јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌџ≈ ѕ–ќ»«¬≈ƒ≈Ќ»я

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>


яндекс.ћетрика


[ sp ] : ml об : { lf }
 

ƒанна€ страница содержит одно из литературных произведений ј.‘. ћеркера - педагога и натуралиста.

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ј.‘. ћеркер

Ё —ѕ≈ƒ»÷»ќЌЌџ… ƒ≈Ќ№

Ћучи €рко-красного солнца едва пробивались сквозь густые ели. Ќо огненный шар поднималс€ всЄ выше и выше. ¬от он, пробива€сь своими расход€щимис€ лучами через ветви, достиг вершин елей. “еперь солнце оранжевой краской озар€ло лес и небо уже в полную силу. ¬от солнечный шар достиг самой верхушки одной из елей, на мгновение замер на ней, дела€ ель похожей на новогоднюю красавицу, увенчанную золотистым стекл€нным шаром, тут же оторвалс€ от ели и медленно-медленно поплыл наискось вверх.

ћои реб€та еще сп€т, только двое дежурных, в€лые после сна, что-то колдуют с костром, грем€т вЄдрами и тарелками.

я только что по уже хорошо протоптанной нами тропинке подн€лс€ от реки на пол€ну и огл€делс€ вокруг. —емь палаток ровненько выт€нулись по краю обрывистого берега и со стороны реки смотрелись очень даже красиво.

Ё —ѕ≈ƒ»÷»ќЌЌџ… ƒ≈Ќ№. ‘ото ј.—. Ѕоголюбова

‘ото ј.—. Ѕоголюбова

ѕ€ть дней назад наша экспедиционна€ группа в составе полутора дес€тка парней и девчат ранним утром с громадными рюкзаками с большим трудом пропихнулись в рейсовый автобус и прибыла на железнодорожную станцию в пос. ћарс€ты. ќтсюда мы пригородным поездом доехали до пос. ћаслово (ж.д.станци€ "«олото") и направились к берегу реки —осьвы, котора€ несла свои воды в километре от станции. ѕерейд€ реку по мосту, мы по левому берегу пошли вниз по течению к месту, где запланирована наша сто€нка.

“ропа вела нас по-над рекой, мимо старого деревенского кладбища-погоста. „ерез километр мы вброд перешли ручей, впадающий в —осьву, по крутому берегу подн€лись наверх к увидели чудесную пол€ну, с которой открывалс€ изумительный вид на —осьву. «десь мы и обустроили свой экспедиционный лагерь. ћногообразие видов луговой и лесной растительности, наличие большой реки и малого ручь€ Ч прекрасные объекты дл€ наших ботаников и гидрологов, а топографам и метеорологам везде работа есть.

ћои юные исследователи природы, сбросив т€жЄлые рюкзаки, сто€ли на крутом берегу и были очарованы открывшимс€ видом: внизу протекала —осьва, на пол€не взметнулись ввысь несколько стройных берЄз, под которыми буйным ковром расстилались €ркие луговые травы, а позади стеной сто€л сосновый лес с примесью ели и пихты. —реди этой красоты и простора нам предстоит прожить дес€ть дней. –еб€та были довольны: дес€ть дней свободы от родительской опеки, дес€ть дней вдали от городского шума и суеты, самосто€тельной жизни на лоне природы, спать в палатках, умыватьс€ в реке, самим готовить еду на костре и выполн€ть исследовательскую работу.

—колько зимних вечеров и воскресных дней мы провели за подготовкой к этой летней экспедиции: учились методике проведени€ описани€ различных биоценозов, познавали премудрости экологических закономерностей, учились пользоватьс€ различными экспедиционными приборами. » вот наша группа на месте. ѕора оборудовать лагерь. »з многолетнего опыта проведени€ экспедиций € знаю, что это важный момент.

