јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌџ≈ ѕ–ќ»«¬≈ƒ≈Ќ»я

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>


яндекс.ћетрика


[ sp ] : ml об : { lf }
 

ƒанна€ страница содержит одно из литературных произведений ј.‘. ћеркера - педагога и натуралиста.

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ј.‘. ћеркер

Ё ќЋќ√»„≈— ќ≈  –ј≈¬≈ƒ≈Ќ»≈ » ≈√ќ «Ќј„≈Ќ»≈ ¬ ‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»» Ћ»„Ќќ—“» Ў ќЋ№Ќ» ј

Ёкологическое краеведение Ч это новое направление в современной педагогике, востребованное нынешним критическим состо€нием окружающей среды. “€желейшее экологическое состо€ние ”рала в целом и —вердловской области в частности вызывает закономерную озабоченность ученых, широкой общественности и педагогов области.

Ќе обошла эта проблема и г.  раснотурьинск на —еверном ”рале. ’оз€йственна€ де€тельность Ѕогословского алюминиевого завода, горнорудных и золотодобывающих предпри€тий, газовиков, а также больша€ насыщенность автотранспортной сети этого рода привели к сильнейшему загр€знению воздуха, воды, почвы и нарушению ландшафта —еверного ”рала. ¬сЄ это привело к тому, что  раснотурьинск зан€л, к сожалению, одну из верхних строчек в перечне различных раковых, туберкулезных и других заболеваний населени€ города и поселков в округе.

јнализ причин экологической напр€женности показывает, что современные экологические проблемы Ч это в значительной степени проблемы воспитани€, проблемы педагогики. ÷ентральной фигурой, призванной изменить мышление людей в сторону экологического мышлени€ и успешного решени€ экологических проблем, становитс€ учитель. ¬се будущее общество взрослых Ч от тракториста до министра Ч проходит через школу, через учител€ и его идеи, его понимание и видение мира. Ёто накладывает на учител€ особую ответственность за будущее общество страны. ѕоэтому учитель и школа нуждаютс€ в посто€нной помощи и внимании со стороны органов власти всех уровней, как местной, так и федеральной, а так же самой широкой общественности.

≈ще в 1978 г. в средней школе є1 г.  раснотурьинска было основано научное общество школьников Ђёный экологї, главными цел€ми которого стало: через экскурсии, походы и ежегодные экспедиции по изучению природы родного кра€ дать школьникам основные пон€ти€ об экологических закономерност€х развити€ растительного и животного мира —еверного ”рала, пон€ть сущность антропогенного воздействи€ на состо€ние окружающей среды, воспитание экологически грамотной личности и активна€ пропаганда идей необходимости охраны природы.

ќбследование скальной пещеры

ќбследование скальной пещеры

«а 18 лет существовани€ этого уникального научного общества через его дев€ть секций (ботаники, фенологии, гидрологии, метеорологии, охрана пам€тников природы и другие) прошли сотни школьников средних и старших классов, где старшие воспитывали младших, где непременной €вл€лась преемственность общественно значимых дел и традиций. Ќа счету юных экологов три научных открыти€: определены новые ареалы растений колломии линейной, ветреницы отогнутой и кувшинки четырехгранной. ѕо результатам многолетних эколого-краеведческих экспедиций члены научного общества подготовили первую на —еверном ”рале цветную рукописную Ђ расную  нигу охран€емых растений —еверного ”ралаї, издали типографским способом четыре серии плакатов охран€емых растений и один Ч по €довитым растени€м —еверного ”рала. Ѕыли составлены уникальные карты рек  аквы и —осьвы со всеми прибрежными скалами € указанием перспективных пам€тников природы этих рек. ћатериалы эколого-краеведческих экспедиций, фотографии и видеофильмы, отсн€тые юными исследовател€ми природы, посто€нно использовались ими при беседах и лекци€х дл€ школьников и взрослых. ћатериалы краеведческих исследований юных экологов составл€ют около тридцати рукописных томов. „лены научного общества Ђёный экологї ежегодно становились победител€ми городских, областных и всероссийских олимпиад, конференций и слетов юных исследователей природы.

