јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌџ≈ ѕ–ќ»«¬≈ƒ≈Ќ»я >>> "ѕ≈—Ќ№ » ѕЋј„ ћј“≈–»-«≈ћЋ»"
‘отографии автора: природа «ападной —ибири

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>


яндекс.ћетрика


[ sp ] : ml об : { lf }
 
ƒанна€ страница содержит одно из литературных произведений ¬ладимира ѕоликарповича Ќазарова - журналиста, писател€ и фотохудожника из —ибири. ƒанное произведение €вл€етс€ составной частью его книги "ѕ≈—Ќ№ » ѕЋј„ ћј“≈–»-«≈ћЋ»", опубликованной на нашем сайте.

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

¬.ѕ. Ќазаров

Ќј”„Ќќ≈ ќЅў≈—“¬ќ Ў ќЋ№Ќ» ќ¬ ЂёЌџ… Ё ќЋќ√ї

Ќаучное общество создано в 1978 году в средней школе є1 г.  раснотурьинска —вердловской области. ќснователем и бессменным руководителем был действительный член √еографического общества ———–, учитель биологии этой школы јлександр ‘едорович ћеркер.

÷ели общества: через экскурсии и экспедиции по родному краю дать школьникам основные пон€ти€ об экологических закономерност€х развити€ растительного и животного мира —еверного ”рала, воспитание экологически грамотной личности и активна€ пропаганда необходимости охраны окружающей среды.

ƒевиз общества: Ђ«нать! Ѕеречь! ћножить!ї.

Ќј”„Ќќ≈ ќЅў≈—“¬ќ Ў ќЋ№Ќ» ќ¬ ЂёЌџ… Ё ќЋќ√ї

Ќаучное общество Ђёный экологї Ч это разновозрастна€ группа школьников, где старшие воспитывали младших, где непременной €вл€лась преемственность общественно значимых дел и традиций. Ўкольники средних и старших классов могли работать в секци€х ботаники, гидрологии, топографии, метеорологии, зоологии, почвоведени€, фенологии, пам€тников природы.  оординацию работ секций осуществл€л президиум н.о. во главе с президентом из числа старшеклассников. Ќа счету н.о. три научных открыти€: определены новые ареалы растений колломии линейной, ветреницы отогнутой и кувшинки четырЄхгранной. ѕо результатам многолетних эколого-краеведческих экспедиций члены н.о. подготовили первую на —еверном ”рале цветную рукописную Ђ расную  нигу охран€емых растений —еверного ”ралаї, издали типографским способом четыре серии плакатов охран€емых растений и один Ч по €довитым растени€м —еверного ”рала, составлены уникальные карты рек  аквы и —осьвы с указанием перспективных пам€тников природы этих рек. ћатериалы краеведческих экспедиций, фотографии и видеофильмы, отсн€тые юными исследовател€ми природы, посто€нно использовались ими при беседах и лекци€х дл€ школьников и взрослых. ћатериалы краеведческих исследований юных экологов составл€ют около тридцати рукописных томов. Ќа базе н.о. ежегодно проводились семинары по экологическому образованию подрастающего поколени€ дл€ учителей и директоров школ города и области.

„лены н.о. ежегодно становились победител€ми городских, областных и всероссийских олимпиад, конференций и слетов юных исследователей природы.

ƒоклад о своих находках

ƒоклад о своих находках

»сследовательские работы научного общества велись по задани€м учЄных ”ральского научного центра, института экологии растений и животных, областного и городского обществ охраны природы. ƒе€тельность н.о. Ђёный экологї получила высокую оценку этих организаций. ќпыт работы н.о. дважды представл€лс€ на ¬ƒЌ’ ———– в ћоскве и становилс€ еЄ лауреатом. –€д школьников-членов н.о. получили путЄвки во ¬сесоюзный лагерь отдыха ЂќрлЄнокї и заграничные туры. ќколо ста членов н.о. закончили ћалую Ћесную јкадемию в ≈катеринбурге, более 60 школьников, начав путь к своей профессии в научном обществе, нашли своЄ призвание в качестве учителей биологии и географии, врачей, биологов-охотоведов, топографов, лесоводов, цветоводов, метеорологов.

