јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я >>> Ё ќЋќ√»„≈— »… —Ћќ¬ј–№

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

¬ведение   ј  Ѕ  ¬    ƒ      «  »     Ћ  ћ  Ќ  ќ  ѕ            ÷    Ў  Ё

• ƒјћѕ»Ќ√ ќ“’ќƒќ¬ - сброс или захоронение отходов в океане и мор€х.
  • ƒƒ“ (дихлордифенилтрихлорэтан) - один из самых экологически опасных инсектицидов. ќтличаетс€ высокой устойчивостью и концентрируетс€ из окружающей среды живыми организмами, накапливаетс€ в ткан€х печени, почек и мозга млекопитающих, в том числе и человека. ƒƒ“ представл€ет опасность и дл€ попул€ций хищных птиц, поскольку нарушает кальциевый обмен, вследствие чего у €иц образуетс€ тонка€ скорлупа, котора€ разрушаетс€ при насиживании. ќбщее количество ƒƒ“, циркулирующего в биосфере (в основном накоплен в почве), составл€ет 280 тыс. т. ¬ насто€щее врем€ производство и применение ƒƒ“ запрещено, однако его повышенное содержание в ткан€х организмов, в особенности у рыб, прогнозируетс€ и после 2000 г. ” насекомых быстро отбираютс€ экотипы, устойчивые к ƒƒ“. “ак, в тропических странах имеетс€ уже 24 вида комаров, перенос€щих мал€рию, устойчивых к ƒƒ“.
  • ƒ≈√–јƒј÷»я [лат. degradatio - снижение, движение назад, ухудшение] - постепенное снижение сложности, энергетического потенциала и емкости системы, практически необратимое в реальных масштабах времени. ƒ. означает ухудшение из поколени€ в поколение приспосабливаемости организма, попул€ции или экосистемы, вызванное неблагопри€тными услови€ми существовани€, имбридингом или болезн€ми.
  • ƒ≈√–јƒј÷»я ЋјЌƒЎј‘“ј - устойчивое ухудшение свойств ландшафта в результате воздействи€ природных или антропогенных факторов. ƒ.л. характеризуетс€ крайней степенью изменени€ структуры ландшафта, что выражаетс€ в полной потере его способности выполн€ть ресурсо- и средовоспроизвод€щие функции. ƒ.л. возможна как в результате нерегулируемой человеческой де€тельности, так и естественных причин; может быть следствием достижени€ климаксового состо€ни€ биоценоза или ландшафта в целом, следствием стихийных природных процессов: землетр€сени€, извержени€ вулканов, ураганов и т.д. ƒ.л. означает его переход на более низкий энергетический уровень.
  • ƒ≈√–јƒј÷»я ѕќ„¬џ - устойчивое ухудшение свойств почвы как среды обитани€ биоты, а также снижение ее плодороди€ в результате воздействи€ природных или антропогенных факторов. ƒ.п. может быть разделена на физическую (ухудшение гидрофизических свойств почвы, нарушение почвенного профил€), химическую (ухудшение химических свойств почвы, истощение запасов питательных элементов, вторичное засоление, вторичное осолонцевание, загр€знение ксенобиотиками) и биологическую (снижение видового разнообрази€, нарушение оптимального соотношени€ различных видов почвенной мезофауны и микроорганизмов, загр€знение почвы патогенными и др. не свойственными ей микроорганизмами, ухудшение санитарно-эпидемиологических показателей и др.). ѕричиной ƒ.п. €вл€ютс€ с.-х. де€тельность, перевыпас, сведение лесов и др. (—м. ѕериод деградации почвы).
  • ƒ≈√”ћ»‘» ј÷»я (ƒ.) - процесс разрушени€ почвенного гумуса в результате действи€ аэробных микроорганизмов-минерализаторов. ƒ. усиливаетс€ при глубокой отвальной обработке почвы и внесении высоких доз минеральных азотных удобрений.
  • ƒ≈«ј “»¬ј÷»я - удаление радиоактивных веществ с какой-либо поверхности или из какой-либо среды, включа€ организм человека (Ќормы радиационной безопасности Ќ–Ѕ-96).
  • ƒ≈«»Ќ—≈ ÷»я - уничтожение вредных дл€ человека членистоногих (главным образом насекомых и клещей, €вл€ющихс€ переносчиками возбудителей инфекционных заболеваний).