»сследовательские работы научного общества велись на севере —вердловской и сопредельных ѕермской и “юменской областей по задани€м ученых ”ральского научного центра, института экологии растений и животных, областного и городского обществ охраны природы. ƒе€тельность научного общества Ђёный экологї получила высокую оценку этих организаций. ћногие школьники нашли свое призвание, начав путь к своей профессии в научном обществе Ч учител€ биологии и географии, врачи, биологи-охотоведы, топографы, флористы, метеорологи, работники лесного хоз€йства и др.

ѕо результатам исследований научного общества исполком  раснотурьинского горсовета в 1985 г. прин€л решение об охране семи скал р. аквы (как пам€тников природы  раснотурьинска).

Ѕольшой объем накопленного материала по экологическому краеведению —еверного ”рала позволил открыть в школе первый в —вердловской области учебный кабинет экологии, на базе которого ежегодно проводились семинары по экологическому краеведению и экологическому образованию подрастающего поколени€ дл€ учителей и директоров школ города и области.

Ќо за многие годы успешной де€тельности научного общества школьников по экологическому краеведению и образованию пришлось столкнутьс€ с неожиданным фактом.

Ќа многочисленных открытых меропри€ти€х дл€ учителей и директоров школ города и области, на научно-практических конференци€х школьников, где с докладами выступали члены научного общества Ђёный экологї, слушатели видели и оценивали только одну сторону де€тельности школьников Ч их экологическое краеведение. Ќо это была только видима€ часть де€тельности общества по формированию личности школьника.

ѕобедительница ¬серосссийской ќлимпиады экологов Ћисицка€ Ќелли

ѕобедительница ¬серосссийской ќлимпиады экологов Ћисицка€ Ќелли

ј была ведь еще невидима€ сторона де€тельности этого общества, оказывавша€ огромное вли€ние на становление личности подростков. » если о видимой стороне участи€ реб€т в научном обществе по экологическому краеведению все присутствующие говорили с похвалой, даже с восторгом, то о невидимой стороне редко кто говорил. Ёту невидимую сторону слушатели (учител€ и директора школ!!!) пон€ть не могли. » не мудрено, что не понимали, не освещали в прени€х и не оценивали. ¬едь они сами ни походов, ни экспедиций школьников в природу не совершали. »наче бы знали, каких усилий школьнику стоит один подготовленный доклад по экологии своего кра€. ƒа к тому же, если учесть, что подготовлен не один школьник с докладом, а более сотни.

¬от педагогическую ценность этой невидимой стороны в де€тельности научного общества Ђёный экологї нужно осветить подробнее.

1. ѕ≈ƒј√ќ√» ј ¬џ∆»¬јЌ»я

≈е, пожалуй, правильнее следует назвать Ђсамовыживаниеї.

¬ыполнение членом экспедиции закрепленных за ним об€занностей полностью исключало вс€кое иждивенческое настроение. ¬ горных или водных экспедици€х члены общества приобретали бесценный личный опыт выживани€ в экстремальных услови€х. ¬едь им приходилось не только стойко преодолевать все т€готы экспедиций, но и зачастую боротьс€ за собственную выживаемость. ѕримеров тому можно привести множество. Ёто и грозы в горах, и переправы с полным походным снар€жением через бурные горные речки, и сплав по рекам —еверного ”рала, очень бурных весной и после летних ливней, это и спасательные работы по эвакуации экспедиционного лагер€ на р.  акве во врем€ сильнейшего наводнени€ в 1993 г., повлекшее разрушение плотины в —ерове, снос домов и гибель там более тридцати человек.