ќпыт работы научного общества школьников Ђёный экологї неоднократно освещалс€ в городских, областных газетах и методических журналах страны, по телевидению.

√лавное значение научного общества школьников Ђёный экологї состо€ло в том, что оно формировало человека с высокими интеллектуальными и моральными усто€ми, человека с высокими нравственными принципами, человека, не тер€ющегос€ перед возникшими экстремальными жизненными ситуаци€ми и способного им противосто€ть.

»—“ќ » » ќ—Ќќ¬џ ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» ќЅў≈—“¬ј ЂёЌџ… Ё ќЋќ√ї

ј.‘. ћеркер

Ќа определенном этапе своего возраста и педагогической работы до мен€ дошло, что человечество (это высшее, как прин€то считать, в чем € сильно сомневаюсь, творение ѕрироды, но это отдельна€ большуща€ тема, не буду ее сейчас затрагивать) творит что-то невообразимое со своей планетой, со своим домом, где он живет.  огда € глубже вник в эту тему, мен€ ужас охватил. «ахотелось выбежать на улицу и крикнуть: Ђ Ћюди-и-и-и! ќстановитесь! ќткройте глаза! ѕосмотрите вокруг себ€! „то вы делаете?ї.   ѕравительствам стран мира почти нет смысла обращатьс€. ¬се министры и главы государств вышли из среды этого же народа. ¬ экологическом плане они такие же неучи, как 99% населени€ нашей планеты. ќбратите внимание на цинизм человеческого индивидуума: ¬—≈ говор€т о бережном отношении к ѕрироде, все, кому ни лень, говор€т о чудовищных экологических услови€х, в которых живет почти все человечество, и в то же врем€ продолжают строить заводы с технологическими процессами 19-20 веков, продолжают добывать богатства из недр технологи€ми прошлых веков. ѕрекрасно знают, что леса, болота, мор€ и океаны Ч это наши легкие, наши источники кислорода, но поджигают, осушают (даже награды за это получают), загр€зн€ют нефтью и т.д.

„то делать? Ћюди должны пон€ть, что строительством очистных сооружений глобальную проблему охраны окружающей человека среды не решить! ћы будем еще тыс€чу лет строить эти очистные, но лучше не станет.

Ќјƒќ ѕ≈–≈—“–ј»¬ј“№ —ќ«ЌјЌ»≈ Ћёƒ≈…! » начинать это надо с будущих родителей. — тех, кто сейчас ходит в детсадики, в школу. Ёто самый благодатный возраст, новые идеи сожительства-содружества „еловека с окружающим миром должны впитыватьс€ этим подрастающим поколением земл€н с малых лет. “о есть, надо все силы бросить на Ё ќЋќ√»„≈— ќ≈ ѕ–ќ—¬≈ў≈Ќ»≈. ќбщество должно воспитать человека не с техническим образом мышлени€, а с Ё ќЋќ√»„≈— »ћ типом мышлени€. ќбщество должно воспитывать экологически грамотную личность. „тобы эта личность-конструктор, проектиру€ автомобиль, в первую очередь думал о его чистоте дл€ природы (а значит, и дл€ человека), и только потом Ч о мощности двигател€. „тобы эта личность-инженер, проектиру€ новый завод, не очистные планировал, а безвредные дл€ человека технологии изыскивал и только потом строил бы завод.

“олько така€ экологически грамотна€ личность, прид€ к рулю государства, будет мыслить категори€ми человеческой ценности. ѕри вс€ких разговорах об экологии всегда надо иметь в виду, что „еловек €вл€етс€ центральной фигурой биосферы. »наче все разговоры об охране природы тер€ют смысл. Ќазад, к пещерному образу жизни „еловек не пойдет. ѕоэтому свое гнездышко, свой дом, свою планету человек должен обустроить таким образом, чтобы не повредить себе самому. ѕоэтому-то человек трепетно бережно должен относитьс€ ко всему тому, что его окружает (и кормит, одевает, согревает): к растительному и животному миру, богатствам недр и водоемов.

