јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> ѕ–»–ќƒј –ќ——»» >>> ћќ’ќќЅ–ј«Ќџ≈ –ќ——»»

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:

¬ нашем некоммерческом »нтернет-магазине можно приобрести цветную определительную таблицу "Ћистостебельные мхи средней полосы –оссии", а также другие методические материалы по ботанике (см. ниже).

Ћј—— ћ’», или Ћ»—“ќ—“≈Ѕ≈Ћ№Ќџ≈ ћ’» (MUSCI), или Ѕ–»ќѕ—»ƒџ (BRYOPSIDA)

—амый крупный класс мохообразных, насчитывающий около 800 родов и до 15 тыс€ч видов, относимых примерно к 80 семействам.

¬се мхи Ч листостебельные растени€, но в отличие от листостебельных юнгерманниевых мхи по большей части обладают хорошо выраженной нитчатой протонемой, все листь€ у мхов нормально развиты (нет амфигастриев) и всегда цельные, а коробочка спорогони€ обычно имеет колонку и никогда не содержит элатер.

ласс мхов раздел€ют на три подкласса, хорошо различающихс€ между собой по строению спорогони€ и некоторым особенност€м гаметофита: —фагновые (Sphagnidae), јндреэевые (Andreaeidae) и Ѕриевые (Bryidae); первые два класса невелики по объему и содержат соответственно около 300 и около 100 видов.

ѕодкласс —фагновые (Sphagnidae).

¬се представители подкласса сфагновых мхов Ч влаголюбивые растени€, и побег сфагнов обладает многочисленными особенност€ми, позвол€ющими растению удерживать и сохран€ть воду.

—тебель сфагнов пр€мосто€чий, редкооблиственный, с многочисленными густооблиственными боковыми ветв€ми (см. например, изображени€ сфагна дубравного или сфагна ¬ульфа).

¬етви на верхушке стебл€ скучены в плотную головку, ниже Ч собраны в пучки; при этом часть ветвей каждого пучка оттопырена в сторону, благодар€ чему побеги соедин€ютс€ в более или менее плотные дерновинки или подушечки. ƒруга€ часть ветвей каждого пучка свисает вдоль стебл€, образу€ своеобразный фитиль, по которому передвигаетс€ вода. –изоидов у взрослого растени€ нет. ѕобег нарастает в верхней части и постепенно отмирает снизу. Ќекоторые ветви на верхушке побега растут быстрее остальных и при отмирании стебл€ снизу дают начало новому побегу, вследствие чего подушечки сфагна постепенно увеличиваютс€ в объеме.

—наружи стебель главного побега и ветвей (рис. 8) покрыт бесцветной кожицей Ч гиалодермисом, состо€щим из крупных мертвых клеток, в стенках которых у многих видов имеютс€ отверсти€ Ч поры. ¬ гиалодермисе ветвей часто встречаютс€ водосборные ретортовидные клетки с отверсти€ми на концах.

—троение стебл€ и листа сфагна

–ис. 8. —троение стебл€ и листа сфагна:
1 Ч поверхность стебл€ с ретортовидными клетками (а), 2 Ч поперечный срез стебл€ (а Ч гиалодермис), 3 Ч поперечный срез листа, 4 Ч лист с поверхности (а Ч фотосинтезирующие клетки, б Ч гиалиновые клетки)

Ћисть€ сфагнов однослойные, без жилки, разнообразной формы; листь€ главного побега обычно отличаютс€ по форме, микроструктуре и размерам от веточных листьев того же вида (см. иллюстрации листьев мхов рода —фагнум Ч Sphagnum).

ѕластинка листа (рис. 8) состоит из клеток двух типов Ч узких живых фотосинтезирующих клеток, оболочка которых нередко пропитана крас€щими веществами, и широких мертвых водоносных клеток. ѕрозрачные, или гиалиновые, мертвые клетки, как и клетки гиалодермиса стебл€, имеют отверсти€ Ч поры. ћикроскопические особенности строени€ листьев играют важную роль при определении видов сфагновых мхов. „ерез поры гиалиновых клеток листьев и стебл€, через отверсти€ ретортовидных клеток, а также по капилл€рным промежуткам между свисающими ветв€ми и стеблем вода легко передаетс€ от одной части растени€ к другой, и это объ€сн€ет замечательную способность сфагнов быстро и в большом количестве впитывать воду. ѕри испарении воды гиалиновые клетки заполн€ютс€ воздухом, поэтому сухие растени€ сфагна приобретают беловатый оттенок.