  • ƒ≈«»Ќ‘≈ ÷»я - все формы обеззараживани€ - уничтожени€ болезнетворных организмов биологическими, химическими (обработка хлором, озоном и другими химическими агентами) и физическими (нагревание, облучение) методами.
  • ƒ≈«ќƒќ–јЌ“џ (ƒ.) - препараты, которые убивают бактерии на поверхности кожи. Ёти бактерии, пита€сь потом (он не имеет запаха), обусловливают непри€тный запах потного тела. ƒ. небезвредны экологически, так как основна€ их часть выпускаетс€ в аэрозольных упаковках, содержащих фреоны, разрушающие озоновый слой атмосферы.  роме того, ƒ. убивают также полезные микроорганизмы кожи человека. ƒ. могут быть источником аллергии.
  • ƒ≈…—“¬”ёў≈≈ ¬≈ў≈—“¬ќ ѕ≈—“»÷»ƒј - биологически активна€ часть пестицида, использование которой в виде различных препаративных форм приводит к воздействию на тот или иной вид вредного организма или на рост и развитие растений (‘едеральный закон от 19.07.97 N 109-‘« "ќ безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами").
  • ƒ≈ јЋ№÷»Ќј÷»я ѕќ„¬ - потер€ гумусовым горизонтом почвы кальци€ за счет его выщелачивани€ в нижележащие горизонты. ѕроисходит при выпадении кислых осадков, а также при использовании физиологически кислых минеральных удобрений. ƒ.п. приводит к ухудшению структуры почвы и снижению плодороди€ (биологической продуктивности). ƒекальцинаци€ присуща также живым организмам при р€де физиологических и патологических процессов, а также в услови€х невесомости.
  • ƒ≈ Ћј–ј÷»я Ѕ≈«ќѕј—Ќќ—“» √»ƒ–ќ“≈’Ќ»„≈— ќ√ќ —ќќ–”∆≈Ќ»я - документ, в котором обосновываетс€ безопасность гидротехнического сооружени€ и определ€ютс€ меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружени€ с учетом его класса (закон "ќ безопасности гидротехнических сооружений").
  • ƒ≈ћќ√–ј‘»„≈— јя —“–” “”–ј ѕќѕ”Ћя÷»» [от гр. demos - народ и grapho - пишу] - генетически обусловленное дл€ каждого вида соотношение полов и возрастных групп. ѕоследнее графически обычно представл€етс€ в виде возрастных пирамид.
  • ƒ≈ћќ√–ј‘»„≈— »… ¬«–џ¬ (ƒ.в.) - резкое увеличение скорости роста народонаселени€. ƒ.в. св€зан с социально-экономическими услови€ми: увеличением ресурсов пищи, энергии, улучшением медицинского обслуживани€ и т. д. ¬ насто€щее врем€ ƒ.в. имеет место в развивающихс€ странах јфрики, јзии и ёжной јмерики. ƒемографический взрыв способствует интенсивному загр€знению и нарушению естественных природных условий. ѕредполагаетс€, что стабилизаци€ населени€ планеты произойдет в 2095 году.
  • ƒ≈ћќ√–ј‘»„≈— »… ѕ≈–≈’ќƒ - процесс смены неустойчивого баланса высокой смертности и высокой рождаемости более стабильным балансом низкой смертности и низкой рождаемости. ¬ развитых странах начало демографического перехода отмечено в начале XVIII в., а завершилс€ он практически к началу XX в. ¬ развивающихс€ странах этот процесс наблюдаетс€ в насто€щее врем€.
  • ƒ≈ћќ√–ј‘»я - описание полового и возрастного состава попул€ции.
  • ƒ≈ћ”“ј÷»я [от лат. de - приставка, обозначающа€с€ отмену, удаление, и mutatio - изменение, перемена] - согласно √.Ќ. ¬ысоцкому (1915), процесс восстановление экосистемы до состо€ни€, близкого к исходному после разрушени€ или существенного нарушени€ ее состава и структуры (дигрессии).
  • ƒ≈Ќ»“–»‘» ј÷»я (ƒ.) - этап круговорота азота в экосистемах, как правило, аэробный процесс микробиологического разрушени€ азотсодержащих соединений с образованием молекул€рного азота, который улетучиваетс€ в атмосферу. ƒ. Ч нежелательный процесс, который снижает плодородие почвы и эффективность внесени€ органических и минеральных азотных удобрений. —уществуют специальные методы подавлени€ процесса ƒ.