¬о врем€ этого наводнени€ родители школьников прибыли с вахтовыми вездеходами к месту расположени€ экспедиционного лагер€ с целью вывезти их в город. Ќо реб€та решительно (все, без исключени€) отказались покинуть лагерь и уже на новом (безопасном) месте продолжили свои исследовани€ растений, метеонаблюдени€, топографические съемки и др. работы.

» зимой, и летом юные экологи приобретали навыки устройства простейших укрытий от непогоды: навесы, шалаши, земл€нки. ”чились делать укрыти€ даже в сугробах снега. ¬се в жизни может пригодитьс€. Ќезабываем зимний поход по сбору материала о состо€нии природы в зимний период, когда, вопреки метеопрогнозам, реб€та попали в жесточайшую пургу. — каким энтузиазмом они, преодолева€ ветер, залепл€вший лицо снегом, готовили дрова дл€ шатровой печурки, как они укрепл€ли свои палатки. ѕодгон€ть никого не приходилось и все обошлось без Ђ„ѕї.

”мению пользоватьс€ компасом и читать карту реб€та учились сразу же по началу участи€ в де€тельности научного общества Ђёный экологї, ¬ первых же походах и последующих экспедици€х исследователи природы приобретали навыки ориентировани€ в лесной и на открытой местности и в горах. Ѕез компаса, независимо от времени суток и года и состо€ни€ погоды, они учились свободно определ€ть стороны горизонта и находить нужное направление своего движени€. ќриентирами к указател€ми пути им служили различные свойства растений, звезды, —олнце, разметка лесных кварталов и другие особенности местности. ¬о врем€ походов и экспедиций школьники убеждались, что искать Ђкомпасныеї приметы нужно только на отдельно наход€щихс€ растени€х и предметах. ¬ густолесье, в ущель€х, оврагах и других складках и перегибах рельефа, в буреломе любые признаки смазаны, выражены нечетко, грешат приблизительностью. Ќа конкретных природных приметах и с помощью компаса реб€та убеждались, что ориентироватьс€ по ширине годовых колец на пн€х и густоте веток на кронах деревьев и кустов, как это довольно часто рекомендуетс€ в художественных книгах и справочниках, не следует, т.к. ширина годовых колец дерева зависит от физиологических особенностей роста дерева, освещенности, микроклимата. ј густота кроны определ€етс€ направлением господствующих ветров (€вление Ђфлаговостиї), освещенностью, свободным дл€ прорастани€ пространством.

ќбластные и районные газеты ежегодно сообщают, что одиночки или группы людей, уйд€ в лес (за грибами, €годами или туристы), заблудились и погибли от голода. «аблудились Ч не смогли сориентироватьс€, не смогли найти дорогу к жилью. ”мерли от голода Ч закончились продукты, вз€тые с собой, а прокормитьс€ в лесу не смогли. Ёто в уральской-то тайге! ƒа еще летом или осенью! ћожно, конечно, представить себе всю беспомощность погибших, оказавшихс€ наедине с природой. » их трагедию.

ƒумаетс€, что такого печального исхода не будет у реб€т, прошедших школу научного общества Ђёный экологї. ƒело в том, что составной частью походов и экспедиций юных экологов было знакомство с лекарственными, €довитыми и съедобными растени€ми —еверного ”рала. —мородина, черника, кедровые орехи, брусника, клюква, грибы, морошка, шиповник Ч это само собой разумеющеес€. ¬етки и соцвети€ таволги Ч это прекрасна€ заварка дл€ ча€. ј вот на  онжаковском  амне юные экологи учились, как можно использовать в пищу невысокий кустарничек Ч пол€рную иву. ¬след за руководителем экспедиции реб€та попробовали внутренние части молодых, освобожденных от коры, побегов в сыром виде. ѕопробовали и молодые листь€, сережки соцветий и очищенные от земли корешки. ” —осьвинских стариц и озер школьники знакомились, как употребл€ть в пищу камыш и рогоз. ƒаже попробовали хлебные лепешки, приготовленные из корневищ кубышки и кувшинки, предварительно высушенных и растертых до мучного состо€ни€. ¬ лесу реб€та узнали, что нераспустившиес€ сосновые почки, молодые побеги-свечки тоже можно использовать в пищу, а из хвои можно приготовить прекрасный витаминный напиток.

