јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌџ≈ ѕ–ќ»«¬≈ƒ≈Ќ»я

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>


яндекс.ћетрика


[ sp ] : ml об : { lf }
 

ƒанна€ страница содержит одно из литературных произведений ј.‘. ћеркера - педагога и натуралиста.

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ј.‘. ћеркер

ƒ≈Ќ№ ¬ “ј…√≈

я проснулс€ от звука при€тной мелодии моих электронных часов. Ѕыло п€ть утра. ¬чера автобусом из  раснотурьинска € приехал в пос. ћарс€ты, а затем поздней попутной грузовой машиной, идущей в пос. √лухарный, добралс€ до реки —осьвы. Ќа другой берег можно было попасть только по узкому, местами обгоревшему, пешеходному мостику. ƒл€ машин же моста не было. Ћегковые машины здесь вообще пройти не могли, а грузовые шли бродом. ¬есной и летом после обильных дождей ни о какой переправе речи быть не могло.

¬одитель с ходу заехал в реку и зигзагами повЄл машину на левый берег. ѕеред машиной образовалс€ крутой вал воды, он шумел, пенилс€ и при выезде машины на берег обширно залил его, затем медленно откатил назад, увлека€ за собой разный прибрежный хлам.

ѕоблагодарив водител€, € по лесной тропе, увод€щей круто вверх, отправилс€ против течени€ реки.

’орошо натоптанна€ песчана€ тропа уводила в глубину леса, но вскоре вновь подвела мен€ к реке. «десь она прерывалась, так как высокий берег, подмытый весенними паводками, обрушилс€, исчезла и тропа, и еле уловимый след новой тропки уводил вправо в лес, затем вновь выводил на старую тропу. “ак, двига€сь то по хорошо протоптанной, то, там, где она обвалилась, по труднопроходимой обходной, € наконец, добралс€ до места запланированной ночЄвки, чтобы завтрашний день с утра посв€тить маршрутному описанию растительности одного из давно интересующего мен€ присосьвинского участка, куда потом приду со своими учениками, юными краеведами-экологами, исследовател€ми природы из научного общества "ёный экологї.

» вот это "завтра" настало. ќсвободившись от спальника, € раскрыл молнию входа палатки, откинул полог и выбралс€ наружу.

ћо€ походна€ палатка. ‘ото ј.‘. ћеркера

‘ото ј.‘. ћеркера

—то€л мутный рассвет. ќт —осьвы поднималс€ туман, холодил тело. —обрав охапку сушн€ка, € развЄл небольшой костЄр и поставил чай. Ћегко позавтракав, € собрал свою палатку-малютку и уложил рюкзак.

“ем временем налетевший свежий ветерок разогнал туман, выгл€нуло солнце, озолотило лес и луга. Ћесные просторы и дальние косогоры покрывала лЄгка€ сиренева€ дымка.

ѕроверив, на месте ли путевой дневник с карандашом и фотоаппарат, € закинул на плечо рюкзак и отправилс€ навстречу новому дню, новым впечатлени€м.

ƒорога шла росистыми лугами. ¬ придорожных кустах распевала птаха. ¬ерба склонила свои ветви низко над водой. —ейчас она невзрачна€, не то, что ранней весной, когда она вс€ покрыта €рко жЄлтыми мохнатыми соцвети€ми, служащими приманкой многочисленным насекомым, это мужские соцвети€, в них вызревает золотиста€ пыльца. Ќасекомыми-опылител€ми она переноситс€ на невзрачные продолговатые серебристые женские соцвети€, в которых и созревают семена.

¬ербу называют по разному: ива, ветла, ракитник, тальник, краснотал. —войства вербы удивительны. Ќебольшое количество весеннего тепла даЄт ей рост внезапный, в эти дни она вбирает всю ценность еще не очень разгоревшегос€ солнца.

я отклонилс€ от реки, от основной тропы. ≈ле приметна€ теперь тропка змейкой вьЄтс€ среди густого хвойного леса. ќна пр€талась в чаще кустов и елей, вилась мимо буревых выворотней, кидалась через овраги. —лева и справа от лесной тропки густым изумрудным ковром стоит лесной хвощ. ћестами его "Єлочки" так смыкаютс€ над тропкой, что еЄ совсем не видно.

—ейчас € иду через еловый лес. ≈ль Ч теневынослива, еЄ конусовидна€ крона занимает больше половины ствола, часто ветви опускаютс€ до самой земли. —умрачно в еловых лесах, солнечные лучи с трудом пробивают крону, зимой снег задерживаетс€ на ветв€х, на земле его мало, поэтому почва глубоко промерзает.

¬ своЄм полевом дневнике € отметил встретившиес€ характерные трав€но-кустарничковые растени€: кислица, майник, грушанки (одноцветковую, однобокую и круглолистную), седмичник, линне€ северна€, черника, брусника. «десь же отметил обилие мхов и папоротников.

¬ообще, живые организмы удивительно приспособлены к совместному обитанию. ¬з€ть этот же лес. ќдно из приспособлений Ч это €русность растений. –астени€ верхних €русов, создава€ затенение дл€ нижних €русов и защища€ их от атмосферных воздействий, тем самым способствуют их развитию. ј последние, в свою очередь, благотворно вли€ют на возобновление пород верхних €русов.