  • ƒ≈Ќ”ƒј÷»я [denudatio - обнажение] - совокупность процессов разрушени€ и переноса продуктов горных пород и почв в пониженные участки, привод€щих к постепенному выравниванию рельефа.
  • ƒ≈ѕќѕ”Ћя÷»я (ƒ.) - уменьшение числа особей в попул€ции. Ётим термином обозначают также один из сценариев выживани€ человечества, при котором ставитс€ задача сократить народонаселение до 1,2Ч0,5 млрд человек. Ќесмотр€ на оправданность ƒ. с экологической точки зрени€, она невозможна по социальным причинам, и потому иде€ ƒ. должна рассматриватьс€ как утопическа€.
  • ƒ≈–ј“»«ј÷»я - уничтожение грызунов ( в первую очередь крыс) в помещени€х или на каких-либо территори€х.
  • ƒ≈–Ќ»Ќј (ƒ.) - верхний слой почвы, пронизанный корн€ми, корневищами, а также основани€ми побегов дерновинных злаков и осок, придающими ему св€зность. ƒ. отличаетс€ высоким содержанием азота и характерна дл€ лугов и степей, а также трав€ных осоковых болот. ƒ. надежно защищает почву от эрозии, и потому ее формирование (в результате естественного зацелинени€, высева травосмесей, создани€ агростепи) €вл€етс€ одним из наиболее эффективных способов прекращени€ эрозии на склонах.
  • ƒ≈—“–” “ќ– (редуцент)- организм, в ходе своей жизнеде€тельности превращающий органические остатки в неорганические вещества, пригодные дл€ использовани€ продуцентами. явл€ютс€ гетеротрофами. ѕреимущественно это бактерии и грибы.
  • ƒ≈“≈–√≈Ќ“џ - поверхностно-активные синтетические вещества, используемые в быту и промышленности как моющие средства и эмульгаторы. ќдна из основных групп веществ, загр€зн€ющих водоемы, так как с трудом подвергаютс€ разложению микроорганизмами.
  • ƒ≈“≈–»ќ–ј÷»я —–≈ƒџ [от лат. deterior - худший] - ухудшение окружающей природной среды, происход€щее под вли€нием антропогенных факторов. “о же, что деградаци€ среды.
  • ƒ≈“–»“ (ƒ.) - мертвое органическое вещество в экосистеме, временно исключенное из биологического круговорота элементов питани€. ¬рем€ сохранени€ ƒ. может быть коротким (трупы и фекалии животных перерабатываютс€ личинками мух за несколько недель, листь€ в лесу Ч за несколько мес€цев, стволы деревьев Ч за несколько лет) или очень долгим (гумус, сапропель, торф, уголь, нефть). ƒ. Ч запасник питательных веществ в экосистеме, необходимый элемент ее нормального функционировани€. —уществуют специальные организмы Ч детритофаги, которые питаютс€ ƒ.
  • ƒ≈“–»“Ќјя ѕ»ў≈¬јя ÷≈ѕ№ (ƒ.п.ц.) - пищева€ цепь, в которой органическое вещество мертвых растений, животных, грибов или бактерий потребл€етс€ детритофагами, могущими стать добычей хищников. “аким образом, часть питательных веществ, содержащихс€ в детрите, возвращаетс€ в круговорот, мину€ стадию разложени€ до минеральных соединений и потреблени€ их растени€ми. ƒ.п.ц. используетс€ человеком дл€ переработки органических отходов при разведении дождевых червей и личинок мух на корм птицам или рыбам.
  • ƒ≈“–»“ќ‘ј√» (син. сапрофаги, ƒ.) - разнообразные организмы, питающиес€ мертвым органическим веществом Ч детритом. ƒ. подраздел€ютс€ на редуцентов, или деструкторов (это главным образом бактерии и грибы), превращающих органические остатки в неорганические вещества, доступные растени€м, и ƒ. в узком смысле Ч животных, которые питаютс€ мертвыми ткан€ми растений и животных или экскрементами. ƒ., питающиес€ трупами животных, называютс€ некрофагами, или падальщиками (например, различные грифы, стерв€тник, отчасти Ч ворон).   этой же группе относ€тс€ некоторые крупные беспозвоночные, например жук-мертвоед некрофорус, который способен (вдвоем с самкой) закапывать трупы мышей на глубину до 20 см и там Ђскармливатьї их своим личинкам.