 ислица, дикий лук, щавель, иван-чай, подорожник всегда были добавками к походному столу юных исследователей природы. ƒевочки-повара отлично справл€лись с их обработкой и приготовлением блюд, а в сборе принимали участие и все парни. “ак что навыки распознавани€ съедобных растений получали все.

»спользование некоторых из этих растений в пищу особого энтузиазма и восторга у реб€т не вызывало, а попробовать обжаренные на костре л€гушачьи задние конечности, которые руководитель экспедиции нарочито аппетитно смаковал, вообще отказались. ƒа это и не было главной целью руководител€ (чтобы они об€зательно это испробовали). ƒело в другом. ¬се увиденное, а кое-что и лично испытанное в корне повернуло сознание реб€т. Ўкольники убедились, что оказавшись без привычной пищи в природе, выжить можно. ¬ подсознании этот факт у них крепко отложилс€. » если вдруг они окажутс€ в такой экстремальной ситуации (дай Ѕог этому не случитьс€), то это подсознание сработает, инстинкт собирател€ пищи, который был присущ первобытному человеку и генетически закодирован у нас, проснетс€ в них и поможет им выжить. ÷епка€ подросткова€ пам€ть придЄт на помощь теперь уже взрослому человеку, прошедшему школу выживани€ в научном обществе школьников Ђёный экологї.

—оставной частью походной и экспедиционной жизни €вл€етс€ костер.  аждому знакомо чувство уверенности человека, сид€щего у костра. Ќа нем не только пищу готов€т, он и обсушит, и согреет. ” костра человек чувствует себ€ уютно. –азвести костер в сухое врем€ Ч не проблема. √ораздо сложнее развести и сохранить костер в дождь или при сильном ветре, или зимой.

¬се эти жизненно важные премудрости юные исследователи природы и постигали в походах и экспедици€х по —еверному ”ралу.

ћы остановились только на нескольких примерах приобретени€ навыков выживани€ членами научного общества при экстремальных ситуаци€х, в которых может оказатьс€ любой человек. ѕеречень можно продолжить: это и умение предохранить себ€ от укусов таежных клещей-переносчиков возбудителей болезни энцефалита, и распознание €довитых растений —еверного ”рала, и умение оказать пострадавшему первую помощь и т.д.

√лавное в экстремальных услови€х Ч не потер€ть самообладание. ¬ыживание человекаї в решающей мере зависит от его морального состо€ни€, силы воли, уверенности в благополучном исходе. „еловек, впавший в отча€ние, Ч обречен. „еловек, продолжающий борьбу за жизнь, в самых сложных услови€х сохран€ет шанс на спасение.

Ќапомним, приобретение минимума знаний, умений и навыков по выживанию в экстремальных услови€х Ч это один из комплексов той невидимой стороны значени€ участи€ школьников в де€тельности научного общества по формированию всесторонне развитой личности, котора€ осталась незамеченной подавл€ющим большинством присутствующих на многочисленных конференци€х и открытых меропри€ти€х научного общества Ђёный экологї.

2. “–”ƒќ¬јя ѕ≈ƒј√ќ√» ј

»наче ее еще можно назвать Ђтрудотерапи€ї. Ќи один поход, ни одна экспедици€ научного общества не обходитс€ без трудового участи€ всех ее членов. ”же подготовительный период вовлекает их в трудовую де€тельность: ремонт палаток, рюкзаков, байдарок, лодок, закуп продуктов и т.д.