Ќо воспитать такое экологически грамотное общество очень трудно и... дорого. ѕоэтому общество и идет по наиболее дешевому пути: тратит деньги не на воспитание, а на строительство очистных сооружений. ј это пагубный путь.

¬от эти-то безрадостные мысли и побудили мен€ еще в 60-70 годы прошлого века начать в одиночку перестраивать мышление подрастающего поколени€, благо оно было у мен€ ежедневно под рукой Ч мои ученики. Ќачинал робко, ведь опыта экологического воспитани€ в то врем€ в советской школе не было. ¬ походы, конечно ходили, природой любовались, но и только. — походов по родному краю € и начал. –аботал € тогда в  раснотурьинске, в средней школе є1, где было около 1500 учеников (это, кстати, тоже нелепость Ч такие большие школы иметь).

Ѕолее 50 учителей Ч и никто реб€т дальше городской черты не водил. ј интерес к разнообразию, к новому, у реб€т огромнейший. ќпыт походной жизни у мен€ был, вот € и отправилс€ с группой старшеклассников в поход на  акву, с ночевкой. ƒело было в начале учебного года, в середине сент€бр€. ƒостали два ведра дл€ варева и ча€, ложку-поварешку, а палаток и спальников Ч нет. Ќашли большой кусок брезента (4 на 6 м), вз€ли оде€ла и рейсовым автобусом (в субботу, после уроков) отправились на  акву. “ам нашли подход€щее место, на жерди-сушн€ки накинули брезент Ч получилось укрытие. –азвели костер, приготовили еду, поели, потом веселье началось у костра, песни под гитару. ј позже, уже в темноте, все сидели у костра и страшные истории рассказывали.

¬рем€ провели весело и без „ѕ. ¬ понедельник вс€ школа только о походе и говорила: ученики толпами валили в мой кабинет биологии и просили вз€ть и их в поход. ”чител€ тоже говорили, вернее, возмущались, что мои реб€та Ч походники уроки не приготовили. ¬ общем, и смех, и грех. ¬ ту осень еще пару раз выбирались с ночевкой, а весной Ч продолжили. –еб€та во вкус походной жизни вошли.

ј € к кое-каким выводам пришел. „тобы эти походы в природу больший воспитательный характер носили и дисциплинировали, реб€т надо не только в походы водить, их надо еще и полезной работой загружать. ¬от здесь-то у нас и наступил период резкого отличи€ от обычных туристов. ќбычный турист навьючит на себ€ огромный рюкзак и пошел. ¬ гору он поднимаетс€, а ничего, кроме тропы и рюкзака впереди идущего, не видит. ¬се эмоции походной жизни у таких туристов только при себе остаютс€. ћои реб€та несли те же палатки, спальники, котелки топоры и пилы, но имели еще дополнительно сетки дл€ гербари€, сачки дл€ ловли насекомых, микроскоп, определители разные, полевые книжки дл€ записи. ¬ последние годы к своему стационарному лагерю мы уже на машине вывозили целый арсенал метеорологических приборов с метеобудкой и метеорологическим теодолитом.

