  • «ј√–я«Ќ»“≈Ћ№ - любой физический агент, химическое вещество или биологический вид (главным образом микроорганизмы), поступающие в окружающую среду или возникающие в ней в количестве, выход€щем за рамки обычного, и вызывающие загр€знение среды.
      ѕо происхождению различают природные и антропогенные загр€знители, причем некоторые из последних не подвержены биодеградации, вследствие чего они аккумулируютс€ в трофических цеп€х.
  • «ј√–я«Ќяёў≈≈ (нормируемое) ¬≈ў≈—“¬ќ - химическое или иное вещество или смесь веществ, по которым необходимо установить ѕƒ  или ќЅ”¬ (ѕор€док организации разработки и утверждени€ ѕƒ  и ќЅ”¬ загр€зн€ющих веществ в воде рыбохоз€йственных водных объектов (ћинюст N987 06.12.1995). ѕриказ √оскомрыболовства –оссии от 14.08.95 N 12-04-11/454).
  • «ј√–я«Ќяёў≈≈ ¬ќƒ” ¬≈ў≈—“¬ќ - вещество в воде, вызывающее нарушение норм качества воды (√ќ—“ 17.1.1.01-77).
  • «ј ј«Ќ»  - участок акватории или территории, где посто€нно или временно запрещаетс€ использование определенных видов природных ресурсов (отдельных групп животных, растений, полезных ископаемых и т. д.).
      Ќаиболее часто встречаютс€ охотничьи заказники, создаваемые дл€ сохранени€ и воспроизводства промысловых животных. ¬ыдел€ют временные и посто€нные заказники. ѕоследние могут быть федерального и местного подчинени€.
  • «ј Ћё„≈Ќ»≈ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ… Ё ќЋќ√»„≈— ќ… Ё —ѕ≈–“»«џ - документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействи€ на окружающую природную среду хоз€йственной и иной де€тельности, котора€ подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы (закон "ќб экологической экспертизе").
  • «ј ќЌ ћ»Ќ»ћ”ћј (Ћ»Ѕ»’ј) - успешную жизнеде€тельность организма ограничивает экологический фактор, количество и качество которого близки к минимуму, необходимому организму. ¬ыносливость организма определ€етс€ самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей.
  • «ј ќЌ ѕ»–јћ»ƒџ ЁЌ≈–√»… (ѕ–ј¬»Ћќ 10 % Ћ»Ќƒ≈ћјЌј) - с одного трофического уровн€ экологической пирамиды переходит на другой ее уровень не более 10 % энергии.
  • «ј ќЌ “ќЋ≈–јЌ“Ќќ—“» («ј ќЌ Ё ќЋќ√»„≈— ќ√ќ ќѕ“»ћ”ћј ¬. Ў≈Ћ‘ќ–ƒј) - лимитирующий фактор процветани€ организма может быть как минимумом, так и максимумом экологического фактора, диапазон между которыми определ€6ет пределы толерантности организма к данному фактору. ќрганизм может иметь широкие границы устойчивости в отношении одного фактора и узкие в отношении другого.
      ќрганизм с широкими границами по большинству экологических факторов обычно широко распространен (например, воробей). ≈сли услови€ по одному фактору не оптимальны, то может снизитьс€ предел устойчивости к другому экологическому фактору (например, при низком содержании азота в почве снижаетс€ засухоустойчивость злаков).
  • "«ј ќЌџ" Ё ќЋќ√»»  ќћћќЌ≈–ј - сформулированы в начале 70-х годов XX в. американским ученым Ѕ.  оммонером.
      ѕервый закон. ¬се св€зано со всем. Ёто закон об экосистемах и биосфере, обращающий внимание на всеобщую св€зь процессов и €влений в природе. ќн призван предостеречь человека от необдуманного воздействи€ на отдельные части экосистем, что модет привести к непредвиденным последстви€м. (например, осушение болот приводит к обмелению рек).
      ¬торой закон. ¬се должно куда-то деватьс€. Ёто закон о хоз€йственной де€тельности человека, отходы от которых неизбежны, и потому необходимо думать как об уменьшении их количества, так и о последующем их использовании.
     “ретий закон. ѕрирода "знает" лучше. Ёто закон разумного, сознательного природопользовани€. Ќельз€ забывать, что человек - тоже биологический вид, что он - часть природы, а не ее властелин. Ёто означает, что нельз€ пытатьс€ покорить природу, а нужно сотрудничать с ней. ѕока мы не имеем полной информации о механизмах и функци€х природы, а без точного знани€ последствий преобразовани€ природы недопустимы никакие ее "улучшени€".