ѕрибыв на место запланированной базовой сто€нки необходимо оборудовать кострище, походный стол и сидени€, санитарные места, метеопост с навесной защитой от дожд€, поставить палатки. Ѕольших физических усилий требует заготовка дров. Ўкольники должны уметь преодолевать дес€тки километров пути по бездорожью Ч горным каменистым тропам, болотам, размытым дорогам, бурелому, горным ручь€м. » все это с т€желым рюкзаком. —плав по —осьве и  акве требует умени€ много часов грести и управл€ть лодкой и байдаркой, преодолевать перекаты, валуны, длинные плесы, подмытые деревь€, лежащие на пути, обносить суда и груз на мелководь€х и в местах лесных завалов.

”чимс€ собирать байдарки

”чимс€ собирать байдарки

—овсем не просто, например, новичку в полевых услови€х организовать питание. ¬р€д ли кто из девчонок и парней в начале своего участи€ в научном обществе самосто€тельно мог приготовить пищу, так как в домашних услови€х привыкли жить на всем готовеньком. ј через несколько двухдневных походов по изучению природы родного кра€ все утр€салось: и картошка в супе была не сырой, и каша не пригорала и не была пересоленной, да и чай на таволге и смородине получалс€ отменным.

“руд ежедневный. » он отличаетс€ от уроков труда в школе. ¬ экспедиционных услови€х есть один чрезвычайно существенный нюанс. Ќа уроке труда работу школьника оценивает учитель, а в экспедици€х она оцениваетс€ его товарищами. ј это не одно и то же. ѕеред товарищами не схитришь, не проведешь их. »наче потер€ешь их доверие.

“рудова€ де€тельность школьников во врем€ походов и экспедиций закал€ет их, делает крепкими, выносливыми, физически развитыми. Ёта Ђтрудотерапи€ї тоже относитс€ к невидимой стороне де€тельности научного общества юных краеведов. Ђ“рудотерапи€ї оказывает громадное положительное вли€ние на развитие подростка, но дл€ окружающих она не заметна, скрыта. »менно сочетание педагогики выживани€ в экстремальных услови€х экспедиции и Ђтрудотерапииї давало возможность школьникам в научном обществе приобрести бесценный личный опыт. ќбразно выража€сь, самим Ђиспробовать на зубї суровую, но насто€щую жизнь.

ѕреодоление трудностей Ч это колоссальный жизненный стимул. Ќо кто учит тому, что это так же необходимо, как есть, пить и дышать? ƒумаетс€, что это одна из главнейших задач родителей и школы. ”частие школьников в походах, экспедици€х и других сферах де€тельности научного общества Ђёный экологї давало им прекраснейшую возможность закал€ть себ€ и физически, и духовно, не пасовать перед возникающими трудност€ми повседневной жизни. «десь школьники получали навыки преодолени€ по€вившихс€ трудностей без нанесени€ ущерба другим. ѕройд€ школу научного общества, они вступали в большую жизнь физически крепкими, закаленными и духовно на голову выше своих сверстников. ќчень важно при этом добитьс€ того, чтобы подростки по-другому оценили то врем€, когда в домашних услови€х жили на всем готовеньком. „тобы по-новому оценили блага цивилизации. ѕопутно, а самое главное Ч самосто€тельно, они сделают и другие полезные дл€ себ€ выводы.

3. ћ≈∆ѕ–≈ƒћ≈“Ќџ≈ —¬я«»

¬с€ де€тельность научного общества Ђёный экологї пронизана межпредметными св€з€ми. ћожно привести массу примеров применени€ школьниками в исследовательской де€тельности тех знаний, которые они получали на уроках химии, биологии, географии, физики, рисовани€, литературы и других предметов школьной программы. Ёто и умение составить раствор нужной концентрации, и умение провести химический анализ почвы и воды, определить растение, описать и зарисовать его, начертить различные графики, диаграммы, спланировать и написать реферат и т.д.