  1978 году наш туркружок трансформировалс€ в кружок ботаников, а осенью Ч уже в научное общество школьников Ђёный экологї. Ёто было врем€, когда слово Ђэкологи€ї даже большинству начальников от образовани€ было незнакомо. ¬ первое врем€ нас даже поправл€ли: Ђне экологи€, а экономи€ї надо говорить. ¬ нашем обществе со временем стали работать секции ботаников, метеорологов, гидрологов, почвоведов, пам€тников природы (это мы по каквинским и сосьвинским прибрежным скалам работали), зоологов, топографов. Ѕыла и секци€ пропаганды и печати.  алендарь фенологических €влений составл€лс€ по данным от разных секций. ¬ секции принимались ученики с 7-го класса и Ч до выпуска из школы. —екции были разновозрастными: старшеклассники помогали новичкам из 7-х классов. Ёта преемственность сильно помогала мне в работе, т.к. € был единственным взрослым, который тащил этот Ђвозї. ѕотом уже мои бывшие выпускники, приезжа€ из институтов на летние каникулы, были моими верными помощниками во врем€ экспедиций по родному краю. ќ. это было мое золотое врем€! ƒнем старшеклассники и студенты (бывшие члены нашего научного общества) помогали младшим в полевых работах (ревизи€ растительности, определение растений, всевозможные замеры, составление топографических карт Ч тогда же нигде никаких топокарт достать нельз€ было Ч Ђсекретностьї.  стати, нитками рек —осьва и  аква с километровой разбивкой и нанесенными нами скалами туристы-водники пользуютс€ и сейчас еще). ј вечером Ч костер, ћалый ”ченый —овет (обсуждение итогов дн€), песни, веселье.

ћалый ученый совет в полевых услови€х

ћалый ученый совет в полевых услови€х

–уководители секций входили в состав ѕрезидиума нашего научного общества, во главе которого сто€л выборный ѕрезидент. ¬ этом вопросе €, в некотором роде, бросил вызов советской системе выборов: в списки дл€ тайного голосовани€ мы всегда вносили не менее двух кандидатур. ¬ последние годы моего пребывани€ в школе работа нашего общества была хорошо отлажена, реб€та здорово мне помогали. Ѕез их помощи € один физически просто не справилс€ бы с координацией работы стольких секций.

–айоны наших экспедиций Ч  онжаковский, —еребр€нский,  осьвинский, ƒенежкин (до 1991 г. ѕотом его закрыли Ч восстановили заповедник)  амни. –еки Ч —осьва, “урь€,  аква, „усова€. ’ребет  варкуш (ѕермска€ область). Ќизовь€ ќби (“юменска€ область).

ќбща€ схема проведени€ экспедиции по изучению природных особенностей своего кра€ была такова. ¬ декабре проводили отчет работы каждой секции с приглашением всех желающих школьников.  расочное объ€вление о дате, времени и месте отчета вывешивалось в школе за неделю. «десь же формировалс€ состав ѕрезидиума. ѕотом новый ѕрезидиум приступал к составлению плана работы на год. ќпредел€лась тематика летней (после окончани€ учебного года) экспедиции, уточн€лс€ район исследовательских работ. ”станавливали контакт с »нститутом экологии растений и животных, с областным и городским обществами охраны природы (есть ли они сейчас Ч не знаю), получали от них задани€. –абота по заданию таких организаций очень дисциплинировало реб€т, работы выполн€лись тщательно. –еб€та чувствовали особую ответственность.

¬ зимний период по воскресным дн€м реб€та приходили в школу и в моем кабинете изучали методики предсто€щих полевых работ, изучали приборы(теодолиты, барографы, термографы, гигрографы, нивелиры и т.д.), ремонтировали палатки, рюкзаки, спальники, печки походные Ч дл€ весенних и зимних походов, оборудование. Ёто надо было видеть, как парни учились у наших девчат пользоватьс€ иголкой и ниткой. ƒень проходил весело. √лавное в этом деле: –≈Ѕя“ј ЅџЋ» ѕ–» ƒ≈Ћ≈, ѕќƒ ћќ»ћ ѕ–»—ћќ“–ќћ, ј Ќ≈ «јЌ»ћјЋ»—№ ѕЋќ’»ћ» ƒ≈Ћјћ»!!!

ƒалее, реб€та в библиотеках искали хоть какую-нибудь литературу по нашим вопросам (с этим было очень плохо).

— марта мы уже выходили в природу с ночевкой, фиксировали состо€ни€ растительности, снежного покрова и т.д.

ƒелали прививки против энцефалитного клеща. —оставл€ли список необходимого оборудование, искали недостающее (у метеорологов, горн€ков, золотарей и других Ч с помощью родителей, которые работали на этих предпри€ти€х). я составл€л смету Ч большую часть денег выдел€ло √ороно, немного родители доплачивали.

