јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ѕ–»–ќƒј –ќ——»» >>> ѕ–≈—ћџ јёў»≈—я (–≈ѕ“»Ћ»»)

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }



Ќаши авторские методические материалы по рептили€м и амфиби€м –оссии:
¬ нашем »нтернет-магазине по некоммерческим ценам (по себестоимости производства)
можно приобрести следующие методические материалы по рептили€м —еверной ≈вразии:

компьютерные цифровые (дл€ PC-Windows) определители: –ептилии, јмфибии.
полевые приложени€-определители дл€ смартфонов и планшетов: –ептилии, јмфибии и √олоса (их можно скачать в Google Play или загрузить в AppStore),
карманные полевые определители: ќбитатели водоемов, ∆ивотные. ќпределитель (в т.ч. рептилии),
цветна€ ламинированна€ определительна€ таблица јмфибии и рептилии,
определитель серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии" «емноводные и пресмыкающиес€.



ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

јнатоми€, морфологи€ и экологи€ пресмыкающихс€

11. ѕоведение и образ жизни пресмыкающихс€

Ќервна€ де€тельность и особенности поведени€. ”сложнение центральной нервной системы, особенно головного мозга, у рептилий св€зано с переходом к разнообразным формам передвижени€ в воде, на суше и в воздухе (у вымерших видов). ѕараллельно совершенствовались органы чувств, поведение и ориентаци€ животных в пространстве, а также попул€ционна€ организаци€.

ќдним из показателей эволюционного процесса могут служить изменени€ соотношени€ массы тела и величины головного мозга (табл. 2).

“аблица 2. ќтносительна€ величина головного мозга в разных классах позвоночных (по ћ. ¬. Ќикитенко, 1969)

 ласс

ћасса тела, кг √оловной мозг, % к массе тела
’р€щевые и костные рыбы 0,02Ч200,0 0,02Ч0,94
«емноводные 0,01Ч0,05 0,29Ч0,73
ѕресмыкающиес€ 0,01Ч200,0 0,01Ч0,38

в том числе:

   
черепахи 0,7Ч5,0 0,02Ч0,09
€щерицы 0,01Ч0,09 0,21Ч0,38
змеи 0,03Ч6,0 0,02Ч0,15
крокодилы 134,0Ч200,0 0,01
ѕтицы 0,01Ч120,0 0,04Ч8,42
ћлекопитающие 0,01Ч700,0 0,10Ч3,40

“аблица показывает, что во всех классах существует отчетлива€ обратна€ зависимость относительной величиной мозга от размеров животных. ” крупных животных (права€ колонка цифр в графе ћасса) головной мозг относительно меньше (лева€ колонка цифр в графе √оловной мозг). ќбратна€ зависимость этого показател€, видимо, обусловлена теплообменом и другими формами взаимодействи€ со средой. ” мелких животных при их относительно большей поверхности тела это взаимодействие всегда находитс€ в более критическом состо€нии и требует более напр€женной регул€ции, в том числе и с помощью поведени€. —равнение разных классов (табл. 2) показывает существование резкого скачка лишь при переходе от пойкилотермных к гомойотермным Ч птицам и млекопитающим. —ущественных различий между амфиби€ми и рептили€ми, суд€ по этим данным, нет. ¬ св€зи с этим необходимо заметить, что амфибий и рептилий от птиц и млекопитающих отличает не только отсутствие устойчивой терморегул€ции, но и степень сложности высшей нервной де€тельности.

Ќервна€ де€тельность пресмыкающихс€ несомненно сложнее, чем у земноводных, но принципиальные различи€ между ними значительно меньше, нежели между пресмыкающимис€ и теплокровными птицами и млекопитающими. ” пресмыкающихс€ ее основу составл€ют безусловные рефлексы, св€занные с поисками и добыванием пищи, использованием убежищ и укрытий, поисками условий температурного комфорта, встречами полов в сезон размножени€ и избеганием врагов и других опасностей. ќбъедин€€сь в комплексы, безусловные рефлексы станов€тс€ довольно сложными инстинктами, обеспечивающими жизнь особей и попул€ций, Ч поиски пищи и питание, размножение, миграции и расселение молодн€ка, самосохранение и др.; через них осуществл€ютс€ суточные и сезонные циклы. ќбучение в жизни каждой особи, видимо, играет малую роль.