      —реди многочисленных почвенных ƒ. различают (по размерам) микрофауну (до 120 мм), мезофауну (от 120 до 320 мм), макро- и мегафауну - более крупных животных. –азнообразие ƒ. в почве колоссально: число видов животных 1 м2 лесной почвы может превышать 1000. »менно благодар€ множеству ƒ. из мертвого органического вещества (в первую очередь, корней растений) формируетс€ почва. ѕри этом многие ƒ. одновременно €вл€ютс€ и хищниками, так как питаютс€ Ђбутербродамиї из мертвого вещества и содержащихс€ в нем живых бактерий. —реди ƒ. водных экосистем по способу добывани€ и переработки пищи различают размельчителей, собирателей, соскребателей, фильтраторов.
      —пециальна€ экологическа€ группа ƒ. - копрофаги, питающиес€ экскрементами. ќднако разделение ƒ. на редуцентов и ƒ. в узком смысле весьма условное, так как редуценты также затрачивают часть вещества на построение собственного тела и поедаютс€ хищниками Ч простейшими животными (амебами и др.), и потому могут входить в детритную пищевую цепь.
  • ƒ≈‘Ћя÷»я [от лат. deflatio - выдувание, сдувание] - выдувание, обтачивание и шлифование горных пород и почв минеральными частицами, переносимыми ветром, в результате которых происходит эрози€ и абиотический перенос вещества в ландшафтах.
  • ƒ≈‘ќЋ»јЌ“џ (ƒ.) - химические вещества (хлорат магни€, бутифос, бутилкаптакс и др.), которые примен€ютс€ дл€ освобождени€ растений от листьев. Ќаиболее часто их используют дл€ облегчени€ механизированной уборки хлопчатника. ¬ –‘ ƒ. изредка примен€ютс€ в садоводстве.
      Ѕез строгого соблюдени€ мер предосторожности и доз ƒ. представл€ют серьезную опасность дл€ животных и человека. —Ўј примен€ли ƒ. Ђќранжева€ смесьї (основной компонент которого Ч гербицид 2,4,5-“ содержал примесь диоксина) во врем€ войны во ¬ьетнаме. Ѕыло распылено около 22 млн л ƒ., что привело к полному уничтожению лесов и посевов сельскохоз€йственных культур на обширных площад€х и поражению населени€, а также американских военнослужащих.
  • ƒ»јѕј«ќЌ “ќЋ≈–јЌ“Ќќ—“» - минимальное и максимальное значение экологического фактора, переносимого данным организмом или экосистемой в целом.
  • ƒ»ќ —»ƒ —≈–џ (ƒ.с.) - SO2, бесцветный газ с резким запахом, один из главных загр€знителей атмосферы. ƒ.с. образуетс€ при сжигании ископаемого топлива на предпри€ти€х топливно-энергетического комплекса и в двигател€х внутреннего сгорани€, а также на предпри€ти€х нефтехимического комплекса. ƒ.с. пагубно вли€ет на растени€, так как проникает в лист и вступает в реакцию с железом, вход€щим в состав хлорофилла, вызывает распад хлорофилла и гибель растени€. «агр€знение атмосферы ƒ.с. Ч главна€ причина кислотных дождей.
      ¬о всем мире идет поиск возможностей уменьшени€ выбросов ƒ.с. в атмосферу. ¬ странах «ападной ≈вропы за последние 20 лет удалось сократить объем выбросов ƒ.с. с 65 до 40 млн т в год, однако за счет увеличени€ выбросов ƒ.с. »ндией,  итаем и странами —Ќ√ в глобальном масштабе общее количество выбросов ƒ.с. практически не уменьшилось. ¬ –‘ в 1995 г., несмотр€ на некоторый спад производства, количество выбросов ƒ.с. по сравнению с 1980 г. возросло в 1,5 раза.
       оличество ƒ.с., которое выбрасываетс€ в атмосферу на единицу национального продукта, зависит от уровн€ технологии и экологической безопасности предпри€тий страны. “ак, в последние годы существовани€ ———– на единицу национального продукта выбрасывалось ƒ.с. в 19 раз больше, чем в японии.