ќднако, нетрудно заметить, что эта "взаимопомощь", которую никогда не следует упускать из виду, нисколько не противоречит наличию в лесу борьбы за существование между растени€ми одного вида и разных видов.

¬ процессе естественного отбора и создалась данна€ совокупность растений на наблюдаемой мною территории.

Ћес становилс€ гуще, ни продратьс€, ни пробитьс€, тропа часто тер€лась. „асто встречалс€ ветровал, где вырванное с корнем дерево повалилось на моховую перину. — корней дерева густой бородой свисал мох. –юкзак цепл€лс€ за ветки так, что приходилось останавливатьс€ и освобождать его. ∆уть надоели комары. Ћесное затишье было благодатью дл€ них, даже противокомарина€ мазь не помогала.

Ѕыл уже полдень. ћучила жажда, от голода подсасывало. я сн€л рюкзак, сел на поваленное дерево. ѕри€тна€ усталость разлилась по телу. Ќе встава€, горст€ми стал вокруг себ€ собирать нежную трЄхдольную кислицу и вместе со стебельками направил себе в рот. ƒо чего же вкусны были эти лесные растеньица! ≈Є кисленькие сочные листочки вскоре утолили жажду, исчез голод.

я продолжал сидеть и наблюдал жизнь леса. ќт деревьев пахло смолой; н а зелЄных ветках огненным хвостом вильнула белка. —боку от мен€ бесшумной тенью скользнул д€тел и уселс€ на ель с отломленной вершиной. ≈го цепкие когти вонзились в кору, хвост поддерживал туловище, а голова с красной шапочкой и длинным клювом наклон€лась то влево, то вправо, как будто пример€€сь, как лучше начать свою работу. » вот глуха€ дробь нарушила лесную тишину. ƒ€тел так был зан€т своей работой, что не обращал внимание на щелчки затвора фотоаппарата.

я направилс€ дальше и часа через два вновь вышел к —осьве. Ёто была речна€ излучина. ћен€ обдало свежим ветерком, € умыл лицо и руки прохладной проточной водой, и сразу же куда-то исчезли комары. ”сталость отступила и на душе стало легко. — перекинутым через плечо полотенцем € сто€л у самой кромки воды.

¬ысокий левый берег —осьвы сильно подтачивалс€ стремительным течением. Ќа прот€жении сотен метров Ч целое кладбище подмытых деревьев. Ћес, растущий около воды, скорее способствует

обрушиванию берегов, чем их закреплению. Ѕольшое дерево, подмытое водой, при своЄм падении увлекает огромную глыбу земли, а вместе с ней и деревь€, растущие поблизости. "Ѕурелом" этот плывЄт по реке до тех пор, пока не застр€нет где-нибудь в протоке на мелководье. “отчас вода начинает заносить его песком и галькой. »ногда можно видеть водопады, основанием которых служат стволы елей, сосен и других деревьев. ≈сли этим деревь€м удастс€ пройти через каменистые перекаты, то от них остаютс€ стволы, измочаленные и лишЄнные коры и веток. Ќет нужды говорить, какую опасность дл€ туристов-водников представл€ют эти подмытые и упавшие в реку деревь€, особенно, если эта опасность таитс€ сразу за поворотом реки да при сильном течении.

—то€ на берегу и наблюда€ печальную картину разрушени€, € вспомнил другую —осьву Ч весеннюю. ¬есна нынешнего года приспела бурна€, снег ста€л быстро, и вешн€€ вода шумными потоками из лесных оврагов и склонов гор ринулась в долину —осьвы: ручьи стали глубокими реками, лесные лужи Ч озЄрами. Ўумела вешн€€ вода; перелЄтные птицы крикливыми кос€ками стремились на север. —осьва вздулась, пенилась, с рЄвом рвала лед€ные глыбы; они налезали одна на другую, скрежетали. ¬ода на реке подн€лась высоко и мчала грозно. –ека бежала среди гор, каменных утЄсов-скал. —тремнину перегораживали грозные скалы ѕолуденный, ѕоворотный, ”сть-¬агранские, —трелебский,  абачек,  ос€ковские ¬орота. ¬ пору летнего мелководь€ на сосьвинских скалах хорошо видны светлые горизонтальные полосы, расположенные над водой: это отметины от весеннего буйства воды...

Ўум людских голосов и всплески воды прервали мои размышлени€. Ќа реке € увидел несколько лодок с людьми. “олько что выскочив из-за поворота, лодки левым бортом обходили прибрежную отмель, далеко вдававшуюс€ в реку. √ребцы лениво перебирали вЄслами, едва каса€сь ими воды. “ак же лениво с лопастей вЄсел капала вода, оставл€€ на поверхности реки справа и слева от лодок дорожки расход€щихс€ кругов. ”видев мен€, туристы замолчали, перестали грести. Ёто продолжалось около минуты. ѕотом вдруг они оживлЄнно засуетились и, шумно работа€ вЄслами, направили лодки в мою сторону.