ѕеред отправкой к месту базового лагер€, € сам предварительно посещал это место, уточн€л место лагер€, опасные места и т.д. (об этом см. в очерке Ђƒень в тайгеї).

ќ том, как проходило врем€ непосредственно в период экспедиции Ч см. ќчерк ЂЁкспедиционный деньї.

¬ажным моментом дл€ реб€т был послеэкспедиционный период. ƒома весь собранный материал систематизировалс€, оформл€лс€ в виде отчетов. ѕо этим отчетам члены научного общества готовили рефераты-доклады и выступали на городских, областных и республиканских слетах юных исследователей природы и проводили многочисленные беседы с учениками своей школы. »здавалась также общешкольна€ газета большого формата. » оп€ть же Ч реб€та посто€нно были зан€ты общественно-полезным делом, которое не оставл€ло им времени на безделье.

¬ декабре оп€ть подводились итоги за прошедший год, и жизнь научного общества Ђёный экологї продолжалась дальше.

¬ 1970-80-90-е годы наше н.о. школьников Ђёный экологї была единственной организацией такого рода не только в городе, но и в области. ƒа, в некоторых школах были кружки цветоводов, ботаников, но члены этих кружков не выходили за стены школы. я же €вл€юсь сторонником такого обучени€ биологии, когда обучение проводитс€ в естественной лаборатории, непосредственно в природе.

»зучение ветреницы пермской

»зучение ветреницы пермской

—ейчас на базе заповедника Ђƒенежкин  аменьї ежегодно провод€тс€ экологические сборы школьников. Ќо это только сборы, где реб€там в кабинетах рассказываетс€ о растительном и животном мире заповедника. Ќикаких своих исследований реб€та не провод€т. Ёто Ч разовые меропри€ти€. ѕосле сборов руководители этих сборов никакого контакта с реб€тами не имеют, написанием рефератов реб€тами не руковод€т.

Ќесколько лет в этом заповеднике занималась группа реб€т из ћосковской области, которые приезжали со своими руководител€ми. Ќо где-то в 2005-2006 году там заблудились две девочки, которых искали более недели (нашли их карпинские спасатели). ’орошо еще, что девочки оказались живы.

¬  раснотурьинске сейчас кружки экологов ведут учител€ “.‘. ћануковска€ (школа 19), “.‘. ѕостникова (школа 32) и еще кто-то из новых учителей.

¬ городе есть неплоха€ станци€ юных натуралистов (директор Ч Ћ.ћ. Ѕабурина).

ƒ≈Ќ№√»

Ќа походы получали сметные деньги от √ороно. 10-15 % Ч должны были (по бух. законам) доплачивать родители. √де-то в 1992 г. вышел «акон о формировании экологических фондов. ¬се предпри€ти€ должны были отчисл€ть в этот фонд энную сумму, котора€ перечисл€лась в область. ¬ этом «аконе была очень важна€ дл€ нас стать€ ЂЁкологическое просвещениеї. ƒеньги из этой статьи можно было использовать на местах, не перечисл€€ их в область. «ав √ороно сказал директорам школ: Ђ»дите к руководител€м предпри€тий, договаривайтесь с ними и получите деньгиї. Ќо лень 95% директоров школ (в том числе и директрисы нашей школы є1) не позволила им сделать добро дл€ своей же школы. я решил сам зан€тьс€ добыванием денег, но не дл€ школы, а дл€ своего общества, дл€ реб€т. »м€ мое и нашего общества было уже широко известно не только в городе и области, но и далеко за их пределами. –уководители предпри€тий сразу пон€ли мою идею и легко соглашались перечисл€ть деньги нам (дл€ пользы дела), а не в область, где бы они расходовались бог знает на что. “аким, вот, образом за год мы получили приличную сумму денег, что позволило приобрести телевизор, видеокамеру, два видеопроигрывател€ (дл€ монтажа фильмов), ксерокс (о, это была вещь!), более дес€тка спальников, несколько палаток, нормальных рюкзаков, бинокль, рацию (тогда о мобильных телефонах мы и не слышали).