јнтеридии и архегонии у сфагнов располагаютс€ на особых ветв€х (рис. 9, 4) одного и того же растени€ или на разных растени€х. јнтеридии сид€т в пазухах покровных листьев. ¬етви с антериди€ми обычно булавовидно вздуты и €рко окрашены в различные цвета, но после созревани€ антеридиев ветви удлин€ютс€ и не отличаютс€ по окраске от остальных отсто€щих ветвей растени€. јрхегонии располагаютс€ на концах укороченных почковидных женских веточек также под защитой покровных листьев.

—троение сфагновых мхов

–ис. 9. —троение сфагновых мхов:
1 Ч спора, 2 Ч молода€ протонема, 3 Ч пластинчата€ зрела€ протонема с молодым листостебельным побегом (гаметофором), 4 Ч часть стебл€ с антеридиальными (а) и с архегониальными (б) ветв€ми, 5 Ч антеридиальна€ ветвь, частично лишенна€ листьев (а Ч антеридий), 6 Ч вскрывающийс€ антеридий, 7 Ч сперматозоид, 8 Ч верхушка архегониальной ветви на продольном срезе, 9 Ч продольный срез спорогони€ (а Ч ложноножка, б Ч стопа, в Ч колонка, г Ч спорангий, 9 Ч колпачок), 10 Ч зрелый спорогоний на ложноножке (а Ч ложноножка, б Ч остатки колпачка, в Ч коробочка, г Ч крышечка).

ћолодой спорогоний (рис. 9, 4), наход€щийс€ внутри колпачка, прикрыт снаружи покровными листь€ми и состоит из стопы и коробочки; ножка у спорогони€ сфагновых мхов недоразвита. —о дна коробочки поднимаетс€ куполообразна€ колонка, прикрыта€ сводообразным спорангием. ѕри созревании коробочка прорывает колпачок, который остаетс€ в виде оборки при ее основании, и в это же врем€ часть стебл€, расположенна€ между стопой и покровными листь€ми, сильно удлин€етс€, образу€ ложноножку, котора€ выносит шаровидную коробочку далеко за пределы покровных листьев (рис. 9, 10).  оробочка обычно вскрываетс€ путем резкого отбрасывани€ крышечки, при этом споры выбрасываютс€ на рассто€ние до 10 см. ѕроцесс вскрывани€ коробочки и выбрасывани€ спор легко проследить, подсушива€ выбранные из влажной дернинки растени€ со зрелыми спорогони€ми.

ѕротонема имеет сначала вид короткой нити, а затем лопастной пластинки (рис. 9, 2-3), на которой закладываетс€ почка, дающа€ впоследствии листостебельный побег, или гаметофор.

ѕодкласс јндреэевые (Andreaeidae).

ѕредставители подкласса андреэевых мхов отличаютс€ от остальных мхов целым р€дом признаков. —пора андреэевых, прораста€, дает начало стелющейс€ по поверхности субстрата (обычно камней и скал) разветвленной пластинчатой протонеме с листообразными придатками и древовидными выростами (рис. 10). Ќа протонеме по€вл€ютс€ почки, из которых вырастает гаметофор, прикрепл€ющийс€ к субстрату толстыми цилиндрическими или пластинчатыми ризоидами. —порогоний андреэевых сидит на верхушке стебл€; он обладает колонкой, не доход€щей до верхушки коробочки, и не имеет развитой ножки. —озревшую коробочку за пределы покровных листьев выносит удлин€юща€с€ ложноножка.  оробочка вскрываетс€ 4-8 продольными щел€ми (рис. 15, 1).

—пора и протонема аидреэевых и бриевых мхов

–ис. 10. —пора и протонема аидреэевых и бриевых мхов:
1 Ч спора у фунарии, 2 Ч прорастающа€ спора у фунарии, 3 Ч нитчата€ протонема с почечкой (а) у фунарии, 4 Ч протонема схистостеги, 5 Ч пластинчата€ протонема тетрафиса, 6 Ч протонема андреэи, 7 Ч протонема и мужской гаметофор у буксбаумии

ѕодкласс Ѕриевые, или «еленые ћхи (Bryidae).