Ёто оказались знакомые реб€та, туристы из  арпинска. ќни пристали к моему берегу, обрадовано, громкими возгласами мы приветствовали друг друга Ч встреча в походах, в тайге знакомых Ч это всегда событие.

ќказалось, что они сплавл€ютс€ от Ўегультанского моста, в пути уже третий день. ћне стало €сно, что они никуда не тороп€тс€, рыбачат, дневные проплывы короткие. ќтдыхают, одним словом.

ѕарни быстро разложили костЄр, и, пока девушки готовили обед, мы обмен€лись впечатлени€ми о —осьве. ќни сообщили мне, что весенним половодьем в месте сли€ни€ —осьвы и Ўегультана нанесло много деревьев, их забросило на небольшой островок и образовалс€ завал в несколько метров высотой, всЄ кругом искорЄжено. ’орошо ещЄ, что русло Ўегультана в этом месте, на удивление, свободно дл€ сплава. ¬ свою очередь они поинтересовались, почему это € один, а не, как всегда, со своими учениками? я объ€снил им, что провожу разведку маршрута, по которому потом пройду со своей группой с целью проведени€ более полной ревизии растительности и описани€ характерных биоценозов.

ѕосле совместного обеда реб€та переправили мен€ на другой берег —осьвы и продолжили свой сплав, а € шЄл теперь по правому берегу реки.

Ќад землЄй пролетал знойный июль, среди хмурого хвойного леса на елан€х пышным ковром сто€ло разнотравье, с нетерпением ожида€ припозднившихс€ косарей, над долинами струилс€ золотистый свет, всЄ радовалось жизни.

ѕровед€ глазомерную съЄмку одной из стариц —осьвы и зафиксировав закономерность распределени€ зарослей водных цветковых растений, образовавших несколько по€сов растительности, € к вечеру вышел на берег тихого лесного ручь€. Ёто был один из правых притоков —осьвы. –ечушка струилась под сенью деревьев, кое-где заросша€ травой, не глубока€, с чистой и холодной водой.

«десь € и решил остановитьс€ на ночлег. ќпускалась тЄпла€ летн€€ ночь; на берегу шелестел листвой ветерок. Ќа гладкой речушке гасли отблески заката, с ближнего косогорь€ шла тиха€ волна тЄплого воздуха.

—ид€ у потухающего костра и прихлЄбыва€ из кружки гор€чий, заваренный на смородине чай, мысли мои невольно коснулись моей профессии, профессии обычного школьного учител€.

” учител€, всей душой преданному своей работе, по сути, нет ни выходных дней, ни праздничных, ни отпуска в таком значении, как это понимаетс€ людьми других профессий. ћожно с уверенностью сказать, что учитель, где бы он ни был, Ч в театре ли, в музее, на природе, даже сто€ у плиты на кухне, Ч не перестаЄт думать о школе. ћысли его подспудно работают, ища нужное. » уже потом, они, отобранные, упор€доченные, л€гут в виде заметок на бумагу, чтобы когда-нибудь выплеснутьс€ в очередной удивительный урок. ѕоистине, учитель подобен дереву, с которого ветер срывает созревшие плоды-семена и разбрасывает вокруг. » в каждом таком семени Ч зар€д его жизни. “акие зар€ды, а говор€ иначе, разумное, доброе, вечное, несЄт учитель в душу своих питомцев...

ќдна за другой гасли звЄзды, из-за дальних косогоров выплывала чЄрна€ туча. ѕослышались отдалЄнные глухие раскаты грома, вдали сверкнула зеленовата€ молни€. Ќи один листик не шевелилс€ на деревь€х. Ќадвигалась гроза.

я надЄжнее закрепил раст€жки своей палатки, накрыл еЄ тентом. √ром гремел теперь уже надо мной, беспрерывно полыхали молнии. Ќад лесом рванулось €рко зелЄное зарево и угасло. ќп€ть раз за разом ударили и прогремели раскаты грома.

ѕри свете молнии € увидел на другом берегу раскидистую сосну. ќна всей своей громадой нависла над речушкой и, словно часовой, сторожила еЄ. я забралс€ в палатку. » воврем€, так как сразу же по крыше застучали тугие струи дожд€.

„итать дальше >>>


„итайте другие литературные произведени€ ¬ладимира ѕоликарповича Ќазарова из книги
"ѕ≈—Ќ№ » ѕЋј„ ћј“≈–»-«≈ћЋ»" в трех част€х:

„асть 1. "ѕриродна€ лирика",
„асть 2. "Ёкологическа€ публицистика"
„асть 3. "јлександр ћеркер и его поросль"

—мотрите также фотографии природы «ападной —ибири (автор - ¬.ѕ. Ќазаров)

јвтор книги "ѕеснь и плач ћатери-«емли" ¬ладимир ѕоликарпович Ќазаров

„итайте другие литературные произведени€ на нашем сайте, посв€щенные художественному описанию природы в разделе
’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌјя Ћ»“≈–ј“”–ј ќ ѕ–»–ќƒ≈:


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019