ѕрежде всего мы сообща наметили место дл€ палаток. »х мы поставили вдоль берега. Ќа береговом обрыве поставили шест, на котором укрепили вымпел с названием нашего научного общества: "ёный эколог". Ќедалеко от кромки воды оборудовали место дл€ костра. ¬округ него из брЄвен приготовили сидень€, а в стороне выделили место дл€ дров, чтобы не захламл€ть костровое пространство.

Ќа краю пол€ны цветными флажками отгородили место дл€ метеорологических приборов. Ёта площадка Ч владение наших метеорологов. «десь в первый же день разместили термометры дл€ определени€ температуры воздуха, почвы, а в реку погрузили водный термометр; барометр, гигрометр, анемометр (прибор дл€ определени€ скорости ветра) поместили под навес. Ќа треноге установили метеорологический теодолит, выверили его по сторонам горизонта. — его помощью мы с большой точностью следим за перемещением —олнца по высоте и азимуту. ¬се самописцы (гигрограф, термограф и барограф) тоже надЄжно укрыты на случай дожд€ навесом из плЄнки.

Ћагерь экологов и метеоплощадка

Ћагерь экологов и метеоплощадка

–абота по оборудованию лагер€ шла быстро, так как реб€та ещЄ дома распределили все об€занности между собой. «десь, на месте, без толкотни и суеты все зан€ты своим делом. —коро наш лагерь приобрЄл законченный вид. –еб€та любовались своей работой, своим лагерем...

–езкий металлический звук прервал мои мысли Ч это дежурные ложками о дно тарелок выбивали дробь Ч сигнал подъЄма. «начит, завтрак готов. »наче бы на их лицах не было таких широких улыбок и такого настойчивого сигнала подъЄма. »ногда дежурные замешкаютс€ и завтрак к подъЄму не готов. ¬от тогда они хитр€т, про€вл€ют к своим сп€щим товарищам неожиданную жалость:"ƒа пусть они ещЄ посп€т. ”ма€лись ведь вчераї.  акое сочувствие! ’итрецы! ј вот сегодн€ дежурные уложились в срок, и теперь несутс€ от одной палатки к другой и тарабан€т.  уда и жалость подевалась.

Ќаконец, то у одной, то у другой палатки откидываютс€ пологи, из палаток начинают высовыватьс€ лохматые головы. —онные лица недовольно ворчат на дежурных:"Ќу, чего расшумелись?" ћало-помалу, перебрасыва€сь незлобивыми шутками, парни и девчата выбираютс€ из палаток, пот€гиваютс€ и спешат в лесок (мальчики Ч налево, девочки Ч направо). ѕотом каждый проводит импровизированную зар€дку и спешит к реке.  то-то из парней бросаетс€ в реку, а большинство только слегка заход€т в воду, тщательно чист€т зубы и мыл€т лицо, руки, шею. —коро лагерь наполнилс€ гомоном, ожил. ƒелаю вывод, что реб€та не только встали, но и проснулись.

ѕогода стоит с самого утра прекрасна€. —егодн€ обещает выдатьс€ один из тех погожих дней, когда колдовство лета ощущаешь с особенной силой.

ѕосле завтрака начинаетс€ сама€ ответственна€ часть дн€.  ажда€ группа исследователей занимаетс€ своим делом. “опографы и гидрологи ведут съЄмку участка реки (мы готовим карту —осьвы). ќни вычерчивают нитку реки со всеми поворотами, ручейками-притоками. Ќа эту карту нанос€т удобные места сто€нок дл€ туристов, отмечают перекаты, в некоторых местах делают промеры глубин от одного берега до другого. ¬о врем€ работы в верховь€х (от Ўегультанского моста до села ƒенежкино) на карту наносились все прибрежные скалы, у местных покосников и рыбаков вы€сн€лись названи€ скал.

«вено метеорологов через каждый час снимает показани€ всех термометров и приборов, занос€ эти показани€ в журнал. ћетеорологи всегда наход€тс€ в лагере, где находитс€ их метеоплощадка.