ѕодкласс бриевых, или зеленых, мхов Ч наиболее многочисленна€ группа мохообразных. ѕротонема этих мхов обычно имеет вид сильноразветвленной, стелющейс€ по поверхности субстрата нити, от которой в почву отход€т незеленые ризоиды (рис. 10, 2-3).

” некоторых бриевых протонема листовидна€, например у тетрафиса (Tetraphis)(рис. 10, 5). ” схистостеги (Schistostega) Ч мха, растущего в расщелинах скал, в пещерах, дуплах деревьев, одни ветви протонемы, прикрепл€ющие ее к субстрату, нитчатые, другие, располагающиес€ над субстратом, имеют вид однослойных пластинок, направленных перпендикул€рно к лучам света (рис. 10, 4). ѕластинки эти состо€т из линзовидно-воронковидных клеток, в воронковидной части которых наход€тс€ зеленые пластиды (хлоропласты), а над хлоропластами, подобно хрусталику в глазном €блоке, располагаетс€ бесцветна€ масса цитоплазмы. –ассе€нные лучи света, падающие на поверхность пластинки, преломл€ютс€ в линзовидной части клетки и фокусируютс€ на хлоропластах; при этом часть лучей отражаетс€, что вызывает свечение пластинки зеленым светом (отсюда народное название схистостеги Ч Ђсвет€щийс€ мохї).

ѕротонема некоторых бриевых мхов (например, фаска Ч Phascum, поттии Ч Pottia) в противоположность листостебельному побегу этих растений многолетн€€, зимующа€. ” буксбаумии (Buxbaumia) протонема также многолетн€€, а мужской гаметофор у буксбаумии сведен до одного листа, под защитой которого находитс€ антеридий (рис. 10, 7).

»з почек, образующихс€ на протонеме, вырастают листосте-бельные побеги, длина которых варьирует от долей миллиметра до полуметра. ѕобеги бывают простыми или разветвленными, пр€мосто€чими, приподнимающимис€ или восход€щими, вис€чими, стелющимис€ или лежачими (ползучими).

—пособ ветвлени€ мхов часто св€зан с расположением половых органов, а точнее, спорогониев. ” мхов, у которых спорогоний располагаетс€ на верхушке главного побега или столь же мощных ветвей (верхоплодные мхи), побеги простые либо вильчато или мутовчато ветв€щиес€. ” мхов, у которых спорогоний располагаетс€ на верхушке сильно укороченных почковидных боковых ветвей (бокоплодные мхи), побеги ветв€тс€ обычно по-иному (главным образом перисто) и обладают хорошо выраженным главным стеблем. ” некоторых бриевых мхов (например, климаци€) имеютс€ мощные подземные корневищеподобные побеги (см. например, изображени€ климаци€ древовидного или леукодона беличьего), которые служат дл€ вегетативного размножени€ и, выйд€ на поверхность, превращаютс€ в обычные побеги.

—тебель у бриевых мхов тонкий, 0,1-1 мм в диаметре, почти бесцветный либо окрашенный Ч зеленоватый, красноватый, бурый или черноватый, в нижней части или почти на всем своем прот€жении покрытый ризоидами Ч однор€дными многоклеточными, обычно бурыми или красноватыми, простыми или разветвленными волосками (рис. 11, 1). –изоиды, соприкасающиес€ с субстратом, внедр€ютс€ в него, прикрепл€ют к субстрату растение и снабжают его водой с растворенными в ней минеральными сол€ми; на остальной части стебл€ ризоиды нередко образуют густой войлок, который может объедин€ть отдельные побеги в более или менее плотную дерновинку.