Ѕолее подвижные по сравнению с земноводными пресмыкающиес€, обладают лучшими способност€ми к пространственной ориентации. Ѕольшинство видов не совершает дальних миграций и даже при расселении молодн€ка не преодолевает рассто€ний, превышающих несколько километров. ¬ этих пределах все пресмыкающиес€ способны находить дорогу к своему участку даже из незнакомых мест, видимо, использу€ накопленные знани€ общих особенностей местного ландшафта. ѕри этом используетс€ не только зрение, но и обон€ние и слух. Ќапример, североамериканские болотные черепахи Chrisemys, унесенные на 1-2 км в заведомо незнакомые места, возвращались на свои участки. Ћишь морские черепахи совершают по-насто€щему далекие миграции прот€женностью до 2 тыс. км (сопоставимы с миграци€ми птиц). »спользу€ зрение и органы химического чувства, видимо путем астронавигации и различени€ химизма морских течений, они пересекают океанические просторы, не имеющие иных ориентиров.

ѕопул€ционна€ организаци€ пресмыкающихс€ сложнее, чем у земноводных. Ѕольшинство рептилий в активный период ведет одиночный образ жизни (живет обособленно), что, однако, не исключает посто€нного общени€ с сосед€ми. ¬ результате устанавливаютс€ групповые св€зи и на их основе возникает известна€ упор€доченность использовани€ территории, выражающа€с€ в существовании индивидуальных и групповых участков. ” многих видов такие св€зи непрочны и участки охран€ютс€ не строго, что увеличивает число столкновений между животными. ќсобенно кризисное состо€ние возникает при расселении молодых, пополн€ющих взрослую попул€цию. ” хамелеонов взрослые самцы обладают небольшими охотничьими участками, откуда другие зрелые самцы изгон€ютс€. Ќа участке самца могут жить несколько самок (чаще одна-две). ¬ период размножени€ самцы особенно строго охран€ют свои участки и наход€щихс€ на них самок (гарем). ¬ этом случае обычные ритуальные стычки соседей превращаютс€ в ожесточенные драки.

—ходна€ попул€ционна€ организаци€ имеетс€ и у большинства €щериц (рис. 18).

»ндивидуальные участки хоросанской агамы Agama erythrogaster в Ѕадхызе

–ис. 18. »ндивидуальные участки хоросанской агамы Agama erythrogaster в Ѕадхызе (по —. ¬. —мирнову): 1 Ч границы участка самца-доминанта, 2 Ч граница участка самца-субдоминанта, 3 Ч границы участков самок, 4 -Ч деревь€ фисташки, 5 Ч участки с травой, 6 Ч скалистые участки

агам кажда€ взросла€ €щерица обладает небольшим участком, но взрослые самки обитают на более крупных участках самцов (по одной-три). —амец охран€ет участок, наблюда€ за ним со сторожевых пунктов Ч обычно на кустах. “ак же ведут себ€ древесные игуаны. »х самцы, имеющие индивидуальные участки примерно около 200 м в поперечнике, отличаютс€ нетерпимостью друг к другу. —амки, спуска€сь с деревьев, откладывают €йца в неглубокие €мки в земле.

ћорские игуаны питаютс€ преимущественно морскими водоросл€ми, держатс€ стадами, состо€щими из групп гаремов Ч одного взрослого самца и 5-10 самок с молодыми; они располагаютс€ в тесной близости друг к другу. √арем охран€етс€ самцом, защищающим зан€тую территорию от соперников. ѕри откладке €иц на берегу кажда€ самка занимает свой участок и охран€ет его.

 руглоголовки Ч Phrynocephalus обычно не отход€т далее 5-10 м от своей норы и их охотничьи участки не превышают 80-100 м2. Ќебольшие охотничьи территории площадью всего в несколько квадратных метров имеют гекконы. ƒревесные обитатели Ч летучие драконыЧ Draco занимают участки, ограниченные несколькими р€дом сто€щими деревь€ми.

Ќаоборот, охотничьи участки крупных €щериц велики. ќтдельные особи ведут брод€чий образ жизни, перемеща€сь в поисках пищи на несколько километров; охотничий участок серого варана Ч Varanus griseus, видимо, не превышает в диаметре 1 км. √игантские вараны о.  омодо V. komodoensis широко брод€т по острову; отмечались случаи, когда 5-7 животных охотились совместно. —ходно ведут себ€ и змеи. ”частки, обычно занимаемые парой гадюк, достигают 1,5-4 га. ќхотничьи участки щитомордников Ч Ancystrodon halys имеют в радиусе 50-80 м.

ќтчетливое территориальное поведение характерно дл€ крокодилов, особенно аллигаторов. ¬зрослые самцы имеют участки площадью 20-40 га, на которых живет по 2-3 самки, занимающие в пределах участка самца самосто€тельные участки. ¬ период размножени€ самцы обход€т свои участки, издава€ громкий рев, и идут на ответный призыв самки, последовательно посеща€ их одну за другой. ѕри вторжении на участок чужого самца происход€т стычки, иногда кончающиес€ увечьем одного из соперников. —амки откладывают €йца в устраиваемые гнезда и наход€тс€ около кладки. ѕосле вылуплени€ молоди мать остаетс€ с ними 2-3 мес€ца и защищает их от врагов.