      „етвертый закон. Ќичто не даетс€ даром. Ёто закон рационального природопользовани€. "...√лобальна€ экосистема представл€ет собой единое целое, в рамках которого ничего не может быть выиграно или потер€но и котора€ не может €вл€тьс€ объектом всеобщего улучшени€". ѕлатить нужно энергией за дополнительную очистку отходов, удобрением - за повышение урожа€, санатори€ми и лекарствами - за ухудшение здоровь€ человека и т д.
  • «јћ Ќ”“јя —»—“≈ћј ¬ќƒќќЅ≈—ѕ≈„≈Ќ»я - система водного хоз€йства предпри€тий, промышленных узлов производственных комплексов, обеспечивающа€ возврат всех жидких отходов после соответствующей обработки дл€ повторного использовани€ или переработки на вторичное сырье. ¬недрение этой системы приводит к уменьшению количества сточных вод.
  • «јћ Ќ”“џ… ¬ќƒќ≈ћ (обособленный водный объект) - небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической св€зи с другими поверхностными водными объектами (¬одный кодекс –оссийской ‘едерации).
  • «јѕќ¬≈ƒЌ»  - не измененные или малоизмененные человеком природные комплексы, которые навсегда исключаютс€ из хоз€йственного использовани€ (в том числе посещени€ людьми) ради сохранени€ в нетронутом виде эталонов природы, ожраны представителей животного и растительного мира, ландшафтов и изучени€ этого природного комплекса.
      «аповедники - высша€ категори€ озран€емых природных территорий. ¬с€ка€ де€тельность, нарушающа€ природные комплексы или угрожающа€ состо€нию природных объектов, запрещена как на территории заповедника, так и в пределах установленных вокруг них охранных зон.
  • «јѕќ¬≈ƒЌ»  Ѕ»ќ—‘≈–Ќџ… - заповедник международного значени€, не измененный человеком природный территориальный комплекс, где идут естественные процессы, характер которых позвол€ет вы€вить спонтанно происход€щие изменени€ в биосфере, в том числе глобально-антропогенные.
  • «јѕќ¬≈ƒЌќ-ќ’ќ“Ќ»„№≈ ’ќ«я…—“¬ќ - участок территории, выделенный дл€ интенсивного воспроизводства дичи и проведени€ строго регулируемых охот. Ќа его территории также имеетс€ небольшое лесное хоз€йство и провод€тс€ научные исследовани€.
  • «ј—ќЋ≈Ќ»≈ ѕќ„¬ - повышение содержани€ в почве легкорастворимых солей, обусловленное привносом их грунтовыми и поверхностными водами (засоление первичное) или вызванное нерациональным орошением (засоление вторичное). «асоление почв - одна из причин, ограничивающих развитие орошаемого земледели€.
  • «ј—ќ–≈Ќ»≈ ¬ќƒЌџ’ ќЅЏ≈ “ќ¬ - сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состо€ние и затрудн€ющих использование водных объектов (¬одный кодекс –оссийской ‘едерации).
  • «ј’ЋјћЋ≈Ќ»≈ «≈ћ≈Ћ№ - размещение в неустановленных местах предметов хоз€йственной де€тельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки и др.)
  • «ј’ќ–ќЌ≈Ќ»≈ ќ“’ќƒќ¬ - изол€ци€ отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в цел€х предотвращени€ попадани€ вредных веществ в окружающую природную среду (закон "ќб отходах производства и потреблени€").
  • «јў»“ј Ќј—≈Ћ≈Ќ»я ¬ „–≈«¬џ„ј…Ќџ’ —»“”ј÷»я’ (защита населени€ в „—) - совокупность взаимосв€занных по времени, ресурсам и месту проведени€ меропри€тий –—„—, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населени€ и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайной ситуации (√ќ—“ – 22.0.02-94).
  • «јў»ў≈ЌЌќ—“№ ¬ „–≈«¬џ„ј…Ќџ’ —»“”ј÷»я’ (защищенность в „—) - состо€ние, при котором предотвращают, преодолевают или предельно снижают негативные последстви€ возникновени€ потенциальных опасностей в чрезвычайных ситуаци€х дл€ населени€, объектов народного хоз€йства и окружающей природной среды (√ќ—“ – 22.0.02-94).
  • «≈Ћ≈Ќјя «ќЌј √ќ–ќƒј - территори€ за пределами городской черты, зан€та€ лесами, лесопарками и другими озелененными территори€ми, выполн€юща€ защитные санитарно-гигиенические функции и €вл€юща€с€ местом отдыха населени€ (√ќ—“ 28329-89).