—троение бриевых мхов

–ис. 11. —троение бриевых мхов:
1 Ч стебель на поперечном срезе (на поверхности стебл€ видны ризоиды, в центре Ч провод€щий пучок), 2 Ч парафилл, 3 Ч корзиночка с выводковыми телами у тетрафиса, 4 Ч ложноножка с выводковыми телами у аулакомний, 5 Ч чашевидна€ (а) и проросша€ (б) мужска€ почка погоната, 6 Ч обоепола€ почка бри€ на продольном разрезе (а Ч антеридий, б Ч архегоний, в Ч парафиза), 7 Чмужские растени€ сплахна, 8 Ч спорогоний сплахна с зонтиковидной апофизой

Ћисть€ бриевых мхов не имеют черешка и прикрепл€ютс€ к стеблю более или менее широким основанием всегда цельной пластинки поперек, наискось или почти вдоль стебл€, располага€сь в два или несколько вертикальных р€дов. ѕобеги могут быть густо- и рыхлооблиственными. »ногда у верхушки стебл€ листь€ более тесно скучены, чем на остальном его прот€жении, и образуют розетку или хохолок. ¬о влажном состо€нии листь€ плотно прижаты к стеблю, черепитчато налега€ один на другой, или отсто€т от стебл€ под тем или иным углом.

¬ зависимости от величины угла различают листь€ пр€мосто€чие (угол до 15∞), пр€моотсто€щие (угол до 30∞), отклоненные (угол около 45∞), оттопыренные (угол 45-90∞) и отогнутые (угол более 90∞); иногда основание листа может быть пр€моотсто€щим, а верхушка Ч отогнутой. ќбычно листь€ равномерно обращены во все стороны, реже Ч одностороннеобращенные. ” сухих растений по сравнению с влажными характер отхождени€ листьев от стебл€ может мен€тьс€, а пластинка листа иногда завиваетс€ вокруг стебл€ либо изгибаетс€ или закручиваетс€.

ѕластинка обычного фотосинтезирующего листа бывает плоской, ложковидно- или чашевидно-вогнутой, килеватой, желобчатой, трубчатой, продольно-складчатой (далее в тексте просто складчатой) или поперечно-волнистой (далее в тексте просто волнистой).

ѕо очертани€м различают листь€ треугольные, сердцевидные, округлые, €йцевидные, эллиптические, продолговатые, €зыковидные, лопатчатые, ланцетные, линейные, серповидные, крючковидные, треугольно-сердцевидные, продолговато-ланцетные и т. д. ѕластинка листа (за исключением жилки, а иногда и каймы) всегда однослойна€ и состоит из клеток, которые могут различатьс€ между собой по форме, величине и строению. ќснование листа бывает суженным или расширенным, закругленным или выемчатым; иногда основание низбегает по стеблю или, разраста€сь, образует более или менее крупное, охватывающее стебель влагалище.

летки, расположенные в углах основани€ пластинки, могут отличатьс€ по форме, величине и цвету от остальных клеток пластинки, иногда образу€ служащие дл€ сохранени€ воды участки Ч листовые крыль€; если крыль€ сильно вздуты, они называютс€ листовыми ушками (в описани€х те и другие обозначены как ушки).

ра€ листовой пластинки бывают цельными или зубчатыми; они также могут быть плоскими, либо загнутыми (завороченными) на верхнюю сторону, либо отогнутыми (отвороченными) на нижнюю сторону.  летки, расположенные по краю и отличающиес€ от остальных клеток пластинки формой, величиной и окраской, образуют плоскую или вздутую кайму. ¬ерхушка листовой пластинки может быть выемчатой, закругленной, тупой, длинно-или короткозаостренной, шиловидной, пр€мой или крючковато-изогнутой, колпачковидной, с остроконечием.

” большинства видов бриевых мхов листь€ обладают более или менее мощной жилкой, котора€ представл€ет собой т€ж, сложенный несколькими сло€ми клеток. ∆илка бывает узкой или широкой, на верхней стороне жилки иногда располагаютс€ продольные зеленые пластинчатые выросты Ч ассимил€ционные пластиночки, или ассимил€торы. ∆илка чаще проста€ (но может также быть вильчатой или двойной), коротка€ либо длинна€, заканчивающа€с€ в нижней или верхней половине листа. ќна может выступать из верхушки листа в виде остри€ либо волоска.

ћикроскопические особенности строени€ пластинки обычно играют решающую роль в определении видов бриевых мхов.