      «агр€знение ƒ.с. во многом св€зано с Ђэкспортомї загр€знени€, т. е. трансграничным переносом загр€знений атмосферными потоками. ѕоскольку в ≈вропе преобладает западный перенос, то многие страны получают по преимуществу Ђимпортныеї кислотные дожди. ≈вропейска€ часть –‘ получает с запада ƒ.с. примерно в 5 раз больше, чем производит сама. ¬ аналогичном положении наход€тс€ и такие страны, как Ўвеци€ и Ќорвеги€.
  • ƒ»ќ —»ƒ ”√Ћ≈–ќƒј (син. углекислый газ, ƒ.у.) - —ќ2, продукт окислени€ соединений, содержащих углерод. ƒ.у. образуетс€ при дыхании организмов и при сжигании топлива, содержащего углерод, а также при извержении вулканов и выветривании карбонатных горных пород. ѕри повышении концентрации ƒ.у. в атмосфере формируетс€ парниковый эффект. —одержание в атмосфере ƒ.у. до начала промышленной революции составл€ло 0,028 %, в насто€щее врем€ оно превышает 0,03%, к 2010 г. прогнозируетс€ повышение концентрации ƒ.у. вдвое.
  • ƒ»ќ —»Ќџ (ƒ.) -группа самых €довитых веществ, которые известны на сегодн€шний день. ƒ. раствор€ютс€ в органических веществах, обладают канцерогенным действием и очень устойчивы. ѕериод полураспада ƒ. в почве составл€ет 10Ч20 лет.  атастрофическое загр€знение окружающей среды ƒ. произошло в 1976 г. в —евезо (»тали€), где на фабрике по производству фенола произошла утечка 2,5 кг ƒ. ¬ результате сотни людей заболели болезнью хлоракне, пришлось провести эвакуацию населени€ с площади 87 га и забить 75 тыс. сельскохоз€йственных животных. ѕримесь ƒ. к дефолиантам в препарате Ђќранжева€ смесьї, который —Ўј использовали во врем€ войны во ¬ьетнаме, стала причиной болезни вьетнамцев и сотен американских солдат, которые участвовали в этой войне. «агр€знение ƒ. отмечаетс€ в р€де городов –‘.
  • ƒ»√–≈——»я [англ. degression - уменьшение] - ухудшение состо€ни€ экосистем из-за внешних (экзогенных) или внутренних (эндогенных) причин. –азличают: экзодинамическую ƒ. (при длительном затоплении, вторичном засолении и т.п.), антроподинамическую ƒ. (сенокосную, пастбищную) и эндодинамическую ƒ. (напр., при биогенном засолении поверхности почвы). ‘инальна€ стади€ ƒ. - катаценоз, после которой экосистема окончательно разрушаетс€. ѕротивоположный ƒ. процесс - демутаци€.
  • ƒ»Ќјћ» ј ЋјЌƒЎј‘“ј [от гр. dynamis - сила] - изменени€ ландшафта, не сопровождающиес€ изменени€ми структуры, т.е. происход€щие в рамках единого инварианта. ƒ.л. - среднее звено в цепи пон€тий, характеризирующих различные типы изменений ландшафтов: функционирование - динамика - развитие (эволюци€). ƒинамические изменени€ участвуют в подготовке перемены структуры ландшафта, но не тождественны ей.
  • ƒ»Ќјћ» ј ѕќѕ”Ћя÷»… - периодическое или непериодическое изменение численности, полового или возрастного состава попул€ции в результате действи€ абиотических (не завис€щих от численности и плотности самой попул€ции) и биотических (завис€щих от численности и плотности попул€ции) факторов.
      ¬ыдел€ют три вида попул€ционных динамик: стабильный (изменение численности попул€ции в несколько раз); изменчивый (колебани€ численности в дес€тки раз); взрывной (периодическое превышение средней численности в сотни и тыс€чи раз).
  • ƒ»—“–ќ‘» ј÷»я ¬ќƒќ≈ћј [от гр. dys - приставка, обозначающа€ нарушение, утрату, и trophe - пища, питание] - обеднение водоема питательными веществами, кислородом, упрощение и обеднение биотического сообщества.
  • ƒќ√ќ¬ќ– (контракт) - основной правовой документ, регулирующий производственно-хоз€йственные и другие взаимоотношени€ субъектов инвестиционной де€тельности (закон "ќб инвестиционной де€тельности в –—‘—–")
  • ƒќ√ќ¬ќ– ѕќЋ№«ќ¬јЌ»я ¬ќƒЌџћ ќЅЏ≈ “ќћ - соглашение органа исполнительной власти субъекта –оссийской ‘едерации с водопользователем о пор€дке использовани€ и охраны водного объекта или его части (¬одный кодекс –оссийской ‘едерации).