Ѕотаники в прошлые дни были зан€ты описанием лесного биоценоза, а сегодн€ они перешли на луг: определ€ют видовой состав, плотность размещени€, €русность растений. ћного времени уходит на изучение внутривидовой изменчивости, так как здесь требуетс€ большой статистический материал, поэтому приходитс€ обрабатывать сотни экземпл€ров растений одного вида.

√ербаризаци€  образцов растений

√ербаризаци€ образцов растений

¬ распор€жении пытливых ботаников есть больша€ красочна€ пол€на. ќни настолько были увлечены своей работой, что даже не заметили моего по€влени€. я не стал их отвлекать, € знаю, что эти аккуратные девчата сделают всЄ самым добросовестнейшим образом. ≈сли возникнут какие-либо вопросы Ч они найдут мен€.

—осьвинское лето было в разгаре. Ёто чувствовалось не только по массовому по€влению слепней, оводов и мошки, не только по насто€щей дневной жаре. Ќаша пол€на выгл€дела теперь совсем иначе, чем весной, когда € здесь проплывал с целью корректировки маршрута. ѕол€на, желтевша€ весной блеклой прошлогодней травой, сейчас буйно зеленела. Ќа фоне сочного разнотравь€ €ркими п€тнами выдел€лись цветы. ‘иолетовыми свечками возвышались борец и живокость, среди серо-зелЄных пойменных ив совсем не по северному полыхали огромными красными цветками пионы, которые на ”рале называют ћарьиным корнем. „уть ли не в каждом таком запоздалом цветке можно было найти небольших жЄлтых, с черными загогулинами на надкрыль€х, усачей. ќни уплетали м€гкую цветочную пыльцу. Ёти красивые жуки, пиршествовавшие на жЄлтой пыльце в окружении €рко-красных лепестков, придавали пионам ещЄ более экзотический вид. √л€д€ на них, нельз€ было не вспомнить о том, что где-то далеко есть пышные и цветастые тропики.

Ёкологи-ботаники за определением растений

Ёкологи-ботаники за определением растений

ƒ€гили, мощные всходы которых весной привлекали внимание своим сходством с пробивающим землю крепким кулаком, теперь развернули блекло-белые зонтики на высоте полутора-двух метров. Ќа зонтиках всегда собиралось множество всевозможных мух. ƒнЄм они роились вокруг соцветий, пили нектар, ползали, жужжали, а ночами безжизненно висели тут же, на зонтиках, зацепившись за них своими цепкими лапками. ѕо утрам, когда было ещЄ прохладно, небольшие птички-пеночки любили пастись на таких зонтиках, собира€ беззащитных мух... ƒ€гиль называют ещЄ медвежьей дудкой, так как считают д€гиль медвежьим лакомством, а стебель-дудку деревенские реб€тишки используют в своих играх в качестве духового ружь€.

Ќадо сказать, что д€гиль можно использовать в пищу; его можно есть сырым, делать салаты, меша€ с чем-нибудь ещЄ, можно варить из него борщ. ѕравда, у него какой-то резкий непри€тный запах. Ќо, если голод заставит... его вполне можно употребить.

«ато таволгу (лабазник) мы всегда с удовольствием использовали дл€ заварки ча€. ќна заполонила все окрестные пол€ны своими белыми несимметричными соцвети€ми-шапками. ЌаберЄшь букетик, окунЄшь в кип€ток Ч вот тебе и ароматнейший чай.  стати, листь€ тоже можно использовать дл€ заварки.

ј вот одиночно сто€т высокие лилии кудреватые. ¬ерхушки стеблей Ч цветоносы несут несколько крупных цветков с закрученными лепестками, а длинные тычинки увенчаны крупными пыльниками. "÷арские кудри" и "саранка" Ч так в народе называют ещЄ эти из€щные растени€.