ј сколько дополнительных к школьному курсу знаний, умений и навыков получили юные исследователи природы за врем€ пребывани€ в научном обществе Ђёный экологї! Ёто знани€ в области почвоведени€, гидрологии, фенологии, топографии, геодезии, лесоведени€, фотографии, видеоЧ и аудиотехнике и многое-многое другое.

“ригонометрические премудрости, абстрактно заучиваемые на уроках математики, совсем по другому воспринимаютс€ школьниками во врем€ экспедиций по изучению природы своего кра€. «десь тригонометрические формулы синусов и косинусов, тангенсов и котангенсов Ђоживаютї, здесь они наход€т свое практическое применение.

»змерение высоты скалы зимой

»змерение высоты скалы зимой

 ак измерить ширину реки?  ак определить высоту дерева, скалы?  ак вычислить рассто€ние до недоступного объекта? ¬от, оказываетс€, когда на помощь приход€т те знани€, которые когда-то изучались на уроках математики. ј некоторые участники экспедиций познают эти загадочные формулы за один-два года до того, когда с этим программным материалом они познаком€тс€ на уроке (пример опережающего обучени€). Ёто нужно было видеть, с каким интересом школьники во врем€ тренировочных походов (с субботы на воскресенье) проводили дес€тки измерений на местности, практику€сь в применении тригонометрических формул, а потом, дл€ своей убежденности, перепровер€ли свои расчеты обыкновенной рулеткой. ѕри совпадении результатов измерений и расчетов по формулам глаза юных исследователей природы си€ли одновременно и удивлением, и восхищением, и радостью. ѕосле таких тренировок Ч перепроверок на местности школьники с доверием начинают относитьс€ к измерени€м и расчетам с помощью тригонометрических формул. ¬ последующих экспедици€х они уже полностью вер€т в правильность результатов, полученных тригонометрическими измерени€ми.

¬ процессе исследовательской де€тельности по изучению природы —еверного ”рала школьники убеждаютс€, что учебный материал нужно заучивать не только дл€ того, чтобы ответить на следующем уроке, а потом можно и забыть. ќказываетс€, полученные знани€ могут быть востребованы жизнью в самый неожиданный момент, при самых различных ситуаци€х, когда, естественно, под рукой ни нужного учебника, ни справочника нет. «десь самое врем€ порытьс€ в пам€ти, найти нужную полочку, куда когда-то были помещены нужные на данный момент знани€.

4. –ј«¬»“»≈ »Ќ“≈ЋЋ≈ “ј

ћногочисленные экскурсии, походы и краеведческие экспедиции, совершавшиес€ научным обществом Ђёный экологї с целью изучени€ своего кра€ через познание экологии растительного и животного мира, климатических особенностей своей местности, встречи с интересными людьми, работа с многочисленными печатными источниками (научные книги, газеты, журналы) способствовали становлению интеллектуально развитой личности всех членов этого общества.

ёные исследователи природы умели отлично обращатьс€ с различными приборами и снар€жением во врем€ экспедиций, они умели фотографировать, производить видео-съемку, делать рисунки растений и птиц, ќбработка материалов экспедиций, подготовка докладов, выпуск стенгазет, плакатов и экологических бюллетеней, беседы с младшими школьниками и своими сверстниками по охране природы, активное участие в многочисленных слетах, конференци€х, олимпиадах, телепередачах, проведение различных открытых меропри€тий на школьном, городском и областном уровн€х также способствовало расширению кругозора школьников Ч членов научного общества Ђёный экологї.

Ёто общество воспитывало школьников быть инициативными, отстаивать свою точку зрени€, уметь генерировать новые идеи, разрабатывать различные проекты, аргументировано защищать их и внедр€ть их в практику. ¬ научном обществе подростки воспитывались быть деловыми, что столь необходимо люд€м в новых (рыночных) взаимоотношени€х.