  • "«≈Ћ≈Ќџ≈" - представители общественных движений и партий, став€щие перед собой задачу охраны окружающей среды. ќни выступают за сокращение потреблени€ энергии и природных ресурсов, широкое развитие безотходных технологий, использование альтернативных источников энергии, за полное запрещение €дерного оружи€, применение €дерного топлива и т. д. ƒвижение возникло за рубежом в 60-е годы, в нашей стране стало активно в 80-е годы.
  • «≈Ћ≈Ќџ≈ Ќј—ј∆ƒ≈Ќ»я - совокупность древесных, кустарниковых и трав€нистых растений на определенной территории (√ќ—“ 28329-89).
  • «≈ћ≈Ћ№Ќџ≈ –≈—”–—џ - земли, которые используютс€ или могут быть использованы в отрасл€х народного хоз€йства (√ќ—“ 26640-85).
  • «≈ћ≈Ћ№Ќџ≈ ”√ќƒ№я - земли, систематически используемые или пригодные к использованию дл€ конкретных хоз€йственных целей и отличающиес€ по природно-историческим признакам (√ќ—“ 26640-85).
  • «≈ћЋ≈ѕќЋ№«ќ¬ј“≈Ћ№ - предпри€тие, учреждение, организаци€, гражданин, которым в установленном пор€дке предоставлен в пользование земельный участок (√ќ—“ 26640-85).
  • «≈ћЋ» ¬ќƒЌќ√ќ ‘ќЌƒј - земли, зан€тые водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохоз€йственными сооружени€ми, а также земли, выделенные под полосы отвода (по берегам) водоемов, магистральных межхоз€йственных каналов и коллекторов («емельный кодекс –—‘—–).
  • «≈ћЋ» √ќ–ќƒ— ќ…, ѕќ—≈Ћ ќ¬ќ…, —≈Ћ№— ќ… «ј—“–ќ… » - земли, застроенные и подлежащие застройке жилыми, культурно-бытовыми, промышленными, религиозными и иными строени€ми и сооружени€ми («емельный кодекс –—‘—–).
  • «≈ћЋ» «јѕј—ј - все земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду.   ним также относ€тс€ земли, право собственности, владени€ и пользовани€ которыми прекращено («емельный кодекс –—‘—–).
  • «≈ћЋ» »—“ќ–» ќ- ”Ћ№“”–Ќќ√ќ Ќј«Ќј„≈Ќ»я - земли, на которых (и в которых) располагаютс€ пам€тники истории и культуры, достопримечательные места, в том числе объ€вленные заповедными, национальными парками, историко-культурными заповедниками (музе€ми-заповедниками), а также зан€тые учреждени€ми культуры и с которыми св€зано существование традиционных народных художественных промыслов, ремесел и иного прикладного искусства («емельный кодекс –—‘—–).
  • «≈ћЋ» Ћ≈—Ќќ√ќ ‘ќЌƒј - земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные дл€ нужд лесного хоз€йства и лесной промышленности («емельный кодекс –—‘—–).
  • «≈ћЋ» ќЅў≈√ќ ѕќЋ№«ќ¬јЌ»я - земельные участки, зан€тые охранными зонами, дорогами, проездами, другими сооружени€ми и объектами общего пользовани€ («емельный кодекс –—‘—–).
  • «≈ћЋ» ќЅў≈√ќ ѕќЋ№«ќ¬јЌ»я ¬ √ќ–ќƒј’, ѕќ—≈Ћ ј’ » —≈Ћ№— »’ Ќј—≈Ћ≈ЌЌџ’ ѕ”Ќ “ј’ - земли, используемые в качестве путей сообщени€ (площади, улицы, переулки, проезды, дороги, набережные), дл€ удовлетворени€ культурно-бытовых потребностей населени€ (парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пл€жи), полигонов дл€ захоронени€ неутилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отходов и мусороперерабатыва-ющих предпри€тий, и другие земли, служащие дл€ удовлетворени€ нужд города, поселка, сельского населенного пункта («емельный кодекс –—‘—–).
  • «≈ћЋ» ќ«ƒќ–ќ¬»“≈Ћ№Ќќ√ќ Ќј«Ќј„≈Ќ»я - земельные участки, обладающие природными лечебными факторами (минеральными источниками, залежами лечебных гр€зей, климатическими и другими услови€ми, благопри€тными дл€ организации профилактики и лечени€) («емельный кодекс –—‘—–).
  • «≈ћЋ» ѕ–»–ќƒЌќ-«јѕќ¬≈ƒЌќ√ќ Ќј«Ќј„≈Ќ»я - земли заповедников, пам€тников природы, природных (национальных) и дендрологических парков, ботанических садов («емельный кодекс –—‘—–).