ќписание луговой растительности

ќписание луговой растительности

Ќа нашей пол€не обитает много €щериц. ќни стремительно по€вл€лись на толстых колодах, на секунду замирали, подн€в маленькую головку, стремительно сновали вдоль колоды, грелись на ней и так не стремительно исчезали в густой траве.

  тринадцати часам дн€ реб€та стали подт€гиватьс€ к лагерю: врем€ обеда, реб€та проголодались.

 ак обычно, после обеда реб€та, устроившись поудобнее, провод€т предварительную обработку своего материала: с помощью калькул€тора обрабатывают математические данные по внутривидовой изменчивости, вычерчивают различные графики и диаграммы, заполн€ют таблицы, делают зарисовки, расшифровывают свои краткие записи во врем€ полевых наблюдений. —ейчас закладываетс€ основа тех научных докладов и рефератов, которые будут писатьс€ зимой и с которыми мои реб€та выступ€т на городских и областных конференци€х и слЄтах юных исследователей природы.

ƒневна€ жара между тем нисколько не спадала.  омары, которые посто€нно по утрам и вечерам нам надоедают, почти полностью исчезли. Ќо на смену им прилетели мошки, оводы и слепни. ћы впервые узнали, как это плохо, когда слепней очень много.  азалось, что весь лес наполнен густым низким гулом. ƒостаточно было наугад взмахнуть рукой и сжать при этом пальцы Ч и в кулаке непременно одно-два, а то и п€ть крупных, ощутимо т€жЄлых насекомых.  огда кончалось действие "ƒэты" слепни первыми сообщали об этом жгучим укусом, Ёто было сигналом к тому, что пора мазатьс€ снова. ћы уже из прошлого опыта знали, а тут еще раз убедились, что когда кровососов по-насто€щему обильно, то наносить на лицо и руки новый слой мази поверх старого Ч приЄм малоэффективный. Ќадо идти к реке и умыватьс€ с мылом, чтобы мазать чистую кожу. ¬ некоторые дни приходилось умыватьс€ и мазатьс€ по п€ть-шесть раз. Ќу, а мошки Ч это вообще самые непри€тные таЄжные кровососы. Ёти очень мелкие насекомые беспреп€тственно забивали глаза, уши, нос так, что полноценный вдох сделать было невозможно, вбирать воздух приходилось сквозь зубы. ј забравшись под одежду, мошки вызывали нестерпимый зуд тела, от которого трудно было избавитьс€.

—егодн€, кажетс€, эти кровососы окончательно вывели моих реб€т из терпени€. „тобы хорошо вымыть тело и этим меньше привлекать ненасытных насекомых, парни решили устроить банный день. Ёта иде€ была встречена всеобщим ликованием. »де€ есть, цель поставлена, теперь Ч за дело. Ѕлаго, что опыт устройства таЄжных бань у нас есть.

ѕарни схватили топоры и нырнули в лес. ¬скоре они притащили оттуда сухие жерди, сделали из них каркас. —в€зали его по углам тесьмой, потом обт€нули двум€ сло€ми полиэтилена. ј чтобы герметизаци€ была полна€, присыпали низ стены землЄй. ¬нутри бани настелили жердей Ч получилс€ пол. ј на берегу —осьвы уже пылал большой костЄр. ћы оп€ть благодарили судьбу за то, что мы в тайге, где полно превосходного сушн€ка, где можно не экономить дрова. ¬ костре калились собранные тут же, на берегу, камни. Ќад костром уже закипала в вЄдрах речна€ вода. ¬ "бане" на жерд€ной пол поставили ведро с холодной водой и два пустых ведра Ч вместо тазиков, Ђшайкиї. «аготовили, как это положено, несколько берЄзовых веников, вместо мочалки девочки нарезали твЄрдые стебли хвоща и обмотали их слоем бинта.