— целью развити€ творческой и активной личности школьника в обществе практиковалось проведение Ђчасов размышленийї. ¬ это врем€ реб€та обычно уедин€лись в своих любимых местах: около родника, у реки, любимой скалы, или у стога душистого сена. ¬ такие моменты юный исследователь всецело поглощен своими мысл€ми. —ейчас он не только созерцает. ќн думает, и свои сокровенные мысли он записывает. ¬от этой способности Ч уметь видеть Ч чрезвычайно важно научить подростка. Ќаилучшим образом это удаетс€ реализовать при посто€нном общении с природой, во врем€ краеведческих экспедиций. ¬ своих Ђчасах размышленийї подросток не обходил вниманием ни лепет родника, ни порхающий полет бабочек, ни трепет листьев берез и осеннее буйство красок осин. ƒаже комариный звон дает пищу дл€ размышлени€. ¬с€ окружающа€ нас действительность Ч прекрасный нагл€дный материал дл€ развити€ мыслительных способностей подростка. ƒело наставника Ч научить его погружатьс€ в окружающий мир, научить сосредотачивать свое внимание на красотах природы. ¬ыстраданные, самосто€тельно написанные размышлени€ дают школьнику несравненно больше, чем дес€тки упражнений и диктантов. ѕодросток овладевает глубинной сутью €зыка Ч возможностью отразить мир и выразить чувства в самых точных и €рких словах, какие он только может найти.

ќсобое значение дл€ интеллектуального развити€ школьников Ч членов научного общества имели их многочисленные встречи с учеными »нститута экологии растений и животных ”ральского отделени€ –оссийской јкадемии наук: академиками ¬.Ќ. Ѕольшаковым и ѕ.Ћ. √орчаковским, сотрудниками этого же института ћ.ћ. —торожевой, ≈.ј. Ўуровой, Ќ.ѕ. —алминой, ¬. »пполитовым, ѕ.ј.  осинцевым, кандидатами биологических наук Ч преподавател€ми педагогического института (университета) «.√. ўенниковой и ћ. .  упри€новой, наставником учителей биологии —вердловской области Ё.Ё. ¬олковой, действительными членами √еографического общества Ќ.Ќ. ѕодгайским и ќ.¬. Ўтраухом (г. »вдель), уральским писателем Ѕ. –€бининым и многими местными старожилами.  аждый из них Ч это оригинальна€ личность, это кладезь житейской мудрости и неисчерпаемый источник краеведческих знаний.

ќбщение с ними в познавательном и эмоциональном плане было дл€ юных исследователей природы важным стимулом активизации и поиска новых форм своих исследовательских и практических работ по изучению и охране природы —еверного ”рала.

Ќаучное общество школьников Ђёный экологї, организу€ всевозможные меропри€ти€ по экологическому краеведению, спасало подростков от бездель€, от правонарушений, они были изолированы от вли€ни€ дурных компаний. ѕосто€нна€ зан€тость в де€тельности научного общества сформировала у них совсем другие интересы, другой менталитет, другую совокупность умственных навыков и духовных установок. Ќаучное общество Ђёный экологї Ч это школа воспитани€ человека с новым типом мышлени€, человека с экологическим мышлением, который должен стать ключевой фигурой будущего общества

5. ‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈  ќЋЋ≈ “»¬»«ћј

Ќа всевозможных слетах и конференци€х их участники с огромным интересом знакомились с фотовыставками, слайдфильмами, а в последнее врем€ и видеофильмами, показывавшими разнообразную жизнь членов научного общества Ђёный экологї в полевых услови€х. –едко кто из участников данных меропри€тий имел счастье в таких естественных экспедиционных услови€х так интересно жить и проводить свои исследовательские работы в дикой уральской тайге, как юные исследователи природы из научного общества Ђёный экологї.