‘отосинтезирующие листь€ на прот€жении одного и того же стебл€ или листь€ главного побега и боковых ветвей, а также спинные, боковые и брюшные листь€ у плоскооблиственных побегов могут различатьс€ между собой по форме и величине. Ћисть€ на подземных или стелющихс€ по поверхности субстрата корневище-подобных част€х побега по форме, величине и строению обычно отличаютс€ от нормальных фотосинтезирующих листьев и часто имеют вид чешуи. Ѕыстрорастущие побеги с расставленными чешуевидными листь€ми называютс€ столоновидными побегами. Ќередко от обычных вегетативных листьев отличаютс€ по форме и величине, а иногда и по окраске листь€, окружающие и защищающие половые органы, расположенные на верхушках побегов и ветвей (рис. 11, 5). Ћисть€, окружающие антеридии, называютс€ перигониальными, а окружающие архегонии Ч перихециальными.

—тебли некоторых бриевых мхов несут кроме листьев расположенные без вс€кого пор€дка зеленые листовидные или нитевидные придатки Ч парафиллы (рис. 11, 2), образующие иногда густой зеленый войлок на поверхности стебл€ и служащие дл€ ассимил€ции и дл€ поглощени€ воды. Ќедоразвитые листь€ в основании ветвей, напоминающие по облику парафиллы, называютс€ псевдопарафиллами.

Ѕриевые мхи обладают прекрасно выраженной способностьюк вегетативному размножению. ќни могут размножатьс€ посредством разделени€ на части единой протонемы или путем образовани€ вторичных предростков из ризоидов. ќтломанные кусочки побега или листа, попав в благопри€тные услови€, также могут дать начало новым побегам или же вторичной протонеме, на которой возникают многочисленные почки. ќбразование новых экземпл€ров происходит и при обособлении ветвей вследствие отмирани€ нижних участков побега. ¬егетативное размножение осуществл€етс€ также с помощью столоновидных или корневищеподобных побегов, вследствие чего постепенно увеличиваетс€ площадь дерновинки.

≈сть у бриевых мхов и специализированные органы вегетативного размножени€: легко отламывающиес€ от материнского побега флагеллы (нитевидные хрупкие побеги с чешуйчатыми листь€ми); выводковые веточки, расположенные в пазухах листьев и по созревании легко отдел€ющиес€ от материнского растени€; выводковые клубеньки и ломкие листь€; выводковые тела нитевидной, булавовидной или шарообразной формы, развивающиес€ на обычных стебл€х и листь€х или в особых чашевидных вместилищах (рис. 11, 3) или же на конце удлиненного безлистного стебл€ Ч ложноножки (рис. 11, 3).

Ќекоторые виды мхов на большей части территории своего распространени€ размножаютс€ исключительно вегетативным путем и не образуют спорогониев.

јнтеридии и архегонии бриевых мхов вместе с нитевидными структурами Ч парафизами располагаютс€ на верхушках главных побегов или боковых ветвей и наход€тс€ под защитой покровных листьев, образу€ половые почки, или Ђцветкиї (рис. 11, 5-6). ѕочки имеют дисковидную, головчатую или эллипсоидальную форму; они могут быть обоеполыми, т. е. содержать антеридии и архегонии, и однополыми Ч мужским и или женскими, т. е. содержать, соответственно, только антеридии или только архегонии. ” двудомных мхов мужские экземпл€ры иногда резко отличаютс€ по размерам и облику от женских, будучи меньше последних в несколько раз (рис. 11, 7-8).

ћужские почки у некоторых мхов после созревани€ антеридиев могут прорастать и давать начало олиственному побегу (рис. 11, 5). ¬ таких случа€х благодар€ наличию мутовок перигониальных листьев, отличных по форме и цвету от обычных вегетативных листьев, легко можно установить величину годичного прироста и возраст растени€.

ќплодотворение у наземных, наскальных и эпифитных видов происходит во врем€ дожд€ или обильной росы, у водных и болотных мхов Ч по мере созревани€ половых органов. ” некоторых двудомных мхов сперматозоиды, а точнее, слизь со сперматозоидами, по-видимому, может переноситьс€ к женским почкам мелкими животными (насекомыми, черв€ми и т. п.).

¬ результате оплодотворени€ у большинства бриевых мхов в половой почке развиваетс€ лишь один спорогоний, но у некоторых видов бри€ (Bryum) и мни€ (Mnium) в дочке могут по€витьс€ несколько спорогониев. –азвитие спорогони€ продолжаетс€ от одного до нескольких мес€цев, и созревание его, так же как и процесс оплодотворени€, у большинства видов приурочено к определенному времени года.