  • «≈ћЋ» ѕ–»–ќƒќќ’–јЌЌќ√ќ Ќј«Ќј„≈Ќ»я - земли заказников (за исключением охотничьих), запретных и нерестоохранных полос; земли, зан€тые лесами, выполн€ющими защитные функции; другие земли в системе охран€емых природных территорий; земли пам€тников природы («емельный кодекс –—‘—–).
  • «≈ћЋ» –≈ –≈ј÷»ќЌЌќ√ќ Ќј«Ќј„≈Ќ»я - участки земли, предназначенные и используемые дл€ организованного массового отдыха и туризма населени€ («емельный кодекс –—‘—–).
  • «≈ћЋ» —≈Ћ№— ќ’ќ«я…—“¬≈ЌЌќ√ќ »—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»я ¬ √ќ–ќƒј’, ѕќ—≈Ћ ј’, —≈Ћ№— »’ Ќј—≈Ћ≈ЌЌџ’ ѕ”Ќ “ј’ - пашни, сады, виноградники, огороды, сенокосы, пастбища («емельный кодекс –—‘—–).
  • «≈ћЋ» —≈Ћ№— ќ’ќ«я…—“¬≈ЌЌќ√ќ Ќј«Ќј„≈Ќ»я - земли, предоставленные дл€ нужд сельского хоз€йства или предназначенные дл€ этих целей («емельный кодекс –—‘—–).
  • «≈ћЋя - важнейша€ часть окружающей природной среды, характеризующа€с€ пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, €вл€юща€с€ главным средством производства в сельском и лесном хоз€йстве, а также пространственным базисом дл€ размещени€ предпри€тий и организаций всех отраслей народного хоз€йства (√ќ—“ 26640-85).
  • «Ќј  —ќќ“¬≈“—“¬»я - защищенный в установленном пор€дке знак, примен€емый в соответствии с правилами —истемы, указывающий, что обеспечиваетс€ необходима€ уверенность в том, что подвергнутый экосертификации объект соответствует предъ€вл€емым к нему экологическим требовани€м (ќб организации —истемы сертификации по экологическим требовани€м дл€ предупреждени€ вреда окружающей природной среде (—истемы экологической сертификации). ѕриказ ћинприроды –оссии от 23.01.95 N 18).
  • «ќЌј Ѕ≈ƒ—“¬»я - часть зоны чрезвычайной ситуации, требующа€ дополнительной и немедленно предоставл€емой помощи и материальных ресурсов дл€ ликвидации чрезвычайной ситуации (√ќ—“ – 22.0.02-94).
  • «ќЌј ¬≈–ќя“Ќќ… „–≈«¬џ„ј…Ќќ… —»“”ј÷»» (зона ¬„—) Ч территори€ или акватори€, на которой существует либо не исключена опасность возникновени€ чрезвычайной ситуации (√ќ—“ – 22.0.02-94).
  • «ќЌј „–≈«¬џ„ј…Ќќ… —»“”ј÷»» (зона „—) Ч территори€ или акватори€, на которой сложилась чрезвычайна€ ситуаци€ (√ќ—“ – 22.0.02-94).
  • «ќЌј „–≈«¬џ„ј…Ќќ… Ё ќЋќ√»„≈— ќ… —»“”ј÷»» - участки территории –оссийской ‘едерации, где в результате хоз€йственной и иной де€тельности происход€т устойчивые отрицательные изменени€ в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населени€, состо€нию естественных экологических систем, генетических фондов животных и растений.
  • «ќЌј Ё ќЋќ√»„≈— ќ√ќ Ѕ≈ƒ—“¬»я - участки территории, где в результате хоз€йственной либо иной де€тельности произошли глубокие необратимые изменени€ окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровь€ населени€, нарушение природного равновеси€, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.
  • «ќќ÷≈Ќќ« [от гр. zoon - животное, живое существо, koinos - общий] - часть биоценоза, совокупность животных, характеризующа€с€ определенным составом и сложившимис€ взаимоотношени€ми между собой и с окружающей их средой.
  • «–≈Ћќ—“№ Ё ќ—»—“≈ћџ - стабильное состо€ние экосистемы, характеризующеес€ оптимальной структурой и функционированием, максимальной биопродуктивностью и минимальной энтропией.

Ёкологический словарь:   ј  Ѕ  ¬    ƒ      «  »     Ћ  ћ  Ќ  ќ  ѕ            ÷    Ў  Ё

—мотрите также √еографический словарь: ј - Ѕ - ¬ - - ƒ - - - « - » -   - Ћ - ћ - Ќ - ќ - ѕ - - - - - - - ÷ - - Ў - ў - Ё - я
ѕо темам: Ћитосфера, –ельеф, јтмосфера и климат, √идросфера, Ѕиосфера, ѕриродна€ зональность, „еловек и природа

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.