 инули жребий. ћытьс€ первым выпало двум парн€м.  огда они залезли в "баню", € принЄс самое главное Ч ведро с раскалЄнными камн€ми. Ёто был самый ответственный момент, гвоздь программы, испытание функционального центра нашей бани, проверка сути замысла. ¬се остальные реб€та окружили баню и с нетерпением ждали реакции счастливчиков.

¬ первые же секунды стало €сно, что наши расчЄты оправдались полностью. —перва мы услышали густой вздох пара и резкий треск лопающихс€ камней. ѕотом раздалс€ восторженный рЄв парней и другие звуки, в которых лишь изредка можно было разобрать отдельные слова беспредельно довольного человека. ћы снаружи с особым удовольствием слушали злорадные комментарии изнутри по поводу того, что все набившиес€ в баню слепни, оводы и комары сдохли от жара.

ѕ€тнадцать минут, отведЄнные дл€ блаженства в бане, истекли. ѕарни выскочили из бани в плавках, от их разгор€ченных тел валили клубы пара. — разбега они бросились в реку, отфыркивались и под наше улюлюканье устремились к середине реки. »з реки выскакивали испуганные рыбы, на прибрежном лугу никли травы, а с безоблачного неба снисходительно улыбалось добродушное уральское солнце.

“еперь очередь "банитьс€" за двум€ девчонками. ќни нырнули в баню, им подали очередное ведро с раскалЄнными камн€ми, и вскоре их крик и визг разнЄсс€ по всей округе.

ƒела пошли как по конвейеру. ќчередные парочки готовили себе гор€чую воду и калили камни и сразу же занимали освободившуюс€ баню. „ерез два часа банна€ эпопе€ закончилась. ќна получилась на славу. Ћица девчонок и парней си€ют, перебива€ друг друга, они дел€тс€ своими впечатлени€ми о бане Ч главном событии дн€.

»з-за банных хлопот врем€ пролетело быстро, оно приближалось уже к шести часам. я вижу, что реб€та разбредаютс€ по палаткам, и вскоре по€вл€ютс€ вновь с блокнотами и ручками. ќни медленно разбредаютс€: одни удобно примостились под раскидистыми кронами берЄз, другие уселись на колоды, по которым беспрерывно снуют юркие €щерицы, третьи забрались в наши резиновые надувные лодки, свесив ноги за борт, а кто-то сел пр€мо на край обрывистого берега. я заметил, что все выбрали открытые, продуваемые ветром места. «десь спокойнее, почти нет комаров.

—ейчас мои реб€та полностью поглощены своими мысл€ми. —ейчас они не только созерцают, они думают и свои сокровенные мысли записывают. ћы, взрослые, хорошо понимаем, что смотреть Ч ещЄ не значит видеть. ¬оспринимаетс€ нами далеко не всЄ то, на чЄм мы сосредоточиваем свое внимание, о чЄм думаем. ¬от этой способности Ч уметь видеть Ч чрезвычайно важно научить подростка. ѕоэтому-то € и стал практиковать во врем€ наших экспедиций так называемые творческие "часы размышлений", "часы раздумий".

¬ своих "часах размышлений" реб€та не обход€т вниманием лепет родника, порхающий полЄт бабочек и деловитое снование жуков, шумный взлЄт птиц, трепет листьев раскидистых берЄз, тонких р€бин и осин. ƒаже комариный звон даЄт пищу дл€ размышлени€.

¬с€ окружающа€ нас действительность Ч это прекрасный нагл€дный материал дл€ развити€ мыслительных способностей подростка. ћо€ задача Ч научить его погружатьс€ в окружающий мир, научить сосредоточивать своЄ внимание на красотах природы.

¬ыстраданные, самосто€тельно написанные размышлени€, дают подростку несравненно больше, чем дес€тки упражнений и диктантов. ѕодросток овладевает глубинной сутью €зыка, возможностью отразить мир и выразить свои чувства в самых точных и €рких словах, какие он только может найти. Ёти творческие записи реб€т Ч это их сугубо личное дело: захот€т Ч могут поделитьс€ своими размышлени€ми вечером у костра, не захот€т Ч могут остатьс€ наедине со своими мысл€ми.