¬ походах и экспедици€х воспитываетс€ лична€ ответственность за собственные поступки. «десь же воспитываетс€ самосто€тельность, подросток не ждет приказа со стороны. ¬ Ђёном экологеї царил дух равноправного сотрудничества в решении всех проблем. ¬ результате этого у подростка исчезает потребительское отношение к жизни и вырабатываютс€ навыки самосто€тельности и активности.

ѕочвоведы за работой

ѕочвоведы за работой

—овместна€ исследовательска€ работа, помощь друг другу, незлобивость, умение прощать, пон€ть чужую боль и сопереживать, уметь выслушать и согласитьс€ с правом любого человека иметь свою точку зрени€ Ч все это способствовало становлению группы, первоначально состо€щей из отдельных членов, в сплоченный коллектив уже через несколько мес€цев совместного пребывани€ в научном обществе. ј песни у вечернего костра и на тихих плесах во врем€ сплава по рекам —еверного ”рала способствовали созданию того комфорта в научном обществе, который делает совместное пребывание желанным и радостным.

ћежпредметные св€зи, развитие интеллекта у школьников, формирование коллективизма у подростков Ч все это тоже оставалось вне пол€ зрени€ у большинства участников различных учительских семинаров и конференций. ј жаль. «а докладами юных исследователей природы об экологии —еверного ”рала учител€ и директора школ упускали, пожалуй, главное в де€тельности научного общества Ч формирование человека с высокими интеллектуальными и моральными усто€ми, человека с высокими нравственными принципами, человека, не тер€ющегос€ перед возникшими экстремальными жизненными ситуаци€ми и способного им противосто€ть.

” каждой секции научного общества Ђёный экологї были свои традиции, выработанные за много лет несколькими поколени€ми школьников, были свои дипломы и грамоты за активное участие в различных городских, областных и ¬сероссийских олимпиадах и конференци€х. Ќо всех их объедин€ла одна обща€ крыша научного общества и страсть к познанию своего кра€, познание тайн природы —еверного ”рала. » самое главное: в их единении и таилс€ залог их счасть€, самого нормального счасть€. “ого счасть€, которое знакомо всем единомышленникам, объединенных общей идеей.

ƒумаетс€, что почти каждый человек талантлив. ѕочему Ђпочтиї? ѕотому что очень трудно разбудить и воспитать в человеке творческую личность, оживить ее, создать такие услови€ дл€ этой личности, чтобы она могла раскрыть себ€, чтобы она была способна придумать что-то новое, неверо€тное и непохожее. ј именно дети вид€т мир таким, каким он есть: многогранным и удивительным, так как у детей генетически заложено первозданное воспри€тие окружающего мира. ¬ этом и кроетс€ их гений, в этом и состоит суть их неверо€тно большого творческого потенциала. » этот потенциал оживал, вырастал и расшир€лс€ именно в этом неповторимом коллективе, каким €вл€лось научное общество школьников "ёный эколог", находившимс€ под крышей их родной школы є 1 г.  раснотурьинска.

ƒанна€ стать€ была опубликована в "ћатериалах ¬сероссийской научно-практической конференции", 16-17 марта 2006 года, г. ≈катеринбург)

„итать дальше >>>


„итайте другие литературные произведени€ ¬ладимира ѕоликарповича Ќазарова из книги
"ѕ≈—Ќ№ » ѕЋј„ ћј“≈–»-«≈ћЋ»" в трех част€х:

„асть 1. "ѕриродна€ лирика",
„асть 2. "Ёкологическа€ публицистика"
„асть 3. "јлександр ћеркер и его поросль"

—мотрите также фотографии природы «ападной —ибири (автор - ¬.ѕ. Ќазаров)

јвтор книги "ѕеснь и плач ћатери-«емли" ¬ладимир ѕоликарпович Ќазаров

„итайте другие литературные произведени€ на нашем сайте, посв€щенные художественному описанию природы в разделе
’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌјя Ћ»“≈–ј“”–ј ќ ѕ–»–ќƒ≈:


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020