ќЅќ–”ƒќ¬јЌ»≈.

—начала ничего не было, начинали с нул€. ¬место палаток использовали большой кусок брезента. ¬о врем€ дожд€ дырки закрывали тетрадными листами (отличное, кстати, приспособление: листы хорошо держатс€ на мокром полотне, воду не пропускают. ѕравду говор€т: голь на выдумку хитра!). ѕотом сами сшили себе шатровую палатку на 10-15 человек. ¬место спальников Ч обычные оде€ла брали из дома. ѕозже Ч по одной обычной палатке в год покупали за счет √ороно. Ёто сейчас (в 2005-2006 г.г.) € видел в горах и на  акве, —осьве массу удобных и легких палаток германского производства. ќборудование дл€ экспедиционных работ тоже по крохам собирали и берегли. ≈сли первые топографы использовали простейшие школьные астрол€бии (брали их у наших математиков, которые ими не пользовались), то в распор€жении моих последних топографов были уже насто€щие производственные теодолиты, нивелиры, которые нам одалживали горн€ки и золотари нашего города. ћетеостанци€ выделила нам различные термометры (атмосферные, почвенные, водные), водную вертушку (дл€ определени€ скорости течени€ воды в реке), самописцы Ч барограф, термограф, гигрограф и принадлежности к ним.  ороче Ч выстраивали хорошие взаимоотношени€ с нужными людьми.

ѕока ноги мои позвол€ли Ч ходили пешком.  огда с ногами возникли проблемы Ч перешли на водные средства передвижени€, но ежегодные экспедиции не прерывали. —начала приобрели несколько разборных байдарок, но они дл€ наших горных и мелких рек оказались непрактичными: быстро рвались днища во врем€ прохождени€ перекатов. ѕришлось пересесть на обычные резиновые лодки. Ќе так, правда, комфортно, но зато без проблем проходили речные перекаты.

ќ –≈Ѕя“ј’.

—тремление реб€т принимать участие в нашем научном обществе было огромным. ¬ наши осенние и весенние вылазки с ночевкой в горах или на берегах  аквы и —осьвы (с об€зательным выполнением какого-либо задани€) иногда набиралось свыше сорока человек. ¬озникали проблемы с водител€ми пригородных автобусов и пассажирами. Ёти шероховатости быстро разрешались: реб€та со своими рюкзаками занимали заднюю часть автобуса (рюкзаки Ч до потолка), сами Ч сто€ли.

ѕосле окончани€ школы многие члены научного общества продолжали получать образование в институтах и техникумах по той специальности, чем занимались в Ђёном экологеї. ћарина ћильбергер (ѕрезидент нашего научного общества в 1988-89 г.) с отличием закончила “имир€зевскую сельскохоз€йственную јкадемию, защитила кандидатскую диссертацию, преподавала в јкадемии, сейчас €вл€етс€ ведущим специалистом в российско-германском научном журнале, имеет свыше 150 научных работ, в том числе несколько учебников по генетике. —лава —мирнов, ƒима ∆уковец, ќлег ќтрадных, јндрей ћикрюков и другие стали топографами, ќлег ѕанов закончил Ћесотехнический институт, ƒима  овшарь стал охотоведом, ∆ен€  ондылева после окончани€ университета стала сотрудником »нститута экологии растений и животных, јлексей ”сов, Ќел€ Ћисицка€, Ќаташа јфанасьева и другие закончили биолого-географический факультет педагогического института.  иселев “ол€ (мозговой центр общества) сейчас занимает должность главного энергетика Ѕогословского алюминиевого завода, —аша ”стинов €вл€етс€ заместителем главы города  раснотурьинска. ћногие из тех, кто во врем€ экспедиций исполн€л об€занности санитаров, закончили медицинские колледжи и институты. Ќекоторые бывшие члены Ђёного экологаї сейчас, кроме своей основной работы, участвуют в работах поисково-спасательного отр€да. ќколо тридцати школьников-членов научного общества Ђёный экологї закончили ћалую Ћесную јкадемию в ≈катеринбурге.