 стати, пользу€сь общей сосредоточенностью, отрешЄнностью реб€т и тишиной, € тоже делаю свои записи и краем глаза слежу за лицами реб€т.  то-то, прислонившись спиной к берЄзе, подогнув колени к себе и положив на них блокнот, быстро пишет. ¬он парень уставилс€ в одну точку, даже не моргает, грызЄт ручку (вот школьна€ привычка). „увствую, сейчас у него рождаетс€ мысль, он еЄ шлифует, оттачивает, чтобы излить на бумагу. ∆ду. ћинута прошла, секундна€ стрелка продолжает свой бег. —топ! –учка у парн€ забегала по блокноту. ќп€ть остановилс€. ’лопнул комара. «ачем-то сорвал травинку, рассматривает еЄ; положил травинку на блокнот и быстро-быстро начал писать. »нтересно, о чЄм он пишет? Ћадно, оставим его в покое, а то вдруг мои биотоки собьют его с мысли.

ћой взгл€д скользнул влево. ƒевчоночка сидит на колоде, раскрытый блокнот на колен€х, а сама биноклем водит по кронам деревьев. «десь всЄ €сно. ≈Є любимое увлечение Ч птицы —еверного ”рала. ¬от и сейчас она наблюдает за пернатыми, мысленно разговаривает с ними и свою беседу перекладывает на страницы своего блокнота. »нтересна€ девчонка, талантлива€ и настойчива€ в реализации своей цели.

Ќаблюдени€ за птицами

Ќаблюдени€ за птицами

»нтересные у мен€ реб€та: все они такие одинаковые в своей увлечЄнности к познанию тайн природы и экспедиционной жизни, и такие Ч разные по своему характеру. ’от€ нет, и в характере у них много общего: все они добрые, готовы в любую минуту прийти на помощь друг другу, люб€т незлобиво подшутить, не обидчивы. Ќа формировании их привычек и характера, несомненно, сказалось множество совместных походов и экспедиций во все времена года, а также участие в городских туристских слЄтах (по совместительству: кто ещЄ в школе обладает таким походным опытом, как мои юные исследователи природы, облазившие весь —еверный ”рал)...

–еб€та уже покидают свои места, убирают свои блокноты с запис€ми, вот перва€ стайка уже играет в волейбол, к ней пристраиваютс€ другие, круг становитс€ все шире и шире.  то-то с книгой устроилс€ на обрыве берега, подстелив под себ€ походный коврик. “олько дежурные воз€тс€ у костра. ќни уже получили от завхоза продукты и теперь мудр€т над приготовлением ужина.

ѕосле ужина мы отправились на вечернюю экскурсию. ћаршрут сегодн€ пролегает вдоль ручь€ вверх по течению. Ћетом этот лесной ручей незаметен, тихо журчит себе, пропуска€ свои холодные воды через камни и лесные заросли и утол€€ жажду покосника, рыбака и случайного путника. Ќо весной, наполнившись талыми водами, он стремителен и коварен. ≈го быстрые струи с силой вымывают на поворотах прибрежную землю, огол€ют мощные корни гигантских деревьев и стремглав унос€тс€ прочь, чтобы в другом месте вновь с удалью продолжить свою разрушительную работу.

—олнце уже катилось к закату. Ћес, освещЄнный косыми лучами вечернего солнца, сто€л загадочный, как невеста на выданье. ћы шли через стрекот кузнечиков, всплески л€гушек. “о с одной, то с другой стороны слышалась незатейлива€ перебранка птиц. ¬рем€ от времени мы останавливались, любу€сь вечной красотой природы, изредка перебрасывались своими впечатлени€ми. “ропинка, по которой мы шли, стала тер€тьс€, мы повернули назад, к лагерю.