«релый спорогоний большинства бриевых мхов состоит из стопы, погруженной в ткань олиственного побега, ножки и коробочки, котора€ сверху прикрыта колпачком. Ќожка спорогони€ может быть очень короткой, и в этом случае коробочка бывает погружена в перихециальные листь€ (рис. 12, 1). Ќо чаще ножка бывает удлиненной, пр€мой либо более или менее согнутой (рис. 12, 2). ѕри созревании и подсыхании спорогони€ ножка нередко спирально скручиваетс€ (рис. 13, 2). ѕоверхность ножки может быть гладкой или шероховатой из-за мелких бородавочек.

оробочка бриевых мхов

–ис. 12.  оробочка бриевых мхов:
1 Ч погруженна€, пр€ма€, с короткоклювовидной крышечкой, 2 Ч повисла€, пр€ма€, эллипсоидальна€, бороздчата€, 3 Ч пр€ма€, продолговато-эллипсоидальна€, с длинно-клювовидной крышечкой, 4 Ч горизонтальна€, слегка согнута€, продолговато-€йцевидна€ с короткой шейкой и конусовидной крышечкой, 5 Ч повисла€, обратно€йцевидна€, с длинной шейкой и сводообразной крышечкой с сосочком, 6 Ч горизонтальна€, согнута€ продолговато-€йцевидна€, с короткой пр€мой шейкой и тупоконусовидной крышечкой.

оробочка (рис. 12, 13)бывает пр€мой либо более или менее согнутой, радиально-симметричной или двусторонне-симметричнои, пр€мосто€чей, наклоненной, горизонтальной, повислой. ‘орма коробочки варьирует от шаровидной до удлиненно-цилиндрической, а поверхность коробочки бывает ровной, ребристой или бороздчатой. ¬ коробочке бриевых мхов можно выделить шейку, апофизу (гипофизу), урночку и крышечку (рис. 14).

олпачок и коробочка бриевых мхов

–ис. 13.  олпачок и коробочка бриевых мхов:
1 Ч колпачок узкоколокольчатый, бахромчатый по краю, голый, коробочка пр€мосто€ча€, пр€ма€; 2 Ч колпачок остающийс€ на ножке в виде манжеты, голый, коробочка на скрученной ножке, наклоненна€, €йцевидна€, со слабосогнутои шейкой, с зобиком, 3 Ч колпачок клобуковидный, голый, коробочка пр€мосто€ча€, пр€ма€, с шейкой, обратно€йцевидна€, с косоклювовидной крышечкой; 4 Ч колпачок конусовидно-колокольчатый волосистый, коробочка пр€мосто€ча€, пр€ма€; 5 Ч колпачок шапочковидный, голый по краю лопастной, коробочка на короткой согнутой ножке, широкоэллипсоидальна€, 6 Ч колпачок клобуковидный, голый, коробочка пр€мосто€ча€, пр€ма€, продолговато-эллипсоидальна€, с короткой шейкой.

Ўейка (рис. 12, 13) Ч это нижн€€ часть коробочки, более или менее постепенно переход€ща€ в ножку. Ўейка бывает очень короткой, практически незаметной либо более или менее длинной, пр€мой или согнутой, иногда со вздутием с одной стороны (зобиком). јпофиза Ч это вздута€ нижн€€ часть коробочки, резко отграниченна€ от урночки, иногда €ркоокрашенна€ и превышающа€ урночку по диаметру (рис. 11, 8). ”рночка Ч это наиболее сложно устроенна€ средн€€ часть коробочки, в которой развиваютс€ споры (рис. 14). ” большинства бриевых мхов в центре урночки проходит колонка, верхн€€ часть которой у политриховых мхов образует эпифрагму Ч пленку, прикрывающую устье коробочки.  рышечка, прикрывающа€ урночку сверху,может быть от более или менее плоской до удлиненно-конусовидной, тупой, с бородавочной, с пр€мым или изогнутым клювиком (узкой, как бы насаженной верхушкой) (рис. 12).

—троение коробочки политриха на продольном и поперечном срезах

–ис. 14. —троение коробочки политриха на продольном (1) и поперечном (2) срезах:
а Ч ножка, б Ч шейка, в Ч урночка, г Ч колонка, д Ч эпифрагма, е Ч стенка, ж Ч крышечка, з Ч спорангий.