„“ќ ћ≈Ўј≈“ » “ќ–ћќ«»“ ѕ–ќ÷≈——” –ј«¬»“»я Ё ќЋќ√»„≈— ќ√ќ  –ј≈¬≈ƒ≈Ќ»я —–≈ƒ» Ў ќЋ№Ќ» ќ¬?

1. Ќепонимание многими руководител€ми школ и √ороно важности экологического воспитани€ подрастающего поколени€;

2. ќтсутствие у учителей навыков походной жизни и бо€знь ответственности за безопасность реб€т во врем€ их нахождени€ в природе;

3. ќтсутствие инвентар€, приборов и снар€жени€, необходимых дл€ интересного проведени€ экспедиции по изучению природы своего кра€;

4. ѕолное отсутствие материальной заинтересованности дл€ руководителей этих краеведческих экспедиций школьников. ”читель-руководитель многодневных походов и экспедиций школьников, наход€сь все 24 часа в сутки на изнурительной работе, подчас в экстремальных услови€х, получает столько же, сколько он получал бы, наход€сь в каникул€рное врем€ несколько часов в стенах школы.

–езультаты де€тельности научного общества "ёный эколог" школы є 1 г.  раснотурьинска...

Ч –ождение общества юных исследователей природы Ц 1978 год;

Ч ≈сть три научных открыти€ (новые ареалы колломии линейной, ветреницы отогнутой и кувшинки четырехгранной);

Ч »зданы четыре серии плакатов по охран€емым растени€м —еверного ”рала;

Ч ќпубликованы две брошюры и более тридцати статей в газетах и журналах;

Ч »здан плакат по €довитым растени€м —еверного ”рала;

Ч —обрано 25 томов рукописных работ Ч исследований школьников;

Ч —оставлены уникальные карты перспективных пам€тников природы Ч скалы рек  аквы и —осьвы;

Ч ќколо тридцати школьников-членов научного общества закончили ћалую Ћесную јкадемию в ≈катеринбурге;

Ч Ѕолее шестидес€ти школьников нашли своЄ призвание, начав путь к своей профессии в научном, обществе Ч учител€ биологии, географии, врачи, биологи-охотоведы, топографы, цветоводы, метеорологи, работники лесного хоз€йства; ћарина ћильбергер (ѕолитова) Ч кандидат сельскохоз€йственных наук, преподаватель јкадемии им.  .ј.“имир€зева).

Ч “ерритори€ наших исследований: ѕермска€, —вердловска€ и “юменска€ области;

Ч —екции в научном обществе; гидрологи, биологи, почвоведы, метеорологи, топографы, фенологи, пам€тники природы;

Ч ≈жегодно совершалось 1ќ-15 двухдневных походов и 1-2 экспедиции по изучению природы —еверного ”рала;

Ч —оставлена фототека, коллекци€ слайдов, сн€ты видеофильмы;

Ч ѕодготовлена рукопись методического пособи€ дл€ учителей "Ёкологическое краеведение школьников";

Ч ѕодготовлена рукопись учебного пособи€ "–астительный мир севера —вердловской области";

Ч —оставлен цветной альбом "ѕрирода —еверного ”рала в фотографи€х";

Ч ѕодготовлен слайд-фильм "ѕознай свой край родной";

Ч —оставлена цветна€ рукописна€ " –ј—Ќјя  Ќ»√ј ќ’–јЌя≈ћџ’ –ј—“≈Ќ»… —≈¬≈–Ќќ√ќ ”–јЋј";

Ч ѕодготовлена рукопись "ѕо —осьве-реке";

Ч ѕо результатам исследований научного общества исполком  раснотурьинского городского совета народных депутатов прин€л решение "ќб охране пам€тников природы г.  раснотурьипска" (–ешение Ћї 148 от 20 апрел€ 1985 г. Ч семь скал реки  аквы);

Ч ќпыт работы научного общества "ёный эколог" дважды представл€лс€ на ¬ƒЌ’ ———– (1984 год и 1990 год).