  • ƒќ∆ƒ≈¬јя ¬ќƒј (ƒ.в.) - одна из форм атмосферных осадков. ¬ услови€х загр€зненной атмосферы в ƒ.в. попадают раствор€ющиес€ в ней оксиды азота и серы, пыль. ¬ странах «ападной ≈вропы и во многих районах —Ўј и –‘ в первые минуты дожд€ ƒ.в. оказываетс€ более гр€зной, чем городские стоки (по этой причине не следует ходить под дождем с непокрытой головой). ѕри растворении в ƒ.в. значительных количеств оксидов серы и азота выпадают кислотные дожди. ƒаже в сельской местности не следует использовать ƒ.в. дл€ пить€.
  • ƒќ∆ƒ≈¬џ≈ „≈–¬» (ƒ.ч.) - наиболее изученна€ группа малощетинковых кольчатых червей, почвенных организмов-детритофагов, ускор€ющих процесс разрушени€ растительных остатков. »звестно около 1500 видов ƒ.ч. ќни способствуют формированию структуры почвы, так как активно передвигаютс€, расталкива€ частицы почвы или пропуска€ ее через себ€, при этом почвенные комочки обволакиваютс€ слизью. —тенки ходов, которые оставл€ют ƒ.ч., укрепл€ютс€ слизистыми выделени€ми их кожи и очень устойчивы. ќни имеют большое значение дл€ аэрации почвы и ее воздухо- и водообмена и представл€ют готовые ходы дл€ корней растений. ƒ.ч. способствуют гумификации органического вещества, затаскива€ по ночам в свои ходы с поверхности опавшие листь€. ќбилие ƒ.ч. в почве Ч биологический индикатор ее плодороди€. ѕри использовании многих видов пестицидов ƒ.ч. погибают. Ќекоторые виды ƒ.ч. используютс€ дл€ вермикультуры.

ƒќ«»ћ≈“– (ƒ.) - прибор дл€ контрол€ радиационной нагрузки. —уществуют два принципиально разных типа ƒ.: ƒ., измер€ющий дозу, накапливаемую за определенное врем€ пребывани€ в услови€х повышенных радиационных нагрузок, и ƒ., показывающий превышение допустимой безопасной величины нагрузки или измер€ющий абсолютную величину интенсивности радиационного излучени€.
      ѕервый тип ƒ. имеет вид авторучки или наручных часов. –аботники јЁ— или других объектов €дерной энергетики получают прибор при работе на объекте, и на основании его показаний учитываетс€ полученна€ доза радиации.
      ƒ. второго типа (радиометры) измер€ют интенсивность ионизирующего излучени€ и либо указывают на повышенную интенсивность радиационной нагрузки свечением или звуковым сигналом, либо показывают на экране его величину в рентгенах.
  • ƒќЋ√ќ¬≈„Ќќ—“№ ЋјЌƒЎј‘“ј - период времени, в течение которого ландшафт или его динамическа€ стади€ существовали или могут существовать, сохран€€ основные черты своей структуры и функционировани€.
  • ƒќЋ√ќ—–ќ„Ќјя Ћ»÷≈Ќ«»я - специальное разрешение на осуществление хоз€йственной и иной де€тельности, св€занной с использованием и охраной объектов животного мира (закон "ќ животном мире").
  • ƒќћ»ЌјЌ“џ (ƒ.) -виды организмов, которые преобладают в экосистеме.  ак правило, ƒ. выдел€ютс€ среди растений (дуб, береза, сосна, ольха черна€ и др. в лесах; осока кочкообразующа€ на трав€ных болотах; ковыли и типчак в степ€х; кострец безостый и канареечник в прирусловой части речной поймы и т. д.). ¬озможно выделение ƒ. и внутри трофических групп животных (например, среди траво€дных в тундре Ч лемминги, в степи Ч сайгаки).
  • ƒќЌЌџ≈ ќ“Ћќ∆≈Ќ»я - донные наносы и твердые частицы, образовавшиес€ и осевшие на дно водного объекта в результате внутриводоемных физико-химических и биохимических процессов, происход€щих с веществами как естественного, так и техногенного происхождени€ (√ќ—“ 17.1.5.01-80).