черепах индивидуальные участки, как правило, строго не ограничены.

“ерриториальные участки рептилий часто неоднородны и состо€т из центра активности, охран€емого энергично, и периферии, где возможны встречи с сосед€ми. ”частки в некоторых случа€х приспосабливаютс€ хоз€евами: создаетс€ система тропок, убежищ и укрытий. –оюща€ де€тельность свойственна многим €щерицам, зме€м, крокодилам и в меньшей степени черепахам. „аще вырываетс€ неглубока€ норка Ч углубление, но некоторые виды устраивают более сложные убежища; норы €щерицы шипохвоста Ч Uromastix бывают длиной до 4 м. —ложные норы с входом, скрытым под водой, устраивают крокодилы. ћногие пресмыкающиес€ используют убежища других животных, особенно норы грызунов.

ќхрана территориальных участков обеспечиваетс€ не столько химическими метками, сколько активной защитой, что сопровождаетс€ серией ритуализированных поз и угрожающих демонстраций.   демонстрационным позам угрозы у крокодилов, гекконов, некоторых других €щериц и змей присоедин€ютс€ предупреждающие и угрожающие звуковые сигналы.

¬ период сп€чки (оцепенени€) Ч в умеренных широтах зимой, а в аридных зонах и при летней засухе Ч некоторые €щерицы и змеи образуют зимовочные скоплени€. Ћетние скоплени€ обычно св€заны с размножением; они отмечаютс€ у немногих видов и особенно эффектны у морских черепах и морских змей. ¬ ћалаккском проливе однажды было встречено огромное скопление змей Astrotia stokesii, занимавшее в длину около 100 км при средней ширине Ђлентыї 3 м; предполагают, что оно состо€ло из многих тыс€ч змей и было св€зано с размножением. Ѕольшими стадами, даже сейчас иногда насчитывающими сотни и тыс€чи особей, мигрируют к местам €йцекладки морские черепахи.  аждое стадо, видимо, представл€ет отдельную попул€цию.

—уществование таких местных попул€ций отмечено и у сухопутных змей. ћногие виды в природе распределены неравномерно: Ђзмеиныеї очаги разделены пространствами, где змеи почти или совсем не встречаютс€. “акое разобщение во многих случа€х может определ€тьс€ не только ландшафтными особенност€ми, но быть следствием истреблени€ животных.

ќценива€ общий уровень попул€ционной организации пресмыкающихс€, необходимо отметить не только ее большую сложность по сравнению с земноводными, но и переходный характер Ч приближение к сложности, присущей попул€ци€м птиц и млекопитающих. Ќаиболее существенное отличие от последних заключаетс€ в более низком уровне общени€ и Ђсоциальной организованностиї пресмыкающихс€; взаимодействие и взаимопомощь, возникающие при образовании группировок особей, в жизни пресмыкающихс€ играют малую роль.


Ќа нашем сайте ¬ы также можете познакомитьс€ с информацией по анатомии, морфологии и экологии пресмыкающихс€: обща€ характеристика пресмыкающихс€, покровы, движение, и скелет пресмыкающихс€, органы пищеварени€ и питание, органы дыхани€ и газообмен, кровеносна€ система и кровообращение, органы выделени€ и водно-солевой обмен, половые органы и размножение, нервна€ система и органы чувств, поведение и образ жизни, годовой цикл жизни, географическое распространение и роль в биоценозах, значение пресмыкающихс€ дл€ человека, а также: некоторые правила зоологической номенклатуры, определение рептилий по внешним признакам, рекомендуема€ литература по рептили€м.



Ќаши авторские методические материалы по рептили€м и амфиби€м –оссии:
¬ нашем »нтернет-магазине по некоммерческим ценам (по себестоимости производства)
можно приобрести следующие методические материалы по рептили€м —еверной ≈вразии:

компьютерные цифровые (дл€ PC-Windows) определители: –ептилии, јмфибии.
полевые приложени€-определители дл€ смартфонов и планшетов: –ептилии, јмфибии и √олоса (их можно скачать в Google Play или загрузить в AppStore),
карманные полевые определители: ќбитатели водоемов, ∆ивотные. ќпределитель (в т.ч. рептилии),
цветна€ ламинированна€ определительна€ таблица јмфибии и рептилии,
определитель серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии" «емноводные и пресмыкающиес€.





ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.

 

«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019