ќтзыв о работе научного общества школьников Ђёный экологї

¬ городе  раснотурьинске, —вердловской области, –оссийской ‘едерации в течение многих лет на базе средней школы є 1 под руководством учител€ биологии ћеркера јлександра ‘едоровича работало научное общество школьников Ђёный экологї. ƒе€тельность этого общества была уникальной и определ€лась прежде всего личностью учител€ ћеркера ј.‘., который был одним из немногих учителей —вердловской области, организовавших творческую работу школьников на базе природы —еверного ”рала.

√лавное, что удавалось ћеркеру ј.‘. Ч это передать свою любовь, даже страсть к природе учащимс€ школы, членам научного общества. Ўкольники участвовали в организации походов, проводили научные исследовани€ очень высокого уровн€, делали научные открыти€, писали рефераты. » все это в основном они делали на природе: в лесу, у речки, на пол€нке. јлександр ‘едорович постепенно раскрывал им красоты природы, таинственный мир жизни растений и животных, восход солнца и его закат, журчание ручейка и красоту северных рек. ќчарованные красотой природы школьники занимались творчеством, строили новые планы и проекты, претвор€ли их в жизнь. ћногие после окончани€ школы пошли по стопам ћеркера ј.‘., стали учител€ми биологии или учеными. ћен€ всегда поражала степень любви к природе ћеркера ј.‘., бережное, даже трепетное его отношение к каждому, даже небольшому растению, цветку, насекомому, умение передать это свое отношение учащимс€ Ч все это красной нитью пронизывало де€тельность научного общества школьников. –езультат был высоким. Ўкольное научное общество Ђёный экологї стало лауреатом ¬сесоюзной выставки достижений народного хоз€йства в городе ћоскве.

¬торой особенностью де€тельности научного общества было то обсто€тельство, что школьники, посещавшие общество, мен€лись на глазах. јктивное участие в постановке и решении экологических проблем родного кра€, изготовление плакатов и выставок об охране природы, посто€нное выступление в средствах массовой информации Ч вс€ эта де€тельность плодотворно воздействовала на развитие личности школьника и формировала его активную гражданскую позицию.

¬ажно и то, что результат де€тельности научного общества школьников Ђёный экологї осталс€ в виде отчетов, фотографий, рефератов, листовок, плакатов, карт и других материалов. ј главный результат осталс€ в люд€х, которые прошли школу этого общества. ј.‘. ћеркер зажег их сердца любовью к природе и огонь этот продолжает гореть и сегодн€, не оставл€€ никого равнодушным. ћы счастливы тем, что нам довелось работать и сотрудничать с ћеркером ј.‘. ќт него шел и по-прежнему идет к нам свет любви к природе, к подрастающему человеку, свет, который всех нас делает лучше и добрее и мы благодарны ему за это.

«аслуженный учитель –оссийской ‘едерации, начальник управлени€ образовани€ г.  раснотурьинска ¬.¬. «верев.
»юль 2005 г.

„итать дальше >>>


„итайте другие литературные произведени€ ¬ладимира ѕоликарповича Ќазарова из книги
"ѕ≈—Ќ№ » ѕЋј„ ћј“≈–»-«≈ћЋ»" в трех част€х:

„асть 1. "ѕриродна€ лирика",
„асть 2. "Ёкологическа€ публицистика"
„асть 3. "јлександр ћеркер и его поросль"

—мотрите также фотографии природы «ападной —ибири (автор - ¬.ѕ. Ќазаров)

јвтор книги "ѕеснь и плач ћатери-«емли" ¬ладимир ѕоликарпович Ќазаров

„итайте другие литературные произведени€ на нашем сайте, посв€щенные художественному описанию природы в разделе
’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌјя Ћ»“≈–ј“”–ј ќ ѕ–»–ќƒ≈:


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019