  • ƒќѕ”—“»ћјя –≈ –≈ј÷»ќЌЌјя Ќј√–”« ј - число посещений населением в единицу времени на единицу площади, при котором сохран€етс€ устойчивость природного комплекса, обеспечиваютс€ природный комфорт и рациональные услови€ эксплуатации культурно-исторических пам€тников.
  • ƒќѕ”—“»ћќ≈ ¬–≈ƒЌќ≈ ¬ќ«ƒ≈…—“¬»≈ Ќј ѕќƒ«≈ћЌџ≈ ¬ќƒЌџ≈ ќЅЏ≈ “џ - такой вид вредного воздействи€, при котором происход€щие изменени€ количественных и качественных показателей подземных вод не вли€ют на возможность их использовани€ по заданному назначению и обеспечивают сохранение других компонентов природной среды на заданном уровне (ћетодические указани€ по разработке нормативов предельно допустимых вредных воздействий на подземные водные объекты и предельно допустимых сбросов вредных веществ в подземные водные объекты. ”тверждены ћинистерством природных ресурсов –‘ 29 декабр€ 1998 г.)
  • ƒќѕ”—“»ћќ≈ ѕќЌ»∆≈Ќ»≈ ”–ќ¬Ќя ѕќƒ«≈ћЌџ’ ¬ќƒ - максимально возможное с учетом гидрогеологических, технико-экономических и природоохранных ограничений понижение уровн€ подземных вод при их отборе из недр (ћетодические указани€ по разработке нормативов предельно допустимых вредных воздействий на подземные водные объекты и предельно допустимых сбросов вредных веществ в подземные водные объекты. ”тверждены ћинистерством природных ресурсов –‘ 29 декабр€ 1998 г.)
  • ƒќѕ”—“»ћџ… ”–ќ¬≈Ќ№ –»— ј ј¬ј–»» √»ƒ–ќ“≈’Ќ»„≈— ќ√ќ —ќќ–”∆≈Ќ»я - значение риска аварии гидротехнического сооружени€, установленное нормативными документами (закон "ќ безопасности гидротехнических сооружений").
  • ƒ–≈¬≈—Ќќ-—“–”∆≈„Ќџ≈ ѕЋ»“џ (ƒ—ѕ) - строительный материал из измельченных древесных волокон и св€зующего материала (аминопластов, фенолрезорциновых смол и др.). — одной стороны, производство ƒ—ѕ позвол€ет экономить древесину и сокращает потребности в рубке леса дл€ производства досок. — другой стороны, ƒ—ѕ как материал дл€ производства мебели и отделки стен жилых помещений представл€ет значительную опасность, поскольку при разложении аминопластов выдел€етс€ формальдегид, €вл€ющийс€ аллергеном и, возможно, канцерогенным веществом. ”меньшить отрицательное вли€ние ƒ—ѕ на здоровье человека можно при покрытии их поверхности слоем лака или масл€ной краски. –азработаны способы получени€ экологически безопасных ƒ—ѕ на магнезите.
  • ƒ–≈¬ќ—“ќ… (ƒ.) - главный €рус лесной экосистемы, сформированный деревь€ми, объект главного лесопользовани€ (заготовки древесины).
  • ƒ–≈Ќј∆Ќџ≈ ¬ќƒџ - вода, собираема€ дренажными сооружени€ми и сбрасываема€ в водные объекты (¬одный кодекс –оссийской ‘едерации).
  • ƒ”ЅЋ»–ќ¬јЌ»≈ Ё ќЋќ√»„≈— ќ≈ - относительна€ функциональна€ взаимозамен€емость попул€ций (ценопопул€ций) видов одной трофической группы в экосистеме. ƒ.э. один из механизмов обеспечени€ надежности (устойчивости) экосистем, поскольку при ƒ.э. исчезнувший или уничтоженный вид, как правило, замен€етс€ функционально близким.

Ёкологический словарь:   ј  Ѕ  ¬    ƒ      «  »     Ћ  ћ  Ќ  ќ  ѕ            ÷    Ў  Ё

—мотрите также √еографический словарь: ј - Ѕ - ¬ - - ƒ - - - « - » -   - Ћ - ћ - Ќ - ќ - ѕ - - - - - - - ÷ - - Ў - ў - Ё - я
ѕо темам: Ћитосфера, –ельеф, јтмосфера и климат, √идросфера, Ѕиосфера, ѕриродна€ зональность, „еловек и природа

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.