олпачок (рис. 13) бывает односторонним и кососид€щим (двусторонне-симметричным) и пр€мосто€чим (радиально-симметричным). ќдносторонний, или клобуковидный, колпачок расщеплен с одной стороны. ѕр€мосто€чий колпачок может быть шапочковидным (прикрывающим только верхнюю часть коробочки) и колокольчатым (покрывающим всю или почти всю коробочку).  рай колпачка бывает ровным, лопастным, бахромчатым или реснитчатым, а поверхность Ч голой или волосистой. ѕри созревании спорогони€ колпачок спадает, реже он остаетс€ на ножке в виде манжетки (рис. 13, 2). ” большинства бриевых мхов коробочка при созревании спор вскрываетс€ путем отделени€ крышечки, реже коробочка разрываетс€ на части или споры высвобождаютс€ после сгнивани€ стенки урночки. ѕо краю урночки после отделени€ крышечки обычно располагаютс€ небольшие зубцы или реснички, составл€ющие в своей совокупности окраину, или перистом (рис. 15), строению которого (хорошо различимому лишь с помощью микроскопа) придаетс€ большое значение в систематике бриевых мхов. »ногда перистом недоразвит. ≈сли зубцы располагаютс€ в один р€д, перистом называетс€ простым, если в два Ч двойным, и тогда различают наружный и внутренний перистомы. „исло зубцов простого перистома или число зубцов наружного перистома равно 4, 8, 16, 32 или 64. «убцы простого перистома иногда срастаютс€ попарно или сид€т по краю общей довольно высокой основной перепонки. «убцы перистома совершают гигроскопические движени€ и этим способствуют высеиванию спор, которые затем распростран€ютс€ с помощью ветра, воды или насекомых.

оробочки и перистомы андреэевых и бриевых мхов

–ис. 15.  оробочки и перистомы андреэевых (1) и бриевых (2-7) мхов:
1 Ч коробочка на ложноножке, вскрывающа€с€ 4 створками, 2 Ч при вскрывании коробочки стенка разрываетс€ на неправильные куски, 3 Ч простой перистом с 4 зубцами, 4 Ч простой перистом с 16 двурасщепленными зубцами, 5 Ч простой перистом со спирально завитыми зубцами на трубчатой основной перепонке, 6Ч простой реснитчатый перистом, 7 Ч двойной перистом.

Ќа нашем сайте ¬ы также можете познакомитьс€ с общей информацией о мхах: систематика, строение и размножение мхов (введение), строение мхов класса антоцеротовых, строение печеночных мхов, строение листостебельных мхов (класса Musci), экологи€ и распространение мохообразных, роль мохообразных в природе и де€тельности человека, сбор и гербаризаци€ мхов и определение мохообразных, а также прочитать научно-попул€рные статьи по бриологии: "„то такое мхи?", "”дивительные болота" и "ћхи: иллюстрированный конспект дл€ учител€".

Ќаши авторские методические материалы по ботанике и растени€м –оссии:
можно приобрести следующие методические материалы по ботанике и растени€м –оссии:

нагл€дные полевые определители-бродилки: ƒеревь€ зимой, ƒеревь€ летом,  устарники зимой,  устарники летом,
компьютерные цифровые (дл€ PC-Windows) определители: ÷веты, ƒеревь€ зимой, ƒеревь€ летом, ягоды и сочные плоды,
приложени€-определители растений дл€ смартфонов и планшетов на јндроиде: ÷веты, ƒеревь€ зимой, ƒеревь€ летом, ягоды (их можно скачать в Google Play),
приложени€-определители растений дл€ iPhone и iPad: ƒеревь€ летом, ягоды (их можно загрузить в AppStore),
карманные полевые определители: Ћекарственные растени€, –астени€ болот, –астени€ пресных вод, пособие "ќсновы гидроботанических исследований",
цветные ламинированные определительные таблицы: грибы-1, грибы-2, лишайники, водоросли, мхи, первоцветы, цветы лесов, цветы лугов, цветы водоемов, деревь€ зимой, деревь€ летом, кустарники зимой, кустарники летом,
определитель серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии" ѕищевые растени€.

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.