ѕриглушЄнный кронами деревьев свет закатного солнца, негромкое журчание ручь€, редкие звуки и голоса живой природы завораживающе действуют на нас, мы идЄм неторопливо, говорим шепотом, затаив дыхание, слушаем наступившую тишину, ощущаем аромат леса и луга.

  нашей лагерной пол€не мы пришли, когда винно-красное солнце уже село в зелЄное море островерхих елей и шапок сосен. ѕарни развели большой костЄр, все мы удобно разместились вокруг на брЄвнах. Ќачалс€ импровизированный "учЄный совет": кажда€ секци€ кратко сообщает о проделанной днЄм работе, заостр€ет внимание на наиболее интересных или непон€тных €влени€х, наблюдавшихс€ за день, отвечают на вопросы товарищей. ѕодвод€ итоги "учЄного совета", € обратил внимание на вы€вленные просчЄты в составленном плане и методику самих наблюдений (это дл€ будущего, чтобы не повтор€ть ошибки в следующих экспедици€х).

ј потом у костра пошли песни под гитары. —колько песен в репертуаре моих реб€т! ќни передаютс€ от одной группы другой, а кое-какие сочин€ютс€ самими реб€тами и перекладываютс€ на музыку. —ам € не пою, ни на одном музыкальном инструменте не играю, но слушать песни под перебор струн гитары люблю. —тихийный концерт у ночного костра продолжалс€ часа два и окончилс€ далеко за полночь. ѕод затухающий костЄр погас и последний аккорд. ѕарни, наконец, опустили гитары.

ћало помалу реб€та стали расходитьс€ по своим палаткам, огни фонариков изнутри палаток скользили по стенкам и скату, напомина€ пл€ски теней. ¬скоре все успокоились. ј € продолжал сидеть у потухшего костра, любу€сь голубыми огоньками углей. —права от мен€, совсем близко, всего в дес€ти шагах таинственно несла свои воды река. Ќа берегу дремали наши лодки.

≈сли на закате водна€ гладь —осьвы лежала как золота€ скатерть, то сейчас она похожа на темно-синий бархат, который временами лоснитс€ от движени€ волн и бледного света лимонной дольки мес€ца, вис€щего в небе. —то€ла дивна€ тиха€ ночь, насто€ща€ уральска€ сказка.

ƒневна€ усталость и ночна€ духота пригласили мен€ искупатьс€. —осьва ласково прин€ла мен€. ќсвежив своЄ тело, € перевернулс€ на спину и улыбнулс€ звЄздным узорам, вышитым искусной рукой. «вЄзды обладают какой-то магической силой, они умиротвор€ют и успокаивают. «вЄзды подмигивали мне, дела€ тайны ¬селенной свойскими, почти домашними. » мне показалось, что ещЄ миг и € окунусь в ¬ечность и Ѕесконечность. Ќо прохлада воды и тишина внезапно вернули мен€ в действительность. ¬ечность не даЄтс€ в руки смертным.

„итать дальше >>>


„итайте другие литературные произведени€ ¬ладимира ѕоликарповича Ќазарова из книги
"ѕ≈—Ќ№ » ѕЋј„ ћј“≈–»-«≈ћЋ»" в трех част€х:

„асть 1. "ѕриродна€ лирика",
„асть 2. "Ёкологическа€ публицистика"
„асть 3. "јлександр ћеркер и его поросль"

—мотрите также фотографии природы «ападной —ибири (автор - ¬.ѕ. Ќазаров)

јвтор книги "ѕеснь и плач ћатери-«емли" ¬ладимир ѕоликарпович Ќазаров

„итайте другие литературные произведени€ на нашем сайте, посв€щенные художественному описанию природы в разделе
’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌјя Ћ»“≈–ј“”–ј ќ ѕ–»–ќƒ≈:


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019